Задачи по юридической технике с ответами

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Основоположник учения о юридической технике

И. Бентам

Р. Йеринг

Ш. Монтескьё

+Ф. Бэкон

Само понятие «юридическая техника» впервые сформулировал …

Шарль Луи Монтескье

Иеремия Бентам

+Рудольф Йеринг

Фрэнсис Бэкон

Организацию церковной власти, её отношения с светской властью регулирует … право.

феодальное

манориальное

городское

+каноническое

Правовая система, регулировавшая порядок землевладения и взаимоотношения между собственниками земли — … право.

церковное

полицейское

крепостное

+поместное

Система правил поведения, регулировавшая отношение населения с властью и знатью, права и свободы горожан – это … право.

поместное

крепостное

церковное

+полицейское

Система правил поведения, регулировавшая отношения между крестьянами и помещиками, жизнь феодального поместья, отношения внутри крестьянской общины, а также сельскохозяйственное производство – это … право.

поместное

церковное

полицейское

+крепостное

Сословные правовые системы, действовавшие в традиционном обществе

+феодальное право

+манориальное право

буржуазное право

ремесленное право

+каноническое право

+торговое право

религиозное право

Правовые семьи

Романо-скандинавская

Германо-скандинавская

+Романо-германская

+Англо-саксонская

+Семья религиозного права

+Семья обычного (традиционного) права

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Особенности семьи религиозного права

+Она основана на теологических представлениях о праве, согласно которым основным творцом права является Бог, а не общество и не государство

+Основным источником права являются религиозные тексты

Деление права на частное и публичное

Основным источником права является нормативный правовой акт

+Важное место в системе источников права занимает юридическая наука

Деление права на отрасли

Право основано на идее приоритета прав, а не обязанностей человека и гражданина

+Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений

Особенности семьи обычного права

Основным источником права является правовой прецедент

Правовые прецеденты не признаются в качестве источников права

Юридическая наука является источником права

+Основными источниками права являются правовые обычаи, для которых характерна их множественность и консерватизм

+Обычаи регулируют в основном отношения групп, сообществ, а не отношения между индивидами

+Органы судебной власти при решении конкретных юридических дел руководствуются, прежде всего, идеей примирения, восстановления мира и согласия в общине и во взаимоотношениях между общинами

+Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они регулируют в основном отношения городского населения

Особенности англо-саксонской правовой семьи

Основным источником права является нормативный правовой акт

Чёткое деление права на отрасли

+Она сформировалась на основе и в результате экспансии общего права Великобритании

+Отсутствует деление права на частное и публичное

+Юридическая наука, как правило, не является источником права

+На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина

Ведущая роль в формировании права принадлежит законодательным органам

Особенности законодательной техники в традиционном обществе

Нормы сословного права имели универсальный характер

Письменные источники сословного права были систематизированы

+Сословное правовое регулирование осуществлялось фрагментарно

+На смену казуальному постепенно приходит абстрактный способ изложения правовых норм

+Нормативные предписания нередко вплетались в судебные решения

+Сословное право не имело официальных источников опубликования

Сословное право имело только устную форму своего выражения

Особенности законодательной техники в индустриальном обществе

Доминирующим остаётся казуальный способ изложения правовых норм

+Появляются новые субъекты правотворчества – король, а затем и парламент

+Нормативные правовые акты приобретают сложную структуру: помещаемы в них материал делится на главы, разделы, параграфы и т.д.

+Используются сложные приёмы юридической техники: определения правовых понятий; «расщепление» правовых норм на части; использование специальных юридических терминов, правовых конструкций, правовых презумпций и т.д.

Низкий уровень системности права

Низкий уровень формальной определённости права

Особенности правоприменительной техники в традиционном обществе

Правосудие полностью отделилось от управленческой деятельности

В полную меру действовал принцип соразмерности санкций совершённому деянию

+Отсутствие профессиональных судей

+Не был установлен порядок принятия дел к рассмотрению

+Судебные заседания отличались неформальным характером

Действовал порядок обжалования вынесенных судебных решений

Особенности правоприменительной техники в древнем обществе

Правоприменение осуществлялось специалистами

+Доказательства, использовавшиеся в правоприменительной деятельности, характеризовались символичностью, демонстративностью, церемониальностью и красочностью.

+Судебные решения часто провозглашались от имени богов.

В судебный процесс начинало вводиться понятие вины.

Особенности законодательной техники в древнем обществе

Систематизированный характер

Архаичное право имело преимущественно письменный характер

+Правовые нормы были немногочисленны

+Право имело казуистический характер

+Широкое использование коллективных санкций

+Дифференциация санкций в зависимости от социального положения людей

Юридические документы …

издаются на основании юридических фактов

содержатся только на бумажном носителе

+издаются на основании нормы права

+издаются в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц либо правоспособности граждан и организаций

+должны быть составлены с соблюдением правил юридической техники

сами по себе не порождают правовые последствия

Содержательные правила – это …

правила подготовки и принятия правовых актов

оформление реквизитов правовых актов, позволяющих его идентифицировать

точность и ясность, доступность для понимания правовых актов

придание юридическим документам структурности

соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при выполнении отдельных её этапов позволяет достичь намеченной цели в процессе осуществления юристом профессиональной деятельности

+правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу

Общие логические правила

Точность

Доступность для понимания не только теми, кому непосредственно правовой акт адресован, но и теми, в отношении кого осуществляется превентивное, воспитательное воздействие

+Отсутствие противоречий между юридическими документами (частями документа)

+Согласованность различных правовых документов (частей правового документа)

+Единообразное понимание терминов

Ясность, простота, понятность текста правового документа

Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права

+Убедительность правовых документов

+Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов

Однородность правового регулирования

Реквизиты правового документа …

+признаки, необходимые для идентификации правового документа и его учёта

снижают качество документа и эффективность правового регулирования

+отражают официальный характер правового документа

+отличают правовой документ от множества других документов

необходимы для обеспечения эффективного усвоения правовой информации её адресатами

затрудняют определение степени важности документа

Содержательные правила юридической техники

Отсутствие противоречий между юридическими документами (частями документа)

+Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права

+Выбор правовой формы

+Правильный выбор отрасли права

Согласованность различных правовых документов (частей правового документа)

Единообразное понимание терминов

+Однородность правового регулирования

+Нахождение общественного отношения в сфере правового регулирования

Понятия «юридический акт» и «юридический документ» …

тождественны

+не тождественны, т.к. юридический акт включает в себя как документы, так и действия

не тождественны, т.к. юридический акт – это действие, а юридический документ – это письменная форма выражения юридического акта

Юридическая техника – это …

материальная отрасль права

процессуальная отрасль права

система практических навыков подготовки и принятия правовых актов и их систематизации

+отрасль знаний о приёмах, способах и методах ведения юридической работы и создания в её процессе различных юридических документов

+составная часть науки теории государства и права

Языковые правила юридической техники

Простота

+Точность

+Краткость

+Доступность

Понятность

Достоверность

Демократичность

+Ясность

+Отсутствие пафосности, декларативности

+Официальность стиля

Достаточность

Гуманность

Научный труд Р. Йеринга

«Новый органон»

«О духе законов»

«Тактика законодательных собраний»

+»Юридическая техника»

Особенности романо-германской правовой семьи

Характерно отсутствие иерархически построенной системы источников права

Основным источником права является правовой прецедент

+Главную роль в формировании права играет законодатель, который принимает нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой

+Она сформировалась на основе и в результате рецепции римского права

+Право делится на публичное и частное

+Юридическая наука и правовой обычай, как правило, не являются источниками права

Причины, по которым на стадии индустриального общества на передний план выходит абстрактный способ изложения правовых норм

Упрощение общественной жизни

+Увеличение объёма нормативного правового регулирования

+Развитие человеческого разума

Понижение способности разума к абстрактному мышлению

Виды юридической техники

Правораспорядительная

Правонаделительная

+Правотворческая

+Правореализационная

+Правосистематизационная

+Правоинтерпретационная

Правоохранительная

Способы юридической техники – это …

пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношения (например, человек, которого оскорбили вправе защищать себя в гражданско-правовом или уголовно-правовом порядке)

+сложная по содержанию деятельность, включающая совокупность приёмов (например, конструкция договора)

действия, способные повторяться при осуществлении какой-либо юридической деятельности (например, приём отсылок к другому нормативному правовому акту)

Содержание юридической техники

Содержательно-структурные правила

Процессуальные правила

+Содержательные правила

+Правила обеспечения логики права

+Структурные правила

+Языковые правила

Правила обеспечения точности и ясности слога

Стилистические правила

+Формальные (реквизитные) правила

+Процедурные правила

Нормативные правила

Юридическая тактика – это …

понятие, тождественное юридической стратегии

+линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели

совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные планы, прогнозы, программы юридической деятельности)

Верные положения

Юридические инструменты применяются, как правило, в произвольной последовательности

Она снижает эффективность юридической деятельности

Юридический инструментарий развивается в силу объективных закономерностей и не зависит от уровня развития общества и юридической науки

+Юридическая техника представляет собой совокупность юридических инструментов (средств, приёмов, способов, методов)

+Юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию правовой информации в правовой акт или иной юридический документ

+Юридическая техника – это совокупность юридических инструментов подготовки, составления и оформления юридических документов, а также их систематизации и учёта

Документ, содержащие решения индивидуального характера

Правотворческие акты

+Правоприменительные акты

+Правореализационные документы

Интерпретационные акты

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков. К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле». А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Рубрики различных документов не содержат названий «глава» или «раздел», а включают в себя заголовки и римскую нумерацию. В данном случае примером рубрикации нормативного акта выступает Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Крупные по размеру содержимого нпа имеют в структурном составе разделы, которые распадаются на главы (например, Семейный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иное).

Как было упомянуто ранее, бывает трехуровневая и многоуровневая рубрикация. К примеру, УК РФ в своей структуре имеет тройную рубрикацию: общая и особенная части, разделы, главы. Отдельные его разделы могут содержать единственную главу, имеющую название раздела.

Замечание 6

ГК РФ обладает многоступенчатым строением. В его состав входят части, разделы, подразделы, главы, параграфы, имеющие только числовую нумерацию без названий. Параграфы могут распадаться на заголовки, также имеющие свою числовую нумерацию, за исключением совсем коротких заголовков.

Для организации и единообразия рубрикации нормативно-правовых актов, некоторые выступают за введение ступенчатой структуры подразделений, представленной на рисунке 2.

Ступени рубрикации применяются в документе последовательно друг за другом. Наименование «раздел» не используется, когда отсутствуют главы; а в случае отсутствия глав и включающих их в себя разделов, не употребляют наименование «часть». Заголовки частей, разделов и глав формируются соответственно правилам формирования заголовков нпа.

Каждая ступень должна иметь числовую нумерацию, различающуюся между собой (к примеру, часть может нумероваться римскими цифрами, раздел — арабскими, набранными жирным курсивом, глава — арабскими, набранными полужирным курсивом).

Рисунок 2. Пример рубрикации нормативного акта

Статья как структурная единица закона

Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.

Замечание 7

Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.

В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.

В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.

Замечание 8

Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.

Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.

Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.

В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.

Замечание 9

Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).

Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).

Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.

Пример 5

К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.

Заключительные и переходные положения

Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:

  • период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
  • силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
  • порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
  • постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
  • сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
  • издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
  • установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.

При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.

Замечание 10

В процессе издания новых законодательных документов в них должны содержаться определенные поправки и дополнения к уже существующим нормам, а правовые постановления, потерявшие частично или в полном объеме силу своего законного действия, формально возводиться в статус ничтожных.

Каждая внесенная поправка и дополнение строго формальны. Должны точно конкретизироваться: рубрики нпа, в которые данные поправки и дополнения вносятся; каждое законодательное постановление, к которому они применимы; а также нормативные постановления и их части, формально лишенные силы законного действия. В заключительных и переходных положениях не должно присутствовать фраз вида: «впредь до приведения законодательства в соответствие с новым актом действующие нормативные положения применяются в части, не противоречащей ему»; «после введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты края должны быть приведены в соответствие с ним»; «все акты, изданные ранее и противоречащие настоящему закону, считаются утратившими силу».

Замечание 11

Рациональнее внедрять формальные поправки и дополнения в уже существующие акты, а постановления, не совпадающие с вновь принятым законодательным документом, формально признавать лишенными законной силы действия с точным перечнем наименований этих постановлений.

В окончании нормативного законопроекта приводятся в четкой последовательности действующие нпа и их части, которые надлежат лишению силы законного действия соответственно установлению новых норм недавно изданного закона. Изменения, вносимые в действующие акты, следует оформлять в виде новой редакции обрабатываемых статей.

Замечание 12

Со временем в нормативных актах может скопиться значительное количество поправок и дополнений, противоречащих друг другу и не взаимосвязанных. Обычно в таких случаях правовые постановления переиздаются в новой редакции.

Свободным элементом структуры правового документа является приложение, в котором чаще всего отражается графология (таблицы, схемы, формулы), относящаяся к законодательным положениям и упрощающая их восприятие. Приложения размещаются после заключительных положений. В случаях, когда материал нпа имеет конкретные ссылки на употребление определенного приложения, оно формально принимается частью данного нпа. Употребление приложений приветствуется законодательной практикой.

Формирование структуры нпа является трудным процессом, для правильного выполнения которого необходимы хорошие знания правовой техники составления текстового материала законодательных документов и практические навыки, появляющиеся с опытом работы.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

53. К какому понятию относится следующее определение?»Второстепенный член предложения который обозначает признак предмета».
A) Подлежащее.
B) Сказуемое.
C) Определение.
D) Дополнение.
E) Обстоятельство.

Ответ: C

Решение

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие или состояние предмета, выраженного подлежащим.

Подлежащее — главный член предложения, выражаемый обычно формой именительного падежа, обозначающий субъект, которому приписывается признак (действие, состояние), названный в сказуемом, и вместе со сказуемым образующий грамматическую основу простого предложения. Отвечает на вопрос: кто? что?

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак или свойство другого члена предложения — главного или второстепенного. Отвечает на вопрос: какой? чей? который?

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обычно выражаемый наречием или предложно-падежной формой имени, обозначающий время, место, причину, цель, следствие, условие, способ и некоторые другие сопутствующие характеристики сообщения. Отвечает на вопрос: где? когда? как? почему?

Дополнение — второстепенный член предложения со значением объекта, обычно выражаемый косвенным падежом имени. Отвечает на вопрос: кого? чего? кому? чему? о ком? о чем?

Просмотров: 298
Категория: Части речи. Терминология.
Все тесты по этому предмету

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, связанная с упорядочением и совершенствованием законодательных и других нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутреннюю согласованную систему.

Виды систематизации: учёт, кодификация, инкорпорация и консолидация.

Учет – простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило, по предметно-хронологическому.

Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник, который является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Предметная – объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.

Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Кодификация – способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт – кодекс. Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, лесной кодекс, водный кодекс представляют собой совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Выводы

Под системой права понимают исторически созданную, объективно обусловленную внутреннюю структуру права, которая заключается в единстве и согласованности юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных отраслях, подотраслях и институтах. То есть система права – это система всех действующих юридических норм определенного государства.
Структурными элементами системы права являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права. Не может существовать никакой юридической нормы, которая бы не входила в определенный институт и в определенную отрасль права. На формирование и развитие системы права оказывают влияние система источников, форма права, правовые идеи, принципы, политические цели и задачи. Поэтому в разных странах при одном типе государств могут сложиться разные системы права.

Правовая система общества – это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или в группе однотипных государств.
В правовую систему входят: самые различные правовые акты; различные виды и проявления правосознания, правовой культуры; режим законности и правопорядка и их реформация (любое правомерное или не правомерное поведение).
Система законодательства – это система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правовых актов определенного государства, прежде всего законов. В отличие от системы права система законодательства характеризует ее форму, внешнее выражение, то есть это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной сфере общественной жизни.

Добавить комментарий