Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать, придерживаться или менять свои взгляды и убеждения, право публично выражать свои мысли и мнения, а также право искать, получать и распространять информацию и идеи в любой форме и с помощью любых средств. Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным.

Свобода мысли и слова признана во всех универсальных и региональных документах по правам человека как фундаментальное право человеческой личности. Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 13 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. — все они защищают право человека придерживаться своих убеждений и свободно распространять информацию и идеи.

Свобода слова является не только индивидуальным правом, но также представляет ценность для всего общества. В частности, это право считается основополагающим для обеспечения функционирования демократии в целом. Право на свободу слова обеспечивает свободное распространение идей и помогает призвать органы власти к ответу. Об этом неоднократно заявлял Европейский суд по правам человека:

Свобода выражения мнения является одной из фундаментальных основ демократического общества и одним из основных условий его развития и самореализации каждой личности. Принцип свободы выражения мнения применим не только к «информации» и «идеям», которые благосклонно воспринимаются обществом или считаются безобидными или нейтральными, но и к тем, которые оскорбляют, шокируют или возмущают общество. Таковы требования плюрализма, терпимости и необходимости придерживаться широких взглядов, без которых не может быть «демократического общества».

Философские основы свободы мысли и слова.

Один из примеров функционального подхода свободе мысли и слова можно встретить в книге Дж. Ст. Милля «О свободе» (впервые опубликованной в 1859 г.), в которой свобода выражения представляется в качестве инструмента поиска истины. Возможность каждого человека свободно излагать свои взгляды рассматривается как предварительное условие проявления истины. На свободном рынке идей мнения конкурируют друг с другом. Чтобы определить, где находится правда, общество должно прислушиваться к неортодоксальным и даже провокационным мнениям, которые ставят под сомнение преобладающие воззрения по отдельным вопросам. Замалчивание определенных высказываний или мнений, кажущихся спорными или вызывающих беспокойство, — это путь к ложному спокойствию и неразрешенным проблемам:

Если мнение правильно, то запрещать выражать его значит запрещать людям знать истину и препятствовать им выйти из заблуждения; если же мнение неправильно, то препятствовать свободному его выражению — значит препятствовать достижению людьми не меньшего блага, чем и в первом случае, а именно: более ясного уразумения истины и более глубокого в ней убеждения, как это обыкновенно имеет своим последствием всякое столкновение истины с заблуждением.

Еще один подход к свободе слова сосредотачивает внимание на ее связи с демократией. Сторонники этого подхода рассматривают свободу слова как необходимое условие для функционирования демократии и самоуправления. Чтобы иметь возможность осуществлять свои права на участие и контролировать осуществление государственной власти, граждане должны иметь доступ ко всем видам информации и идей. Это позволяет им формировать собственные суждения по общественно значимым вопросам, основанные на полном понимании проблем, имеющих отношение к жизни сообщества.

Свободу мысли и слова также можно рассматривать как средство усиления индивидуальной автономии. Возможность выражения своих мыслей и идей позволяет человеку проявить свою личность. В то же время свобода выражения способствует автономии получателя, поскольку для развития собственной идентичности человеку необходимо ознакомится со всеми взглядами, суждениями, точками зрений.

Международные организации склонны подчеркивать взаимосвязь между свободой слова и демократией. Межамериканский суд по правам человека резюмирует эту связь следующим образом:

Свобода выражения является краеугольным камнем, на котором построено демократическое общество. Она крайне необходима для формирования общественного мнения. Она также conditio sine qua non (непременное условие) для развития политических партий, профсоюзов, научных и культурных обществ и, в целом, для тех, кто хочет влиять на общественность. Она представляет собой средство для осуществления возможности общественности при принятии решений быть в достаточной мере информированной. Следовательно, можно утверждать, что общество надлежащим образом неинформированное, не может считаться действительно свободным.

Содержание права на свободу мысли и слова в международном праве.

Право на свободу мысли и слова включает в том числе:

  • право каждого человека придерживаться своего мнения;
  • право публично выражать свои мыли, идеи и убеждения, а также распространять их любыми законными способами без вмешательства со стороны государства;
  • право на доступ к информации, имеющей общественное значение или затрагивающей личные интересы граждан;
  • право на создание и использование органов массовой информации, обеспечивающее реализацию свободы выражения мнений.

Свобода мысли (свобода придерживаться своего мнения).

Свобода мысли — это свобода человека формировать и иметь собственное мнение, свою точку зрения, развивать свой внутренний духовный мир независимо от мнения других. Свобода мысли включает в себя гарантии невмешательства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, недопущение идеологического и политического диктата, насилия и контроля над личностью.

Свобода мысли суть абсолютная свобода, которая никоим образом не должна ограничиваться внешними силами. Каждый имеет право придерживаться или менять свое мнение по любым вопросам, в том числе по политическим, научным, историческим, моральным или религиозным вопросам.

Государство обязано сохранять нейтралитет и беспристрастность в отношении убеждений лиц, находящихся в его юрисдикции, и обеспечивать равное правовое положение для носителей любых убеждений.

Свобода слова (свобода выражения мнения).

Свобода слова — свобода каждого человека публично излагать свои взгляды по любым вопросам государственной, общественной и личной жизни. Право на свободу слова включает право искать, получать и распространять всякого рода информацию, суждения и идеи, в том числе политические выступления, комментарии на личные или политические темы, сбор сведений, обсуждение вопросов прав человека, журналистская деятельность, культурное и художественное выражение, преподавание, а также религиозные выступления.

Защите подлежит не только содержание информации или идей, но и форма их выражения (устная и письменная речь, язык жестов, средства невербальной коммуникации, такие как изображения и предметы искусства), и способы их выражения (печатные, аудиовизуальные, электронные, основанные на Интернет-технологиях).

Обязанностью государств является охрана от вмешательств в свободу выражения мнения и информации и принятие мер, направленных на развитие многообразия средств массовой информации и источников информации для обеспечения плюрализма идей и мнений.

Право на доступ к информации (право искать и получать информацию).

Право на доступ к информации — это право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Информационная открытость власти позволяет получать адекватное представление о функционировании органов публичной власти, принимаемых ими решениях. Атмосфера открытости и гласности дисциплинирует субъектов власти, в значительной степени способствуя предотвращению коррупции и других злоупотреблений, повышая эффективность управленческой деятельности. Таким образом, можно утверждать, что право на доступ к информации обеспечивает механизм народовластия и функционирование демократии.

Для реализации права на доступ к информации государства должны размещать в открытом доступе правительственную информацию, представляющую общественный интерес, и вводить в действие необходимые процедуры, посредством которых можно получить к ней доступ, например, посредством законодательства о свободе информации.

Свобода средств массовой информации (СМИ).

Хотя пресса прямо не упоминается ни в одной из международных конвенций по правам человека, свобода печати и других средств массовой информации, таких как радиовещание и телевидение, является важным аспектом международной защиты свободы слова.

Поскольку СМИ имеют возможность обращаться к большому количеству людей, вмешательство государства оказывает значительное влияние на процесс коммуникации внутри гражданского общества. СМИ, являющиеся средством реализации права всех граждан на получение информации и идей всех видов, жизненно важны для функционирования представительной демократии, поскольку они могут собирать и публиковать самую разнообразную информацию и мнения.

Свобода средств массовой информации требует независимости СМИ от контроля государства. Однако свободному выражению мнения еще больше угрожает концентрация собственности на СМИ в частных медиа-холдингах. Таким образом, государство имеет позитивное обязательство не допускать чрезмерной монополизации СМИ.

Допустимые ограничения свободы слова.

Свобода слова, безусловно, не является абсолютной и может быть ограничена при определенных обстоятельствах. Согласно общему принципу международного права прав человека, закреплённому в документах ООН и Европейской конвенции по правам человека, права человека не могут осуществляться, если это нарушает права других людей.

Согласно ст. 10 Европейской конвенции по правам человека свобода выражения мнений может быть ограничена по одной из следующих причин:

  • в интересах национальной безопасности и территориальной целостности;
  • в целях охраны общественного порядка и общественного благосостояния;
  • в целях охраны здоровья или нравственности населения;
  • для защиты репутации или прав других лиц;
  • для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально;
  • для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Практика Европейского суда по правам человека выводит следующий тройственный критерий допустимости ограничения свободы выражения мнения:

  1. ограничение предписано законом – закон должен быть четко сформулирован и не иметь обратной силы;
  2. ограничение преследует законную цель, указанную в международных документах по правам человека;
  3. ведение ограничения должно быть обязательным для достижения означенной цели – недостаточно, чтобы ограничение служило достижению одной из указанных законных целей, оно должно быть необходимыми для ее достижения.

Современное положение дел со свободой мысли и слова.

Международное право содержит комплекс норм, гарантирующих свободу мнений и их свободного выражения, и предоставляет различные механизмы для обеспечения соблюдения этого права. Однако реальность далека от совершенства. Журналистов продолжают преследовать, бросают в тюрьмы и даже убивают в разных частях мира. Правительства как в развитых, так и в развивающихся странах находят способы для подавления критики. Монополизация СМИ становится все более значительным явлением. Расширение законодательства о борьбе с терроризмом все сильнее посягает на свободу слова.

Tags:Права человека

Текст Ст. 29 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Комментарий к Ст. 29 Конституции Российской Федерации

1. Мысль как результат и продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире, что воплощается в определенных представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, который сам по себе не может быть предметом правового регулирования. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы совести, творчества.

Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя и ничего не упоминали об интересах самой личности (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Действующая Конституция РФ не ограничивает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими или социально-общественными рамками. Напротив, конституционные нормы о свободе мысли и слова сформулированы в единстве с конституционными положениями о признании идеологического и политического многообразия, недопустимости установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ).

Положения Конституции РФ о свободе мысли и слова соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 10), Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово, как главное средство человеческого общения, оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова. В современный период ограничения в этой области установлены как на международно-правовом, так и на национальном уровнях.

2. В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ). Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в общем виде, они дают определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Так, устанавливается уголовная ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

Основанные на Конституции РФ запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, а также соответствующие меры ответственности предусмотрены и в статьях Уголовного, Гражданского кодексов РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в Уголовном кодексе установлена ответственность за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354), за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242). В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится ответственность за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013). В статье 152 ГК РФ предусматривается право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

3. Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все — государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе, право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.

Особую актуальность в России в современный период приобретает проблема правильной трактовки соотношения между правом на достоинство, честь и доброе имя и свободой мысли и слова.

В свете сказанного интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 27 сентября 1995 г., касающемся жалобы А.В. Козырева*(120). Поводом для жалобы послужило рассмотрение в одном из судов дела по иску В.В. Жириновского к НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и достоинства. А.В. Козырев считал, что ст. 7 ГК РСФСР (как и ст. 152 нового ГК РФ) о судебной защите чести и достоинства не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, поскольку допускает возможность судебного опровержения любых сведений. По мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов, оценочных суждений того, кто их распространяет, и принуждение к отказу от них — это вторжение в область «мысли и слова», «мнений и убеждений», охраняемых ст. 29 Конституции РФ.

4. Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы средств массовой информации и запрет цензуры (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ «О средствах массовой информации»). Свобода мысли и слова связана и с другими правами и свободами, возможность реализации которых создает институционально-организационные условия для надлежащего осуществления свободы выражения мнений и убеждений. Это, например, права на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении государственными и общественными делами.

Свобода мысли и слова закреплена в статье 29 Конституции Рос­сии и является важнейшим признаком демократического и правово­го государства. Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придер­живаться их, право на свободный отказ от них, а также право на сво­бодное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от обще­ния, право на свободный выбор языка общения. Принуждение к выра­жению своих мнений и убеждений не допускается. Важность свободы мысли и слова предопределена тем, что данная свобода является не­обходимым условием реализации иных конституционных прав лично­сти, прежде всего, в политической сфере.

В условиях современного информационного общества подлин­ная реализация свободы слова возможна только в условиях доступа к средствам массовой информации. В этой связи действенной гарантией свободы слова в Российской Федерации выступает возможность сво­бодного создания средств массовой информации и недопустимость цензуры массовой информации. Согласно Закону Российской Феде­рации «О средствах массовой информации» любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не отбываю­щий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступить учредителем средства массовой информации. Кроме того, любой гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствую­

щие действительности, либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В то же время свобода слова не носит абсолютного характера. В Российской Федерации не допускается пропаганда или агитация, воз­буждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, ра­сового, национального, религиозного или языкового превосходства. Нарушение данного запрета влечет привлечение к уголовной ответ­ственности (ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации). По­мимо этого, в России запрещается злоупотребление свободой массо­вой информации — не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осу­ществлению террористической деятельности, публично оправдываю­щих терроризм, других экстремистских материалов, а также материа­лов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Свобода слова тесно связана с функционированием средств мас­совой информации, а также создает необходимую основу для ре­ализации права свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию любым законным способом.

Информация представляет собой любые сведения независимо от формы их представления. Информация может свободно использо­ваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к ин­формации (статьи 2,5 Федерального закона «Об информации, инфор­мационных технологиях и о защите информации»).

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников.

Не может быть ограничен доступ к:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим полномочия государственных органов и органов местного само­управления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и орга­нов местного самоуправления, а также об использовании бюд­жетных средств; информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначен­ных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к ко­торой установлена федеральными законами.

Неправомерный отказ в доступе к информации может быть обжа­лован в вышестоящие органы (должностным лицам) либо в суд.

Особо необходимо подчеркнуть принятие в последнее время ряда законодательных актов, направленных на обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и мест­ного самоуправления.

Граждане и организации вправе получать достоверную инфор­мацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом граждане и организации имеют право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информа­ции о деятельности государственных органов и органов местного са­моуправления, доступ к которой не ограничен.

В настоящее время Федеральный закон «Об обеспечении досту­па к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит широкий перечень информа­ции, который обязаны размещать государственные органы и органы местного самоуправления в сети Интернет на своих официальных сай­тах. В числе данной информации — сведения о полномочиях органов, принимаемые ими акты, размещаемые заказы, административные регламенты, информация о порядке поступления на службу в соот­ветствующий орган и имеющиеся вакансии и т.д. При этом граждане имеют возможность запрашивать интересующую их информацию по­средством направления электронных запросов по адресам электрон­ной почты (статья 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Основные законодательные акты:

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • Закон Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Статья 28
Статья 29
Статья 30

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Толкование положений статьи 29 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 15-П от 30.10.2003г.

…Данные положения закреплены и в пункте 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому «каждый имеет право на свободу выражать свое мнение, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных органов независимо от государственных границ»…

…из Определения КС РФ N 69-О от 27.09.1995г.

…Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией Российской Федерации свободы мысли и слова. Связанные с обеспечением конституционных требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при использовании свободы слова строго очерчены Конституцией Российской Федерации и вытекают из предписаний со статей 17 (часть 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3). Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства…

…из Определения КС РФ N 154-О-О от 19.02.2009г.

…Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29, части 1 и 2). Это соответствует и международно-правовым стандартам, которые, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, в то же время предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом (статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах)…

…из Определения КС РФ N 447-О от 17.10.2006г.

…Что же касается обращенного к призывнику требования обосновать наличие убеждений и вероисповедания, препятствующих прохождению военной службы, то из статьи 59 (часть 3) Конституции Российской Федерации вытекает лишь обязанность изложить соответствующие доводы, которая не может рассматриваться как противоречащая статье 29 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, поскольку процесс обоснования наличия убеждений вызван не принуждением гражданина, а его собственной инициативой — заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой…

…из Постановления КС РФ N 8-П от 27.03.1996г.

…Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29, часть 4). Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию. Исходя из этого законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям…

…из Постановления КС РФ N 17-П от 20.12.1995г.

…государство вправе относить те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности, распространение которых может нанести ущерб обороне страны и безопасности государства, к государственной тайне. В связи с этим статьей 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству.

Однако в силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации…

В Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Этот аспект свободы личности защищается на международном уровне.
С правом на свободу мысли и слова корреспондируют такие конституционные права, как свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции РФ), свобода массовой информации (часть 5 статьи 29 Конституции РФ), свобода совести и вероисповедования (статья 28 Конституции РФ), свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (часть 1 статья 44 Конституции РФ). В совокупности они составляют конституционно-правовой институт, гарантирующий личности возможность свободно выражать и распространять мысли и идеи, мнения и убеждения, в том числе и не совпадающие с официальной позицией на существующий политический, экономический, социальный порядок в стране, словами или любыми иными законными способами, например, посредством художественных приемов, без какого-либо вмешательства со стороны третьих лиц и прежде всего государства. Никого также нельзя принуждать к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (часть 3 статья 29 Конституции РФ).
Свобода слова реализуется не только в личной сфере человека, но также и в общественно-политической. По мнению Конституционного Суда РФ, выраженному в его правовых позициях, свобода слова — не только гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать посредством устного или печатного слова свои суждения по самым разным вопросам, но и условие эффективности общественного контроля за действиями публичной власти. Конституционное требование о недопустимости принуждения к отказу от своих мнений и убеждений адресовано государственным органам, органам местного самоуправления, политическим партиям, другим общественным объединениям, их должностным лицам, всем членам общества.
При этом Конституция РФ не устанавливает для свободы слова какие-либо идеологические рамки: конституционные нормы о свободе слова действуют в единстве с положениями Конституции РФ о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (статья 13). Реально гарантированная — в рамках возможных ограничений в соответствии с требованиями часть 3 статья 55 Конституции РФ — свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции являются конкретным показателем демократизма общества.
Свобода мысли и слова реализуется как индивидуально, так и коллективно. Одной из форм коллективной реализации свободы мысли и слова является объединение лиц, имеющих одинаковые убеждения или интересы или разделяющих общие идеи, например, в политическую партию.
Права человека иногда отождествляют с понятием «свобода»: «Права человека — свобода, гарантированная такими правами, как свобода мысли, вероисповедания и слова, право выбора места пребывания и жительства, право свободного поиска, получения и распространения информации, деятельности. Права человека, связанные с его свободой, так или иначе ограничены правами и свободой других, т.е. не могут осуществляться им в ущерб». По сути, свободы личности — это те же возможности индивида выбирать свой вариант поведения (как и права), но имеющие некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство акцентирует внимание на максимально самостоятельном самоопределении человека.
Как указывается в международных документах о правах человека (см. выше), пользование свободой мысли и слова одновременно налагает на человека и ряд обязанностей, в частности, соблюдать при этом определенные ограничения. Так, в соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, к числу которых относятся, в частности, право каждого человека на достоинство и защиту своей чести и доброго имени.
Поскольку человек имеет свободу слова, мнений и убеждений, постольку он свободен в выборе решения, выражать свои мысли и убеждения, или же нет. Этот вопрос решается человеком самостоятельно, без давления и какого-либо принуждения со стороны кого бы то ни было. Одновременно свобода мысли и слова предполагает запрет принуждения человека к отказу от своих мыслей и убеждений. Мысли, чувства, убеждения, идейные установки — это сфера самоопределения личности, свободная от влияния государства и других лиц.
Таким образом, категория «права человека» носит нравственный, юридический, политический, социальный, идеологический, интегративный характер, аккумулирует основные демократические ценности и является показателем развития общества.

Добавить комментарий