Толкование по объему

Толкование по объему является одним из результатов применения интерпретатором всех способов толкования в их совокупности. При определении объема толкования сравниваются выводы интерпретатора о смысловом содержании нормы права, полученные на основе применения всей совокупности способов толкования, с выводами об этом содержании, полученными при буквальном понимании смысла текста закона, который может быть как правильным, так и ошибочным. Исходя из соотношения значений текстуальной формулировки нормы права и ее действительного смыслового содержания различают три вида толко­вания по объему:

1) буквальное (адекватное);

2) распространительное;

3) ограничительное.

Буквальное (адекватное) толкование – это толкование, при котором установленное интерпретатором действительное смысловое содержание нормы права соответствует буквальному значению ее текстуальной формулировки. Например, ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины гласит: «Соглашение об отказе от права на обращение в хозяйственный суд недействительно». Это положение имеет одно, строго определенное значение. Иное значение этого положения невозможно установить, применяя всевозможные способы толкования в их совокупности. В этом положении буква закона и его смысл совпадают, не имеют расхождений, то есть смысл закона следует понимать буквально.

Распространительное толкование –это толкование, при котором установленное интерпретатором действительное смысловое содержание норм права шире буквального значения ее текстуальной формулировки. Например, в ст. 418 ГК Украины говорится об ответственности хранителя «за утрату, недостачи, повреждение имущества». Здесь, в контексте статьи действительный смысл понятия «утрата» шире буквального значения этого слова. Утрата – любой случай прекращения существования имущества – физическое исчезновение материальной вещи как целостного и полноценного в потребительском отношении объекта не только в результате ее гибели (в огне пожара, во время наводнения и пр.), но и в результате постепенного саморазрушения (при отсутствии заботы о ее сохранности). Или, например, согласно ст.1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев»: иностранец – это не только гражданин иностранного государства, но также и всякое лицо без гражданства. Таким образом, при распространительном толковании действительный смысл закона шире его буквального значения, буквы закона.

Ограничительное толкование –это толкование, при котором установленное интерпретатором действительное смы­с­ло­вое содержание нормы права является уже возможных значений ее текстуальной формулировки. Например, согласно ч. 1 ст. 418 ГК Украины хранитель имущества «освобождается от ответственности за утрату, недостачу и повреждение имущества, вызванные непреодолимой силой». Здесь, в контексте статьи закона выражение «непреодолимая сила» имеет узкий смысл. Подразумевается, что такого рода силой являются действия стихийно-природных явлений (ураган, землетрясение, наводнение и т.п.). Хотя вообще слова «непреодолимая сила» могут пониматься и в ином значении, скажем, психологическом. Известны случаи, когда люди обращались к администрации казино г. Монако с заявлением запретить им вход в казино, поскольку «непреодолимая сила» влечет их к рулетке, карточному столу, чтобы играть. Таким образом, при ограничительном толковании действительный смысл закона является уже возможных значений его буквы. Из числа этих возможных значений выбирается одно – то, которое имел в виду законодатель.

Субъекты толкования права. Официальное и неофициальное толкование.

Субъекты толкования

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.

По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.

Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда – толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс», изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.

Существует и ненормативное официальное толкование, т.е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются (т.е. толкуются) нормы права.

Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.

Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктри-нального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. дается толкование указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В постановлении же от 25 апреля 1995 г. содержится толкование ст. 34 ЖК РСФСР.

Объектом толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Подобное толкование осуществляют, например, кассационные и надзорные инстанции. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ).

Наконец, объектом толкования выступает и юридическая практика. Так, рассматривая конституционность ст. 209 УПК РСФСР, Конституционный Суд в своем постановлении от 13 ноября 1995 г. указал, что рассматриваемая норма «по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не соответствует положениям ст. 52 Конституции РФ».

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 20

Данный вид толкования связан с выявлением меры сходства (совпадения) действительного содержания (буквального смысла) и текста (словесного выражения смысла) принципов и норм права. Различают буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

1. Буквальное (адекватное) толкование — оно возможно только тогда, когда действительный смысл нормы права и его текстуальное выражение полностью совпадают. Такое толкование предполагает совпадение в результате толкования смысла правовой нормы с её буквальным текстом.

2. Расширительное толкование — применимо в случаях, когда действительный смысл нормы права шире его текстуального выражения. Так, из буквального текста ч. 2 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что из физических лиц только граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию России. Однако действительный смысл нормы шире — Основной закон должны соблюдать также иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Расширительное, или распространительное, толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

3. Ограничительное толкование — используется, когда действительный смысл нормы права уже его текстуального выражения. Например, из буквального текста ч. 1 ст. 34 СК РФ следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Это правило не касается вещей индивидуального пользования (одежды, обуви и т.п.). Они хотя и приобретены во время брака за счёт общих средств супругов, однако не являются совместной собственностью. Таким образом, ограничительное толкование предусматривает раскрытие более узкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

Законность и правопорядок. Пути укрепления законности и правопорядка в РФ.

Законность -это требование следовать Конституции, другим правовым законам.

Признаки законности.

1.Это требование точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов теми, кому они адресованы.

2.Это общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений.

3.Это требование соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов.

4.Не противоречить Конституции, законам должны: подзаконные акты; иные источники права (правовой обычай, нормативный договор); акты применения права; акты толкования права; действия (бездействия) всех субъектов права.

5.Содержание законности составляет не формальное требование следовать любому закону, а такому закону, который адекватно воплощает общечеловеческие идеалы и ценности, основные права и свободы человека и гражданина.

6.В результате реализации требований законности складывается правовой порядок.

Действенность законности проявляется в её принципах.

1. Верховенство закона, т.е. в случае несоответствия подзаконного акта закону применению подлежит закон.

2. Равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо, не может иметь перед законом никаких преимуществ, привилегий.

3. Полное и реальное осуществление прав и свобод — о реальности права в обществе, государстве можно говорить лишь тогда, когда созданы все условия для реализации прав и свобод, удовлетворения интересов людей. Если этого не происходит, право заменяется произволом, беззаконием.

4. Единство законности: закон должны одинаково понимать и применять на всей территории государства.

5. Сочетание законности и целесообразности, т.е. принятие в рамках закона наиболее оптимального решения (например, рассмотрение руководителем заявления работника не в двухнедельный срок, как допускает закон, а за несколько часов, поскольку это отвечает интересам заявителя). Обход правового закона под предлогом политической, экономической целесообразности, выгоды, пользы недопустим.

Гарантии законности.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие условия.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

1. Экономические условия — стабильность экономической жизни (бескризисное функционирование хозяйственного комплекса, обеспечение развития всех форм собственности и т.п.).

2. Политические условия — стабильность политической жизни (органичное разделение властей, наличие конструктивной оппозиции, парламентаризм, гласность и т.п.).

3. Идеологические условия — законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причём не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, чёткой системой правового воспитания и правового обучения.

4. Социальные условия — законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод (отсутствие безработицы, достойная заработная плата и т.д.).

5. Правовые условия — совершенное законодательство — научно построенное, непротиворечивое и доступное для понимания и использования.

Субъективные факторы.

1.Состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции.

Специальные средства законности.

Специальные средства законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии.

Юридические гарантии — это совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

1. Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.

2. Средства предупреждения правонарушений. Это закреплённые в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Предупредительную роль играют такие средства, например, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

3. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав и свобод граждан. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребёнка (алиментов, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения).

5. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

6. Процессуальные гарантии.

7. Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путём рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью защиты прав и свобод.

Организационные гарантии.

Эффективная в интересах человека и гражданина работа суда, прокуратуры, органов внутренних дел. Её слагаемые: квалифицированные кадры, хорошо отлаженный процесс разрешения дел, современная материальная база.

Правовой порядок -это сложившаяся в результате реализации законности система упорядоченных общественных отношений.

Признаки правового порядка.

1.Правовой порядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2.Правовой порядок выступает как следствие действия законности, т.е. воплощение в жизнь её требований и принципов.

3.Это порядок, предусмотренный нормами права.

4.Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

5.Правовой порядок достигается правомерным поведение всех субъектов права. Правомерное поведение отличается постоянством, длительностью во времени, проявляется во всех отраслях права.

6.Правовой порядок представляет собой систему устойчивых, организованных конституционных, гражданских, административных, земельных и иных общественных отношений.

7.Благодаря правопорядку человек действительно становится свободным, уверенным в себе и других, защищённым от произвола и беззакония.

8.Правовой порядок обеспечивается государством.

Принципы правопорядка.

1. Определённость правового порядка. Правопорядок базируется на формально-правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определённость общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют чёткие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2. Системность правового порядка. По этой же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений.

3. Организованность правового порядка. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4. Государственная гарантированность правового порядка. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

5. Устойчивость правового порядка. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

6. Единство правового порядка. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной власти и законности, правопорядок один на всей территории страны.

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Буквальное толкованиеимеет место тогда, когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порож­дает споров и разногласий.

Расширительное толкованиешире текстуального содержания правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выхо­дит за рамки буквальных выражений. Например, нормы граждан­ского права, предусматривающие ответственность за утрату вещи, не могут толковаться буквально. Понятие утраты трактуется рас­ширительно: под утратой вещи понимаются все случаи прекраще­ния ее существования. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкованиеуже текстуального содержания нормы, так как по смыслу правового предписания видно, что за­конодатель стремился ограничить действие нормы более узкими рамками. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания. Таким образом, ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.

Вывод:

В теории права указанные разновидности толкования называ­ются результатами толкования. Это означает, что результат толко­вания по объему может быть буквальным, ограничительным либо расширительным. Результатам толкования соответствует практика применения правовых норм.

Акты толкования

Акты толкования — правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных актов акты толкования не создают новых юридиче­ских норм, а только интерпретируют их. Они не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Классификацииактов толкования:

| следующая лекция ==>
Виды толкования норм права | Сущность правомерного поведения.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 511;

Толкование по объему является следствием грамматического, систематического, исторического и других приемов уяснения содержания закона. Толкование по объему – это выяснение соотношения смыслового содержания нормы права с ее текстуальным (буквальным) выражением, т. е. другими словами – соотношения «смысла» и «буквы» закона. В принципе в результате толкования юридических норм словесное выражение нормы права и ее действительное содержание по объему должны совпадать. Большинство норм именно так и толкуется. Но в отдельных случаях выявление смысла закона с использованием разных способов толкования возможно путем ограничительного либо расширительного толкования нормативных предписаний. Это связано с тем, что действительное содержание нормы может быть уже или шире его словесного выражения. Следовательно, по объему выделяют три разновидности толкования: буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное (распространительное).

Буквальное (адекватное) толкование – это такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны13. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным, так как оно не порождает споров и разногласий. Однако в юридической практике встречаются случаи, когда буквальное понимание тех или иных терминов, включенных в текст закона, может привести к более широкому или, наоборот, более узкому истолкованию нормы права, чем то содержание, которое имел в виду законодатель. Поэтому орган государственной власти, дающий толкование нормы права, установив в тех или иных случаях несоответствие между текстуальной формой выражения правовой нормы и ее истинным содержанием, прибегает к ее ограничительному или расширительному толкованию.

Ограничительное толкование — это такое толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но вполне понятно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Вообще, в Конституции многие статьи начинаются со слов: «каждый может», «каждый вправе», «каждому гарантировано», «все свободны», «все равны» и т.д. Но при внимательном изучении оказывается, что далеко не каждый и не все. Объясняется это тем, что законодатель не может без конца делать соответствующие оговорки, он надеется на то, что его правильно поймут и без этого. Например, по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, однако норма, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, имеет в виду, что субъектом данного преступления может быть только взрослое лицо, а не 16-летний подросток.

Расширительное толкование — это такое толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. Например, в ст. 6 Конституции РФ фиксируется, что российские граждане обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности. А как быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на нашей территории? Распространяется ли данная норма на них, обязаны ли они, в частности, соблюдать законы Российской Федерации? Конечно, да. Это тем более ясно, если сопоставить ее с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, которая гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами.

В ст. 120 Конституции закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Получается, что другим нормативным правовым актам судьи не подчиняются. Однако совершенно ясно, что слово «закон» употреблен здесь в широком смысле — как официальный акт, исходящий от государства, включая, в частности, правительственные постановления.

В ряде случаев законодатель, чтобы не допустить неправильного применения правовых норм, указывает, какие нормы могут быть разъяснены расширительно, а какие – ограничительно. С этой целью в одних случаях законодатель дает исчерпывающий перечень квалифицирующих обстоятельств, а в других – предусматривает возможность расширительного толкования, предоставляя это право суду.

Толкование норм права –это деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, н раскрытие выраженной в них воли законодателя

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).

Под процессом толкования правовых норм следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний

По объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное.

Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования. При чем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.

Расширительное толкование шире текста правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождается использованием выражений «и другие», » и прочее», » и так далее». Например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ предусматривается ответственность за вред, «причиненный гражданину… в результате незаконных действий государственных органов…». Если толковать содержание данной статьи буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин» интерпритируется здесь расширительно как физическое лицо.

Ограничительное толкование права выражается в таком результате интерпритации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничено уже, чем это выражено в словестном тексте. Например, согласно п.3 ст.38 Крнституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

Необходимость в распространительном или ограничительном толковании возникает в случаях несоответствия действительного смысла нормы права ее словесной формулировке либо при наличие других уточняющих или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Толкование права по объему.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Толкование права по объему.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Толкование права по объему.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий