Способы прекращения юридических лиц

Способы прекращения юр лиц:

1)реорганизация, т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л.

2)ликвидация, т.е. без перехода прав и обязанностей др юр.л.

Основания прекращения юр лиц:

• добровольные — прекращение по решению орг юр лица.

• распорядительные:

по решению учредителей юр л;

по решению компетентного гос орг;

по решению суда.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента гос регистрации его реорганизации или ликвидации.

Виды реорганизации:

• слияние – 2 юр л образуют новое юр л, а сами прекращают свое существование. После регистрации слияние завершено;

• присоединение – в состав первоначального юр л входит новое юр л и прекращает свое существование. Конец процедуры – исключение из реестра второго юр л;

• разделение – первоначальное юр. Л прекращает свое существование. Все права и обязанности переходят вновь созданному;

• выделение – из одного юр л выделяется другое. Первоначальное юр л сохраняет свое существование, но часть своих прав и обязанностей передает вновь созданному юр л. С момента гос регистрации нов юр л будет завершено выделение;

• преобразование – смена организационно-правовой формы юр л. Изменение вида юр л. После принятия решения учредители в 3 дн срок обязаны уведометь регистрирующий орг. Затем сообщение в СМИ (для кредиторов).

Понятие, способы и порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация юр л — т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей или орг юр л по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (ст 61 ГК ):

1) по иску гос орг или орг МСУ в случае признания гос регистрации юр л недействительной, в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона;

2) в случае осуществления юр л деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;

3) в случае осуществления юр лицом деятельности, запрещенной законом;

4) в случае систематического осуществления юр л деятельности, противоречащей ее уставным целям.

5) по иску учредителя юр л в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Процедура: Сначала созд ликвидационная комиссия в юр л учредителем. Она сообщает в печать для уведомления кредиторов; затем составление промежуточного ликвидационного баланса (деньги, материальные средства); удовлетворение требований кредиторов в 4 очереди:


1)граждане, перед котор юр л несет ответственность за вред, причененный жизни или здоровью; осуществляется за счет капитализации временных платежей. Если ликвидирутся банки – граждане вкладчики

2)расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда и выплате по результатам интеллектуальной деятельности

3)расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

4)все оставшиеся кредиторы

После удовлетворения требований всех кредиторов составляется окончательный ликвидационный баланс и имущество либо распределяется между участниками коммерческих организаций, либо направляется на цели, для которых была созд некоммерческая организация. Затем вносится запись о прекращении юр л в единый гос реестр.

Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК. Юр л по решению суда может быть признано несостоятельным. За исключением

-казенного предприятия,

-учреждения,

-политической партии

-религиозной организации,

Государственная корпорация или компания может быть признана несостоятельной, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юр л банкротом судом влечет его ликвидацию.

1. Общие положения. Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц.

Основания прекращения – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.

Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.

Юридические лица, основанные на частной форме собственности и созданные в любой организационно-правовой форме, прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.

Способы прекращения – это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Так, прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы. Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на частной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность.

Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально не отличаются от способов их возникновения.

Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.е. против воли их учредителей. На основании решения суда хозяйственные общества прекращают свою деятельность, если они признаны банкротами, систематически и грубо нарушают действующее законодательство, если учредительные документы признаны недействительными, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 19 ЗУ «О хозяйственных обществах»). Решением суда объединение граждан (общественная организация или политическая партия) распускается (прекращает свою деятельность) в случаях, если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст. 4, 22 и 32 ЗУ «Об объединениях граждан».

Формы прекращения – это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.

Юридические лица прекращаются путем реорганизации и ликвидации.

2. Реорганизация юридических лиц. На протяжении многих десятилетий реорганизация рассматривалась в качестве способа прекращения юридического лица, отличного от ликвидации наличием правопреемства . Такой подход был предопределен нормами ст. 37 Гражданского Кодекса УССР от 1963 года . В законодательстве отсутствовали даже легальные определения, как самой реорганизации, так и отдельных ее форм.

В результате кодификации ХК Украины сохраняет традиционный для нашего законодательства термин «реорганизация» и закрепляет возможность прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем его реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (ст. 59). В то же время в ГК Украины отсутствует обобщающий термин «реорганизация». Он заменяется перечнем ее форм: слияние, присоединение, разделение, преобразование (ч. 1 ст. 104). Это объяснялось стремлением разработчиков ГК Украины применять европейские правовые конструкции, которым не присущ данный термин, а в правовых нормах указываются отдельные формы реорганизации или их перечень , либо используется словосочетание «прекращение, которое не влечет ликвидацию» .

Главной целью реорганизации является не прекращение субъекта права, а напротив, непрерывность осуществления хозяйственной деятельности, сохранение и продолжение целостного имущественного комплекса либо в виде создания нового субъекта, либо «…путем включения к уже существующему субъекту». Однако всегда, при любой форме реорганизации, ее результатом является появление в коммерческом обороте нового либо обновленного целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов).

Анализируя процесс реорганизации, можно выделить свойственные ему элементы и создания, и прекращения. Создаются новые субъекты путем реорганизации в четырех правовых формах – при слиянии, выделении, разделении, преобразовании. Элементы создания в указанных формах прослеживаются в появлении: новой имущественной базы организации – нового размера уставного фонда, измененного качественного состава целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов), а также субъекта (субъектов) реорганизации.

Прекращаются субъекты также в четырех формах – при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании. К элементам ликвидации можно отнести, в частности, закрытие банковских счетов, снятие с учета в налоговых органах, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГР), сдача печатей и штампов на уничтожение.

Как видим, элементы создания и прекращения одновременно имеют место только при слиянии, разделении и преобразовании, тогда как в остальных формах реорганизации – только один из элементов: либо только прекращение (при присоединении), либо только создание (при выделении).

Права и обязанности правопредшественника в зависимости от формы реорганизации могут переходить к разному количеству правопреемников. При слиянии и присоединении они переходят в полном объеме только к одному правопреемнику, а не к нескольким (как при разделении) или к одному или нескольким (как при выделении) . Это, с одной стороны, является общей чертой таких правовых форм укрепления положения на рынке как слияние и присоединение, с помощью которых решается экономическая задача – капитализация хозяйственных обществ. С другой стороны – их отличительной чертой от таких форм реорганизации как разделение и выделение .

Итак, признаками реорганизации являются:

1) появление нового либо обновленного целостного имущественного комплекса юридического лица;

2) создание одного (или более) юридического лица (лиц) и (или) прекращение одного (или более) юридического лица (лиц);

3) наличие правопреемства между реорганизуемыми юридическими лицами (правопредшественниками и правопреемниками) .

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица, когда его дела и имущество не ликвидируются, а переходят к другому юридическому лицу, обязанному выполнять функции прекратившего свое существование юридического лица.

Существует 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят по передаточному акту к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица (происходит изменение организационно-правовой формы: государственное предприятие в АО).

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица):

– с момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;

– комиссия выступает от имени юридического лица, которое прекращается;

– комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных органах СМИ («Урядовий кур’єр», или специально созданный печатный орган от государственной регистрации) информацию о том, что юридическое лицо находится в состоянии реорганизации и о порядке и сроке заявления требований к нему (этот срок не может быть менее 2 месяцев);

– комиссия по прекращению принимает все возможные меры по выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о прекращении юридического лица.

Юридическое лицо считается прекратившим свое существование со дня внесения в Единый государственный реестр предприятий и организаций записи о его прекращении (ст. 104 ГК, ст. 59 ХК – записи о прекращении его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц осуществляется, как правило, в том же порядке, в котором они были созданы (исключение – банкротство).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК Украины содержит перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Основаниями добровольной ликвидации являются истечение срока, на который оно было создано, достижение целей организации, для которых она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГК Украины).

Принудительная ликвидация проводится по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом (например, в случае осуществления ею деятельности, противоречащей уставным документам или запрещенной законом; непредоставления на протяжении года налоговым органам документов финансовой отчетности; наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению и т.д.).

Для некоторых видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. ГК Украины предусматривает дополнительные основания ликвидации отдельных видов юридических лиц действующих в рамках тех или иных организационно – правовых форм. Например, согласно ч.1 ст. 141 ГК Украины число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством Украины. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Часть 2 ст. 38 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности» устанавливает, что основанием для постановления судебного решения о ликвидации является несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона. Это общее основание конкретизируется для хозяйственных обществ. В законодательстве предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов организации ниже уровня минимального размера уставного капитала. Так, общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае, если его участники в течение первого года деятельности общества не оплатили полностью сумму своих вкладов или в случае уменьшения стоимости чистых активов ниже уровня, установленного законом (ч. 4 ст. 144 ГК Украины). Аналогичная норма только относительно акционерных обществ содержится в ч. 3 ст.155 ГК Украины.

Еще примером установления в законодательстве дополнительных оснований может быть ст. 83 ЗУ «О хозяйственных обществах», а также ч.1 ст. 139 ГК Украины, которые предусматривают, что коммандитное общество прекращается в случае выбытия из него всех участников с полной ответственностью. При таких обстоятельствах теряется весь необходимый состав коммандитного общества, и оно перестает соответствовать своей форме. Однако при таких обстоятельствах его полные участники имеют право преобразовать коммандитное общество в полное.

Учредительными документами может быть предусмотрена ликвидация полного общества в случае выбытия из него любого из участников. Согласно ч. 1 ст. 132 ГК Украины полное общество ликвидируется в случае, если в обществе останется один участник. Ликвидация и полного, и коммандитного общества имеет место в случае, если остается один участник общества в связи с тем, что эти организационно – правовые формы обществ являются объединением двух лиц для ведения предпринимательской деятельности. Однако этот участник имеет право в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником общества, преобразовать его в другое хозяйственное общество. Это мудрое решение законодателя, поскольку нецелесообразной является ликвидация, например, полного общества, которое было создано двумя лицами и приносит стабильный доход в случае смерти одного из участников. Однако, если оставшийся участник не воспользуется предоставленной возможностью преобразования хозяйственного общества, он будет вынужден смирится с его ликвидацией.

Статья 36 ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке» закрепляет, что деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда ее членов стало меньше десяти. Если в фондовой бирже осталось десять членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Это дополнительные основания прекращения фондовых бирж, а в остальных случаях деятельность фондовой биржи прекращается в соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и иных видах хозяйственных обществ.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 111-112 ГК Украины, ст. 60 – 61 ХК Украины и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 112 ГК Украины. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо является ликвидированным.

Особенности ликвидационной процедуры в случае банкротства юридического лица установлены ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение юридическому лицу. Каковы признаки юридического лица?

2. Раскройте понятие «организационное единство юридического лица» и определите органы управления юридического лица. Что такое «корпоративная демократия»?

3. В чём выражается имущественная обособленность юридического лица? Раскройте понятие и значение уставного фонда.

4. Раскройте значение самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц и особенности ответственности некоторых юридических лиц (казённые предприятия, полные общества, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью).

5. Какие способы создания юридических лиц выделяются в науке гражданского нрава?

6. Какими законодательными актами регулируется создание юридических лиц?

7. Кто имеет право на учреждение юридического лица? Кто является учредителем и участником юридического лица?

8. Какие права и обязанности возникают у участника юридического лица?

9. В чем заключается значение государственной регистрации юридических лиц? Что такое Единый государственный реестр?

10. Определите порядок регистрации юридических лиц и основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

11. Определите органы, управомоченные принимать решения о признании недействительной записи о проведении государственной регистрации, и правовые последствия принятия такого решения.

12. По каким критериям можно классифицировать юридические лица?

13. Назовите организационно-правовые формы юридических лиц.

14. Какие виды хозяйственных обществ Вы знаете? Охарактеризуйте особенности их правового положения.

15. Понятие кооператива. Виды кооперативов.

16. Особенности статуса и ответственности казённого предприятия.

17. Правовое положение учреждения.

18. Что такое реорганизация юридического лица?

19. В чём заключается ликвидация юридического лица? Каковы ее правовые последствия?

20. Порядок ликвидации юридического лица: правовое положение ликвидационной комиссии, порядок удовлетворения требований кредиторов.

Под ликвидацией субъекта хозяйствования подразумевается процедура, результатом которой выступает прекращение деятельности, а также непосредственно и существования юридического лица в порядке, установленном нормами действующего законодательства. Данная процедура регламентирована Гражданским кодексом, а также рядом других специальных правовых актов.

Содержание

Виды прекращения юридических лиц

Ликвидация субъектов хозяйствования может происходить по следующим схемам:

  1. 1. На добровольной основе — решение о прекращении деятельности может быть принято в установленном порядке участниками юридического лица, либо органом, уполномоченным на это.
  2. 2. Принудительно — основания для такого рода ликвидации субъектов хозяйствования (юридических лиц) перечислены в Гражданском Кодексе РФ. К ним относят:
    • Нарушения норм закона, которые были допущены при процедуре создания юридического лица (при условии, что такие нарушения не поддаются устранению);
    • Осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) в случае, если действующим законодательством предусмотрено необходимость такого разрешения;
    • Нарушение целей деятельности некоммерческими организациями;
    • Грубые нарушения норм действующего законодательства субъектом хозяйствования. Либо допущение неоднократных нарушений.

Принудительное прекращение деятельности производится на основании решения суда по заявлению заинтересованных уполномоченных на это органов или должностных лиц.

Помимо этого, стоит выделить виды прекращения юридических лиц в добровольном порядке. К ним относят полное прекращение деятельности и реорганизацию. В результате реорганизации существование одного юридического лица прекращается, но взамен него появляется новый субъект хозяйствования. Реорганизация может происходить путем поглощения, разделения, слияния, выделения или преобразования.

В чем заключается прекращение юридических лиц?

В нормативно-правовой литературе понятие прекращения юридического лица отождествляется с ликвидацией субъектов хозяйствования. Данное понятие включает в себя не только прекращение какой бы то ни было деятельности юридического лица — по сути, такой субъект полностью перестает существовать. Об этом вносится соответствующая отметка в Единый госреестр. Дата внесения этой информации и считается датой прекращения юридического лица.

Стоит учитывать, что иногда эти понятия нельзя идентифицировать. В частности, прекращение деятельности юридических лиц в определенных ситуациях может носить временный характер. В этом случае о ликвидации речь идти не может.

Порядок прекращения юридических лиц: главные нюансы

Чтобы ликвидировать юридическое лицо уполномоченным на это лицом (в случае принудительного прекращения ликвидатора назначает суд) создается ликвидационная комиссия. Этой комиссией на начальном этапе публикуется в средствах массовой информации сообщение о том, что на определенную дату запланирована ликвидация юридического лица с указанием его полного наименовании, даты создания, и времени, которое предоставляется кредиторам для заявления своих законных требований. Это необходимо сделать не позднее, чем за два месяца до предполагаемого прекращения юридического лица.

Затем (после окончания срока, отведенного на предъявление кредиторами своих требований) ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками или уполномоченным органом, принявшим решение о прекращении хозяйствующего субъекта.

На ликвидационную комиссию возлагаются функции управления юридическим лицом, которые она выполняет вплоть до того момента, пока в Единый госреестр не будет внесена соответствующая запись о его ликвидации в установленном порядке.

На законодательном уровне порядок прекращения юридических лиц регламентирован статьей 63 Гражданского кодекса РФ. Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица необходимо обратиться в орган, которым ранее была произведена государственная регистрация этого субъекта хозяйствования. Вместе с заявлением установленного образца подается пакет документов, среди которых оригинал учредительных документов, ликвидационные акт, баланс и карта, справки о закрытии счетов и сдаче архива, а также штамп и печать юридического лица.

По результатам проведения государственной регистрации ликвидации субъекта хозяйствования заявителю выдается свидетельство установленной формы. Вся документация юридического лица, которая непосредственно относится к личному составу, должна быть передана в установленные сроки в архив по месту нахождения такого лица. Как правило, передаче подлежат документы по личному составу, которые должны храниться постоянно или в течение длительного периода времени (75 лет). Иная имеющаяся на предприятии документация подлежит уничтожению с составлением актов.

Иногда звезды складываются так, что юридические лица (фирмы) не всегда могут и готовы существовать бессрочно. По тем или иным причинам владельцы бизнеса желают продолжить работу, но при этом не нести ответственность за старые грешки. О том, какие способы выбирают бизнесмены, чтобы избавиться от старой фирмы, и чем это грозит, и пойдет речь в этой статье.

Помните, что незнание законов не освобождает Вас от ответственности!

Нарушения закона, неуплата налогов, плохое ведение бухгалтерского учета, разорение — это неполный список причин, которые вынуждают бизнесмена задуматься о прекращении деятельности фирмы. Вариантов прекращения деятельности может быть несколько:

  1. Бросить фирму. Юридических действий не совершается, отчетность далее не сдается, налоги не уплачиваются.
  2. Смена ответственных лиц. Смена генерального директора и главного бухгалтера на другое лицо (номинала).
  3. Продажа фирмы. Учредители продают свои доли другому лицу (номиналу) и одновременно происходит смена ответственных лиц (генерального директора и главного бухгалтера) на номинала.
  4. Слияние или присоединение ликвидируемой компании к другой компании, часто в другом регионе.
  5. Объявление об официальной ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом.
  6. Процедура банкротства.
  7. Принудительное исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Несмотря на то, что многие способы кажутся вполне законными, на деле оказывается, что не все они безобидны. Рассмотрим их поподробнее.

Вариант № 1 — Бросить фирму. Юридические действия не совершаются, отчетность далее не сдается, налоги не уплачиваются

По закону, генеральный директор отвечает за деятельность фирмы, а также за своевременную сдачу отчетности и уплату налогов. Если деятельность не осуществляется и фирма имуществом не владеет, то налоговой базы не возникает и штрафов за неуплату налогов можно не бояться. Но вот штрафы за несдачу отчетности вполне реальны. Представим себе ситуацию, что фирма сдает годовой баланс и все положенные по году отчеты и руководство эту фирму бросает. В этом случае в течение 3х лет с момента обнаружения правонарушения (срок исковой давности) на генерального директора (лично) будут наложены административные штрафы в размере 300-500 рублей в ИФНС и 300-500 рублей в ФСС.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации ;

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — ;

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. ;

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля ;

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — ;
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Казалось бы, ну что тут такого, небольшой штраф, кто его будет взыскивать? Однако многие помнят, что ежегодно таможенники нас пугают, что не будут выпускать за границу людей в случае наличия у них хотя бы одного непогашенного штрафа, и даже есть прецеденты. Испорченный отпуск, сорванная командировка, материальные потери стоимости билетов, проживания, недополученная прибыль от сделок, — только вам решать, стоит ли овчинка выделки. Сомнений же в том, что как минимум, ФСС наложит свои штрафы — нет. Фонд регулярно следит за своевременной сдачей отчетности. ;

А кроме этого на организацию будут наложен штраф в ФСС в размере 48 000 рублей и в ИФНС 7200 рублей за 3 года.

Вариант №2 — Смена ответственных лиц. Смена генерального директора и главного бухгалтера на другое лицо (номинала)

Кто такой «номинал» в данном контексте? Номинал — это человек, который добровольно берет на себя обязанности генерального директора, главного бухгалтера, или иного лица, несущего ответственность, и числится в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре юридических лиц). Однако же, в действительности, номинал не подписывает никакие документы, и де-факто не распоряжается денежными средствами и не принимает решений по хозяйственной деятельности фирмы. На практике, такие люди в случае возникновения проблем с органами отказываются от всех дел, которые были осуществлены фирмой. Как происходит на практике «отказ»? Номиналы часто числятся в 50-100 фирмах, кто-то в 200, кто-то в 300. Органы, выявив нарушение, желают поговорить с руководителем фирмы, если тот не найден — его объявляют в розыск и часто все же находят. Номиналов вызывают и просят дать письменные показания по факту того, как они осуществляли деятельность в этих фирмах. В результате подставные лица заявляют: «паспорт потеряли, нас подставили, подпись не наша, ничего знать, не знаем, ведать, не ведаем». После чего по требованию органов излагают все это в письменном виде. Номиналы пишут отказную, и на основании этих документов находятся и привлекаются к ответственности реальные руководители данного юридического лица и лица, распоряжавшиеся деньгами и заключавшие сделки. ;

Кому же надо искать номиналов и реальных руководителей? Тем, кто собрал достаточно доказательств уклонения организации от уплаты налогов.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации ;

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — ;

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Часто «попадает» и номиналу. Его не щадят и вменяют в ответственность сговор с реальными руководителями. Заводят уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов и «по статье» идут все соучастники, а именно: фактический руководитель, фактический бухгалтер, также срок получают номиналы.

2. То же деяние, совершенное: ;

а) группой лиц по предварительному сговору; ;

б) в особо крупном размере, — ;

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей ;

Особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей. ;

Обновление статьи от 19.05.2008 ; Сегодня мы зафиксировали еще один минус данного варианта: в случае, если на фирму налагаются санкции налоговой инспекцией, и она подает в арбитражный суд на их взыскание, то бывшее руководство фирмы никак не может себя защитить. С делом ознакомиться нельзя, так как бывший генеральный директор не является лицом, участвующим в деле, однако, если объем присужденных судом санкций будет являться крупным или особо крупным размером, именно против бывшего генерального директора будет заведено уголовное дело. Положительное решение арбитражного суда является основанием для передачи уголовного дела в суд.

Вариант № 3 — Продажа фирмы. Учредители продают свои доли другому лицу (номиналу) и одновременно происходит смена ответственных лиц (генерального директора и главного бухгалтера) на номинала

В этом варианте мы видим, что происходит почти то же самое, что и в варианте № 2: находится номинал, и на него меняются все данные, т.е. человек, который раньше руководил фирмой, он даже не числится в ЕГРЮЛ как учредитель. Чем это чревато? Да тем же самым — как можно отказаться от директорства, так и от учредительства. Вариант по цене несколько дороже, чем первый, но с тем же самым результатом — если ловят номинала, попадают все.

Вариант № 4 — Слияние или присоединение ликвидируемой компании к другой компании, часто в другом регионе

Разница между присоединением и слиянием следующая: ;

—при присоединении ваша фирма, присоединяется к уже созданной компании, и все права и обязанности переходят к ней (существующая компания становится правопреемником). Вам выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности вашей компании. ;

—В случае слияния происходит прекращение деятельности вашей компании и прекращение деятельности второй, третьей, четвертой (и т.д.) компании, в результате слияния этих компаний образуется новое юридическое лицо — правопреемник. Вам выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности вашей компании. ;

Юридические последствия обоих вариантов для целей прекращения деятельности абсолютно одинаковые. При присоединении либо слиянии происходит передача всех прав и обязанностей, а также активов и обязательств, правопреемнику. Все долги фирмы, в том числе налоговые, теперь висят не на фирме, а на правопреемнике. Вся кредиторка, вся дебиторка, все активы, все обязательства — все переходит на новую фирму. Для этого составляется передаточный акт, в котором отражаются все долги. Причем ликвидируемой фирме нужно проследить, чтобы в передаточном акте была отражена вся кредиторская задолженность, в том числе, задолженность по налогам. В этом случае считается, что реорганизация завершена успешно, и фирма больше не отвечает по своим обязательствам, отвечает ее правопреемник. ;

Данный способ неплох в том случае, когда нужно ликвидировать фирму, не имеющую за собой криминального прошлого. Но, следует упомянуть о том, что это не освобождает от ответственности генерального директора и главного бухгалтера за период их работы. Собственно говоря, никакой способ не освобождает генерального директора и главного бухгалтера от ответственности. ;

В настоящее время в Госдуме находится законопроект, который меняет редакцию ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство», вводя ответственность (до четырех лет лишения свободы) не только за создание, но и за использование фирм-однодневок в самых разных незаконных схемах. Поэтому скоро уход от ответственности путем слияния или присоединения будет более рискован и менее эффективен. Однако, на сегодня, для фирм, боящихся налоговой проверки, надежнее и быстрее этого способа ничего не придумали.

Вариант № 5 — Объявление об официальной ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом

Процедура такова: назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию, публикуют объявление о ликвидации, сообщают в налоговый орган о ликвидации, назначается выездная проверка, после проведения проверки происходит взыскание по долгам либо признание их безнадежными, удовлетворяются требования кредиторов первой и последующих очередей, после удовлетворения требований всех кредиторов при достаточности активов все, что осталось в распоряжении фирмы, распределяется между учредителями, и фирма прекращает свою деятельность. ;

Фактически такая процедура, это гарантия для фирмы, что за проверяемый период исчисление и уплата налогов были осуществлены правильно, и претензий к генеральному директору и главному бухгалтеру нет. Повторная выездная проверка может назначаться только вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При этом если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. ;

Если в дальнейшем после ликвидации организации вскроются моменты махинаций, подлогов, незаконной деятельности или еще чего-то, от уголовной ответственности ликвидация не освобождает. Но от налоговой ответственности генеральный директор и главный бухгалтер уже защищены. ; Чем плох способ? Конечно же, выездной проверкой. Обязательно ли будет выездная проверка? Да, с вероятностью 99% — будет. Даже если деятельности не было, все равно будут проверять, только быстро. А вот нормальную фирму проверят как следует и недочетов будет много, потому что налоговики прекрасно понимают, что после ликвидации с фирмы больше ничего не возьмешь. У налоговой есть внутренняя установка, что при проверке в обязательном порядке нужно что-то нарыть, иначе такой выезд считается нерентабельным и нецелесообразным, и показывает якобы плохую работу налоговых органов. Поэтому обязательно должны быть взыскания, найдены недоимки, наложены штрафы и пени.

Вариант № 6 — Банкротство

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ «»О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» ;

Статья 3. Признаки банкротства ;

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Результатом рассмотрения в суде дела о банкротстве может быть:

  • ликвидация предприятия; ;
  • смена собственника предприятия; ;
  • продажа предприятия, как имущественного комплекса; ;
  • мировое соглашение с кредиторами; ;
  • финансовое «оздоровление» предприятия.

Статья 197. Фиктивное банкротство ;

Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб, — ;

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Вариант № 7 — Принудительное исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ ;

При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. ;

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. ;

Проверить, принято ли решение регистрирующими органами о предстоящем исключении конкретного юридического лица из ЕГРЮЛ можно в Интернете на сайте налоговой инспекции.

Принимаем решение. Сроки и стоимость

Какое решение принять, какой вариант выбрать? ;

Проанализируйте ситуацию. Не находится ли ваша фирма уже на «галочке». Что такое «галочка»? Это если у фирмы есть большие налоговые долги перед бюджетом, такие, что город не сможет просто так их простить, а, скорее всего, если фирма не московская, город вряд ли их сможет простить, если не сдана отчетность, если уже возбуждено уголовное дело против этой организации, либо материалы находятся на рассмотрении, если есть подозрение в обналичивании денег, в сокрытии доходов, в легализации доходов, полученных преступным путем, в отмывании, в нарушении антимонопольного законодательства. В этих случае организация находится под контролем не только налоговых органов, но еще и органов милиции (УБЭП). Фирма может быть на контроле у антимонопольного комитета (например, ломбарды), поэтому о фирме просто так не забудут. ;

Ее исключение из ЕГРЮЛ не означает, что ей простят все долги, особенно если сумма задолженности по налогам, перед бюджетом достаточно велики. Городские бюджеты вряд ли простят ликвидацию такой фирмы. В этом случае любые способы, кроме банкротства и официальной ликвидации неэффективны. Ниже мы привели сравнительную таблицу всех способов и дали им свою оценку (оценки 1-2 способ рискованный, оценка 3 способ менее рискованный, оценка 4 хороший способ, оценка 5 — полное отсутствие рисков). ;

Чем дешевле и проще способ, тем он быстрее. И наоборот, чем сложнее способ, тем он дороже и дольше. ;

В тысячах рублей

Стоимость Срок Уголовные риски после «ликвидации» Выездная проверка
Бросить фирму 0 1 день минимальны нет
Смена ответственных лиц 5-15 14 дней велики нет
Продажа фирмы 10-30 14 дней велики нет
Слияние или присоединение 40-100 2-5 месяцев средние нет
Официальная ликвидация 30-200 4-12 месяцев минимальны да
Банкротство 50-150 6-12 месяцев велики да
Принудительное исключение из ЕГРЮЛ 0 3 месяца минимальны нет

7.1. Система способов (оснований) прекращения юридических лиц. Исключение юридических лиц из единого государственного реестра по решению регистрирующего органа.

7.2. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, процедура, защита прав кредиторов и участников.

7.3. Ликвидация юридических лиц: понятие, виды, процедура. Проблема «обратимости» добровольной ликвидации. Правовое положение ликвидационной комиссии (ликвидатора).

7.4. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, правовое регулирование, условия возбуждения дела о банкротстве, процедуры банкротства.

НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ:

— ГК РФ (гл.4 и др.).

— ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст.3434 (с послед. изм. и доп.).

— ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст.4190 (с послед. изм. и доп.).

-ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст.3430 (с послед. изм. и доп.).

-ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст.785 (с послед. изм. и доп.).

-ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.3301 (с послед. изм. и доп.).

-ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1 (с послед. изм. и доп.).

— Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 14-П (по поводу ст.61 ГК РФ) // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст.3102.

— Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестник ВАС РФ. 2007. № 2.

— Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право. 2005. № 2.

— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением ст.21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 4.

— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст.61 ГК РФ» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.

— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 г. № 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 7.

— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.

ЛИТЕРАТУРА:

— Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском праве // Вестник гражданского права. 2006. № 1.

— Бакулина Е. К вопросу о судебном оспаривании реорганизации хозяйственных обществ // Хозяйство и право. 2004. № 3.

— Бараненков В.В. Системно-структурный анализ института юридического лица // Юрист. 2006. № 9.

— Борисов А.Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов. М., 2007.

— Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

— Вагайцева Т.В. К вопросу об обеспечении гарантии прав кредиторов при реорганизации юридических лиц // Юрист. 2008. № 3.

— Вострикова Л. Правовые способы закрепления имущества на балансе организаций // Право и экономика. 2004. № 7.

— Воякин Д.Н. Понятие должника – юридического лица, признанного арбитражным судом банкротом // Юрист. 2006. № 11.

— Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.

— Долинская В.В. Прекращение договоров о создании юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 2.

— Долинская В.В. Реорганизация юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 8.

— Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в РФ. М., 2001.

— Жуков А.А. К вопросу о понятии «поглощение» юридического лица // Законодательство и экономика. 2007. № 2.

— Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М., 2002.

— Илюшина М.Н. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц // Закон. 2006. № 9.

— Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Часть I. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.

— Кванина В.В. О видах правоспособности юридического лица // Предпринимательское право. 2007. № 2.

— Козлова Н.В. Гражданско-правовой статус органов юридического лица // Хозяйство и право. 2004. № 1.

— Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.

— Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. № 1.

— Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997.

— Лескова Ю.Г. К вопросу о правовом регулировании порядка создания некоммерческих организаций // Юрист. 2008. № 3.

— Орлова О. Создание обособленного подразделения // Хозяйство и право. 2006. № 1.

— Пахомова Н.Н. Положение единоличного исполнительного органа в системе органов юридического лица // Юрист. 2007. № 2.

— Поваров Ю.С. Проблемы правового регулирования реорганизации акционерных обществ в форме слияния и присоединения // Актуальные проблемы правоведения. 2004. № 2.

— Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.

— Рахмилович В.А. О так называемом субстрате юридического лица // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.29. М., 1984.

— Сарбаш С. Исключение из реестра недействующего юридического лица // Хозяйство и право. 2005. № 11.

— Степанов Д.И. Правовая природа устава юридического лица // Хозяйство и право. 2000. № 6.

— Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000.

— Сумской Д.А. Образование органов юридического лица // Российская юстиция. 2007. № 1.

— Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство. 2000. № 1.

— Тиллинг Е.М. Фирменное наименование юридического лица: надо ли вносить изменения // Право и экономика. 2008. № 5.

— Толстой Ю.К. О государственных юридических лицах в СССР // Вестник Ленинградского государственного университета. 1955. № 3.

— Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица // Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001.

— Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

— Шевчук Д.А. Основные этапы создания юридических лиц // Право и экономика. 2008. № 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Прежде всего, необходимо выделить и разобрать присущие юридическому лицу признаки, разработанные в цивилистической доктрине и получившие отражение в законодательстве (организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в гражданском обороте и в суде от собственного имени). Имейте в виду, что в литературе сохраняется полемика относительно набора признаков юридического лица, а также их значимости в отражении сущности юридического лица (так, проф. А.В. Венедиктов называл решающим признаком юридического лица его участие в гражданском обороте; С.Н. Братусем выдвинут тезис о том, что основными признаками являются имущественная обособленность и организационное единство). Большой интерес представляет изучение основных отечественных и зарубежных концепций сущности юридического лица (теорий фикции, целевого имущества, коллективной собственности и интереса, органической теории, теорий коллектива, государства и социальной реальности и пр.).

2) Важно четко уяснить смысл и правовое значение легальных и доктринальных классификаций юридических лиц, наиболее принципиальными из которых являются группировки в зависимости от природы прав учредителей (участников) в связи с их участием в образовании имущества юридического лица (ст.48 ГК РФ), а также исходя из основной цели деятельности и возможности распределения прибыли среди участников (ст.50 ГК РФ).

3) Необходимо знать, что правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно в момент его создания, который приурочен к моменту государственной регистрации организации.

В науке различают общую (универсальную) и специальную (ограниченную) правоспособность юридического лица в зависимости от того, вправе ли оно иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых или только предусмотренных учредительными документами видов деятельности. Учтите, что коммерческие организации (кроме унитарных предприятий) обладают общей правоспособностью, если иное не вытекает из закона или учредительных документов.

4) Принято выделять несколько способов (порядков) создания юридических лиц (распорядительного, разрешительного, явочного и нормативно-явочного). В РФ большинство юридических лиц создается в нормативно-явочном порядке; для некоторых организаций применяется разрешительный порядок (см., например, ст.27 ФЗ «О защите конкуренции»).

Следует учитывать, что порядок государственной регистрации юридических лиц определяется законодателем в зависимости от вида и организационно-правовой формы создаваемой организации. Для некоммерческих организаций (за исключением некоторых) предусмотрен особый («двухступенчатый») порядок государственной регистрации (см. ФЗ «О некоммерческих организациях»). Религиозные организации создаются по специальным правилам ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

5) Учредительными документами юридического лица являются устав и учредительный договор; в случаях, предусмотренных законом, некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Помимо прочего, государственные корпорации создаются и действуют без учредительных документов на основании специального федерального закона.

Имейте в виду, что функции, аналогичные функциям учредительного договора, выполнят договор о создании акционерного общества (ст.98 ГК), договоры о слиянии и присоединении, решения высшего органа управления юридического лица (например, общего собрания акционеров) о разделении, выделении и преобразовании организации (см., в частности, ст.16-20 ФЗ «Об акционерных обществах»); однако, они не входят в число учредительных документов.

Помните, что состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Подумайте, чем вызвана такая дифференциация.

6) Юридическое лицо приобретает субъективные права и принимает на себя гражданские обязанности:

— по общему правилу — через свои органы (при этом в доктрине и судебной практике доминирует подход, в соответствии с которым орган – это часть юридического лица, а не его представитель);

— в предусмотренных законом случаях – через участников (см., например, ст.72 ГК РФ);

— через представителей (см. ст.182 ГК РФ).

Особое внимание должно быть уделено составу органов управления и контроля юридических лиц и их компетенции.

7) Структурные подразделения юридических лиц могут быть обособленными (прежде всего, филиалы и представительства) и необособленными (отделы, цеха и пр.). Имейте в виду, что предмет деятельности филиалов шире по сравнению с представительствами; однако, ни филиал, ни представительство не являются правосубъектными образованиями.

8) Основным способом прекращения юридического лица выступает его ликвидация. К иным способам по действующем законодательству, в том числе, относятся реорганизация (кроме выделения) и исключение недействующего юридического лица из реестра во внесудебном порядке.

Применительно к реорганизации стоит, в частности, учитывать, что:

— в зависимости от формы реорганизации правопреемство может быть универсальным или сингулярным;

— изменение типа акционерных обществ, изменение типа учреждений, изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества не являются реорганизацией в форме преобразования.

Особо следует также остановиться на вопросе о форме и содержании документов, составляемых при реорганизации, а также проблематике защиты прав и интересов кредиторов и участников реорганизуемых юридических лиц.

9) Помните, что не все юридические лица могут быть признаны банкротами. Перечень юридических лиц, на которых всегда или в установленных законом случаях не распространяется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», приведен в ст.65 ГК РФ. Порассуждайте, почему законодателем введены такие ограничения.

Внимательно проанализируйте каждую процедуру банкротства (с точки зрения целей и последствий ее введения, полномочий арбитражного управляющего и органов должника). Сравните очередность удовлетворения требований кредиторов при обычной ликвидации и в рамках конкурсного производства.

ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

1. ОАО «Агрохимия» обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении за ним факта владения котельной на праве хозяйственного ведения. Суд удовлетворил просьбу заявителя, указав, что при приватизации районного объединения «Агрохимия» котельная в уставный капитал созданного акционерного общества включена не была; котельная принадлежит обществу на праве хозяйственного ведения, поскольку такое право в силу закона имелось у объединения как у государственного предприятия. Регистрационная палата, привлеченная к участию в деле, подала апелляционную жалобу на решение суда с просьбой отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления ОАО «Агрохимия».

Имеются ли основания для удовлетворения апелляционной жалобы?

2.В уставе ООО «Медицина» указано, что общество имеет право заниматься только производством и реализацией медицинской техники. Получив соответствующую лицензию, общество почти год осуществляло производство медицинской техники. Однако, впоследствии участники организации приняли решение о необходимости начать заниматься еще и техническим обслуживанием медицинской техники. На общем собрании один из участников заметил, что ООО «Медицина», как коммерческая организация, может иметь любые права и приобретать любые обязанности, поэтому ничто не препятствует обществу не только производить, но и обслуживать медицинскую технику. Кроме того, как считал другой участник, в данной ситуации не следует получать дополнительно еще одну лицензию на обслуживание медицинской техники (ибо общество будет обслуживать только произведенную им медицинскую технику, а на производство медицинской техники уже получена лицензия). Другие участники высказали сомнения в законности подобных утверждений и обратились к юристу.

Какие разъяснения должны быть даны юристом?

3. Учредители благотворительного фонда «Благосостояние» обратились за консультацией к юристу по вопросу о порядке государственной регистрации такого фонда в качестве юридического лица. Учредители пояснили, что налоговый орган ответил им отказом в регистрации в связи с тем, что он является ненадлежащим регистрирующим органом.

Какова процедура государственной регистрации фонда? Правомерен ли отказ налогового органа? Дайте всестороннюю консультацию от имени юриста.

Определите перечень документов, необходимых для создания и государственной регистрации фонда как юридического лица.

4. В арбитражный суд с иском обратился учредитель ООО «Звездочка» Лошкарев о признании недействительными положений Устава ООО «Звездочка» в части определения размера и номинальной стоимости доли каждого участника названного общества. Как следовало из положений устава, участники общества (Лошкарев, Деметьев и Колкин) обладают равными долями, а номинальная стоимость каждой доли составляет 20.000 рублей. Однако из положений учредительного договора ООО «Звездочка» следовало, что участники общества могут требовать изменения долей в случае внесения дополнительных взносов на счет общества. Лошкарев в судебном заседании представил соответствующие документы о перечислении на счет ООО «Звездочка» дополнительного вклада — денежных средств в размере 10.000 рублей (а следовательно, его доля должна увеличиться).

Проанализируйте данную ситуацию. Какое решение должно быть принято судом?

5. ЗАО «Чистая вода» обратилось в арбитражный суд с требованием к ООО «Чистая вода» о запрещении использовать фирменное наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием истца, и об обязании внести соответствующие изменения в учредительные документы. В возражении против удовлетворения исковых требований ответчик сослался на следующее: регистрация истца хотя и осуществлена ранее регистрации ответчика, однако, их организационно-правовые формы различаются. Как полагал ответчик, сходство фирменных наименований устанавливается только в отношении юридических лиц, имеющих одинаковую организационно-правовую форму.

Какое решение должно быть принято судом?

6. Гражданин Лепкин, являясь директором Самарского филиала акционерного общества «Красная заря», решил заключить кредитный договор с коммерческим банком «Солидарность». В соответствии с условиями данного договора на расчетный счет филиала в качестве кредита должна быть перечислена сумма в размере 100.000 рублей.

Какие документы, подтверждающие полномочия директора филиала, должны быть в наличии для заключения кредитного договора? Кто в данном случае будет выступать по кредитному договору в качестве заемщика?

7.Индивидуальный предприниматель Ларгин, являющийся кредитором ОАО «Свет», 20 февраля 2006 г. получил отправленное почтой письменное уведомление о реорганизации общества в форме преобразования в некоммерческое партнерство (дата отправления уведомления — 17 февраля 2006 г.). Сообщение о реорганизации было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» 1 февраля 2006 г.

Ларгин в своем ответе, отправленном обществу 17 марта 2006 г., потребовал от общества доказательств того, что решение о реорганизации принято всеми акционерами единогласно, а в случае представления таких доказательств — досрочного прекращения обязательства. ОАО «Свет» отказалось выполнять данные требования кредитора, посчитав их необоснованными. Тогда Ларгин обратился в регистрирующий орган с просьбой отказать в регистрации некоммерческого партнерства.

Каков порядок сообщения кредиторам о реорганизации акционерной компании? Кто прав в данной ситуации? Имеются ли у регистрирующего органа основания для отказа в государственной регистрации некоммерческого партнерства?

8. Инспекция ФНС по Кировскому району г. Самары обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ООО «Яблоко» в связи с неоднократным непредоставлением последним отчетов и других необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений в налоговую инспекцию, а также в связи с тем, что реальное место нахождения общества не соответствует указанному в учредительных документах адресу. Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, указав, что ГК РФ не предусмотрена ликвидация юридического лица за нарушение налогового законодательства.

Соответствует ли действующему законодательству аргументация арбитражного суда? Правильно ли решение арбитражного суда по существу?

9.Налоговый орган принял решение о предстоящем исключении производственного кооператива «Монтер» из ЕГРЮЛ в связи с тем, что кооператив не представляет документы отчетности на протяжении 1,5 лет и что поступлений на расчетный счет организации не было более 1 года.

Спустя две недели с даты опубликования решения ПК «Монтер» подал в налоговый орган письменные возражения против исключения его из реестра юридических лиц, сославшись на то, что:

— непредставление документов отчетности может служить основанием для принудительной ликвидации кооператива, но не исключения его из реестра по решению регистрирующего органа;

— банк в текущем году неоднократно выдавал справки ПК «Монтер» об остатке средств на расчетном счете (а значит, операции по банковскому счету осуществлялись);

— у ПК «Монтер» имеется задолженность перед бюджетом, что препятствует исключению его из реестра во внесудебном порядке.

Оцените доводы ПК «Монтер». Вправе ли налоговый орган при таких обстоятельствах исключить кооператив из ЕГРЮЛ?

10.Кредиторы ОАО «Каспрыбстрой» обратились в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом. Определением арбитражного суда от 07.03.2008 г. в ОАО «Каспрыбстрой» введена процедура наблюдения и утвержден временный управляющий.

22.03.2008 г. общим собранием акционеров ОАО «Каспрыбстрой» принято решение о создании ЗАО «Новострой» и о передаче в его уставный капитал 25.000 рублей. Временный управляющий, узнав о принятом решении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. В суде руководитель ОАО «Каспрыбстрой» пояснил, что на совершение соответствующей сделки им получено письменное согласие большинства кредиторов.

Какое решение должен принять суд?

Добавить комментарий