Суперпрезидентская республика страны

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Особенности

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

Виды суперпрезидентской республики

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет три вида суперпрезидентских республик:

  1. президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);
  2. президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
  3. президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой.

Страны с суперпрезидентским режимом

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркмения и др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев. (Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства». О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.

См. также

  • Пожизненный президент

Напишите отзыв о статье «Суперпрезидентская республика»

Отрывок, характеризующий Суперпрезидентская республика

– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г’остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог’това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог’ю. Всех запог’ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог’ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог’! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог’ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог’ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог’т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.

Пандемия COVID-19 поразила десятки высокопоставленных политиков стран Латинской Америки. У двух президентов стран континента и у целого ряда влиятельных политиков на этой неделе был зафиксирован положительный результат тестирования на новый тип коронавируса, отмечает Associated Press.

В Бразилии 65-летний президент Жаир Больсонаро объявил о своей болезни во вторник и, как отмечают наблюдатели, использует ее для масштабной публичной пропаганды гидроксихлорохина, лекарства от малярии, которое он продвигал в качестве средства лечения COVID-19, и теперь принимает сам. 53-летняя временный президент Боливии Жанин Аньес в четверг обнародовала свой диагноз, поставив под сомнение свои и без того туманные политические перспективы. По меньшей мере шесть других боливийских министров и заместителей министров были инфицированы.

COVID-19 распространяется в Боливии стремительными темпами, подавляя и без того слабую медицинскую систему и сферу ритуальных услуг до такой степени, что семьи в крупнейшем городе страны Кочабамба проводят похороны прямо на ближайшей улице. В условиях кризиса в стране некоторые опросы показали, что Аньес находится на последнем месте в президентской гонке. Выборы в Боливии пройдут в сентябре. У Аньес, которая вступила в должность после того, как президент Эво Моралес был свергнут во время национальных беспорядков в прошлом году, нет вице-президента, и, если она больше не сможет выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, следующим в очереди будет глава сената Ева Копа, соратница Моралеса и противник Аньес.

Президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес объявил еще 16 июня, что он и его жена заболели коронавирусом. На следующий день 51-летний Эрнандес был госпитализирован после того, как врачи установили у него пневмонию. Болезнь президента возникла, когда пандемия распространилась из северного города Сан-Педро-Сула в столицу страны Тегусигальпу, где число случаев заболевания резко пошло по нарастающей. Эрнандес признал, что прошел сомнительный курс лечения экспериментальной и непроверенной комбинацией микродацина, азитромицина, ивермектина и цинка, которую его правительство продвигает как доступный способ борьбы с болезнью. Его выписали из больницы только второго июля. Диагноз поставлен министру внутренних дел Сальвадора Марио Дюрану, который стал вторым членом кабинета министров страны, который заболел COVID-19.

В Венесуэле 57-летний лидер социалистической партии Диосдадо Кабелло заявил в четверг в Twitter, что у него также зафиксирован положительный результат по итогам тестирования. Кабелло считается вторым самым влиятельным человеком в стране после президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Кабелло сказал, что находился в изоляции во время лечения. Днем ранее, до подтверждения диагноза, он отменил свою регулярную телепередачу, сказав, что борется с «сильной аллергией». Другой влиятельный местный политик, министр нефти Венесуэлы Тарек Эль Айссами, также заявил о заражении коронавирусом.

По оценкам экспертов, история с заражением Кабелло и Дюрана будет иметь «отрезвляющее влияние» на многих венесуэльцев, считавших свою изолированную страну относительно защищенной от вируса. В Венесуэле, в значительной степени отрезанной от внешнего мира в условиях санкций, во время пандемии COVID-19 было зарегистрировано гораздо меньше случаев инфицирования, чем в других странах Латинской Америки, однако в последние недели число новых подтвержденных случаев заражения неуклонно растет. Венесуэла, по оценке наблюдателей, считается одной из наименее подготовленных стран в мире, неспособной адекватно противостоять пандемии.

В последнее время многие эксперты, включая представителей ВОЗ, отмечали, что Латинская Америка стала новой горячей точкой коронавируса на планете. Агентство уточняет, что, по меньшей мере, у 42 ведущих латиноамериканских политиков, от президентов до мэров крупных городов, а также сотен чиновников из небольших городов был обнаружен коронавирус. В большинстве случаев высокопоставленные чиновники вылечились и вернулись на работу. Но некоторые все еще борются с болезнью. Президент Гватемалы Алехандро Джамматтей поместил весь свой кабинет министров и сотрудников аппарата на карантин в четверг после того, как у одного из его министров был зафиксирован положительный результат тестирования.

Многие лидеры использовали свои диагнозы, чтобы призвать общественность усилить меры предосторожности, такие как социальное дистанцирование и ношение масок. Однако, некоторые из них, например, известный «ковиддиссидент», глава Бразилии Жаир Больсонаро продолжает использовать сомнительные методы лечения и по-прежнему не призывает население страны к обязательному ношению масок. Многие латинские лидеры сохранили график публичных выступлений, несмотря на статистику заболеваемости в регионе. «Это создает растущий риск для процесса государственного управления в Латинской Америке», — заявила Фелиция Кнаул, профессор медицины, которая руководит Институтом перспективных исследований Америк в университете Майами.

Суперпрезидентская республика – форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность роспускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т.д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.1

Суперпрезидентская форма правления – это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательной, исполнительной или судебной отраслями власти система государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная президентская власть.

Такая форма правления преобладает в странах Латинской Америки. Например, в Аргентине она устроена следующим образом…

Высший орган законодательной власти – Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Сената (72 сенатора) и палаты депутатов (257 депутатов). Конгресс ежегодно учреждает национальный бюджет, устанавливает прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк и регламентирует его работу, принимает таможенное законодательство, устанавливает правила экспорта и импорта. К числу полномочий Конгресса относится принятие кодексов – гражданского, уголовного, трудового и общественной безопасности. Исключительно к сфере компетенции Конгресса относятся вопросы определения границ государства и провинций и их безопасности. Конгресс ратифицирует или отклоняет договоры, заключенные с другими государствами, а так же международными организациями. В компетенции высшего законодательного органа – разрешить ввод иностранных войск на территорию Аргентины и послать национальные Вооруженные силы за пределы страны. По поручению Конгресса делается объявление о начале войны или заключении мира. Конгресс учреждает суды, подчиненные Верховному суду, объявляет всеобщую амнистию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице-президента, объявляет новые выборы. Конгресс осуществляет также контроль за деятельность администрации. Ряд полномочий принадлежит к сфере исключительной компетенции одной из палат Национального конгресса.

Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В состав правительства входят: председатель правительства (премьер-министр), министры иностранных дел, внешней торговли и культа, внутренних дел, обороны, экономики и производства, федерального планирования, государственных инвестиций и услуг, юстиции, безопасности и прав человека, труда, занятости и социального обеспечения, образования, науки и технологии, здравоохранения, социального развития. Членами правительства являются также генеральный секретарь канцелярии президента, глава Центрального банка, генеральный прокурор, руководитель спецслужбы СИДЕ (разведка и контрразведка).

Глава государства – президент. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несет за это всю полноту ответственности. В сферу компетенции президента наряду с осуществлением общего оперативного политического руководства входит участие в разработке законов, а также инструкций и распоряжений, необходимых для их конкретного исполнения. В исключительных случаях, если обычное осуществление своих функций законодательными органами невозможно, президент может издавать декреты. При этом глава государства не вправе вносить какие-либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.

Президент открывает сессии Национального конгресса, предоставляет законодателям отчет о положении страны. Он может продлевать сессии Конгресса или созывать их, если этого потребуют обстоятельства. Глава государства обеспечивает распределение доходов в соответствии с принятым бюджетом. Президент назначает (с согласия Сената) членов Верховного суда и остальных федеральных судов, а также министров, других должностных лиц. Глава государства контролирует работу административного аппарата. Во время каникул Конгресса президент имеет право вводить осадное положение. В компетенции главы государства – заключение и подписание международных договоров. Президент является главнокомандующим Вооруженными силами. С разрешения Конгресса он имеет право объявлять войну.1

Заключение

В переводе с латинского языка слово «республика» означает «дело народа». И это не случайно. Давая такое название форме государства, Цицерон имел ввиду, что этим государством будет править не один человек, а группа людей, которую выбирают его жители.

В дальнейшем многие философы рассматривали тему республиканской формы правления, развивая ее в своих работах. В основном ее считали синонимом демократии. Со временем республик становилось все больше.

На сегодняшний день большинство людей живут именно в республиках, и у этих республик есть 4 формы: парламентская, президентская, смешанная и суперпрезидентская. Такие различия говорят о том, что каждое государство выбирает свою форму правления: в парламентской республике среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, а не президент; в президентской – наоборот, президент, а не парламент; в смешанной может преобладать либо парламент, либо президент; в суперпрезидентской – практически все привилегии находятся в руках президента.

Ну а в целом республика дает людям свободу: свободу выбора, свободу слова, свободу печати и так далее. Она дает людям права: право на жизнь, право на жилье и другие права. Но в то же время она обязывает своих жителей защищать родину, жить в соответствии с ее законами и так далее.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что республиканская форма правления наиболее удобна для народа, так как она в большей степени, чем монархия, соответствует характеру демократического государства. Именно поэтому ее по праву можно считать демократической формой правления.

Что касается Российской Федерации, то до сих пор точно не определено, какой именно вид республики ей присущ: президентская или смешанная. У каждого ученого своя точка зрения (сколько людей, столько и мнений). Но с Конституцией Российской Федерации не поспоришь, ведь именно согласно ее статьям можно сделать вывод, что Российская Федерация по форме правления является президентской республикой. Особое внимание необходимо обратить на статьи 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107 – 117 и другие, из содержания которых ясно вытекает, что Российская Федерация – президентская республика.

Но некоторые все-таки считают, что Российская Федерация – смешанная республика. Например В.Е. Чичкин считает ее таковой, потому что «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства имеют нередко более важные значения, чем правовые нормы. Определяющие форму правления юридически», «ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена», в форме правления Российской Федерации есть не только некоторые черты парламентской республики, но и «существенные черты президенциализма, в том числе с точки зрения содержания правовых норм, а не только фактически», «очень сложно Думе добиться и увольнения Правительства в целом», не говоря уже об увольнении отдельных министров, на то, право Президента «безусловно», в Российской Федерации «на практике элементы парламентаризма сведены к минимуму», «на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти» и так далее.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в Российской Федерации у Президента сосредоточено больше власти в руках (ведь неслучайно именно он возглавляет исполнительную ветвь власти), но при этом нельзя забывать о существовании Парламента в лице Федерального Собрания, у которого все же есть большие полномочия, так как оно является законодательным органом. Но при всей мощи Федерального Собрания Президент обладает правом «вето», то есть фактически он может распустить Государственную Думу… Происходит это в трех случаях:

1. троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур, предложенных Президентом Российской Федерации на должность председателя Правительства Российской Федерации;

2. двукратное в течение трех месяцев вынесение Государственной Думой Российской Федерации вотума недоверия Правительству Российской Федерации при несогласии Президента Российской Федерации принять отставку Правительства;

3. вынесение Государственной Думой недоверия Правительству, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства.

Но роспуск Государственной Думы невозможен:

1. в течение одного года со дня ее избрания;

2. за шесть месяце до окончания полномочий Президента Российской Федерации;

3. с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации;

4. в период действия в Российской Федерации военного и чрезвычайного положения.

Таким образом четко определить, какого именно вида республиканской формы правления является Российская Федерация достаточно сложно, поскольку ей присущи как признаки президентской, так и признаки смешанной республик.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник, М. «Юристъ», 1999

3. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов, М. «Юристъ», 1996

4. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов, М. «Спарк», 1998

5. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник, М. «Юристъ», 2001

7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, М. «Кнорус», 2007

8. Мартышина О.В. История политических и правовых учений: Учебник для вузов, М. «Норма», 2004

9. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь, М. «Большая Российская энциклопедия», СПб «Норинт», 2000

10. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие, М. «ИНФРА-М», 2003

11. Якушев А.В. Конституционное право России: Конспект лекций в схемах, М. «Издательство ПРИОР», 2000

12. Якушев А.В. Теория государства и права: Пособие для подготовки к экзаменам, М. «Приор-издат», 2003

13. В.В. Гребенников, Ю.А. Дмитриев «Развитие республиканской формы правления на постсоциалистическом пространстве»// Государство и право: Журнал №7, 2006

Суперпрезидентская республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность роспускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т.д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.1

Суперпрезидентская форма правления — это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательной, исполнительной или судебной отраслями власти система государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная президентская власть.

Такая форма правления преобладает в странах Латинской Америки. Например, в Аргентине она устроена следующим образом…

Высший орган законодательной власти — Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Сената (72 сенатора) и палаты депутатов (257 депутатов). Конгресс ежегодно учреждает национальный бюджет, устанавливает прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк и регламентирует его работу, принимает таможенное законодательство, устанавливает правила экспорта и импорта. К числу полномочий Конгресса относится принятие кодексов — гражданского, уголовного, трудового и общественной безопасности. Исключительно к сфере компетенции Конгресса относятся вопросы определения границ государства и провинций и их безопасности. Конгресс ратифицирует или отклоняет договоры, заключенные с другими государствами, а так же международными организациями. В компетенции высшего законодательного органа — разрешить ввод иностранных войск на территорию Аргентины и послать национальные Вооруженные силы за пределы страны. По поручению Конгресса делается объявление о начале войны или заключении мира. Конгресс учреждает суды, подчиненные Верховному суду, объявляет всеобщую амнистию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице-президента, объявляет новые выборы. Конгресс осуществляет также контроль за деятельность администрации. Ряд полномочий принадлежит к сфере исключительной компетенции одной из палат Национального конгресса.

Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В состав правительства входят: председатель правительства (премьер-министр), министры иностранных дел, внешней торговли и культа, внутренних дел, обороны, экономики и производства, федерального планирования, государственных инвестиций и услуг, юстиции, безопасности и прав человека, труда, занятости и социального обеспечения, образования, науки и технологии, здравоохранения, социального развития. Членами правительства являются также генеральный секретарь канцелярии президента, глава Центрального банка, генеральный прокурор, руководитель спецслужбы СИДЕ (разведка и контрразведка).

Глава государства — президент. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несет за это всю полноту ответственности. В сферу компетенции президента наряду с осуществлением общего оперативного политического руководства входит участие в разработке законов, а также инструкций и распоряжений, необходимых для их конкретного исполнения. В исключительных случаях, если обычное осуществление своих функций законодательными органами невозможно, президент может издавать декреты. При этом глава государства не вправе вносить какие-либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.

Президент открывает сессии Национального конгресса, предоставляет законодателям отчет о положении страны. Он может продлевать сессии Конгресса или созывать их, если этого потребуют обстоятельства. Глава государства обеспечивает распределение доходов в соответствии с принятым бюджетом. Президент назначает (с согласия Сената) членов Верховного суда и остальных федеральных судов, а также министров, других должностных лиц. Глава государства контролирует работу административного аппарата. Во время каникул Конгресса президент имеет право вводить осадное положение. В компетенции главы государства — заключение и подписание международных договоров. Президент является главнокомандующим Вооруженными силами. С разрешения Конгресса он имеет право объявлять войну.1

Добавить комментарий