Возникновение и развитие российской государственности

6. Зарождение российской государственности

В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности, связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне, словене, древляне, кривичи и другие), объединенные в раннефеодальное государство, заняли всю современную европейскую часть России. Государство Древняя Русь было признано Византией и другими соседними государствами (Польша, Венгрия и др.). В 988 г. Владимир I принял христианство из Византии. При Ярославе Мудром в XI в. оформилась Русская Правда, свод норм древнерусского права.

В Древней Руси главой раннефеодальной монархии был великий князь киевский из рода Рюриковичей. Он опирался на боярство и дружину, но считался с позицией веча, народных собраний, действовавших в большинстве русских городов. Наряду с княжеской дружиной во время крупных военных конфликтов собиралось народное ополчение.

Земля, водные ресурсы, леса и другие богатства в Древней Руси считались собственностью государства. Землю как главную ценность великие князья за службу передавали в частную собственность. Князья и бояре становились вотчинниками, передавая землю (свой феод) как частную собственность от отца к сыну. На земле работали как свободные общинники, так и зависимые люди (закупы, рядовичи, холопы).

Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины, старосты, общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.

Купцы, торговцы, ремесленники играли важную роль в жизни многочисленных русских городов: Новгорода, Пскова, Киева, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка и других.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи. С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое. К XII в. сложилась самобытная русская художественная культура. От домонгольского периода сохранились Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, храмы во Владимире и Суздале, творения русской литературы — «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.

Древнерусские земли даже в период феодальной раздробленности (с конца XI в.) сохраняли широкие международные связи, в основном с европейскими странами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глава 3. Особенности становления государственности в России и мире

3. Возникновение государства — начало истории

История человечества началась с формирования современного вида человека — Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.

Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.

В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) — 45 000–8000 лет до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, — 8000–3500 лет до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, — 3500–600 лет до н. э.

4. Период античных государств — 600 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.

Политогенез, складывание государств — длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.

Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вопрос появления и развития государственности на Руси является актуальным во все времена. Именно на эту тему написано и опубликовано огромное количество научных трудов. Хотя вопросов, на которых дать ответы еще много, например, определить точную дату появления государственности на территории России невозможно. Мнения ученых здесь разделились, но большинство считают, что объединение произошло в IX веке, а вот на тему как это произошло, до сих пор ведутся активные споры.
Основными факторами способствующему данному процессу является:
— более совершенное развитие ремесла, складывания торговых отношений;
— укрепление внутренних связей в обществе;
— складывания внешних торговых связей;
Признаками образования государственности были:
— разрушение родовой общины и переход либо к соседской, либо к территориальной;
— появление властвующих и подчиняющихся лиц, становления аппарата власти;
— появление четкой налоговой системы.
Теории происхождения Древнерусского государства.
На сегодняшний момент большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство возникло благодаря длительному внутреннему развитию. Но есть ряд неточностей, прояснить которые пока невозможно, например, кто сыграл большую роль в объединении, какую роль сыграли норманны, что значит название — Русь, первая правящая династия Рюриковичей, откуда пошла? В большей степени ответить на эти вопросы однозначно не предоставляется, а все потому, что письменных источников об этом времени практически не существует. Но в целом можно выделять ряд теорий, который на сегодняшний день считаются самыми популярными:
1) Норманнская (или варяжская) теория. Популярной в России она стала примерно в 30 -40 годы XVIII века, благодаря таким известным личностям, как Иоганн Байер, Герардт Миллер и др. Главная идея этой теории состоит в том, что государственность на Руси возникла только благодаря варягам, а именно призванию Рюрика. По мнению продолжателей, славяне в силу своей сильной отсталости не могли сами создать государственность, за них это сделали варяги. Кстати варяги это те же норманны, у них одна земля – Скандинавия. Вождем варягов стал Рюрик, которого и считают основателем первой правящей династии. Общий итог этой теории в том, что именно чужеземцы не только создали государственность славянам, но и оказали значительное влияние на их культурные ценности.
Основные аргументы:
— сюжеты из главного источника этой эпохи – Повести временных лет, Нестора — летописца. А конкретно легенда о призвании жителями Новгорода Рюрика в 862 году;
— первые русские князья носили имена на Скандинавский лад – Ольга, Игорь;
— по — фински название Швеция очень напоминает «Русь»;
2) Антинорманская (или автохтонная) теория. Основателем этой теории считается М.Ломоносов. Продолжателями – Н.Костомаров, М Грушевский. Михаил Ломоносов долгое время изучал норманнскую теорию и пришел к выводу, что да, факт призвания варягов отрицать невозможно, но вот самих варягов он рассматривал в другом ключе. Он их относил к племенам прибалтийских славян, из чего получается, новгородцы обратились к своим же за помощью. Последователи данной теории предположили, что норманны (истинные скандинавы) в этот период сами переживали не лучшие времена, их уровень развития был не достаточен, чтобы создать государственность на своих территориях, а тем более на других. Было установлено, что процесс формирования Древнерусского государства неумолимо связан с резким экономически – социальным подъемом в веке.
Основные аргументы:
— Термин «Русь» связано с Украинской территорией, а название, скорее всего, пошло от рек, которые там протекают это – Руса, Рось.
— На Скандинавских землях не обитали племена «Русь», нет ни одного упоминания о таковых в сохранившихся письменных источниках.
— Имена на скандинавский манер не говорят о том, что русы имели отношения к шведам, дипломаты – норманны скорее всего были лишь некими временными представителями русских князей.
— Известный исламский писатель, творивший в это время, в одном из своих произведений точно упомянул, что славяне это и есть русы.
— Археологические раскопки не подтверждают варяжского присутствия.
3) Ирано – славянская теория. Эта теория предполагает существование двух видов руссов – русы – ободриты (прибалтийские племена) и русы – жители Причерноморья. Так вот ильменские племена в один момент пригласили руссов – ободритов, произошло их слияние и в результате чего появилось государственное объединение и получившие название Русь, что в переводе и есть сближение руссов. Данной гипотезой вплотную занимались – А. Рогов, Б. Флоря.
4) Кельтско – славянская теория. В этом варианте вмешательство норманнов полностью не отрицается, правда факт признания варягов подвергается ложности. Приверженцы данной теории историки предполагают, что жители Новгорода в один момент обратились за поддержкой к варягам, но к варягам славянского происхождения. Само название Русы,по их мнению имеют кельтские корни.
5) Компромиссная теория. Есть еще одна теория, которая попыталась связать два противоположных мнения норманистов и антинорманистов, она получила название – компромиссионной. Основоположником ее стал Ключевский, он доказал, что варяги, и славяне сыграли большую роль, но так же он высказал предположение, что на территории Руси в девятом веке были так называемые «городовые области», то есть некие торговые места, которые управлялись укрепленным городом. Норманнскими образованиями ученый считал – варяжские княжества. В определенный процесс округа и княжества слились в единое целое, и отсюда пошла третья сила – Великое единое княжество.
6) Хазарская теория. Сторонники этой версии и вовсе опровергают и славянское объединение, и варяжское вмешательство. Автор данной гипотезы иностранец, профессор престижного Гарвардского университета – Прицак. По его мнению, государственность сложилась в результате развития торговых отношений, благодаря этому факту в короткие сроки сложился торговый совет в которые вошли племена разноязычных народов, вот из него в последствии и вылилось государственное объединение — Русь. Ученый тем самым доказывает в своих трудах, что сам термин «Русь» не этническое объединение, а некая подвижная социальная группа.
7) Индо – Иранская теория. Эта теория предполагает, что этноним «рос» появился намного раньше официальных версий. Данная теория увидела свет благодаря разработка М.Ломоносова, продолжатели считают, что народ «рос» впервые появился в начале VI веке, получается что «рос» имеет ирано –язычные (сарматские) корни. Данные выводы отчетливо прослеживаются в трудах О. Трубачева.
Слегка изменой эту версию предложил Вернадский, который изначально расположил русов на Кубань, он предположил, что название они получили из — за связей с роксоланами, которые в этот период были частью антов.
Итог.
Несмотря на современные технологии и разработки прийти к единому знаменателю по вопросу – как образовалось Древнерусское государство? у современных ученых, историков, профессоров не получается, каждая теория имеет основания иметь место быть.

Добавить комментарий