США в новое время

Законодательство США (и прежде всего на уровне штатов) по-прежнему немало внимания уделяет регулированию брачносемейных отношений. Оно все более облегчает установление отцовства для детей, родившихся вне брака. Одновременно в некоторых штатах устанавливаются дополнительные преграды на пути расторжения браков, в том числе необходимость доказать в суде факт измены, нанесения побоев или устанавливается для окончательного решения о разводе обязательное раздельное проживание супругов в течение полугода. В других штатах наоборот либерализируется система развода, например, в штате Невада, где развод можно оформить в течение одного дня.

Во Франции новая редакция статей Гражданского кодекса позволила супругам, состоящим в браке, иметь раздельное имущество. Она также обязала детей до своего совершеннолетия обязательно проживать с родителями или с одним из них.

В Великобритании регулированию брачно-семейных отношений посвящены Закон о брачно-семейных делах 1979 г., Закон «О судопроизводстве по брачно-семейным делам» 1984 г., Закон «О собственности замужних женщин» 1964 г. и Закон «О деликтной ответственности супругов в отношениях между собой» 1965 г. Эти законы ввели не только новые нормы, но и сохранили некоторые традиционные. В начале XXI в. были узаконены однополые браки.

Законодательно установлено, что для заключения брака (в гражданской или церковной форме) требуется соблюдение следующих условий, без чего брак не может быть признан действительным: добровольность, отсутствие брачных отношений, отсутствие близкого родства, достижение 16-летнего возраста (до 18 лет с согласия родителей или опекунов). Понятие «близкого родства» в праве Великобритании трактуется более широко, чем в других европейских странах. К числу близких родственников относятся теща, падчерица, невестка, на которых нельзя жениться. В то же время из «близких родственников» исключены кузен и кузина, для заключения брака с которыми нет препятствий. Установлено и еще одно совершенно новое условие, необходимое теперь для вступления в брак: согласие обоих партнеров на супружеские отношения. Если женщина вступает в брак с иностранцем, она может поменять не только фамилию, но и гражданство.

Законодательно предусмотрены совместное проживание супругов, их взаимопомощь и равные права при решении семейных и хозяйственных дел. Уравнены в целом имущественные права лиц, находящихся в законном браке, но сохранена норма о том, что муж обязан оплачивать долги своей жены. Сохранен и принцип раздельного владения супругами имущества, которым они обладали до бракосочетания.

Жена имеет право и на самостоятельное проживание. Допускается фактическое разделение семьи при одностороннем без развода оставлении женой мужа. Мужу в этом случае приходится выделять средства к существованию жены.

Законодательство упростило процедуру развода. В частности отменено ранее применявшееся положение о том, что церковный брак может быть расторгнут только специальным актом парламента.

Ныне действующее законодательство изменило правовой статус внебрачных детей, уровняв их с законнорожденными. Теперь мужчина, являющийся отцом ребенка вне брака, обязан выплачивать алименты на его содержание. Если он не делает этого добровольно, на помощь ребенку может прийти суд.

В Великобритании сохраняется положение о правовой ответственности родителей за действия несовершеннолетних детей (до 18 лет). А жестокое обращение родителей с детьми может быть квалифицировано как уголовное преступление.

В последней четверти XX — в начале XXI в. в Германское гражданское уложение были внесены некоторые изменения. В частности, в 1976 г. были дополнены статьи, направленные на дальнейшую либерализацию норм брачно-семейного права. В ст. 1569 устанавливалось, что брак может быть расторгнут, если он «не состоялся» т.е. «совместная жизнь супругов больше не продолжается и нет оснований предполагать, что супруги се восстановят». Теперь Германское гражданское уложение предусматривает возможность расторжения брака по иску одного из супругов, который считает невозможным продолжение брака «по причине поведения другого супруга, отличающегося исключительной жестокостью» (необязательно мужа). Норма, согласно которой брак без всяких ограничений расторгался, если супруги более года проживали раздельно и оба желали развода, в настоящее время заменена раздельным проживанием супругов менее одного года.

Соединённые Штаты Америки стали первым государством, законодательство которого основывалось на принципах права Нового времени. Определим для начала, что оно собой представляло, чем отличалось от права феодального.

Право Нового времени возникло в результате буржуазных революций. Их главной целью было установление максимальной свободы каждого человека, ликвидация препятствий для проявления личной инициативы.

О каких препятствиях шла речь? Феодальная собственность, сословный принцип наделения правами и обязанностями, цеховая система, торговые монополии… И, разумеется, произвол власти, деятельность которой общество практически не могло контролировать.

Основные принципы права Нового времени – единство закона, юридическое равенство, законность и свобода.

Единство закона означало отказ от феодальной множественности правовых систем. Мы говорили, например, о параллельном действии в эпоху Средневековья ленного, манориального и городского права.

В ходе буржуазных революций происходила унификация законодательства. Новые законы распространялись на всю страну и на всё её население. Создавалась единая национальная правовая система.

Большая часть отношений между людьми в эпоху Нового времени стала строиться на договорных основах. Договор предполагает, что люди, его заключившие, равны с юридической точки зрения, обладают равными правами. А значит, несут равную ответственность за соблюдение условий договора. Формальное равенство в правах – величайшее достижение буржуазных революций.

Его реальное осуществление возможно лишь в условиях законности.

Принцип законности означает необходимость правомерного поведения всех граждан и организаций, в том числе и государства. Все обязаны действовать исключительно в рамках закона – это является фундаментом политической и экономической стабильности.

У государства всегда было достаточно мощи, чтобы принудить граждан соблюдать установленные им законы. В принципе, и граждане могут попытаться воздействовать на государство силой. Иногда таким способом чего-то удаётся добиться, чаще – нет.

Единственный надёжный способ контроля общества над государством – наличие у граждан политических свобод, возможности участвовать в принятии государственных решений. Если такой возможности нет, то свободное развитие личной инициативы, творчества, предпринимательства остаётся под большим вопросом. Кто знает, куда государство решит вмешаться в следующий раз, какое право ограничить?

Поскольку суть буржуазного строя везде одинакова, то и перечисленные правовые принципы являются основой любой буржуазной правовой системы. Но и особенностей развития отдельных стран, конечно, никто не отменял. Тем не менее, несмотря на существующее многообразие национальных правовых систем Нового времени, их можно свести к двум основным группам – англосаксонской и континентальной правовым семьям.

Континентальную правовую семью называют также романо-германской, имея в виду степень влияния на неё французского права девятнадцатого и германского права двадцатого века.

По древнеримской традиции право в государствах, относящихся к романо-германской правовой семье, делится на частное и публичное. Вспомним, в чём заключается разница между ними. Частное право – гражданское, семейное, торговое, трудовое – защищает интересы отдельных лиц. В том числе и от посягательств со стороны государства. Публичное право – конституционное, административное, уголовное – защищает интересы всего общества и государства.

Кроме того, существует разграничение материального и процессуального права. Нормы материального права – как частного, так и публичного – непосредственно регулируют общественные отношения. А нормы процессуального права – отношения, возникающие в процессе расследования правонарушений и рассмотрения дел в суде. Кстати, этого разделения не было в Древнем Риме, это – ноу-хау европейского права Нового времени.

Для континентальных правовых систем характерна кодификация права. Вам уже должен быть знаком этот термин, вспомните, что он означает.

Основным источником права является нормативно-правовой акт – документ, принятый по определённой форме уполномоченным на это органом. Если говорить проще – закон.

Англосаксонские правовые системы тоже опираются на закон. Но основным источником права в них является судебный прецедент. Решение, однажды принятое судом, считается обязательным для всех остальных судов при рассмотрении аналогичных дел. В англосаксонских странах понятия «право» и «закон» не совпадают. Это непривычно для нас. По классическому определению, право (по крайней мере, объективное) – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил (то есть, фактически, законов). Суд выносит решения на основании законов, принятых парламентом. Это наше понимание. А вот англосаксонское: парламентский закон становится правом страны тогда, когда он применён и истолкован судом.

Важную роль в качестве источников права в англосаксонской правовой системе играют также обычаи и конституционные соглашения. Все остальные особенности проще запомнить, сравнивая с континентальной правовой семьёй. Выделение отраслей права и кодификация права – вещи, мало применяемые в англосаксонских системах. Они не знают деления права на частное и публичное. Нет и строгого разграничения материального и процессуального права.

Достаточно интересно было бы разобраться в том, в чём причины таких различий. Займитесь этим, если будет желание. Возможно, дело в том, что буржуазное право в Англии начало формироваться ещё в лоне феодального, процесс этот происходил постепенно, на протяжении длительного времени. Поэтому многие более древние правовые институты прижились и продолжают действовать в современной британской правовой системе. Можно найти и другие объяснения, но факт остаётся фактом – различия между двумя правовыми семьями есть, и они вышли за пределы старушки Европы. Поскольку в эпоху колониальных захватов европейские державы оказали огромное влияние на формирование государственного строя и правовых систем других континентов.

Переселенцы, с XVII века основывавшие колонии на территории современных Соединённых Штатов, были разных национальностей.

Но преобладали среди них выходцы из Англии. Поэтому правовая система, сложившаяся в США, относится к англосаксонской семье. Хотя отдельные штаты, особенно те, что прежде были колониями Франции, отличаются достаточным своеобразием.

Англия, в которой буржуазная революция уничтожила феодальные отношения в сфере производства, вовсе не собиралась полностью отказываться от них в своих колониях. Британское правительство враждебно относилось к попыткам колоний развивать свою промышленность и торговлю. Они основывались не для того, чтобы колонистам хорошо жилось. Метрополия рассчитывала на обеспечение дешёвым сырьём собственной промышленности. И, разумеется, на расширение рынка сбыта промышленных товаров, изготовленных из этого сырья.

Феодализма как экономического строя в североамериканских колониях не существовало. Но крупное землевладение нельзя было назвать полностью буржуазным. Плантационные хозяйства, безусловно, ориентировались на рынок, но при этом широко применяли труд рабов. Рост производства в таких условиях мог осуществляться лишь за счёт экстенсивных методов – освоения новых земель. Поэтому плантаторы, опираясь на поддержку метрополии, ограничивали права фермеров на приобретение свободных участков. Относительно свободных, конечно. Ни британское правительство, ни колонисты не озадачивались наличием прав собственности у коренного населения Северной Америки.

Колониальная политика Англии в последней четверти XVIII века привела к Войне за независимость североамериканских колоний. В сентябре 1774 года в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс. Он принял законы, которые защищали интересы колоний. Второй конгресс юридически обосновал право колоний на вооружённую борьбу против метрополии. 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости США.

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».

Война за независимость завершилась победой колонистов. Было создано новое государство, нужно было решить вопросы о его политическом строе, системе управления, армии… Семнадцатого сентября 1787 года Конституционный Конвент всё в той же Филадельфии принял Конституцию США. Она была ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами.

Этот документ невелик по размерам – всего семь статей.

Первые три определяют полномочия и механизм формирования законодательной, исполнительной и судебной властей. Четвёртая характеризует характер взаимоотношений федерации и штатов. Пятая описывает процесс изменения Конституции – внесения в неё поправок. Всего вплоть до начала XXI века их было принято двадцать семь. Шестая статья закрепляет приоритет правовых актов федерации, а седьмая устанавливает порядок ратификации Конституции.

Но ряд политиков США, в их числе был и Томас Джефферсон, который не участвовал в Конституционном Конвенте, сразу же выделили один крупный недостаток Основного закона страны. А именно то, что в ней отсутствовал перечень базовых прав личности (тех самых неотъемлемых, о которых говорилось в Декларации независимости США). Поэтому в 1789 году Джеймс Мэдисон предложил Конгрессу первого созыва принять Билль о правах – первые десять поправок к Конституции.

Восемь из них перечисляют права граждан США, начиная со свободы слова и заканчивая запретом жестоких наказаний. Особый интерес представляет девятая поправка: «Перечисление в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».

Эволюция Конституции США происходила не только за счёт внесения поправок, но и в связи с деятельностью Верховного суда. Он имеет право толкования Конституции при разборе конкретных исков. В качестве примера можно привести так называемое Правило Миранды. Оно требует, чтобы задержанный во время задержания был уведомлён о своих правах на отказ от дачи показаний против самого себя, на присутствие адвоката во время допросов.

Вы, вероятно, видели подобные эпизоды в американских фильмах, когда полицейский или работник других правоохранительных органов зачитывает задержанному его права: «Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?» На последний вопрос обязательно нужно получить ответ.

Правило Миранды было введено решением Верховного суда в 1966 году. Признание Эрнесто Миранды в совершении преступления не было признано доказательством, так как он не был ознакомлен со своими правами. Правда, ему это не особенно помогло, так как хватало и других доказательств.

Конституция США, разумеется, не является идеальной. Но её историческое значение несомненно. Она оказала большое влияние на содержание конституций других стран. Заимствовались конкретные положения, как, например, в латиноамериканских государствах или в японской конституции 1947 года. Но чаще речь шла о следовании основополагающим принципам: разделение властей, федерализм, судебный контроль законодательства.

Развитие государственно-монополистического капитализма в США в XX в. Партии и профсоюзы в политической системе США. Дальнейшая централизация государственной власти.

«Новый курс» Ф. Рузвельта и его значение. Антикризисное законо­дательство о банках, о восстановлении промышленности и сельского хо­зяйства. Трудовое и социальное законодательство.

Милитаризация экономики после второй мировой войны. Эволюция правоохранительных и разведывательных органов. Наступление на кон­ституционные права и свободы после второй мировой войны. Антикомму­нистическое и антирабочее законодательство. Маккартизм.

Усиление президентской власти. Бюрократизация и милитаризация государственного аппарата. Рост аппарата по регулированию экономики. Карательные органы и их развитие. Вооруженные силы. Судебная система.

Изменения в избирательном праве. XIX, XXIV и XXVI поправки к конституции. Обострение расовых противоречий и законодательство 50 — 60-х гг. о гражданских правах.

Лекция 13.»Государство США в новейшее время»

План

1. Эволюция американской конституции.

2. Законодательство об избирательных и гражданских правах.

3. Изменения в государственном аппарате.

4. Государственное регулирование экономики и социальных отно-
шений. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

1. Эволюция американской конституции

К началу XX в. США выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Обе мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Уже после первой миро­вой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора.

Уже в конце XIX в. в экономике господствовали крупнейшие финансово-промышленные корпорации-тресты. Интенсификация труда в условиях начавшейся научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права.

Американская государственность в новейшее время продолжала бази­роваться на конституции 1787 г., в которую были внесены некоторые изме­нения. Структура конституционных органов и их компетенция практически не изменились. 3 поправки были связаны с институтом президентства. По­правка XX (1933 г.) уточнила порядок вступления президента в должность, XXII поправка (1951 г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя сроками, XXV поправка (1967 г.) предоставила вице-президенту воз­можность при определенных обстоятельствах занимать пост президента.

Другое поправки к конституции были связаны с демократизацией избирательного права. В 1920 г. женщинам было предоставлено право го­лосовать и быть избранными наравне с мужчинами (XIX поправка). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (XXIII поправка). В 1964 г. запре­щается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка). Несколько раньше, в 1962 г. признается необходимость изменения избирательных ок­ругов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно равное число избирателей. В 1971 г. избирательные права предоставлены всем гражда­нам, достигшим 18-летнего возраста (XXVI поправка).

2. Законодательство об избирательных и гражданских правах

В 1957-1965 гг. в США под нажимом негритянского движения про­тив расовой дискриминации принимаются: законы о гражданских правах 1957 и 1964 гг. и закон об избирательных правах 1965 г., которые запрети­ли расовую сегрегацию и дискриминацию в наиболее важных сферах об­щественной и политической жизни (в трудовой деятельности, бытовом об­служивании, получении образования, на выборах и т.д.). Хотя в отдельных штатах и сохранились некоторые цензы, все же избирательное право в ос­новном стало равным и всеобщим.

Стала совершенствоваться партийная система. Юридической регла­ментации подверглись финансовые основы партийной деятельности. Принципиальные различия между демократами и республиканцами в ос­новном исчезли. Это особенно ярко показали президентские выборы 2000 г., на которых расхождение между голосами, отданными за кандидатов в президенты, было так мало, что победа определялась судебным решением. Но вместе с тем фактическая монополия двухпартийной системы с ее опо­рой на «средний класс» лишает другие общественные организации надеж­ды на успех в ходе выборов.

3. Изменения в государственном аппарате

В формировании государственной политики большую роль стали играть предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления». В середине XX в. их насчитывалось бо­лее 3 тысяч, затем количество их уменьшилось главным образом за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата. «Группы давления» подготавливают рекомендации и даже законопроекты. Обычно такие группы обозначаются специальным термином — «лобби»,а их деятельность получила название «лоббизм». Размах этой деятельности вызвал необходимость ввести ее в законодательные рамки. В 1946 г. был принят общефедеральный закон о регулировании лоббизма, обязывающий лиц, ведущих такую деятельность, регистрироваться в конгрессе, что должно сделать их деятельность более прозрачной и контролируемой.

Другая важная тенденция связана с централизацией государственной власти. Создается разветвленный бюрократический аппарат, в котором можно выделить 3 уровня учреждений:

1) департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли
управления;

2) «национальные агентства» — учреждения, близкие по значению
министерствам, но не имеющие их статуса;

3) многочисленные временные «комиссии», «бюро», «советы», «ад­-
министрации», создаваемые на время для выполнения определенных задач.

В конце XIX в. недовольство общественности коррупцией, злоупотреб­лением властью, а подчас и некомпетентностью некоторых чиновников выну­дило конгресс заняться его реформированием государственного аппарата. За­кон о гражданской службе (1883 г.) предусматривал проведение открытых конкурсов на замещение государственных должностей, запрещал увольнение чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона воз­лагался на специальный независимый орган — комиссию гражданской службы (КГС). Во многом благодаря этому закону, а также другим принятым позже нормативным актам в США удалось избежать формирования коррумпирован­ной касты чиновников.

Однако принцип недопустимости увольнения с государственной службы по политическим мотивам фактически не соблюдался. В 1939 г. законом Хэтча «О политической деятельности» запрещалось участие госу­дарственных служащих в «политических кампаниях». В конце 40-х — 50-е гг. согласно приказам президентов Трумэна и Эйзенхауэра комиссия гра­жданской службы должна была проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности.

В XX в. наблюдается усиление полномочий президента, особенно в решении вопросов о войне и мире. Под предлогом «защиты национальной

безопасности», не считаясь с предписаниями конституции, президенты не­однократно, без предварительной санкции конгресса, отдавали приказы о начале военных действий на территории других государств, что по суще­ству означало ведение там войны.

Весьма авторитарно вела себя исполнительная власть и внутри страны. Посредством так называемых «исполнительных приказов», формально при­званных конкретизировать должное исполнение принятых законов, президен­ты, по существу, приобрели право на «делегированное законодательство».

В итоге централизация привела к усилению федеральной власти во главе с президентом. Вместе с тем усиление исполнительной власти не оз­начало подмены ею других ветвей власти. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном системы «сдержек и проти-вовесов2. Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные права кон­гресса, возможность судебного обжалования административных распоря­жений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

4. Государственное регулирование экономики и социальных отно­шений. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Необходимость бескризисного развития американского общества выну­дила правящие круги отказаться от принципа «невмешательства» и перейти к государственному регулированию экономических и социальных отношений. В 1906 г. создается министерство торговли и труда, наделенное полномочиями по регулированию междуштатной торговли и реализации антитрестовского законодательства. В 1913 г. для контроля за банковской деятельностью была создана Федеральная резервная система. Она должна была контролировать выпуск денежных знаков, устанавливать банковский процент по кредитам, выполнять функции налогового органа. После вступления США в первую ми­ровую войну усилилось влияние государства на экономику. В 1917 г. закон о контроле над производством, сырьем и топливом предоставил президенту США чрезвычайные права для снабжения армии и флота. «Великая депрес­сия» и вторая мировая война еще больше усилили государственное вмеша­тельство в экономическую и социальную жизнь страны. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта

Решающим шагом в формировании системы государственного регу­лирования стало создание антикризисного механизма. Необходимость в нем была окончательно осознана в 30-е гг. после сильнейшего экономиче­ского кризиса 1929-1933 гг., охватившего все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, нацио­нальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% всех банков, лишив­ших миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек остались без работы. Находившееся в то время у власти прави­тельство президента Г. Гувера фактически ничего существенного не пред-

приняло. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: го­лодные походы, демонстрации и другие формы протеста следовали друг за другом. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. побе­дил Франклин Делано Рузвельт(1882 — 1945 гг.) — кандидат от демократи­ческой партии. Новый президент выступил с развернутой программой по вы­ходу из кризиса, получившей название «Новый курс».

Одной из первых задач «Нового курса» стало реформирование бан­ковской системы страны. Был запрещен вывоз золота за границу, проведе­на девальвация доллара, укрупнена банковская система, а крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Было введе­но страхование банковских вкладов (небольших — полностью, более круп­ных — частично). Установлены повышенные налоги на крупный капитал.

Для оздоровления промышленности создавалась «Национальная ад­министрация восстановления промышленности» (НИРА). В каждой из 17 отраслей промышленности фирмы-производители договорились соблю­дать максимальные объемы выпускаемой продукции, предельные цены, распределяли между собой рынки сбыта, устанавливали продолжитель­ность рабочего времени, уровень зарплаты, условия кредита и другие ус­ловия. Взамен государство к этим предприятиям временно приостановило действие антимонопольного законодательства.

Для преодоления кризиса в сельском хозяйстве учреждается «Адми­нистрация регулирования сельского хозяйства» (ААА), которая стала под­держивать высокие цены на продукцию сельского хозяйства. Эта админи­страция премировала фермеров за сокращение посевных площадей и по­головья скота. Уменьшение товарной массы должно было сохранить высо­кие цены на сельхозпродукцию, обеспечить рентабельность ферм и спасти их от разорения. Затем был принят закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности и продлив­ший сроки погашения кредитов.

Для уменьшения безработицы государство организовало обществен­ные работы. Безработных направляли в «трудовые лагеря», занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

В 30-е годы были приняты важные трудовые и социальные законы. В 1935 г. был принят закон Вагнера. Впервые в общефедеральном мас­штабе была разрешена деятельность профсоюзов, запрещалось уголовное преследование трудящихся за участие в профсоюзах и легальных забастов­ках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах (так на­зываемый принцип «закрытого цеха»). В 1935 г. был принят закон о социаль­ном страховании. Устанавливались пенсии по старости, которые должны были выплачиваться гражданам США, достигшим 65-летнего возраста. Для формирования пенсионного фонда устанавливался новый ежегодный налог с

зарплаты в 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые 3 года. Для предпринимателей вводился аналогичный налог с общей суммы выплаченной ими зарплаты. В 1938 г. принимается закон о справедливых ус­ловиях труда, фиксирующий максимальную длительность рабочего дня для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

После второй мировой войны неоднократно делались попытки пере­смотра «Нового курса». В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, огра­ничивающий закон Вагнера. Отныне профсоюзы должны были предупре­дить нанимателя о забастовке за 60 дней до ее начала. Президент наделял­ся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней («охлади­тельный период»). Запрещалось участие в стачках государственных слу­жащих. Не допускались забастовки солидарности, стачки, создающие уг­розу «национальным интересам страны». Отменялся принцип «закрытого цеха». Запрещалось использовать профсоюзы для достижения политиче­ских целей. Принимались и другие законы, ограничивающие права проф­союзов и других организаций трудящихся.

Однако основные тенденции и принципы государственного регули­рования экономики и социальных отношений были не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие, особенно в рамках программы «борь­бы с бедностью» президента Л. Джонсона в 60-е гг.

Самостоятельная работа

Развитие государственно-монополистического капитализма в США. Партии и профсоюзы в политической системе США. Милитаризация эко­номики и государственного аппарата после второй мировой войны. Воен­но-промышленный комплекс и Пентагон.

Развитие правоохранительной системы. Антикоммунистическое и антирабочее законодательство 40 — 50-х гг.

Вопросы для самопроверки

Какие аспекты государственного строя регулировали поправки к конституции США, принятые в XX в.?

В каких сферах общественной и политической жизни США в XX в. было достигнуто равноправие черных и белых американцев?

Что изменилось в партийной и избирательной системах США в но­вейшее время?

Какую роль играют лоббисты в принятии политических решений в США?

Чем отличаются различные уровни федеральных исполнительных органов?

Что говорит об усилении президентской власти в США?

Каковы причины государственного вмешательства в социально-экономические отношения?

Чем был вызван экономический кризис 1929-1933 гг.?

Как действия администрации Ф. Рузвельта помогли выводу про­мышленности и сельского хозяйства из кризиса?

Какие права получили рабочие в результате политики «Нового курса»?

Тема семинарского занятия:»Развитие государства США в новейшее время»

План.

1. «Новый курс» президента Ф.Рузвельта:

а) государственное регулирование финансовой системы, промыш­-
ленности и сельского хозяйства;

б) государственное регулирование трудовых отношений.

2. Демократизация избирательной системы и ослабление расовой
дискриминации.

3. Бюрократизация государственного аппарата.

4. Усиление президентской власти.

В США не существует единой правовой системы. Зачатки американского права можно наблюдать в английских колониях на территории Северной Америки. Каждая колония имела свою правовую систему. С образованием новых штатов образовывались и новые правовые системы. Сейчас в США существует одна федеральная и 50 штатных правовых систем.

Источником права в США является общее право, которое было принесено в Северную Америку английскими иммигрантами. Однако, поскольку еще в начале XVII века, было определено, что английское право не является обязательным для колоний, оно не было абсолютным.

Право в США формировалось под воздействием реалий колонизационных процессов. Многие положения английского права, не могли укорениться на просторах Северной Америки поскольку имели феодальный характер и мешали капиталистическому развитию колоний. Важны и религиозные процессы, имевшие ощутимое влияние на развитие общественной жизни колоний, в том числе и на право. В право включались пуританские нравы и морально-религиозные принципы. Определенное влияние на развитие права имели и другие правовые системы. В частности голландское право (в колониях, которые первоначально принадлежали Голландии — Нью-Йорк), французское (в Луизиане), испанское (Флорида), мексиканское (Техас).

Одной из характерных черт развития американского права в колониальный период является его вульгаризация, т.е. упрощение, поскольку специалистов, которые могли бы оперировать достаточно сложными положениями общего права, права справедливости и статутного права не хватало. Поскольку общее право не считалось ведущим, в США неоднократно предпринимались попытки кодификации права. Например, в 1648 г. такая кодификация проведена в колонии Массачусетс (сборник «Права и свободы Массачусетса»). Подобные кодификации были проведены и в других колониях. Однако руководящее значение имело все же прецедентное право.

После обретения колониями независимости и развития государства в США продолжилась традиция развития прецедентного права. Во многих штатах английские уставы и общее право признавалось главным источником права. С образованием новых штатов в них также вводилось прецедентное право. Например, в Канзасе провозглашалось действующим общее право. Имело оно влияние и в тех штатах, где чувствовалось влияние других правовых систем (Техас, Флорида, Нью-Йорк, Луизиана). В то же время продолжались отдельные кодификации, в частности в штате Виржиния в 1796 г. была подготовлена кодификация уголовного законодательства, подготовленная Томасом Джефферсоном.

Период до Гражданской войны называют «золотым» в истории прецедентного права. Только в начале XX в. оно уступило место писаному законодательству федерального и штатного уровней.

В 1889 г. был создан специальный комитет, который занимался унификацией законов регулирующих торговлю.

Методы кодификации в США скорее являются методами инкорпорации. С начала XX в., на федеральном уровне принимаются, так называемые, «модельные кодексы». Например, в 1952 г., был принят Единый торговый кодекс — официально не принят только в штате Луизиана. В 1909 г. был принят федеральный уголовный кодекс.

В XX в. законодательные источники права играют все большую роль. Конгресс и легислатуры штатов ежегодно издают значительное количество законов (сейчас за год конгресс издает около 300- 400, а легислатуры штатов — 10 000 — 30 000 нормативно-правовых актов). Однако даже в штатах с частично кодифицированной системой права, кодексы не являются ведущим источником права.

Таким образом, специфика формирования права США заключалась в:

  • — не восприятие феодальных конструкций и институтов английского права;
  • — не образовалось единой обще национальной правовой системы;
  • — было более гибким чем английское.

Но несмотря на указанные специфические черты право США является разновидностью общего права.

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств.

В Новейшее время, как и прежде, гражданское право США, по существу, складывалось из отдельных правовых институтов — права собственности, договорного права, права корпорации и т.д. Регулирование гражданских правоотношений в основном входило в компетенцию отдельных штатов, в некоторых из них действовали (и действуют) гражданские кодексы. Федеральное законодательство лишь частично затрагивает гражданско-правовые отношения. Большие изменения претерпело правовое положение юридических и физических лиц. В американском обществе утвердилось равенство темнокожих американцев в реализации ими гражданских прав. Были смягчены ограничения в гражданском обороте для иммигрантов. Существенные изменения произошли в регулировании права собственности. Американские реформы ХХ в. привели не только к изменению соотношения индивидуальной и коллективной частной собственности, но и вызвали саму модификацию частной собственности, которая стала больше связанной с общественным интересом.


Под влиянием различных экономико-технических и международно-правовых факторов претерпел изменения институт договора. Появляются и получают закрепление новые многочисленные виды договоров (например, договоры лизинга). Приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского права. США решили сделать рынок более справедливым и цивилизованным. Появилось так называемое антитрестовское законодательство. В 1890 г. был принят закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные для значительной части групп населения результаты экономической деятельности крупных корпораций, которые заключали соглашения с целью установления монопольных цен на рынке. Признавалось незаконным особое объединение между ними, прежде всего в виде треста, направленное на монополизацию торговли и производства. В результате достаточно было установить факт сговора, и суд привлекал виновных к ответственности. От истца даже не требовалось доказывать факт причинения ему вреда от этого сговора.

К антитрестовскому законодательству непосредственно примыкало законодательство о защите прав потребителей. Закон Клейтона 1914 г. запретил корпорациям, занятым в торговле, приобретать, прямо или косвенно, полностью или частично акции других корпораций, если результатом такого приобретения стало бы существенное ослабление конкуренции между торговыми фирмами или ограничение торговли в какой-либо части страны или возникла бы тенденция к установлению монополии в какой-либо сфере торговли.

Был установлен запрет однотипным магазинам прибегать к «недобросовестному преимуществу» и «нечестной практике» путем снижения цен на товары или в оплате услуг личного найма. Облегчалось положение мелких торговцев и сбытовиков. Суды принуждали бизнесменов соблюдать законодательство. Отдельные отступления оговаривались. Были разрешены соглашения лиц, занятых торговлей на экспорт, если они не преследовали цели устранения конкурентов путем искусственного изменения цен.

Уголовное право. Рост преступности в начале XX в. обусловил принятие новых законов в сфере уголовного права, его кодификацию. Уголовные кодексы 1909 и 1926 гг. стали частью Свода законов США. В области уголовного процесса продолжали действовать статьи Билля о правах, содержавшие гарантии против необоснованных обысков и изъятий: ордера могли выдаваться только при наличии достаточного основания.

Утверждалось, что никто не будет принуждаться свидетельствовать против самого себя по уголовному делу, уголовное наказание не будет применяться иначе, чем на основе надлежащей правовой процедуры.

Вместе с тем на практике проявлялась рассогласованность в законодательстве. Отдельные законопроекты не соответствовали Конституции США. Принятые Законы Смита (1940 г.), Маккарэна — Вуда (1950 г.), Закон о контроле за подрывной деятельностью (1954 г.), а также другие нормативные акты, в частности некоторые исполнительные приказы президентов, настолько явно нарушали важнейшие конституционные права граждан, что это был вынужден признать Верховный суд США.

В 1977 г. был принят новый Уголовный кодекс.

В 1960-е гг. в уголовном законодательстве США усилились демократические начала. Этому в немалой мере способствовал принятый в 1962 г. примерный Уголовный кодекс, рекомендованный для использования в отдельных штатах, что ускорило движение американского уголовного права по пути кодификации, особенно на рубеже XX и XXI вв.

Сегодня система уголовного права США состоит из параллельно функционирующих норм федерального уголовного законодательства, а также уголовных кодексов отдельных штатов. Разграничение уголовного закона федерации и штатов в конечном счете определяется Конституцией. Конкуренция законодательств в ряде случаев стимулирует судопроизводство.

В целом в американском праве Новейшего времени проявились следующие черты.

1. Двухуровневая правовая система, при которой параллельно и в то же время во взаимодействии существуют правовые системы федерации и штатов.

2. Осуществление судебного контроля за конституционностью законов Верховным судом.

3. Сочетание сохранения приоритета судебной практики с интенсивным развитием отраслевого законодательства и консолидацией нормативно-правовых актов.

4. Унификация права в масштабе федерации. Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны.

5. «Подвижность» прецедента. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценить факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам.

Добавить комментарий