Утверждение абсолютизма в России

Особенности российского абсолютизма XVIII в. Российская государственность XVIII в. прошла в своем развитии ряд этапов. Первый этап был связан с государственной деятельностью Петра I. Главным результатом его преобразований стало окончательное оформление в России абсолютной монархии. Петр I создал чиновничье-дворянскую империю, опиравшуюся на огромный бюрократический аппарат. Российский абсолютизм имел существенные отличия от классического, западноевропейского аналога. Он базировался на феодальной основе, полном бесправии податных сословий, отсутствии буржуазии, которая «уравновешивала» бы дворянство. Его характерной чертой стала широкая внешнеполитическая экспансия, явившаяся своеобразным ответом на отставание России от Западной Европы. Историческая заслуга российского абсолютизма заключалась в осуществлении модернизации страны, проводившейся зачастую силовыми методами.

На второй этап приходится эпоха так называемых дворцовых переворотов. С 1725 по 1762 г. российский императорский престол занимали шесть монархов, причем срок пребывания у власти большинства из них не превышал трех лет. Частые дворцовые перевороты свидетельствовали прежде всего о внутренней непрочности абсолютизма, о недостаточной укорененности такой формы правления в государственной системе страны. Этот этап обычно связывают с фаворитизмом — явлением, присушим также и другим странам. Но в то же время зарождается и российский конституционализм, стремившийся ограничить верховную власть правовыми методами.

Третий этап — 1762-1796 гг. Это эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, эпоха расцвета чиновничье-дворянской империи, эпоха крупных внешнеполитических успехов. Абсолютизм как форма правления органично вплетается в государственную систему страны. Уходят в прошлое дворцовые перевороты, достигается внутриполитическая стабильность. Но вместе с тем вызревают предпосылки новых социально-политических конфликтов, набирает силу процесс разложения феодально-крепостнической системы.

Дворцовые перевороты. Эпохой дворцовых переворотов называется период в истории страны от смерти Петра I (1725) до воцарения Екатерины II (1762). Причины этого явления нужно искать в специфике российского абсолютизма, в отношениях власти с обществом, в особой роли армии, прежде всего гвардии, в политической системе самодержавия.

Непосредственным же поводом к их началу послужило введение Петром I нового порядка престолонаследия (январь 1722 г.), в соответствии с которым престол передавался монархом по завещанию.

После смерти Петра I, не успевшего назначить преемника, реальными претендентами на престол оказались его жена Екатерина и внук Петр — сын царевича Алексея. В развернувшейся борьбе за власть победила группировка знати, выдвинувшейся при Петре I. Она, опираясь на поддержку гвардейских полков, добилась передачи престола Екатерине I (1725-1727). Фактическим правителем страны при ней стал А.Д. Меншиков, первый из длинного ряда фаворитов, управлявших после Петра I Российской империей.

В 1726 г. для управления государством был образован Верховный тайный совет, оттеснивший Сенат на второй план. Руководящее положение в нем занял А. Д. Меншиков. После смерти Екатерины I престол занял внук Петра I 12-летний Петр II (1727-1730) при регентстве Верховного тайного совета. Желая укрепить свое влияние в государстве, А. Д. Меншиков обручил свою дочь Марию с Петром II Однако такому усилению власти фаворита воспротивились другие члены Верховного тайного совета. Воспользовавшись болезнью А. Д. Меншикова, они расстроили свадьбу его дочери с Петром II и вскоре добились падения временщика: в 1727 г. А. Д. Меншиков был арестован и вместе с семьей выслан в сибирский город Березов.

После опалы А. Д. Меншикова верх в Верховном тайном совете взяла аристократическая группировка Долгоруких — Голицыных. Чтобы закрепить свою победу, Долгорукие, по примеру А. Д. Меншикова, решили породниться с Петром П. Екатерина Долгорукая стала «государевой невестой». Однако незадолго до свадьбы Петр II заболел оспой и умер (январь 1730 г.). С его смертью династия Романовых пресеклась по мужской линии.

Вопрос о новом императоре должен был решать Верховный тайный совет. После долгих консультаций «верховники» остановили свой выбор на племяннице Петра I, дочери его брата и соправителя Ивана V — курляндской герцогине Анне Иоанновне. Учитывая, что она не имела связей с русским дворянством, «верховники» обусловили передачу ей короны специальными условиями — кондициями. Главная роль в их составлении принадлежала князьям В.Л. Долгорукому и Д.М. Голицыну. Кондиции предус­матривали, что без санкции Верховного тайного совета императрица не могла объявлять войну, заключать мир, назначать на высшие государственные должности, производить в чины выше полковника, вводить новые налоги, отнимать у дворян без суда «жизнь, имение и честь», вступать в брак и назначать наследника.

Командование вооруженными силами переходило к Верховному тайному совету. В случае несоблюдения этих условий Анна Иоанновна могла быть лишена престола. Кондиции были подписаны ею, но после воцарения, убедившись, что значительная часть дворянства не сочувствует «затейке» «верховников», она публично разорвала кондиции, перечеркнув тем самым возможность ограничить самодержавие правовыми методами. Сам же Верховный тайный совет в 1730 г. был упразднен. Попытка ограничить власть монарха и ввести в стране «аристократическую конституцию» не удалась.

Время правления Анны Иоанновны (1730-1740) — один из самых мрачных периодов отечественной истории. По фамилии фаворита, которому она передоверила управление страной, эта эпоха получила название «бироновщины». Главной ее чертой стало засилье иностранцев, занявших ключевые должности при дворе, в государственном аппарате и в армии. Робкие попытки оттеснить иноземцев от власти заканчивались, как правило, неудача­ми и сопровождались опалами и казнями. Перед смертью Анна Иоанновна завещала престол двухмесячному сыну своей племянницы Анны Леопольдовны — Ивану VI Антоновичу (1740-1741). Регентом при императоре-младенце был назначен Бирон. В России фактически утвердилась иноземная Брауншвейгская династия, хотя и продолжавшая именоваться Романовыми. Бирон пробыл регентом всего две недели. В ходе переворота, организованного Минихом, он был арестован и регентство над Иваном VI перешло к его матери Анне Леопольдовне (1740-1741).

25 ноября 1741 г. гвардейские полки возвели на престол дочь Петра I и Екатерины I Елизавету Петровну. Она, как и ее предшественники, мало занималась государственными делами. Но при ней все же произошла частичная стабилизация верховного управления. Целью своего царствования она провозгласила возвращение к порядкам Петра I. На смену иностранным фаворитам и временщикам пришли русские. Больше внимания стало уделяться развитию образования и культуры, стали восстанавливаться внешнеполитические позиции Российской империи. В 1761 г. на престол вступил племянник Елизаветы Петровны Петр III. Он приходился внуком Петру I по материнской линии и внучатым племянником Карлу XII — по отцовской. Его кратковременное правление поражает, с одной стороны, обилием государственных актов, важнейшим из которых был Манифест о вольности дворянства, а с другой стороны, непродуманностью в политике, самодурством и дурачествами по отношению к близким и подчиненным. Своими действиями он настроил против себя гвардию и 28 июня 1762 г. был лишен престола своей женой Екатериной II, воцарившейся в России на долгие 34 года (рис. 7).

Фаворитизм. Эпоха дворцовых переворотов стала временем расцвета фаворитизма. Фавориты — люди, пользующиеся благосклонностью правителя, получающие от него различные привилегии и, в свою очередь, оказывающие на него влияние, — были всегда и везде, но не всегда и не везде они управляли страной от имени монарха и вместо монарха. Фаворитизм как специфическая форма управления был порожден комплексом объективных и субъективных причин. К первым следует отнести бесконтрольность абсолютной власти, порождающую придворную камарилью и внутреннюю слабость абсолютизма второй четверти XVIII в., ко вторым— ничтожество личностей, оказавшихся волей судьбы и случая на императорском престоле России.

После Петра I и до воцарения Екатерины II фактическими правителями государства оказались фавориты императоров и императриц. При Екатерине I и Петре II бразды правления находились в руках «полудержавного властелина» А.Д. Меншикова. Сподвижник Петра I, участник важнейших сражений Северной войны, талантливый администратор, достигнув вершин власти, всю свою энергию он направил на ее удержание и личное обогащение.

Ленивая от природы Анна Иоанновна не утруждала себя государственными делами, предпочитая проводить время в празднествах и шутейных забавах. В 1735 г. она издала указ, по которому подписи трех кабинет-министров были равносильны подписи самой императрицы. Ее фаворит Бирон, обделенный природой талантом государственного мужа, окружил себя иноземцами и щедро кутил за государственный счет. На содержание его

Рис. 7. Романовы на Российском престоле (вторая половина XVII-XVIII вв.) конюшни тратилось из казны средств в два раза больше, чем на науку и образование вместе взятые.

Иное положение занимали фавориты в царствование Екатерины II. Будучи сама выдающейся личностью, она не позволяла своим фаворитам (а их насчитывалось 15 человек) решать за нее государственные дела. Тех из них, кто, как граф Г. А. Потемкин, обладал государственным умом и административным талантом, она охотно привлекала к государственному управлению. Кто же был лишен таких дарований, удерживались Екатериной II на почтительном расстоянии от государственных дел. Фавориты остались, но с фаворитизмом как методом государственного управления было покончено.

Реформы «просвещенного абсолютизма». Екатерина II, как и Петр I, получила от современников почетное звание Великая. Ее внутренняя политика была выдержана в духе «просвещенного абсолютизма». Суть данной политики заключалась в том, чтобы, не меняя по существу государственной системы абсолютизма, провести в экономической, политической и культурной областях реформы, направленные на модернизацию устаревших форм феодального строя. Уже в Манифесте о восшествии на престол Екатерина II совершенный ею переворот оправдывает желанием спасти Отечество от гибели и искоренить деспотические порядки в управлении. Начало царствования Екатерины II характеризуется активной реформаторской деятельностью. В 1763 г. по проекту Н.И. Панина она реорганизовала Сенат, в 1764 г. провела секуляризационную реформу (ликвидация монастырского землевладения) и упразднила гетманство на Украине. Тогда же Екатерина II приступает к работе над «Наказом» для Уложенной комиссии. Этот документ задумывался как идеологическая основа ее царствования. В нем, со ссылками на деятелей европейского Просвещения, обосновывалась необходимость сохранения в России самодержавия с просвещенным монархом во главе, знающим нужды народа и стремящимся к его благу.

Политическая практика привела Екатерину II к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий и смягчения феодально-крепостнических порядков без риска потерять престол. Серьезный удар по ее репутации как просвещенной императрицы нанесло восстание Е.И. Пугачева, вызванное усилением крепостного гнета. После его подавления Екатерина II в целом не отказывается от продолжения реформ, но при этом акценты в их проведении смещаются в сторону расширения прав и привилегий дворянского сословия. Эта тенденция прослеживается в важнейших правительственных мероприятиях 70 — 80-х гг. XVIII в.: в губернской и судебной реформах (1775), в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Поэтому не случайно время правления Екатерины II было названо «золотым веком» российского дворянства.

Здание 12 коллегий в Петербурге. Гравюра М. И. Махаева. 1743 год.

Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699—1711 гг. — от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

В 1718—1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии — Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия — доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы — губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).

Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники Губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.

Во второй половине XVII века общая тенденция развития государственного строя в России заключается в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму.

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с Соборного уложения 1649 г. Отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие робкие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…»

С 80-х годов XVII в. Прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» — своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облеченные всей полнотой власти. В 1682 г. Было отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков). «разрядные книги», в которых фиксировались родословие и назначение на должности, были торжественно сожжены; стал выдвигаться принцип служебного соответствия.

Во второй половине XVII в. Были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя» из вольных, «охочих» людей. Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Во второй половине XVII века произошел конфликт между руководством церкви и государства. Московский патриарх Никон выдвинул и яростно отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Он доказывал, что «священство» (церковь) выше «царства» и что царь получает корону из рук патриарха — представителя Бога на Земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставила его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Двор московского патриарха мало уступал в роскоши и блескам царским палатам. Как указывалось выше, церковным собором Никон был отрешен патриаршей власти и выслан из Москвы.

Соборное уложение 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679 — 1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Таким образом, процессы, происходившие в социально-политическом развитии страны во второй половине XVII столетия, свидетельствуют, что попытки преобразования имели место до петровских реформ.

Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».

В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее, еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.

Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Для подавления казацко-крестьянского восстания под предводительством С. Разина потребовалось напряжение всех сил государства. Особенно обострились социальные противоречия в XVIII в. Достаточно вспомнить восстания на Дону (под предводительством К. Булавина) в Астрахани в начале века, волнения работных людей на уральских заводах и московских мануфактурах, башкирское восстание и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева, потрясшей самые основы Российского государства.

Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строя потребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия, усиления власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия («первого дворянина”). Потребовалась также централизация государственного аппарата и особенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового аппарата, и местного управления.

И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, «всевидящее око” — тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи — реконструкции экономики и даже самого уклада жизни — создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений). Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.

§ 18. УТВЕРЖДЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

Первый российский император. При Петре I завершился переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Земские соборы уже не собирались, Боярская дума теряла своё значение. Решения важнейших вопросов жизни страны зависели непосредственно от воли царя.

Феофан Прокопович

Архиепископ Феофан Прокопович писал, что самодержец российский является высшим «чином», в который его возвёл сам Всевышний, возложив на царские плечи нелёгкую службу Отечеству. Царь ответствен не перед подданными, он «токмо Богу ответ даёт», а граждане обязаны хранить «верность и послушание» государю.

Абсолютная власть монарха оформлялась законодательно. В «Толковании» к «Воинскому уставу» (1716) указывалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управляет».

22 октября 1721 г. Пётр I принял титул императора. На государственном гербе взамен царских корон стали изображать императорские. Пётр I также ввёл корабельный штандарт (знамя) с двуглавым орлом, державшим в клюве и когтях карты четырёх морей – Балтийского, Белого, Чёрного и Каспийского.

Император Пётр I

Новые государственные учреждения. Во время Северной войны Пётр I часто покидал столицу и поручал управление государством узкому кругу доверенных лиц. При Боярской думе появилась «ближняя канцелярия», состоявшая из руководителей важнейших правительственных учреждений, – «канзилия министров».

В 1711 г. Пётр I учредил Сенат – высшее правительственное учреждение, заменившее Боярскую думу. Помимо вопросов, связанных с пополнением государственной казны, Сенат занимался рекрутскими наборами, надзирал за судами, службой дворян, готовил проекты новых законов и передавал их на утверждение императору. Сенат стал также высшим судебным учреждением страны. Его члены назначались Петром I.

Портрет графа П. И. Ягужинского. Гравюра Д. Герасимова

Для надзора за деятельностью государственного аппарата в 1711 г. вводились должности обер-фискала и фискалов на местах. В обязанности фискала входило «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также в сборе казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискал позвать его пред Сенат». Фискал был материально заинтересован в выявлении должностных преступлений. Он получал половину судебного штрафа с уличённого в злоупотреблениях чиновника.

С 1722 г. вводилась должность генерал-прокурора, который руководил Сенатом и фискальной системой. При назначении на эту должность П. И. Ягужинского Пётр I заявил сенаторам: «Вот моё око, коим буду я всё видеть. Он знает мои намерения и желания, что он заблагорассудит, то вы и делайте». Тогда же появилась должность рекетмейстера, рассматривавшего жалобы на нерадивых чиновников.

Вместо многочисленных приказов в 1717 – 1720 гг. были созданы коллегии. В отличие от приказов в коллегиях все дела обсуждали и решали совместно (коллегиально). Коллегию возглавлял президент, который не мог «без соизволения товарищев своих ничего учинить». Генеральный регламент (1720) устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения и ведения дел в них.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Архитектор Д. Трезини

Государственные учреждения Российской империи к 1725 г.

Коллегия чужестранных (иностранных) дел ведала вопросами внешней политики, Воинская (Военная) коллегия отвечала за состояние армии, Адмиралтейств-коллегия руководила военно-морским флотом, Юстиц-коллегия – судами, Камер-коллегия занималась сбором налогов, Коммерц-коллегия – внешней торговлей, Берг-коллегия – горной промышленностью, Мануфактур-коллегия – полотняной, суконной, стекольной и прочими отраслями промышленности.

Важное значение при Петре I имел Преображенский приказ (1695 – 1729). В ведении этого учреждения находились следствие и суд по политическим преступлениям: измена, бунт, «непристойные» речи против царя и членов царской семьи и т. д.

Особую роль в управлении государством играл созданный ещё в 1704 г. Кабинет его императорского величества. Все документы, адресованные царю, вначале рассматривались в этом учреждении.

Петровские реформы в области управления привели к созданию особого слоя чиновников – бюрократов, которые руководствовались правилами, установленными вышестоящими органами. В коллегиях создавались канцелярии, заведовали ими секретари, которые могли дать делу ход или положить его под сукно, вымогая у просителей взятки. Взяточничество и казнокрадство были распространёнными явлениями, их не могли искоренить даже суровые и жестокие меры, применявшиеся Петром I.

Российский император, заимствуя европейский опыт с его идеей «общего блага», стремился создать в России аппарат управления, который обеспечит государство разумными законами и правильной организацией органов власти. Пётр I понимал государственную службу не как простое исполнение своих обязанностей, а как служение благу и процветанию Отечества. Верный этой идее, император требовал того же от своих подданных.

Церковная реформа. Реформы не обошли стороной и Русскую православную церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 г., не одобрявшего брадобритие, курение, отмену русской национальной одежды и иные «потехи» царя, Пётр I последовал совету своих приближённых и решил не спешить с избранием нового главы церкви. Руководство её делами поручили митрополиту Стефану Яворскому, которого объявили местоблюстителем патриаршего престола.

В 1721 г. царь учредил Духовную коллегию, вскоре преобразованную в Святейший правительственный Синод. Члены Синода назначались царём из представителей высшего духовенства и ведали церковными делами. При вступлении в должность они присягали на верность царю. Для надзора за деятельностью Синода вводилась должность обер-прокурора. В регламенте Духовной коллегии, составленном Феофаном Прокоповичем, говорилось о полном и неоспоримом единовластии самодержца: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог повелевает».

Указ Петра I о назначении губернаторов. 7 марта 1711 г. Подпись – автограф Петра I

Пётр I отменил патриаршество и поставил Синод в один ряд с центральными государственными учреждениями.

Административная реформа. Указом от 18 декабря 1708 г. «для всенародной пользы» на территории страны, разделённой на десятки уездов, были созданы восемь губерний: Московская, Ингерманландская (с 1710 г. – Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Затем число губерний увеличилось до десяти. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы (А. Д. Меншиков и Ф. М. Апраксин), остальные губернии управлялись губернаторами.

Территории губерний были обширными, поэтому с 1719 г. каждую из них разделили на провинции, состоявшие из округов (дистриктов). Провинциями, которых насчитывалось 50, управляли воеводы, округами – земские комиссары, избранные местным дворянством.

В 1712 г. столицей Российского государства стал Санкт-Петербург.

Основные черты абсолютизма. Историки выделяют несколько важнейших признаков абсолютизма, утвердившегося при Петре I. Среди них сосредоточение в руках монарха законодательной, исполнительной и судебной власти, формирование регулярной армии, регламентация всех видов служебной деятельности, развитие чиновничье-бюрократического аппарата, единая налоговая и финансовая система, подчинение церкви государству.

Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма государственного правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Император (от лат. «повелитель») – титул монарха, главы империи.

Фискал – чиновник, надзиравший за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц, за исполнением ими правительственных распоряжений.

Регламент – правила (устав), регулирующие порядок деятельности учреждения.

Бюрократы – государственные чиновники, которые осуществляют управление и ведение дел на основе правил и норм, установленных вышестоящими органами.

1708 – 1709 гг. – учреждение губерний.

1711 г. – создание Сената.

1718 – 1721 гг. – учреждение коллегий.

1721 г. – отмена патриаршества и организация Синода.

Вопросы и задания

1. Чем отличается абсолютная монархия от сословно-представительной?

2. Пользуясь текстом параграфа и схемой (с. 120), расскажите о реформах Петра I в области управления.

3. Почему Пётр I отменил патриаршество?

4*. Как вы считаете, новое административное деление страны укрепило центральную власть или местное управление? Свой ответ обоснуйте. Покажите на карте (с. 131) территории губерний.

5. Какую роль в жизни страны стали играть чиновники в петровское время?

6*. Вспомните материал из курса всеобщей истории и назовите признаки абсолютизма в странах Европы. Какие из них были общими для Европы и России?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Европейский абсолютизм это деноминация политического периода в Европе, который отличался деспотичностью и авторитарностью. Абсолютное государство было защищено божественными законами, которые оправдывали его существование.

Абсолютизм начался в Европе в пятнадцатом веке как форма правления, в которой монарх был высшим авторитетом. После религиозных войн и опустошения, которое они имели для континента, существовал способ правления, основанный на единоличной и абсолютной власти.

Теория божественного права на власть родилась в последней четверти шестнадцатого века в среде религиозных войн во Франции. В Европе гадание царя ставило, что представителем Бога был царь, а тот, кто был против царя, не повиновался Богу..

При европейском абсолютизме у монарха действуют законы в соответствии с их интересами, которые раньше путали с интересами государства. Отсюда и знаменитая фраза Людовика XIV «L’Ètat, C’est moi» или «Государство — это я».

Монархический класс был составлен группами дворян, которым приписывали функции советников и прямых помощников короля в их решениях.

Политическая власть того времени имела не больше власти, чем суждение монарха. В Европе абсолютизм начинается в современную эпоху и совпадает с развитием меркантилизма..

Установление абсолютизма привело к существенному изменению концепции зависимости промежуточных органов власти между субъектом и государством, что привело к созданию эффективной бюрократии и постоянной армии..

Абсолютизм — широко распространенное явление в Европе, Франции и Испании. Хотя единственный совершенный и законченный абсолютизм — это французский.

Конец абсолютизма был отмечен Французской революцией 1789 года, которая убила короля, чтобы показать, что его кровь не была синей, и заменила монархию буржуазией.

Принципы европейского абсолютизма

С начала пятнадцатого века до первой половины шестнадцатого века произошла первая фаза абсолютизма в образовании, характеризующаяся постепенной концентрацией власти в руках монарха, хотя религиозная власть все еще накладывает ограничения.

  • Божественное право: у монарха было слово и воля Божья, поэтому он имел божественное право исполнять свою волю во имя Бога.
  • Наследственная власть и жизнь: власть обычно падала на старшего сына короля, и он держал ее до самой смерти.
  • Абсолютная власть: королю не приходилось советоваться ни с каким органом или лицом о своих решениях. Там не было органов, которые уравновешивали бы баланс сил
  • Сословное общество: в период абсолютных монархий общество было разделено на социальные классы. Привилегированные классы были монархией и духовенством, в то время как в низших слоях были крестьяне, буржуа и другие наемные работники..
  • Централизованное управление: сбор налогов был частью богатства короля, который использовал полученные средства для поддержания армии и накопления богатства.

В каких странах произошел абсолютизм в Европе??

Абсолютизм имел место в нескольких странах Европы, среди которых наиболее известны: Франция, Россия, Испания, Швеция, Англия, Португалия и Австрия..

  • Франция: во Франции произошел самый полный и известный абсолютизм. Его наиболее известными представителями были Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI, которые оказались обезглавленными в разгар Французской революции..
  • Россия: это называется царизмом, но они практически одинаковые заповеди абсолютизма. В России это знаменитый Педро I, Иван IV, Мигель III, Екатерина Великая и Николай II, свергнутый большевистской революцией 1917 года..
  • Испания: выделяются Фелипе V, Фернандо VII, Фернандо V и Хосе I. Испания по-прежнему имеет монарха, но под маской конституционной монархии.
  • Англия: английская знать была sui generis, признав существование парламента. Его самые известные представители — Карлос II, Якобо II, Энрике VII и Изабель I.
  • Швеция: у шведского абсолютизма были максимальные представители в Карлосе X и Карлосе XI, этот последний известен реконструкцией Швеции после периода войны.

Абсолютизм вызвал подъем Просвещения, подъем буржуазии и французской революции.

Причины европейского абсолютизма

Религиозные войны и идея превосходства по божественному замыслу — триггеры, порождающие абсолютистский период. Даже короли принимали зелья, которые, по их словам, заставляли их вены выглядеть более голубыми, чем у остальных, что приводило к предположению, что у них была голубая кровь..

Завоевание Америки привело к тому, что Испания и Португалия собрали большое количество золота и серебра, что продемонстрировало успех действующей в этих странах абсолютистской системы над своими соседями..

Из-за крестовых походов произошел упадок феодализма и феодалов. Концентрация власти позволила территориальному союзу стран.

Ввиду необходимости слияния крупных вооруженных сил, как в случае столетней войны между Францией и Британской империей, государства создали регулярные армии под командованием короля, а не разрозненные и не имеющие связи с внешним миром феодалы.

воздействие

Во время абсолютизма возросло неравенство и упадок низших классов. Привилегии были адресованы только дворянам и священнослужителям, чьи права превосходили права большинства, независимо от условий жизни остальных.

Политическая модель абсолютной монархии имеет в качестве центральной черты концентрацию всей власти в короле без какого-либо контроля или ограничений. К счастью, страны продвигаются в моделях баланса сил.

Желание получить власть заставило европейских королей противостоять друг другу в политическом, экономическом и военном отношениях за континентальную и мировую гегемонию. Это был чрезвычайно кровавый период из-за жадности власти и контроля монархов.

Философия Просвещения судит обо всех этих заповедях и приводит в движение конституцию современных государств со свободой и балансом сил, чтобы избежать тирании, которая вызвала абсолютную власть.

ссылки

Добавить комментарий