Великобритания правительство

13 июля Великобритания получила нового главу правительства и новый кабинет министров. Назначение чиновников на посты произошло после того, как бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон ушел в отставку после того, как британцы в ходе референдума проголосовали за выход из Евросоюза. Место Кэмерона заняла женщина — бывший министр внутренних дел Тереза Мэй. Передача поста премьер-министра по заведенной традиции прошла в ходе монарших аудиенций в Букингемском дворце.

Кто вошёл в состав новый правительства Великобритании?

Министерство по международной торговле

Министром по международной торговле был назначен экс-министр обороны Британии Лиам Фокс, известный своими антироссийскими высказываниями.

Фокс окончил медицинскую школу Университета Глазго. На выборах 1992 года был избран в Палату общин; с тех пор регулярно переизбирался. В 1992-97 гг. занимал различные должности в министерствах внутренних и иностранных дел, а также в казначействе.

В 1999-2003 гг. был теневым министром здравоохранения. В 2003-05 гг. был одним из двух сопредседателей Консервативной партии. В мае-декабре 2005 года непродолжительное время был теневым министром иностранных дел. В сентябре 2005 года Фокс выдвинул свою кандидатуру на выборы нового лидера Консервативной партии, который, в отличие от технического поста председателя партии, позволял определять партийную политику.

Вопрос-ответ Почему многие британцы выступают за выход страны из ЕС? Во втором туре голосования Фокс проиграл, получив 51 голос против 57 голосов у Дэвида Дэвиса и 90 голосов у Дэвида Кэмерона. 6 декабря Фокс стал теневым министром обороны.

В 2003 году голосовал за вторжение в Ирак. Также голосовал против равных прав представителям сексуальных меньшинств, против углубления интеграции в Евросоюз, за выборную Палату лордов. Фокс является сторонником присутствия британских войск в Афганистане.

Министерство иностранных дел

Бывший мэр Лондона Борис Джонсон, который был одним из наиболее вероятных кандидатов на пост нового премьер-министра, стал главой Министерства иностранных дел. Он известен как сторонних выхода Британии из ЕС.

На парламентских выборах 2001 года он впервые был избран членом Палаты общин Британского парламента от избирательного округа Хенли в графстве Оксфордшир как представитель Консервативной партии Великобритании. И был депутатом парламента с 9 июня 2001 года по 4 июня 2008 года, вновь переизбравшись на выборах 2005 года. В 2004 году Джонсон был «теневым» министром по делам культуры.

1 мая 2008 года победил на выборах мэра Лондона, представляя Консервативную партию Великобритании. Получил 42,48 % в первом туре и 53,2 % голосов во втором туре выборов. После избрания мэром назвал приоритетными борьбу с преступностью, решение транспортных проблем, например с помощью популяризации велоспорта и организации велопроката, и велостоянок в Лондоне. В мае 2012 года вновь переизбран мэром Лондона. Важным достижением в период правления Джонсона стало успешное проведение летней Олимпиады 2012 года в Лондоне. 7 мая 2015 года на всеобщих выборах 2015 года вновь избран членом Палаты общин Британского парламента от избирательного округа Аксбридж и Южный Райслип в Большом Лондоне, при этом в течение года он продолжил выполнять свои обязанности мэра Лондона, совмещая две должности одновременно.

Министерство финансов

Портфель министра финансов получил Филип Хаммонд, ранее занимавший пост главы британского МИДа.

В 1994 году Хэммонд предпринял неудачную попытку избрания в Палату общин на дополнительных выборах в избирательном округе Северо-Восточный Ньюэм (Newham North East). Впервые избран в парламент от округа Раннимид и Вейбридж по итогам всеобщих выборов 1 мая 1997 года. В 1998-2001 годах был официальным пресс-секретарём оппозиции по вопросам социального обеспечения и здравоохранения, а в 2001-2002 годах — по вопросам торговли и промышленности. С 2002 по 2005 год занимал в Палате общин должность теневого младшего министра по делам местного самоуправления, в 2005 году некоторое время являлся теневым главным секретарём казначейства. В 2005 году Хэммонд был назначен в теневой кабинет Дэвида Кэмерона теневым министром по делам труда и пенсий и сохранял эту должность до перестановки 2007 года, когда вновь стал теневым главным секретарём казначейства.

Вопрос-ответ Что означает «особый статус» Великобритании в ЕС? 11 мая 2010 года было сформировано коалиционное правительство Дэвида Кэмерона, в котором Хэммонд был назначен министром транспорта и стал членом Тайного совета. После отставки Лиама Фокса 14 октября 2011 года Хэммонд стал министром обороны, а его прежнее кресло министра транспорта получила Джастин Грининг. 15 июля 2014 года Дэвид Кэмерон произвёл серию кадровых перестановок в своём кабинете, вследствие которых Хэммонд получил портфель министра иностранных дел. 11 мая 2015 года Дэвид Кэмерон сформировал по итогам выборов свой второй кабинет, в котором Филип Хэммонд сохранил кресло министра иностранных дел.

Министерство внутренних дел

Новым главой МВД Великобритании стала Эмбер Радд. Ранее она занимала пост министра энергетики и занималась вопросами изменений климата.

В 2005 году участвовала в парламентских выборах, но потерпела поражение в избирательном округе Ливерпуль Гарстон. Парламентские выборы 6 мая 2010 принесли Эмбер Радд победу в избирательном округе Хэстингс и Рай в графстве Восточный Суссекс, где её кандидатуру выдвинула Консервативная партия.

В сентябре 2012 года Эмбер Радд стала парламентским личным секретарём канцлера казначейства Джорджа Осборна.

15 июля 2014 года назначена парламентским помощником министра в Департамент энергетики и изменения климата.

7 мая 2015 года состоялись очередные парламентские выборы, на которых Радд победила в своём прежнем округе с результатом 44,5 % голосов.

Министерство по выходу Великобритании из Евросоюза

Новый пост в британском правительстве — министра по вопросам выхода страны из Евросоюза — занял 68-летний политик Дэвид Дэвис.

Дэвис считается одним из главных евроскептиков в Великобритании. В 2005 году он проиграл Дэвиду Кэмерону борьбу за пост лидера Консервативной партии.

2. Правовой статус Правительства Великобритании

Великобритания — парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Палата общин и Палата лордов). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет премьер — министр.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Конституционному праву Великобритании хорошо известен термин «правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону — 95 человек, но обычно это 75-80 министров, младших министров, секретарей и т.д.).

Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней — юридический советник правительства, его представитель в суде.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18-22 человека), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд — канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (в одно время, раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

Правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры – заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд — хранитель печати). В-четвертых, это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент («положены на стол парламента”), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

3. Сравнительный анализ особенностей государственного устройства Индийской республики и Федеративной республики Германия

Для того чтобы провести сравнительный анализ особенностей государственного устройства Индийской республики и Федеративной республики Германия, то для этого необходимо раскрыть государственное устройство каждой страны, а затем их сравнить.

Форма государственного устройства — это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства.

Рассмотрим государственное устройство Индийской республики. Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 года, через два года после достижения Индией независимости и вступила в силу 26 января 1950 года. Она является самой большой по объёму конституцией в мире. В преамбуле конституции, Индия определяется как суверенная, социалистическая, светская либерально-демократическая республика. Индия имеет федеральную форму правительства и двухпалатный парламент, функционирующий по вестминистерской парламентской модели. Государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Главой государства является президент Индии, который избирается электоральным колледжем сроком на пять лет путём непрямого голосования. Главой правительства является премьер-министр, которому принадлежит основная исполнительная власть. Премьер-министр назначается президентом и, как правило, является кандидатом, поддерживаемым политической партией или политической коалицией, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты). «Раджья сабха», имеющая постоянный состав, состоит из 245 членов, чей мандат длится 6 лет. Большинство депутатов избираются в ходе непрямого голосования законодательными органами индийских штатов и территорий, пропорционально их населению. 543 из 545 депутатов «Лок сабхи» выбираются прямым всенародным голосованием на срок 5 лет. Остальные два члена назначаются президентом англо-индийской общины, в том случае, если президент полагает, что община не представлена в парламенте должным образом.

Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.

Индия имеет унитарную трёхступенчатую судебную власть, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества мелких судов. Верховный суд является судом первой инстанции в процессах, касающихся основных прав человека, в спорных вопросах между штатами и центральной властью и обладает апелляционной юрисдикцией над высшими судами. Верховный суд является юридически независимым, и имеет право провозглашать законы или отменять законы штатов и территорий, в случае если они противоречат Конституции. Одной из наиболее важных функций Верховного суда является конечная интерпретация Конституции.

Рассмотрим государственное устройство Федеративной республики Германия.

Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская республика.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Германский Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные. Ведомство федерального канцлера Германии в Берлине. Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Говоря о форме государственного устройства, к Германии часто применяют термин «скрытое» федеративное государство.

Хотя Основной закон закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства

Например, граждане чаще всего решают вопросы через земельные власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности).

Однако общественная жизнь регулируется большой частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства.

Итак, социальная и экономическая сферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. В данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.

С одной стороны, земельные органы управления, исполняют законы данной федеральной земли, что характерно для федеративного государства. С другой стороны, они исполняют большинство федеральных законов, что нетипично для федеративного государственного устройства.

Прежде всего, необходимо отметить, что значительные отличия государственного устройства Индийской республики и Федеративной республики Германии заключаются, в том, что полномочия Президента Индии включают в себя представление страны на мировой арене, регламентирование деятельности всех государственных органов, назначение дипломатических представителей, созыв и роспуск сессии Парламента, также является главнокомандующим, имеет конституционное право издавать указы, обладающие силой закона. Вице-президент индии является помощником Президента. В случае отсутствия возможности у Президента исполнять свои обязанности Вице-президент исполняет обязанности президента страны. Тогда как, в Германии, глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией. Отличие структуры государственных органов, политико-территориального устройства. Так Индия состоит из 27 штатов, 7 союзных территорий, которые не имеют права штата. Политико-территориальное устройство государства основано на объединении автономных штатов, которые не обладают суверенитетом. Управление всеми штатами централизованное и строго подчинены государству. Семь союзных территорий федерации включают все мелкие острова в индийском океане и небольшие районы в основной континентальной Индии. Государственное управление территорий осуществляется администраторами (управляющими, главными комиссарами), которые назначаются федеральным правительством. Также ими могут управлять лейтененат-губернаторы, назначаемые решением Парламента Индии, в полномочия которых входят обязанности законотворчества с учетом конкретной территории. Индийское государство построено как централизованная ассиметричная федерация. В состав Федерации входят штаты трех видов. Основное место занимают штаты, имеющие наибольшие права, затем средний уровень занимают штаты с обычным правовым положением, и последнее –малочисленные штаты, обладающие ограниченными правами и полномочиями.

Библиографический список

Научная литература

1.Агиевец С. В. Конституционное право зарубежных стран: учебно-методическое пособие. — М.: Норма, 2001.- 403с.

2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Норма, 2003.- 374с.

3. Иванов А.С. Справочное пособие по конституции зарубежных стран. — М.: Юрист, 2009.-621с.

4. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран. — М.: Инфа, 2002.- 295с.

6. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Волтерс Клувер, 2005.-273с.

7. Смоленский М. Б. Конституционное право зарубежных стран. — Р.: МарТ, 2008.- 259с.

8. Смоленский М. Б. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Феникс,2006.-380с.

9. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Норма, 2006.-1103с.

10.Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юристъ, 2007.- 138с.

12. Энтин Л.Н. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юрист, 2007.-284с.

Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2006.- С. 182.

Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2006.- С. 172.

Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2006.- С. 189.

Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2006.- С. 214.

Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2006.- С. 482.

Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2006.- С. 264.

Информация о работе «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 23905
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

141341 0 0 128467 0 0

… это глава II «Права и свободы», в конституции Итальянской Республики ч. 1 «Права и обязанности граждан» 17. Основные социально-экономические права и свободы. Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от …

26277 0 0

… по каким-либо вопросам, переданным на рассмотрение Совета, а также дает рекомендации в отношении действующих законов об их соответствии Исламу ( ст. 230). Заключение Система конституционной юстиции в зарубежных странах охватывает достаточно обширный круг государственных органов, среди которых следует выделить следующие: 1. Специализированные органы конституционного контроля: суды и …

20208 0 0

… некоторых стран. Акты местных органов – на уровне субъектов федерации, автономных образований. Совместные постановления Парламента и Центрального Комитета Коммунистической партии – в социалистических странах. 2. Конституционно – правовой статус монарха Институт главы государства своим появлением обязан абсолютной монархии. Правда, современные монархии далеко не те, какими они являлись в …

Конституционной формой правления в Великобритании является <a href=»http://www.cikrf.ru/international/gr_br.html» target=»_blank»>парламентская монархия во главе с королевой</a>. Главой правительства и председателем Кабинета министров является премьер-министр, который выполняет обязанности от имени монарха.Отличительной особенностью Великобритании является отсутствие единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями. Большинство вопросов, касающихся выборов, регулируется Актом о народном представительстве (1983) с изменениями и дополнениями, внесенными законами о народном представительстве 1985 и 2000 годов.Парламент Великобритании состоит из двух палат: Палаты лордов (верхняя) и Палаты общин (нижняя). Верхняя палата не избирается, а нижняя является демократически избираемой. Палата общин <a href=»https://www.parliament.uk/business/commons/» target=»_blank»>состоит из 650 депутатов</a>. Политическая партия, которая получает большинство мест в Палате общин на всеобщих выборах, обычно <a href=»https://www.parliament.uk/about/how/elections-and-voting/general/» target=»_blank»>формирует новое правительство</a>. Ее лидер становится премьер-министром.Дата проведения выборов в Великобритании определяется премьер-министром, который может назначить их в любой момент в течение пяти лет, но <a href=»http://www.rcoit.ru/upload/iblock/e3a/40.pdf» target=»_blank»>не позднее этого срока</a>.Парламент распускается автоматически за 25 рабочих дней до всеобщих выборов. Действующий премьер-министр остается в должности до тех пор, пока не будут проведены всеобщие выборы.Согласно традициям, премьер-министр на аудиенции у королевы Елизаветы Второй <a href=»https://ria.ru/world/20170502/1493501980.html» target=»_blank»>просит о роспуске парламента</a>. Королева передает премьеру так называемую «королевскую декларацию», в которой указаны дата роспуска парламента, дата новых парламентских выборов и сроки выступления королевы в новом парламенте, которое по традиции знаменует официальное начало его работы. После того, как были получены последние результаты от избирательных округов или как только стало ясно, что какая-либо партия получила абсолютное большинство мест в Палате общин, премьер-министр делает заявление о результатах выборов. Если правящая партия остается у власти, кабинет министров считается автоматически переизбранным и продолжает свою работу без дополнительного подтверждения полномочий. В противном случае премьер-министр обязан уйти в отставку и направить соответствующее прошение королеве.Политическая партия, получившая наибольшее количество мест на всеобщих выборах, руководит правительством в течение пяти лет, до следующих всеобщих выборов.После проведения всеобщих выборов назначение премьер-министра <a href=»https://www.royal.uk/queen-and-government» target=»_blank»>является прерогативой монарха</a>, который руководствуется конституционными конвенциями. Основным требованием для кандидата является доверие Палаты общин. Как правило, на должность премьер-министра назначается лидер партии, получившей большинство мест, однако могут быть сделаны исключения. Избранного кандидата <a href=»https://www.parliament.uk/about/how/role/parliament-government/» target=»_blank»>вызывают в Букингемский дворец</a>, где монарх задает ему вопрос о желании сформировать правительство. При положительном ответе лидер победившей партии назначается премьер-министром и выбирает других членов партии для работы с ним в правительстве. Кабинет министров максимально <a href=»https://www.parliament.uk/about/mps-and-lords/principal/government-opposition/» target=»_blank»>состоит из 22 министров</a>, его представители должны быть членами любой палаты парламента. Премьер-министр и министры <a href=»https://www.parliament.uk/documents/commons-committees/political-and-constitutional-reform/The-UK-Constitution.pdf» target=»_blank»>несут ответственность</a> перед парламентом за осуществление своих полномочий. Встречи премьер-министра и королевы должны проводиться каждую неделю, на них она может выражать свои взгляды по вопросам работы правительства. При отсутствии возможности организовать встречу проводится конфиденциальный телефонный разговор.По рекомендации премьер-министра королевой <a href=»https://www.parliament.uk/business/lords/whos-in-the-house-of-lords/members-and-their-roles/how-members-are-appointed/» target=»_blank»>назначаются члены Палаты лордов</a>.Члены парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и <a href=»https://www.parliament.uk/about/how/role/relations-with-other-institutions/parliament-government/» target=»_blank»>формируют теневое правительство</a>. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета министров. Премьер-министр может уйти в отставку самостоятельно или при условии, что за это <a href=»https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/SN01366/SN01366.pdf» target=»_blank»>выступили 15% депутатов – представителей его партии</a>. В таком случае лидер не имеет право принимать участие в дальнейших выборах.Если премьер-министр ушел в отставку, то голосование проводится внутри победившей партии. В первом туре голосования кандидатам необходимо получить не менее 17 голосов для того, чтобы перейти к следующему этапу. Если все кандидаты получили больше 17 голосов, то из их числа исключается лицо с наименьшим результатом.Во втором туре выборов за кандидата <a href=»https://www.bbc.com/news/uk-politics-48616776″ target=»_blank»>должны отдать не менее 33 голосов</a>. Если все кандидаты получили число голосов, превышающее нижний порог, то из их числа также исключается лицо с наименьшим результатом. Процесс продолжается до тех пор, пока не останется два кандидата.Между ними проводится последний тур голосования. Победителем считается лицо, получившее большее число голосов.<em>Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников</em>

Великобритания — конституционная монархия. В отличие от большинства стран мира, в Великобритании нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов — статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.

Глава государства — королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952. В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство. Королева утверждает законы, принятые парламентом. По закону она является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников. Как глава судебной власти назначает судей, а как глава Англиканской церкви — епископов. В сфере между- народных отношений королева как глава государства имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) — Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) — часть Ирландии — 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города. В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий. В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

Высший орган законодательной власти — парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Парламент занимается законотворческой деятельностью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. На практике это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого документа и по положению «парламентского суверенитета» парламент может отменить акты конституционного значения. Большую роль в подготовке законопроектов играют парламентские комитеты. Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 659 членов — по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании. С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консервативная партия, 8 — Лейбористская. В результате всеобщих парламентских выборов в июне 2001 большинство в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия — 412 мест (40,7% полученных голосов). У консерваторов — 166 мест (31,7%), у либеральных демократов — 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии — 5 (1,8%), Плайд Кимру — 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии — 6 (0,8%), Демократической юнионистской партии — 5 (0,7%), Шин Фейн — 4 (0,7%), у прочих — 4 (0,8%).

Верхняя палата — палата лордов — состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Парламентскими актами 1911 и 1949 права палаты лордов были существенно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин. С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето — краткосрочной отсрочки принятых палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин. В 1999 был принят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубликована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомендации политических партий пропорционально численности фракций в палате общин. 120 членов палаты лордов будут избираться.

Глава исполнительной власти — монарх. Глава правительства — премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте (с 1997 — лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (около 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как правило, парламентских заместителей министров). Большинство министров являются членами палаты общин. В распоряжении премьер-министра — аппарат государственных служащих.

Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия — организационно оформилась в 1867, насчитывает около 300 тыс. членов, лидер — Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находилась у власти в 1951—64, 1970—74, 1979—97. Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945—51, 1964—70, 1974—79. Является правящей партией с 1997. Либерально-демократическая партиясформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает около 82 тыс. членов, лидер — Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн — политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась занять свои места в палате общин.

Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей. В 2001 в стране насчитывалось 192 организации деловых кругов. Наиболее влиятельная из них — Конфедерация британской промышленности (КБП). Выражает интересы около 200 тыс.фирм — от крупнейших ТНК до мелких компаний. В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциаций деловых кругов. Важнейшая задача КБП — содействие созданию экономического климата, благоприятного для деятельности британского бизнеса, повышения его конкурентоспособности. Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительства, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Среди других крупных предпринимательских организаций — Ассоциация британских торговых палат. Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помогает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необходимой для бизнеса информации. Институт директоров, насчитывающий около 53 тыс. членов, консультирует директоров компаний по таким проблемам, как корпоративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров. Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в Великобритании и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интересы 160 тыс. малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам налогообложения, занятости, безопасности, страхования.

Особенностью британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсоюзы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом. В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54—55% всех лиц наёмного труда. С помощью жёстких антипрофсоюзных законов консерваторам удалось добиться существенного ограничения прав и размаха деятельности профсоюзов. В результате уменьшилось число профсоюзов — 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов — с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда. Крупнейшее профсоюзное объединение — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) — создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов. На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наиболее важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию. После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее деятельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование широко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюартов), избираемых непосредственно на месте их работы. Главная функция — повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

В 2002/03 финансовом году военные расходы составили 24,2 млрд ф. ст., в 2003/04 финансовом году — 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП. В 2001 численность Вооружённых сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс. гражданских лиц. Великобритания — ядерная держава. В 2002 на вооружении находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П». Великобритания поддерживает ядерный арсенал приблизительно из 185 боеголовоколо Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО. Великобритания выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на Кипре, в Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, Демократической Республике Конго, Боснии, Косово.

Во внутренней политике ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов. На протяжении столетий британскую политическую культуру отличали умеренность и органическое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение правящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов. Стабильность британского общества всегда покоилась на консенсусе относительно его основополагающих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране — законопослушность граждан. Значение терпимой политической культуры особенно важно в условиях отсутствия писаной Конституции.

С 1924 у власти попеременно находятся Консервативная и Лейбористская партии. С нач. 1970-х гг. значительную поддержку стали получать «третьи» партии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 — Либеральная) и Шотландские националисты.

В 1979 к власти пришли неоконсерваторы во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неоконсерватизма особое место принадлежало индивидуализму, или антиколлективизму. Усилились авторитарные тенденции в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов. Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобразование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло частичное разгосударствление системы здравоохранения; консерваторы осуществили ряд мер, направленных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных видов частного страхования.

Победившие на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных существенно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой реформы — деволюция (децентрализация) власти. В течение многих веков Великобритания представляла собой унитарное государство, все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 — Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотландии. Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии. В компетенции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов. Децентрализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлекаются в политическую систему ЕС.

Другими направлениями реформы стал отказ от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного характера избирательной системы страны. Через парламент проведены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского законодательства, Акт о свободе информации. Конституционная реформа осуществляется в рамках концепции «третьего пути» как концепции внутреннего развития Великобритании. Если первый путь — это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант — тэтчеризм, а второй — традиционный, ориентированный на огосударствление социализм и социал-демократизм, то третий путь — это движение к справедливому, базирующемуся на общечеловеческих ценностях общественному устройству. Правительство стремится развивать различные формы участия населения и его отдельных групп в решении социальных, экономических и политических вопросов развития общества.

В центре внутриполитической жизни страны находятся также вопросы модернизации систем здравоохранения, образования, общественного транспорта. Неудовлетворённость британцев состоянием этих сфер экономики стала причиной значительного поражения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присоединением Великобритании к зоне евро. Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопросу. Недовольство в стране вызвало решение правительства об участии Великобритании в войне в Ираке. Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мирное урегулирование в Ольстере. Несмотря на попытки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями католического и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирландии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным образом из-за нежелания ИРА разоружиться.

Во внешней политике в нач. 21 в. Великобритания, бесспорно, входит в пятёрку ведущих развитых стран наряду с США, Францией, Германией и Японией. Более того, перед двумя последними она, как одна из стран — победительниц во 2-й мировой войне, имеет некоторые преимущества. Великобритания — ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. С нач. 1970-х гг. она вместе с Францией и ФРГ играет руководящую роль в ЕС, хотя её политическое влияние в этой организации меньше, и одновременно сохраняет, хотя и в урезанном виде, «особые отношения» с США. В. до сих пор претендует на роль посредника в отношениях между Старым и Новым Светом. Великобритания обладает самой обширной после США «хозяйственной империей» за рубежом, возглавляет Содружество.

Вместе с тем на протяжении последних десятилетий происходило ослабление позиций Великобритании в мировой экономике и политике, в системе международных отношений. В 1950—70-х гг. окончательно распалась британская колониальная империя. Великобритании пришлось отказаться от старой доктрины, согласно которой она способна успешно совмещать 3 роли: лидера Западной Европы, главы Содружества и привилегированного партнёра США. Присоединение Великобритании к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в Западную Европу центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом. Великобритания стала выступать составной частью западноевропейского центра. В то же время она продолжает занимать особую позицию по многим принципиальным вопросам развития ЕС. Своеобразие позиций Великобритании отражает специфику национальной политической культуры, правового мышления, традиций внешнеполитической стратегии, столетиями сохранявших определённую дистанцию между «островным государством» и континентальной Европой. Кроме того, ставка на европейскую интеграцию сочетается с сохраняющимися особыми отношениями Великобритании с США, которые во многом определяются общностью языка, близостью традиций, культуры.

Пришедшее к власти в мае 1997 лейбористское правительство подчёркивает ключевую роль стран-наций в современной Европе и отметает федералистские идеалы интеграции. Во всех сферах политики ЕС оно ставит во главу угла принцип субсидиарности и поддерживает принцип чёткого разграничения трёх опор ЕС. Признавая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, лейбористы выступают за сохранение принципа единогласия и утверждения совместных акций в рамках сотрудничества. Правительство подчёркивает ключевую роль НАТО в обеспечении обороны Западной Европы. Великобритания выделила крупный контингент войск в состав европейских сил быстрого реагирования.

Во 2-й пол. 1990-х — нач. 2000-х гг. существенно окрепли англо-американские связи. Общие подходы и совпадающие интересы преобладали в международных делах и в области безопасности. Это проявилось в ходе косовского конфликта и особенно во время войны в Ираке в марте—апреле 2003, когда Лондон наиболее последовательно поддержал позицию Вашингтона. После теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке основная активность правительства в сфере внешней политики и политики безопасности была переключена на борьбу с терроризмом и поддержку этой борьбы странами Содружества.

В отношениях с РФ правительство Т.Блэра придерживалось линии на конструктивное взаимодействие. Используя свои особые отношения с США и членство в ЕС, Великобритания стремилась занять роль некоего связующего звена между Западом и Россией. Отношения между двумя странами были омрачены позицией Великобритания по вопросу о роли ООН в регулировании иракского кризиса.

Великобритания имеет дипломатические отношения с РФ; установлены с СССР 2 февраля 1924.

Правительство Великобритании — это высший исполнительный орган власти, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. В этих целях правительство активно использует право законодательной инициативы. Основная масса законопроектов исходит от правительства.

Британское правительство издает два вида актов: подзаконные акты и акты делегированного законодательства.

Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием парламента, перед которым оно и несет ответственность. В случае вынесения вотума недоверия правительству оно должно уйти в отставку.

Для послевоенной Британии характерным является образование однопартийного правительства, что придает ему определенную стабильность. После 1945 г. чаще всего у власти стояли консервативные правительства, в 1997- 2010 гг. — лейбористы. В июне 2010 г. образовано коалиционное правительство.

В результате последних парламентских выборов 2010 г., когда ни одна партия не набрала абсолютного большинства мест в палате общин, впервые в послевоенной истории Великобритании было сформировано коалиционное правительство во главе с лидером Консервативной партии Дэвидом Кэмероном. Лидер либеральных демократов Ник Клегг занял пост заместителя премьер-министра.

Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в палате общин парламента. По его рекомендации королева назначает остальных членов правительства, как правило, из депутатов партии, победившей на выборах. Таким образом, членами правительства являются депутаты парламента.

Структурные параметры правительства законодательно не регулируются, во многом определяясь обычаями и традициями. В состав правительства входят: государственные секретари, возглавляющие важнейшие традиционные министерства; министры без портфеля (наименования должностей которых сохраняют средневековые названия отдельных членов правительства: лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, канцлер герцогства Ланкастерского (им поручаются различные функции но усмотрению премьер-министра)); государственные министры, которые по должности являются заместителями министров, возглавляющих крупные министерства; младшие министры (парламентские секретари, на которых возложено поддержание связей с парламентскими структурами). Обычно состав правительства насчитывает около 100 членов.

Возглавляет правительство премьер-министр, его фактическое положение и полномочия сложились на основе обычаев, традиций и конституционных соглашений. Премьер-министр занимает должность первого лорда казначейства, контрассигнует акты королевы и может предложить ей распустить палату общин.

В мае 2010 г. в целях экономии средств государственного бюджета правительство приняло решение об уменьшении заработной платы министрам (включая премьер-министра) на 5%.

В британском правительстве создана узкая коллегия, в состав которой входят наиболее влиятельные лица, возглавляющие важные службы и министерства, — кабинет министров. Персональный состав этого органа лично определяет премьер-министр (как правило, 20-23 члена). Внутри кабинета премьер-министром образуется узкое неформальное объединение членов кабинета — «внутренний кабинет» из трех-пяти наиболее влиятельных министров. Как правило, важнейшие политические решения принимаются кабинетом. В соответствии с Актом о государственных документах 1967 г. протоколы заседаний кабинета могут стать открытыми для ознакомления общественности только по прошествии 30 лет.

Кроме того, с 1960-х гг. в Великобритании сложилось конституционное соглашение, согласно которому лидер партии, проигравшей на парламентских выборах, формирует из числа своих сторонников кабинет министров оппозиции — так называемый «теневой» кабинет министров.

Для обеспечения деятельности при правительстве действуют вспомогательные, консультативные органы и службы.

По признанию экспертов, Великобритания относится к той небольшой группе стран, где проводимые с 90-х гг. XX в. административные реформы вполне можно оценить как успешные и результативные. Впечатляющий пример реформы, ориентированной па результат, — это «Хартия прав гражданина», предвыборная инициатива Джона Мэйджора по определению стандартов и гарантий социальных услуг, переросшая в общенациональную кампанию и ставшая образцом для подражания в других странах.

В результате административных новаций кабинеты Маргарет Тэтчер (премьер-министра Великобритании с 1979 по 1990 г.) и Джона Мэйджора (премьер-министра Великобритании с 1990 по 1997 г.) заставили каждое британское министерство проанализировать свои функции и определиться с тем, что следует делать: упразднить данную функцию, продать или передать ее выполнение по контракту, оставить как есть или создать исполнительское агентство. За 1988-1996 гг. в Великобритании было создано 126 агентств. Раз в три года или пять лет министерства решают судьбу каждого агентства заново, определяя, не следует ли его целиком или какие-то подразделения ликвидировать или реформировать.

Добавить комментарий