Теория специализации

Теологическая теория происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Плюсы и минусы теорий происхождения государства 470 руб.
  • Реферат Плюсы и минусы теорий происхождения государства 250 руб.
  • Контрольная работа Плюсы и минусы теорий происхождения государства 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.

Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.

Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.

Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.

Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

К числу современных теорий происхождения государства можно отнести кризисную теорию, дуалистическую теорию, теорию специализации.

Кризисная теория происхождения государства была разработана проф. А.Б. Венгеровым, который считает, что причиной возникновения государственности являются экологические катаклизмы (примерно 12 000 лет назад происходит наступление ледникового периода и связанное с ним резкое похолодание климата, исчезновение представителей мегафауны, замерзание рек и озер богатых рыбой, сокращение количества плодово-ягодных и иных растительных пищевых ресурсов, и т.п.), что привело человечество к кризису и необходимости к дальнейшему выживанию. В первобытном обществе происходит так называемая «неолитическая революция», переход человека от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к экономике производящей (подсечно-огневому, поливному земледелию, пастбищному и кочевому скотоводству). Развитие земледелия, скотоводства, ремесел в общине приводит к созданию пищевых запасов, позволяющих пережить тяжелые времена года и в свою очередь к развитию экономических отношений между родами (племенами), происходит социальное расслоение общества, возникновению классов и политических институтов, а затем и государства.

Дуалистическая теория происхождения государства была выдвинута проф. А.Я Малыгиным и проф. В.С. Афанасьевым. Происхождение государств согласно теории шло двумя путями: восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство (уникальный путь).

Для восточного (азиатского) государства характерно преобладание поливного земледелия, что требовало проведение огромных ирригационных работ, и определяло необходимость объединения общин под единым началом и централизованным управлением. В общине для управления различными фондами и ресурсами происходит появление администраторов, казначеев, контролеров и других должностных лиц, которые постепенно превращаются в обособленную социальную группу (касту, сословие, класс), имеющую свои интересы. Власть носит централизованный характер в форме деспотии, где личность правителя обожествляется и носит сакральный характер («Власть от Бога», правитель сын Бога, наместник Бога на земле). Сложившийся государственный механизм представляет собой пирамиду: наверху — неограниченный монарх, деспот; ниже — его ближайшие советники, визири; далее—чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности, частная собственность существует (государственная знать имела дворцы, драгоценности, рабов; купцы и ремесленники также обладали своей собственностью), но не оказывает существенного влияния на экономические процессы. Основное средство производства — земля находится в царской, храмовой и общинной собственности. Земельные наделы выделялись чиновникам за службу, но только на праве пользования и на срок государственной службы. Денежное содержание и продукты чиновники получали из государственной казны и с царских складов.

Основными причинами возникновения восточного государства являлись:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

2) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

3) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства стал универсальным, т.к. нашел свое применение практически во всех древних государствах Азии, Африки, Америки (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.). Особенностью восточного государства является его стагнационный характер, на протяжении веков общество практически не развивается, а меняются только династии правителей (императоров, фараонов, царей и т.п.).

В отличие от восточного пути, западный путь возникновения государства носил универсальный характер и нашел свое применение в Европе (Древняя Греция, Древний Рим). Ведущим государствообразующим фактором здесь также стало классовое разделение общества, но на основе частной собственности на землю, а также средства производства — скот, рабов. Богатая знать (например, эвпатриды в Греции или патриции в Риме) изначально занимали главенствующее положение в общине, а затем и в государственном аппарате (базилевсы, архонты, стратеги – Греция; рексы, консулы, сенаторы, преторы — Рим.).

В отличие от Восточной деспотии должность правителя в Западном государстве не носит абсолютно безграничный и сакральный характер (например, в греческих государствах-полисах все высшие должности были выборными, а в Риме власть императора больше опиралась на мощь военных легионов, чем на религию и жречество, что приводило к частым военным переворотам и насильственной смене императоров).

Однако западный путь носит более прогрессивный характер, необходимость защиты частной собственности, удержания в подчинении огромного количество рабов и больших территорий потребовало создание эффективного и разветвленного бюрократического аппарата. В свою очередь торгово-денежные отношения не сдерживались, а даже поддерживались государством (строительство дорог, крепостей, городов, складов, кораблей, которые использовались купцами и ремесленниками; военная охрана торговых караванов; кроме того, государственная знать, чиновники и сами занимались предпринимательством для увеличения своих доходов, приобретения земель, дворцов, вилл, латифундий и т.п.), что явилось мощным стимулом в развитии ремесел, технологий, науки, искусства. Дальнейшее развитие экономических процессов заложило в Европе основы для возникновения феодального государства и общества.

Именно возникновение западного типа государства дало миру различные формы демократии, местное самоуправление и знаменитое римское право.

Теория специализации (происхождения государства)

Была разработана проф. Т.В. Кашаниной, согласно данной теории государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономиче­ской специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Изначально в обществе происходит специализация труда в экономической сфере: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли.

Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда, которая уже вышла за рамки сферы производства. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском (политическая специализация). Политическая специализация, которая привела к появлению государства, представляет выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага.

В политической сфере общества произошло разделения труда на законодательную, исполнительную, правоохранительную (судебную) и военную деятельность. Должностные лица и государственные служащие, которые осуществляют эти виды деятельности, представляют собой обособленные социальные группы со своими интересами, которые нередко идут вразрез с интересами народа.

По мнению Т.В. Кашаниной ее теория носит универсальный характер, т.к. закон специализации — это всеобщий закон развития окружающего мира, а в социальном мире также действует закон специализации.

Несмотря на большое количество теорий о происхождении государства ни одна из них не может претендовать на универсальность, т.к. в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов (религиозных, культурных, исторических, экономических, насильственных и т.д.), которые не охватываются ни одной из рассмотренных выше концепций. В свою очередь ни одна из теорий не может объяснить, почему у некоторых народов, чья история насчитывает века и даже тысячелетия, государственность так и не наступила (индейцы в Амазонии, индейцы в Северной Америке, австралийские аборигены, бушмены, берберы, пигмеи в Африке, коренные народы Севера в РФ, алеуты и эскимосы в Канаде, США и др.). Почему они предпочли оставаться на уровне первобытнообщинного строя, несмотря на свои знания, культуру, ремесла, технологии, которые вполне позволяют им создать государства?

Гребнер.

Суть теории: слово диффузия означает распространение, растекание, рассеивание. Государство возникает в результате передачи опыта управления большими группами людей от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы, где он еще не используется. Разный потенциал народов – результат природной среды, где им приходилось проживать.

Оценка теории: Плюсы – автор уловил процесс, существующий объективно: народы проходят исторический опыт в разное время; обмен опытом между народами действительно существует (колонизация). Минусы – непонятно как появились государства впервые, когда не у кого было перенять опыт.

15. Теория специализации.

Кашанина – попытка создать универсальную теорию.

Суть теории: основной тезис – закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. Сначала появляется экономическая специализация (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли). Затем появляется политическая специализация. Тогда-то и появляется государство – результат специализации в производственной и управленческой сфере (разделение труда в политической сфере – законодательная, исполнительная, правоохранительная деятельность). Затем произошли идеологическая специализация (религия, право, мораль) и научная (естественные, технические, гуманитарные науки). Специализация труда – результат борьбы человечества за свое существование. В своем развитии в соответствии с данной теорией государство проходит следующие этапы:

a. Неолитическая революция

b. Специализация труда

c. Появление излишка

d. Появление экономической основы для содержания управленцев

e. Появление государственного аппарата – появление государства.

На протяжении многих столетий людей интересовал вопрос: как образовалось государство? По сей день существует множество теорий. Кто-то ссылается на Бога, кто-то на общественный договор, кто-то на насилие и так перечислять можно довольно долго.

Классовая теория государства имеет множество других названий: марксистская, экономическая или историко–материалистическая концепция.

Когда речь заходит про эту теорию, то сразу вспоминаются такие великие имена, как Маркс и Энегльс. Они являются основоположниками теории. Но без трудов Моргана, которые философы и социологи анализировали, вряд ли бы получилось создать саму теорию.

Смысл заключается в том, что рассматривается один из различных вариантов возникновения государства, как естественное развитие общества. Подразумевается, что это развитие происходит со времен первобытного общества. Ключевым фактором здесь выступает экономика. Человек и в целом общество развивались, уделяя особое внимание именно своим потребностям. Только благодаря материальным потребностям людей смогло возникнуть государство.

2 подхода теории

Марксистская теория включает в себя два различных подхода.

Первый подход отдавал самую важную главенствующую роль классам и их образованиям. Внимание уделялось взаимоотношениям между ними, а особенно борьбе. Вывод напрашивался сам: государство образовывается, чтобы одна власть главенствовала над другой. Государство выступает в роли орудия.

Во втором подходе утверждался тот факт, что на протяжении времени происходит развитие общества, отталкивающее от экономического. В сфере экономики что-то производят, нужно распределять продукты и изделия, что приводит к тому, что общество само по себе усложняется. Человеку нужно привыкнуть к новым порядкам и вскоре он приходит к решению объединять людей в процессе общего дела. Но тут необходим совершенный лидер – тот, кто будет управлять массами. В итоге все это ведет к возникновению государства.

Плюсы классовой теории происхождения государства

  • В теории особенное внимание уделяется той мысли, что материальные блага сыграли важную роль для общества. Именно из-за них изменилась трудовая деятельность, начали иначе вестись хозяйства и по-другому относиться к формам собственности. Все это плавно переросло в появление государства. Материальные блага до сих пор играют главную роль – у кого в руках деньги, то и власть тоже.
  • Ярко продемонстрирована взаимосвязь права и экономики, в полной мере раскрываются признаки государства.
  • Право воспринимается не как лидирующий фактор в этой теории. Скорее, его можно отнести лишь к тому, что через право главенствующие классы могут выражать свою власть. Право здесь выступает всего лишь надстройкой и помогает осуществлять власть, но не более того.
  • Государство появится тогда, когда частная собственность будет подвержена угрозам и нуждаться в защите. Таким способом все ведет к образованию такого аппарата, который способен урегулировать отношения между владельцами этой частной собственности.
  • Мудро подчеркивается тот момент, что равенство между людьми исчезает, когда они перестают брать от природы все в готовом виде. Человек сам начинает заниматься производством и из этого берет свое начало производящая форма труда. Таким образом, происходит различение и деление людей по имущественному признаку.

Минусы классовой теории происхождения государства

  • Нельзя не уделить внимание тому факту, что экономический фактор сыграл важную роль в образовании государства, но и не он единственный. Социологи в своих трудах не уделяют внимания другим факторам, поглощенные лишь экономикой. Не стоит забывать про религиозный или психологический фактор – все это имеет место быть.
  • Неточностью считается видовая борьба. Такое явление можно встретить и среди животных, но у них никогда не было, и нет государства. Они не в состоянии образовать его.
  • Также социологи утверждают, что государство образовалось для подавления одной власти другой. Подразумевается и то, что власть в лице государства видит только интересы и убеждения главенствующего класса, более богатого. Но на самом деле государство взаимодействовало и помогало всем классам. На первом месте выступала помощь и охрана тех, кто проживает на территории этого государства.
  • По Марксу и Энгельсу борьба является ничем иным, как, как спутником общества, без которого никак нельзя прожить. Именно тем обществом, которое осваивает производство. В это же время подразумевается, что противоречий и возмущений, перерастающие в бунты внутри племен никак нет. Не стоит забывать и про внешние угрозы, которые включают в себя другие племена. Они могут пойти войной на другое племя. Благодаря этому племена сплачивались в союзы племен, помогали друг другу и постепенно перешли в создание государства. Но это ли не противоречит тому, что утверждали социологи?
  • Согласно теории государство образовалось благодаря возникновению экономики. Но разве нельзя допускать обратного? Ведь само государство вносит изменения в экономические взаимоотношения, регулирует их. Именно государство создало деньги и дало гарантию, что их можно обменить на товар в любой части земного шара. К тому же строительство дорог и создание рынков сбыта, налаживание дипломатией связей с другими странами – все это заслуга государства.

Многие сторонники классовой теории происхождения государства считают, что к концу 19 века общество стало видоизменяться. Постепенно все идет к тому, что разделение на классы уже не имеет смысла, но своим существованием становится весомой проблемой для производственной силы. В итоге такой проблемы любые классы исчезнут при помощи социальной революции. Вместе с ними забудется и государство.

В самой теории есть множество неточностей, но в это же время она представляет ответы на многие вопросы. Некоторые моменты объясняются лишь одностороннее, но все равно, классовая теория имеет место быть.

Добавить комментарий