Специальный административно-правовой статус – обогащает или ограничивает общий административно-правовой статус, Sкт приобретает комплекс прав и обязанностей, не являющимся общим для всех физических лиц.
Особенности:
1) Основание – специальный НПА, регулирующий права и обязанности данной категории лиц (например, ФЗ «О статусе военнослужащих»).
2) В данных отношениях реализуются дополнительные права и обязанности.
3) Д. Н. Бархах считает, что специальные статусы могут реализовываться в «административных коллективах» — личный состав организации, в которых отношения её членов в администрацией реализуются через административное право (например, статус обучающихся или милитаризованных служащих).
4) Sкт может иметь один или несколько специальных статусов, но только дополнительно к общему статусу.
5) Находятся в постоянных правоотношениях с публичной администрацией.
Виды специальных статусов:
Ø Член административных коллективов;
Ø Субъекты административной опеки (сироты, безработные);
Ø Жители территорий с особым правовым режимом (ЗАТО);
Ø Субъекты разрешительной системы (водители);
Ø Государственные служащие;
Ø Лица, совершившие правонарушения.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с КРФ, иностранные граждане и лбг обладают равными правами и обязанностями с гражданами РФ. Но их права могут быть ограничены в случаях, специально предусмотренных ФЗ или МД.
Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иного государства.
Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия иного гражданства (подданства).
Основная форма установления особенностей правового статуса данных лиц – административно-правовоыми нормами в ФЗ.
Все особенности правосубъектности можно поделить на общие, групповые и индивидуальные. Обусловлены разными обстоятельствами: на сколько прибыли в РФ, цель пребывания и другое.
Ограничения:
1. Ограничение избирательных прав:
· Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в ОГВ РФ и ОГВ Sктов РФ.
· Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут избирать и быть избранными в ОМСу, участвовать в местных референдумах, в случаях, предусмотренных ФЗ.
2. Ограничение доступа к публичной службе.
· Не могут находиться на муниципальной службе.
· Не могут находиться на военной службе по контракту в ФСБ, внешней разведки, государственной охраны (НО могут на военную службу по контракту или в ВС РФ в качестве гражданского персонала).
· Не могут замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под флагом РФ.
· Не могут быть членами экипажа военного корабля РФ.
· Не могут быть командиром воздушного судна гражданской авиации (за исключением квоты до 2019 года, установленной Правительством РФ).
· Не могут быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (перечень утв. Правительством РФ).
3. Ограничение доступа к труду.
· Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников.
· Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
· Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами.
4. Ограничение на передвижение на территории РФ.
Ø Территории ЗАТО.
Ø Территории, на которых введено ЧП\ВП.
Ø Территории с карантином (массовые заболевания).
Ø Территория закрытых военных городков.
Ø Территории контртеррористической операции.
Ø Зоны экологического бедствия.
Ø Пограничная зона.
Ø Объекты и организации ВС РФ, ОГВ, связанные с гос. тайной.
Ø Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.
Виды иностранцев на территории РФ:
Временное пребывание | Временное проживание | Постоянное проживание |
1) Основания: Виза или миграционная карта; 2) Виды виз: — дипломатическая для глав иностранных государств, представителей дипведомств, консульским курьерам; — служебная выдается МИД РФ для членов иностранных делегаций, военнослужащим; — транзитная в целях проезда через РФ; — временно проживающего, на 3 месяца с возможностью продления; — обычная: частная, деловая, туристическая, учебная рабочая, гуманитарная, виза в целях предоставления политического убежища. | 1) Основания: Разрешение на временное проживание сроком на 3 года. 2) Подтверждает право проживать на территории РФ до получения вида на жительство. 3) Выдает территориальный орган ФМС в течение 6 месяцев. | 1) Основание: Вид на жительство сроком на 5 лет, возможно продлить при проживании 1 год на территории. 2) Подтверждает право проживать на территории и покидать территорию. 3) Выдает территориальный орган ФМС в течение 6 месяцев. |
Момент возникновения административно-правового статуса – с момента въезда на территорию РФ.
Некоторые ученые считают, что с момента получения визы, так как в некоторых случаях поведение иностранного гражданина за пределами РФ может влиять на его административно-правовой статус, например, разрешение на временное проживание аннулируется или не выдается, если он связан с террористической деятельностью, создает угрозу безопасности РФ.
Момент прекращения административно-правового статуса –в момент выезда из РФ. Но иногда административно-правовой статус не прекращается (например, в течение 5 лет после выдворения нельзя въехать в РФ).
15. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной
жалобе.
Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).
Административная жалоба – это один из видов обращения (обращение – это направленный в государственный орган, орган МСу или ДЛ в письменной\электронной форме предложение, заявление или жалоба, а также устно).
Sктом выступают как граждане РФ, так и иностранные граждане и лбг.
При подаче жалобы в обязательном порядке:
· Указывается наименование органа или данные ДЛ;
· ФИО заявителя, контактные данные;
· Прикладываются необходимые документы;
· Проставляется подпись, дата.
Обращение подлежит обязательному рассмотрению, особенности:
1. Регистрация обращения происходит в течение 3х дней с момента получения.
2. Если заявитель направил жалобу в некомпетентный орган, то обращение всё равно регистрируется в течение 7 дней и перенаправляется в компетентный орган с уведомлением заявителя.
3. При устном приеме ответ на обращение может быть дан устно или письменно (по требованию заявителя).
4. Ответ на анонимные сообщения не дается (но если в нём есть информация о правонарушении, то его рассматривают).
5. Почерк должен быть понятным, иначе ответ не дается.
6. Если в обращении обжалуется судебное решение, то оно возвращается с разъяснением.
7. При наличии нецензурной лексики и оскорблений вправе оставить обращение без ответа (злоупотребление правом).
8. Многократно один и тот же вопрос – можно принять решение о неосновательности данного обращения и закончить переписку.
Административная жалоба подразделяется на два вида:
1) Общая;
2) Специальная;
Критерий | Общая | Специальная |
Нормативная основа | ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» | Специальные НА, например, КоАП, ФЗ «О полиции», ФЗ «О воинской службе и военной обязанности» и др. |
Sкт подачи | Гражданин РФ, иностранный гражданин, лбг, находящиеся на территории РФ. | Те Sкты, перечень которых дан в специальном НА (например, в КоАП – правонарушитель, потерпевший или их представители). Перечень исчерпывающий. |
Сроки подачи | Не ограничены. | Жалоба на постановление об административном правонарушении в КоАП подается в течение 10 суток со дня вручения постановления. В каждом – разные. |
Форма подачи | Устно, письменно, электронно. | Только письменная. |
Органы, в которые подать | Государственные органы, органы МСу или ДЛ. | Тот, который указан в специальном НА. |
Сроки рассмотрения | 30 дней. | В каждом – свой (до 60 суток доходит). В КоАП – 10 суток. |
Решение по жалобе | Ответ на обращение. | Решение: об оставлении в силе, об изменении, об отмене. |
Стадии рассмотрения | 1. Подача; 2. Регистрация (3 дня). 3. Рассмотрение и вынесение решения. 4. Исполнение решения. | 1. Подача; 2. Регистрация; 3. Рассмотрение и вынесение решения. 4. Исполнение решения. |
16. Судебный порядок обжалования гражданами нарушенных прав и свобод: общая
характеристика института административной юстиции.
Административная юстиция – это институт рассмотрения судами жалоб граждан на акты публичной администрации.
Особенности:
1) Нет специальных административных судов. Рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными судами, КС РФ и К(У)СSкта РФ.
2) Порядок рассмотрения дел регламентируется специальными НПА (например, гл. 22 КАС).
3) Могут быть обжалованы решения\действия\бездействия государственного органа, органа МСу или ДЛ, а также организаций, осуществляющих публичные функции при нарушении прав и свобод человека.
Судебная жалоба делится на два вида: общая и специальная.
Критерий | Общая | Специальная |
Нормативная основа | Специальные НПА, гл. 22 КАС. | Специальные НПА, гл. 30 КоАП. |
Sкт подачи | Граждане, иностранные лица и лбг. | Специальное лицо, закрепленное в НПА. |
Сроки подачи | 3 месяца. | Специальный, закреплен в НПА, в гл. 30 КоАП – 10 дней. |
Форма подачи | Письменно или электронно | Письменно (иногда электронно). |
Органы, в которые подать | Суд. | Суд, вышестоящий орган власти или ДЛ. |
Срок рассмотрения | 2 (3 – ВС РФ) месяца, может быть продлен на 1 месяц. | Специальный, закреплен в НПА. В гл. 30 КоАП – 2 месяца. |
Решение | Решение суда | Решение суда, вышестоящего органа или ДЛ |
Госпошлина | Есть. | Нет. |
Содержание
Административно-правовой статус граждан в РФ
курсовая работа
Специальный административно-правовой статус — это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).
Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:
1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);
2. данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями ПА;
3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:
1) членов административных коллективов;
2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);
5) государственных и муниципальных служащих;
6) индивидуальных предпринимателей и др.;
7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.
Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.
Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.
Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты — административный коллектив.
Став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта — организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.
Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.
Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:
1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);
3) военнослужащих;
4) государственных гражданских служащих.
Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.
Структура специального административно-правового статуса
1. основания для приобретения статуса:
— условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);
Понятие, назначение и правовые основания специальных административно-правовых режимов
Использование субъектами публичной власти традиционных, ординарных методов и форм управленческой деятельности в определенных условиях может быть признано неэффективным. Необходимость обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в таких условиях требует использования особых управленческих приемов, нашедших свое закрепление в рамках института специальных административно-правовых режимов (САПР).
Институт специальных административно-правовых режимов представляет собой систему императивных норм административного права, регулирующих общественные отношения в сфере деятельности органов публичной власти по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности в особых условиях функционирования.
Под административно-правовым режимом в широком смысле понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления.
Некоторые правовые режимы нормативно определяются как комплексные, используются такие категории, как «особый правовой режим», «особый режим», «специальный режим охраны». Тем самым подчеркивается, что, во-первых, институт специальных правовых режимов носит межотраслевой характер и включает нормы конституционного, административного, международного, муниципального, финансового права, а во-вторых, эти режимы затрагивают различные по характеру права и обязанности субъектов режимного регулирования.
Специальные правовые режимы определяются как «специальные правовые регламенты деятельности органов государственной власти и управления, допускающие ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами».
Неотъемлемым элементом специального административно-правового режима являются принудительные меры и ограничения, представляющие собой совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей.
Специальные административно-правовые режимы обладают рядом признаков. Они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечивать безопасность, охрану, защиту. Предписания, образующие режимные правила, как правило, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц, т. е. носят государственновластный, императивный характер. Одним из субъектов отношений, возникающих в рамках специальных административно-правовых режимов, всегда являются исполнительные органы публичной власти. При регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил, применяется административно-правовой метод воздействия. Нарушение правил режима влечет за собой меры дисциплинарного и административного принуждения.
Специальные административно-правовые режимы устанавливаются там, где неэффективен обычный порядок реализации юридических средств, где необходимо сосредоточение в единый комплекс процессуальных форм, контрольно-надзорных функций, мер принуждения, направленных на обеспечение публичных и частных интересов. Специальные административно-правовые режимы предопределяют необходимость использования особых правовых средств, к числу которых относятся:
- — дополнительные запреты и обязывания, при осуществлении превентивного контроля за их исполнением;
- — специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил (государственная экспертиза, государственная регистрация);
- — разрешительный способ или тип реализации прав и свобод, выполнение хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществлять те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, которое может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;
- — система контроля и надзора за выполнением режимных требований со стороны субъектов права.
Целью специальных административно-правовых режимов является обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности в особых условиях. Цели специальных административно-правовых режимов могут быть конкретизированы в зависимости от конкретного вида режима. Так, целью режима военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью режима закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) является обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка на территориях, где расположены объекты военного, научного и иного социального назначения. Целью режима секретности является охрана и защита сведений, составляющих государственную тайну.
Задачи специальных административно-правовых режимов непосредственно предопределяются целями:
- — обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства;
- — обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
- — определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные мероприятия;
- — установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;
- — обеспечение, охрана и защита прав граждан в особых условиях;
- — ликвидация последствий неблагоприятных событий и явлений;
- — нормализация обстановки, устранение возникшей угрозы;
- — создание условий для эффективной деятельности органов государственной власти и др.
Правовой основой специальных правовых режимов является система действующих нормативных правовых актов. Общие вопросы регулирования режимов нашли свое закрепление в Конституции РФ. Исходя из того, что специальные административно-правовые режимы предусматривают возможность применения ограничений прав и свобод человека и гражданина, важным является положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Специальным административно-правовым режимам посвящены положения ст. 56, 87, 88, 102 Конституции РФ.
Правовую основу специальных административно-правовых режимов составляют федеральные конституционные законы, к которым относятся, например, федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», а также, например, Законы РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытых административно-территориальных образованиях», федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Особую группу актов, представляющих правовую основу института специальных административно-правовых режимов, составляют указы Президента РФ. Именно указом Президента РФ предусмотрено введение режимов чрезвычайного и военного положения. Постановления Правительства РФ, ведомственные приказы также выступают правовой основой института специальных административно-правовых режимов.
Объектами специальных административно-правовых режимов выступают общественный порядок и общественная безопасность, их поддержание и укрепление в особых условиях. Так, например, объектом военного положения является защита суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Объектом режима ЗАТО выступает общественный порядок и общественная безопасность на определенных территориях. Объектом режима секретности является порядок обращения с информацией, составляющей государственную тайну.
Принципы специальных административно-правовых режимов представляют собой исходные, руководящие начала, определяющие суть и содержание режима.
Принцип законности. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, юридических лиц и организаций в рамках введения и реализации специальных административно-правовых режимов должна осуществляться в четком соответствии с положениями действующих законов.
Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в исключительных случаях, в том числе в рамках реализации специальных административно-правовых режимов. Однако ряд прав и свобод не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Принцип гласности. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления при осуществлении специальных административно-правовых режимов должна быть открытой и доступной для граждан. Доступной и открытой должна быть информация о принимаемых временных мерах и ограничениях. Так, например, Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию (ст. 6 ФКЗ о ЧП). В законе отсутствует четкое указание, на какие средства массовой информации возлагается эта обязанность. Информация подлежит опубликованию в том средстве массовой информации, в которое адресовано соответствующее требование со стороны Президента РФ, коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции в области обеспечения режима военного положения.
В рамках режима закрытого административно-территориального образования принцип гласности выражается в том, что граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.
Гласной и открытой является информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Принцип равенства. Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В ст. 28 ФКЗ о ЧП подчеркивается, что применяемые в рамках режима временные меры и ограничения не должны влечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.
Принцип адекватности и соразмерности применяемых в рамках специальных административно-правовых режимов мер и временных ограничений. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных действующим законодательством полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов.
Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:
- членов административных коллективов;
- субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
- жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
- субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, допущенных к государственной тайне, и др.);
- государственных и муниципальных служащих; индивидуальных предпринимателей;
- лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.
Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.
Понятие административный коллектив в юридической науке не применяется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве термин «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации.
Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.
Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты — административный коллектив, в который уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация и преподаватели.
Вопрос о правосубъектности и видах административных коллективов еще ждет своего исследователя. Сейчас же нужно отметить, что, став добровольно, по призыву членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта — организации.
Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РФ «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20) и др.
Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры определяются административно-правовыми нормами.
В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.
Применительно к членам административных коллективов различаются статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.
Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.
Одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т.д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти.
И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты — безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.
Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.
В политике административной опеки высшие органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя органам субъектов Федерации и местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот. В системе административной опеки нужно различать правовую базу, содержание, экономико-организационную основу, порядок признания (беженцем, безработным и т.д.), реализацию и прекращение опеки.
Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.
Но и пенсионеры по возрасту, инвалидности и др. тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения отношений административной опеки. Законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи и ряд других актов социальной направленности ориентируют на серьезное и глубокое изучение проблем административной опеки.
В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.
Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий. Он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.
Так, во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Правительство РФ утвердило положение об обеспечении режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ.
В нем сказано, что особый режим включает:
- установление запретной зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования без территории объекта);
- ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования;
- ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;
- ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание.
Понятие, элементы, особенности и виды административно-правового статуса гражданина
Понятие административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус гражданина – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.
Элементы административно-правового статуса гражданина
Элементами административно-правового статуса граждан являются:
— административная правоспособность – предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;
— административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);
— права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).
Особенности административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.).
Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими.
Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).
В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.).
В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).
Виды административно-правового статуса гражданина
Выделяют три вида административно-правового статуса гражданина: общий, особенный и специальный.
Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.
Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности.
Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти.
Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.
Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти.
К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.