Срок охраны авторских прав

1 Внук популярного писателя-сатирика поступил на юридический факультет высшего учебного заведения. Заинтересовавшись проблемами авторского права, он встревожился по поводу сроков охраны авторского права, которое было им унаследовано после смерти деда в отношении сборника рассказов, опубликованного в 1953 г. Выяснилось, что согласно ст. 496 ГК РСФСР 1964 г. авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В соответствии с п. 2 ст. 137 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., введенных в действие на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г., авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» сначала установил 50-летний срок охраны авторского права, но впоследствии срок охраны был увеличен до 70 лет согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»». Согласно п. 1 ст. 1281 ГК РФ срок охраны авторского права также составляет 70 лет. Студент обратился за советом к однокурснику.

Авторское право – одна из самых сложных отраслей российского права благодаря особенностям охраняемых объектов и специфики регулируемых отношений по поводу их использования. И одним из самых непростых вопросов авторского права, и в то же время наиболее актуальным, является вопрос о сроках охраны произведений на территории Российской Федерации, поскольку от него зависит правовой режим произведений и возможность их свободного использования.

Начнем с общих вопросов об охраняемых российским авторским правом произведениях и момента, с которого им предоставляется охрана.

Авторское право распространяется на существующие в какой либо объективной форме произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (п.1, 2 ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1).

При этом российским авторским правом, охраняется не всякое произведение, а только удовлетворяющее определенным ниже условиям. В соответствии с критериями гражданства автора и места первого опубликования произведения, авторское право:
1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Соответственно, на основании Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» напрямую охраняются произведения российских авторов, равно как и произведения, обнародованные или находящиеся в объективной форме на территории Российской Федерации, вне зависимости от гражданства их авторов.

При обнародовании или нахождении произведений иностранных граждан в объективной форме за рубежом правовая охрана предоставляется при условии наличия международного договора по вопросам авторского права, участниками которого одновременно является Российская Федерация и государство, в котором такое произведение впервые опубликовано или гражданином которого является автор. В случае отсутствия такого международного договора, названные произведения не охраняются на территории России. Кроме того, не подлежат охране и произведения данной категории, которые были впервые опубликованы до присоединения России (СССР) к соответствующему международному договору. Исключение составляет лишь ряд двусторонних договоров с такими странами как, например Армения, Венгрия, Польша, Швеция, имеющих «обратную силу».

В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих многосторонних международных договоров, регулирующих рассматриваемые правоотношения:

Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

В соответствии со статьей VII Всемирной Конвенции последняя не распространяется на произведения или права на эти произведения, охрана которых к моменту ее вступления в силу в Договаривающемся Государстве, где предъявляется требование об охране, окончательно прекратилась или никогда не существовала. Поэтому до 27 мая 1973 года на территории Росси не охранялись и не должны охраняться в настоящее время иностранные произведения, подпадающие под действие Всемирной Конвенции.

При этом нужно учитывать, что на основании статьи XVII и относящейся к ней Декларации, Всемирная Конвенция не подлежит применению в отношениях между странами, связанными Бернской конвенцией, в том, что касается охраны произведений, страной происхождения которых, согласно ее положениям, является одна из стран — участниц Бернской Конвенции. Другими словами, если в России испрашивается правовая охрана для произведения, страной происхождения которого является страна – участница как Бернской Конвенции, так и Венской Конвенции, применению подлежат положения Бернской Конвенции.

Напомним, что для России Бернская Конвенция вступила в силу с 13 марта 1995 года. При присоединении к ней Министерством иностранных дел на основании поручения Правительства РФ (см. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской Конвенции Об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм») было сделано уведомление, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

В результате получилась следующая интересная коллизия: произведения, которые до присоединения России к Бернской Конвенции охранялись на основании Всемирной конвенции с 27 мая 1973 года, учитывая вышеприведенные положения коллизионных норм и заявление МИД, на основании Бернской Конвенции должны охраняться только с 13 марта 1995 года, поскольку положения Всемирной Конвенции в данном случае не применимы, а Бернская Конвенция не должна распространяться на произведения, которые считаются перешедшими в общественное достояние на территории России (1).

Есть здесь и еще одна трудность в понимании смысла уведомления, сделанного МИД при присоединении к Бернской Конвенции. Произведения считаются перешедшими в общественное достоянии по истечении определенного срока правовой охраны. Как быть с иностранными произведениями, которые ранее не подлежали охране на территории России и в отношении которых срок охраны не начинал течь? Такие произведения, строго говоря, не могут считаться перешедшими в общественное достояние.

Тем не менее, следует признать, что сделанное МИД уведомление направлено на сообщение участникам Международного Союза, что Россия не считает себя связной Бернской Конвенцией в части предоставления ретроспективной охраны зарубежным произведениям, которые были обнародованы до вступления Конвенции для нее в силу. Поэтому при решении вопросов об охране зарубежных произведений на территории Российской Федерации необходимо исходить именно из этого постулата.

Теперь обратимся к вопросам исчисления сроков правовой охраны произведений согласно российскому авторскому праву.

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п.1 ст.9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

В отношении права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора, законодательством установлена бессрочная охрана. Поэтому все последующие положения применимы к исчислению только сроков охраны имущественных прав на произведения.

Исчисление сроков охраны произведений начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором произведение было создано и заканчивается 31 декабря последнего года установленного срока охраны. С 2004 года общий срок действия авторского права на произведение установлен на весь период жизни автора и 70 лет после его смерти. При этом следует иметь в виду, что законом продлены сроки действующих на 01 января 2004 года авторских прав, а не восстановлены сроки охраны, истекшие к указанному моменту.

Вместе с тем ранее установленный 50-летний срок действия авторского права подлежал применению во всех случаях, когда данный срок не истек к моменту вступления Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в силу, на что прямо указано в Постановлении ВС РФ от 09.07.1993 N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Данные положения породили множество споров, поскольку имелась некоторая неопределенность в их применении. Так Э.П. Гаврилов вполне логично предположил, что «Закон говорит о течении срока только в тех случаях, когда этот срок имеет правовое значение. Значит, если объект не охраняется, то никакие сроки в отношении его «не текут». Истечь могут лишь те сроки, которые «текли»» (2). Таким образом, по мнению Э.П. Гаврилова, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не имеет обратной силы, т.к. в Постановлении ВС РФ о введении его в действие законодатель имел ввиду истечение 50-летнего срока действия охраны авторского права, установленный ст.137 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик, введенными в действие на территории России с 3 августа 1992 г. Соответственно, Закон РФ N 5351-1 применяется к тем произведениям и объектам смежных прав, которые охранялись в соответствии с Основами, если сроки их охраны не истекли к 1 января 1993 г.

Однако в недавно вышедшем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникающих у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», Верховный суд дал иное толкование вышеприведенной нормы. Согласно разъяснениям ВС РФ, изложенным в п.34 Постановления «срок действия авторского права и (или) смежных прав применяется 50-летний срок действия авторского права и (или) смежных прав не истек к 1 января 1993 г. (пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»), в том числе и для произведений, на которые истек 25-летний срок охраны».

Таким образом, вне зависимости от истечения установленного ранее Гражданским кодексом РСФСР 1964 года 25-летнего срока охраны авторского права, правовая охрана авторских прав на произведения восстанавливалась с момента вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» при условии, что к указанному моменту не истек общий 50-летний срок, исчисляемый с 01 января года, следующего за годом смерти автора произведений, в отношении которых испрашивается такая охрана.

Соответственно, на настоящий момент по общему правилу на территории Российской Федерации считаются перешедшими в общественное достояние и не подлежащими охране произведения авторов, умерших до 31 декабря 1943 года.

В отношении так называемых «зарубежных» произведений необходимо учитывать, что согласно пункту 4 статьи 5 «Об авторском праве и смежных правах», введенному в 2004 году, предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права. При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.

Таким образом, Россия воспользовалась предоставленным ей международными соглашениями правом ограничить срок охраны зарубежных произведений сроком, установленным в стране его происхождения. Поэтому 70-летний срок охраны авторских прав после смерти автора применим не ко всем зарубежным произведениям и может быть менее. Так, например, Всемирной Конвенцией об авторском праве установлен минимальный 25-летний срок охраны, а Бернской Конвенцией по охране литературных и художественных произведений – 50-летний срок. Участвующие в данных международных соглашениях страны должны были установить в национальном законодательстве соответствующие минимальные сроки охраны.

Рассмотренные выше сроки являются общими и подлежат применению в случаях, когда Законом РФ «Об авторском праве…» не установлены специальные сроки охраны.

Так, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение об общем сроке действия авторского права.

Далее следует отметить, что авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то общий срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то общий срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.
Необходимо четко разделять произведения, охраняемые российских авторским правом в связи с их происхождением в России и «зарубежные» произведения, авторские права на которые охраняются на основании международных соглашений Российской Федерации.

В отношении первых предоставляется ретроохрана по 01 января 1944 года включительно, тогда как вторые начинают охраняться лишь при условии создания после присоединения России к соответствующей конвенции. По Всемирной Конвенции – это произведения, созданные с 27 мая 1973 г., а по Бернской Конвенции – с 13 марта 1995 г. соответственно.
Кроме того, для «российских» произведений установлен общий срок охраны в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, а для «зарубежных» ограничен сроком действия авторского права в стране происхождения произведения.
Помимо прочего существуют специальные сроки охраны авторских прав, которые надлежит учитывать при применении положений авторского законодательства на практике.

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Комментарий к Ст. 1281 ГК РФ

1. Нормы данной статьи не являются новеллами и в основном повторяют положения ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах, за исключением п. 3, в котором предусматривается, что исключительное авторское право на необнародованные при жизни автора произведения распространяется лишь на те произведения, которые были обнародованы в течение 70 лет после смерти автора, а не без ограничения срока. Ранее п. 5 ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах не предусматривал такого ограничения. В случае, если произведение обнародуется после указанного срока, то в его отношении действуют смежные права — исключительное право публикатора (см. комментарий к ст. 1337 ГК).

Как уточняется в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., «в силу абзаца первого статьи 6 Вводного закона сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 01.01.1993.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1281 Кодекса исключительное право на произведение действует по общему правилу в течение всей жизни автора и семидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Поэтому, если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ.

Действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой Кодекса произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и соблюдавших положения статьи 28 Закона об авторском праве, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ» .

———————————
Российская газета. N 70. 22.04.2009.

Охрана права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения осуществляется бессрочно. В то же время перечисленные права прекращают свое действие после смерти автора.

2. Семидесятилетний срок действия исключительных прав после смерти автора был введен в Закон об авторском праве и смежных правах Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ. До его вступления в силу срок действия авторских прав после смерти составлял 50 лет и был установлен Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 7 Бернской конвенции предусматривает общий срок охраны авторских прав — в течение жизни автора и 50 лет после смерти и специальные сроки для кинематографических произведений — 50 лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо (если в течение 50 лет со времени создания такого произведения это событие не наступит) — спустя 50 лет после создания произведения. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны авторских прав истекает спустя 50 лет после того, как произведение было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения. Однако, если принятый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, сроком охраны является общий срок. Если автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение вышеуказанного срока, то применяется общий срок охраны авторских прав. Страны Евросоюза не обязаны охранять произведения, выпущенные анонимно или под псевдонимом, в отношении которых есть все основания предполагать, что со времени смерти их автора прошло 50 лет.

До 1973 г. срок действия авторских прав составлял 15 лет, а в 1973 г. был увеличен до 25 лет.

Семидесятилетний срок действия исключительных прав после смерти автора произведения соответствует Директиве ЕС N 93/98/EEC от 29 ноября 1993 г. о гармонизации срока охраны авторских и некоторых смежных прав, а также Соглашению ТРИПС. Аналогичные сроки охраны авторских прав установлены в странах Западной Европы, США, Японии.

3. Абзацем 2 п. 1, п. 2 — 5 комментируемой статьи предусмотрены исключения из общего срока охраны, которые соответствуют положениям Бернской конвенции. В частности, авторское право для произведений, созданных в соавторстве, охраняется в течение сроков, определяемых со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов (ст. 7.bis Конвенции). Положение п. 4 комментируемой статьи применяется в отношении как делимого, так и неделимого соавторства. Однако в случае делимого соавторства данные положения не распространяются на использование частей произведения отдельно от целого произведения.

В п. 4 комментируемой статьи сохранено правило о репрессированных и посмертно реабилитированных авторах. Если автор был реабилитирован при жизни, то действует общий срок, предусмотренный п. 1 комментируемой статьи.

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Кроме того, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

— дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

— дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» ).

———————————
Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1428.

Действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» распространяется:

— на граждан Российской Федерации, граждан государств — бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г.;

— на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД — МГБ — МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

— на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во Второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

В отношении лиц, пострадавших от политических репрессий (дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно), применяется общий срок действия исключительного права.

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Объекты авторского права

Объекты авторского права — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Гражданский кодекс Российской (ст. 1259)

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме, также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

и в других формах.

Объекты авторского права

  • * литературные произведения;
  • * драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • * хореографические произведения и пантомимы;
  • * музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • * аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • * произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • * произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • * произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • * фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • * географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • * другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • * программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • * производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • * сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • 1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления
  • 2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • 3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

2. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

3. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный пунктом 1 настоящей статьи, продлевается на четыре года.

4. К наследникам исполнителя исключительное право на исполнение переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1-3 настоящей статьи. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

5. После прекращения действия исключительного права исполнение переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1282 настоящего Кодекса. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1318 ГК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи содержатся общие положения о сроке действия исключительного права на исполнение.

Эти положения относятся к следующим двум ситуациям:

1) исполнитель осуществил исполнение, после чего прожил еще пятьдесят лет;

2) исполнитель осуществил исполнение, но его смерть наступила до истечения пятидесяти лет с даты осуществления исполнения.

В связи с тем, что жизнь человека — увы! — коротка, чаще приходится сталкиваться со второй ситуацией. В этом случае исключительное право на исполнение действует в течение минимального срока, в то время как в первой ситуации исключительное право на исполнение действует в течение более длительного срока.

2. Исключительное право на исполнение всегда возникает и действует с момента осуществления исполнения. Срок его действия истекает по прошествии пятидесяти полных календарных лет, считая с года осуществления исполнения.

Это и есть минимальный срок действия исключительного права исполнителя.

Если к моменту истечения этого срока (т.е. 31 декабря пятидесятого года) исполнителя уже нет в живых, то исключительное право на исполнение прекращается. А это означает, что в течение части этого срока исключительное право исполнителя обязательно принадлежало его наследникам.

Если же на момент истечения этого минимального срока охраны исполнитель еще жив, то действие исключительного права считается продолженным (см. п. 4 комментария к настоящей статье).

3. В качестве начального момента исчисления указанного минимального срока охраны назван «год, в котором осуществлено исполнение». Важен именно «год», а не конкретная дата, ибо в любом случае минимальный срок охраны истекает после истечения пятидесяти полных календарных лет.

Вместе с тем начальным моментом исчисления указанного минимального срока охраны названы также «запись исполнения (имеется в виду аудио- или видеозапись) либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю». Следует считать, что здесь имеется в виду запись «живого» исполнения и сообщение в эфир или по кабелю исполнения «вживую».

Норма об исчислении минимального срока действия исключительного права с года записи или сообщения в эфир или по кабелю применима в редчайшем («экзотическом») случае, когда исполнение осуществляется 31 декабря, а записывается или сообщается в эфир или по кабелю на той части планеты Земля, где уже наступило 1 января следующего года.

4. Если на момент истечения минимального срока действия исключительного права исполнитель находится в живых, то исключительное право продолжает действовать вплоть до даты его смерти: его действие прекращается на следующий день после его смерти. К наследникам оно не переходит. Исключение составляет случай, указанный в п. 3 комментируемой статьи.

5. Закон не устанавливает никаких особых сроков действия исключительных прав на совместное исполнение. В связи с этим следует считать, что в этом случае применяются общие положения, содержащиеся в п. 1 комментируемой статьи. Истечение указанных здесь сроков лишает наследников исполнителя, в частности, права на получение соответствующей доли вознаграждения.

Мы не видим оснований применять в этом случае по аналогии норму, содержащуюся в абз. 2 п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

6. В пункте 2 комментируемой статьи содержится норма, аналогичная предусмотренной в п. 4 ст. 1281 ГК РФ в отношении авторов произведений (см. также п. 7 комментария к ст. 1281 ГК РФ). В этих случаях исключительное право на исполнение продлевается или восстанавливается.

7. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму, аналогичную той, которая предусмотрена в п. 5 ст. 1281 ГК РФ в отношении авторов произведений. См. п. 8 комментария к ст. 1281 ГК РФ.

Срок действия исключительного права для этой категории исполнителей при переходе к наследникам исполнителя увеличивается на четыре полных года и составляет 54 года.

8. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что к переходу исключительного права исполнителя по наследству соответственно (т.е. с заменой терминологии) применяются правила ст. 1283 ГК РФ. В связи с этим см. комментарий к ст. 1283 ГК РФ.

9. Первая фраза п. 5 комментируемой статьи аналогична п. 1 ст. 1282 ГК РФ, а вторая фраза содержит норму, устанавливающую применимость к исполнению, перешедшему в общественное достояние, правил ст. 1282 ГК РФ.

В связи с этим к п. 5 комментируемой статьи полностью применим, mutatis mutandis, комментарий к ст. 1282 ГК РФ.

Следует полагать, что абз. 2 п. 3 ст. 1282 ГК РФ не распространяется на записи исполнений, перешедших в общественное достояние.

10. Истечение срока действия исключительного права на исполнение влечет и прекращение права на получение вознаграждения в соответствии со ст. 1326 ГК РФ.

Другой комментарий к статье 1318 Гражданского Кодекса РФ

1. В основе положений комментируемой статьи лежат нормы международных договоров. В соответствии со ст. 14 Римской конвенции 1961 г. срок охраны, предоставляемой в соответствии с настоящей Конвенцией, длится по меньшей мере до конца 20-летнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

a) была осуществлена запись — для фонограмм и включенных в них исполнений;

b) имело место исполнение — для исполнений, не включенных в фонограммы;

c) имела место передача в эфир — для передач в эфир. Согласно ст. 17 Договора ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам срок охраны, предоставляемой исполнителям по настоящему Договору, продолжается по крайней мере до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором была сделана фонограмма исполнения. Аналогичные положения установлены ст. 3 Директивы ЕЭС от 29 октября 1993 г. об унификации срока действия охраны авторского права и о некоторых смежных правах.

2. Новеллой комментируемой статьи является определение срока действия исключительного права на исполнение в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. До 1 января 2008 г. данный срок был ограничен 50 годами независимо от продолжительности жизни исполнителя. При этом срок охраны исключительного права на исполнение применяется в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г. В Российской Федерации институт защиты прав исполнителей действует с 3 августа 1992 г. — со дня введения в действие на территории РФ Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. В 1993 г. вступил в силу Закон об авторском праве и смежных правах, которым так же, как и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, был установлен 50-летний срок охраны авторских смежных прав. В соответствии со ст. 43 данного Закона смежное право исполнителя действовало в течение 50 лет после первого исполнения. Причем, как это прямо следовало из п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 апреля 1993 г. N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», сроки охраны этих прав, предусмотренные ст. ст. 27 и 43 Закона, применялись во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 январю 1993 г. Это означало придание Закону обратной силы в отношении охраны прав исполнителей и необходимость защиты этих прав во всех случаях, когда нарушение их прав имело место после введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и Закона об авторском праве и смежных правах, если со дня смерти автора или со дня первого исполнения на 1 января 1993 г. не истек 50-летний срок.

Момент начала течения срока действия исключительного права определяется 1 января года, следующего за тем годом, когда имел место соответствующий юридический факт, а именно:

— осуществление исполнения;

— запись исполнения;

— сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

3. Тенденция увеличения срока охраны прав исполнителя наряду с авторскими правами наблюдается в странах Евросоюза. Европейская Комиссия предлагает увеличить срок действия исключительного права для исполнителей до 95 лет.

В настоящее время в странах ЕС права исполнителей охраняются в течение 50 лет. Так, музыканты, начавшие свою деятельность в 20-летнем возрасте, в старости могут не иметь иных источников и могут рассчитывать на получение авторских отчислений, которые зачастую являются их единственным источником дохода. При этом авторское право композиторов и поэтов-песенников действует на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. На исполнителей это положение не распространяется, хотя именно они дают жизнь песням, написанным композиторами и поэтами.

Противником изменения срока выступило Правительство Соединенного Королевства, которое в 2007 г. отвергло предложение о продлении прав исполнителей. Для сравнения: в Канаде и Австралии этот срок составляет 70 лет, в США — 95 лет.

27 сентября 2011 г. Директивой N 2011/77/EU были внесены изменения в Директиву N 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 г. «О сроках охраны авторских и смежных прав», в соответствии с которой срок действия прав исполнителя определяется следующим образом:

— если запись исполнения, сделанная иным способом, кроме фонограммы, правомерно опубликована или правомерно сообщена для всеобщего сведения в пределах 50 лет с момента записи, права прекращаются по истечении 50 лет после даты первого опубликования или первого сообщения для всеобщего сведения начиная с более ранней даты;

— если запись исполнения в виде фонограммы правомерно опубликована или правомерно сообщена для всеобщего сведения в пределах 50 лет с момента записи, права прекращаются по истечении 70 лет после даты первого опубликования или первого сообщения для всеобщего сведения начиная с более ранней даты.

4. Исключительное право на исполнение переходит по наследству и действует в пределах срока охраны прав исполнителя, т.е. в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. При отсутствии наследников входящее в состав наследства исключительное право на исполнение прекращается и, как и по правилам наследования выморочного имущества, произведение переходит в общественное достояние.

По истечении срока действия исключительного права исполнение переходит в общественное достояние.

Исполнение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность исполнения.

Нормы п. 3 ст. 1282 ГК РФ об обнародовании не применяются к исполнениям.

Добавить комментарий