Задачи охраны земель

Охрана земель — система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и земле восстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природно-ресурсным законодательством, законодательством о сельском хозяйстве.

Цели охраны земель:

  1. предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них;
  2. обеспечить улучшение и восстановление земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охране как главный природный объект — основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в том числе от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Мероприятия по выявлению нарушенных земель, по их восстановлению и охране проводятся органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Содержание охраны земель. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель. ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки, к ним, в частности, относятся:

  1. сохранение почв и их плодородия;
  2. защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.;
  3. защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-поразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель;
  4. ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;
  5. сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  6. рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельный надзор » Цели охраны земель

Согласно Конституции РФ земля – основа жизнедеятельности народов, которая нуждается в постоянной охране. В целях выполнения данной нормы в Земельном кодексе России предусматривается статья, содержащая в себе правила осуществления охраны земель и ее виды.

Согласно Конституции РФ земля – основа жизнедеятельности народов, которая нуждается в постоянной охране. В целях выполнения данной нормы в Земельном кодексе России предусматривается статья, содержащая в себе правила осуществления охраны земель и ее виды.

Понятие охраны земель

Под понятием охраны земель подразумевается осуществление мер по охране данного объекта недвижимости путем применения различных правовых средств, среди которых установление различных прав и обязанностей для каждого землепользователя, будь то физическое или юридическое лицо. Как правило, под подобными правами и обязанностями законодатель подразумевает введение запретов и дозволений.

Так, к примеру, на законодательном уровне допускаются меры поощрения для собственников, с заботой владеющих своими участками. В то же время на уровне нормативно-правовых актов, содержащих в себе законодательство о земле, устанавливаются определенные нарушения за нарушения правил землепользования.

Правовое регулирование использования и охраны земель

Правовой режим использования и охраны земель осуществляется на основании нескольких законодательных документов, среди которых:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Экологический кодексРФ;
  • акты, принятые на уровне федеральной власти, содержащие в себе нормы по охране окружающей среды, установленные вышеперечисленными Кодексами.

Правовая охрана земель

Под правовой охраной земель подразумевается определенная система, включающая в себя нормы, направленные на обеспечения рационального пользования участками, на сохранение и повышение плодородности почвы, на защиту от их истощения и последующего разрушения.

Правовая охрана осуществляется за счет комплексного подхода к различным угодьям, которые определяются в качестве сложного природного образования. В ходе подобной охраны происходит выполнение нескольких целей:

  • предотвращение деградации участков в ходе их загрязнения, захламления и нарушения в период активного хозяйственного использования;
  • обеспечение восстановления участков, если они были нарушены при использовании.

Кроме вышеперечисленных целей, на законодательном уровне действует еще одна, прямо не оговоренная задача по охране окружающей среды, пришедшая в современное российское право со времен СССР: создание механизма учета и последующей проверки общего экологического состояния каждого отдельного участка земли.

Для выполнения поставленных целей на законодательном уровне выделено два комплекса мер:

  • Комплекс, имеющий принудительно-восстановительный характер. Сюда можно отнести кадастровый учет, мониторинг земель.
  • Комплекс, предусматривающий юридическую ответственность. Применяется только в случаях нарушений земельного законодательства.

Цели охраны земель по земельному законодательству РФ

Согласно земельному законодательству целями охраны земель являются:

  • Защита земель от деградации. В данном контексте это понятие обозначает загрязнение объекта, его захламление и прочие негативные воздействия на землю, препятствующие возможности проведения на ней хозяйственной деятельности.
  • Проведение определенных мер, направленных на восстановление и последующее улучшение земель, которые были подвергнуты нарушениям и прочим негативным воздействиям в ходе проведения на них какой-либо хозяйственной деятельности.

Ликвидация и предотвращение загрязнений окружающей среды

Согласно законодательству ликвидация и предотвращение загрязнений в окружающей среде происходит путем:

  • разработки соответствующих предложений.
  • проведения районирования земель.
  • определения точных границ участков, которые могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам для ведения хозяйства.
  • выделения отдельных земель в специальные фонды.
  • разделения категорий по видам.

Данные меры установлены в Земельном кодексе РФ и Законе об охране окружающей среды.

Прекращение деградации земель

Цели и содержание охраны земель заключаются не только в необходимости прекратить деградацию, но и повысить общий уровень плодородности земель сельскохозяйственного назначения, а для этого требуется использовать определенный комплекс агротехнических мероприятий. К примеру:

  • использовать в работе современные технологии.
  • применять в ходе деятельности минеральные и органические удобрения.
  • активно пользоваться средствами, направленными на защиту растений.

Отдельное внимание стоит уделить проведению мероприятий, направленных на рекультивацию ранее разрушенных земель.

В данный момент к правовым формам борьбы с деградацией земель, предназначенных для ведения хозяйственной деятельности, относятся следующие меры:

  • проведение экономического стимулирования.
  • контроль, осуществляющийся специально уполномоченными на это органами.
  • проведение постоянного мониторинга земель, позволяющего контролировать их сохранность и пригодность к использованию.
  • планирование и прогнозирование уровня сохранности земель.
  • осуществление кадастра.

В частности, земельный кадастр, являющийся своеобразной информационной базой данных обо всех имеющихся ресурсах, позволяет осуществлять разработку обоснованного и потому эффективного комплекса мер, необходимых для предотвращения деградации.

Правовое обеспечения рационального использования земель

Обеспечение рационального использования осуществляется путем проведения целого комплекса мер, заключающихся в стимулировании целевого использования участка владельцами, собственниками и арендаторами:

  • Платность пользования. Данный стимул по праву признается одним из наиболее значимых, ведь он позволяет отказаться от приобретения ненужной земли, а при покупке — пользоваться своей собственностью рационально.
  • Применение всевозможных льгот и предоставление преимуществ землепользователям, рационально владеющих своей собственностью.
  • Применение разнообразных последствий негативного характера к лицам, которые осуществляют пользование своими участками нерационально. В частности, если участок земли не использовался в течение трех лет, он может быть изъят.

Помимо этого, на законодательном уровне отдельно выделяется задача, заключающаяся в сведении к минимуму условий, которые прямо или косвенно способствуют нерациональному использованию участков, находящихся в собственности.

На законодательном уровне закрепляется возможность оперативного пресечения возможности нерационально использовать участок.

Кроме этого, отдельно в нормативных актах выделяется установление возможности, закрепленной на правовом уровне, на устранение последствий нарушения принятых правил по рациональному пользованию участками.

Предотвращение истощения, порчи земель и почвы и их последующего уничтожения

Чтобы выполнить все требования законодательства, а следовательно, предотвратить истощение, порчу или ликвидацию принадлежащего ему на праве собственности, владения или аренды участка, человек обязан:

  • проводить разнообразные мероприятия, главная цель которых заключается в сохранении почв и их плодородия;
  • защищать земли от различного вида нарушений, таких как ветряная эрозия, потопы, заболачивания, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение почвы разнообразными веществами с химическим или радиоактивным составом;
  • препятствовать росту деревьев и кустарников на участках земли, предназначенных для ведения на них сельского хозяйства;
  • препятствовать деятельности вредных животных и растений, способных своими действиями причинить вред посадкам на землях сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидировать любые последствия, возникшие в результате загрязнения земель;
  • способствовать сохранению допустимого уровня мелиорации почвы;
  • проводить мероприятия по рекультивации земель, восстановлению исходной плодородности почв;
  • сохранять исходный уровень плодородности почв, при необходимости – исключить проведение работ, так или иначе нарушающих исходную сохранность земель.

Данные мероприятия позволяют собственнику избежать истощения и порчи почвы на своем участке.

Охрана земель — система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и земле восстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природно-ресурсным законодательством, законодательством о сельском хозяйстве.

Цели охраны земель:

  1. предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них;
  2. обеспечить улучшение и восстановление земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охране как главный природный объект — основа существования общества и всей экосистемы.

Содержание охраны земель.Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель.

ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки, к ним, в частности, относятся:

  1. сохранение почв и их плодородия;
  2. защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.;
  3. защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-поразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель;
  4. ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;
  5. сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  6. рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот.

Земельные правоотношения — понятие и виды

Конец формы

Любое правоотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике.

Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Земельные правоотношения — общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Для любого правоотношения, в том числе и земельного, характерны следующие признаки:

  • — это общественное отношение, которое обозначает собой юридич. связь между субъектами;
  • — возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они на-ходятся);
  • — это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  • — это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
  • — это отношение, охраняемое государством и составляющее основу гос. принуждения.

Любое земельное правоотношение состоит из трех необходимых элементов:

  • — субъектов;
  • — объектов;
  • — содержание правоотношения как совокупность прав и обязанностей участников этого отношения.

Особенность земельных правоотношений — РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах:

Добавить комментарий