Условия правового государства

Предпосылки правового государства

Формирование правового государства основано основных предпосылках его создания:

  • Экономические основы. В качестве данного элемента выступают производственные отношения, которые базируются на многоукладности, на равноправии всех имеющихся форм собственности, в частности данные показатели характеризуют производителей и потребителей материальных благ. При этом все субъекты равноправны, обладают равной совокупностью прав и обязанностей.
  • Социальные основы. Центром данного элемента является гражданское общество, которое осуществляет саморегулирование, в основе лежит человек с его интересам и запросами. Система социальных институтов создает требуемые условия для реализации прав и свобод человека и гражданина. При этом обеспечивается прочная социальная основа государства, которая обеспечивается действующими правовыми нормами. Правовое государство является одновременно и социальным.
  • Нравственные основы. В правовом государстве имеются общечеловеческие принципы, в частности, принцип гуманизма и справедливости, равенство и свобода личности, честь и достоинство, при этом исключается произвол и насилие над человеком.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Предпосылки правового государства 420 руб.
  • Реферат Предпосылки правового государства 270 руб.
  • Контрольная работа Предпосылки правового государства 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дополнительные предпосылки становления правового государства

В качестве дополнительных предпосылок можно назвать: формирование определенного правосознания у широких масс населения. Кроме того, утверждается Принудительная сила государства, которая может применяться в отдельных случаях. Формируются плюрализм мнений, которые имеют место во многих сферах социальной жизни общества и государства. Развивается система местного самоуправления А причём как в центре, так и на местах, посредством чего производится расширение и углубление существующих принципов демократии, которые имеют место во всех сферах социальной жизнь.

Основной предпосылкой создания правового государства является развитие гражданского общества. Под ним понимается такое общество, в дела которого не вмешивается государство. Данная общества представлена отдельными членами, общественными организациями, средствами массовой информации и другими. Важной основой формирования данного института является институт частной собственности, которая играет важную роль, обеспечивая конкуренцию среди членов с социумом. Кроме того, гражданское общество характеризуется плюрализмом, открытостью, и социальной активностью.

Замечание 1

Важной предпосылкой формирования правового государства также является верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Данное возможно вследствие того, что закон выражает волю большинства населения, однако он регулирует не любые вопросы, а лишь самые важные стороны общественной жизни, закрепляя права и свободы человека и гражданина, определяя основные ценности общества и их правовое регулирование. могут существовать и иные нормативные акты, однако все они должны соответствовать закону. В частности, подзаконные акты лишь детализируют положения законов, не должны противоречить им.

Кроме того, влияние на данную сферу имеет такая предпосылка, как принцип разделения властей, который трактуется учеными и существует уже довольно длительное время. В частности, он означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви власти независимы друг от друга и реализуют свои функции самостоятельно. В то же время они взаимосвязаны друг с другом и должны сотрудничать. Существует система сдержек и противовесов, которую определяет недопустимость выхода какой-либо ветви власти на главенствующую роль, что является гарантом их равноправия.

Либеральные политико-правовые идеи становятся материаль­ной силой тогда, когда общество стремится избавиться от ставших невыносимыми условий и порядков, тормозящих общественное развитие. Тирания власти служит побудительным мотивом для поиска более совершенных форм государства, в которых личность была бы не просто одним из атомов, а представляла бы самодо­статочную ценность, с которой бы соотносила свои действия вся­кая политическая власть.

Обычно, касаясь проблем и факторов, определяющих постро­ение правового государства, в числе приоритетных задач указы­вают на те из них, которые имеют материальный, осязаемый ха­рактер, например институт независимой судебной власти, разде­ление властей и т.п. Все это верно и не подлежит большому со­мнению. И все-таки нужно в какой-то степени сместить акценты и в первую очередь говорить о явлениях идеального свойства. В данной связи заслуживает самого серьезного отношения идея о том, что история развития человечества, ее этапы могут интер­претироваться и как смена различных мировоззрений, взглядов. Одним словом, правовое государство, его теоретическая конструк­ция стала реализовываться только потому, что она достигла не­которой «критической массы», способной переустроить человечес­кое бытие. Идея появляется как ответ на потребность человеческой практики, постепенно приобретает относительную самостоятель­ность и качество «самости», воздействуя на общественную жизнь.

Если правовое государство есть воплощение свободы, основан­ной на разуме, если вслед за классиком либерализма Б. Констаном понимать свободу как торжество личности над властью, то не уди­вительно, что свобода завоевывается в долгой и трудной борьбе. Необязательно с помощью социальных катаклизмов и революций. Всякое движение за свободу должно исходить от масс, а не сверху. Если либеральные начинания были инициативой верхов, они почти всегда носили половинчатый характер и не воспринимались обществом в полном объеме.

Каждая эпоха имела свой символ, девиз, наконец, идеал, ко­торый доминировал в общественном сознании и являлся как бы путеводной звездой. Так, идеалом древности была замкнутая, самодостаточная автаркия, которая основывалась на том, что от­дельное лицо существует не для себя, а только для государства и общества. Политическим идеалом средних веков было теократи­ческое государство, в котором имело место тотальное господство богословия и официальной церковной доктрины, т.е. та почва, на которой либеральной политико-правовой теории было трудно по­лучить жизнь. Конфликт между индивидом и государством еще не принял явственные формы, и мысль противопоставить их не могла найти себе поддержку в системе господствующих тогда идей. В то же время в недрах феодального общества против церкви восстали две новые силы: суверенное государство и автономия лич­ности. Первую связывают с именами Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Вторая обязана своим происхождением протестантизму (М. Лютер и др.). Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного го­сударства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния и развивается та мысль, которая и знаменует собой Новое время — правовое государство.

Рубежной чертой идеи правового государства стало Возрож­дение, лейтмотивом которого являлся гуманизм, основанный на признании достоинства Человека. Интеллектуальные усилия де­ятелей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщение его к культуре. Это яв­лялось обязательным предварительным условием для того, чтобы трансформировать существующие общественные отношения в ра­зумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы.

Идея правового государства была востребована в период бур­жуазно-демократических революций в Европе, завершивших пе­риод феодализма. Юридическое мировоззрение формирующегося третьего сословия претендовало на утверждение новых представ­лений о свободе человека посредством режима господства права как в частных, так и публично-правовых отношениях.

Все сказанное свидетельствует о том, чтоправовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, пра­вовые, политические, культурные традиции. В качестве примера можно привести тот факт, что западный феодализм в весьма ран­ний период породил из нерегулярно созываемых съездов феодалов парламенты. Судебные системы Англии и Франции оформились из феодального института, конкретнее, из права вассала на пуб­личный суд, творимый не его господином, а третьим лицом.

Идеолог правового государства И. Кант говорил, что у человека есть только одно главное право — право на свободу, все же другие вытекают из него.Материализации идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа,преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Если культура, право, демократия, законность не станут инди­видуальными ценностями — ни о каком правовом государстве не стоит и думать.

Государство является продуктом общественного развития, и большей частью оно следствие, а не причина. Поэтомуизмене­ния в обществе задают темп, формы и методы изменений в госу­дарстве. В этой связи можно перефразировать известную сентен­цию Ж. де Местра и сказать, что «каждое общество имеет то го­сударство, которое оно заслуживает».

Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Куль­тура как наработанная человечеством сумма духовных и матери­альных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. В истории можно увидеть немало примеров, когда всплески культуры, искусства совпадали с периодом либерализа­ции государства. Общество высокой культуры несовместимо с то­талитарной властью, поскольку она, как правило, персонифици­руется в харизматическом вожде, которому поет осанну неразвитое сознание масс. Истинную свободу, свободу от догм и стерео­типов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Тотали­таризм держится на идолопоклонстве, своего рода язычестве, и только поэтому многие правители всячески противились распро­странению просвещения и культуры. Если не будет прогрессиро­вать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость. Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды.

Либеральное сознание продуцирует плюрализм — в политике, экономике, искусстве и т.п. Ему свойствен высокий уровень правосознания, поскольку право мыслится как один из главных со­циальных феноменов, опосредующих социальные связи членов об­щества. Право является не только критерием дозволенного, пред­писанного и запрещенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей.

Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены об­щества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопос­лушное поведение становится устойчивым, массовидным, типич­ным и стереотипным, т.е. тогда, когда оно не нуждается в значительных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».

Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Правовое госу­дарство основывается на Праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представляют собой наи­большую общественную значимость. Ниши, свободные от право­вого опосредования, занимают другие социальные регуляторы, прежде всего нравственные нормы. Большие проблемы возникают в том обществе, где в праве и нравственности видят только прегра­ды. Укрепляя нравственность, общество укрепляет право, и наобо­рот. Только так можно сократить путь к правовому государству.

Одной из главных предпосылок формирования правового го­сударства справедливо называют наличие институтов граждан­ского общества. Феномен гражданского общества волнует челове­чество достаточно давно. Еще Аристотель, основатель политичес­кой науки, определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Теоретическая мысль и после Арис­тотеля долгое время не разделяла понятия «государство» и «об­щество», считая их тождественными. Подобный эклектизм был преодолен, как только актуализировались исследования проблем гражданского общества как явления, отличного от государства. Многие ученые внесли свой посильный вклад в эту важную тео­ретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадле­жит здесь одному из родоначальников немецкой классической фи­лософии — Гегелю. Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства.

Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой опосре­дованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих — отношениях собственности и формальном ра­венстве людей. Гражданское общество, полагал Гегель, является продуктом современности, античность не знала ничего подобного. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими, считал Гегель, индивид не может достичь своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного*. В структуру гражданского общества входят также семья, право, корпорации, религия, культура, образование и т.д. Общество — очень слож­ный, самоуправляющийся организм. Корпорации, слои, страты, отдельные личности преследуют свои экономические, политичес­кие, духовные интересы. Таким образом, в обществе складывают­ся самые различные социальные отношения, и прежде всего то­варно-денежные, рыночные, влияние на них государства не явля­ется абсолютным.

* Гегель. Философия права. М., 1990. С. 228.

Правовое государство требует мощного экономического бази­са, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» клас­са в социальной структуре общества. Власть при этом существует на деньги налогоплательщиков, которые в этой связи предъявля­ют к ней обоснованные претензии в случае каких-либо нарушений.

Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Опыт всех без ис­ключения социалистических стран свидетельствует, что эконо­мический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей. Современное гражданское общество — это общество с развитой системой рыночных отношений и надежными социаль­ными гарантиями. Демократическое государство не претендует на роль Провидения, ведущего к благу слепой народ. Задача его за­ключается совсем в другом, а именно в создании необходимых ус­ловий для саморазвития, для разумного и прогрессивного суще­ствования личности и устранения препятствий, неизбежно возни­кающих на этом пути. Государство должно установить цивилизо­ванные основы конкурентной борьбы между индивидами и соци­альными общностями. Правовую основу гражданского общества составляет формула: «Все, что не запрещено законом, дозволено». Право в гражданском обществе уже более не является волей тех, кто обладает экономической и политической монополией, а слу­жит мерой свободы, нормативами равенства и справедливости, компромиссом социальных слоев.

Политический аспект гражданского общества объективно во­площается в категории «правовое государство». Эти социальные институты объективно взаимосвязаны и соотносятся как содер­жание и форма. Правовое государство возможно лишь при нали­чии развитого гражданского общества, и наоборот, гражданскому обществу имманентно присуща правовая норма властвования, ос­нованная на господстве права (закона), разделении властей и ре­альном обеспечении прав и свобод человека.

Демократия основывается наплюрализме гражданского об­щества. Свободный доступ, обмен и получение информации за­трудняет процессы превращения властных политических струк­тур в самодовлеющий институт. Свободная пресса, говоря словами Т. Пёйна, является основой демократического общества.

Духовный срез гражданского общества предполагаетдомини­рование общечеловеческих ценностей и интересов, несмотря на некоторую расплывчатость и пафосность этих категорий, кото­рые, к сожалению, пока еще не стали общецивилизационными идеалами.

Развитое гражданское общество и правовое государство фор­мируются при условии ориентации насоциальную справедли­вость, освобожденную от крайностей эгалитаризма. В современ­ном значении этого слова правовое государство непременно долж­но являться социальным, предполагающим достаточно высо­кий уровень жизни. Там, где человеку не обеспечено право на до­стойное существование, нет и не может быть правового государ­ства. При этом общество должно создавать гарантии для прояв­ления и развития человеческого Духа, коль скоро личность явля­ется динамичным элементом истории, а общество — его статич­ным полем. Общественное развитие обеспечивается интеллекту­альными усилиями критически мыслящих индивидуальностей, поэтому общество обрекает себя на стагнацию и застой, отрицая индивидуальность.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный опас­ностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опи­раться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.

Формирование правового государства требует сбалансирован­ных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, ска­жем, от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма. Значительное опережение политических преобра­зований при ухудшении экономического положения справедливо порождает протест масс, ибо зачем демократия, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элемен­тарных биологических потребностей.

И последнее. Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб­станцию. Правовое государство одновременно является катего­рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель­ность.

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т.Велькера, Р. Фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился, как было упомянуто выше, уже в античном мире и в средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав всех человека, поиск различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.

При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.

В этой связи можно предложить следующие определения правового государства — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества.

Некоторые авторы отмечают, что в российской юридической науке до сих пор господствует позитивистский тип правопонимания, о чем свидетельствует определение понятия права, соединяющее в одной дефиниции в принципе несовместимые характеристики. С этой теоретической позиции правовое государство допускается лишь как государство законности.

Конституция РФ в гл. 1. фиксирует, что Россия — правовое государство. Но это еще не осуществленная реальность, а скорее направление движения, цель Российской Федерации.

Предпосылки формирования правового государства:

1. Обеспечение хорошего материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Укрепление судебной системы, широкое введение суда присяжных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

В отечественной юридической литературе, начиная с конца 80-х гг. XX в., принципы правового государства были исследованы достаточно широко. Однако до сих пор не достигнуто единства в понимании принципов правового государства, в определении их количества и содержания отдельных принципов. Такая же ситуация складывается и в сфере исследования механизмов реализации принципов правового государства.

В современных условиях ряд принципов правового государства претерпевает значительную трансформацию, в частности это касается принципа разделения властей. Следовательно, речь должна идти и об изменениях традиционных правовых средств, входящих в механизм реализации соответствующих принципов правового государства.

Труды выдающихся мыслителей Нового времени, разрабатывавших концепцию правового государства в Западной Европе: Гегеля, И. Канта, Д: Локка, Ж.-Ж: Руссо, а также работы по проблемам правового государства русских юристов: Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Б.Н. Чичерина широко освещают проблематику правового государства.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие и основные признаки государства

1.1 Признаки правового государства

2. Государство и общество

2.1 Гражданское общество

2.2 Социальное государство

3. Взаимосвязь государства и права

Заключение

Список литературы

Введение

Государство и право — важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права — составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», — таково естественное право. В другом смысле право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется как система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающих в качестве классового регулятора общественных отношений.

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее — с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву — непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как социальный институт, претендующий на всеобщность и общеобязательность нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Целью моего реферата является рассмотрение вопросов об исторических предпосылках возникновения правового государства.

1. Понятие и основные признаки государства

Для того чтобы научно достоверно дать понятие государства, определить — завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно организованному обществу, определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. Факт проживания на одной территории — предпосылка объединения населения и подчинения его государству. Родовые связи отступают на второй план. Население становится как бы принадлежностью территории.

Второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. В первобытнообщинном строе общественная власть — это власть, выбранная самим обществом (родом, племенем) на собрании, которая выражала интересы всего общества и опиралась на авторитет. Государственная власть — это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается не только от аппарата управления первобытно-общинного строя, но и от других возникающих политических организаций:

во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало;

во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воле. Вместо старого ополчения возникают особое войско — новая военная организация из военных-профессионалов и другие орудия принуждения типа полиции;

в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;

в-четвертых, важнейшим качеством государства — суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства;

в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;

в-шестых, государство становится официальным представителем всего общества.

Возникновение государства повсеместно происходило как перерождение родоплеменной организации в государственную.

1.1 Признаки правового государства

Идея правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного правового развития выработал основные признаки, позволяющие при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства являются:

верховенство закона;

организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;

обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные случаи выражения этих трех основных признаков правового государства. Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм — это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и связанность государства и его органов и должностных лиц, а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может быть основано только на принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций. Ни одна власть не должна присваивать несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституция устанавливает систему разделения властей и осуществления полномочий парламентом, правительством, президентом и разграничивает полномочия федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти, формирование, избрание, утверждение должностных лиц, в отдельных случаях принятие решения об отстранении от должности президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.

2. Государство и общество

Статья 3 Конституции РФ гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». К формам последней относится право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы 1 Конституции РФ, можно определить, что политическая система — это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство — основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа Российской Федерации, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

2.1 Гражданское общество

Государство — важнейший орган политической власти в любом обществе. Если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе — в отношении к большинству населения) — как орудие управления и подавления. Характер и цели государства определяются в конечном счете экономическим строем общества; как политическая надстройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития.

Государство — важнейшее, но не единственное звено в системе политических организаций классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудия).

В ходе истории государство приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить их. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое гражданское общество. Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особые политические отношения с государством.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается.

Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по безработице.

2.2 Социальное государство

По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой рыночными отношениями.

Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка, где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире это уже пройденный этап. Такие теории неприемлемы в нашем обществе, так как оно долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось именно на их основе.

Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все же низводить его до роли «ночного сторожа». В условиях коренной ломки всех общественных структур именно государство должно стать консолидирующим началом, призванным создать новые политические, экономические, социальные отношения. Без воздействия государства невозможно реальное преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека, направленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задача социального государства состоит в перераспределении доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

В качестве долговременной, перспективной цели государство должно стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического, а не только юридического равенства — задача в исторически обозримые сроки практически невыполнимая. Это не означает отрицание идеи равенства, содержащей в себе огромный нравственный потенциал.

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни — актуальные задачи правовой науки.

Компетенция социального правового государства, обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, — важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.

3. Взаимосвязь государства и права

государство право гражданское общество

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

— в осуществлении правотворческой деятельности;

— в санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера;

— в признании юридически обязательными фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение.

Формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров. Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права, управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется во внутренней организации государства и в его деятельности.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство.

«Близость» права к государству отличает его от морали, корпоративных норм и иных социальных регуляторов. Государство воплощает право в законе, усиливает его всеобщность и общеобязательность, придает праву современные юридические формы внешнего выражения, информирует о нем население страны. Государство — сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает реализацию его требований, охраняет его от нарушений. В свою очередь современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Оно не в состоянии разрушить объективно сложившийся правопорядок, без которого данный способ производства оказывается невозможным. Отказ от использования права всегда имеет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя. Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как правовое государство.

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно — право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.

Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства является причиной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и свобод в таких случаях носят формальный характер. В правовом государстве как государство должно нести ответственность перед личностью, так и личность должна нести ответственность перед государством. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и взаимные обязанности как государством, так и личностью.

Итак, можно утверждать, что государство, прежде всего, это аппарат подавления, основной функцией которого является функция государственного управления. В идеале принято считать, что генеральной, основной целью деятельности государства являются блага человека, его нравственное, материальное и физическое благополучие, максимальная социальная и правовая защищенность каждой личности. Но в реальности эта цель трудновыполнима, потому как даже в самом «демократичном государстве» всегда образуется определенная «олигархическая» группа, преследующая свои собственные интересы и неспособная на обеспечение интересов каждого члена общества.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2012.

2. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. — СПб.: Питер, 2003.

3. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002.

4. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учебник — М.: Проспект, 2006.

5. Элементарные начала общей теории права. Словарь. Электронный ресурс: http://slovari.yandex.ru(дата обращения 04.11.12)

Размещено на Allbest.ru

Причины возникновения концепции правового государства

Чтобы разобраться в понятии » правовое государство», необходимо знать причины, побудившие к появлению данного термина. Основные положения этой концепции были развиты во время буржуазных революций, в период преобразования традиционных государств в государства конституционные. Что же отличает два этих понятия? Это, конечно же, взаимоотношение государства и личности, а также соблюдение в государственной деятельности прав человека. Традиционные государства имели полную власть над поданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали естественного права человека, как личного, так и политического. Это, к примеру, рабовладельческие и средневековые монархии. В конституционных государствах народ является источником государственной власти, он формирует законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена.

Основной причиной появления государства стало рассуждение и обоснование конкретных требований, которые заключаются не столько во взаимоотношении государства и права, сколько государства и личности, так как именно в развитом, правовом государстве, имеются гарантии реализации интересов личности, социальных, экономических, духовных. Так, например, главной причиной возникновения немецкой концепции правового государства явилась необходимость утверждения в Германии капиталистических производственных отношений, что в свою очередь требовало либерализации экономики. Сущность теории буржуазной правовой государственной заключалось в требовании свободы производства и торговли, направленные против феодального строя. С юридической точки зрения они выражались в требовании ничем неограниченной гарантии собственности, как владения, так и приобретения, а также распоряжения и пользования ею. Следовательно, по своим теоретико-гносеологическим источникам правовое государство быть тесно связано с юридическим мировоззрением-классовым мировоззрениям восходящей немецкой буржуазии. Одновременно с этим интересы капитала требовали свободы от государственной регламентации и опеки, свободы, которая покоится на свободной конкуренции частной предпринимательства и не случайно всеми буржуазными теоретиками правового государства был заблаговременно воспринят принцип в качестве генерального конституционного принципа — разрешено все, что не запрещено законом.

Понятны требования буржуазии «гарантии законной свободы», надежности и правопорядка, который бы соответствовал бы ее классовой воле. Правовое государство росло на почве «абсолютистского правого государства». как противоположность полицейскому. Об этом четко сказал Отто Майера » Полицейское государство явилось большим мастером по выращиванию правового государства».

Буржуазное учение внесло много полезного в учение о правовом государстве, в деле установления гражданских свобод. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе личности посредством установления режима господства права.

Главным достижением и завоеванием буржуазной правовой государственности следует отнести упразднение феодальной правительственной зависимости крупного землевладельца путем введения судопроизводства, законодательно регулируемого и осуществляемого на основе всеобщих абстрактных норм, не связанных с регулированием отдельных случаев.

Если брать в целом аспекты протогосударственности в 19 в., то их основой являлись основные принципы-гарантии сферы свободы представленной в виде прав человека, в которую государственный аппарат мог вмешиваться только на основе имеющихся законных предписаниях; определения закона как общеобязательного предписания, действующего в равной мере относительно при вмешательстве в свободу и собственность, необходимо учитывать принцип правовой безопасности, в частности, запрет обратной силы закона в случае ухудшения им положения лиц, контроль за вмешательством администрации с целью соизмеримости ее действий с законностью при помощи независимой, свободной от указаний и только ориентированной на закон судебной власти.

«Правовое государство» практически означало в 19 в. то же самое, что и «конституционное государство», гарантия права свободы и разделения властей посредством связанности исполнительной и судебной власти с законодательной. Ядром правовой системы должен выступать правовой закон, как антипод произволу, хаосу. И все-таки основное положение правовой государственности говорит, что в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства. Человек — во всем и всегда только цель, но никогда не является средством, даже ради достижения великой и благородной цели. Это исходный принцип правовой государственности, принцип гуманизма. Одним из первых в новое время данному утверждению придавал большое значение немецкий философ Иммануил Кант, родоначальник немецкого правового государства.

Добавить комментарий