Толкования норм права

Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.

Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы. Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса. Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.

Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.

Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.

Различают следующие способы:

1) грамматический.

Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.

2) логический.

Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.

3) систематический.

Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.

4) историко-политический.

Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.

5) специально-юридический.

Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.

6) Телеологический (целевой).

Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.

7) функциональный.

Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.

Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.

Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:

1) Буквальное (адекватное) толкование.

Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.

2) Ограничительное толкование.

Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».

3) Расширительное толкование.

Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст. 62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

Кроме того, различают виды толкования по субъектам:

1) Официальное толкование.

Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.

Оно подразделяется на ряд подвидов:

— нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.

— казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.

— аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.

— легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.

— судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.

2) Неофициальное толкование.

Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.

Неофициальное толкование делится на виды:

— профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.

— обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.

Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.

Толкование норм права (закона) — мыслительный процесс, уяснение (для себя) или разъяснение (для других) юридических предписаний, неполно или неудачно выраженных в нормативных актах, в целях их наиболее правильной реализации.

Термин «толкование закона» на английском языке — statutory interpretation, law interpretation.

Разъяснение

Толкование норм права (закона) — это мыслительный процесс, уяснение (для себя) или разъяснение (для других) юридических предписаний, неполно или неудачно выраженных в нормативных актах, в целях их наиболее правильной реализации.

Толкование норм права очень важно, так как позволяет выявить их действительный смысл и правильно применить на практике. Науку о толковании права еще называют как юридическая герменевтика (hermenutica). Термин герменевтика от древнегреческого бога Гермеса, который был покровителем красноречия и глашатаем воли богов.

О причинах необходимости толкования законов писал еще профессор К.П. Победоносцев (1827 – 1907):

«Как закон, так точно и договор между частными лицами не в состоянии обнять своей буквой все подробности и последствия, вытекающие из соглашения, и определить все частности. И поэтому легко может возникнуть недоумение о настоящем смысле договора: тогда и здесь, точно так же как при сомнении в смысле закона, предстоит восстановить в мертвой букве живой смысл… нужно истолкование»

(Победоносцев К.П. Курс гражданского права. М.: Статут, 2003. Ч. 3. С. 132).

То есть, толкование норм права (закона) особенно важно в ситуациях, когда норма права сформулирована в не четко, слишком обще, позволяет двойное понимание смысла.

Виды толкования норм права (закона)

Толкование норм права (закона) может осуществляться: по субъекту, приемам, объему.

Толкование по субъекту, разъясняющему закон

Выделяют: легальное, судебное и доктринальное толкование.

Легальным признается толкование, даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать. Так, по федеральным законам таким органом является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которая может осуществлять толкование в форме постановлений Государственной Думы.

Легальное толкование еще называют как аутентическое толкование (аутентичный с греческого: подлинный, верный, основанный на первоисточнике).

Судебное, или казуальное, толкование — это толкование, даваемое судом. Такое толкование может быть двух видов. Во-первых, толкование, данное в судебном решении по конкретному делу. Иакое судебное толкование ограничено рамками дела и имеет конкретных адресатов. Во-вторых, толкование дается Пленумом Верховного Суда РФ или Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ. Такие документы принимаются для нижестоящих судов, но они применяются более широко, так как суды обязаны применять толкование ВС РФ.

Пример судебного толкования: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Доктринальное толкование — разъяснение законов, норм права, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками в докладах и лекциях, в газетных и журнальных статьях, в комментариях, материалах обобщения судебной практики. Такое толкование не имеет обязательной силы, но оно способствует глубокому и правильному познанию норм права.

Толкование по приемам

По приемам различаются: грамматическое (филологическое), системное, историческое и логическое толкование.

Грамматическое (филологическое) толкование состоит в уяснении смысла норм права путем этимологического и синтаксического анализа его смысла.

Системное толкование заключается в сопоставлении толкуемых норм с другими нормами. Необходимость системного толкования в том, что право является системой норм, в которой место, значение и содержание каждой отдельной нормы обусловлено другими нормами. К примеру, в первой части налогового кодекса России установлены общие понятия, принципы законодательства по налогам и сборам. Во второй же части установлены правила определения налоговых обязательств по конкретным налогам. Во второй части часто применяются понятия, которые определены в первой части или же в первой части указывается из какой отрасли права нужно применять понятие. К примеру, во второй части НК РФ часто используется термин «Реализация товаров, работ или услуг», но сам этот термин определен в ст. 39 первой части НК РФ.

Пример системного толкования можно посмотреть в Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О. Как правило, системное толкование начинается фразами типа:

«Из взаимосвязанных положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в их последовательном изложении, следует…»

Историческое толкование состоит в выявлении воли законодателя путем анализа той социально-экономической и политической обстановки, в которой был принят законодательный акт. Иногда для исторического толкования возникает необходимость обращения к тексту ранее изданного и утратившего силу закона.

Логическое толкование заключается в логическом анализе правовых норм, их смысла и формулировок в тексте нормативного акта. Логическое толкование позволяет выявить противоречия между желанием законодателя и словесной формой его отражения, что позволяет выявить истинный смысл правовой нормы.

Толкование по объему

Толкование по объему может быть: буквальным (адекватным), ограничительным (рестриктивным) и распространительным (экстенсивным).

Буквальное (адекватное) толкование проводится в точном соответствии с текстом нормативного правового акта, когда слова и смысл закона полностью совпадают.

Ограничительное толкование состоит в придании более узкого, ограниченного смысла, чем это вытекает из буквального текста закона.

Распространительное толкование заключается в том, что закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.

Ограничительное и распространительное толкование используется довольно редко. Чаще всего применяется буквальное толкование. Ограничительное и распространительное толкование применяются когда буквальный смысл текста нормативного правового акта неадекватно выражает волю законодателя.

Термин «толкование» встречается в законодательстве, например:

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 3 ст. 390 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ).

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 391.12 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ).

Пример

Пример толкования судом норм статьи 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» налогового кодекса Российской Федерации

Решение АС Кемеровской области от 27.01.2020 по делу № А27-14675/2019:

«Для выявления смысла ст.54.1 НК РФ суд применяет способы толкования права: языковой, функциональный, систематический, исторический.

Из наименования и содержания ст.54.1 НК РФ следует, что при формальном документообороте с заявленным контрагентом, но при фактическом исполнении обязательства третьим лицом при несоблюдении условий п.2 указанной статьи, установлен запрет на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком именно по недостоверным (формальным) документам, что не освобождает налоговые органы от обязанности проверить осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств.

Позиция инспекции приводит к тому, что налогоплательщик, вовсе не представивший налоговому органу на проверку никаких документов по совершенным сделкам будет вправе рассчитывать на применение расчетного метода, т.е. будет поставлен в лучшее положение по сравнению с налогоплательщиком, представившим документы, не соответствующие требованиям ст.54.1 НК РФ, что не отвечает принципам справедливости и правовой определенности.

Ст.54.1 НК РФ вводилась одновременно как мера по противодействию уклонению от налогообложения и механизм защиты налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. В пояснительной записке к законопроекту N 529775-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» обосновывается преемственность законопроекта выработанной судебной практикой и наукой концепции налоговой выгоды со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Предлагается законодательно закрепить соответствующие понятия, в частности ввести принцип добросовестности налогоплательщика, определить понятие «злоупотребление правом»; снизить риски применения таких оценочных категорий как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность», «злоупотребление правом»; исключить негативные налоговые последствия для налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих свои налоговые обязанности.

В Решении Комитета по бюджету и налогам от 13.05.2015 по данному законопроекту также отмечено, что в целях обеспечения нормальных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности законопроектом закрепляются положительные элементы правоприменительной практики, которая была выработана налоговыми органами и арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Введение ст.54.1 НК РФ в главу 8 общей части НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов» не сопровождалось изменением принципов правового регулирования в сфере налогообложения, введением дополнительных составов налоговых правонарушений и санкций, сужением полномочий налоговых органов.

Также не претерпело изменения и понятие объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций – он по-прежнему сформулирован как прибыль, т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов, независимо от того, допущены ли злоупотребления при их оформлении при сохранении признаков реальности и экономической обоснованности расходов по существу.

Суд учитывает, что в проверяемом периоде, когда складывались спорные правоотношения (2014-2016 годы), норма ст.54.1 НК РФ не только не действовала, но и не существовала вовсе, следовательно, ее положения не могут применяться к спорным правоотношениям без учета действовавшего в тот период правового регулирования и выработанных судебной практикой правовых позиций по его применению. Иной подход чреват нарушением принципов определенности и стабильности правового регулирования.

По мнению суда, несоблюдение хотя бы одного из условий п.2 ст.54.1 НК РФ не позволяет налогоплательщику уменьшить налоговую базу на основании именно тех документов, при формировании которых допущены злоупотребления, но не лишает его права, а налоговый орган – обязанности, определить действительный размер экономически обоснованных расходов и учесть их в целях налогообложения.»

Литература по теме

Беляева О.М. Понятие и сущность толкования права // Российская юстиция. 2012. N 10. С. 35 — 37.

Кицул О. Проблемы толкования права: как избежать разночтений // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 39. С. 13.

Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 6.

Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976. С. 11;

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Госюриздат, 1962. С. 8 — 9;

«Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник» (под ред. А.И. Чучаева) («КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2013)

Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2003. С. 68.

Примечания

Рубрики:

Норма права

Советуем прочитать

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность.Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

  • норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;

  • правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;

  • в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;

  • налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

Толкование-уяснение — это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

Толкование-разъяснение — это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

Способы толкования права

Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

  • филологический;

  • систематический;

  • логический;

  • исторический.

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

Логический способ толкования — использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

  • на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

  • профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

  • доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах разъяснения. В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, оно может быть: официальным и неофициальным.

Официальное толкование — эго разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Его особенности:

  • 1) дается уполномоченным на то органом;
  • 2) формулируется в определенном официальном акте;
  • 3) формально обязательно для определенного круга субъектов, применяющих толкуемые нормы.

Виды официального толкования:

  • 1) в зависимости от правового статуса субъекта:
    • — аутентическое — осуществляется органом, издавшим норму,
    • — официозное (легальное) — осуществляется государственными органами, на которых возложена обязанность толковать их (например, Банк России по вопросам банковского законодательства),
    • — правоприменительное — осуществляется компетентными органами в процессе правоприменительной деятельности;
  • 2) по содержанию толкования: нормативное или казуальное.

Особенности нормативного толкования:

  • — это официальное разъяснение — оно дается официальными, компетентными органами;
  • — толкуется содержание нормы права безотносительно к конкретной ситуации. Такое толкование обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг людей и на неограниченное количество случаев («неисчерпаемость» разъяснения).

Нормативное толкование дается обычно в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, но определенной категории дел. Правом официального нормативного толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ.

Особенности казуального толкования норм права:

  • 1) это толкование официальное;
  • 2) оно не имеет общеобязательного значения, распространяется только на конкретный случай;
  • 3) содержится в специальных правоприменительных актах.

Например, в актах судов по конкретным делам прямо разъясняется

смысл и содержание норм права, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации.

Неофициальное толкование — это разъяснение, не имеющее формального, юридически обязательного значения. Особенности неофициального толкования следующие:

  • 1) оно дается не уполномоченными на то органами;
  • 2) по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвоката в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в комментарии);
  • 3) не является юридически обязательным.

Виды неофициального толкования:

  • 1) обыденное (дается любым гражданином, не обладающим специальными юридическим знаниями);
  • 2) профессиональное (его дают юристы);
  • 3) доктринальное (научное разъяснение юридических норм).

Результат толкования-уяснения по своему объему может быть:

  • — буквальным (адекватным);
  • — ограничительным;
  • — распространительным (расширительным).

Буквальное (адекватное) толкование выражается в совпадении текста нормы права (буквального выражения) и ее смыслового содержания. Например, согласно п. 2 ст. 41 С К РФ, «брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению».

Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порождает разногласий и споров.

Ограничительное толкование выражается в несовпадении смысла и текста нормы права. Смысловое содержание уже буквального выражения. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее пра- воиоложение: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого иравоиоложения уже его текстуального закрепления, поскольку предоставленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на лиц, не достигших определенного возраста.

При распространительном (расширительном) толковании смысл нормы права шире ее текста. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но подлинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативные правовые акты, а не только акты высших органов власти.

Говоря об адекватном, ограничительном и распространительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее:

  • 1) не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства, сроки и т.д., четко определенные в самом нормативном акте;
  • 2) ограничительное или распространительное толкование может вытекать из системного способа толкования, в частности из связи общей и специальной нормы. Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму;
  • 3) ограничительное или распространительное толкование возможно тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие явно и его можно обосновать. В противном случае будет допущено нарушение законности. Необходимость применения ограничительного или распространительного толкования всегда должно соответствующим образом аргументироваться.

Комментарии (1)

Хропанюк В.Н. Теория государства и права

Глава XIV. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

§1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ТОЛКОВАНИЕ-УЯСНЕНИЕ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права — это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права.

Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности Исполнительных органов, органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя”) и разъяснение («для других”). Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае требуются дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильного применения норм права на практике. Таким образом, за уяснением нормы права не всегда следует разъяснение ее содержания.

Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются глубинные свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя. Чем выше уровень правосознания тех, кто уясняет или разъясняет содержание правовых норм, тем меньше правонарушений, тем полнее удовлетворяются права и свободы личности.

Особая роль при толковании принадлежит специальной юридической подготовке, глубокому овладению новейшими достижениями юридической науки, высокой юридической культурой. От уровня профессиональной подготовки юристов во многом зависит качество право-разъяснительной работы, понимание населением действительного смысла правовых норм, точное осуществление их предписаний.

Рассмотрим основные приемы толкования-уяснения содержания правовых норм.

1. Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Для этого устанавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая форма (падеж, число, род, вид, лицо), определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма. При грамматическом толковании правовой нормы Необходимо специально остановиться на выяснении значения отдельных терминов. В законодательстве часто используются термины, имеющие общепринятое значение. Однако некоторым из них в законе придается особый смысл (например, «должностное лицо”, «вина”, «потерпевший”, «доказательство” и др.). Разъяснение таких терминов нередко дается в самих законах и в других нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, непосредственно заложенный самим правотворческим органом. В противном случае это может привести к неправильному решению юридического дела.

В нормативно-правовых актах широко используются специальные термины из разных отраслей техники, науки, искусства. Для правильного их уяснения необходимо обращение к соответствующим справочникам, словарям или к помощи специалистов.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами. Прежде всего устанавливаются связи с нормами, близкими по содержанию с толкуемой нормой и детализирующими ее. Принимается во внимание и то, в каком нормативно-правовом акте она сформулирована (законе, указе, постановлении и т. д.), какое место в этом акте она занимает. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необходимо убедиться, что она соответствует закону или другим актам, имеющим большую юридическую силу. Возможно и сопоставление норм различных отраслей права.

Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дал. Например, чтобы применить норму, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, необходимо точно установить, какие именно правила нарушены. А для этого нужно обратиться к другим нормативным актам, излагающим данные правила. В целом систематической толкование обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью общественных отношений, регулируемых нормами права.

3. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяснении следует глубоко изучить социальное назначение и цели правовой нормы, а также конкретные условия ее принятия. Такой подход позволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравственное содержание.

Историко-политическое толкование способствует точной и правильной реализации правовых норм, предупреждает нарушения законности при их применении.

При уяснении правовых норм следует использовать все указанные приемы. Только их совместное применение способствует точному и правильному пониманию смысла толкуемой нормы права.

§2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА. ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ И РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Уяснение должно приводить к такому пониманию содержания норм права, которое бы обеспечивало их полную и точную реализацию. Результатом толкования должны быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Ясность смысла — это глубокое понимание содержания нормы, отсутствие каких-либо сомнений в точности приведенных в результате толкования выводов. Определенность смысла — это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух или более решений на основе сделанных выводов.

Результаты толкования подразделяются на виды в зависимости от соотношения между текстуальным выражением нормы («буквой закона”) и ее действительным содержанием («духом закона”). По этому признаку толкование норм права может быть буквальным, ограничительным и распространительным.

В подавляющем большинстве случаев действительный смысл правовой нормы уясняется буквально — в точном соответствии с текстом нормы. Такое толкование называется буквальным. При буквальном толковании содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению («дух закона” и «буква закона” совпадают).

Однако в отдельных исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением. В таких случаях «дух закона” и «буква закона” не совпадают.

Если в результате уяснения обнаруживается, что действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения, то толкование будет ограничительным. Здесь «дух закона” уже «буквы закона”. При ограничительном толковании текст нормы приводится в полное соответствие с ее содержанием. Так, статью 33 Кодекса законов о труде (КЗоТ Российской Федерации), определяющую случаи, при которых администрация по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор с рабочим или служащим, следует толковать ограничительно. Такая необходимость возникает в связи с тем, что статья 35 этого же Кодекса запрещает расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профсоюзного комитета. Толковать содержание статьи 33 необходимо уже ее текстуального выражения, поскольку в соответствии со статьей 35 администрация может уволил” рабочего или служащего только с согласия профсоюзного комитета.

Если в результате уяснения оказывается, что действительное содержание нормы несколько шире ее текстуального выражения, то толкование будет распространительным. В данном случае «дух закона” шире «буквы закона”. Примером распространительного толкования может служить конституционная статья, которая устанавливает, что судьи и народные заседатели «независимы и подчиняются только закону”. В этой статье действительное содержание термина «закон” шире, чем его словесное выражение. Такой вывод возможен при толковании данной нормы в связи с нормами уголовно-процессуального права, из которых следует, что термином «закон” обозначаются не только акты, принимаемые высшим представительным органом государства, но и подзаконные нормативные акты, применяемые судом в процессе осуществления правосудия.

Таким образом, ограничительное и распространительное толкование приводит в полное соответствие действительное содержание правовой нормы и ее не совсем точную форму изложения в тексте статьи нормативно-правового акта.

§ 3. ТОЛКОВАНИЕ-РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОФИЦИАЛЬНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ, НОРМАТИВНОЕ И КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Уяснение норм права, как отмечалось, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической подготовкой граждан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нормы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения.

Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъясните президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только дня данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного деда. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны дан всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов официального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельные нормы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

Интерпретационные акты правотворчества. Будучи официальными разъяснениями действительного содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.

Индивидуальные интерпретационные акты. Это такие акты, которые содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным обстоятельствам. В отличив от интерпретационных актов правотворчества эта разновидность актов официального толкования не является результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической практики, форму обобщения опыта применения юридических норм. Именно такого рода акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с правотворческой деятельностью компетентных органов.

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т.д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права.

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ-РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОВ ПО СУБЪЕКТАМ И ПО ОБЪЕМУ НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

ПРИЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Дли чего необходимо толкование (уяснение и разъяснение) норм права?

2. Всегда ли в практической жизни за разъяснением нормы права следует уяснение ее действительного содержания?

3. Охарактеризуйте приемы толкования (уяснения) содержания норм права. Изложите на конкретном примере, как вы понимаете данный вид толкования правовых норм.

4. Каков значение имеет грамматическое, систематическое и историко-политическое толкование норм права для практической деятельности юриста?

5. Какими могут быть результаты толкования правовых норм в зависимости от соотношения «духа” и «буквы” закона? Чем руководствуется правоприменитель — «духом” или «буквой” закона?

6. На конкретном нормативно-правовом материале проанализируйте результаты буквального, ограничительного и распространительного толкования норм права.

7. Понятие толкования-разъяснения законов. Официальное толкование и его значение для практики правового регулирования.

8. В чем различие нормативного и казуального толкования?

9. Неофициальное толкование-разъяснение. От чего зависит степень его влияния на правовые представления людей, в том числе и на качество профессиональной деятельности юриста?

Добавить комментарий