Ювенальная политика

Государственная ювенальная политика России позволяет выделить принципы, на которых «базируется» ювенальное право. Правовое регулирование ювенальных отношений основывается на принципах ювенального права, под которыми следует понимать исходные положения, разъясняющие и закрепляющие объективные закономерности отношений, проявляющиеся в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних. Определение принципов ювенального права позволяет в настоящее время говорить о формировании ювенального права как отрасли российского права.

Известно, что с 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Значит и Конвенция о правах ребенка является частью российского законодательства. И хотя ее нормы не были инкорпорированы во внутреннее законодательство РФ, однако, подлежат применению. При возникновении противоречий конвенционных норм с нормами национального права, правоприменителем, отдается предпочтение первым.

Несмотря на то, что права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, охватывают, практически, все стороны жизни ребенка, среди них выделяются три фундаментальных права, которые можно рассматривать, как основу всей Конвенции о правах ребенка. Это – принцип «наилучших интересов», «защита от дискриминации» и «право на участие». В связи с этим Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев использует нормы Конвенции о правах ребенка во всех аспектах своей деятельности и подчеркивает значение такого своеобразного «треугольника прав».

Однако, например, Т.А. Титова предлагает выделить в качестве общих принципов обеспечения прав ребенка следующие:

— запрет дискриминации (ст. 2 Конвенции о правах ребенка);

— обеспечение наилучших интересов ребенка (ст. 3 Конвенции о правах ребенка);

— право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы и уважение этих взглядов (ст. 12 Конвенции о правах ребенка);

— права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении им его прав (ст. 5 Конвенции о правах ребенка).

Фундаментом Конвенции о правах ребенка, как пишет И.И. Котляр, являются 4 основных принципа: принцип не дискриминации (ст.2 Конвенции о правах ребенка); принцип приоритетности прав детей (ст. 3 Конвенции о правах ребенка), принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст.12 Конвенции о правах ребенка), принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие требует от государства приложения «максимально возможных» усилий для обеспечения нормальных условий для жизни детей.

Значение каждого из принципов в своей совокупности способствуют достижению цели – обеспечить «выживание и развитие» ребенка (ст.6 Конвенции о правах ребенка) в соответствии с принципом «наилучших интересов», который проявляется в двух аспектах применения: во-первых, в политике правительства, и, во-вторых, в решениях, принимаемых в отношении ребенка на индивидуальной основе.

Статья 3 Конвенции о правах ребенка содержит требование — «во всех действиях в отношении детей» государство уделяет первоначальное внимание «наилучшим интересам ребенка».

Международное сообщество закрепило принцип «наилучших интересов ребенка» в п.1 ст. 3 Конвенции, таким образом, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Принцип «наилучших интересов ребенка» является «краеугольным камнем Конвенции и означает, что, когда возникает конфликт интересов, наилучшим интересам ребенка должно быть уделено первоочередное внимание. В правовой, судебной и административной сферах такой подход требует создания новой установки при принятии решений».

В связи с этим на наш взгляд, государству стоит провести разграничения интересов ребенка, поскольку не всегда интересы ребенка совпадают с интересами взрослых. Кроме того, изучая последствия любых действий, касающихся или затрагивающих интересы ребенка, обнаруживается вмешательство и в интересы других групп населения, которые тоже надо учитывать. Таким образом, государство должно обеспечивать в лице своих государственных органов защиту наилучших интересов ребенка, не ущемляя интересы социума.

Для определения наилучших интересов ребенка принимаются во внимание многие факторы. Так, «желательность преемственности», в вопросах языка и культуры (ст. 20 Конвенции), сохранения семейных связей и гражданства (ст.8 Конвенции), а также пожелания самого ребенка, которые необходимо рассматривать в соответствии с его «возрастом и зрелостью» (ст. 12 Конвенции).

Следовательно, целью в определении наилучших интересов ребенка должна служить норма Преамбулы Конвенции о правах ребенка: «расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании».

Конвенция в специальных правовых нормах называет ряд обстоятельств, при которых должен быть соблюден «интерес ребенка». Среди таких положений можно выделить: усыновление (ст.21 Конвенции), отделение ребенка от взрослых в случае лишения свободы несовершеннолетнего (ст.37 «с» Конвенции), в результате разлучения ребенка со своими родителями (п.1 ст.9, п.1 ст.20 Конвенции), право поддерживать личные отношения с родителями (п.3 ст.9 Конвенции). Кроме того, интересы ребенка могут и не совпадать с интересами взрослых, а, иногда, и противоречить им, в таком случае государство должно разделить интересы различных затронутых групп социума.

Как определить критерий отбора обстоятельств в определении наилучших интересов несовершеннолетнего? Такой вопрос при создании ст. 3 Конвенции не ставился. По мнению Т.А. Титовой, оценочный характер понятия «наилучшие интересы» вполне оправдан, так как в каждом отдельном случае оно наполняется конкретным содержанием с учетом личности ребенка.

По мнению Ю.Ф. Моргун, сотрудника Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь, принцип «наилучших интересов» проходит красной нитью через весь текст Конвенции о правах ребенка, а каждая ее статья – своеобразная вариация на тему о наилучших интересах ребенка.

Ожегов С.И. толкует понятие «интереса» в двух значениях:

— внимание, возбуждаемое чем-нибудь;

— занимательность, значительность.

Содержание понятия «интерес ребенка», Российский законодатель не раскрыл, и классификацию интересов несовершеннолетних не определил.

Можно предположить, что ребенок, развивает свое сознание и жизненный опыт в семье, благодаря чему и реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. Можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется под воздействием воспитания родителей или других взрослых. Кроме того, родители должны сами выявить интерес ребенка и строить свое поведение с учетом обнаруженного интереса, а целенаправленное формирование интереса ребенка имеет большое значение в процессе воспитания и обучения. Однако, в семейной жизни трудно бывает определить подлинный интерес ребенка. В зависимости от возраста ребенка, от его развития интересы несовершеннолетнего будут различны. Можно выявить действительные (соответствующие реальному положению вещей в семье, в образовании, здоровье и т.д.) и мнимые (симпатии и антипатии в понятии ребенка вполне реальны) интересы ребенка. При осуществлении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с их интересами важно определить главный интерес, который может и не соответствовать истинному желанию ребенка. В данном случае следует использовать следующие критерии: объективный (совпадение интересов несовершеннолетнего с интересами общества, неразрывность их, и предопределение первых вторыми) и субъективный(отражает в содержании интереса личные качества индивида, то есть его наклонности, привязанности, симпатии и т.д.).

Интерес, возможно, рассматривать с точки зрения психологии, социологии, философии. Исследуем психологические и социологические аспекты этого понятия, для того, чтобы определить интерес в правовом аспекте: в правах и свободах ребенка.

Категория «интереса» выработана в истории социальной мысли для обозначения реальных причин общественных и индивидуальных действий, так как во всех сферах общественной жизни движущей силой деятельности людей являются в конечном итоге их интересы . Стимулом к деятельности служит и потребность. Между категориями потребности и интересы много общего. Однако между ними имеются и существенные различия.

Категория «потребности» применима ко всему живому, категория интереса – только к общественной жизни. Следовательно, категория интереса – социальная категория. Она – тоже потребность, но особого вида, социальная потребность, или потребность, обусловленная социальными условиями жизни.

«Содержание интереса составляет то, что объективно необходимо для жизни и развития общества, класса, человека, для удовлетворения его жизненных потребностей и нужд. Объективность интереса заключается и в том, что он существует независимо от осознания его субъектом-носителем. Осознание интересов ничего не добавляет к их содержанию, так как оно определяется условиями жизни людей» .

Объективность интереса, по мнению Г.Е. Глезерман, означает, что сама природа и положение данного субъекта (общества, класса, человека и т.п.) порождает у него определенные потребности и необратимо требует от него определенных действий для их удовлетворения, причем эта необходимость порождается не сознанием, а условиями его общественного бытия.

Как замечает Р. Гукасян, не следует, «что между интересом и сознанием нет никакой связи. Такая связь существует. Она проявляется, во-первых, в том, что интерес – категория социальная и существование его предполагает сознательную деятельность. Вне человечества интересы существовать не могут. Во-вторых, интерес может быть реализован только после осознания его носителем, через сознательную практическую деятельность. В процессе реализации объективных интересов достигается единство объективного и субъективного» .

«Реализация объективного интереса включает в качестве необходимого момента осознание интереса носителем в форме стремлений, желаний, мнений, идей, их превращение в идеальные побудительные силы социальных действий людей».

«Лишь осознанный интерес выступает как стимул, определенное побуждение к действию. Неосознанный интерес никаких стимулов породить не может. При этом интерес может отразиться в сознании людей не только в виде понятий, раскрывающих его содержание и побуждающих к сознательной деятельности за его удовлетворение, но и в виде инстинктивного влечения к какой-то цели» .

Не все потребности индивида являются интересами. Таковы физиологические потребности (например, потребность в пище). Интересы, как справедливо указывает А.С. Айзикович, — это социальные, то есть экономические, политические, духовные, потребности.

Незаметно-осторожно (тихой сапой) в Россию вползают ювенальные законы и практики. Одновременно на весь мир заявляется о приверженности к «традиционным семейным ценностям».

Давайте сначала разберёмся в терминах. Что такое ювенальная политика (ювенальная юстиция)? По большому счёту ювенальная юстиция вполне себе прогрессивный инструмент помощи ребёнку – правосудие, дружественное детям. В начале ХХ века, когда ювенальная юстиция вводилась во многих странах, такое правосудие было действительно весьма актуальным. Ведь в те времена маленького вора, укравшего с голоду булку хлеба, вполне могли отправить на каторгу (в Великобритании так и поступали).

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Кто заставил «дурака» расшибить лоб в конце ХХ века – вопрос отдельный. Но получилось то, что получилось: правосудие, дружественное детям, выродилось в ювенальную политику, направленную на разрушение традиционной семьи эпохи модерна (т.е. эпохи классического капитализма). В современных западных реалиях семья априори признаётся чем-то криминальным, а родители – «недоумками», готовыми то и дело совершать насилие над ребёнком. При этом насилием признаётся любое воспитательное воздействие родителей: ребёнка нельзя пальцем тронуть, нельзя громко возмущаться его поведением, ничего нельзя запрещать – ни конфетку перед обедом, ни просмотр порнографии, ни общение с подозрительными компаниями, ни курение, выпивку и наркотики, ни воровство, ни…, ни…, ни … . Всё это согласно ювенальным нормам относится к насилию над личностью ребёнка.

Ребёнка, которого родители подвергли физическому, психологическому, эмоциональному или иному насилию (то есть применили к нему воспитательное воздействие), необходимо из семьи изъять. И передать в СЕМЬЮ – приёмную. Профессиональную. В которой «родители» состоят «на зарплате» у государства. В которую НЕ передаётся вместе с ребёнком любовь к нему. А так называемые «фостерные» семьи в США, Великобритании и других странах даже обязаны сохранять дистанцию с воспитанником, чтобы он, не дай Бог, не привязался к временным «родителям». Институт фостерных семей пытаются ввести и у нас, как замену детским домам. Мол, «для уменьшения стресса» после изъятия ребёнка из родной семьи, его необходимо сразу же поместить в другую «семью» временного пребывания. А по сути институционально это будет тот же детский дом, только «на выезде» – ведь такие приёмные родители получают ЗАРПЛАТУ от государства, совсем как воспитатели в детском доме. Но, в отличие от воспитателей, не получают профессионального образования – только недолгие курсы приёмных родителей.

Отдельный вопрос – для чего нужно разрушение классической семьи эпохи модерна. Об этом я недавно писала.

Теперь о «традиционных семейных ценностях». По большому счёту юридического определения у этого термина нет. Что не мешает нашим политикам использовать его в своих заявлениях и даже в законотворчестве. Некое приближение к этому понятию даёт «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая 25 августа 2014 года Правительством Российской Федерации:

«К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым Концепцией, относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению».

Не могу отказать себе в удовольствии процитировать ещё несколько положений из Концепции:

«В основу государственной семейной политики Российской Федерации положены следующие принципы:

— самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;

— равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

— презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;

— ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

— партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

— дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

— единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей».

Ну просто сказочно написано. Если бы ещё все пункты Концепции выполнялись… Пока же у нас говорят одно, а делают совсем другое. Пока в России пытаются продвигать ювенальную политику в её западном варианте. Тем более что Совет Европы настаивает на принятии всеми его членами «СТРАТЕГИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА (2016–2021)» (к сведению: 28 февраля 2016 года исполнилось 20 лет со дня вступления Российской Федерации в Совет Европы). Эта Стратегия абсолютно проювенальная. И абсолютно несовместима с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации. То есть с провозглашённой в Концепции политикой сохранения традиционных семейных ценностей.

Хотя Россия отказалась безоговорочно принять к выполнению Стратегию СЕ в её целостном виде (тем более что она носит рекомендательный, а не законодательный характер), но часть законотворцев «взяла под козырёк». Государственная Дума невероятно быстро приняла законопроект №953369-6, направленный на декриминализацию ряда статей Уголовного кодекса. Но перед вторым чтением депутат Павел Крашенинников внёс в него поправки, дискриминирующие близких лиц по социальному признаку. Несмотря на мощные протесты родителей всей страны, Госдума приняла, Совет Федерации одобрил, а президент подписал закон №323-ФЗ 03.07.2016 г. Закон уже вступил в силу.

Теперь в статье 116 УК РФ близкое родство признано отягчающим вину обстоятельством: для посторонних людей статья была декриминализована, а для близких лиц наказание ужесточили. За «причинение физической боли, не повлёкшее кратковременного расстройства здоровья», то есть за шлепок или неизвестно откуда взявшийся у ребёнка синяк, родители гарантированно могут получить уголовную судимость. Ведь право примирения для близких родственников в этой статье тоже отменено.

В результате пришли к тому, что в УК РФ существуют теперь две противоречащие друг другу статьи: 115 и 116. По статье 115, преследующей за УМЫШЛЕННОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ, наказание определено МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ и сохранена ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМИРЕНИЯ СТОРОН, в отличие от наказания по статье 116 УК РФ за причинение физической боли БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ.

Такая практика законотворчества – это только вершина айсберга. Ювенальная политика в нашей стране уже много лет наращивает обороты. Чего только сто́ит давно повсеместно введённое «межведомственное взаимодействие», когда воспитатели в детсадах, учителя в школах, врачи в поликлиниках и больницах ОБЯЗАНЫ сообщать в полицию (КДНиЗП) обо всех синяках и травмах у ребёнка. А участковые полицейские вынуждены «расследовать» дела о синяках. С новой трактовкой статьи 116 УК РФ такие дела становятся очень удобным и лакомым средством для улучшения статистики раскрытия преступлений. Ведь теперь по закону близкие лица не могут примириться, а значит, уголовное дело гарантированно дойдёт до суда.

«Родительское Всероссийское Сопротивление» уже столкнулось со множеством случаев неправомерного изъятия детей из семьи. Многим семьям удалось помочь. Но ювенальная политика в России становится всё более настойчивой и неотвратимой. Именно поэтому родительская общественность обращается к президенту В.В.Путину с просьбой остановить внедрение в стране ювенальных законов и практик. И встретиться с представителями общественности для обсуждения мер, которые могут остановить ювенальный беспредел. РВС проводит по всей стране пикеты и собирает под Обращением подписи неравнодушных граждан, чтобы Президент смог увидеть, насколько люди в России озабочены ювенальным подходом к семейной жизни. Хотя в Концепции государственной семейной политики прописана презумпция добросовестности родителей, однако она сплошь и рядом нарушается на практике.

Призываем всех граждан, неравнодушных к судьбе своей семьи и своих детей, к судьбе России, присоединиться к протесту против внедряемой в стране ювенальной политики. Распечатайте Обращение к Президенту (ссылка выше), соберите подписи у ваших родных и знакомых, передайте их в ближайшее отделение РВС. Ведь крайними для ювенальной юстиции всегда оказываются родные люди, ВАША семья и ВАШИ дети.

1.4. Ювенальная политика

Ювенальная политика является составной частью государственной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государством гарантируется поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 Конституции РФ).
Политика (от греч. politike — искусство управления государством) применительно к термину «ювенальный» (от лат. guvenis, gunior — младший, молодой, юный) означает государственное управление в социальной сфере, связанной с обеспечением интересов общества по защите прав детей.
Основными и наиболее эффективными средствами ювенальной политики являются правовые средства.
Правовое обеспечение ювенальной политики основывается на:
— общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся при заключении соответствующих международных договоров составной частью правовой системы Российской Федерации;
— Конституции РФ;
— федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
— законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Наиболее значимыми международными правовыми актами для ювенальной политики являются:
— Женевская декларации прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г.;
— Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи;
— Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г. и провозгласившая десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей;
— Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., которая значительно расширила и детализировала основные права ребенка, определив направления и содержание ювенальной политики государств-участников, присоединившихся к Конвенции;
— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;
— Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;
— Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. и др.
Из российского законодательства, определяющего государственную ювенальную политику, следует особо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», который установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:
1) законодательное обеспечение прав ребенка;
2) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;
3) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
4) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей, что вполне соответствует понятию «ювенальная политика», а именно:
— защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
— недопущение их дискриминации;
— упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;
— реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.
Содержание и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем:
1) установление основ федеральной политики в интересах детей;
2) выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
3) формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.
4) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
5) исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
К содержанию и полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:
— реализация государственной политики в интересах детей;
— решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установил основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также определил перечень субъектов, входящих в систему данной деятельности:
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— органы управления социальной защитой населения;
— органы управления образованием;
— органы опеки и попечительства;
— органы по делам молодежи;
— органы управления здравоохранением;
— органы службы занятости;
— органы внутренних дел.
Эти субъекты не следует путать с субъектами ювенальной государственной политики, так как они относятся к определенной сфере реализации ювенальной политики, а именно, сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ювенальная политика тесно связана с молодежной политикой, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, то есть лица в возрасте от 14 до 30 лет (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»).
Ювенальная политика в сравнении с молодежной политикой охватывает более широкий временной период: до рождения и от рождения до восемнадцатилетнего возраста, включая в себя более широкие общественные отношения по правовой защите самого ребенка, семьи, организации процесса благополучного развития детей, по предупреждению совершения ими правонарушений и т.д.
В молодежной политике основной акцент сделан на приобщение молодежи к социальной, экономической, политической и культурной жизни общества, их включение в общественно полезную деятельность.
Ювенальная политика имеет свой смысл и целеполагающий компонент только тогда, когда она органично входит в социальную государственную политику. Реализация права на рождение новых поколений и их благополучное социальное развитие целесообразно лишь при условии наличия заинтересованности общества и государства в личности взрослого человека и обеспечения его достойной старости. Для этого должны быть решены вопросы развития экономики (промышленности и сельского хозяйства), трудоустройства и достойной оплаты труда, медицинского обслуживания и социального обеспечения и многое другое.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Обосновать необходимость создания научной и юридической отрасли «ювенальное право».
2. Объект и предмет науки ювенального права, ее цель, задачи и методология.
3. Ювенальное право как комплексная отрасль российского права, предмет, задачи, система и институты.
4. Методы правового регулирования ювенального права.
5. Содержание учебной дисциплины ювенального права, методология преподавания и значение для будущих учителей права.
6. Ювенальная политика и ее содержание

Добавить комментарий