Уголовно правовые отношения возникают с момента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Проблемы уголовного права

НА ТЕМУ: Уголовно-правовое отношение: понятие, содержание, субъекты

ВЫПОЛНИЛ: студент Султанбеков Д.С.

ПРОВЕРИЛА: Давыдова Е. В.

Ставрополь 2012

План контрольной работы

Введение

1. Понятие уголовно-правовых отношений

2. Субъекты уголовно-правовых отношений

3. Содержание уголовно-правовых отношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос о сущности уголовно-правовых отношений является одним из важнейших и интереснейших в теории уголовного права. Положения общей теории права, касающиеся правоотношении, полностью распространяются и на сферу уголовных правоотношений, но уголовные правоотношения обладают определенными особенностями, спецификой. Это своеобразие обусловлено характером регулируемых уголовным правом общественных отношений (преступлений), возникающих по поводу наступления уголовной ответственности и применения наказания к преступнику. Различная теоретическая трактовка особенностей уголовно-правовых отношений в юридической литературе вылилась в дискуссию об основных элементах уголовного правоотношения, о его содержании.

1.Понятие уголовно-правовых отношений

Право как система норм, установленных или санкционированных компетентными государственными органами, принятых или одобренных самим народом, призвано регулировать общественные отношения. По отношению к каждому отдельному субъекту (человеку или организации) оно выступает как независимая от него объективная среда, отражающая и юридически фиксирующая достигнутый уровень социальной свободы. Поэтому право как систему норм принято называть объективным правом.

Предусмотренные им права и обязанности носят абстрактный характер (статутные права и обязанности). Они не принадлежат конкретному субъекту, а представляют собой те предусмотренные государством пределы, в границах которых и при наличии необходимых для этого условий (юридических фактов) возникают личные, персонифицированные права и обязанности. Такие права и обязанности, являющиеся уже принадлежностью конкретного субъекта права и характеризующие состояние его личной свободы, принято называть субъективными юридическими правами и обязанностями. Именно через субъективные юридические права и обязанности, право воздействует на общественные отношения, выводя их из состояния стихийного развития в русло, отвечающее интересам государства и общества.

Так в общей теории права отношения складывающиеся между субъектами права называются правовые отношения и определяются как «юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством».

Определение сущности уголовно-правовых отношений, основывается на общетеоретических понятиях. Уголовно-правовые отношения являются самостоятельной формой общественных отношений и, в частности, правоотношений. Общественные отношения развиваются на базе свободного развития человека. Но свобода как таковая в любом обществе не может быть безграничной. Иначе общество превратилось бы в неуправляемую организацию, а его граждане оказались бы в состоянии незащищенности. Свобода человека относительна, она всегда связана с определенными и достаточно разумными ограничениями, которые устанавливаются правовыми нормами, посредством которых общественные отношения подвергаются правовому урегулированию. В результате этого свобода отношений между людьми и государством превращается в субъективное право, а ограничения, которые устанавливаются нормами права — в обязанность либо правовой запрет.

Такой процесс превращения общественных отношений в правоотношения прослеживается теоретиками права, большинство из которых определяют правоотношения как общественные отношения, урегулированные нормами права.

Самостоятельным (особым) видом правоотношения, формой общественного отношения, является уголовно-правовое отношение.

Уголовно-правовые отношения — урегулированные нормами уголовного права отношения между государством в лице его компетентных органов и лицом, совершившим общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом.

Как и любое правоотношение, уголовные правоотношения также имеют ряд признаков которые присущи правоотношениям:

* правоотношения возникают на основе правовых норм или принципов при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов). В качестве такого факта в уголовном правоотношении выступает совершение лицом деяния, запрещенного уголовным законом.

* правоотношение представляет собой общественно значимую связь конкретных субъектов правоотношения;

* правоотношение характеризуется наличием у сторон взаимных субъективных, т.е. персонально принадлежащих и четко определенных юридических прав и обязанностей. Это значит, что субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой, и наоборот (лицо — государство, государство — лицо);

* осуществление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения может происходить как добровольно, так и с помощью мер государственного принуждения или принудительных мер правовой защиты и юридической ответственности;

И так на основе выше изложенного можно сделать вывод что правоотношение это определенного рода связь между субъектами отношений которая закрепляется нормами права, но уголовные — правоотношения имеют свою отличительную структуру: они складываются между государством (в лице его компетентных органов) и преступником.

Отношения, складывающиеся между государством и преступником, могут существовать и существуют только в форме отношений и ни в какой другой форме, безусловно, как и в любом другом правоотношении, предполагающем взаимные права и обязанности их субъектов. Без этого нет правоотношения вообще.

2. Субъекты уголовно-правовых отношений

Субъектом уголовных правоотношений следует считать государство, с одной стороны, и лицо, совершившее общественно опасное деяние, с другой.

1) государство в лице его компетентных органов;

2) лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом.

Споры в литературе о том, кто является одним из субъектов правоотношения — государство или его органы, проистекают, по-видимому, потому, что государство как таковое непосредственно, так сказать «лично», вступать в отношения с гражданами не может («…государство ни в какие правовые отношения с преступником… не вступает»,— пишет А. Л. Ривлин). Оно осуществляет свои функции, в том числе функцию охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, через специально созданные органы, в данном случае органы дознания, следствия, суд, прокуратуру. Они действительно вступают в непосредственные отношения с лицом, совершившим общественно опасное деяние, реализуют установленные законом права и полномочия, выполняют возложенные на них обязанности. Однако это не значит, что именно они являются одним из субъектов уголовного правоотношения. Осуществляя возложенные на них задачи, органы дознания, следствия, суд, прокуратура, органы исполнения наказания, передавая эстафету борьбы с преступностью друг другу и действуя взаимно, выступают как органы государства, выполняют его волю, осуществляют его права и полномочия, его обязанности перед обществом, перед народом. Следует учесть, что государство как таковое может действовать лишь через свои органы, каждый из которых имеет свою компетенцию, свои полномочия, реализация которых и есть его обязанность перед государством, перед вышестоящими органами. В уголовных правоотношениях государство (опять-таки в лице соответствующих органов) вправе в любое время и в любой стадии уголовного правоотношения прекратить его или изменить свое отношение к лицу, совершившему общественно опасное деяние (отмена или изменение уголовного закона, амнистия, помилование). Да и вынесение приговора суда именем Республики Беларусь— непустые слова, а свидетельство того, что разрешается конфликт между гражданином и государством, а не между гражданином и судом.

Вторым субъектом уголовного правоотношения следует считать лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Им может быть человек, совершивший преступление или общественно опасное деяние в состоянии невменяемости.

По поводу этого субъекта уголовно-правовых отношений высказаны пять различных точек зрения, в соответствии с которыми ими признаются:

в) преступник, т.е. физическое лицо, совершившее преступление, но с момента привлечения его в качестве обвиняемого и до обращения обвинительного приговора суда к исполнению, т.е. обвиняемый и подсудимый (Н.А.Стручков);

г) осужденный, а также лицо, имеющее судимость (Н.И.Загородников, В.Г.Смирнов);

д) только осужденный, т.е. лицо, подвергнутое уголовному наказанию в процессе его отбывания (П.Е.Недбайло).

Вполне можно разделить мнение тех юристов, которые в качестве второй стороны уголовно-правового отношения считают всех преступников с момента совершения ими преступления и до погашения или снятия у них судимости.

3 Содержание уголовно-правовых отношений

Содержанием уголовного правоотношения является совокупность прав и обязанностей его субъектов.

Так под содержанием правоотношения обычно понимается содержание прав и обязанностей сторон правоотношения. При характеристике уголовно-правового отношения раскрывается содержание прав и обязанностей-сторон: государства и лица, совершившего преступление (общественно опасное деяние). Н. А. Огурцов, например, перечисляет конституционные права и обязанности граждан, ответственность в случае совершения преступления и т. д. При анализе прав и обязанностей упоминается, что в случае совершения преступного деяния у государства в лице соответствующих органов возникает не только право, но и обязанность привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее такое деяние. У лица, совершившего преступное деяние, возникает обязанность понести уголовную ответственность за содеянное и право на объективное установление его вины, на применение справедливой меры уголовной ответственности.

Bсe это, безусловно, верно однако, на мой взгляд, нельзя в кратком изложении дать исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон уголовного правоотношения: для этого пришлось бы перечислять все нормы и принципы уголовного права, да еще добавить к ним отдельные, требования уголовно-процессуального права, вроде того, что приговор (решение вопроса о виновности и наказании) должен быть законным, обоснованным и справедливым. Поэтому при кратком изложении достаточно будет сказать, что права и обязанности сторон предусмотрены уголовным законом. Уголовный закон определяет, в каких конкретно случаях и какие права и обязанности могут и должны быть реализованы. Нужно принять во внимание и другое: в процессе уголовно-правового отношения характер и объем прав и обязанностей сторон может меняться.

Права и обязанности не являются застывшими, постоянно данными характером и степенью общественной опасности преступления. Они обладают некоторой гибкостью: например, лицо, совершившее преступление, раскаялось, активно способствовало раскрытию преступления, либо в последующем безупречно вело себя, честно относилось к труду, или же во время отбывания наказания доказало свое исправление и т. п. В этих случаях уголовный закон требует назначения более мягкого наказания, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания, либо условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. А это означает изменение уголовно-правового отношения или даже его прекращение. Подобные примеры еще раз свидетельствуют о том, что перечислять права и обязанности сторон— дело трудоемкое. Содержание прав и обязанностей можно свести к тому, что государство имеет право и обязанность поступить с лицом, совершившим общественно опасное деяние, по закону, а лицо имеет право требовать этого и обязано подчиниться законному обращению с ним.

Необходимо, на мой взгляд, рассматривать содержание уголовно-правового отношения как совокупность прав и обязанностей сторон, и было бы неправильным квалифицировать как особое отношение появление у лица какого-либо права, предусмотренного уголовным законом, как это делает, например, А. В. Барков. Он пишет, что лицо, явившееся с повинной, обретает право требовать учета этого смягчающего обстоятельства, а государство несет обязанность выполнить это требование. «Подобные отношения, — пишет он, — складываются намного раньше, чем станут известны обстоятельства, позволяющие привлечь виновного к уголовной ответственности. Эти отношения регулируются уголовным правом, это уголовные правоотношения». Такой подход ведет к расчленению одного, пусть сложного и меняющегося правоотношения, на целый ряд самостоятельных правоотношений по количеству прав и обязанностей на каждой из сторон. Вопросами существенными, но не главными, заслоняется главный, определяющий — о самой возможности уголовной ответственности. Да и вряд ли лицо может требовать учета этого смягчающего обстоятельства, поскольку неизвестно, что именно обстоятельство должно смягчить и как такой учет произвести. Органы следствия обязаны зафиксировать явку с повинной. Учет же ее должен быть произведен в совокупности с другими обстоятельствами (как смягчающими, так и отягчающими) при решении главного вопроса— привлекать ли лицо к уголовной ответственности, а если оно привлечено — то какое наказание или другие меры принудительного характера избрать?

Можно, по-видимому, сказать, что вопрос об уголовной ответственности — стержневой в уголовном правоотношении. Об этом свидетельствуют все нормы уголовного законодательства, начиная с норм Общей части, (по какому закону отвечать, при каких условиях, на каких основаниях и пр.) и кончая нормами Особенной части (за какие деяния и в какой мере отвечать). Да и названия многих законов: об установлении уголовной ответственности, об усилении уголовной ответственности, об отмене уголовной ответственности — говорят о том же.

Вопрос о принудительных мерах медицинского характера, решающийся в уголовном законодательстве, является сопутствующим, поскольку невменяемые не могут быть привлечены к уголовной ответственности, хотя бы и совершили общественно опасное деяние. Вопрос о применении принудительных мер воспитательного характера отличен от вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, ибо меры воспитательного характера, применяемые судом назначаются вместо наказания при наличии уголовной ответственности.

И так на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что в содержание уголовно-правовых отношений государства входит «не только его право, но и его обязанность привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее общественно опасное деяние. В то же время у лица, совершившего преступное деяние, возникает обязанность понести уголовную ответственность за содеянное и право на объективное установление его вины, на применение справедливой меры уголовной ответственности». Эти права таковы: право на то, чтобы была применена статья УК, предусматривающая данное конкретное преступление; право, чтобы наказание было применено лишь в рамках карательной санкции конкретной статьи УК, чтобы оно соответствовало степени общественной опасности личности (деятеля) и совершенного им общественно опасного деяния, учитывало обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность.

Заключение

уголовный правовой воздействие преступление

В итоге анализа ряда вопросов уголовно-правовых отношений, как сущности уголовной ответственности, полагаю возможным отметить ряд положений.

1. Изложенный материал о сущности уголовно-правовых отношений крайне важен для выяснения пределов и стадий уголовной ответственности. Более того, позволительно себе утверждать, что исследование в этой области вообще невозможно без уяснения существа уголовно-правовых отношений. Это еще одно свидетельство необходимости и актуальности их рассмотрения.

2. Уголовно-правовые отношения, являющиеся сущностью уголовной ответственности, представляют собой складывающиеся на основе и в соответствии с нормами уголовного закона нежелательные для общества отношения правоохранительного характера между государством в лице его соответствующих органов и гражданами, совершившими преступления, в связи с этими преступлениями и осуществлением в отношении лиц, их учинивших, карательно-воспитательные воздействия.

3. Возникают эти правовые отношения в момент нарушения уголовно-правовой нормы, т.е. совпадают по времени с началом совершения преступления, и непрерывно длятся до погашения или снятия судимости у лиц, подвергнутых наказанию.

4. Объектом уголовно-правовых отношений являются реальные действия участников этих отношений, т.е. то, на что направлены их возможные действия, — взаимные права и обязанности субъектов.

5. Эти взаимные права и обязанности составляют содержание уголовно-правовых отношений. Со стороны государства в лице соответствующих его органов — это права и обязанности, направленные на то, чтобы покарать преступника за учиненное им злодеяние в соответствии с общественной опасностью преступления и лица, его совершившего, применить к нему и исполнить наказание либо иную уголовно-правовую меру, исправить его и перевоспитать, а также гарантировать обеспечение правовых последствий назначения и отбытия наказания, т.е. судимости.

Со стороны лица, совершившего преступление, — это обязанность и право понести и отбыть наказание или иную карательную меру воздействия за содеянное со всеми вытекающими из этого факта последствиями, а также право требовать привлечения к мерам уголовно-правового воздействия, их назначению и исполнению в точном соответствии с предписаниями норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации с комментариями. О. О. Скоробогатова, С. А. Перчаткина. Изд-во: Эксмо, 2012. — 320 с.

2. Курс советского уголовного права. — Т.1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 646 с.

5.Петрова Г. Объект уголовно- правового отношения // Уголовное право. — 2003. — № 2. — с.60-62.

6.Российское уголовное право. В 3 томах. Том 1. Общая часть.: Изд-во Wolters Kluwer, 2008.-736с.

в

Ш©ШЖ Ярковой С. В.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Аннотация. В статье исследуются понятие, основные черты и классификация административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления, их должностных лиц. К таким способам автор относит административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказатель-но-предупредительного характера. В числе пресекательно-восстано-вительных мер (средств) выделяются выдача контрольно-надзорным органом обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законности, отмена или признание незаконным (недействительным) административного акта, не соответствующего положениям законодательства. В качестве административно-правовых мер (средств) наказательно-предупредительного характера рассматриваются меры административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц и иных служащих административно-публичных органов, совершивших в процессе правоприменительной деятельности соответствующие правонарушения. Ключевые слова: административно-публичная деятельность, административно-публичный орган, административно-правовые меры (средства), законность.

Сергей Владимирович ЯРКОВОЙ,

судья Арбитражного суда Омской области, кандидат юридических наук om.as@yandex.ru 644024, Россия, г. Омск, ул. Учебная, д. 51

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.58.6.135-144

© С. В. Ярковой, 2019

/» Ж УНИВЕРСИТЕТА

«М имени O.E. Кугафина (МГЮА)

Законность правоприменительной деятельности органов исполнительной власти и иных органов публичного управления (далее — административно-публичные органы, административная правоприменительная деятельность) обеспечивается системой организационно-правовых способов, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Одной из подсистем способов обеспечения, в том числе восстановления, законности административной правоприменительной деятельности выступает подсистема административно-правовых способов.

Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности, с нашей точки зрения, представляют собой предусмотренные нормами административного, муниципального, финансового и административно-процессуального права меры (средства) воздействия пресекательно-восстановительного и (или) наказательно-предупредительного характера, применяемые к административно-публичным органам, их должностным лицам как во внесудебном, так и в судебном порядке и направленные на восстановление нарушенного указанными органами и лицами режима законности административной правоприменительной деятельности.

В общей теории права выделяются специальные принудительные правовые меры (средства), именуемые санкциями, применение которых направлено на пресечение нарушений законности (различных правонарушений), защиту (восстановление) нарушенного правового положения (состояния) и превенцию совершения новых правонарушений. По способам обеспечения законности санкции обычно подразделяются на две группы: правовосстановительные (меры защиты, восстановления) санкции, направленные на пресечение правонарушений и устранение непосредственного вреда, причиняемого охраняемым общественным отношениям, а также на исполнение невыполненных обязанностей и восстановление нарушенных прав, и штрафные (карательные) санкции, направленные на предупреждение правонарушений и воспитание правонарушителей, к которым относится применение мер уголовной, административной, дисциплинарной и других видов юридической ответственности1.

1 См., например: Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. М. : Статут, 2010. Т. 3.

С. 366—373 ; Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретиче-

ские проблемы). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 62—63.

Правовосстановительные санкции могут быть выражены в виде отмены или изменения противоречащего закону акта, а также в виде иных мер, направленных на восстановление отношений, нарушенных в связи с их совершением; штрафные (карательные) санкции, оказывая воздействие на имущественные или личные интересы граждан либо на различного рода коллективные интересы (юридических лиц), имеют своей целью общее и специальное предупреждение2.

Вместе с тем некоторые ученые разграничивают меры пресечения правонарушений и меры восстановления нарушенного правонарушением правового положения. В частности, С. Н. Кожевников отмечает, что меры пресечения используются для обеспечения условий применения восстановительных мер и средств юридической ответственности, и их сущность состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, организаций или их должностных лиц. В отличие от мер пресечения, меры восстановления, по мнению указанного автора, понуждают обязанных лиц прекратить неправомерные действия, совершить определенные действия, выполнить возложенные на них юридические обязанности3.

В советской административно-правовой науке достаточно основательной разработкой отличалась теория административно-правовых санкций — мер административного принуждения. Так, М. И. Еропкин в одной из своих статей, опубликованной в 1963 г., писал о том, что административное принуждение представляет собой применение органом управления установленных законом принудительных мер в целях пресечения или предупреждения административных проступков, привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности, а также для обеспечения общественной безопасности. Ученый выделял три вида мер административного принуждения: административные взыскания (меры административной ответственности), меры административного пресечения, направленные на принудительное прекращение противоправных действий, и административно-предупредительные меры (меры административного обеспечения), применяемые в целях обеспечения общественной безопасности при наступлении определенных >

условий (стихийных бедствий, аварий и т.п.)4. М

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. советские административисты уточнили Н

и дополнили приведенный подход к пониманию административно-правовых санк- И

П

ций. В частности, Д. Н. Бахрах определил понятие административного принуждения как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении

П Т

органами государственного управления, а в установленных законом случаях — и И

судьями (судами) в порядке, закрепленном нормами административного права, Т В

принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом Е >

—ит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Кудрявцев В. Н. Избранные труды по социальным наукам : в 3 т. М. : Наука, 2002. п В Т. 1. С. 206. О Т

становительные меры по советскому законодательству // Научные труды. Свердловск :

1 I Ь □

Свердл. юрид. ин-т, 1975. Вып. 42 : Социально-психологические аспекты правового ре- ^ П

гулирования. С. 145.

См.: Еропкин М. И. Избранные научные труды. М. : Эксмо, 2010. С. 75—83. ВЛАСТИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

общественных отношений. При этом все меры административного принуждения Д. Н. Бахрах подразделил на три вида:

1) меры наказания (административные взыскания);

2) меры пресечения как средства понуждения правонарушителя к исполнению определенной обязанности, применяемые в целях прекращения противоправного поведения, устранения возможности совершения правонарушителем противоправных действий, предотвращения вредных последствий совершенного правонарушения, создания условий для применения иных мер принуждения;

3) административно-восстановительные меры, применяемые в целях принуждения правонарушителя к исполнению невыполненной обязанности, восстановление нарушенных прав и законных интересов, устранение вредных последствий совершенного правонарушения5.

И. И. Веремеенко включал административно-правовые санкции в систему мер административного принуждения и трактовал такие санкции как элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны и содержащий указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителю данной нормы. При этом свою роль административно-правовые санкции выполняют с помощью либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и, как правило, применяются в административном порядке. В зависимости от используемого способа охраны правопорядка И. И. Веремеенко выделял три вида административно-правовых санкций:

1) административные взыскания (карательные санкции), охраняющие правопорядок путем общей и частной превенции (наказания правонарушителей и их перевоспитания);

2) правовосстановительные санкции, с помощью которых восстанавливается нарушенный правопорядок и устраняется ущерб, причиненный правонарушением (отмена незаконных актов, денежный начет, возмещение ущерба);

3) санкции реального исполнения, направленные на принуждение правонарушителя к исполнению невыполненных обязанностей в сфере управления либо создание действенных гарантий такого исполнения (изъятие имущества и документов, снос самовольно возведенных объектов, запрещение эксплуатации объектов и др.)6.

А. П. Коренев полагал возможным вести речь о следующих видах административно-правовых санкций:

1) санкциях пресечения, применяемых в целях прекращения правонарушения, для предотвращения или устранения его общественно опасных последствий;

2) восстановительных санкциях, преследующих цель полного восстановления нарушенной нормы (санкции по принудительному исполнению невыполнен-

6 См.: Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М. : Юрид. лит., 1975. С. 41,

76—77, 102—103, 115—116.

ной или ненадлежаще выполненной обязанности и санкции по отмене незаконных актов управления);

3) карательных санкциях, предназначенных для наказания нарушителей административно-правовой нормы и для их воспитания;

4) карательно-восстановительных, направленных как на наказание нарушителей, так и на восстановление нарушенного ими права7.

В настоящее время наукой административного права в целом поддерживается изложенный выше подход к пониманию и классификации административно-правовых санкций. При этом большинство ученых-административистов подразделяют меры административного принуждения на четыре основные группы:

1) меры административного предупреждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

При этом некоторые из ученых выделяют пятую группу —меры административного восстановления8.

В отдельных работах предлагаются оригинальные научные подходы к пониманию системы мер административного принуждения. В частности, А. И. Стахов и П. И. Кононов классифицируют меры административного принуждения на:

1) меры административного пресечения преступлений и иных правонарушений;

2) меры административного обеспечения привлечения граждан и организаций к административной ответственности;

3) меры административной ответственности (административные наказания);

4) меры административного обеспечения исполнения гражданами и организациями возложенных на них юридических обязанностей.

Указанные авторы выделяют также специальный комплекс мер административного принуждения, применяемых контрольно-надзорными органами и охва- > тывающих в том числе обеспечительные контрольно-надзорные меры, направ- М ленные на выявление совершаемых или совершенных нарушений обязательных Н требований, и пресекательно-восстановительные контрольно-надзорные меры, И которые применяются в целях пресечения выявленных нарушений обязательных Т требований, предотвращения причиненного этими нарушениями вреда9. С > Все перечисленные административно-правовые меры восстановления за- и И конности пресекательного, восстановительного и наказательного (карательного) Т В характера применяются во внесудебном порядке. Что же касается администра- Е >

—И т

7 См.: Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М. : Юрид. лит., р В 1978. С. 31. ОТ

под ред. Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. и доп. Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2017. Ч. 2.

1 I

Ь □

С. 10—29. О Т

См.: Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России : учебник для акаде- й Ь

мического бакалавриата : в 2 ч. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2017. Ч. 2. С. 42—56. ВЛАСТИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

тивно-правовых (административно-процессуальных) мер восстановления законности в сфере административного правоприменения, применяемых судами в ходе и по результатам разрешения ими административных дел, то существо, система и правила применения таких мер в современной отечественной науке административного права и процесса не исследовались. В юридической литературе в основном излагаются лишь положения законодательства об административном судопроизводстве без их системного теоретического анализа10.

С учетом отмеченного сформулируем собственные суждения о сущности и систематизации административно-правовых способов восстановления законности административной правоприменительной деятельности.

Рассмотрим каждую из двух обозначенных выше групп административно-правовых мер обеспечения законности: административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредительного характера.

Административно-правовые меры (средства) пресекательно-вос-становительного характера. Разделяя в целом сформировавшийся в отечественной науке административного права подход, в соответствии с которым меры административного пресечения правонарушений и меры административного восстановления нарушенных правоотношений формально разграничиваются, полагаем все-таки, что целый ряд мер административно-правового восстановления законности обладает одновременно признаками и мер пресечения. Применение таких мер административно-публичными органами, а также судами преследует цель принудительного прекращения нарушения требований законности и одновременно цель восстановления, возвращения того правового положения (состояния), которое имело место до допущенного нарушения.

Выделим основные характерные черты административно-правовых мер (средств) пресекательно-восстановительного характера (далее —пресекатель-но-восстановительные меры) в части применения их в целях обеспечения законности административной правоприменительной деятельности.

1. Юридико-фактическим основанием применения пресекательно-восстанови-тельных мер служит совершение административно-публичным органом, его должностным лицом или иным служащим в ходе осуществления административной правоприменительной деятельности действий (бездействия) или принятие ими решения, которые не соответствуют требованиям законности, прекращение реализации и устранение последствий которых может быть обеспечено посредством применения указанных мер. Так, прекращение исполнения не соответствующего нормам права административного акта и устранение возможных последствий его действия могут быть обеспечены путем отмены данного акта уполномоченным административно-публичным органом, должностным лицом или путем признания его недействительным (незаконным) судом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^^р’ЩС^тШ Ярковой С. В.

2. Правовые основания применения и содержание пресекательно-восстано-вительных мер, реализуемых во внесудебном порядке, предусмотрены материальными нормами административного, финансового и муниципального права. Например, основания применения и содержание таких мер, как выдача предписания об устранении нарушений обязательных требований, аннулирование выданных лицензий и иных специальных разрешений, установлены нормами административного законодательства о государственном контроле (надзоре) и о лицензировании отдельных видов деятельности, а в некоторых случаях — муниципальными нормативными правовыми актами.

Основания применения и содержание таких мер, как восстановление в бюджете денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, возмещение причиненного бюджету ущерба, содержатся в нормах финансового права. Правовые основания применения и содержание пресекательно-восстановительных мер, реализуемых в судебном порядке в рамках административного судопроизводства, определены нормами административно-процессуального права, содержащимися в Кодексе административного судопроизводства РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. К числу таких мер, в частности, относятся признание недействительным оспариваемого административного акта, признание незаконным оспариваемого действия (бездействия) административно-публичного органа или его должностного лица, возложение судом на административно-публичный орган (его должностное лицо) обязанности по устранению допущенных нарушений законности.

3. Субъектами административного обеспечения законности, применяющими пресекательно-восстановительные меры, выступают суды общей юрисдикции и арбитражные суды, компетентные административно-публичные органы, наделенные внешними контрольно-надзорными полномочиями, а также их должностные лица.

4. Пресекательно-восстановительные меры реализуются в административных > процедурно-процессуальных формах, а именно в форме соответствующих адми- М нистративных производств (контрольно-надзорного, производства по разрешению Н

административных жалоб) и в форме административного судопроизводства (про- И

С

конности, состоящие в возложении на административно-публичные органы, их

Ш р

пТ

И

изводства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных субъектов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочи- И

ями, должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих). Т И

Пресекательно-восстановительные меры, в зависимости от их содержания И >

и используемого способа восстановления законности в сфере административ- гп О

ной правоприменительной деятельности, можно классифицировать на следую-

Ш

щие виды: □ Е

1. Пресекательно-восстановительные меры косвенного восстановления за- Л ^

И

должностных лиц обязанностей, исполнение которых позволяет устранить допу- Е н

щенные нарушения требований законности, их негативные последствия и восста- Л Н

новить режим законности, существовавший до совершения данных нарушений. Н П

К числу таких мер относятся выдача компетентными контрольно-надзорными ЙЬ

органами обязательных для исполнения предписаний, внесение представлений,

ВЛАСТИ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

предъявление требований, вынесение судами общей юрисдикции и арбитражными судами решений и постановлений, возлагающих на административно-публичные органы (их должностных лиц) определенные обязанности с установлением сроков их исполнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Пресекательно-восстановительные меры прямого (непосредственного) восстановления законности, состоящие в принятии субъектами административного обеспечения законности решений, прямо (непосредственно) пресекающих допущенные нарушения требований законности и восстанавливающих режим законности, существовавший до совершения данных нарушений. К числу названных мер, как представляется, можно отнести принятие компетентными административно-публичными органами и их должностными лицами решений о приостановлении действия или отмене административных актов, принятых (изданных) нижестоящими административно-публичными органами и их должностными лицами, о признании незаконными действий данных органов (их должностных лиц), вынесение судами общей юрисдикции и арбитражными судами решений и постановлений о признании недействительными (незаконными) оспариваемых административных актов, о признании незаконными оспариваемых действий указанных органов.

Административно-правовые меры (средства) наказательно-пред-упредительногохарактера. Применение мер наказательного характера, в отличие от административно-пресекательных мер, не влечет непосредственного и оперативного восстановления режима законности. В то же время применение наказательных мер, по существу, выступающих в качестве мер юридической ответственности (дисциплинарной и административной), стимулирует должностных лиц, иных служащих административно-публичных органов к скорейшему устранению допущенных нарушений требований законности, восстановлению режима законности и недопущению его нарушения в будущем.

Административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредитель-ного характера (далее — наказательно-предупредительные меры) в части применения их в целях обеспечения законности административной правоприменительной деятельности отличаются следующими основными чертами.

1. Юридико-фактическим основанием для применения наказательно-предупре-дительных мер выступает совершение должностным лицом или иным служащим административно-публичного органа такого нарушения требований законности, которое квалифицируется в качестве дисциплинарного проступка или административного правонарушения, за совершение которого законодательством РФ предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность. В частности, меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к государственному служащему административно-публичного органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей, повлекшее нарушение режима законности, прав и законных интересов граждан и организаций. Так, например, к таким нарушениям можно отнести нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращений граждан, незаконный отказ в удовлетворении их заявлений и т.п.

Меры административной ответственности применяются к должностным лицам административно-публичных органов, совершившим административные правонарушения, посягающие на действующие правила осуществления определенной

^^р’ЩС^тШ Ярковой С. В.

административной правоприменительной деятельности, например, за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 5.63 (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), 19.6 (несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле), 19.9 (нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Правовые основания применения и содержание наказательно-предупреди-тельных мер установлены нормами административного права, в частности в законодательстве о государственной и муниципальной службе, законодательстве об административных правонарушениях. В соответствии с названным законодательством к упомянутым мерам отнесены меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) и меры административной ответственности (административные наказания).

3. Субъектами административного обеспечения законности, применяющими наказательно-предупредительные меры, выступают компетентные руководители административно-публичных органов, административно-публичные органы, наделенные внешними административно-юрисдикционными полномочиями, их должностные лица, а также суды общей юрисдикции.

4. Наказательно-предупредительные меры реализуются в определенных административных процедурно-процессуальных формах, а именно в форме соответствующих административных производств: дисциплинарного производства и производства по делам об административных правонарушениях.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости и важности дальнейшего системного научного исследования административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности административной правоприменительной деятельности и совершенствования правового механизма их применения. >

И

ИН

БИБЛИОГРАФИЯ И

СТ

1. Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. — М. : Статут, 2010. — Т. 3. — П> 781 с. ПИ

2. Бахрах Д. Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные

тенденции развития : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1972. — 39 с. Щ>

3. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответствен- гп О ности : учебное пособие. — Пермь, 1969. — 319 с. пв

4. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. — М. : Юрид. лит., П Е

1975. — 192 с.

□ . Л

5. Еропкин М. И. Избранные научные труды. — М. : Эксмо, 2010. — 688 с. И ^

6. Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуаль- Е Н ное право России : учебник. — М. : Юрайт, 2018. — Ч. 2. — 341 с. ЛН

ВЛАСТИ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

8. Кожевников С. Н. Предупредительные и пресекательные меры по советскому праву и условия их реализации // Научные труды. Свердловск : Свердл. юрид. ин-т, 1975. Вып. 47 : Вопросы реализации норм административного права. С.36—50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. — М. : Юрид. лит., 1978. — 141 с.

10. Кудрявцев В. Н. Избранные труды по социальным наукам : в 3 т. — М. : Наука, 2002. — Т. 1. — 566 с.

11. Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 240 с.

1. Понятие и возникновение уголовно-правовых отношений. 2. Объект, субъекты, формы и содержание уголовно-правовых отношений

Понятие и возникновение уголовно-правовых отношений

Уголовно-правовые отношения1 — это общественные отношения, которые возникают между государством (его представляют компетентные органы) и физическим лицом по поводу совершения последним деяния, предусмотренного уголовным законом.

В какой момент возникают эти отношения? Одни авторы полагали — во время принятия уголовного закона, введения в действие уголовно-правовой нормы . Другие таким моментом назвали факт совершения преступления (преступного деяния);

третьи — возбуждение уголовного дела1; четвертые — привлечение лица в качестве обвиняемого ; пятые — вынесение (вступление в законную силу) обвинительного приговора суда?.

В юридической литературе получили отражение противоположные точки зрения. Согласно одной из них, первоначально, с момента фактического совершения преступления, возникают уголовно-процессуальные отношения, а затем, в момент вынесения обвинительного приговора суда, и уголовно-правовые. В соответствии с другой — сначала возникают уголовно-правовые отношения (с момента совершения лицом преступления), а затем, при его обнаружении органами правосудия, и уголовно-процессуальные. Ряд авторов полагали, что уголовные правоотношения и процессуальная деятельность не связаны, потому что последняя может быть успешной или нет, а у государства тем не менее остается право привлечь к ответственности преступника в пределах срока давности (у преступника — обязанность претерпеть соответствующие меры государственного принуждения)1.

Трудно согласиться с утверждением, что уголовные правоотношения и процессуальная деятельность не связаны. Такая деятельность может осуществляться в рамках, созданных материальным правом, уголовно-правовыми отношениями. Этапы уголовно-процессуальной деятельности имеют важное значение для решения вопроса о том, возникнут ли реально уголовно-правовые отношения и будет ли уголовная ответственность реализована.

Чтобы установить факт возникновения уголовной ответственности, в первую очередь необходимо определить: имеется ли факт совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (подробнее см. в § 2 гл. 12). О возникновении в этот момент уголовной ответственности свидетельствует срок давности привлечения лица к уголовной ответственности, исчисление которого следует начинать со дня осуществления соответствующего деяния (см. ч. 2 ст. 9, ст. 78 УК РФ). Однако в этот момент уголовная ответственность может возникнуть лишь частично, поскольку нет участия в оценке содеянного второго субъекта уголовно-правовых отношений — государства в лице компетентного органа. В полной мере уголовная ответственность возникает в момент обнаружения содеянного указанным органом, т.е. в рамках уголовно-правовых отношений. Компетентные органы, представляющие государство, обязаны применить закон, действовавший в момент совершения соответствующего деяния (см. ст. 9 УК РФ).

Таким образом, уголовно-правовые отношения возникают, по-видимому, в момент обнаружения факта совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, государством в лице компетентных органов . Данные отношения соответствуют возникновению полной потенциальной уголовной ответственности . Полной — поскольку наличествуют субъективная и объективная стороны ответственности, оба субъекта уголовноправовых отношений. Потенциальной — так как реальной уголовная ответственность становится в момент своей реализации (подробнее см. в § 3 гл. 12).

В негативном аспекте уголовная ответственность до реализации получит еще одно выражение — материальное — в момент привлечения лица в качестве обвиняемого (вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного акта или обвинительного постановления). По мысли законодателя (см. ст. 299 УК РФ; ст. 48, 176 УК РСФСР 1960 г.), ученых и правоприменителей, этот момент получил наименование «привлечение лица к уголовной ответственности». Некоторые ученые понятие «привлечение к уголовной ответственности» считали процессуальным и поэтому недопустимым в материальном праве1. Иные авторы связали привлечение лица в качестве обвиняемого с возникновением в отношении него уголовной ответственности . Данное утверждение вызывает резонный вопрос: с каким видом ответственности может быть связано признание лица в качестве подозреваемого? Думается, что привлечение лица к уголовной ответственности означает готовность субъектов, вступивших в уголовные правоотношения, к ее реализации.

Предмет, методы и задачи уголовного права

Уголовное право — это совокупность правовых норм, которые определяют основания и принципы уголовной ответственности, преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для общества, устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления, а также определяют основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предметом правового регулирования уголовного права является особая группа общественных отношений — уголовно-правовых, которые возникают из юридического факта — совершения преступления. В предмет уголовного права входят также общественные отношения, которые наделяют граждан правом на причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (например, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление).

В целом же выделяются три основные разновидности уголовно- правовых отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования: охранительные, общепредупредительные и регулятивные уголовно-правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают в связи с совершением преступления. Их субъектами являются: лицо, совершившее запрещенное уголовным законом преступное деяние, и суд (прокурор, следователь, орган дознания, орган, исполняющий наказания), которые наделены взаимными правами и обязанностями. Общепредупредительные уголовно-правовые отношения связаны с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах.

Регулятивные уголовно-правовые отношения наделяют граждан правами на причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Никакая другая отрасль права не регулирует данные правоотношения.

Названным разновидностям предмета уголовно-правового регулирования соответствуют и методы их регулирования:

  • охранительные уголовно-правовые отношения регулируются применением санкций уголовно-правовых норм, путем освобождения от уголовной ответственности и наказания, через использование принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
  • общепредупредительные регулируются путем установления запрета на совершение наиболее общественно опасных деяний и указания на тяжесть возможных последствий — уголовного наказания;
  • регулятивные уголовно-правовые отношения связаны с методом наделения граждан правами (дозволения) на активную защиту от общественно опасных посягательств и предупреждение общественно опасных последствий.

Отмеченная специфика характера правоотношений (предмета) и метода их регулирования обусловливает уголовное право как самостоятельную отрасль российского права.

Задачами уголовного права как отрасли являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств; обеспечение мира и безопасности людей; предупреждение преступлений.

При осуществлении этих задач правоохранительные органы обязаны руководствоваться установленными уголовным правом принципами: законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Источники уголовного права

Источниками действующего уголовного законодательства России являются Конституция РФ 1993 г., Уголовный кодекс (УК) 1996 г. (в ред. от 31 октября 2002 г.), а также нормы международных договоров, участницей которых является Россия (в том числе как правопреемница СССР)4. В частности, Всеобщая декларация прав человека (1948) предусматривает запрет произвольных арестов или задержаний, презумпцию невиновности, запрет произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и т.п.

Особенностью системы уголовного права в части, касающейся преступлений и наказаний, является изложение ее в одном нормативно-правовом акте — Уголовном кодексе, состоящем из двух частей: Общей и Особенной.

В Общей части сформулированы основные положения уголовного права:

  • задачи, принципы уголовного права, основания уголовной ответственности, понятие преступления, формы вины; указан возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • определены основания уголовной ответственности за неоконченное преступление и совершение его в соучастии;
  • обстоятельства, исключающие преступность деяния;
  • перечислены виды наказания и другие меры уголовно-правового характера, порядок и условия их назначения, а также виды освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Особенная часть содержит нормы, предусматривающие ответственность за конкретные виды преступлений (против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти и т.п.).

Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны и действуют в единстве. Положения Общей части распространяются на все преступления, предусмотренные Особенной частью, находят в них свое конкретное выражение, реализуются через них или совместно с ними.

Уголовное право тесно связано с такими отраслями российского права, как уголовно-процессуальное право и уголовно-исполнительное право, без которых уголовное право не может функционировать. Уголовно-процессуальное право регламентирует деятельность правоохранительных органов по расследованию и рассмотрению в суде уголовных дел и отношения между участниками уголовного процесса.

Уголовно-исполнительное право регулирует отношения, возникающие при исполнении наказаний в местах лишения свободы, а также не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Преступление: понятие, признаки, категории

В соответствии с действующим уголовным законом (ст. 8 УК РФ) основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Следовательно, для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, что в совершенном им деянии имеется состав того или иного преступления.

Для правильного, единообразного применения уголовно-правовых норм законодатель дает достаточно четкое определение понятия преступления. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Содержащиеся в этом определении признаки преступления позволяют отличить его от других видов правонарушений (административных, дисциплинарных, гражданско-правовых, трудовых и т.п.).

Кчислу признаков преступления относятся:

  • общественная опасность поступка (деяния), т.е. его способность причинять либо содержать угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям (здоровью или жизни человека, собственности, общественной безопасности, конституционному строю и т.п.). Если совершенное деяние в силу его малозначительности не представляет общественной опасности, оно преступлением не признается (ч. 2 ст. 14 УК). Характер общественной опасности, определяемый значимостью охраняемых отношений, и степень общественной опасности, определяемая величиной причиненного ущерба (вреда), способом совершения и другими признаками, у разных преступлений различны;
  • уголовная противоправность (преступность) деяния, т.е. запрещенность его уголовным законом;
  • виновное совершение деяния (действие или бездействие), т.е. совершение его умышленно или по неосторожности;
  • уголовная наказуемость деяния — совершенный лицом поступок будет признан преступлением, если за его совершение уголовным законом предусмотрено соответствующее уголовное наказание.

В зависимости от характера и степени общественной опасности действующим уголовным законом (ст. 15 УК РФ) все преступления делятся на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Понятие «состав преступления»

Как отмечалось, в качестве основания уголовной ответственности закон устанавливает наличие в деянии лица состава предусмотренного УК РФ преступления. Однако понятие «состав преступления» закон не определяет, но в силу его важности в правоприменительной практике оно раскрывается теорией уголовного права. Под составом преступления понимается совокупность необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков, характеризующих предусмотренное уголовным законом конкретное преступление. Эта совокупность признаков преступления, содержащаяся в совершенном лицом деянии, и является единственным основанием уголовной ответственности.

В преступлении различают четыре обязательных признака или его элемента: объект преступления, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления.

Под объектом преступления понимают те охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает преступник своим деянием, чему он причиняет или может причинить вред. Составной частью объекта является предмет посягательства, т.е. конкретные материальные вещи, через посредство которых преступник воздействует на объект преступления. (Например, при хищении объектом является собственность, а предметом — деньги, вещи, продукты питания и т.п.).

Объективная сторона материальных составов преступлений, т.е. внешнее их проявление, характеризуется общественно опасным активным поведением (действием) или пассивным поведением (бездействием), наступившими в их результате последствиями и причинной следственной связью между деянием и его последствием; а в формальных составах преступлений — только деянием (действием или бездействием).

Взгляды, убеждения, мысли, если они не воплощены в реальном поведении — в деянии, не признаются признаком состава преступления.

Наряду с обязательными признаками (общественно опасное действие или бездействие; преступные последствия — действительное их наступление или возможность их наступления; причинная связь между действием или бездействием лица и наступившими последствиями) объективная сторона преступления включает в себя и факультативные признаки. В качестве дополнительных (факультативных) признаков объективной стороны могут быть способ, место, время, обстановка совершения преступления.

Субъектом преступления согласно ст. 19 УК РФ признается вменяемое физическое лицо, достигшее определенного законодателем возраста, которое совершило запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние.

Чтобы нести уголовную ответственность за совершенные им преступные деяния, человек должен характеризоваться определенными признаками. Прежде всего субъектом преступления признается физическое лицо, т.е. человек. По уголовному праву России юридические лица (организации, учреждения, общественные объединения и т.п. независимо от форм собственности) выступать в качестве субъекта преступления не могут, так как уголовная ответственность — это всегда личная, строго персональная ответственность человека за свои поступки.

Следующим признаком субъекта является вменяемость, т.е. способность человека, совершившего преступление, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. Деяние должно контролироваться сознанием и волей человека, быть мотивированным и целенаправленным.

Субъектом преступления может быть признано только лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста, установленного уголовным законом (16, 18, 21, 25 лет, а за некоторые преступления (исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 20 УК РФ) — с 14 лет: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, терроризм, захват заложников и т.п., всего 20 составов преступления.

В ряде случаев, установленных законом, субъект должен обладать и другими дополнительными признаками. Данные признаки, выделяющие специального субъекта, могут относиться к служебному положению лица. Так, специальным субъектом, например, при совершении должностных, воинских преступлений, преступлений против правосудия и др. являются только должностные лица. Среди других признаков специального субъекта уголовный закон выделяет возраст (ст. 151 УК), профессию (ст. 142 УК), пол (ст. 131 УК).

Субъективная сторона преступления характеризуется обязательным признаком, в качестве которого признается вина в форме умысла или неосторожности, и факультативными (дополнительными) признаками: мотивом, целью, а в некоторых случаях и эмоциями.

Вина — это психическое отношение лица к совершаемым им действиям (бездействию) и их общественно опасным последствиям. О виновности лица можно говорить, если вина находит свое внешнее проявление в форме умысла или неосторожности.

Наряду с виной субъективную сторону преступления образуют цель и мотив.

Цель — это представление о результате преступной деятельно — сти, к достижению которого лицо стремилось, совершая общественно опасное деяние Цель характеризует волю виновного.

Мотив — это побуждения, которыми руководствовалось лицо, совершая преступление. Между целью и мотивом всегда существует внутренняя связь.

В российском уголовном праве отсутствует принцип объективного вменения, допускающий уголовную ответственность за общественно опасное деяние, совершенное без вины, несмотря на наличие наступивших общественно опасных последствий.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Характеризуя преступление, мы отмечали, что в качестве такового признается общественно опасное, уголовно-противоправное, виновное и наказуемое деяние. Однако в жизни бывают случаи, когда деяние имеет внешнее сходство с преступлением, но совершено при таких обстоятельствах, когда оно не содержит всех перечисленных признаков преступления. Например, защищаясь от насильника, женщина причиняет ему тяжкий вред, или капитан корабля, спасая гибнущее судно, пассажиров и экипаж, приказывает выбросить груз за борт и т.п.

Социальная природа деяний, совершенных при указанных обстоятельствах, такова, что они не только не преступны, но напротив, социально полезны. Причинение вреда ими (даже очень тяжкого, в частности смерти при необходимой обороне) компенсируется полезными последствиями для интересов личности, общества и государства.

В силу вышеотмеченных особенностей они не содержат в себе состава преступления, а следовательно, отсутствует и основание уголовной ответственности для лица, их совершившего. Эти обстоятельства, исключающие преступность деяния, полностью основаны на принадлежащих индивиду неотчуждаемых правах человека, закрепленных в Конституции РФ в полном соответствии с международными актами, в частности Всеобщей декларацией прав человека.

Действующее уголовное законодательство называет шесть таких обстоятельств/ необходимую оборону (ст. 37 УК); причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК); крайнюю необходимость (ст. 39 УК); физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК); обоснованный риск (ст. 41 УК); исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Лица, причинившие своими действиями вред при наличии перечисленных обстоятельств, если они не нарушили условий правомерности и не превысили пределов допускаемой законом необходимости, уголовной ответственности не подлежат.

Уголовная ответственность: понятие и признаки

Уголовно-правовая ответственность является одной из разновидностей более широкого понятия — юридической ответственности. Уголовная ответственность — это предусмотренные уголовным законом неблагоприятные правовые последствия для лица, совершившего преступление, заключающиеся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

Уголовно-правовая ответственность обладает рядом признаков:

  • уголовная ответственность наступает за действия, имеющие общественно опасный характер, т.е. деяния, которые своими содержанием и последствиями имеют нанесение существенного вреда фундаментальным ценностям общества, жизни граждан, миру и безопасности человечества:
  • уголовная ответственность отличается от иных форм юридической ответственности повышенной тяжестью и характером воздействия в виде определенных лишений личного и имущественного характера. Наряду с наказанием для лица, осужденного на пять лет лишения свободы, в течение некоторого времени сохраняется судимость, которая при повторном совершении преступления становится отягчающим обстоятельством (согласно ст. 18 УК рецидив преступлений влечет более строгое наказание);
  • уголовная ответственность является составной частью уголовно-правовых отношений, определяет их смысл;
  • уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если общественная опасность определенных деяний явилась основанием для их запрета уголовным законом под страхом наказания;
  • основанием наступления уголовной ответственности является факт совершения общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом;
  • основанием реализации уголовной ответственности является вина в преступлении, т.е.: а) достоверно доказанное в установленном законом процессуальным порядке наличие преступления; б) совершение его данным лицом.

Уголовный закон предусматривает три вида реализации уголовной ответственности: 1) меры уголовного наказания; 2) меры, заменяющие уголовное наказание; 3) воздействие в случаях реализации ответственности с освобождением от наказания или без его назначения, либо с прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, указанным в ст. 6—9 УК РФ. Основной разновидностью реализации уголовной ответственности является применение уголовного наказания.

Понятие, цели и виды наказания

Уголовное наказание — это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. Являясь правовым последствием преступления, наказание заключает в себе отрицательную оценку преступления и преступника, выражаемую судом на основе закона и от имени государства.

Наказание содержит в себе элемент кары в виде предусмотренных уголовным законом лишений личного и имущественного характера либо в виде ограничения прав и свобод лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 43 УК РФ). Наказание назначается от имени государства, может применяться только по приговору суда, его исполнение опирается на государственное принуждение и носит строго личный характер.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 43 УК РФ) наказание преследует цели: восстановления социальной справедливости; исправления осужденного; предупреждения совершения новых преступлений.

Восстановление социальной справедливости состоит в том, что наказание выступает в качестве «платы» за совершенное преступление, размер которой зависит от тяжести последнего. Реализуя право наказать преступника и тем самым восстановить социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Цель исправления осужденного состоит в том, чтобы он становился безвредным для общества, возвращался в это общество гражданином, не нарушающим уголовного закона и уважающим правила человеческого общежития.

Цель предупреждения совершения новых преступлений состоит из общего и специального предупреждений. Общее предупреждение предполагает воздействие на лиц, не совершавших преступления. Оно проявляется как в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за конкретное преступление, так и в назначении наказания лицу, совершившему преступление.

Специальное предупреждение направлено на предупреждение новых преступлений лицами, уже их совершившими, т.е. осужденными. Эта цель достигается применением наказания, а также использованием в процессе его отбывания воспитательных и других мероприятий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством.

Имевшееся ранее в УК РСФСР (1960) положение о том, что наказание не имеет своей целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства, в действующем УК РФ стало составной частью принципа гуманизма (ст. 7).

В Уголовном кодексе РФ дается исчерпывающий перечень наказаний, применяемый за совершенные преступления (ст. 44). Какое-либо иное, не указанное в УК РФ наказание суд назначить не может. Разнообразие наказаний дает возможность суду учесть тяжесть преступления, опасность лица, его совершившего, и назначить осужденному наказание, в наибольшей мере отвечающее целям наказания.

В основу системы наказаний положен критерий их тяжести и принцип «от менее строгих к более строгим», что ориентирует суд на выбор наиболее справедливого наказания.

Уголовный кодекс все виды наказаний по порядку их назначения делит на три группы: основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь); дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества) и смешанные, которые могут назначаться в качестве как основных, так и дополнительных (штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних

В отличие от прежнего ныне действующий УК РФ сосредоточил все нормы Общей части, относящиеся к несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), в одной гл. 20. Это позволяет показать общие принципы уголовной ответственности данной категории лиц, привести в систему все нормы, которые регулируют эту ответственность, с учетом особых положений, предусмотренных в этой главе.

Введение в УК РФ таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории.

С одной стороны, они достигают достаточно высокого уровня социализации: самостоятельности, настойчивости, умения контролировать свое поведение, владеть собой, а с другой — осуществляется их дальнейшая социализация: продолжение обучения, поиск своего места в обществе, накопления опыта межличностных отношений.

Для такого возраста характерны излишняя категоричность суждений, максимализм, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность всесторонне оценить ситуацию, внушаемость и т.п. Вот эти возрастные особенности и обусловили установление в отношении несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

Особенностью ответственности несовершеннолетних является то, что они не могут быть субъектами ряда преступлений. Например, они не несут уголовной ответственности в случае вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность согласно ст. 150 УК РФ, где субъектами могут быть только лица старше 18-летнего возраста, а также не являются субъектами должностных, воинских и других преступлений.

Эти особенности учитываются при: замене уголовной ответственности принудительными мерами воспитательного воздействия; освобождении от наказания; назначении сроков лишения свободы не свыше 10 лет; принятии решения о неприменении смертной казни; условно-досрочном освобождении; учете сроков давности; погашении судимости и др.

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, могут применяться два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания (ст. 88) либо применение принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 89, 90 УК РФ). К несовершеннолетним согласно ст. 88 применяются следующие виды наказания:

  • штраф (от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработанной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель до шести месяцев);
  • обязательные работы (на срок от 40 до 160 часов, причем для лиц до 15 лет — не более двух часов в день, от 15—16 лет — не более трех часов в день);
  • исправительные работы (назначаются на срок до 1 года);
  • арест (с 16 лет на срок от 1 до 4 месяцев);
  • лишение свободы (на срок до 10 лет, который отбывается в воспитательных колониях).

К принудительным мерам воспитательного воздействия относятся:

  • предупреждение, которое объявляется судом (а также в учебном и трудовом коллективах) и разъясняет несовершеннолетнему общественный вред и последствия повторного совершения;
  • передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа; надзор снимается по решению суда;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред (эта принудительная мера применяется с учетом имущественного положения несовершеннолетнего, она может включать принесение личного или публичного извинения, возмещение определенной суммы денег);
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (в частности, запрет на посещения кафе, дискотек, ограничения пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другую местность без разрешения специализированного государственного органа).

Добавить комментарий