Участие прокурора в процессе

В целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и реальное восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные процессуальным законодательством.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:

участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее — заявления) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указанных в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

обеспечение качественной подготовки и направления в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в результате преступлений, если такие заявления не рассмотрены в порядке уголовного судопроизводства (статьи 44, 306 и 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ);

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ и федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским и административным делам (далее — дела), в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных актов, вынесенных в порядке гражданского и административного судопроизводства по делам, в которых предусмотрено участие прокурора, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом.

3. Участвующим в гражданском и административном судопроизводстве прокурорам работу по поддержанию в судах заявлений строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, подготовившими соответствующие заявления.

Считать обязательным предварительное согласование заявлений, в том числе предъявляемых в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ, подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, с соответствующими структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.

4. В рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций гражданских и административных дел участвовать, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело.

4.1. Участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или военной форме одежды.

4.2. Прокурорам городов (районов) и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам одновременно с предъявлением заявления в суд, расположенный в другом субъекте Российской Федерации, обращаться к вышестоящему прокурору для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного заявления. Прокурору субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры незамедлительно направлять, в том числе по сети ИСОП, соответствующее письмо с копиями представленных в суд материалов прокурору субъекта Российской Федерации и приравненному к нему военному прокурору по месту нахождения суда. Прокурору, получившему указанные материалы, направлять представителя органов прокуратуры в судебное заседание для поддержания заявления.

4.3. Принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета заявленных требований, изменение размера требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший заявление. При возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору не позднее следующего дня после судебного заседания информировать об этом прокурора, инициировавшего заявление.

Прокурору, предъявившему заявление, совершать вышеуказанные процессуальные действия самостоятельно, в том числе при наличии технической возможности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

4.4. Прокурору, участвовавшему в рассмотрении судом дела, не позднее следующего дня после судебного заседания сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему заявление.

4.5. На всех стадиях рассмотрения судом дел, возбужденных по заявлениям, правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать участие прокуроров соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной и иной специализированной прокуратуры, подготовивших и направивших заявление в суд.

4.6. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям систематически принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских и административных дел, имеющих особое значение для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

5. Прокурору, предъявившему заявление в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд, принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного лица на судопроизводство в разумный срок посредством обращения при наличии к тому оснований к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

6. Обеспечивать во всех судебных инстанциях обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения в делах, по которым такое участие предусмотрено нормами ГПК РФ, КАС РФ и федеральными законами.

При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме, утвержденное руководителем органа прокуратуры или его заместителем.

Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика или заинтересованного лица.

7. Прокурорам, участвующим в рассмотрении судами гражданских и административных дел, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.

С учетом положений статьи 56 ГПК РФ и статьи 62 КАС РФ о том, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при поддержании в суде заявления прокурора обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.

Исходить из того, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 ГПК РФ, частью 1.1 статьи 70 КАС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Согласно требованиям, предусмотренным частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ, частями 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, прокурорам в обязательном порядке отслеживать информацию о движении дела, размещенную на официальном сайте суда.

8. При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустившего такие нарушения.

9. При заявлении ходатайства о принятии мер по обеспечению иска, применении мер предварительной защиты по административному иску взвешенно подходить к выбору таких мер, оценивать их соразмерность и необходимость реального исполнения судебных постановлений.

10. Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

10.1. Руководствуясь требованиями статей 320, 376 и 377 ГПК РФ, статей 295 и 318 КАС РФ, иметь в виду, что если в рассмотрении дела участвовал прокурор, право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением обладают только Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместители), прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры.

Учесть, что в соответствии со статьей 391.1 ГПК РФ, статьей 332 КАС РФ в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора обращаются Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

10.2. В случае обжалования судебных постановлений, вынесенных по заявлениям прокурора, другими лицами, участвующими в деле, и при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.

В каждом случае отказа прокурору в удовлетворении требований решать вопрос об обжаловании судебного постановления; при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления составлять мотивированное заключение, которое утверждается прокурором, инициировавшим заявление в суд.

10.3. При обжалования судебного постановления в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации лицами, участвующими в деле, прокурору, принимавшему участие в рассмотрении спора в порядке части 3 статьи 45 ГПК РФ и части 7 статьи 39 КАС РФ в суде первой инстанции, при отсутствии оснований для внесения апелляционного представления направлять в Верховный Суд Российской Федерации письменные возражения относительно поступившей жалобы.

10.4. При подготовке кассационного представления учитывать положения части 1 статьи 381 и части 1 статьи 391.5 ГПК РФ, части 2 статьи 323, части 2 статьи 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.

11. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: заявления, возражения на него, документов, подтверждающих обоснование заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений, жалоб и возражений на них, а также материалов, имеющих существенное значение для установления юридически значимых обстоятельств для дела, и мотивированное заключение прокурора.

12. Вести строгий учет дел, рассмотренных с участием прокурора, в том числе по заявлениям прокурора, а также по апелляционным, кассационным представлениям с отражением результатов их рассмотрения.

13. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора для контроля за их исполнением, незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

14. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, в которых предусмотрено участие прокурора, руководствоваться требованиями ГПК РФ, КАС РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации.

При отсутствии оснований для внесения представления составлять мотивированное заключение, которое утверждается руководителем органа прокуратуры или его заместителем. О принятом решении сообщать заявителям.

15. При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке в президиуме суда субъекта Российской Федерации городским (районным) и приравненным к ним прокурорам обращаться с соответствующим проектом представления к прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур; для оспаривания судебного акта в кассационном порядке в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации прокурору субъекта Российской Федерации обращаться к Генеральному прокурору Российской Федерации, его заместителю.

В подтверждение доводов, изложенных в проекте представления, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство и заверенные соответствующим судом копии состоявшихся по делу судебных постановлений.

В целях соблюдения процессуального срока на обжалование судебного акта, вступившего в законную силу, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам принимать решение о принесении кассационного представления в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, при дальнейшем обжаловании проект кассационного представления направлять Генеральному прокурору Российской Федерации, его заместителям в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

16. Прокурору при поступлении определения о передаче надзорной жалобы лица, участвующего в деле, в котором принимал либо вправе был принимать участие прокурор, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

17. Участие в судебном заседании в суде кассационной и надзорной инстанций принимают должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в статьях 386 и 391.10 ГПК РФ, статьях 327 и 340 КАС РФ.

18. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в целях формирования единой правоприменительной практики каждое полугодие обобщать и анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел, информацию направлять в соответствующие структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок не позднее 20 января и 20 июля.

19. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, структурным подразделениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в гражданском и административном судопроизводстве регулярно анализировать практику участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность принесенных представлений.

Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры ежегодно, до 25 февраля, докладывать о результатах работы нижестоящих прокуратур заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим соответствующее направление деятельности.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в гражданском и административном судопроизводстве. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

20. Оценивать деятельность прокуроров по обеспечению участия в гражданском и административном судопроизводстве, исходя из реального восстановления нарушенных прав, качества поддержания в суде предъявленных прокурором заявлений; полноты и мотивированности заключений прокуроров; эффективности апелляционного, кассационного обжалования судебных постановлений; качества и обоснованности внесения апелляционных и кассационных представлений.

21. Освещать результаты деятельности прокуроров, участвующих в гражданском и административном судопроизводстве, в средствах массовой информации.

22. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

23. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

24. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Вопреки сложившемуся мнению, прокурор участвует не только в уголовных делах. Должностное лицо, обеспечивающее правопорядок и законность, обязано выступать также в гражданском судопроизводстве в защиту общественного интереса.

Правовая характеристика процессуального положения прокурора.

Законодатель наделил прокурора полномочиями по обеспечению законности действий и решений всех участников процесса. Однако права влиять на решения служителей Фемиды у него нет. Прокурор обязан пользоваться предоставленными ему полномочиями, в том числе и правом на обжалование, с целью обеспечения интересов общества, государства и граждан.

Основанием привлечения к участию в деле может стать:

  • заявление гражданина (прокурор имеет право защищать в суде интересы граждан, которые не могут сделать этого самостоятельно);
  • публикация сообщения в прессе или иных СМИ;
  • поступления информации из иных источников.

Кроме того, законом установлен перечень категорий гражданских дел, к рассмотрению которых прокурор должен привлекаться в обязательном порядке. К таковым относятся все процессы, затрагивающие интересы лиц, не имеющих возможности самостоятельно осуществлять свои права, либо дела, предметом которых является вопрос об ограничении прав человека.

Прокурор должен участвовать в делах:

  • о лишении родительских прав;
  • об усыновлении или удочерении;
  • об ограничении или лишении дееспособности;
  • об избирательных правах;
  • о признании гражданина отсутствующим безвестно или умершим.

Вступление в гражданский процесс прокурора обеспечивает не только ответственное поведение сторон, но также отсутствие необоснованных задержек и бюрократических проволочек.

Формы участия прокурора в деле.

Законодатель предусмотрел всего две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве:

  • в качестве инициатора процесса и защиты прав;
  • вступление в уже начатое дело.

Перед подачей иска прокурор обязан провести проверку, собрать доказательства и определить ответчика. Высокий статус должностного лица не допускает начала судебного процесса, в исходе которого нет уверенности. Следует отметить, что пошлиной обращение от лица прокуратуры в суд не облагается. В связи с особенностями интереса (государственного или общественного) у прокурора отсутствует право на заключение мирового соглашения. Однако он может отказаться от поддержания иска. Лицо, в защиту которого было подано заявление, не ограничивается в возможности требовать рассмотрения дела по существу.

Юристы акцентируют внимание на том, что при установлении необоснованности заявленных требований, прокурор обязан отказаться от иска. Его основная функция – добиться справедливого, законного решения.

При вступлении в уже начавшийся процесс, суд не может контролировать наличие на то оснований. Принять решение об обоснованности участия в разбирательстве может лишь вышестоящий прокурор. На практике споры о целесообразности вступления в дело не возникают. Статьей 45-ой ГПК России предусмотрено, что прокурор участвует в спорах:

  • о выселении граждан;
  • о возмещении значительного вреда;
  • в иных случаях.

В данном случае на должностное лицо не возлагается необходимость отстаивать интересы сторон. От прокурора требуется лишь дать заключение. Мнение его должно быть:

  • обоснованным (со ссылкой на материалы дела);
  • включать анализ применимых к требованиям норм материального права.

Отсутствие обязанности в поддержании иска у прокурора не лишает его широкого круга процессуальных прав.

Таким образом, привлечение к участию в деле прокурора обеспечивает законность вынесения решения и учет интересов каждой из сторон.

В гражданском процессе прокурор выступает в качестве независимой стороны. Его задача — обеспечение законности при разбирательствах. По отдельным делам он привлекается в обязательном порядке, но в некоторых случаях может вызываться судами путем отправки определений. Рассмотрим, когда и в каких формах он участвует в процессе, права и обязанности, а также особенности составления заключения прокурором.

В каких делах обязательно участвует прокурор?

Перечень гражданских дел описан в ГК РФ, но по некоторым из них обязательно участие прокурора для дачи заключения (ч.3 ст. 45 ГПК РФ).

К таким делам относятся:

  • принудительное выселение;
  • восстановление на работе после неправомерного увольнения;
  • взыскание компенсаций за вред здоровью и жизни;
  • усыновление или отмена усыновления;
  • оспаривание нормативных актов органов государственной, муниципальной власти;
  • признание гражданина умершим, безвестно пропавшим, ограниченно дееспособным, недееспособным;
  • признание несовершеннолетнего полностью дееспособным;
  • госпитализация в психбольницу в принудительном порядке, продление сроков лечения;
  • лишение, ограничение родительских прав, восстановление в правах;
  • обязательное обследование или лечение;
  • оспаривание противоправных действий сотрудников медицинских, социальных учреждений;
  • размещение гражданина из иностранного государства в специализированном учреждении после реадмиссии, продление сроков размещения.

В зависимости от формы участия госпрокурор вправе начинать разбирательства или вступать в них после возбуждения производства.

Формы участия прокурора в процессе

Рассмотрим основные формы, применяющиеся при разбирательствах с присутствием прокурора:

  • начало процесса госпрокурором в защиту законных прав граждан, когда он наделяется всеми правами истца;
  • вступление в процесс по определению суда, если дело возбуждено по заявлению другого человека.

В последнем случае суд может привлекать прокурора, если без его заключения по делу нельзя вынести объективное решение.

Когда прокурор обращается с иском в суд самостоятельно?

Согласно ст. 45 ГПК РФ, госпрокурор может стать инициатором разбирательств по любым гражданским делам, если у гражданина не получается подать иск самостоятельно по уважительным причинам:

  • тяжелое заболевание;
  • недееспособность;
  • пожилой возраст;
  • иные уважительные обстоятельства.

Указанное правило не распространяется на дела о защите социальных, трудовых и семейный прав граждан: в этих случаях госпрокурор обязательно привлекается вне зависимости от обстоятельств истца.

Права прокурора при самостоятельном обращении в суд

Если сотрудник прокуратуры подает иск в суд для защиты прав другого гражданина самостоятельно, он наделяется правами истца (ст. 35 ГПК РФ).

В ходе разбирательств он может:

  • требовать ознакомления с материалами дела, подавать ходатайства и возражения;
  • подавать отводы;
  • полностью или частично изменять требования;
  • изменять основания, предмет спора;
  • менять размер требований;
  • получать копии документов;
  • обжаловать решения, постановления, определения;
  • приводить свои доводы;
  • заявлять о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам вне зависимости от того, участвовал ли он в процессе ранее, или нет;
  • участвовать в заседаниях.

Обратите внимание! Прокурор не является правозащитником истца при самостоятельной подаче иска. Его присутствие обусловлено защитой законов. Также он не относится к сторонам производства, к нему не может предъявляться встречный иск. На госпрокурора не возлагается обязательство по оплате судебных издержек, он не вправе заключать мировые соглашения. На него не распространяется действие решения, т.к. он не является выгодоприобретателем по делу.

Об обращении прокурора с иском в суд обязательно оповещается не только ответчик, но и истец. Если сотрудник прокуратуры отказывается от заявления, разбирательство продолжается при отсутствии отказа истца. Если от иска отказывается сам истец, рассмотрение прекращается вне зависимости от мнения госпрокурора.

Обязанности и права прокурора

Права и обязанности прокурора делятся на общие и специальные.

Под общими подразумевается:

  • добросовестное распоряжение правами;
  • уважительное отношение к суду;
  • соблюдение порядка в зале заседания;
  • явка на слушания по вызовам;
  • заблаговременное оповещение о причинах неявки, представление доказательств.

Дополнительные обязанности и права устанавливаются Приказом Генпрокуратуры РФ от 10.07.2017 №475, распространяются только на прокуроров:

  • участвовать в разбирательствах в судах первой, кассационной, апелляционной, надзорной дистанции;
  • качественно подготавливать и отправлять заявления о возмещении ущерба в суд;
  • вступать в гражданские споры на любой стадии;
  • давать заключения по делам, в которых привлечение госпрокурора обязательно;
  • поддерживать заявления в судах;
  • участвовать в рассмотрении дел, имеющих особое значение для защиты интересов и прав граждан;
  • направлять письменные заключения по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, после утверждения руководителем прокуратуры;
  • изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику перед началом заседания;
  • своевременно опротестовывать незаконные и необоснованные решения, постановления;
  • направлять возражения против поступающих заявлений и жалоб.

Важно! Несмотря на то, что госпрокурор наделяется всеми правами и обязательствами истца при подаче заявления в суд, он не выступает в качестве стороны производства или правозащитника. На заседании он обеспечивает законное рассмотрение и разрешение дел, дает заключение.

Дача заключения прокурором

Заключение госпрокурора оформляется после исследования всех доказательств, когда председательствующий дает ему такое право на заседании.

Прокурор выступает после прений с заключением, состоящим из нескольких частей:

  • краткий анализ рассматриваемого дела;
  • само заключение – мнение представителя прокуратуры по гражданскому спору;
  • мотивировка (юридическое обоснование) со ссылками на законодательные нормы;

Согласно ст. 229 ГПК РФ, заключение вносится в протокол, который на слушании ведет секретарь заседания. Документ должен быть оформлен в течение трех дней после слушания, а истец или ответчик могут внести замечания по нему в течение 5 дней от даты подписания.

Цели и задачи госпрокурора на суде

Целью участия госпрокурора в производстве является обеспечение законности действий всех граждан и иных лиц, относящихся к делу: истца, ответчика, экспертов, свидетелей, судьи, председательствующего, секретаря заседания, и пр.

В список задач входит:

  • обеспечение соблюдения прав и интересов граждан;
  • укрепление и обеспечение единства законности;
  • контроль за соблюдением законодательных актов;
  • защита охраняемых законами прав и интересов государства, общества.

Таким образом, прокурор – это самостоятельное звено, занимающее независимую позицию. Его единственной задачей является обеспечение законности, для чего он вправе совершать любые процессуальные действия, а при необходимости опротестовывать решения через вышестоящие инстанции.

Опротестование решений прокурором

Деятельность сотрудников прокуратуры регламентируется ФЗ от 17.01.1992 №2202-1, согласно которому госпрокурор или его заместитель вправе подавать частные или кассационные протесты в вышестоящие судебные органы.

Основанием для этого может послужить следующее:

  • неправильное толкование судом правовых норм;
  • существенное нарушение норм материального или процессуального права;
  • составление решения, определения или постановления без соблюдения законодательных актов.

Если решение не вступило в силу, направляется кассационный протест. Определения оспариваются путем подачи частного протеста.

Обратите внимание! Генеральный прокурор и его заместители вправе опротестовывать решения через любые кассационные суды. Прокуроры областей, республик, иных субъектов РФ могут обращаться максимум в президиумы Верховного суда своих регионов.

Образец протеста

Протест условно делится на несколько частей по содержанию:

  1. Вводная: наименование и адрес суда, Ф.И.О. сторон производства, краткое содержание решения.
  2. Описательная: обоснования протеста со ссылками на законодательство, которое было нарушено судом при вынесении решения.
  3. Резолютивная: ссылки на законы и требование прокурора об отмене или частично изменении решения.

В конце обязательно ставится подпись прокурора.

Образец ходатайства о принесении протеста в порядке надзора на судебные постановления по гражданскому делу:
alt: Ходатайство о принесении протеста в порядке надзора на судебные постановления по гражданскому делу

Привлечение прокурора в суде апелляционной инстанции

Как и истец, госпрокурор вправе обратиться в апелляционный суд с представлением, если считает, что требования удовлетворены не в полном объеме, а интересы граждан или организации – не защищены должным образом (ст. 320 ГПК РФ).

Оспорить решение в апелляционном порядке можно до вступления в законную силу. срок обжалования зависит от производства, в котором рассматривалось дело. В среднем это 1-2 месяца.

Образец апелляционного представления

Представление прокурора должно соответствовать требованиям, установленным ст. 322 ГПК РФ. Если решение оспаривает истец или ответчик, подается жалоба, содержание которой аналогично представлению.

Что должно быть включено в документ:

  • название суда, решение которого оспаривается;
  • реквизиты решения, дата принятия;
  • Ф.И.О., адрес, должность лица, подавшего представление;
  • требования;
  • перечень представленных документов.

Дополнительно в представлении можно заявлять ходатайства, оставлять контактные данные для дальнейших разбирательств.

Основания для возврата представления

Апелляционный суд вернет представление госпрокурору и не будет его рассматривать, если:

  • не выполнены требования судьи, указанные в определении об оставлении документа без движения;
  • истек срок апелляционного обжалования;
  • отзыв представления прокурором.

Обратите внимание! Протесты и представления направляются в суды, вынесшие оспариваемые решения. После этого они перенаправляются в вышестоящие инстанции.

Заключение Эксперта

Участие прокурора в гражданском процессе обязательно только в случаях, определенных ст. 45 ГПК РФ. По остальным делам он может привлекаться судами на основании соответствующих определений.

Цель присутствия прокурора в разбирательствах – выдача мотивированного заключения, с учетом которого принимаются решения.

Если у вас остались вопросы и вы хотите получить ответ быстро, оставьте обращение нашим юристам через специальную форму на сайте. У нас работают опытные правозащитники, грамотно оказывающие помощь по любым гражданским делам.

Ответы юриста на популярные вопросы

Мне Пенсионный фонд не засчитал несколько лет в трудовом стаже, отчего назначена пенсия в меньшем размере. Хочу обратиться с жалобой в прокуратуру. Будет ли прокурор участвовать в разбирательствах?

Да, будет, потому как такие дела относятся к защите соц.прав граждан.

Кто вызывает прокурора по гражданским делам?

Привлечение прокурора осуществляется путем отправки судом соответствующего определения.

Может ли прокурор обязать должника выплачивать неустойку по договору?

Нет, неустойка взыскивается только через суд.

Я инвалид, у меня есть спор с управляющей компанией. Могу ли я обратиться к прокурору, чтобы он подал исковое заявление в суд?

Да, можете, т.к. у вас есть уважительная причина — инвалидность. Заявление будет подано, если по результатам проверки прокурор сочтет требования обоснованными.

У меня нет возможности ходить на заседания, но нужно разрешить спор с застройщиком. Могу ли я пожаловаться в прокуратуру, чтобы они представляли мои интересы?

Нет, представление интересов в судах – это компетенция адвокатов. Прокурор является независимой стороной, и лишь в уголовных делах выступает государственным обвинителем.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, они продолжают выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судом и всеми участниками судопроизводства. Они содействуют суду в правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств, установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке правомерности требований и возражений сторон и т.д.

Деятельность прокурора представляет собой специфический вид государственной деятельности. Специфика обусловлена тем, что по российскому законодательству, согласно ст. 1, 21, 26 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ осуществляет от имени РФ надзор, во-первых, за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов всеми органами власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов; во-вторых, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам РФ; в-третьих, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами.

Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК РФ.

Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов. Прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц — участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 34 ГПК РФ прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле. Соответственно он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом каждая форма участия прокурора в гражданском процессе (возбуждение дела или дача заключения) и на каждой стадии гражданского процесса (от производства в суде первой инстанции до стадии пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) характеризуется определенными особенностями, которые будут раскрыты в данной курсовой работе. На любой стадии процесса и в любой форме прокурор защищает в суде не собственные, а государственные и публичные интересы, а также интересы других или неопределенного круга лиц. Участие прокурора в суде является продолжением его деятельности по обеспечению законности, в связи с чем такое участие помогает прокурору осуществлять его полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «О прокуратуре в Российской Федерации».

Такой «служебный интерес» характеризует существо процессуального положения и деятельности прокурора в гражданском процессе.

Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Основаниями вступления прокурора в гражданский процесс является прямое указание закона — такие указания могут быть как в ГПК РФ, так и в других законах:

  • 1) в рассмотрении судом дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 260.1 ГПК РФ);
  • 2) в рассмотрении судом дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ);
  • 3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 289 ГПК РФ);
  • 4) в рассмотрении гражданских дел о лишении родительских прав (ст. 70 Семейного кодекса РФ).

Требования закона для прокурора обязательны.

По делам других категорий прокурор принимает участие исходя из их актуальности, сложности, общественного значения, состояния законности в районе или городе.

Свои полномочия по предъявлению иска прокурор использует:

  • 1) при защите имущественных интересов государства, предприятий и организаций; при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой и попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд;
  • 2) если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требую интересы обеспечения законности;
  • 3) когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение;
  • 4) когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц.

Традиционно Генеральный прокурор дает указы на участие прокурора в делах с участием несовершеннолетних лиц, по искам органов прокуратура и др.

Собственное усмотрение прокурора — ст. 45 ГПК РФ увязывает его с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и выполнения задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения только закону.

В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет прокурору необходимые полномочия. Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

  • 1) участвует в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; даёт заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; направляет в суд исковые заявления, даёт заключения по существу дела в целом по гражданским делам;
  • 2) опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, постановления судей;
  • 3) проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя;
  • 4) принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам.

Предметом надзора являются не только решения, определения и постановления суда, но и все процессуальные действия, выполняемые как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе рассмотрения дела. Прокурор, не имея ни какого личного интереса, а исходя из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и гражданско-процессуального законов, как составом судей, так и участвующими в деле лицами .

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в гражданском судопроизводстве является одной из существенных гарантий вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных решений, определений и постановлений.

Добавить комментарий