Теории прав человека

Естественное право — это совокупность всех прав и правил, которые вытекают из природы человека и не зависят от объективизма человеческого мышления. Это обобщенное понятие, которое используется в юриспруденции и философии. При этом естественное право является своеобразным противовесом позитивному праву, поскольку оно максимально идеализировано для современного общества. Теория естественного права предопределяет все те общественные нормы, которые считают наиболее оптимальными, но часть из них на практике практически не встречается. Кроме того, основные положения естественного права приобретаются каждым человеком с момента рождения, потому понятие естественного права и считают неотъемлемым и не зависящим от изменения норм общественного права.

По сути, теория естественного права находится на раздорожье. С одной стороны, ее догмы обосновываются практическими требованиями совершенного права, а с другой — на теоретических рассуждениях о необходимости общепринятых правоположений. По идее, эти две стороны должны активно взаимодействовать между собою, но на практике они только добавляют сумятицу в общее определение естественного права. Основываясь на первом принципе, право получает статус положительного, а во втором случае естественное право становится частью положительного, при этом все догмы которого уже доказаны и имеют под собой существенное обоснование. Таким образом, с одной стороны, естественное право рассматривается как часть положительного, а с другой — как самостоятельное учение.

Развитие естественного права в античном мире

Суть теории естественного права начала разрабатываться еще в античном мире. В этот период начали разделять естественное и положительное право. Впервые появились суждения, что все законы, правила и общественные нормы (справедливость, честь, достоинство и т. д.) обязаны своим появлением установлению человека. Постоянно развиваясь и усовершенствуясь, человек начал изменять правовые принципы, неуклонно создавая для себя идеальную среду, в которой были бы прописаны основные концептуальные теории прав и обязанностей. С давнего времени человечество начало создавать модель идеального общества, в котором все люди были бы равны между собой, между ними отсутствовали бы конфликты и споры. Неудивительно, что подобная модель напрямую затронула и область юриспруденции. Основываясь на равноправии всех категорий граждан, древние греки и римляне впервые обосновали необходимость создания единой базы законов, по которым бы и жило общество.

Наиболее ясно теория естественного права описана у Сократа. Он говорил, что в мировом обществе присутствуют некие неписаные законы, установленные Богом, по которым человечество живет испокон веков и с которыми должны сочетаться все новые правила и постулаты. В дальнейшем отголоски этой теории находят свое место в учениях Аристотеля и Платона. При этом стоит отметить, что уже в то время философы начали отделять естественное право от идеального. То есть права идеализированные начали отделять от естественных, от тех, которые каждый человек имеет с самого рождения.

Естественное право во времена средневековья

Взгляд средневекового общества на естественное право был сформирован на основе учений Сократа и Платона, но с внесением некоторых изменений. В эту эпоху особое влияние на догмы и постулаты естественного права оказало Священное Писание. Человечество начало отходить от язычества в пользу христианства, и с изменением религии, естественно, естественно-правовая теория права приобрела большой вес в обществе.

Особое место в этот период естественное право получило в произведениях Фомы Аквинского, который, в свою очередь, взял за основу работы Аристотеля. Фома Аквинский определял естественное право как нечто божественное, то есть то, что не поддается научному обоснованию. В то же время его теория была довольно запутанной. Он рассматривал общие принципы права, разделяя его на естественные и человеческие права. Таким образом, можно сказать, что в эпоху средневековья естественное право рассматривалось как свод правил и принципов, которые существуют на протяжении многих лет, но не поддаются научному обоснованию. При этом Фома Аквинский говорил, что человеческие законы имеют силу только потому, что опираются на Божьи правила. А все те законы, которые подданные считают неправильными, они не обязаны исполнять, хотя в некоторых случаях и продолжают делать обратное.

В эпоху средневековья считалось, что закон Божий стоит над человеческими правилами, поэтому в первую очередь необходимо следовать именно ему. Основные работы Аквинского и его постулаты в дальнейшем нашли применение у теократов. Кстати, именно благодаря учениям Аквинского естественное право перешло из разряда концептуального учения в целостную систему и стало известно как естественно-позитивная теория права.

Естественное право в теократическом обществе

Вопрос об отношении положительного и естественного прав особое практическое применение нашел в учениях теократов. Как известно, теократия выступала как противовес светскому обществу. Представители теократической школы пропагандировали постепенный отход общества от монархов, князей и прочей аристократии, которые наделялись церковью божественными правами. Во времена распространения теократического учения его последователи пытались найти оптимальную грань между тем, стоит ли слепо повиноваться всем государственным правилам и законам или же необходимо в первую очередь чтить Святое Писание и следовать ему.

Но сам ответ крылся во взглядах теократов на монархию и аристократию. По сути, светское общество правит по настоянию церкви, и над ними есть высший судья — Бог, который и будет судить всех в конце жизненного пути. При этом аристократы частенько преступали моральные устои обществ или нарушали библейские заповеди. А вот их подданные должны были все терпеть и надеяться на лучшую загробную жизнь. Но именно в этих взглядах и проступило основное противоречие теократического учения. Теократы учили следовать Божьим Писаниям, но при этом призывали низшие касты населения не покоряться кабальным правилам аристократов, которые, по их же теории, выступали как ставленники Бога на Земле.

Теократия как основа демократии

Многие историки считают, что именно учение теократической школы стало прообразом демократии, появившейся значительно позже. Причем некоторые принципы можно проследить еще в учениях писателя Иоанна Солсберийского. Потом они мельком рассматриваются в учениях Фомы Аквинского. Начиная с этих двух деятелей, принципы демократии продолжают постепенно развиваться. На протяжении нескольких веков происходило формирование общей базы, а принципы и догмы демократии были разрозненны. Но со временем все они были оформлены в единую систему, которая в дальнейшем и приобрела широчайшее распространение как основная политическая, социальная и экономическая система общества. Таким образом, можно смело утверждать, что именно теократия стала неким прародителем демократии, сформулировав и проанализировав основные ее постулаты, нормы и правила. В дальнейшем демократия стала отдельным учением, развиваясь параллельно с теократией. Но основы у этих двух теорий одни.

Современные теории естественного права

После того как в средневековье сформировалось противоречивое понимание естественного права, современной исторической эпохе понадобилось новое видение всех теорий. Поэтому, после того как философы начали подробно изучать основы естественного права и его влияние в современном обществе, появились новые взгляды и домыслы. Таким образом, стало распространяться мнение, что естественное право — это все права человека, которые он фактически приобретает с момента появления на свет. К ним можно отнести право на жизнь, счастье и прочее. При этом подобные права являются неотъемлемыми, и их невозможно оспорить, отменить или ограничить. И именно эти прирожденные права являются обязательными, и их выполнение является первоочередным. По сути, это означает, что человеческие законы должны выполняться только после врожденных, и только в том случае, когда они не нарушают и не ограничивают личностные свободы человека.

Развитие естественного права в учениях протестантов

Протестантскому движению свойственно стремление к утверждению полной свободы человека и свободному мышлению. Подобный подход дал новый толчок в развитии естественного права. Протестанты сформулировали практический подход к требованию неотчужденных прав и свобод личности. Как только государство начинало отодвигать права человека на второй план, протестанты немедленно начинали бороться за признание прав и свобод. Они разработали специфическую естественно-правовую доктрину, которая и занималась регулированием и разработкой мероприятий и процедур, призванных защитить человека от влияния государства, если он в этом нуждается. Кстати, многие эксперты и исследователи утверждают, что подобная доктрина стала прародителем либерализма. Именно это политико-социальное течение подхватило эстафету в правовой защите человека.

Естественно-правовая теория права: зарождение

Учитывая широкое распространение догм естественного права, неудивительно, что в конце концов они сформировались в единую теорию. Ее пик пришелся на 17-й век, и практически мгновенно теория распространилась по всей территории Европы.

Теория естественного права (ТЕП) стала антиподом феодальной общественной теории, объявив равные права всех людей. Было принято, что основополагающей инстанцией стоит признавать законы природы, которые предписывали равенство между всеми людьми. Естественная теория происхождения права сформировалась благодаря мнению, что человек от рождения приобретает права на жизнь, счастье, самоопределение и т. д., причем все они природного происхождения. Кроме того, природа наделяла каждого человека естественными стремлениями, страстями, разумом и т. д. Возникновение новой общественно-правовой теории привело к смене общественного порядка и постепенному изменению мировоззрения. Человечество начало проявлять зачатки самодостаточности и научилось в первую очередь размышлять и осмысливать, а не слепо следовать установленным постулатам. Таким образом, ТЕП стала тем ключиком, который открыл человечеству новую дверь на пути к построению идеального общества. В настоящее время существует несколько основных теорий, каждая из которых имеет своих приверженцев и характеризуется своими специфическими принципами.

Космологическое естественное право — божественный миропорядок

Естественно-правовая теория происхождения права с точки зрения духовенства начала развиваться с момента упадка языческой религии. Космологическая концепция естественного права основывается на божественном миропорядке. Эта концепция подразделяется, согласно религиозным ценностям, на христианскую, мусульманскую, иудаистскую, католическую и т. д. Рассмотрим эту теорию с точки зрения христианства. Естественное право с уклоном в христианство — система религиозных предпосылок, которые взяты из Нового Завета и сформированы в единую цельную систему. Основными предпосылками этой концепции можно назвать следующие:

  • Правосудие с христианской точки зрения предполагает не только ощутимые наказания, а и пожизненные. То есть наказание за серьезный поступок может настичь человека и после смерти.
  • Для христианского сознания характерны теократические черты, церковь признает верховенство государства, но определяет себя как отдельный социально-правовой институт, стоящий выше государства.
  • Нормы и законы исходят из предпосылок Божественных Законов.

Антропологическое естественное право — человеческая природа

Для этой концепции характерно то, что все ее последователи стремятся вывести позитивное право из самой сути человеческой природы. Одним из приверженцев этой теории считают Аристотеля, который считал человека «политическим существом». Антропологи утверждают, что природа человека носит общественный характер, поэтому можно говорить о существовании неких естественных норм, которые признаются цивилизованным обществом. Как показывает статистика, большинство активных разработчиков теории естественного права опирались на антропологические характеристики. Среди таких деятелей можно выделить Руссо, Локка, Гоббса, Спинозу, Гроция и Монтескье. Из общего списка их разработок отдельно выделяется теория естественного права Гоббса. Она считается основополагающей в антропологической концепции.

В настоящее время самым заметным антропологом считают Маргарет Мид. Она основывает свои исследования на самом понятии «теория естественного права». Локк проводил похожие исследования, и именно его разработку и начала развивать Маргарет. Она занимается исследованиями соответствия естественных прав с нормами общественной морали. В качестве недопустимых вещей она выделяет кровосмешение, инцест и убийство. А в качестве основной идеи — готовность ко взаимопомощи.

Рациональное естественное право — разум в действии

Развитие теорий естественного права привело к тому, что человечество начало воспринимать свой разум как основу неотъемлемого природного права. Главным инструментом рациональной теории естественного права считают разум. Именно поэтому она зачастую сопрягается с космосом, точнее, его разумным устройством, в котором все части единой системы идеально точно взаимодействуют между собой. А закон выступает неким синонимом универсального и вечного разума. Впервые эту концепцию начали рассматривать древнегреческие философы, с тех давних пор концепция преобразилась, и из отдельных постулатов и догм сформировала единую систему, в которой центральное место отводится разуму, что по своей сути и является естественным правом. Принято считать, что каждый человек от рождения наделяется зачатками разума, и это его естественное (природное) право. И чем больше он будет развивать эти зачатки, тем большую мудрость и познание самого себя он обретет. Тем более что теория естественных прав человека это дозволяет.

История возникновения прав человека

Возникновение понятия «права человека”, т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V — IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно — правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная за основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Непреходящее значение имеет французская

Декларация прав человека гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе(на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.).

Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА (ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ОБЩАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ) — наука, призванная выявлять и обобщать общие и специфические закономерности правовой действительности (бытия права) и выражать их в специфической понятийной (категориальной) форме (форме систематизированного знания), а также исследовать природу права, механизмы его действия, восприятия и объективирования в правосознании (психике) и правовой активности отдельного человека и групп людей. В понимании ее основателей, теория права есть наука, обобщающая (как это мыслилось Д. Остину — родоначальнику позитивной теории права) эмпирический материал отраслевых юридических дисциплин. В научный обиход понятие теории права — науки, призванной в отличие от философии права исследовать и анализировать действующую систему права, т.е. позитивное право, ввел в 70-е гг. XIX в. А. Меркель. Таким образом, используемое в континентально-европейском правовом регионе понятие «теория права» своим происхождением обязано немецким юристам. Англо-американская правовая мысль склонна оперировать понятием права — «общая юриспруденция». С конца XIX в. теория права институционализируется и становится базовой, методологической юридической дисциплиной. Если философии права — предшественница теории права — отображала идеальные первоосновы права (что, собственно, и составляло предмет теории естественного права, положенной в основание философии права), то теория права призвана была охарактеризовать право в значении действующей системы правовых норм. При этом, вобрав в себя уже накопленные энциклопедией и философией права знания, теория права (общетеоретическое правоведение) одновременно представляла собой и философское осмысление правовой действительности (подчинив своему влиянию философию права), и обобщающую отрасль знаний (или общие представления о системе юридических наук) — направление изучения права, свойственное прежде энциклопедии права.

Современная теория права есть одновременно и часть юридического знания (юриспруденция), и идейная, мировоззренческая основа права. В этом смысле теория права является и наукой, и учением. В последнем значении теория права интегрирует своим содержанием не только специально-юридический пласт знаний, но и философскую оценку смысла права, его личностное видение. Объектом теории права является не только должное, но и сущее; право позитивное — есть составляющая общетеоретического анализа, который предполагает изучение права действующего, надпозитивного. В этом значении теория права включает в свое содержание и социологическое знание. Одновременно объектом общетеоретического правоведения является исследование психологических (психических) закономерностей действия права, а равно познание его в антропологическом измерении. В структуру современной теории права поэтому органично включены социологические и антропологические аспекты права. Однако являются ли философская, социологическая, психологическая и атропологическая составляющие элементами общей теории права? Очевидно, что теоретику права желательно было бы получить утвердительный ответ, хотя против этого существуют веские доводы.

Действительно, теория права, соседствуя с философским, социологическим, психологическим, атропологическим знанием дает импульс развитию цикла новых дисциплин (учений, теорий), в которых одновременно право выступает объектом общетеоретического осмысления и философского, социологического, антропологического, психологического и др. подходов. На этом основании формируются теории, учения, которые одновременно являются и предметом общетеоретического правоведения, и дисциплин социо-гуманитарной направленности — философии, социологии, общей психологии, антропологии. Решение проблемы относимости этих «дочерних» дисциплин к одной из «материнских» ее оснований, по принципу «или-или» вряд ли оправданно (а именно такой подход достаточно распространен). Видимо, все же перед нами формирующаяся некая маргинальная ветвь знаний, которая призвана «собирать» разрозненные сведения о праве, интегрируя их в целостную теорию, учение.

Права человека — это определенныенормативно структурированные свойства

и особенностибытия личности, которые выражают ее свободу и являются

неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Они характеризуют правовой статусчеловека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Права человека гармонично вписаны не только во взаимоотношениягражданина и государства, оно также влияют на межличностные отношения в обществе, социальные связи индивида.

Гарантию соблюдения прав каждого жителя планеты дает принятая после окончания в 1948 году декларация прав человека ООН. Однако ошибочно было бы считать, что подобный международный документ — это результат кратковременной работы. Понятие прав человека начало возникать еще в Средние века в виде приемлемых стандартов поведения, а оформилось уже в 18 веке, в результате принятияКонституций многими западными странами.

Генезис прав человека оказал значительное влияние на развитие всемирной истории. Поэтому важно понимать особенности данного феномена, иметь представление о расшифровке данного термина. Права человека, личности — это гарантируемые возможности и правомочия для каждого индивида в конкретной, указанной законом сфере.

Права человека представляют собой относительно небольшой набор ценностей, которые регулируют в основном отношения вертикального толка – «человек-государство». Права принадлежат каждому индивиду, и не зависят от гражданства, вероисповедания и социального статуса. Они имеют естественное происхождение, принадлежат каждому от рождения. У человека нельзя отнять права, они неотчуждаемы.

Права личности классифицируются на:

  • политические (свобода слова, право на объединение, свобода собраний);

  • культурные (право на образование, право на свободное творчество);

  • социально-экономические (право на частную собственность, право на жилище и социальное обеспечение).

Они находят свое отражение в принятых государственных актах и законах. Государство же, принимая конституцию, обязуется соблюдать и чтить права своих граждан, а также беженцев и иностранных подданных.

Если же происходит нарушения соблюдения прав человек, срабатывают механизмы защиты. Они могут иметь правовой, политический характер, могут проводиться просвещенческие и общественные акции. По своей масштабности защита прав человека может применяться защита как во внутригосударственных органах (суды, Уполномоченный по правам человека, крайняя инстанция — Конституционный суд), так и на международном уровне (крайняя инстанция — Европейский Суд по правам человека, также возможны обращения в Комиссию по правам человека, различные комитеты по дискриминации).

Права человека имеют огромное значение в современном мире, каждая личность имеет возможность для реализации и защиты своих прав.

ФОРМУЛИРОВКИ ПОНЯТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВКА МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ:

Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Понятие прав человка выражено в основном законе государства и международных соглашениях; конкретные законы и административная практика — внутри страны и в отношениях между государствами — должны соответствовать принципам прав человека. То есть это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.

Понятие прав человека определяет минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойстваи особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являютсянеотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.устройстве.

Современная научная литература предлагает целый ряд концепций права, которые хоть и условно, но вс же можно разделить на три основные группы:

  • Концепции естественного права.
  • Концепции позитивного права.
  • Либертарно-юридические концепции права.

Концепции естественного права

Естественно-правовые концепции правопонимания, которые чаще всего в литературе встречаются под названием естественных концепций права, развивались на протяжении долгих лет, постоянно меняя и совершенствую свой внешних облик, которые отвечал объективным условиям и субъективным факторам. Однако можно выделить одну черту, которая характерна только для концепций естественного права вне зависимости от того, на каком историческом этапе развития находилось общество и как развивалась его духовная культура. Неизменным в этом отношении оставалось одно, концепции были направлены на поиск и выделение чего-то вечного и незыблемого, что определяло бы право.

Суть человеческого бытия и человека при этом в его диалектической взаимосвязи с живой природой и неживой тоже оставалась за пределами исследований. Иначе говоря, организация и структура жизни общности людей подвергались анализу как производное от правомочий человека, причём человека как абстракции. В данном контексте никто не рассматривал человека как живое существо с биологическими, социальными, психическими потребностями, которые составляют одно целое и подразумевает в человеке проявление реальных противоречий. Концепции естественного права рассматривают право, как совокупность взглядов на провомочия человека, которые основываются на незыблемых, вечных ценностях, определяющих содержание и структуру его бытия как субъекта и объекта всей общественной жизни. Они составляют основу дя всей нормативно-правовой структуры сообществ людей и государств.

Первые зачатки естественно-правовых концепций наблюдались ещё в Древней Греции. В эти времена произошло становление основных положений касательно справедливости как критерия оценки закона в его связи с правом. Источником права и его причиной возникновения и развития считались полномочия человека внедрять меру справедливости в социальные отношения.

Чуть позднее понятие «естественное право» послужило развитию нескольких вариантов концепций. При этом наблюдается зарождение нескольких теорий естественного права, которые открывают новое понимание права посредством самого человека, его прав. Однако не объясняют, о каком именно человеке идёт речь.

Пример 1

Если подразумевать в данном контексте только что родившегося человека, то фактически он всего лишь представитель человеческого рода, однако вместе с тем он приобретает определённый статус в обществе и государстве.

Из данной ситуации рождается вопрос о том, может ли государство дать ему больше того, чем он на данный момент владеет, и главное, а какой справедливости можно говорить в сложившихся условиях?

Определённые правомочия для определённого человека, который проходит период становления представителя рода человеческого, существуют как что-то более общее, что находит своё проявление в определённых форма и границах конкретной меры, которая, в свою очередь, соответствует реалиям мира бытия сообществ и государств, где данный объект проходит социализацию.

Замечание 1

Стоит отметить, что данный аспект, в большинстве своём, современные концепции естественного права не исследуют.

Важно сказать, что время от времени научная всё же обращается к естественному праву. Этому способствуют социальные катаклизмы, основанные на неуверенности людей в собственном будущем, или неопределённость после подобных катастроф.

Пример 2

Большая активность зарождения таких воззрений наблюдалась после Второй мировой войны, что историки объясняют, как протест против господства позитивизма, который нашёл своё место и был довольно популярен во второй половине XIX и начале XX в.

В это время происходит противоборство естественного права как объективного, нравственного и разумного по своей сути с правом позитивным как субъективно-властным установлением. На формальном уровне подобное возрождение естественного права выглядит как идеологическая атака в сторону юридического позитивизма.

Интересные мысли относительно автономии естественного права высказывал Г. Роммен. Он придерживался принципа «каждому своё» и придерживался мнени, что первостепенным для каждого человека является его тело. Из этого делал вывод, что все люди на земле и каждый в отдельности имеет право на признание его естественных правомочий всеми членами общества.

Пример 3

Г. Роммен говорил: «Принадлежности тела к сущности человека уже достаточно для того, чтобы отсюда вывести фундаментальные естественные права человека».

К этим естественным правам мыслитель относит право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на невредимость собственного тела и его частей, право на телесную свободу, право на собственность для поддержки тела и т.д. Духовные права, по его мнению, также можно считать естественными. Сюда он относит право на честь, право на добрую репутацию, право на доброе имя и т.п.

Здесь появляется иное положение, если существование человека сводится только к его биологической составляющей, то в чём суть и необходимость сообществ людей. Немногим ранее уже говорилось о том, что по своей структуре человек состоит из биологических, социальных, психических факторов, однако именно сущность – это его социальное, но его существование без биологического невозможно. Отсюда напрашивается ворос, может и биологическое не способно существовать в человеке без социального? Может ли ребёнок, который только что родился сразу заявить о своих правах?

Замечание 2

В развитии человека родившегося ребёнка биологическая составляющая всегда придерживается эволюционной тенденции, при этом социальная – революционной. Такие разные динамики, но стоит заметить, что социальное, обгоняя в развитии биологическое, всегда будет заботиться о жизненности и действенности биологического. Право возрождается и ярко проявляет себя в диалектике природного и социального бытия. Право при этом выступает в качестве закона организации целостности бытия социального и биологического в человеке.

При обращении к естественному праву, положительную роль сыграло полное рассмотрение соотношения сущего и должного в праве. Из всего исследования был сделан вывод о том, что разумное право предусматривает исполнение и соблюдение обязанности, при этом не отрицает в полной мере, а скорее ставит под сомнение осуществление должного и его зависимость от возможностей человека, а также особенностей, которые возникли в конкретных отношениях.

Особенность данного положения в том, что ни в те времена, ни в современном мире на была найдена исходная совершенная ценность, которая будет признана идеальной в контексте реального применения. В силу этого, все концепции естественного права не имеют возможности создать совершенную правовую структуру общества, раскрыть историю общества и права. Человек в таких концепциях находится за пределами мира действительности.

В таких условиях, когда нет возможности создать непротиворечивую конструкцию естественного права, некоторые представители юридического сообщества выдвинули идею базировать свои идеи на системе общепризнанных международным сообществом принципов и норм, в качестве которых используется правовой характер. Согласно данному подходу, после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. список основных прав, которые перечислены в данном документе, был включён практически во все конституции стран мира.

Замечание 3

При этом не совсем ясно, по каком причине, используя критерий конвенционализма об истинности знания, представители юридического сообщества относят данные принципы и нормы к правам человека, которые он получает в момент своего появления на свет.

Процесс глобализации привёл к тому, что интерес к естественному праву вновь возрос. Однако никто не может адекватно сформулировать первоначальную основу естественного права непреложной ценности. Исключение составляет вариант, который подразумевает, что эта вечная ценность может быть Созидатель или абсолютная идея. Здесь подразумеваются все ценности, которые признаны сообществами людей, они полиаспектны и не сводятся к какой-то конкретной ценности человеческого бытия, общности людей и человечества в целом.

Признавая, что найдена вечная ценность, носящая абсолютный характер, которая станет основой для выстраивания концепции естественного права, усместно утверждать, что все остальные, уже выведенные человеком ценности его бытия, полагаясь на логическое мышление в построении категорий теории, должны быть следствием этой исходной ценности.

Замечание 4

До сих пор ни у одной концепции естественного права не существует механизма, который бы помог выводить ценности из какой-то заведомо совершенной.

Реальность такова, что, либо концепция не является по своей природе концепцией в чистом виде, либо такой подход к пониманию природы прав, его сущности не может быть продуктивным в полной мере.

Концепции позитивного права

Философско-правовые воззрения, которые иначе называют позитивистскими, в момент, когда жизнь сообществ стала подчиняться государственной власти.

Пример 4

Самым первым официальным воззрением на право стало положение, согласно которому интерпретировалось базирование греческого рода, что отражалось в греческой истории Г. Грота.

Учёный полагал, что необходимо выделить право взаимного наследования, взаимное право, счёт происхождения в соответствии с отцовским правом, право усыновления родом, право избирать и смещать старейшин и т.п.

Научное очертание эти идеи приобрели в философии Нового времени. Важную роль в этом процессе сыграл М. Падуанский, который в это время стал достаточно обоснованно применять конструктивный подход к формулировке закона, к определению содержания права, который заключался в общей формулировке человеческого бытия. С внешней позиции логика таких построений была вполне оправданной, но истинный характер общества была не состоянии отразить, поскольку процесс рационального построения не основывался на реальном опыте.

Серьёзный вклад в развитие позитивистской концепции права внёс Т. Гоббс. Его заслуга заключалась в том, что он стал первым, кто попробовал связать закон как регулятив общественных отношений м государством.

Замечание 5

В Англии позитивистская философия права обуславливалась прецедентным правом и закреплялась в позитивизме решений.

В других европейских странах позитивистская философия закрепилась в позитивизме законов. Её суть состояла в том, что в момент действия власти, граждане лишаются своих прав, поскольку правами начинают владеть органы государственной власти. Однако некоторые права государство может предоставить своим гражданам.

Свою роль сыграли в концепции позитивного права и философы французского Просвещения. Они первыми пришли к идее в размышления о правах человека включить мысль о том, что человек – это не природный феномен, а продукт бытия конкретного общества и его природа заключается в социальности, а не в биологической или физиологической составляющей. Именно французские просветители смогли объяснить важность создания таких законов государства, которые должны отражать гуманистические и одновременно правовые ценности. Здесь они подразумевали свободу, равенство, братство, социальную справедливость.

Немецкие просветители в этом плане были менее радикальны и полагались на воззрения осторожного деизма. Их материалистический взгляд на право заключался в формуле: «Не позитивный закон регулирует экономические отношения, а наоборот, экономические отношения являются основой закона».

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Очень ярко и всесторонне описал взаимосвязи государства, права и закона Г. Кельзен в своём «Чистом учении о праве». Он позиционировал свой труд как учение о строгой и последовательной науке о праве, поскольку цель его заключается в поиске ответа на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как должно быть и создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права.

Г. Кельзен по факту исключает применение такого показателя права, как справедливость.

Пример 5

Мыслитель пишет: «Справедливость не может быть признаком, отличающим право от других принудительных порядков. Некоторый правопорядок может считаться несправедливым с точки зрения определённой нормы справедливости. Однако тот факт, что содержание действенного принудительного порядка может быть расценено как несправедливое, ещё вовсе не основание для того, чтобы не признавать этот принудительный порядок правопорядком».

Такую точку зрения Г. Кельзен интерпретирует тем, что нравственные ценности не могут приниматься в качестве критериев оценки выводов позитивистской науки о праве, в силу того, что норма не является истиной или ложной. Она может носить действительный или недействительный характер. В таких условиях действенность права – это критерий действительности права, но не тождество этой действительности, которая является специфическим существованием права и отличается от природной реальности.

Замечание 6

Под действенностью позитивного права подразумевается власть или властная сила права, а действительность права – это установленное этой властью позитивное право, иными словами система правовых норм должествования.

Исследование, которое проводил Г. Кельзен, было сориентировано на установление сущности права, но сделать это ему не удалось.

В России философско-правовыми исследованиями серьёзно увлекался Г. Шершеневич, который глубоко изучал, разрабатывал и пропагандировал концепции позитивного права. Учёный работал над развитием формально-догматической трактовкой права, объясняя его посредством общеобязательного правила поведения, предписанное публичной властью. При этом сам называл это поведение обеспеченным политико-властным принуждением с целью прогрессивного развития страны и необходимостью использования концепций позитивного права. Она должна была включать в себя:

  • Общую теорию права.
  • Историю философии права.
  • Политику права.

В определённой степени положения концепции позитивного права были зафиксированы в трактовке права в СССР в 1930-е гг.: «Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю, и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества».

Из этого положения понятно, что в СССР государственная власть определяла права всех, но учитывала интересы общества.

За последние годы появилось много работ, которые имеют интересные идеи относительно права с позиции концепции позитивного права. Сюда относятся труды известных правоведов М. Байтина и О. Лейстома, где они дают определение признакам права. М. Байтин говорит о следующих признаках права:

  • Наличие общеобязательных, формально-определённых норм, выражающих государственную волю общества, а также её общечеловеческий и классовый характер.
  • Они издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения.
  • Они выступают в качестве властно-официального регулятора общественных отношений.

Из этого видно, что автор полагается на свои характеристики права и устанавливает такой вариант признаков, который даёт ему возможность исключить прямую критику в сторону юридического позитивизма с любой стороны. М. Байтин выделяет в качестве основного признака права ту норму, которая возведена в закон и в силу этого имеет статус общеобязательного предписания, что представляется возможным в случае легитимности власти государства. Он не исключает вероятности преобладания права над законом, но при условии единства права и морали. Но при этом учёный не открывает в полной мере суть признаков права, не выделяет закономерности его появления, функционирования и развития.

О. Лейст, чтобы выделить сущностные признаки права, использует прагматически-конвенционалистский критерий. Его суть в том, что если есть польза – есть и истина, а если с этим согласно преобладающее большинство, то истинность удваивается. Согласно данному подходу, учёный начал призывать считать существенными признаки права «свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых права не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей социальной роли». Здесь мыслитель упоминает нормативность, официальное установление и охрану государством, системность, формальную определённость, правосудие и авторитетность.

Чтобы это реализовать, необходимо сделать так, чтобы правовые нормы могли удовлетворить три условия:

  • Соответствие наличному состоянию общества.
  • Отражение перспектив его развития.
  • Выражение в формах, которые доступны общественному сознанию.

Стоит заметить, что во всех своих исследованиях автор не рассмотрел процесс порождения права. На определённом этапе он отстранился от конкретизации связи процессов возникновения общества и права, анализа их взаимообусловленности. В конечном счёте получилась схема построения, имеющая гибкие рассуждения и обоснования, поскольку достаточно сложно различать признаки права, которые выделяет автор как существенные и признаки религиозных каконов, которые становятся правовыми в некоторых странах Ближнего Востока.

Стоит отметить, что существуют основания говорить, что концепции позитивного права в полной мере описывают многие признаки бытия права, интерпретируя его как продукт деятельности государственной власти. Более того, правом можно считать только то, что исходит от государства.

Говоря о происхождении права, необходимо учитывать тот факт, что имеющиеся концепции на дают возможности дать ответ на вопрос о происхождении права, причинах и источниках его развития, а также определить внутренние противоречия права как духовно-социального феномена, которые должны составлять его социальную природу происхождения и также объяснять его развитие.

Либертарно-юридические концепции права

В 1990-е гг. В СССР, а позднее в РФ сложилась и приобрела характерные черты либертарная концепция понимания права. У её истоков стоял В. Нерсесянец – академик юридико-либертарной концепции права, который объяснил феномен права так: «Право — это всеобщая и необходимая форма свободы людей, а свобода (её бытие и реализация) в социальной жизни возможна и действительна лишь как право и в форме права. Право — это выражение смысла и принципа правовой свободы индивидов и, следовательно, исходной основы и отличительной особенности всякого права, т.е. это лишь необходимый минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона»

Пример 6

Учёный считал, что различные определения права, представляющие собой разные направления конкретизации смысла принципа правового равенства, выражают единую (и единственную) сущность права… Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право — это формальное равенство, право — это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право — это всеобщая справедливость и т.д. Ведь формальное равенство так же предполагает свободу и справедливость, как последние — первое и друг друга.

Важно понимать, что все три признака права, которые выделяет исследователь, относятся к разным сторонам бытия человека и общества. Они заключаются в разных системах координат и по-разному измеряются.

Пример 7

Говоря о регуляции общественных отношений в данном контексте необходимо определить ограничения и допущения. Понятие меры, которое необходимо для регулирования общественных отношений, свободы и справедливости, может вполне реально проиллюстрировать величину количественных изменений в конкретном предмете, после которых приобретается новое качество, иными словами категория «мера» не может ничего регулировать.

Либертарно-юридическая концепция отличается от позитивистской тем, что в первой была принята попытка разграничить определения права и закона, более того выделить критерии правового закона, который В. Нерсесянец уточняет посредством ряда положений:

  • «Только как форма выражения нрава закон представляет собой правовое явление».
  • «Правовой закон это и есть право (со всеми его объективно необходимыми свойствами), получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом — законную силу».
  • «Правовой закон — это адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определённости и конкретности, необходимых для действующего позитивного права».

Из всего вышесказанного, автор получает конструкцию, которая состоит из трёх компонентов:

  • Есть нечто, что есть право.
  • Право становится позитивным правом.
  • Позитивное право – закон.

Если во время создания любого закона не полагаться на предложенную схему, то можно не соблюдать этот закон, потому что общеобязателен только правовой закон.

Пример 8

В данной связи можно провести логическую параллель с воззрениями Ф. Аквинского, который говорил, что люди могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто, одарённый разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.

Отсюда следует вывод, что либертарно-юридическая концепция нуждается с одной стороны в уточнении смысла формального равенства в реальных условиях социальных отношений, формальной свободе, справедливости, а с другой стороны она не позволяет выделить существенные признаки права, ни в какой формулировке авторов, даже максимально соотнося реальность и придуманный ими феномен, символ, который они называют правом.

Замечание 7

Есть причины полагать, что согласно либертарно-юридической концепции, сущностные признаки вовсе не были установлены, а приписаны самим исследователем.

Право рассматривается в лиертарно-юридической концепции применительно только к человеку. Пусть даже с учётом того, что человек как созидатель и носитель права, позиционируется в данной концепции как носитель определённых правомочий. Касательно самого права, то его рассматривают как демиурга, который обладает собственной силой и мощью, подобно высшей сущности.

Все концепции, которые призваны изучать сущность права, обосновывают признаки, которые это право включают. Из особенностей, которые для всех концепций характерны в одинаковой степени, стоит отметить концептуальность воззрений на право, которые не раскрывают причин и источников возникновения, формирования и развития права, не определяют существенные его признаки, не отвечают требованиям науки и её обоснованиям появления феномена права.

Признаки права, которые выделяются во всех описанных концепциях в качестве существенных, не являются таковыми, поскольку отнести их к таковым по определению невозможно.

Пример 9

Свобода, справедливость, равенство как существенные признаки больше отношения имеют к морали или религии, нежели к официально установленным и охраняемым государством.

Однако содержание выводов, при использовании огромного пласта человеческой культуры, огромного массива методологических средств, которые использовались для изучения данного феномена права, имеют серьёзное значение для мировоззренческих и методологических исследований в юридической среде.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Права человека считаются неотъемлемой частью основных прав и свобод которыми обладает каждый человек. Права человека содержат гражданские и политические права (право на жизнь и свободу, свободу самовыражения и равенство перед законом), социальные, культурные и экономические права которые содержат право на культурную самореализацию, право на пищу, право на труд, право на образование.

Все человеческие существа рождены свободными и имеют права от рождения. Они имеют разум и совесть, и должны относиться друг к другу в духе братства.

История вопроса прав человека

История вопроса прав человека насчитывает тысячи лет и основывается на религиозных, культурных, философских и правовых достижениях на протяжении всей истории человечества. Некоторые древние документы и поздние религиозные и философские исследования содержат понятия, которые можно считать началом формирования прав человека. К ним можно отнести: «Цилиндр Кира», который датируется 539 годом до н. э., в котором персидский император Кир Великий записал свои намерения после завоевания Нововавилонской империи; Указы Ашоки, которые были созданы Ашокой Великим в Индии между 272 и 231 гг. до н. э.; конституция Медины 622 года, написанная Мухаммедом, которая оформила соглашения между аравийским племенами; английская Великая хартия вольностей 1215 года, на которой основано современное британское право.

Однако большая часть современных прав человека была сформулирована относительно недавно. Британский Билль о правах 1689 года ограничил список наказаний, которые могло применить государство в отношении граждан. Две революции XVIII века, произошедшие в США (1776) и во Франции (1789), привели к принятию Декларации Соединенных Штатов о независимости и Декларации прав человека и гражданина соответственно. Оба эти документа устанавливали список прав человека. Дополнительно Вирджинская декларация прав 1776 года расширила этот список. Одновременно происходили достижения в философии прав человека в трудах Томаса Пейна, Джона Стюарта Милла и Гегеля.

Многие общественные группы добились глубоких изменений в деле прав человека в ХХ веке. В Западной Европе и США профессиональные союзы внесли поправки в законы которые закрепили за рабочими право на протест, гарантировали минимальные трудовые условия и регулировали детский труд. Движение за права женщин добилось гарантирования женщинам права на участие в выборах. Национально-освободительные движения в разных странах добились расторжения колониализма. Самым известным национально-освободительным движением было движение Махатмы Ганди, который смог добиться освобождения Индии из под власти Великобритании. Движения за права национальных, расовых и религиозных меньшинств в разных странах смогли достичь значительных подвижек в деле прав человека.

Возникновение Международного комитета Красного Креста и подписание Женевской конвенции в 1864 году стали фундаментом международного права в области прав человека, которое получило значительное развитие после Второй мировой войны.

Мировые войны, большие человеческие потери и игнорирование прав человека произошедшие в эти времена, стали движущей силой для формирования современных инструментов для обеспечения прав человека.

Лига Наций была основана в 1919 году в результате Версальского договора после окончании Первой Мировой войны. Методами действия Лиги были, помимо прочего, были и обеспечение коллективной безопасности, регулирование спорных вопросов между странами. В деятельность Лиги входили и многочисленные цели в области прав человека, которые впоследствии были включены во Всеобщую декларацию прав человека.

Ялтинская конференция 1945 года, во время которой союзники согласились создать новую организацию — правоприемницу Лиги Наций. Этой организацией стала Организация Объединенных Наций. С момента своего создания ООН стала основным гарантом прав человека в мире. После Второй Мировой войны ООН и ее участники создали и юридически оформили международные законы в области прав человека.

Философия

Философия прав человека лежит в основе концепции прав человека, их обоснования и содержания. Некоторые теоретические подходы были выдвинуты для того, чтобы объяснить, каким образом и почему права человека стали частью социальных ожиданий.

Одной из старейших западных философий прав человека является то, что они являются продуктом естественного права, вытекающим из различных философских и религиозных оснований. Другие теории утверждают, что права человека были кодифицированы как права морального поведения, которое является общественным продуктом благодаря процессу биологической и социальной эволюции, именно так считал шотландский философ Дэвид Юм. Права человека также описаны как социологическая структура правил поведения, согласно социологической теории права и работы Макса Вебера. Эти подходы включают в себя понятие, что люди в обществе принимают правила законной власти в обмен на безопасность и экономическую выгоду, то есть являются общественным договором. Две теории на сегодня доминируют в современном понимании прав человека, то есть теория интересов и теория свободы. Теория интересов утверждает, что основная функция прав человека — защита и поощрение некоторых важных интересов человека, а теория воли пытается установить справедливость в области прав человека на основе уникальной способности человека к свободе.

Критицизм

Претензии прав человека на универсальность зачастую делаются предметом критики. Среди философов, которые подвергали критике концепцию прав человека значатся Джереми Бентам, Эдмунд Берк, Фридрих Ницше и Карл Маркс. Профессор политической философии Чарльз Блатберг утверждает, что обсуждение прав человека, являясь абстрактным, демотивирует людей на отстаивание ценностей, которые они должны были защищать.

Права человека

Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция

Гражданские
и политические

Право на смерть • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на справедливое и беспристрастное правосудие (в том числе, Право на юридическую помощь и Право на судебную защиту) • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств • Право на жизнь • Политическая свобода

Экономические,
социальные
и культурные

Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование • Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей

Репродуктивные

Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов

Война и вооружённый конфликт

Мирное население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен

Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека

Школы

Американский либерализм · Классический либерализм · Консервативный либерализм · Национал-либерализм · Экономический либерализм · Либертарианство · Неолиберализм · Ордолиберализм · Палеолиберализм · Социал-либерализм · Культурный либерализм

Идеи

Свобода · Права человека · Индивидуализм · Laissez-faire · Либеральная демократия · Либеральный нейтралитет · Негативная свобода · Позитивная свобода · Рыночная экономика · Капитализм · Смешанная экономика · Открытое общество · Народный суверенитет · Субъективное право

Мыслители

Джон Локк · Милль, Джон Стюарт · Хайек, Фридрих фон · Милтон Фридман · Ролз, Джон

Региональные варианты

По странам · Либерализм в мире · Европа · Россия · США

Организации

Либеральные партии мира · Либеральный Интернационал · IFLRY · Европейская либерально-демократическая и реформистская партия · ALDE · LYMEC · CALD · ALN · Relial

Портал:Либерализм

Критика религии

Пастафарианство · Чайник Рассела · Невидимый розовый единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм

Сходные течения

Агностицизм · Агностический атеизм · Агностический теизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Сильный и слабый атеизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада · Объективный реализм

Критика

Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма

Произведения

Апгрейд обезьяны · Атеистический словарь · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Вирусы мозга · Забавная Библия · Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов · Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста · Трактат атеологии

Общество: конфликты

Дискриминация атеистов · Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Дело Шрайбер

Общество: прогресс

Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека

Общество: движение

Популяризация науки · Рекламная кампания · Атеизм в России · Атеизм в Армении · Атеизм в Казахстане · Союз воинствующих безбожников · Институт научного атеизма · Письмо десяти академиков

Портал:Атеизм

Научные дисциплины и теории

Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора

Общие принципы и понятия

Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Государственный суверенитет • Круговорот конституций

государства по политической
силе и влиянию

Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава

Виды политики

Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика

Форма государственного устройства

Конфедерация • Унитарное государство • Федерация

Социально-политические
институты и ветви власти

Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть • Пятая власть

Государственный аппарат
и органы власти

Глава государства • Парламент • Правительство • Президент

Политический режим

Автократия • Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм

Форма государственного правления
и политическая система

Абсолютизм • Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Премьер-президентская республика • Республика • Социалистическая республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие

Политическая философия,
идеология и доктрина

Анархизм • Европоцентризм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Национал-социализм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм • Франкизм

Избирательная система

Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная

Политологи и
политические мыслители

Платон • Аристотель • Никколо Макиавелли • Монтескье • Жан-Жак Руссо • Бенито Муссолини •Томас Гоббс • Джон Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер

Учебники и известные
труды о политике

«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»

Разное

У вас есть две коровы • Четвёртая политическая теория • Шоу-политика

Категория • Портал • Проект

Добавить комментарий