Виды производств в административном процессе

План:

Введение

1. Понятие административного производства и их виды

2. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

3. Производство по делам о поощрении

4. Дисциплинарное производство

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях реформирования административного законодательства России проблема законодательного закрепления административного производства. Это обусловлено отсутствием как единого нормативного акта, устанавливающего административную производственную деятельность, так и конкретных предложений по реформированию административно процессуальной деятельности.

На сегодняшний день главнейшей задачей является разработка законодательных актов, устанавливающих административно — процессуальные нормы, которые регламентируют реализуемые на практике производственные процедуры. Решение этой проблемы будет способствовать совершенствованию производственных процедур и достижению более быстрой реализации законных интересов и прав граждан, и привлечение их к ответственности за неправомерные действия.

Административное производство предназначено для реализации статуса всех субъектов административного права. Оно многофункционально и способствует управленческим, регулятивным, защитным и иным действиям. Целью данной курсовой работы является выяснение понятия, сущности и видов административного производства.

Исследованием и изучением норм регулирующих административное производство, разработкой вопросов по улучшению их реализации и совершенствования занимаются – Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, В.Д. Сорокин, И.Ш. Килясханов и др.

1. Понятие административного производства и их виды

1. Административное производство является частью административного процесса. В частности административное производство — это процедура разрешение административных споров. Выделяются следующие виды административных производств: по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, заявлениям, обращениям граждан. Признавая административное производство частью административного процесса, Д.Н. Бахрах определяет его как «особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм» и предлагает следующую классификацию видов производств: в административно-правотворческом процессе: по принятию актов Правительством Российской Федерации; по принятию актов центральными федеральными органами исполнительной власти; по принятию указов и других актов главами исполнительной власти субъектов Федерации и др.

2. в административно-правонаделительном процессе: по комплектованию личного состава; по распределению ресурсов; по выдаче разрешений; по регистрации; надзорные и др.

3. в административно-юрисдикционном процессе: по жалобам граждан; по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное; исполнительное; по применению мер административного пресечения.

В классификации В.Д. Сорокина выделяются следующие виды административных производств:

1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;

2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;

3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;

4. производство по организационным делам в аппарате государственного управления;

5. производство по делам о поощрениях в сфере государственного управления;

6. производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления.

В качестве основания своей классификации В.Д. Сорокин использовал характер индивидуально-конкретных дел, то есть комплекс наиболее существенных свойств, присущих данной группе дел и требующих в связи с этим специфической процедуры их разрешения

Являясь сторонником трактовки административного процесса как юрисдикционной деятельности, М.Я. Масленников выделяет три вида производств в сфере административной юрисдикции: производство в органах административной юрисдикции первой инстанции; ускоренное; в органах административной юрисдикции второй инстанции. Эти производства он называет общими, дополнительно уточняя, что они осуществляются в отношении граждан (физических и должностных лиц) по правилам КоАП. Кроме того, М.Я. Масленниковым выделяются особые виды производств. К ним он относит производства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляемые на основе специальных нормативных правовых актов по делам о нарушениях: 1) таможенных правил; 2) земельного законодательства (осуществляется органами по земельным ресурсам и землеустройству); 3) земельного законодательства (осуществляется органами охраны природных ресурсов); 4) земельного законодательства (осуществляется органами Госстроя); 5) лицензионной деятельности на транспорте (осуществляется органами Ространсинспекции); 6) правил дорожного движения (осуществляется органами ГИБДД); 7) санитарных правил; 8) в области строительства; 9) антимонопольного законодательства; 10) прав потребителей; 11) законодательства о рекламе; 12) правил сертификации и стандартизации; 13) правил рыбоохраны; 14) прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; 15) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 16) в отношении юридических лиц за нарушения законодательства о выборах и референдумах и, наконец, 17) производство по делам о нарушении налогового законодательства

Административное производство в действиях ОВД

Административные производства в деятельности органов внутренних дел занимают важное место, поскольку они в процессе осуществления управленческой, административной деятельности рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан и принимают по ним решения. При этом работники органов внутренних дел обязаны руководствоваться правилами производства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан, строго и неуклонно соблюдать порядок и сроки их рассмотрения, внимательно относиться к обращениям граждан.

В сфере деятельности органов внутренних дел широко используется метод поощрения. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе, подвиги и усердие по службе к работникам применяется поощрение. Органами внутренних дел поощряются также граждане, оказавшие помощь милиции в выполнении возложенных на нее обязанностей. Поощрение осуществляется в порядке, установленном правилами производства по делам о поощрении. Представление к государственным наградам России в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации. Порядок применения к сотрудникам поощрения определен Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Наряду с поощрением в органах внутренних дел применяется дисциплинарная ответственность, на виновных налагаются дисциплинарные взыскания. Применение взысканий осуществляется по правилам дисциплинарного производства. Порядок наложения взыскания на сотрудников регламентируется вышеуказанным Положением о службе в органах внутренних дел. Так, согласно правилам Положения перед наложением взыскания от привлекаемого к ответственности должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости производится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца, соответственно, со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении в вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием оснований его наложения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. Взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения сотрудник, на которого было наложено взыскание, не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органов внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, мя болезни, а также время производства по уголовному долу или делу об административном правонарушении.

Если к сотруднику, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или взыскания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Последний имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства

Понятие и принципы административной юрисдикции

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения административно-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

  • претензии участников административно-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;
  • инициатива субъекта административной юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности);
  • инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Административно-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. принципе законности;
  2. принципе компетентности;
  3. принципе процессуального равенства сторон административно- юрисдикционного процесса;
  4. принципе соблюдения интересов государства и личности;
  5. принципе доступности и гласности административного производства для всех его участников;
  6. принципе состязательности при осуществлении административного производства.

Формой выражения административной юрисдикции является административное производство. Административное производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Административно-юрисдикционные производства

Существуют следующие виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство по нормам административного и административно-процессуального права;
  • производство по жалобам граждан;
  • согласительное производство.

Производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях — это процесс, который состоит из последовательности процедур по рассмотрению административных дел, вынесению и исполнению решений по ним.

Основанием производства по делам об административных правонарушениях являются:

  • совершение правонарушения (материальное основание) и составление протокола об этом компетентным органом (процессуальное основание);
  • возникновение ситуации административного спора в связи с постановлением органа административной юрисдикции (материальное основание) и принесение жалобы или протеста на постановление органа административной юрисдикции, рассмотревшего дело по первой инстанции (процессуальное основание).

Производство по делам об административных правонарушениях делится на: (а) процедурную стадию, т.е. совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного наказания на правонарушителя уполномоченным органом; (б) исполнительную стадию, которая представляет собой производство по наложению того или иного вида административного наказания и производство по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба.

Производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения. Данное производство состоит из:

  1. стадии решения вопроса о применении мер административного пресечения или административно-предупредительных мер;
  2. стадии применения мер административного пресечения или административно-предупредительных мер и процессуальное оформление такого применения;
  3. стадии обжалования применения указанных мер.

Согласительное производство — это разрешение административно-

правовых споров между субъектом Российской Федерации и федеральной властью, между субъектами Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления субъектов Российской Федерации. Основой согласительного производства является процедура применения согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции Российской Федерации.

Статья 85. Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Административное производство по жалобам граждан. Административное производство по жалобам граждан — это порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел спорного характера на основании поданной гражданином жалобы и в интересах защиты его прав и интересов в сфере государственного управления.

Заявление жалобы является способом защиты и восстановления нарушенных прав граждан, предусмотренным конституцией.

Статья 33. Конституции Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Жалоба, подаваемая в органы государственного управления, порождает административно-правовой спор, в основе которого лежит претензия заявителя жалобы о том, что его права или законные интересы нарушены правовыми актами или действиями органов исполнительной власти или их должностными лицами.

Стадии административного производства по жалобам граждан:

  1. возбуждение производства по жалобе;
  2. установление фактических обстоятельств дела по жалобе;
  3. рассмотрение жалобы по существу и принятие по ней решения;
  4. обжалование или опротестование решения по жалобе;
  5. исполнение решения по жалобе.

Дисциплинарное производство. Дисциплинарное производство — это порядок совершения действий уполномоченных субъектов, направленных на привлечение лиц, виновных в совершении правонарушения в виде дисциплинарного (служебного) проступка к дисциплинарной ответственности путем применении к лицам, совершившим данное правонарушение, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий.

Пример дисциплинарного (служебного) проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность заключается в претерпевании лицами, совершившими дисциплинарный проступок, лишений и ограничений личного либо имущественного характера.

Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В данный период времени не включается время болезни работника (государственного служащего) или пребывания его в отпуске.

Структура процесса – это совокупность (система) производств. Этот подход соответствует широкому пониманию процесса. Узкое понимание процесса – в позитивной деятельности осуществляются процедуры различных видов, а производства – только юрисдикционные. Таким образом, классификация зависит от того смысла, который вкладывается авторами в понятие процесса.

Но: КоАП РФ производством называет конкретный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект административно-процессуального кодекса, разработанный по инициативе Верховного Суда РФ, исходит из традиционного понимания: процесс – это судопроизводство по гражданским, уголовным или административным делам.

Виды производств выделяются в зависимости от позиции авторов.

1. Козлов Ю.М.

Виды административно-процедурных дел:

— По изобретениям и открытиям, по патентам.

— По различным ходатайствам государственных и негосударственных формирований.

— По административному надзору.

— По применению принуждения (кроме ответственности)

— По приему на службу.

— По приватизации имущества.

— По поощрениям.

— По лицензированию.

— Регистрационное производство.

— Разрешительные процедуры.

— Производство по подготовке правовых актов управления.

Виды юрисдикционных производств:

— Производство по делам об административных правонарушениях.

— Дисциплинарное производство.

— Производство по жалобам.

— Согласительное производство (споры между субъектами федерации и их органами.

2. В.Д.Сорокин – виды производств:

1. Производство по принятию нормативных актов.

2. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций.

3. Производство по административно-правовым спорам и жалобам.

4. Производство по организационным делам в аппарате государственного управления.

5. Производство по дисциплинарным делам.

6. Производство по делам о поощрениях.

7. Производство по делам об административных правонарушениях и применении принудительных мер в сфере государственного управления.

8. Регистрационное производство.

9. Лицензионное производство.

10. Исполнительное производство.

Т.е., предлагается 3 вида производств: 1 — правотворческое производство; 2 — ряд правонаделительных производств; 3 — несколько правоохранительных производств.

3. Осинцев Д.В. критикует В.Д. Сорокина за нарушение критериев классификации (взяты основания, сфера и методы).

Автором предлагается: правотворческое, правоприменительное и правореализационное производство.

1. Удостоверительные производства, завершающиеся особым административным актом, который опосредует режим объекта. Классификационное производство (принятие нормативных актов – классификаторов), производство по регистрации актов гражданского состояния, производство по делам о гражданстве, регистрации, квалификационное производство, производство по регистрации имущественных состояний, уведомительные производства. 2. Легализационные производства (правопризнающие) — нормотворческие, по легализации участия в политических структурах, по признанию соответствия деятельности качественным и количественным требованиям стандартов. 3. Разрешительные производства (завершаются административным актом), — лицензионные производства, специальные разрешительные – учредительное, поручительное, по предоставлению квот. 4. – новая группа – Правопредоставляющие производства – попечительское производство, инвестиционные производства. 5. Оперативно-распорядительные производства (внутриорганизационные), 6 – Обеспечительные производства (позитивные – убеждение, юрисдикционные – принуждение). Надзорное производство.

4. И.В. Панова административный процесс делит на три вида: административно-нормотворческий, административно-правонаделительный и административно-юрисдикционный.

а) виды производств административно-нормотворческого процесса:

1. По принятию актов Правительства РФ;

2. По изданию нормативных актов федеральных министерств и иных специально уполномоченных органов;

3. По принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ;

4. По изданию локальных актов.

б) виды производств административно-правонаделительного процесса: (или оперативно-распорядительного процесса):

1. Производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;

2. Разрешительное производство;

3. регистрационное производство;

4. Учредительное производство;

5. Производство по комплектованию личного состава, кадровое производство;

6. Административно-договорное производство;

7. Приватизационное производство.

в) административно-юрисдикционный процесс:

1. Исполнительное производство (исполнение актов с применением мер принуждения);

2. Административно-процессуальное производство (меры принуждения, не являющиеся наказаниями);

3. Дисциплинарное производство;

4. Производство по жалобам;

5. Производство по делам об административных правонарушениях.

Добавить комментарий