Юридические средства

В число основных задач юриста входит применение правовых средств (3 из 5). Это задача активного использования правовых средств для улучшения экономических показателей, обеспечение правовыми средствами исполнения договорных обязательств, обеспечение сохранности собственности, защит прав и законных интересов организации и ее работников. Защита также осуществляется правовыми средствами. Вводя задачу применения правовых средств, неоднократно повторяя это требования в ряде нормативных актов, законодательные органы не раскрывают содержание правовых средств, не дают понятия.

Для уяснения их сущности, надо учитывать, что концепция правовых средств возникает из объективного разделения методов правового регулирования на нормативное установление предписаний и запретов и издание дозволительных норм, управомочивающих на совершение юридических действий инициативного характера. Общая теория права строится на идее регулирования положений с использованием предписаний и запрещающих установлений. Что касается дозволений, то они лишь вскользь упоминаются без проведения их разбора. Теория права и плетущаяся в ее хвосте цивилистика не способны объяснить порядок реализации дозволительных установлений, служащих основой частного права. Остается нераскрытой величайшая социальная ценность дозволительного метода и проистекающих из него правовых средств. Здесь надо всегда помнить следующее: закон декларирует, что граждане и организации приобретают и осуществляют права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров и в определении любых не противоречащих закону, условий договора. Итак, на основании договора, стороны сами устанавливают свои права и обязанности, в своем интересе и своей волей. К этой деятельности неприменимы позитивистские картинки по реализации права путем соблюдения и исполнения норм. Здесь нужны другие объяснения. Пока единственной концепцией, достоверно объясняющей способы реализации правовых дозволений, служит теория правовых средств. Она была предложена лектором в начале 60-х годов в книге Гражданско-правовые средства и в докторской диссертации. Термин правовые средства вошел в научное обращение и был воспринят юридической теорией и практикой. В соответствии с инструментальной теорией права, мы обязаны выделять регулирующие инструменты ненормативного характера. Правовое средство — Бозон Хиггса частного права. Они выглядят как совокупности инициативных правовых действий. Они применяются субъектами для достижения правовых целей. Лишь при такой трактовке становится выполнимой задача активного применения правовых средств в предпринимательской деятельности. Только познание правовых средств дает возможности для раскрытия и реализации регулятивного потенциала частного права. Без концепции правовых средств, без инструментального подхода, цивилистика остается неполноценной доктриной, не способной понять, с какими инструментами она имеет ело и как обеспечить эффективное применение. Можно утверждать что торговый и гражданский оборот осуществляется преимущественно на основе правовых средств. Средства ГП образуют определенную систему, главной в которой является договор. Это обусловливается основанной на дозволениях возможностью субъектов создавать свои права и обязанности при посредстве договора . На основе договора, субъекты также предусматривают применение других, вспомогательных, средств, обслуживающих договорные отношения. Таковы меры ответственности. В договоре предусматриваются способы обеспечения исполнения обязательств. Залог, задаток, поручительство и иные. В том числе неупомянутые в законе: удержание, сохранение права собственности и тд. Здесь же можно назвать меры оперативного воздействия, которые широчайше применяются по инициативе субъекта. Наряду с этим имеется немало правовых средств, не связанных с договором, но служащих достижению разнообразных целей. Например, ЮЛ, с которым мыкается наша цивилистика. Для них, это всего лишь институт права, между тем, для практика,это правовое средство, основное назначение которого состоит в регулировании участия организаций в имущественном обороте. ЮЛ как правовое средство обладает рядом функций, что и породило множество видов ЮЛ. Предприниматели выбирают более пригодный вид ЮЛ, чтобы достичь определенной цели. Осуществлять контроль за использованием имущества и распределением доходов, сохранять право на внесенное в уставный фонд имущество и другие значимые цели. Цивилистика никогда не изучала эти функции, что ведет к неспособности использования возможностей данного правового средства. Гегель в Науке Логики писал, что функции выражают сущность объекта, если не выявлены функции, нельзя понять объект.

Имеется немало иных правовых средств, не сопряженных с договором. Лектор рассказывать о них не будет, отсылает к своей книге Гражданско-правовые средства.

В 1925 году СНК утвердил положение о юрисконсульте. Новое положение возложило на юриста задачу обеспечения законности в организации и обязала активно применять правовые средства. Тем самым, в распоряжении юриста, на их усмотрение, было передано применение гражданско-правовых средств. Применение правовых средств служит главным источником получения доходов и предупреждением потерь. Юрслужба, через применение правовых средств получила возможность резко повысить свою роль на фирме, свое влияние на результаты деятельности. Если главбух является значимым лицом потому, что у него в руках ключ от сейфа, то в руках юриста оказались источники, инструменты зарабатывания денег. Поэтому главное для нас, не ковыряться в нормах, поскольку они приходят и уходят, а постигать, что такое правовые средства и каковы эффективные способы их применения. Так формулируются наши основные задачи.

В условиях рыночного хозяйства перспективы влияния юристов на деятельность организации неизмеримо возросли. Яковлев, в качестве важнейшего изменения в РП, отмечает возрастание роли договора как регулятора экономической деятельности. Превращение договора в главное средство регулирования требует налаживания на фирме продуманной системы договорных связей и надлежащего исполнения обязательств. Это главенствующая после законности задача юриста. Именно здесь создаются предпосылки для последовательного улучшения экономических показателей. Возникает и производный эффект: если юрист держит на уровне договорную работу, он становится важной фигурой на фирме, его трудно заменить, также как главного инженера, налаживающего производственный процесс и поддерживающий его нормальный ход. Отсюда тактическая задача замыкать на себя организацию договорной работы. Это общий принцип. При организации договорной работы, следует изучать и использовать передовой опыт ее ведения, имеющиеся прогрессивные решения. Здесь можно выделить следующие группы обязанностей. Юристу следует выделять и согласовывать основные связи фирмы по профилю ее деятельности. В ходе такой работы, должны анализироваться перспективы развития самой фирмы и ее хозяйственных связей. С учетом этого, следует определять возможности установления новых связей и принимать меры к их налаживанию. Юрист обязан определять виды договоров, наиболее пригодных для организации связей. Он должен подбирать адекватные договорные модели и разрабатывать схемы договорных связей, обеспечивая при .том сокращения цепочек договоров. Высокую сложность и значимость представляет процесс выработки условий договора. Необходимо привлечение к их выработке наиболее квалифицированных специалистов основных служб фирмы. Остается эффективной практика создания на предприятиях договорных групп. Для этого выбираются и приказом руководителя утверждается состав договорной группы из ведущих цивилистов основных отделов: производственного, экономического, сбыта, бухгалтерии, транспортного и других. Определяется по одному основному участнику и заменяющему лицу на случай отсутствия оснований. Группа собирается для составления проекта договора или рассмотрения поступившего от контрагента проекта договора, либо проведения переговоров с представителями контрагента. Группа совместно рассматривает договорный документ, согласовывает более приемлемую редакцию текста или возражения по проекту, полученному от другой стороны. Такой порядок много рациональнее и продуктивнее чем практикуемое составление договора и возражений одним лицом с последующим визированием текста. Качественно по-иному должны формулироваться условия договоров: они должны основываться на тщательном анализе возможностей интересов фирмы в их исполнении. Такой анализ обеспечивается членами договорной группы. При необходимости, юрист, как ответственный за договорную работу, должен требовать проведения соответствующих расчетов и предоставления обоснований к проекту договора от экономической, производственно, маркетинговой служб. Нужно заставлять себя и других проверять исполнимость и выгодность каждого условия договора. Это одновременно предполагает недопустимость использования примитивных, шаблонных проформ договора. Важный и сложный участок договорной работы представляет урегулирование разногласий. Необходимо овладение техникой этой работы, а также привлечение руководителей и научение их приемам ведения переговоров. Наши руководители к этому ало подготовлены, считают переговоры делом недворянским и нередко сводят переговоры к застолью. Имеется небольшая литература по технике переговоров, она в основном переводная. «Переговоры без поражений». Отечественной литературы почти нет. Имеются работы по технике деловых бесед. Нужны именно методики переговоров по условиям контракта. В 2002 году издана книга «Переговоры по условиям договора», но она слабовата из-за недостатка практического опыты. Подготовка переговоров предполагает сбор сведений о контрагенте, собранные материалы должны позволять судить о возможности контрагента исполнить контракт, о его деловой надежности. Со своей стороны следует представлять партнеру документацию на свою продукцию: стандарт, зарегистрированный товарный знак, сертификат соответствия, данные об участии в конкурсах и выставках, таблицы сравнения показателей с аналогичной продукцией конкурентов образцы изделий. Важный момент состоит в привлечении к переговорам лиц, профессионально знающих проблему и глубоко владеющих информацией, способных ответить на любой возникающий вопрос. В любом случае необходимо участие юриста. Важный принцип переговоров: сосредоточиться на интересах, а не просто на намеченных позициях. Прежде всего, следует определять общие интересы сторон в деле. При обсуждении интересов, отыскивается решения, приемлемые для обеих сторон, а сами позиции могут меняться. Обсуждение должно строиться как поиск путей решения проблемы при наименьших затратах. Важны и сами способы достижения целей. Так, начинать всегда следует со взаимовыгодных вопросов, всегда стремиться переходить от простых вопросов к более сложным а не наоборот. Значимый моменты, которые способны выносить юристы, это придание тона справедливости. Здесь используются ссылки на соответствующие нормы закона, судебную практику, торговый обычай. Такая линия делает позицию стороны более весомой и повышает результативность переговоров. Успеху переговоров способствует предложение взаимовыгодных вариантов решений, а также уступок на принципе взаимности. Вместе с тем, практикуется соединение предложений в одном пакете, когда наряду с выгодными контрагент вынужден принимать и менее привлекательные условия. Возможны компромиссные решения, путем предоставления поэтапных уступок, распределенных во времени и взаимной последовательности. Решение фиксируется в юридически обязывающем документе — новом тексте договора, дополнительном соглашении, протоколе согласования разногласий и иных. Следует постоянно проводить линию на развитие долгосрочных связей. Долгосрочные договоры являются особыми правовыми средствами, обеспечивающими максимизацию прибыли за счет ряда факторов:

· значительное сокращение транзакционных издержек, возникающих при заключении разовых и краткосрочных сделок

· стабилизация и координация взаимосвязанной деятельности, создающая условия для устойчивого получения прибыли

· повышение экономического эффекта, за счет использования индивидуализированного оборудования для работы на определенного потребителя

В гражданском законодательстве оказались не учтены требования стратегии модернизации российской экономики, обеспечения ее инновационного развития. В изменениях к первой части ГК, несмотря на вопли и заклинания, оказались непредусмотренными меры по применению договора и другого инструментария для решения названных задач. Хотя обеспечение инновационных процессов другими средствами кроме договора практически невозможно. Нынешние модели хозяйственного развития требуют перехода на долгосрочные договорные отношения. На Западе, долгосрочные договоры получили широчайшее применение в качестве правовой основы модернизации производства. Они пришли на смену прежним моделям построения хозяйственных связей. В долгосрочных договорах стороны как правило инвестируют значительные средства на техническое перевооружение, обновление оборудования, освоение новых материалов и изделий, учитывающих запросы покупателя. В усовершенствованной первой части ГК в качестве долгосрочных договоров упомянуты лишь договоры с открытыми условиями, перекаченные из Унидруа, между тем открытые условия касаются лишь определения в будущем количества и цены товара. Главный аспект долгосрочных договоров — это согласование в них обязанностей производителей по модернизации производства, освоению новых технологий и материалов, одновременно должны предусматриваться условия по последовательном улучшении качества товаров, обновлении ассортимента, улучшения тары и упаковки. При нерешенности в ГК указанных вопросов нам никакая модернизация не грозит. Доля долгосрочных договоров в общей массе и наличие в таких договорах условий о модернизации производства — достоверный показатель уровня квалификации юрслужбы.

С учетом существенных колебаний условий деятельности должна предусматриваться возможность и порядок адаптации содержания договоров к меняющимся обстоятельствам. В следствие неурегулированности ГК порядка адаптации, кризис 2008-2009 годов отразился на экономике России болезненнее чем у других.

Юридические документы: понятие и виды

Понятие правовых документов

В современном мире документы играют значительную роль. Ранее документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию. Появление компьютеров документы не отменило. Напротив, новая форма документов (электронная) сделала документооборот более эффективным.

Как бумажные, так и электронные документы по содержанию могут иметь разный характер: текстовый, графический, видеографический, фотографический, изобразительный, звуковой.

Юридические документы (синоним: правовые документы) чаще всего существуют на бумаге.

Юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

Значение юридических документов

Значение юридических документов состоит в следующем:

  • с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения и т.д.) становятся объективированными и доступными для других субъектов права;
  • они позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, прочности их правового положения;
  • благодаря им юридическим действиям придается официальный характер.

Юридическая информация содержится не только в документах. Немалая ее часть документально не оформляется, а просматривается в действиях граждан, должностных лиц. Предположим, вы дарите какую-либо вещь подруге. Понятно, вещь переходит в ее собственность, но документ при этом не составляется. Или инспектор Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) жезлом показывает, что проезд по определенной части магистрали в данный момент запрещен. Неподчинение этому требованию грозит применением санкции.

Как видим, понятия «юридический акт» и «юридический документ» не совпадают. Однако издание юридических документов среди юридически значимых действий занимает в целом значительное место.

Можно попытаться установить удельный вес юридических документов в зависимости от сферы правового регулирования. Тогда получится, что их большая часть будет обнаружена в правоохранительной сфере. Удельный вес юридических документов снижается в сфере политики. В социальной области, возможно, их будет еще меньше (хотя здесь в основном идет распределение государственных средств, и поэтому юридические документы не теряют своей значимости).

В сфере экономики многое происходит без юридического документооборота (например, граждане часто заключают договоры в устной форме). Это общий взгляд на проблему. Вообще же юриспруденция — это не математика, и точные подсчеты здесь делать трудно. Однако это не означает, что надо вообще от них отказаться.

Признаки юридических документов

Признаков юридических документов несколько:

  1. они содержат юридически значимую информацию;
  2. изготавливаются в процессе юридической деятельности;
  3. основанием их издания является законодательство, волеизъявления граждан и организаций;
  4. они издаются (составляются) в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях);
  5. порождают юридические последствия, т.е. имеют обязательный характер (например, издание приказа о зачислении в вуз на дневное отделение дает право на приобретение льготного проездного билета и ни один кассир в метро не может отказать в оформлении такого билета);
  6. должны быть составлены по всем правилам юридической техники (структура, реквизиты и т.д.);
  7. могут иметь как документальную, так и электронную форму. Например, наличие чека устанавливается его предъявлением, но наличие акции может отражаться в электронном виде;
  8. предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера. В приведенном выше примере необходимость при каждой поездке доказывать, что гражданин имеет статус студента, способна поглотить массу человеческой энергии, которой уже, возможно, не останется для учебы.

Виды правовых документов

Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования (правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности). Проводя их классификацию, лучше ориентироваться на указанные выше стадии правового регулирования.

Юридические документы делятся на четыре вида:

нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юридических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права;

интерпретационные акты (или акты толкования). Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) производится практически всегда;

документы, фиксирующие юридические факты. Их особенность состоит в том, что они регистрируют различные фактические обстоятельства независимо от их использования в конкретных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т.п.).

Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

  • фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свидетельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об образовании, различного рода удостоверения и др.);
  • фиксирующие правовой режим объектов (технический паспорт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и проч.);
  • фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом состоянии);

Эти документы различаются в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Правительства РФ, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов РФ, их отделов и управлений и т.п.); документы правоохранительных органов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.

Система правовых актов представлена на схеме.

Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота

Надлежащее оформление, хранение, выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие установления законности в стране.

Вот почему государство, будучи не безразличным к нарушениям в сфере документооборота, устанавливает ответственность за следующие правонарушения, связанные с юридическими документами:

  • подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (ст. 19.23 КоАП РФ);
  • умышленная порча или утрата документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ);
  • подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
  • изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ);
  • изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);
  • фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);
  • служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292 УК РФ);
  • приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ);
  • фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета).

Осуществление правового регулирования предполагает наличие соответствующих правовых средств, при помощи которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение планируемых результатов.

Правовые средства — это инструменты правового воздействия, применяемые в целях достижения определенных результатов в процессе решения социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на текущем этапе политико-правовой истории и в обозримой перспективе — политико-правового развития.

В контексте сформулированного определения правовое средство тождественно инструменту, посредством которого осуществляется регулятивное воздействие права на общественные отношения.

Правовые средства многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования в различных видах юридической деятельности.

Классификация правовых средств осуществляется по различным основаниям.

1) По уровню решаемых в правовом регулировании задач могут быть выделены общие и специальные правовые средства.

Общие правовые средства служат для постановки основополагающих целей и определения круга задач правового регулирования. Как правило, эти средства напрямую в регулятивной деятельности участия не принимают. Вместе с тем принципиальная возможность задействования их в качестве инструментов непосредственного (прямого) действия сохраняется.

Пример

Часть 1 ст. 15 Конституции России определяет, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Специальные правовые средства используются для решения конкретных задач правового регулирования. При помощи специальных средств происходит достижение целей и решение задач, определенных при помощи общих правовых средств. В качестве специальных правовых средств выступают законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения актов общего характера и закрепляющие механизмы их реализации.

Пример

К числу нормативно-правовых средств специального действия относятся федеральные законы «О полиции», «Об оружии», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об образовании в Российской Федерации» и др.

2. В зависимости от сферы правового регулирования различаются правовые средства, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.

В сфере публично-правового регулирования в качестве правовых средств выступают властные предписания — императивные нормы, устанавливающие четкие, максимально конкретизированные правила поведения, в рамках которых минимизируется свобода выбора и которые обеспечиваются посредством государственного принуждения.

Средства публично-правового регулирования закрепляются в нормативно-правовых актах (законах и подзаконных актах). При этом законодатель четко оговаривает порядок, в рамках которого то или иное правовое средство может и должно применяться.

Пример

Часть 1 ст. 18 ФЗ «О полиции» определяет, что «Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В сфере частноправового регулирования наибольшее значение имеют средства консенсуального характера, право выбора и использования которых законодатель оставляет за субъектом, непосредственным образом заинтересованным в реализации своего законного интереса.

Средства частноправового регулирования закрепляются в договорных актах, обязательных к исполнению теми лицами, которые соответствующий договор заключили.

Пример

Пункт 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ определяет, что гражданские права и обязанности «возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему».

3. По форме выражения различают правовые средства, закрепленные в нормативно-правовых актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, юридических обычаях, правовых доктринах, а также правовые средства индивидуального правового регулирования.

Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.д.

Важнейшая функция правовых средств – это достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Юридические средства вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных — правомерные и предсказуемые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в процессе упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых факторов с факторами внеправовыми (моральными, политическими, организационными и т.п.), с одной стороны, а с другой — противоправными.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из чего выстраивается система права, ибо правовые средства унифицируют все те явления, из которых состоит право – юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.

Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

Общие признаки правовых средств:

1. Выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей.

2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, направленные на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений.

3. Сочетаясь определенным способом, правовые средства выступают основными работающими частями действия права, правового регулирования, правовых режимов

4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам.

5. Имеют юридическую силу и обеспечиваются государством.

Виды правовых средств:

1. В зависимости от степени сложности подразделяются на:

— первичные (элементарные);

— комплексные (составные).

Первичные это простейшие предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты.

Комплексные – это состоящие из простейший, т.е. договор, норма, институт, правовой режим.

2. По выполняемой роли делятся на:

— регулятивные (дозволения);

— охранительные (меры защиты).

3. По предмету правового регулирования на:

— конституционные;

— административные;

— гражданские;

— уголовные и др.

4. По характеру на:

— материально-правовые (рекомендации);

-процессуальные (иск).

5. По значимости последствий на:

— обычные (штраф);

— исключительные (смертная казнь).

6. По времени действия на:

— постоянные (гражданство);

— временные (премия).

7. По виду правового регулирования на:

— нормативные (установленные нормами права запреты);

— индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав).

8. По информационно-психологической направленности на:

— стимулирующие (льготы);

— ограничивающие (приостановление).

Добавить комментарий