Требование предъявляемые к актам управления

Юридическую силу правовой акт управления получает только при соблюдении требований к его содержанию, порядку подготовки, принятия и издания.

Требования к содержанию:

1) правовой акт управления не должен противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и нормативным указам Президента РФ;

2) правовой акт не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, организаций, общественных и иных объединений и ассоциаций;

3) правовой акт должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции на основе и во исполнение закона;

4) правовой акт управления должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти и основываться на конституционном принципе разграничения предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Все перечисленные требования к содержанию правового акта управления объединяются единым требованием законности.

Не менее важным требованием к содержанию правового акта управления является его целесообразность, предполагающая научную обоснованность акта управления, соответствие реальной обстановке (конкретность), своевременность принятия, актуальность, преемственность и др.

На содержание правового акта управления воздействует соблюдение его формы (структура его составных частей, язык, стиль изложения, реквизиты (подпись, дата и др.).

Требования к содержанию акта управления дополняются требованиями к его подготовке, принятию и изданию (опубликованию).

Требования к подготовке правовых актов управления и его структуре, порядку государственной регистрации закреплены в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Министерство юстиции РФ, которое ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственный регистр нормативных актов высших должностных лиц субъектов РФ.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

— юридическую экспертизу соответствия акта законодательству РФ;

— принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

— присвоение регистрационного номера;

— внесение нормативного акта в государственный реестр (регистр).

Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут.

В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. (в ред. Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г.) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по другим каналам связи.

Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования, если в них не указан другой срок введения их в действие.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию, подлежат специальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. В актах может быть указан другой срок вступления их в действие.

В таком же порядке, т.е. с момента подписания, вступают в силу правовые акты управления других органов исполнительной власти, если в актах не указан другой срок введения их в действие.

При нарушении требований, предъявляемых к актам управления, они могут быть признаны оспоримыми или ничтожными.

Оспоримыми считаются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены. После их соответствующей экспертизы они могут быть признаны правомерными или недействительными. Но до признания акта недействительным он имеет юридическую силу.

Ничтожными признаются акты управления, которые не могут порождать и не порождают юридических последствий, т.е. они не подлежат исполнению.

Правовой акт управления и его отдельные части могут быть изменены, приостановлены или отменены.

Изменения вносятся путем принятия нового решения тем органом, должностным лицом, который принял акт в первой редакции.

Приостановление действия — это официальное временное прекращение действия акта до рассмотрения его органом, который обладает правом его отмены.

Прекращение действия акта (отмена) может быть фактическим и юридическим. Фактическим считается прекращение действия акта в связи с истечением срока его действия. Юридическое прекращение действия акта имеет место тогда, когда он прямо отменяется (прямая отмена), или вместо устаревшего принимается новый правовой акт управления (косвенная отмена).

Правовой акт управления могут отменить тот, кто его принял и вышестоящий орган (должностное лицо), а также суды, которые вправе признать его незаконным. Основанием изменения, дополнения и отмены актов управления могут быть их незаконность или необходимость замены устаревшего акта новым.

В одних случаях несовершенный акт будет ничтожным, то есть лишенным силы создавать юридические последствия. А вдругих случаях, например, при маловажных нарушениях установленных требований, акт управления сохраняет силу исоздает юридический эффект, но при этом он может быть оспорен заинтересованным лицом. Поэтому существует два вида несовершенных актов управления: ничтожные и оспоримые.

Правомочие на признание акта незаконным имеют

За последние несколько лет в России значительно усилилось соблюдение картелями. Обвинение в картелях неоднократно заявлялось Федеральной антимонопольной службой России, которое отвечает за картельное правоприменение в России в качестве одного из приоритетов ее приоритета. Действительно, число картельных расследований росло из года в год. В частности, тендеры являются обязательными в отношении государственных закупок, закупок контролируемыми государством корпораций и естественных монополий, продажей и арендой государственного или муниципального имущества и т.д. ставки фальсификации ставок обычно меньше зависят от набегов на рассвете и более ориентированы на выявление искусственного поведения участников тендера, а не собирать доказательства их явного сговора.

Ничтожными называются акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать ине порождают юридических последствий, их незаконность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению.

Привлечение лиц к ответственности за неисполнение ничтожных актов незаконно.

Оспоримыми актами государственного управления называются такие акты, которые при обязательности их исполнения могут быть оспорены, при этом оспаривание такого акта не лишает его юридической силы. Для того чтобы оспоримый акт был лишен силы, требуется особое решение компетентного органа.

Картельские расследования всегда привлекают пристальное внимание, в первую очередь потому, что нарушения картеля являются единственными антимонопольными нарушениями в России, которые могут проводиться как органами по вопросам конкуренции, так и правоохранительными органами. Тем не менее, число криминальных картельных дел в настоящее время незначительно, а обвинительные приговоры еще не достигли значительных результатов.

Действие правовых актов управления

Ключевой вопрос, связанный с уголовной ответственностью за картели, заключается в том, что он формально не зависит от результатов антимонопольного расследования. В то время как юридические лица подлежат административной ответственности за картельные правонарушения, в России могут быть привлечены к уголовной ответственности только лица. Уголовное принуждение является юридически автономным и не связано с точки зрения органов по вопросам конкуренции. Это должно устранить противоречие, которое в настоящее время существует между этими двумя процедурами.

Действие правовых актов управления

Правовые акты управления только тогда выполняют служебную роль, когда они действуют, то есть вызывают те юридические последствия, ради достижения которых они издаются (принимаются исполнительными органами, должностными лицами). Имеется в виду либо нормативное регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, либо создание системы адмистративно — правовых отношений.

Соответствующие правила были значительно реформированы со времени принятия Закона о конкуренции. В результате российские правила, касающиеся картелей, в целом основаны на тех же принципах, которые признаны на международном уровне. Как указано в статье 11 Закона о конкуренции, картельные договоренности заключаются между конкурирующими предприятиями. Интересно, что определение картельного устройства не распространяется на картели покупателей. Оба решения в настоящее время обжалуются в суде.

Форма картельного соглашения не имеет значения для целей законодательства о конкуренции. Устройства картеля считаются незаконными, если они приводят к или могут привести к одному из следующих. Фиксируя цены, в том числе путем установления скидок, бонусов или других скидок; сговор на торгах; распределение на рынке; сокращение или изъятие продукта; или бойкотов. В дополнение к вышеуказанным ограничениям картельные соглашения также могут считаться незаконными, если они приводят или могут привести к фактическому ограничению конкуренции.

Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно — юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления), то есть полностью соответствовать ее задачам и функциям. Данное условие в принципе считается соблюденным в любом случае издания правового акта, ибо на него, по общему правилу, распространяется презумпция действительности (правильности). Такая презумпция справедлива, поскольку имеются в виду волеизъявления субъектов, осуществляющих государственную власть, выражающие его волю и интересы. Отсюда вытекает вывод; акт действует либо до истечения установленного срока его «жизни», либо до его официального изменения или отмены. Поэтому, как правило, правовой акт приобретает юридическую силу с момента его издания или опубликования, если особо не оговорен иной порядок приведения его в действие (например, устанавливается определенный срок вступления его в юридическую силу).

Инспекции могут проводиться на месте или в форме документов. Особое внимание со стороны внутренних консультантов, очевидно, должно быть уделено инспекциям на месте, поскольку внезапный эффект может вызвать смешанный отклик сотрудников компании в ходе проверки.

Продолжительность рейда рассвета не может превышать одного месяца, хотя есть возможность его продления на два месяца. Запрашивая документы и информацию; доступ и осмотр помещений, офисов и документов компании, в том числе хранящихся на электронных носителях; фотографирование, фото — и видеозаписи, а также копии документов и электронных файлов; опрос сотрудников компании по вопросам, связанным с рассветным рейдом; и привлечение сертифицированных специалистов или экспертов или обоих, чтобы помочь в ходе рассвета. Захватывать оригинальные документы; захватить электронное оборудование; проводить обыск в офисе или в помещениях; или осмотреть личные вещи, резиденции или автомобили сотрудников. Такие полномочия относятся только к уголовным следователям.

Конституция РФ подчеркивает роль Конституционного Суда в решении вопросов о юридической силе правовых актов. Так, он разрешает дела о соответствии Конституции РФ актов Правительства, а также актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным Судом неконституционными; они утрачивают юридическую силу (ст. 125 Конституции РФ). Полномочиями в отмене правовых актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды.

Защита, на которую может ссылаться контролируемая компания, в целом аналогична той, которая существует в других юрисдикциях, в том числе. Потребовать присутствия должностных лиц компании во время проверки и дать разъяснения по всем вопросам; предоставлять только информацию, которая непосредственно связана с предметом инспекции; ознакомиться с результатами инспекции и указать согласие или несогласие с этими результатами; обжаловать акты инспекторов в административном или судебном разбирательстве или и то, и другое, включая требование о компенсации за любые убытки и нанесенный ущерб; и требовать, чтобы коммерческая тайна компании не была раскрыта. Это также предполагает, что обязательства не всегда подготовлены к набегам на рассвете и полностью осведомлены об их правах и обороне.

Кроме отмены правовых актов действующее законодательстве и административно-правовые нормы предусматривают возможное приостановления их действия или исполнения. Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату приостановленным правовым актом юридической силы. Временно, то есть до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение. Затем уже, в зависимости от результатов, акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.

Тренировка и даже «макет» рейдов рассвета также могут быть полезны для проверки реакции сотрудника на фактические рейды рассвета. Как упоминалось выше, картельные правонарушения могут привести к административной и уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством. Корпорации могут нести ответственность только по административным правилам, тогда как физические лица могут столкнуться либо с уголовными обвинениями, либо с административными санкциями.

Принципиальная административная санкция для корпораций — это штраф, основанный на обороте. Обычно это может быть наложено в диапазоне от 1 до 15 процентов оборота, достигнутого правонарушителем на соответствующем рынке за финансовый год, предшествующий дате начала рассмотрения дела. Существуют определенные смягчающие и облегчающие факторы, которые могут привести к сокращению или увеличению конечной суммы штрафа, соответственно.

Наиболее типичные случаи приостановления действия правовых актов управления следующие:

а) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их Противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ст. 85 Конституции РФ);

б) Правительство РФ в целях реализации своих постановлений распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать акты федеральных органов исполнительной власти;

В ходе административного разбирательства никаких процедур урегулирования не существует. Однако предполагаемый член картеля может извлечь выгоду из уменьшения штрафа, если он будет стремиться смягчить негативные последствия его нарушения. Напротив, продолжение нарушения, повторение нарушения, являющееся организатором картеля, препятствовавшее расследованию и т.д. Может привести к увеличению суммы административного штрафа.

Уголовные обвинения включают тюремное заключение на срок до трех лет. Дисквалификация и уголовные обвинения в отношении физических лиц могут налагаться только судом. Согласно российскому законодательству существуют два вида программы смягчения наказания, которые связаны с картельными правонарушениями: административными и уголовными. Административная свобода доступна как для корпораций, так и для физических лиц, тогда как только люди могут воспользоваться уголовной компенсацией, поскольку корпорации не могут привлекаться к уголовной ответственности по российскому законодательству.

в) принесение протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста;

г) подача жалобы в течение десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного изыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы.

4.Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Порядок действия АПА

Эти два вида программы смягчения имеют разные требования, но они работают одинаково: если их условия выполняются, соответствующий заявитель освобождается от ответственности. Освобождение от административной ответственности может быть получено, если выполняются все следующие условия.

Исключено только первый заявитель, который выполняет все вышеуказанные условия. Поэтому подача заявления, содержащего ограниченную информацию, может привести к тому, что заявитель не получит возможность получить иммунитет, если другая сторона представит полную заявку раньше, чем первоначальный заявитель предоставит остальную информацию, находящуюся в ее распоряжении. Это приводит к высокой степени неопределенности в отношении успеха приложения для смягчения.

Законность и дисциплина в государственном управлении.

Законность служит неотъемлемой основой существования и развития демократически организованного общества.

Принцип законности является конституционным. Ст. 15 Конституции предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Более того, административное и уголовное судопроизводство в отношении картелей по-прежнему необходимо координировать, а уголовное наказание не предоставляется автоматически на основании административной снисходительности. Поэтому существует риск того, что уголовное наказание не будет предоставлено даже в случае получения административного иммунитета. Хотя этот риск является теоретическим и, насколько нам известно, никогда не реализовывался на практике, он, как известно, не позволил многим потенциальным претендентам преследовать административную снисходительность.

В юридической литературе законность рассматривается с разных сторон:

Как принцип государственной деятельности;

Как метод государственного руководства обществом;

Как режим системы взаимоотношений населения с государственными органами.

Самая важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее все стороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Он должен быть

Имея это в виду, можно предположить, что на практике лишь немногие предприниматели предпочтут подать заявление о снисхождении. Примечательно, что административная свобода не была предоставлена ​​в пяти случаях, предположительно потому, что заявители не выполнили все требования.

Если заявитель за административную снисходительность не является первым или не выполняет все необходимые условия, его сотрудничество с властью не будет потрачено впустую. Его сотрудничество будет рассматриваться как фактор, смягчающий административную ответственность. Таким образом, неудачные заявители по снисходительности могут по-прежнему пользоваться уменьшенными административными санкциями.

Во всей государственной деятельности незыблемо правило, согласно которому закон обязателен для всех и до тех пор, пока он не изменен или не отменен полномочным органом.

Все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации обязаны строжайше его соблюдать.

Но особое значение принцип законности имеет в сфере управления, так как:

Условия для программы уголовного смягчения аналогичны условиям программы административного смягчения. Однако, чтобы быть освобожденным от уголовных обвинений, лицо должно не только сотрудничать с властями, но и компенсировать любые убытки и убытки, причиненные жертвам.

Каково же действие актов управления?

Частное применение антимонопольных правил в принципе возможно по российскому законодательству. Тем не менее, существует только несколько антимонопольных дел, которые были инициированы частными сторонами. Большинство из них относятся к злоупотреблениям господства, а не к картельным соглашениям. Что касается возмещения убытков или убытков, российские суды применяют очень высокий стандарт доказательств, который часто препятствует получению справедливой компенсации. Российское законодательство не признает концепцию сквозных потерь.

1. Управление охватывает наибольшую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления.

2. Субъекты управления, реализуя свои полномочия и функции, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права.

3. Управление осуществляют многочисленные субъекты органов исполнительной власти и их должностные лица, с которыми чаще всего и имеют дело граждане или различные организации.

Кроме того, в настоящее время нет возможности инициировать классовые действия по антимонопольным вопросам. Вместе с тем существует понимание того, что частная судебная деятельность в антимонопольных делах должна быть усилена. Некоторые предложения существуют с этой точки зрения, но сейчас они находятся на очень ранней стадии разработки и, как ожидается, не будут приняты в ближайшее время.

Требования, предъявляемы к АПА

Согласно Закону о конкуренции, российские антимонопольные правила имеют экстерриториальное применение. Это означает, что ограничения, связанные с картелями, применимы к любым иностранным соглашениям, которые влияют или могут влиять на состояние конкуренции в России. Поэтому, если иностранное лицо или корпорация участвует в картельной договоренности, которая считается незаконной в соответствии с Законом о конкуренции, она может нести ответственность за это преступление.

4. Органы управления осуществляют правотворческую деятельность, которая охватывает широкую и разнообразную сферу общественной жизни.

5. Органы управления наделены широкими полномочиями вобласти применения мер административного принуждения.

Сущность дисциплины состоит в повиновении установленному порядку, регламентированному либо государством, либо иной, негосударственной организацией.

Государственная дисциплина означает повиновение порядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основанным на законах, выполнение распоряжений начальника.

Составными частями государственной дисциплины являются: трудовая, финансовая, технологическая, договорная дисциплина и др.

Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность — чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан.

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Каждый орган государственного управления, каждое должностное лицо и каждый государственный служащий призваны постоянно следить за соблюдением законности в любом звене органов исполнительной власти, пресекать малейшие проявления беззакония, устранять причины, его порождающие, своевременно восстанавливать нарушенные права организаций и граждан, принимать необходимые меры для привлечения к ответственности лиц, нарушающих законы, воспитывать граждан в духе уважения к законам.

Вместе с тем государство юридически закрепляет специальные средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, позволяющие постоянно следить за их соблюдением всеми органами исполнительной власти и каждым служащим этих органов.

Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание и исполнение этих актов — важная часть управленческого процесса, направленного на осуществление функций исполнительной власти.
Административно-правовой акт — это основанное на законе официальное юридическивластное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

· Юридическая природа административного акта состоит в том, что он:

o является правовой формой управленческого решения; при помощи его орган исполнительной власти (должностное лицо) решает общие или конкретные вопросы, которые возникают в процессе его деятельности по реализации задач и функций государственного управления;

o выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;

o издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны — субъекта исполнительной власти; императивно реализующего свою компетенцию;

o носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;

o является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции, определенной законом;

o устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;

o издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен также устно либо в форме жестов, знаков и т.д.;

o занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов;

o принимается с соблюдением определенных установленных процедур;

o несоблюдение содержащихся в нем юридическивластных предписаний влечет ответственность виновной стороны (обычно — дисциплинарную или административную);

o может быть в установленном законом порядке опротестован или оспорен.

· Каждый административный акт имеет свое содержание и форму. административного акта включает три основных элемента:

o волеизъявление уполномоченного органа, которое не должно выходить за пределы его компетенции (это волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться под влиянием обмана, заблуждения или принуждения);

o условия, обязательства и поручения, сопровождающие основное решение. Форма административного акта — это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений и т.д.

По своим юридическим свойствам административные акты делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные. По способу выражения воли они подразделяются на письменные, устные и символические или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В зависимости от порядка принятия они могут быть коллегиальными или единоличными. Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на ничтожные и оспоримые. Ничтожный административный акт — это акт, который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. Его ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит осуществлению (например содержит предписание совершить противоправные действия).

· Ничтожность административного акта проявляется в том, что:

o он не может быть основанием для регистрации соответствующего правоотношения;

o нет оснований для применения санкций за его исполнение;

o на него нельзя ссылаться при рассмотрении споров в органах управления или в суде. Ничтожный акт не требует поиска доказательств его дефектности — они неоспоримы (например, грубо нарушена компетенция, нет законного основания для его принятия и т.д.).

Оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению, но может быть оспорен заинтересованными лицами. До его признания недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют доказательств их дефектности.
Административный акт только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда он действует. Действие административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан. Для того чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям.

· Он должен быть:

o издан полномочным органом в пределах его компетенции и соответствовать закону;

o принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;

o издан в установленной форме и подписан надлежащим должностным лицом;

o не должен нарушать или произвольно ограничивать права и законные интересы частных лиц в сфере государственного управления;

o юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;

· Правомочие на признание акта незаконным имеют:

o вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации (Президент, Правительство и т.д.);

o судебные органы (общий и арбитражный суды, Конституционный суд РФ).

· Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

o признание неправомерного акта недействительным;

o признание такого акта недействующим. Недействительный административный акт является ничтожным, т.е. не порождает юридических последствий с момента его принятия. Недействующий административный акт не порождает юридических последствий на будущее с момента вступления решения суда по данному акту в законную силу либо с момента вступления в законную силу решения административного органа о его отмене.

Действие административного акта прекращается также в результате его приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридической силы. Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его приостановление

Требования, предъявляемы к АПА

Административный акт только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда он действует. Действие административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан. Для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям.

Он должен быть:

издан полномочным органом в пределах его компетенции и соответствовать закону;

принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;

издан в установленной форме и подписан надлежащим должностным лицом;

не должен нарушать или произвольно ограничивать права и законные интересы частных лиц в сфере государственного управления;

юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;

Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы. Инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти.

Правомочие на признание акта незаконным имеют:

вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации (Президент, Правительство и т.д.);

судебные органы (общий и арбитражный суды, Конституционный Суд РФ).

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

признание неправомерного акта недействительным;

признание такого акта недействующим.

Недействительный административный акт является ничтожным, т.е. не порождает юридических последствий с момента его принятия. Недействующий административный акт не порождает юридических последствий с момента вступления решения суда по данному акту в законную силу либо с момента вступления решения в законную силу решения административного органа о его отмене.

Действие административного акта прекращается также в результате его приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридической силы. Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его приостановление.

Порядок действия АПА

При разработке и принятии правового акта государственного управления должны соблюдаться определенные требования.

Так, с позиции юридического содержания правовых актов управления можно выделить следующие основные требования:

а) правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, Федеративному договору, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и аналогичными органами субъектов Федерации;

в) правовой акт должен учитывать положения правовых актов вышестоящих исполнительных органов;

г) правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти или уполномоченным на то должностным лицом, то есть, в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) правовой акт должен быть юридически обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа или должностного лица. В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушить установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

В связи с изложенными требованиями важное значение приобретают следующие два конституционных правила.

Во-первых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом исполнительного органа субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации (ст.76 Конституции РФ). В иных случаях, при наличии противоречий действует федеральный закон или нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, правовой акт нормативного характера, затрагивающий свободы и обязанности граждан, не может приниматься, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ).

Определенные требования предъявляются и к порядку издания правовых актов:

Акты, принимаемые коллегиальными органами, должны обсуждаться на заседаниях этих органов при наличии кворума, т.е. простого или квалифицированного (не менее двух третей) большинства членов данного коллективного органа.

Акты, принимаемые единоначальными органами, а также руководителями коллегиальных органов по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения, должны приниматься на основе всестороннего и полного учета возможностей и фактического положения дел.

Правовой акт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностными лицами. Например, акты Правительства РФ подписываются Председателем Правительства; глава администрации подписывает постановления и распоряжения.

Акты управления должны быть изложены четким, общедоступным языком, конкретно формулировать задачи, отвечать требованиям оперативного, дифференцированного руководства.

Правовой акт управления должен быть издан в точном соответствии с установленным порядком опубликования и вступления в силу актов управления.

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Исключение составляют акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются Администрацией Президента РФ в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете». Опубликование актов Президента и Правительства РФ в указанных изданиях считается официальным опубликованием.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Бюллетене федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, публикуются в соответствующих изданиях республик.

Акты органов исполнительной власти иных субъектов Федерации публикуются в периодической печати, а также в иных средствах массовой информации, имеющих официальный статус.

В отношении актов управления действует правило, по которому, до тех пор, пока акт не отменен или не приостановлен, его исполнение обязательно.

Это правило — презумпция правильности акта — вытекает из того, что акт управления издается государственным органом (должностным лицом), осуществляющим свою компетенцию, следовательно, акт управления содержит в себе дозволение государственного органа.

Презумпция правильности акта обусловливает его обязательность и означает, что лишение акта юридической силы требует обычно решения компетентного органа, который обладает правом объявить этот акт недействительным.

Несоблюдение одного какого-либо из перечисленных выше требований делает акт управления несовершенным. В этом случае может возникнуть вопрос о действительности, т.е. его обязательности к исполнению. Необходимо, однако, учитывать, что не всякое нарушение требований означает, что несовершенный акт не порождает юридических последствий и что он может не выполняться обязанными лицами.

В одних случаях несовершенный акт будет ничтожным, иными словами, лишенным силы создавать юридические последствия. А в других случаях, например при маловажных нарушениях установленных требований, акт управления сохраняет силу и создает юридический эффект, но при этом он может быть оспорен заинтересованным лицом. Поэтому существует два вида несовершенных актов управления: ничтожные и оспоримые.

Ничтожными называются акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать и не порождают юридических последствий, их незаконность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению.

Привлечение лиц к ответственности за неисполнение ничтожных актов — незаконно.

Оспоримыми актами государственного управления называются такие акты, которые при обязательности их исполнения могут быть оспорены, при этом оспаривание такого акта не лишает его юридической силы. Для того чтобы оспоримый акт был лишен силы, требуется особое решение компетентного органа. Существуют следующие варианты оспаривания правовых актов управления:

Опротестование. Наиболее известно принесение протестов на акты исполнительных органов или должностных лиц органами прокуратуры. По результатам рассмотрения протеста он может быть удовлетворен, что приводит к отмене акта управления, либо оставлен без удовлетворения.

Обжалование. Конституция РФ (ст.46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов или должностных лиц.

Существует и административный порядок обжалования гражданами правовых актов управления, которые нарушают их права и законные интересы.

Правовой акт управления может утратить юридическую силу не только в связи с признанием его недействительным, и он может быть отменен органом, издавшим этот акт, или вышестоящим государственным органом, который пользуется правом такой отмены. Например, Правительство РФ вправе отменять противоречащие законодательству решения органов исполнительной власти субъектов Федерации (кроме актов органов исполнительной власти республик), а также акты центральных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных ему.

Конституция РФ определила полномочия Конституционного Суда РФ в решении вопросов о юридической силе правовых актов. Так, он разрешает дела о соответствии Конституции РФ актов Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Акты или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным Судом РФ неконституционными, в таком случае они утрачивают свою юридическую силу (ст. 125 Конституции РФ).

Кроме отмены правовых актов законодательство предусматривает возможность приостановления их действия или исполнения. Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату приостановленным правовым актом юридической силы. Действие или исполнение акта прекращается временно, до вынесения определенных решений по причинам, которые вызвали его приостановление.

Приостановление действий актов управления производится в тех случаях, когда уполномоченный на то орган считает изданный акт незаконным либо нецелесообразным, но не обладает правом на его отмену.

Требования, предъявляемые к административно- правовым актам управления, последствия их несоблюдения

Условия законности правового акта управления включают соблюдение требований, относящихся к порядку его издания, форме и юридическому содержанию.

Так, общие требования сводится к следующим Там же 293:

  • -правовой акт управления может быть издан уполномоченным на то органом управления или должностным лицом;
  • — правовой акт управления может быть издан органом управления или должностным лицом лишь в пределах его компетенции как с точки зрения предмета ведения, так и объема полномочий;
  • — орган управления или должностное лицо принимают правовой акт только в предусмотренной для него форме;
  • — правовой акт подлежит изданию не только уполномоченным органом, но и в установленном порядке;
  • — правовой акт управления должен быть законным по содержанию.

Так, специальные требования законности правового акта управления предполагают его принятие Там же 293-294:

  • 1) с соблюдением установленных сроков;
  • 2) с согласия (разрешения) уполномоченного государственного органа;
  • 3)совместно с двумя или более органами в случаях, прямо предусмотренных правовыми актами уполномоченных органов;
  • 4) с соблюдением требований(реквизитов) к содержанию;
  • 5) при наличии необходимого экспертного заключения о соответствии акта установленным требованиям.

Следует знать, что административный акт выполняет свое властное предназначение в ходе государственного управления лишь тогда, когда он действует.

При этом, действие административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или правомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради чего данный акт был издан.

Следовательно, для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям.

Такой акт должен быть:

  • — издан полномочным органом в пределах его компетенции и соответствовать закону;
  • — издан в установленной форме и подписан соответствующим должностным лицом;
  • — принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;
  • — не должен нарушать или произвольно ограничивать права и законные интересы частных лиц в сфере государственного управления;
  • — юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;
  • — оглашен (опубликован) в соответствующем порядке, доведен до сведения адресатов (определенные акты, должны быть зарегистрированы в Министерстве Юстиции).

Таким образом, все нарушение этих требований является основанием для признания административных актов незаконными, то есть не имеющими юридической силы А.П. Солдатов «Административное право России», Учебник, 2010.С.408.

При этом, инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут как частные лица, так прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти.

Правомочие на признание акта незаконнымимеют:

  • — орган исполнительной власти(автор акта может признать неправомерность и отменить его);
  • — вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации (Президент, Правительство и т.д.);
  • — судебные органы (общий и арбитражный суды, Конституционный Суд РФ).

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

  • — признание неправомерного акта недействительным;
  • — признание такого акта недействующим.

Таким образом, недействительный административный акт является ничтожным, поскольку не порождает юридических последствий с момента его принятия. административный правовой акт

При этом, недействующий административный акт не порождает юридических последствий с момента вступления решения суда по данному акту в законную силу либо с момента вступления решения в законную силу решения административного органа о его отмене.

В результате приостановления, действие административного акта прекращается. При этом, не влечет автоматически утрату им юридической силы. Само приостановление означает временное прекращение действия или исполнения административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его приостановление Административное право в вопросах и ответах: /Учебное пособие / .2-е издание. Н.М. Конин. Изд. Проспект — М. — 2007..

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все правовые акты управления должны отвечать определенным законным требованиям. Естественно, соблюдение этих требований обеспечить эффективность актов и успешно решается управленческие задачи.

Все предъявляемые требования можно разделить на несколько групп:

  • 1) организационные требования — то есть, требования, предусматривающие, чтобы каждый акт управления должен быть реальным экономическим и организационным обоснованием. При этом, в самом акте должны быть четко определены конкретные задачи, возложены сроки исполнения. Акты должны быть своевременны и решать насущные вопросы
  • 2) следующий аспект требований — это технические требования, то есть конкретность изложения, логическая последовательность, отсутствие противоречий изложения, решение должно быть простым, четким и ясным языком оформлены.
  • 3) юридические требования.

Наиболее важными из них являются:

  • — должны соответствовать конституции и действующему законодательству;
  • — должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органами госуправления;
  • — должны издаваться в установленном порядке;
  • — должны соответствовать определенной юридической форме (соответствовать требованиям закона»о НПА»)
  • — должны быть подписаны уполномоченным лицом;
  • — должны быть доведены до исполнителя.

Порядок принятия правовых актов органа государственного управления включает ряд стадий:

  • 1) планирование подготовки проекта акта;
  • 2) проявление нормотворческой инициативы;
  • 3) подготовки проекта акта;
  • 4) согласование проекта в случае необходимости;
  • 5) рассмотрение проекта;
  • 6) внесение решения по проекту;
  • 7) проведение юридической экспертизы;
  • 8) включение правового акта (если необходимо) в национальный реестр правовых актов;
  • 9) доведение акта до сведения исполнителей.

Данные стадии присуще не всем правовым актамгосуда;правления. Указанные стадии, как правило, относится, преимущественно нормативно-правовому акту государственного управления.

1. Первое требование, предъявляемое к акту – целесообразность, полез­ность с точки зрения государственных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, он должен быть научно обоснован, соот­ветствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусмат­ривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесо­образности акта должны учитываться:

• права человека;

• уровень сознания и культуры масс;

• плюрализм мнений, интересов;

• возможности решения проблем;

• ранее принятые акты.

2. Законность – второе требование, предъявляемое к актам исполни­тельной власти, под которым подразумевается:

• наличие компетенции у автора;

• соответствие акта закону по существу;

• соответствие цели закона;

• принятие в установленный законом срок;

• соблюдение процессуальных правил издания акта.

Акты, не соответствующие требованиям законности, подразделяют на ничтожные и оспоримые.

Акты признаются ничтожными, если:

• на то есть прямое указание закона;

• грубо нарушена подведомственность административных дел;

• нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для при­нятия акта;

• нарушен срок давности;

• акт предписывает совершение преступления и т. д. Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуаль­ных и коллективных субъектов права оспорить их законность в уста­новленном порядке.

3. К актам исполнительной власти предъявляются организационно-тех­нические требования, сущность которых заключаются в следующем:

• язык акта должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен;

• акт должен быть оформлен грамматически правильно (любые ошибки могут исказить его смысл);

• акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;

• оформленный надлежащим образом акт должен быть передан на хра­нение.

Добавить комментарий