Создание советского права

Создание основ советского права

Источники советского права. Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законодательства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право. Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

Брачно-семейное право. 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рожденные в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отснял установленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

Трудовое право. Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организациями. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы таких наиболее опасных контрреволюционных преступлений, как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Некоторые политические партии были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно Декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за сам факт членства в них.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс. Создание новых — советских — судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

Система источников советского права уже не включала обычное право. Его источниками теперь стали:

1) произведения марксизма-ленинизма;

2) революционное правосознание и взгляды теоретиков например, принципы социалистического права во взглядах ученых);

3) нормативные акты советской, власти (декреты, постановления, узаконения), к которым относятся:

— Конституции 1918, 1924,1936 гг.;

— Гражданский кодекс 1922,1964 гг.;

— Условный кодекс 1926,1964 гг.;

— Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния; Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и т.д.;

— иные акты Советского государства.

Основные принципы социалистического законодательства:

1) приоритет класса пролетариата;

2) уничтожение личных и политических прав имущего класса;

3) установление административно-распорядительной системы государственной власти.

Источники социалистического права в сфере национального государственного устройства:

1) Декларация прав народов России;

2) Резолюция Ш съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики”;

3) Договор об образовании СССР и др.

Конституция рсфср 1918г.: разработка, принятие, структура, основные положения.

Проект Конституции 1918г. готовился около четырех месяцев (с апреля по июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции был принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918г. включала следующие разделы:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) общие положения Конституции РСФСР (включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенции органов власти — ВЦИКа, СНК и т.д.);

3) конструкция советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

4) избирательное право;

5) бюджетное право;

6) раздел о гербе и флаге РСФСР.

Социальная основа советской власти—диктатура пролетариата. Политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией, — полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства — высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции — переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. — федерация. Субъекты федерации — национальные республики.

Избирательная система по Конституции 1918г. Активным избирательным правом обладали представители отдельных социальных групп, трудящиеся (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

— лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

— граждане, живущие на нетрудовые доходы (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами, и т.п.);

— частные торговцы и посредники;

— представители духовенства;

— служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Создание Советского государства сопровождается формированием основ советского права. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и права. В переходный период существовало 3 группы источников права:

1-я группа – новые нормативные акты, круг которых постепенно расширяется.

2-я группа – старое законодательство, на которое Декрет ВЦИК о суде № 1 допускал ссылки, если оно не противоречило декретам Советской власти.

3-я группа – революционное правосознание трудящихся масс, появление которого связано с отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения.

Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда акты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и трудовые коллективы, особенно в области регулирования трудовых отношений.

Сам законодательный процесс был регламентирован постановлением СНК «О редактировании и печатании законодательных актов» принятом в январе 1918 г.

Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако, с возникновением автономных республик их органы власти, признавая действие общероссийских актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, издавая, например, акты уголовно-правового или процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но среди них отсутствовали систематизированные акты.

Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую наиболее простейшую форму систематизации – Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). В дальнейшем работа по кодификации советского права продолжилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям права Российской империи.

Избирательное право. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов создавались по классовому принципу – рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать и офицеры. В выборах крестьянских Советов могли принимать участие представители сельской буржуазии.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Самым большим представительством обладали рабочие, затем шли крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Выборы не были прямыми, поскольку этот принцип действовал лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались путем многостепенных выборов.

По форме подачи голосов выборы, как правило, были открытыми.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции, понимался с классовой позиции, так как Основной Закон определял категории граждан, которые обладали избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечислялись категории граждан, не имевших избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись «неблагонадежные»: бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии, а также категории умалишенных и преступников.

В Конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Гражданское право. Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены уничтожением частной собственности и установлением новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное поэтапно, но в сжатые сроки. Результатом национализации стало появление нового типа собственности – государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота: ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельскохозяйственных машин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья табака и махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежавших государственному распределению.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и вводился гражданский (светский) брак, регистрируемый в государственных органах записи актов гражданского состояния (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение из производственной сферы капиталистических элементов. Устанавливался 8-часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Решением этих вопросов занимались профсоюзы.

Земельное право. Декретом о земле закреплялся принцип ее неотчуждаемости. Право распоряжения землей предоставлялось исключительно государству. Все граждане, их объединения и организации становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась административными актами органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы колхозного движения.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер. Они были направлены не только на борьбу с преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Классовый подход был и к понятию преступления, которое определялось как действие или бездействие, опасное для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился новый состав – контрреволюционные преступления, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине – вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Среди должностных преступлений отмечались взяточничество и волокита.

Наиболее тяжкими из воинских преступлений признавались использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательство, сообщничество с внутренними и внешними врагами, а также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство и неявку по призыву в тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения и убеждения. Принуждение применялось в отношении враждебных классов, а убеждение – в отношении мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний, согласно Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. были: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и в суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане, неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо лично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в том числе и предание суду.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда, включая в нее дела о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей на отвод председателя суда в любой момент процесса, на решение вопроса о мере наказания и ее уменьшении, на освобождение подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорение на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В революционных трибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного и государственного строя. Дела проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в Наркомате юстиции и ВЦИКе.

Таким образом, социалистической революцией в России были заложены основы советского права – права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.

Глава XII.

Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1478;

В 1950-е гг. в жизни нашей страны произошли важнейшие исторические события: смерть главы Советского государства и Коммунистической партии Советского Союза И.В. Сталина, смена политико-правовой парадигмы властеотношений и, как следствие,

XX съезд КПСС, доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Значение этого политического форума трудно переоценить в истории советского общества, государства и права. Кардинально изменился внутриполитический курс страны. Правовое развитие Советского государства приобрело новый импульс в ракурсе восстановления принципов социалистической законности и правопорядка, демократизма, прав и свобод советских граждан и др. В этих условиях возникла острая необходимость и объективная возможность для проведения кодификации советского законодательства, в ходе которой следовало устранить тоталитарные черты законодательства 1930-х – середины 1950-х гг.

На XX съезде КПСС был одобрен ряд мероприятий по проведению в жизнь принципов социалистической законности, охраны прав и свобод советских граждан. В этой связи были расширены полномочия органов власти союзных республик в области народного хозяйства. Съездом было определено: поручить ЦК КПСС обеспечение дальнейшего развития принципов «советского социалистического демократизма» , предписано «партийным организациям … совершить крутой поворот к вопросам конкретного руководства хозяйственным строительством», осуществление мер, обеспечивающих «преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы».

Заявленное на XX съезде развитие принципов внутрипартийного демократизма, социалистической законности и правопорядка нашло свое отражение и в советском праве изучаемого периода, в частности в кодифицированных актах конца 50-х – начала 70-х гг.

В соответствии с ленинской позицией, согласно которой «закон есть мера политическая, есть политика», советский исследователь В.М. Семенов утверждал, что «…в советском праве эпохи строительства коммунизма находит выражение политика советского народа, руководимого Коммунистической партией Советского Союза».

Принципы социалистической законности и демократизма , согласно решениям XX съезда КПСС, являлись важнейшими в советском праве исследуемого периода. Культивация принципа законности в кодификации советского законодательства конца 50-х – начала 70-х гг. способствовала в определенной степени формированию гражданского общества, функционирование которого осуществляется на основе и в соответствии с требованиями права.

Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», согласно которому были подняты вопросы реабилитации граждан, репрессированных в период сталинских репрессий, можно считать ключевым моментом в изменении принципов советского уголовного права и процесса в сторону зарождения основ демократизации и гуманизма. Партийная доктрина, оформленная на XX съезде КПСС, легла в основу правотворчества Советского государства в плане издания постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий».

Важной чертой кодификации уголовного законодательства выступает декриминализация деяний . Так, по мнению исследователя И.А. Анучина, «с момента принятия Основ уголовного законодательства 1958 г. отчетливо выявилась тенденция к сужению круга преступлений, за совершение которых предусматривалось наказание в виде ссылки».

Принцип законности в кодификации советского уголовного законодательства конца 50-х – начала 60-х гг. проявился в отмене ряда наказаний. Например, предусмотренные УК РСФСР 1926 г. пунктом д) ст. 20 «поражение политических и отдельных гражданских прав» и пунктом е) ст. 20 «удаление из пределов Союза ССР на срок» не предусматривались Основами уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 г.

Реализация принципа законности связана и с возвращением института условно-досрочного освобождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения (условно-досрочное освобождение было отменено в 1939 г.), которое применялось только к осужденным, отличавшимся «примерным поведением и честным отношением к труду». По мнению законодателя, эта категория осужденных доказала «свое исправление … и после фактического отбытия не менее половины назначенного срока наказания» подлежала освобождению условно-досрочно.

Максимальный срок наказания был снижен в декабре 1958 г. с 25 до 10 лет, а за совершение особо тяжких преступлений – до 15 лет. (ст. 23 Основ Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.), но, тем не менее, была сохранена смертная казнь как исключительная мера наказания за шпионаж, измену Родине, диверсии.

Новеллой Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г. стала отмена принципа аналогии, т.е. осуждение лица за деяние, не предусмотренное статьями Основ Уголовного законодательства: «Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния» .В отличие от УК РСФСР 1926 г., Основы Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. устанавливали ответственность только за определенную вину: «уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступлении» .

Важным принципом кодификации уголовного законодательства, отменяющим аналогию, выступает принцип исчерпывающего перечня составов преступлений в нормах уголовного закона.

Верховным Советом СССР были приняты законы СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и «Об уголовной ответственности за воинские преступления» от 25 декабря 1958 г., определившие исчерпывающий перечень особо опасных преступлений и меру ответственности за них. Отныне уголовная ответственность не могла наступить за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законом. Следовательно, принцип аналогии отменялся, и вводился современный принцип «что не запрещено законом, то разрешено «.

Отныне уголовная ответственность не могла наступить за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законом. Следовательно, принцип аналогии отменялся, и вводился современный принцип «что не запрещено законом, то разрешено «.

Вместе с тем, возможность применения принципа аналогии была частично сохранена в связи с тем, что понятие хищения, его признаки и формы не были установлены в законодательстве. Импульсом к определению понятия хищения и его признаков стал Указ Президиума Верховного совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» от 4 июня 1947г., который заменил положения УК РСФСР 1926 г. в сфере борьбы с преступлениями против социалистической собственности (УК РСФСР 1926 г. не определял понятие «хищение»). Указ Президиума Верховного совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» от 4 июня 1947г. по-прежнему не раскрывал понятие хищения, в нем не содержался исчерпывающий перечень признаков хищения и его видов.

Таким образом, важнейшее преступление против социалистической собственности законодательно не было четко сформулировано, оставляя возможность применения принципа аналогии , поскольку в законе существовало лишь включение хищения в группу преступлений против социалистической собственности, например: «Кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества…»

Другой важной чертой кодификации уголовного законодательства конца 50-х – начала 70-х гг. являлось установление обратной силы закона и условий его действия. Согласно ст. 6 Основ Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. закон, смягчавший наказание виновных лиц, обладал обратной силой, тогда как ужесточавший наказание такой силы не имел: «закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется также на деяния, совершенные до его издания. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет».

Своего рода «гуманизация» наблюдалась и в отношении несовершеннолетних граждан. Так, в соответствии со ст. 10 Основ Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. повышался возраст лиц, подлежащих уголовной ответственности с 12 до 16 лет, а по особо тяжким преступлениям – до 14 лет .

В соответствии с принципом законности проводились изменения в уголовно-процессуальном законодательстве СССР 1950-х – 1960-х гг. В 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О подсудности дел о государственных преступлениях» был отменен ряд законов, устанавливавших особый порядок судопроизводства по делам о преступлениях против государства специальными органами. Рассмотрение указанных дел передавалось в гражданские суды или военные трибуналы.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятыми в 1958 г., были закреплены такие важнейшие принципы уголовного судопроизводства как неприкосновенность личности (ст. 6), «недопустимость привлечения в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом» (ст. 4), осуществление правосудия только судом (ст. 7), равенство граждан перед законом и судом (ст. 8), участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде (ст. 9), независимость судей и подчинение их Закону (ст.10), гласность судопроизводства (ст. 12), всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела (ст. 14), обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 13). Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958г. также был введен институт общественных обвинителей и общественных защитников (ст. 41).

Таким образом, подчеркивается необходимость действия принципа состязательности в уголовном процессе и права подсудимого на квалифицированную юридическую защиту в суде . В соответствии со ст. 22 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. «защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения».

Принципы законности и демократизма ярко проявлялись и в кодификации советского гражданского законодательства. 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, определявшие политические цели и задачи периода развернутого строительства в коммунистическом обществе .

В изучаемый период наблюдается зарождение принципа неприкосновенности и защиты собственности советских граждан Личное имущество граждан защищалось не только Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. от посягательств физических лиц, но также и Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. «Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством» . С точки зрения Ю.Ю. Долгобородовой, при создании указанного нормативно-правового акта его «проект исходил из начала единства регулирования имущественных отношений в СССР».

Принципы советского гражданского права, как и других отраслей, по-прежнему носили ярко выраженный социалистический характер. Так, при регламентации права собственности в разделе II «Право собственности» закреплялась «государственная (общенародная) собственность; колхозно-кооперативная собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций» (ст. 20). Подчеркивалось, что «основу личной собственности граждан составляют трудовые доходы» (ст. 25).

Демократизм в советском праве проявлялся во введении относительной свободы договора, столь несвойственной административно-командной системе.

Государство, как правило, выступало обязывающей в договоре стороной, т.е. подтверждалась принадлежность советского гражданского права к отраслям публичного права. В связи с этим представляется закономерным, что в разделе III «Обязательственное право» ведущее место принадлежало нормам, регулировавшим заключение договоров и иных обязательств между государственными и общественными организациями, в целях надлежащего исполнения планов развития народного хозяйства.

Для гражданского процессуального права изучаемого периода были характерны принципы устности, гласности, публичности, коллегиальности, независимости судей и народных заседателей . Вместе с тем, вводится новый для советского процессуального права принцип судебной защиты нарушенных прав и их восстановления. Устанавливались единые для всего СССР общие нормы гражданского процессуального права, заменившие многие нормативно-правовые акты 1920-х – 1940-х гг. Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик были утверждены на VII сессии Верховного Совета СССР пятого созыва 8 декабря 1961 г. В этом документе были расширены права профсоюзов как лиц, участвующих в деле: гражданское дело могло быть возбуждено «по заявлению профсоюзов…».

Очередной новеллой стал и товарищеский суд. «В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела могут рассматриваться товарищескими либо третейскими судами» . Введение товарищеского суда оказалось возможным благодаря активной гражданской позиции советских людей, их высокой степени ответственности за состояние общественного порядка. Более того, товарищеский суд оказывал конструктивное влияние на правопорядок, выступал фактором, благотворно воздействующим на развитие принципа законности .

Принцип законности являлся главенствующим и в регламентации трудовых отношений советских граждан. Вместе с тем, продолжал действовать и социалистический принцип обязательности труда и уголовной ответственности за тунеядство . В этой связи не следует полагать, что принцип свободы трудового договора начал действовать в изучаемый период в полном объеме.

Уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины была отменена Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины» от 26 мая 1956 г. При этом были расширены права руководителей по отношению к подчиненным – нарушителям трудовой дисциплины. Администрация предприятий получила право самостоятельно применять различные меры дисциплинарной ответственности от вынесения замечания до увольнения работника.

Необходимо отметить, что классовый принцип советского права в изучаемый период заменяется принципом социальной справедливости в отношении всего советского народа . Для середины 50-х гг. подобный постулат являлся радикальным новшеством.

Введение принципа социальной справедливости явилось отправной точкой в развитии пенсионного законодательства в СССР. В соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 г. право на пенсию получили граждане, достигшие пенсионного возраста (55 лет – для женщин и 60 – для мужчин), ставшие инвалидами при выполнении служебных обязанностей или потерявшие кормильца.

Изданием «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15 июля 1964г. завершилось формирование пенсионной системы СССР. Если ранее колхозники получали пенсионные выплаты только от колхозов, то теперь согласно постановлению Совмина СССР они получили право и на выплату государственных пенсий, и на сохранение доплат от колхозов.

Принцип демократизма советского права в полной мере отражен в изменениях колхозного законодательства СССР. ЦК КПСС и Совет Министров СССР 6 марта 1956 г. приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели.» Согласно этому нормативно-правовому акту колхозы получили право по своему усмотрению на общем собрании членов колхоза вносить изменения в примерный устав своей артели, определять размеры приусадебных участков, количество скота, которое находилось в личной собственности колхозников, минимум трудодней и вопросы исключения из колхоза.

Регулирование брачно-семейных отношений в изучаемый период базировалось на таких ключевых принципах советского права, как социалистической законности, социальной свободы, равноправия, равенства супругов в браке, обязательности исполнения брачно-семейных обязательств.

Принцип законности был положен в основу регламентации брачно-семейных отношений в изучаемый период. Так, в кодифицированном акте «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968 г. разрешалось признание отцовства, как в судебном порядке, так и в органах ЗАГС в отношении детей, рожденных лицами, не состоявшими в браке, и, следовательно, отменялись положения закона 1944г., запрещавшие установление отцовства в отношении внебрачных детей указанным образом и взыскание алиментов на них. Однако по-прежнему, как и по закону 1944 г. государством признавался только брак, заключенный в органах ЗАГСа. Разрешались браки с иностранцами, запрещенные Указом Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» от 15 февраля 1947 г.

В полной мере принцип законности проявился и в регламентации брачного возраста. «Основами законодательства СССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968г. был подтвержден минимальный брачный возраст – 18 лет, согласно законодательству союзных республик он мог быть снижен до 16 лет. Вводился институт признания брака недействительным, отсутствовавший в «Кодексе законов о браке, семье и опеке» 1926 г.

Принцип социальной свободы проявлялся в добровольности заключения и расторжения брачного союза. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака» от 10 декабря 1965 г. была отменена усложненная двухступенчатая процедура развода с публикацией в органах печати, установленная Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрение судами дел о расторжении брака» от 27ноября 1944 г.

Если в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака» от 10 декабря 1965 г. устанавливался только судебный порядок расторжения брака, то в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968 г. предусматривалась возможность расторжения брака не только в суде, но и в органах ЗАГСа при отсутствии несовершеннолетних детей и имущественных споров.

Принцип социальной свободы был реализован в содержании Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» от 23 ноября 1955 г., отменившего уголовную ответственность как для врачей, производивших аборты, так и в отношении беременных женщин, которым проводилась операция по искусственному прерыванию беременности . Таким образом, советские женщины получили право распоряжаться своей судьбой, планировать семью и материнство.

Принцип равноправия, выраженный в равенстве супругов в браке, реализовывался в действии «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968 г., где устанавливалось равенство прав и обязанностей супругов в браке, а также равноправие обоих родителей в отношении несовершеннолетних детей.

Принцип социальной справедливости проявлялся в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968 г., подтверждавших правило о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в определенном долевом отношении к заработку лица, выплачивающего алименты, в зависимости от количества детей, установленное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. В то же время, согласно «Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968 г. алиментные обязательства были распространены не только на детей, но и на нетрудоспособных родителей и бывшего супруга (супруги) в течение определенного периода после расторжения брака. Отсюда следует, что принцип социальной справедливости истолкован законодателем максимально широко, и предусматривает поэтому, не только детей, но и родителей, супругов, утративших трудоспособность, в качестве субъектов алиментных отношений. Так же необходимо отметить, что законодатель, регламентируя алиментные обязательства в отношении детей, не дифференцирует эту категорию субъектов на лиц, рожденных в браке и вне его. Поэтому дети как особая социальная ценность получили равное право на алименты, независимо от того, находились их родители в браке или нет.

Принцип социальной справедливости

по-прежнему носил ярко выраженный социалистический характер со свойственной ему уравнительностью. Это основополагающее начало проявлялось в сохранении налога на холостяков, одиноких, бездетных и малосемейных. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» от 27 июня 1968 г. было сохранено положение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» от 21 ноября 1941 г. с дополнениями, установленными Указом Президиума Верховного Совета СССР «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» от 8 июля 1944 г., о налоговых отчислениях в пользу государства с перечисленных категорий граждан.

Подытоживая, следует заключить, что кодификация советского законодательства конца 1950-х – 1960-х гг. основывалась на общеправовых принципах: социалистической законности, демократизма, социальной справедливости, социальной свободы.

Наряду с изменениями, произошедшими в сфере общеправовых принципов, существенная трансформация была характерна в исследуемый период для отраслевых принципов. Так в связи с отменой аналогии в советском уголовном праве устанавливался исчерпывающий перечень составов преступлений. По сути это означало введение нового для советского права принципа: «что не запрещено законом, то разрешено». Принцип соответствия степени общественной опасности деяния и тяжести юридической ответственности проявлялся в исследуемый период в сокращении максимальных сроков лишения свободы и возврате института условно-досрочного освобождения.

В связи с упразднением чрезвычайной юстиции на все судопроизводство распространяются процессуальные принципы устности, гласности, состязательности, гарантируется право на квалифицированную юридическую защиту и право на обжалование.

Специфику изучаемой кодификации составила декриминализация деяний. Особенно ярко эта позитивная тенденция в развитии законодательства середины 50-х – начала 70-х гг. проявилась в регулировании трудовых и брачно-семейных отношений.

Таким образом, кодификация советского законодательства 50-х – начала 70-х гг. отличалась системным подходом, благодаря чему приобрела комплексный характер. Подлинная модернизация советского законодательства в этот период способствовала преодолению наиболее одиозных тоталитарных черт законодательства 30-х – середины 50-х гг. при сохранении коммунистической идеологии.

Библиография

Доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»// Известия ЦК КПСС. 1989. № 3
Большая Советская энциклопедия //Л.Н. Бычков // XX съезд КПСС. Стенографический отчёт, т. 1-2, М., 1956.
В. И. Ленин. Соч:, изд. V, т: 23.
Семенов В. М. Принципы советского социалистического общенародного права /В. М. Семенов. //Правоведение. 1964.-№ 1.
Постановление Президиума ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г.// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. 1956—1960. М., 1986. С. 111—129
Анучин И.А. Правовое регулирование ссылки как уголовного наказания во второй половине 1950-х –1960-е гг. в СССР/И.А. Анучин // Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ssylki-kak-ugolovnogo-nakazaniya-vo-vtoroy-polovine-1950-h-1960-e-gg-v-sssr.pdf
Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. //М.: Госюриздат, 1950
Указ Президиума Верховного Совета СССР. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения» от 14 июля 1954 г.// Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. М., 1959. С.317-318
Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене условно-досрочного освобождения для осужденных, отбывающих наказание в ИТЛ НКВД СССР» от 15.06.39 г.// ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918—1960 / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. — М.: МФД, 2000. — С. 116 — (Россия. XX век. Документы); Указ Президиума Верховного Совета СССР Об отмене условно-досрочного освобождения для осуждённых, отбывающих наказание в НТК и тюрьмах НКВД СССР от 20.06.39 г. // ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, 2000. С. 117 (Россия. XX век. Документы)
Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик от 25.12.1958 .// Ведомости Верховного Совета СССР, 1959. N 1.
Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25.12. 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1959. № 1
Закон СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» от 25.12. 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1959. № 1
Указ Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» от 4.06.1947//Ведомости Верховного Совета СССР, 1947 . № 19
УК РСФСР 1926 г. // «СУ РСФСР», 1926. № 80.
Указ Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» от 4.06.1947//Ведомости Верховного Совета СССР, 1947 . № 19
Указ Президиума ВС СССР «О подсудности дел о государственных преступлениях» от 28.07.1956 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 76-77.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1959. N 1.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8.12.1961// Ведомости Верховного Совета СССР, 1961. № 50.
Долгобородова Ю.Ю. Основы гражданского законодательства Союза Советских Социалистических республик и союзных республик 1961 года (историко-правовой аспект). /Ю.Ю. Долгобородова //Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета./ 2014. № 2.
Основы гражданского судопроизводства союза ССР и союзных республик от 08.12.1961// Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50
Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 25.12.58 // Ведомости Верховного Совета СССР, 1959. № 1
Указ Президиума ВС СССР «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины» от 25.04.1956// Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г.-июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. М: Государственное издательство юридической литературы, 1956.
Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г.// Ведомости ВС СССР, 1956, N 15.
Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964 г.// Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 29.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели» от 6.03.1956 г. // http://www.booksite.ru/localtxt/hre/sto/mat/iay/ist/ote/gos/prav/22.htm#91
Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» от 8 июля 1944 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1944г. №37
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» от 15 февраля 1947 г.// Ведомости Верховного Совета СССР от 18 марта 1947 г.
Основы законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27.06.1968 г.// Ведомости Верховного Совета СССР, 1968. N 27.
«Кодексе законов о браке, семье и опеке» 1926 г .//М.: Юр. изд-во Минюст СССР, 1947.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1965 г. «О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1965.-№ 49.-Ст. 726.
Постановление СНК и НКЮ СССР «Инструкция НКЮ СССР «О порядке рассмотрение судами дел о расторжении брака» от 27ноября 1944 г. № 1622. // Законодательство о браке и семье.-М.: Гос. изд-во Юрид. лит., 1953
Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» от 23 ноября 1955 г.// «Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 22.
Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» от 27 июня 1936 г. // СЗ СССР 1936 г. № 34, ст. 309
Биюшкина Н.И. Судебная реформа в Российской империи 1864-1917 гг.: (На материалах Нижегородской губернии)/Н.И. Биюшкина, А.В. Кисилева: Монография.-Н. Новгород: Гладкова О.В., 2007
Биюшкина Н.И. Политико-правовые взгляды Н.Х. Бунге//История государства и права. 2010. № 1.
Биюшкина Н.И. Охранительные отношения в Российском государстве в период правления Александра III (март 1881-го-1864 год). Н. Новгород, 2010.
Биюшкина Н.И. Проблемы правового регулирования административного надзора в РФ//Административное и муниципальное право. -2014. -№ 9. -С. 922-928.

References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Да, источники права, я не устаю цитировать хит сезона, меня редко балуют хорошими ответами на экзамене, Юрьев День они считали, что крестьянин работал и работал и раз в году мог выйти. Как это он мог выйти, выйти в поле, а потом вернуться. Но в этот раз меня просто порадовали источники древнерусского права – это наноканоны. Эдакий хай тек. Это останется в анналах, эти ответы очень дорогого стоят, это же человек обдумал, то о чём говорит, обмылил. Источники советского права, пока ещё нет наноканонов, до них мы не дошли.

Первый — Нормативные акты Советского государства. Слово «закон» было надолго и основательно забыто. Многое поменялось в терминологии. Вместо солдат – красноармеец, вместо министр – народный комиссар, вместо закона – декрет. Закон изменился на:

· Декрет. Корень латинский. Взято из Великой Французской Революции. Органы у нас все законодательные. Декреты издавали ВЦИК, СНК и даже совместные декреты и ВЦИКа, и СНК. Формально же декреты СНК должны быть утверждены ВЦИКом, как формально вышестоящим органом. Однако никакого разделения властей по большевистским идеям нет, власть едина и не делится. Именно по этой причине были такие декреты, которые ВЦИК как вышестоящий орган принимал на основании декретов на основании нижестоящего совнаркома. Например, декрет о суде – декрет совнаркома, на основании которого ВЦИК принял инструкцию о ревтрибуналах. Кажется дикость, что нижестоящий орган определяет вышестоящий, хотя должно быть наоборот. Но здесь всё получается, как удобнее.

· Постановление. В эту форму обрекались решения Всероссийских Съездов Советов. В частности в годы гражданской войны у нас появятся целая серия подобных постановлений. В них записывались основополагающие нормы конституционного, земельного права и т.д. Они основополагающие законы.

· Инструкции. Они исходили уже не только от совнаркома и ВЦИКа, но их также подготавливали конкретные народные комиссариаты.

Публиковались они в периодическом издании, начатом ещё в середине 19 века, — «Собрании узаконений правительства» (СУ-РСФСР). Это то, что теперь напоминает собрание законодательств. То есть раз в лет десять публикуется эта брошюрка, журнальчик, в конце года к нему делается алфавитный указатель и юристу очень просто с ним работать.

Роль советского законодательства в то время.

Ленин и однопартийцы относились к праву как к инструменту, который может меняться по мере надобности. Т.е. никто не говорил о священности права, о какой-то неприкосновенности, да и вообще правом можно было даже пожертвовать, так что советский закон был не самым главным источником права. В суде можно пощупать, что если советский закон противоречит кое-чему, то применяется не советский закон, а совсем другое. Поэтому советское право даже не доминировало, и уступало по юридической силе.

Второй — Законы свергнутых правительств. Т.е. речь идёт о царских законов и законов временного правительства. Применяем их потому, что в советском законодательстве пока масса пробелов. Пределы применения таких актов:

· Непротиворечие советскому законодательству. Если царский закон противоречит советскому законодательству, то царский закон не применяется.

· Непротиворечие программам правящих партий. Речь шла о политических программах большевиков и левых эсеров. Если старый закон не противоречил этим политическим программам, то он может быть применён.

· Непротиворечие социалистическому правосознанию трудящихся. Где это можно увидеть? А кто решает это? А решает это суд.

Когда дозволили применять старые акты и когда запретили. Дозволено – декрет о суде номер 1, ноябрь 1917 года. Запрет – 21 октября 1918 года – принято первое положение о Народном суде РСФСР. Реформирование судебной системы, а также именно в этом документе содержится чёткое указание о запрете применения законов свергнутых правительств. Примеры вклинивания старых актов в действующие, советские примеры:

· Декрет о 8-мичасовом рабочем дне. В нём говорится о возможности применения Устава о промышленном труде 1913 года. Там говорилось о выходных днях. Церковные праздники сделаны выходными дни. Вот любопытное дело, вроде большевики не замешаны в дела православных, но здесь они включили церковные праздники и конечно свои революционные в число выходных. И предусмотрело, что если население не хочет праздновать церковные праздники и сидеть дома в эти дни, можно праздновать другие дни.

· Декрет о суде №2. Март 1917 года. Там заложена не то, что возможность, а обязанность применять Устав Гражданского Судопроизводства 1864 года. Так что пока у нас нет процессуального законодательства, суды обязаны были применять УГС 1864 года.

Уже через год, а именно, в октябре 1918 года всё это исключали.

Третий — Социалистическое правосознание трудящихся. Что это и с чем его едят.

Немного отдохнём. Лето 18 года. Советское правительство сделало «царский», извините за неудачное выражение, подарок абитуриентом. Оно отменило конкурсное поступление. То есть могли учиться на юрфаке любо гражданин 16 лет. Почему мог учиться любой? Ленин учит в детстве языки иностранные, и на юрфак поступали уже образованные люди. Почему же нельзя и дальше принимать по конкурсу, потому что по конкурсу попадают те, у кого есть деньги на репетиторов, те, кто могли себе это позволить, а некоторые и в принципе позволить себе этого не могли. Если человек работает с 10 лет на фабрике, когда ему учить опутус романум, галдеамус, понимаете игитур, простите за грубое выражение. У него времени на это нету. Вы поработайте один день, вы после этого учиться не сможете. Моё второе высшее образование на семинарах только что не спит, приходится перед ними танцевать джигу. Можно ли позволить сынкам и дочкам тех богатеньких сидеть здесь, а потом в советском суде? Там должны быть люди с соответсвующей классовой ориентацией. Важно чтобы студенты как юристы были правильно классово ориентированы. На юрфак шли люди по путёвкам и командировкам, так что случайных людей там в принципе не было. В суде советском важно сознание судьи. Для большевиков важно было сформировать правильный судейский корпус. И правосознание судьи в этом плане было источником права. И это можно доказать. Например, в инструкции о трибунале: «Судья не связан нормами материального права». Это изумительно. Практический пример, дама вот не вовремя пришла и также не своевременно ушла. Ну и как ее наказывать, ведь нет же такой нормы права. А если передать её дело в советский суд, то он может вынести решение, например, конспектировать учебник Чистякова. Суд же не связан, он что захочет, то придумает. Перенесёмся в уголовное право. Суд может применить любое наказание. Тут нужно упомянуть Петражицкого. Луначарскому понравилась его психологическая теория. Сознание пролетариев – источник права. У студентов принято не опаздывать дольше чем на 15 минут, это студенческое право, у разбойников принято делить добычу и большую часть атаману, это разбойничье право, а почему сознание пролетариев не может быть источником? Правосознание как источник – выражение именно этой теории. Именно этот источник в прямой форме действовал до нэпа и – скрыто – дальше. Правосознание, классовое чутьё — определяющее. Он был несколько изменён, но по сути он не менялся. Для судей низших разрядов судей образование вообще было не нужно. Вас могли выдвинуть на избрание. Для судей рангов выше требовалось образование.

Добавить комментарий