Способы приемы толкования

Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.

Главными способами толкования считают следующие:

1) грамматический;2) систематический;3) историко-политический;4) логический;

5) специально-юридический;6) телеологический;7) функциональный.

Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.

Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.

Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.

Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.

Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.

Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.

При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.

Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.

По объему толкование норм права разделяют:

1) на буквальное;2) расширенное;

3) ограниченное.

31.Характеристика основных внешних функций Российского государства

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную — в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами — она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:1) в экономике;2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

32.Структура правосознания в российском обществе

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.
Структура правосознания включает два элемента:
1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);
2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.
По содержанию правосознание подразделяется на:
— обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
— профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
— научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).
Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Приемы и способы толкования правовых норм

Ключевые слова: приемы, способы, толкования, правовых, норм

Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм.

Под способами толкования понимаются конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя — в целях правильного ее применения.

Такими способами являются: грамматический (филологический, языковый); логический, систематический; историко-политический; специально-юридический, телеологический, функциональный.

Грамматическое толкование предполагает анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных и разъединительных союзов, знаков препинания и т.д. В юриспруденции (науке весьма точной и формализованной) — это не мелочи. Или это такие мелочи, от которых порой зависят судьбы людей, принятие того или иного решения.

Возьмем для примера краткое предложение из трех слов: «запретить нельзя разрешить», в котором нет ни запятых, ни точек. Как понимать предписание — запретить или разрешить? В зависимости от того, как расставим указанные знаки, можно сделать прямо противоположные выводы. Точно так же обстоит дело с более известной классической формулой «казнить нельзя помиловать». Не меньшее значение имеют союзы. При соединительном союзе «и» требуется наличие двух каких-либо условий; при разъединительных «либо», «или» — только одно.

Русский язык полисемантичен, в нем немало слов, которые имеют не одно, а несколько значений. Иногда тот или иной термин используется в законе не в общеупотребительном смысле, а в ином, специальном. Кроме того, существуют разного рода афористические выражения, образы, метафоры, сравнения, которые требуют повышенного внимания правотолкователя и правоприменителя.

Логическое толкование — это интерпретация нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов — гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила. В этой части логическое толкование тесно связано с грамматическим. Ведь в языке тоже есть логика.

Важно правильно понять не только то, что сказал, но и то, что хотел сказать законодатель, его логику. Например, в ст. 166 ГК РФ говорится о ничтожных сделках. «Ничтожных» не в смысле их малозначительности, не заслуживающих внимания и т.д., а в смысле их недействительности, оспоримости, противозаконности. Уголовное право оперирует понятием «холодное оружие». «Холодное» опять же не в прямом смысле слова («негорячее»), а в значении неогнестрельное и негазовое. Таких словоупотреблений в законодательстве много.

Систематический способ означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения. Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определенном порядке, обладают свойством иерархичности (по своей юридической силе), зависят друг от друга. Особенно это касается отсылочных и бланкетных норм.

Для правильного понимания общего смысла нормы имеет значение ее относимость к той или иной отрасли права, институту; местоположение в отдельном акте (главе, разделе). При данном способе толкования упор делается не на внутреннее содержание нормы, а на внешние связи.

Систематический прием помогает выявить и устранить коллизии между различными предписаниями, найти нужную норму при применении аналогии закона, осмыслить право в его единстве. Можно допустить ошибку, толкуя данную норму в отрыве от других норм, без учета указанных выше обстоятельств.

Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость.

История знает немало случаев, когда законы, принятые в одних условиях, будучи формально не отмененными, продолжали действовать в иных, хотя фактически были уже «мертвыми». Например, акты, изданные в обстановке гражданской войны, нэпа, Великой Отечественной войны, которые какое-то время «по инерции» продолжали еще существовать.

Сегодня — это акты бывшего СССР, реально утратившие свою силу, если нет на сей счет специальной оговорки. Вообще, тот факт, что та или иная норма официально не отменена, еще не означает, что она действует. Историко-политический метод, метод сопоставлений позволяют без труда разобраться в том, какие нормы можно применять в данный момент и к данным отношениям, а какие — нет.

Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится «растолковывать» тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области. Известно, что каждая наука имеет свой «птичий язык», на котором она «изъясняется». Есть он и у юристов.

В свою очередь, профессионалы тоже вынуждены уяснять для себя некоторые недостаточно четкие формулировки, содержащиеся в законах. Как понимать, например, «угрозу убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы» (ст. 119 УК РФ)? Что это за основания? Насколько они реальны? В законе не указано. Между тем наказание за подобное деяние — лишение свободы сроком до двух лет.

Все это приходится внимательно толковать и определять при разрешении соответствующих дел с учетом конкретных обстоятельств. Занимаются этим, конечно, специалисты, применяя при этом различные юридико-технические и познавательные методы.

От грамматического данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.

Телеологические (целевое) толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (во вступительной части). Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности.

Иногда о целях говорит уже само название закона или отдельных его разделов, норм, статей. Например, в Уголовном кодексе РФ есть такие главы: «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономики», «Преступления против государственной власти». Думается, что цели здесь могут быть легко поняты даже неспециалистом.

Если не принимать в расчет общую цель закона, то можно допустить ошибку при его применении. И напротив, правильное представление о целях того или иного юридического акта способствует его эффективной реализации.

Функциональное толкование. Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия, функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественные отношения.

Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и т.д. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность. … читать далее …

Толкование — сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление

точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.

Способы (приемы) толкования права

При уяснении смысла нормы права исследуются не только ее содержание, но и ее правовые связи с

другими предписаниями и элементами самой нормы, а также связи нормы права с другими

общественными явлениями.

Уяснение нормы права осуществляется при помощи определенных приемов (способов), которые

представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и

выраженной в ней воли законодателя.

В литературе выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический,

систематический, историко-политический, телеологический и специально-юридический.

Грамматический способ толкования права (иначе его называют «филологический, текстовой»)

основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью

знаков препинания, союзов, вводных слов и др.

Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между

отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл

предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные

слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.

Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права,

следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл

нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном

институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи

толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает установить

сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также

выяснить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют.

При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью. Это также

дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.

Историко-политический способ ______состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств

(экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую

норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную

сферу общественных отношений. Без учета историко

Понятие и виды правомерного поведения

В юридической литературе правомерное поведение определяется как:

а) совпадающее с требованиями норм права, соответствующее правовым предписаниям;

б) не противоречащее нормам права, т.е. не выходящее за их пределы;

в) не запрещенное нормами права.

Маргинальное поведение (маргинальный означает пограничный, находящийся на грани)

основано на мотивах страха ответственности, наказания. Оно характеризуется особым

пограничным состоянием личности, обладающей предрасположенностью к совершению

правонарушений, но единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания, боязнь

осуждения со стороны близких, коллектива, окружения.

Конформистское поведение является следствием приспособления личности к внешним

обстоятельствам и выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих

действий (бездействия) мнению окружающей среды.

Привычное (стереотипное, положительное) поведение осуществляется в рамках

сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в соответствии с законом.

При этом соблюдение закона является для человека само собой разумеющимся, обычным,

привычным поведением.

Социально-активное поведение относится к высшему типу правомерного поведения, поскольку

основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями,

когда личность проявляет нравственное согласие с правом.

38. Понятие правоотношений, его признаки и состав.

В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения,

урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного

отношения.

Правоотношение отличается рядом особенностей:

1) всегда возникает вследствие воздействия норм законодательства на поведение людей. Отсюда

между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по

общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права. Нет

нормы права, не возникнет и правоотношение. Однако с переходом к рыночным отношениям

такого рода зависимость несколько ослабевает, поскольку правоотношения могут установиться на

основе договора нормативного содержания, на основе делового обыкновения и т.д.;

2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его

участников, например при вступлении в брак, при заключении сделки купли-продажи и др. Но для

некоторых видов правоотношений достаточно воли только одной стороны, например государства

при возбуждении уголовного дела, при привлечении к административной ответственности;

3) представляет собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. Носитель

субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности –

лицом обязанным. В правоотношении уполномоченному лицу всегда противостоит лицо

обязанное, но в большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на

одну сторону, так и на другую, т.е. правам всегда соответствуют определенные обязанности;

4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т.е. субъекты или поименно

указаны, или по их социальной роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, кредитор

и должник и т.д.);

5) всегда охраняется государством, поскольку именно государство своими актами придает

общественным отношениям юридический характер.

В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты.

Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и

юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты: физические лица, организации (или

коллективные субъекты), государство, а также социальные общности — народ, нации, население.

Государство выступает субъектом: а) в межгосударственных, международных отношениях; б) в

государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее

субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами;

в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени

государства; г) в гражданско-правовых отношениях, например по поводу федеральной

собственности.

Виды правоотношений и критерии их разграничения

В зависимости от выполняемых функций правоотношения классифицируются на регулятивные

и охранительные. Регулятивные правоотношения служат результатом правомерного поведения

субъектов. К ним относится большинство правоотношений. Охранительные правоотношения

возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и представляют собой реакцию

государства на неправомерное поведение. Цель правоохранительных правоотношений — защита

существующего правопорядка, наказание правонарушителя.

Правоотношения могут классифицироваться по отраслям права на конституционные,

административные, трудовые, семейные, аграрные и др., а также на материально-правовые и

процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального

права, процессуальные — на основе процессуальных норм, производных, вторичных от

материальных правоотношений. Процессуальные правоотношения не могут возникнуть без

материальных и существовать без них.

Выделяют также частноправовые и публично-правовые правоотношения. Частноправовые

правоотношения характеризуются равенством их участников, публично-правовые —

иерархичностью, это отношения власти-подчинения.

Правоотношения делятся на абсолютные и относительные.

В относительных правоотношениях точно определены все участники — лица у правомочные и

обязанные. В абсолютных правоотношениях известен только управомоченный субъект, все

остальные потенциальные участники считаются обязанными, они не должны препятствовать

осуществлению субъективных прав. К абсолютным правоотношениям принято относить

отношения собственности или отношения, вытекающие из авторских прав.

По характеру обязанностей в правоотношении их делят на активные и пассивные. В активных

правоотношениях в обязанности одной из сторон входит совершение положительных действий, а

право другой стороны состоит в требовании исполнения этой обязанности. В пассивных

правоотношениях обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных u1079 законом.

Толкование норм права есть мыслительный процесс, который осуществляется с использованием ряда приемов (способов), обеспечивающих уяснение воли законодателя, заключенной в конкретной статье нормативного акта (или в нормативном акте в целом).

Принято различать следующие приемы толкования:

  • грамматический (филологический), основанный на использовании познаний лексики и грамматики языка норм акта (казнить нельзя помиловать; снимаю порчу);

  • систематический, основанный на использовании знаний о системе права;

  • логико-юридический, основанный на логическом анализе текста нормы, акта и использования правил юридической техники;

  • историко-целевой, основанный на знании исторической и современной политической обстановки в стране, а возможно, и в мире.

Текстовое толкование — это прием, который обычно называют грамматическим, поскольку объектом исследования в данном случае является текст, внешняя сторона нормы.

При таком толковании нужно выяснить: в каких словах, предложениях формулируются гипотеза, санкция и диспозиция правовой нормы. Для этого устанавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая форма (падеж, род, число, вид, лицо), определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма. При текстовом толковании норм права необходимо специально остановиться на выяснении значения отдельных терминов. В законодательстве значение терминов нередко дается в самих законах и других нормативных правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, непосредственно заложенный самим правотворческим органом. В противном случае это может привести к неправильному решению юридического дела.

Грамматическое толкование является среди всех способов толкования первичным и исходным. Ибо юридические нормы существуют только в языковой форме, всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений.

Поэтому при рассмотрении закона и способов его толкования всегда строго различаются, условно говоря, «буква» и «дух» закона, т.е., с позиции юридической науки, буквальный текст и действительное содержание юридических норм. Это действительное содержание раскрывается с помощью и грамматического анализа буквального текста, и всех других способов толкования. Однако во всех случаях «буква» закона остается непогрешимой, не нарушаемой основой его понимания.

При текстуальном, грамматическом анализе существенно важно «все» — и общеупотребляемое значение слов, и их морфологические характеристики, и синтаксическое построение, и грамматические связи слов, и т.д.

Например, текст «Закона РФ о залоге». Статья 53 п. 1 абз. 2. В этой статье перечислены те обстоятельства, при которых предприниматель, осуществляющий предоставление кредитов под залог, освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение предмета залога. В заключительной части соответствующего фрагмента текста говорится, что освобождение от ответственности может иметь место, если указанные неблагоприятные последствия «произошли вследствие непреодолимой силы, либо умысла, или грубой неосторожности залогодателя». Почему в конце предложения употреблено «либо», а через слово — «или»? Казалось бы, мелочь. Между тем здесь указывается на то, что в конечном итоге имеется только два (а не три) основания освобождения от ответственности, разграничиваемые словом «либо» (непреодолимая сила либо…), умысел же и грубая неосторожность — не особые основания, а разновидность одного основания: отсутствия «квалифицированной», повышенной вины лица, — и потому в данной части фразы уже неуместно слово «либо» и используется союз «или» и не должно быть запятых. Примером грамматического толкования может служить толкование терминов в обычном употреблении, содержание которых во многих случаях расплывчато и допускает многозначное толкование. Так, в соответствии со ст. 158 УК РФ кража определяется как тайное хищение чужого имущества. В практике возник вопрос, как понимать слова «тайное хищение». Имеется ли в виду здесь хищение имущества только в отсутствие владельца имущества или также в отсутствии других граждан. Неясен вопрос, является ли тайным хищение в присутствии потерпевшего, если последний не способен был понять происходящее (малолетний, лицо в состоянии опьянения и т.д.). Как видно, данный общеупотребимый термин приводит к неясностям и сомнениям.

В нормативных правовых актах широко используются специальные термины из различных отраслей техники, науки, искусства. Для правильного их уяснения необходимо обращение к соответствующим справочникам, словарям или помощи специалистов. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Однако возможность изменения значения слов существует, и нельзя это не учитывать при толковании.

Следующая, не менее ответственная задача — установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимосвязи всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части и т.д.).

Придавая существенное значение грамматическому толкованию, нужно вместе с тем видеть и то, что при уяснении содержания закона недостаточно ограничиваться одним только этим способом. Тем более что в законодательном тексте могут быть грамматические погрешности, допущенные при его выработке. Например, при формулировании положений закона в ряде случаев оказывается необходимым указать не только на диспозитивность нормы (норма действует, если иное не предусмотрено договором), но и на возможность установления иного порядка другим законом. Предложение с использованием союза «или» строится так: если иное не предусмотрено договором или законом.

Но вот в ст. 37 Закона РФ «О залоге» дана другая формулировка: «если иное не предусмотрено договором и законом». Вместо союза «или» использован союз «и». А это имеет здесь принципиальное значение: строго грамматически союз «и» означает, что «иной порядок» должен быть предусмотрен одновременно и законом, и договором. И только используя другие способы толкования (в частности, специально-юридическое), следует прийти к выводу, что здесь тоже «иной порядок» может быть установлен независимо друг от друга как договором, так и законом.

Логическое толкование — это толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики. Как и при грамматическом толковании, на материале самой юридической нормы (т.е. не выходя за пределы текста закона) используются формально-логические приемы: аналогия, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и т.д.

Законы и правила формальной логики вслед за грамматическим анализом (а точнее, в единстве с ним) позволяют сделать еще один шаг к раскрытию содержания юридических норм. Ведь мысль и воля законодателя выражаются не только в виде грамматических предложений, но и в логической организации, построении содержания норм.

И это тем более важно, что право по самой своей природе — формально-логический феномен, где определяющими являются логическая стройность и законченность, непротиворечивость и последовательность.

Норму права можно понять до конца, если рассматривать ее в тесной логической связи с другими нормами, близкими по содержанию. Именно поэтому установление определенной связи (как близкой, так и более отдаленной) с другими правовыми нормами является необходимым и весьма важным элементом толкования всех без исключения норм. Таким образом, необходимость систематического толкования вызывается наличием норм, которые регулируют смежные общественные отношения, в определенной степени похожие друг на друга и взаимно связанные между собой. С помощью систематического толкования мы можем одновременно решить несколько задач: глубже и полнее осмыслить правовое веление; проверить, углубить и уточнить текстуальное содержание правовой нормы; устранить сомнения, которые могут возникнуть в процессе грамматического толкования.

Систематическое толкование — это уяснение смысла нормы права с точки зрения ее связи с другими самостоятельными правовыми нормами, в зависимости от места, которое занимает данная норма в целом в системе нормативного акта. При систематическом толковании достигается несколько целей. Во-первых, раскрывается смысл правовой нормы в зависимости от места, которое она занимает в системе кодекса или иного нормативного акта. Во-вторых, исследуемая правовая норма сравнивается с другими нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, с которыми находится в той или иной взаимосвязи.

Так, ст. 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Однако в ней не говорится о том, в чем эти нарушения выражаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании указанной выше статьи.

Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть правовую норму без изменения ее содержания. В других случаях близкая норма может дополнить предписания исследуемой нормы, уточнить ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении. Связь норм проявляется также в том, что одна из них может устанавливать определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, кроме того, изменять в той или иной степени содержание другой нормы, ограничивать или распространять объем ее действия.

Установление системных связей между нормами помогает правильно понять сферу их действия, круг лиц, которых они касаются, смысл того или иного термина и т.д. Это особенно важно, когда сравнивается изданная ранее норма с новой, которая в какой-то степени корректирует ее содержание. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в законодательстве, а также нормы, которые хотя формально не отменены, но на самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимом применении аналогии закона этот прием толкования помогает найти наиболее близкую по содержанию, подлежащую разрешению норму.

Каждая юридическая норма связана со многими другими, действует не изолированно, а в единстве с ними, причем в составе целостных институтов, отраслей права, всей правовой системы. Поэтому достаточно полно раскрыть содержание данной нормы, правильно понять ее в принципе невозможно без учета многообразных связей со многими другими нормами, иными нормативными положениями и принципами.

Кроме того, существуют отсылочные и бланкетные нормы права, структура которых построена так, что они вообще могут рассматриваться только в единстве с нормами, к которым сделана отсылка. Необходимо обратить внимание и на нормы, содержащиеся в общей части кодексов интерпретатора. Перед глазами (и в мыслях, и «на столе») должен быть кодекс, а также другие нормативные акты, относящиеся к данному делу. Вот, например, положения абз. 2 п. 2 ст. 53 Закона «О залоге» о том, что «залогодержатель обязан в полном объеме возместить залогодателю убытки, причиненные утратой, недостачей или повреждением предмета заклада, если это предусмотрено законом или договором».

Чтобы выяснить смысл упомянутого в Законе выражения «в полном объеме», требуется систематическое толкование. Смысл указанного положения уже во многом раскрывается при его сопоставлении с другими нормативными положениями той же статьи, в том числе и положением о том, что в случае оценки предмета заклада «ответственность залогодержателя не должна превышать указанной оценки». Главное же здесь — обращение к общим нормам гражданского законодательства, устанавливающим правила об объеме возмещения убытков по гражданским обязательствам.

Изучение исторической обстановки, сложившейся при издании исследуемой правовой нормы, задач, которые ставил перед собой законодатель, установление ее социального назначения на основе изучения общественных процессов, обусловивших ее возникновение и действие, называется историко-политическим или историческим толкованием. При его применении используются документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, а также литература, отражающая политику государства по рассматриваемому вопросу. Историко-политическое толкование: изучает преамбулу и введение к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование; тексты отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы; учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования.

Историко-политическое толкование помогает правильно и в каждом историческом периоде дифференцированно подойти к пониманию того или иного термина или слова. Например, в ст. 421 ГК РСФСР 1922 г. употребляется термин «предмет роскоши». Содержание этого термина претерпело серьезные изменения в силу возросшего материального благосостояния людей. Поэтому теперь он, естественно, толкуется несколько иначе, чем в двадцатые годы.

Такое толкование должно проводиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не должно быть предлогом для отхода от его точного смысла.

Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам — протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.

Например, использованный в Законе «О собственности в РСФСР» термин «достояние», на первый взгляд, означает то же самое, что и термин «собственность». К такому же выводу можно прийти, если провести грамматическое, логическое, систематическое, специально-юридическое толкование. Тем более что в российских законах советского периода подобное отождествление действительно встречалось. И только содержание острых дебатов по вопросам собственности, происходивших при принятии закона, дает основание сделать вывод о том, что понятие «достояние» (обозначавшее обладание природными объектами народом, нациями и др.) использовано как раз для того, чтобы оттенить своеобразие данных отношений, лежащих в иной плоскости, чем отношения собственности в строгом смысле этого слова.

Рассматриваемый способ толкования может затрагивать и более основательные исторические, в том числе историко-правовые, данные. Например, в начале 1993 г. при решении вопросов приватизации одним из ведомств был подготовлен законопроект, в котором в российское право вводилась конструкция «доверительная собственность». Между тем, как показывает историко-правовой анализ, эта конструкция выработана в особых исторических условиях Великобритании, и ее введение разрушило бы сложившуюся систему правовых отношений России.

Исторические данные, однако, используются только как способ толкования. Как бы ни было велико значение таких данных (например, прямые свидетельства разработчиков проекта закона), они сами по себе не могут быть источником для понимания закона и как таковые не могут быть положены в основу принимаемых юридических решений. После того как закон, иной нормативный юридический акт принят, обрел юридическую силу, единственной основой для решения юридического дела является законодательный текст, прежде всего сама «буква» закона — та мысль и та воля законодателя, которые выражены в формулировках, в словесно-документальных положениях нормативного юридического акта.

Все способы юридического толкования используются в совокупности, в комплексе. Указанные приемы всегда дополняют и обуславливают друг друга. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится прибегать одновременно и параллельно.

Добавить комментарий