Законность правопорядок

33. Законность и правопорядок

В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни, содержания и действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Принципы законности:

1) единство (в стране существует единый, одинаковый режим соблюдения, исполнения требований закона);

2) верховенство закона (этот принцип применим не только к законам, но и к другим нормативно—правовым актам);

3) целесообразность (выбор наиболее оптимальных вариантов норм права, при этом неправильное применение закона в целях целесообразности недопустимо);

4) реальность (исполнимость требований закона);

Значение законности в современном обществе очень высоко. Она выражается в выполнении обществом требований законодательных актов, в стремлении привести их в соответствие с правовыми идеалами.

Гарантии законности – это объективные условия, с помощью которых обеспечивается соблюдение режима законности:

1. общие гарантии:

а) экономические (достаточный уровень экономического развития государства)

б) политические (легитимность власти, степень демократизации общества и иное; законность не может существовать в обществе, где отсутствует соответствующие политические условия)

в) культурные (уровень нравственного развития общества, свобода его развития, правосознание каждого субъекта правоотношений)

2. специальные гарантии а) специально—организационные – практическая деятельность правоохранительных органов;

б) специально—юридические – правовые средства, с помощью которых осуществляется законность в обществе; профилактика с целью предупреждения правонарушений; конкретные меры, направленные на предупреждение правонарушений.

На основании законности строятся общественные отношения, урегулированные правом. Объективное состояние социальных связей, явившееся результатом действия законности – правопорядок. Он регламентируется правовыми нормами, издаваемыми государством, достижение правопорядка является одной из целей деятельности государства. Поэтому государство гарантирует наличие того правопорядка, который соответствует уровню развития демократии и общечеловеческих ценностей в конкретном обществе.

Таким образом, правопорядок представляет собой состояние урегулированных правом связей в обществе, основанное на законности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Законность — это сложная комплексная категория. Это правовое явление по-разному определяется различными авторами.

Обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:

• законность — это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;

• законность — это принцип или требование такого соблюдения;

• законность — это метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;

• законность — это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении. В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии

законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться во многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.

Законность- точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.

Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.

К структурным элементам законностиотносятся:

• цель— достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений нормправа;

• взгляды и принципы— содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;

• система средств, приемов и условии,с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

• мотивированная деятельность человека— связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

• критерии оценки поведениясубъектов общественных отношений — действующее законодательство;

• юридическая основазаконности — право и правомерное поведение участников отношений.

С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности:

• во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; этот признак в свою очередь раскрывается в двух связях (свойствах) законности:

• связь законности и демократии(дело в том, что в условиях авторитарного режима законность как таковая не нужна: основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти);

• неразрывная связь законности и культурностизаключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства;

• во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

• в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

• в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт за­конности.

Краткий конспект лекций по курсу

Тема 28. Законность и правопорядок

1. Законность.

1. Законность — это режим реального действия права в государстве.

Основными формами проявления законности являются:

воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;

верховенство закона, соответствие всех законов конституции — основному закону, а всех подзаконных актов — законам; неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь — государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);

эффективная государственная и общественная зашита действия конституции и законов.

2. Новеллами современного понимания законности являются:

ее понимание не только как соблюдение законов и подзаконных актов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам;

понимание законности как соблюдение права в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

3. К основным принципам законности относятся:

единство — одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;

всеобщность — соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права — и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество- из нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности);

целесообразность — закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

4. В качестве примеров нарушения режима законности можно привести:

прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;

несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органа ми и должностными лицами;

несоблюдение прав и свобод человека;

принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;

неправильное применение права;

совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Не являются нарушением законности:

уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);

мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

2. Конституционная законность.

Конституционная законность — элемент обшей законности, система реального действия конституции в государстве, соответствие

конституции желаниям и интересам общества.

Структура конституционной законности включает в себя:

соответствие конституции правовым идеалам настоящего и прошлого, ее соответствие интересам народа (правовой характер конституции);

верховенство конституции в правовой системе страны;

прямое действие конституции;

эффективная государственная зашита действия конституции.

Правовая конституция должна:

закреплять основные права и свободы человека, в том числе на жизнь, свободу, достоинство, личную неприкосновенность, и иные права;

отразить высокий статус человеческой личности в обществе;

заложить основы эффективной экономики — разнообразие форм собственности (включая частную), свободу экономической деятельности, предпринимательства, ограничение монополизма;

установить систему государственных органов, основанную на принципе разделения властей;

закрепить демократический политический режим;

предусмотреть возможность эффективной судебной зашиты прав и свобод;

соответствовать в целом правовым идеалам настоящего и прошлого, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Верховенство конституции означает:

высшую юридическую силу конституции;

соответствие конституции всех иных нормативно-правовых актов.

Прямое действие конституции заключается в том, что:

конституционные нормы непосредственно регулируют правоотношения, порождают субъективные права и юридические обязанности;

имеется возможность защиты прав, свобод, обязанностей, порожденных непосредственно конституцией, в суде;

правоприменение соответствует конституции.

3. Государственная защита действия конституции состоит в деятельности конституционно-судебных и судебных органов по

охране конституции. Органами, осуществляющими защиту Конституции РФ, являются:

Конституционный Суд РФ;

конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Ведущая роль в этой деятельности принадлежит Конституционному Суду РФ.

Конституционный Суд РФ — высший конституционно-судебный орган РФ, состоит из 19 судей.

Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ: в 1991 — 1994 г.г. — бессрочно до достижения ими 65 лет; после принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ — сроком на 12 лет, но не более чем до достижения 70-летнего возраста (ст. 12).

Конституционный Суд РФ:

разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов;

разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;

проверяет конституционность примененного закона либо закона, подлежащего применению, если он затрагивает права и свободы человека;

дает толкование Конституции РФ;

дает заключение о соблюдении процедуры импичмента Президента РФ;

решает иные вопросы.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны, окончательны, не подлежат обжалованию, могут быть отменены только принятием новой Конституции либо внесением изменений в действующую.

3. Гарантии законности.

Под гарантиями законности подразумеваются объективные условия, существующие в обществе и государстве, специальные

средства, субъективные факторы, с помощью которых обеспечивается режим законности.

Гарантии законности классифицируются по следующим основаниям:

общие условия;

специальные средства обеспечения законности — организационные и юридические.

3. К общим условиям законности относятся:

экономические;

политические;

идеологические;

социальные;

правовые.

Экономические условия законности — это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития.

Примерами экономических условий являются: отношения собственности; стабильная денежная система; развитая и стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства; справедливая система распределения.

Отсутствие хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) приведенных экономических условий способствует снижению уровня законности в обществе.

Политические условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности.

К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим; иные политические условия.

Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях антидемократического политического режима, нелегитимной власти, отсутствия ее разделения и т. д.

К важнейшим идеологическим условиям законности относятся: идеологический плюрализм; свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.

Социальные условия — это материальная защищенность личности со стороны государства: доступная стоимость жизни; обеспечение максимальной занятости, зашита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан — студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.

Особая роль социальных условий в снижении уровня преступности среди граждан и ее перерастании из нарушения законности в нарушение правового порядка.

Общие правовые условия законности включают в себя: высокий уровень правосознания как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.

4. Специальные организационные средства обеспечения законности — это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы. Специальные юридические гарантии законности — это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность.

К ним относятся средства:

предупреждения правонарушений;

выявления правонарушений;

пресечения правонарушений;

защиты и восстановления нарушенных прав;

контроля и надзора за состоянием законности;

юридическая ответственность;

процессуальные гарантии;

правосудие.

Предупреждение правонарушений представляет собой их профилактику (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всестороннее правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений — досмотр багажа, проверку документов, законные оперативные действия (аудиовизуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).

Выявление правонарушений — это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение правонарушений, предварительное установление их субъектов (участников), объективной стороны (деяний), решение вопроса о привлечении к юридической ответственности.

С помощью мер пресечения прерывается совершение преступления. К ним относятся: подписка о невыезде; задержание; арест; иные меры.

Правовосстановительные меры служат для ликвидации последствий правонарушения, восстановления ущерба.

4. Правопорядок: понятие, принципы, виды.

1. Правопорядок — это состояние фактической урегулированное социальных связей, качественное выражение законности.

2. Основными признаками правопорядка являются:

его регламентация правовыми нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством,

3. К главным принципам правопорядка относятся:

законность;

конституционность;

целостность;

структурность;

иерархичность;

нормативность;

справедливость;

подконтрольность;

простота;

гарантированность;

общеправовые и общесоциальные принципы.

Законность — реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностными лицами (правопорядок — выражение законности в обществе).

конституционность — подчинение правопорядка конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества.

Целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей страны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку.

Структурность характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей.

Иерархичность обозначает строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных — по горизонтали.

Примерами иерархичности, соподчинения являются: верховенство конституции, соответствие законов конституции, а подзаконных актов — законам; соподчинение актов реализации права; соподчинение органов государственной власти, должностных лиц; вертикальное и горизонтальное соподчинение иных связей в обществе.

Нормативность — упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами.

Например, правовая норма упорядочивает правоотношения тем, что:

точно определяет субъекты правоотношения;

наделяет их субъективными правами и юридическими обязанностями;

выделяет обстоятельства (юридические факты), в результате которых начинают осуществляться правоотношения;

конкретизирует действия участников при правоотношении;

определяет пространственные и временные характеристики правоотношения;

устанавливает метод правового регулирования (императивный, диспозитивный);

определяет санкцию за невыполнение субъектами условий правоотношения;

устанавливает связи между различными правоотношениями.

Все указанные меры способствуют сознанию и укреплению правового порядка в обществе в целом.

Справедливость — фундаментальный принцип правового порядка, который означает соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения, и неодобряемым вариантам поведения, построение правового порядка на началах гуманизма и нравственности.

Подкрепленность правопорядка означает контроль за его соблюдением со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим. Первоочередную роль в осуществлении контроля за соблюдением правопорядка должны осуществлять правоохранительные органы государства — милиция, суды, прокуратура и др. К основным объектам данного контроля относятся:

соблюдение прав и свобод человека;

выполнение гражданами своих обязанностей;

правомерное поведение граждан;

качество законов и подзаконных актов;

правильность применения права.

Простота правового порядка означает:

отсутствие перенасыщенности связями (то есть лишних, дублируюших, не выполняющих своих функций связей, так как это снижает уровень регулируемости общества и нарушает правовой порядок);

рациональность связей;

оптимальность и универсальность организации жизни общества, ее понятность людям.

Гарантированность правового порядка — это его обеспеченность принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.

4. Классификация правопорядка проводится по следующим основаниям: по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; правопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;

по правовому охвату, общеправовой; отраслевой; правопорядок при реализованности отдельных норм права;

по отраслям права: конституционный; финансовый; административный; уголовно-правовой; правопорядок в иных сферах права;

по степени закрепления: формализованный; неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);

по сложности: сложный; элементарный; упрощенный.

5. Содержание правопорядка

1. Правопорядок — это состояние фактической урегулированное правом связей в обществе, качественное выражение законности.

Правопорядок — это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.

Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; многообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными характеристиками; одновременно целостностью.

2. Структуру правопорядка составляют:

правовая организация общества;

правоотношения и связи в обществе;

упорядоченность правоотношений и связей.

Правовая организация включает в себя:

конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом;

государство (легитимизированное конституцией);

органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;

негосударственные образования:

граждан.

Правоотношения и связи в обществе могут быть:

вертикальными (императивными);

горизонтальными (диспозитивными);

статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);

динамическими (находящимися в развитии — большинство правоотношений);

принимать иной характер.

Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:

всех участников правоотношений в обществе;

четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;

разнообразных связей в обществе;

методов правового регулирования;

иных вопросов, нуждающихся в регламентации.


Литература

Наверх

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие, принципы, функции законности

законность правопорядок общественный

Законность — это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции других законах как принцип, реализуются в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится, таким образом, режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания. Законность является основой нормальной жизнедеятельности общества, обеспечения интересов граждан и их равенства перед законом.

В основе законности лежат её элементы, к которым относятся:

— правомерность субъектного состава участников общественных отношений (определяемая их правоспособностью);

— правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей);

— правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей.

Нормативной основой законности являются законы. Все субъекты права должны быть равны перед законом, то есть должны неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам.

Обеспечение законности — одно из важнейших направлений деятельности государства.

Законность состоит из двух элементов: законотворчество (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществление нормативно-правовых актов. Эти два элемента неразрывно связаны. Наличие законов в государстве не говорит о том, что в нем существует законность, так как для ее существования необходимо, чтобы эти законы исполнялись всеми субъектами права. Если законы только провозглашены, но не исполняются, то законность будет формальное. Если существующие законы исполняются, то законность будет реальной.

Содержание законности выражают её принципы. К основным принципам относятся: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности, гарантия прав и свобод человека и гражданина.

1. Верховенство закона означает его главенство в системе нормативно-правовых актах, равенство всех граждан перед законом, равенство их прав и обязанностей. Этот принцип является важнейшим свойством законности и обеспечивает единое правовое пространство в масштабах всей страны.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основании законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права произвольно принимать решения, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

2. Единство или всеобщность законности состоит в распространении этого требования на всю территорию её действия, в единообразном понимании законов.

На территории Российской Федерации действуют федеральные законы и Конституция, которые являются едиными для всей страны. Поэтому в них не может быть никаких оговорок и исключений ни для одного субъекта страны. Законы предъявляют равные требования ко всем субъектам, находящимся в сфере пространственного действия соответствующих законов.

У субъектов могут быть свои законы, отражающие их специфику, но они не должны противоречить федеральным законам.

Этот принцип обеспечивает порядок и стабильность на всей территории страны.

На непоколебимость этого принципа не влияют факторы социального, имущественного, должностного, и иного положения представителя власти и управления, принадлежности к партии или к общественно-политическому движению.

3. Целесообразность законности, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Закон не может отвергаться, игнорироваться, не исполнятся, потому что житейская целесообразность кажется, более привлекательной и единственно правильной в данных условиях.

Издавая законы люди, прежде всего, исходят из жизненной целесообразности, в них по возможности учитываются все нюансы общественной и индивидуальной жизни, хотя законодатели не в состоянии предусмотреть все многообразие общественных отношений. Поэтому законодателям необходимо выбрать самую целесообразную жизненную ситуацию.

Если закон устарел, стал нецелесообразным, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая должна определятся законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует.

4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимости ответственности.

Неотвратимости ответственности — неминуемость, неизбежность наступления юридической ответственности виновных лиц за каждое противоправное действие, а для этого необходимо своевременно раскрывать каждое правонарушение. В этой сфере важные функции осуществляют правоохранительные органы, призванные вести эффективную борьбу с преступностью.

В условиях, когда совершаются массовые правонарушения и опасные для общества преступления, а уровень привлечения к юридической ответственности остается низким о поделенной законности можно говорить весьма условно. По степени эффективности действия данного принципа законности во многом можно судить о реальном приближении общества к правовому государству.

5. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип обращен, прежде всего, к компетентным государственным органам, которые и призваны декларировать закрепление прав и свобод человек и гражданина наполнить реальным содержанием, обеспечить их на практике, внедрить в общественную жизнь.

Во многих странах, в том числе и в России, некоторые права личности не обеспеченны действенными социальными и юридическими механизмами. Гражданам не редко приходится самим предпринимать определенные усилия, далеко не всегда легитимные, с тем, чтобы добиться реализации своих определенных прав. Это приводит к несанкционированным демонстрациям, к перекрытию транспортных магистралей, к захвату заложников в лице представителей власти, руководителей предприятий и т.п., что вносит элементы дисбаланса и деформации в общественных отношениях, ведет к непредсказуемым последствиям и тем самым наносит вред всем конфликтующим сторонам. Это означает, что между правами и свободами человека и гражданина, компетентными действиями органов государства должностных лиц в этой сфере и законностью устанавливается естественная взаимосвязь. При этом законность сориентирована исключительно на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а степенью её эффективности служит шкала реального обеспечения соответствующих прав и свобод.

Все эти принципы обеспечивают функционирование законности, раскрывают её сущность, роль, место в общественной жизни.

С принципами законности тесно связанны требования законности, т.е. каждый принцип, раскрывается в совокупности требований.

Требования законности — это сформулированные в общем, виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законными.

Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзаконные акты — законам, своевременного обновления законов, их соответствия международным актам, издания их лишь полномочными органами и т.п. Таким образом, от принципа верховенства законности через соответствующие требования законности можно перейти к конкретным правовым предписаниям.

Важнейшими требованиями законности являются юридические, оно состоят в следующем:

— справедливое наказание за неисполнение норм права;

— законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

— возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать её нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности;

— законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам.

С учетом сущности законности и её роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основные функции законности:

1. Проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права.

2. Создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством.

3. Обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.

2. Понятие правопорядка и его соотношение с общественным порядком

Правопорядок — это форма упрочнения отношений, которое поддерживается как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, прав и др.).

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулярного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, правопорядок — это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права

Правопорядок существует в результате того, что участники юридически регулируемых общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Следовательно, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находится все общественные отношения, регулируемые нормами права.

Подлинный правопорядок — есть реализованная в обществе правовая законность, практическим следствием чего становится легитимное и четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управление всех уровней, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль за состоянием правонарушений (преступлений) в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения. Правопорядок в соотношение с правовой законностью является правовой основой общественной жизни, которая обуславливает, усиливает, стимулирует, ориентирует развитие общественных отношений в направлении процессов формирования гражданского общества и правового государства. Чем выше уровень и содержания правопорядка, тем более зримо выглядит практическое действие правовой законности, то есть законности гражданского общества и правового государства. Обусловленный правовой законностью стабильный правопорядок является той юридической основой, на которой осуществляется все многообразие позитивных форм жизнедеятельности людей, достижение ими жизненных основополагающих целей, задач, интересов, создается модель достойного существования для каждой личности. Чем выше уровень и содержание правопорядка, тем более зримо выглядит практическое действие правовой законности, то есть законности гражданского общества и правового государства.

В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается взаимопонимание в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей.

Важнейшей задачей является правильно определить соотношение правопорядка и законности. Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно связанны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе. Укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Правопорядок — это законность в действие. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводится в жизнь.

Правопорядок должен осуществляться законными средствами, в противном случае это будет противоречить самой сущности правопорядка и на деле ведет к нарушению, дестабилизации общества. Нельзя изобличить преступника противозаконными методами и средствами не только потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а потому и на общий правопорядок. Поэтому деятельность правоохранительных органов должна быть тщательно регламентирована законом.

Являясь реальным правовым состоянием, правопорядок имеет свою правовую структуру, которая имеет две стороны — объективную и субъективную. Первая из них — это те общественные отношения, которые поставлены в правовые рамки (деятельность государства и его органов, негосударственных образований, граждан и др.). Вторая — правосознание граждан, должностных лиц, уровень их правовой культуры.

Помимо правопорядка, в отношениях между членами общества, в сфере действия их различных объединений следует различать и общественный порядок. Под ним понимается такой порядок общественных отношений, который складывается в результате действия всех социальных норм, то есть норм права, нравственности, обычаев.

Общественный порядок — результат успешной и эффективной реализации предписаний и требований, заложенных в потенциале всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы. Он направлен на уголовно-правовую и административно охрану порядка в общественных местах.

Соотношение между правопорядком и общественным порядком во многом зависит от характера и формы взаимодействия норм и неправовых социальных норм. Общее приложение потенциала норм указанных групп социальных регуляторов закладывает единую нормативную основу для установления одновременно и общественного порядка и его составной части — правопорядка.

Для гражданского общества принципиальное значение имеет достижение стабильного, надежного общественного порядка в целом, во всей полноте, что вносит необходимую гармонию, требуемую организованность во все многообразие складывающихся и действующих общественных отношений и тем самым должным образом влияет на процесс реализации общественных и индивидуальных интересов и потребностей.

Именно гражданское общество «объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм…» (Скакун О.В. Указ. соч. с. 492-493)

Правопорядок является основой демократии. Уровень его развития измеряет положение свободы личности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько сильно связанны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Её нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.

Основные тенденции развития правопорядка:

1. Укрепление, универсализация правовых связей, отношений, правовое регулирование в целом.

2. Усиление нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей.

Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремиться государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства.

3. Гарантии законности и правопорядка

Под основными средствами обеспечения законности и правопорядка в юридической науки принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Различают следующие виды гарантий:

1. Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего материальные условия жизни общества, основу которых составляет социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц. Эти гарантии означают установление эквивалентных отношений между потребителем и производителем материальных благ.

2. Социальные гарантии. Они включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступления от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использования возможности учета общественного мнения и т.п.

3. Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционирование политической системы в целом, реальное разделение властей, наличие правового государства, реальное проявление народовластия, многопартийность. При позитивном развитии основополагающих политических отношений созревают и необходимые условия и для полноценного функционирования тех законов, которые содействуют обеспечению прав и свобод человека и гражданина и становлению правовых основ гражданского общества и правового государства. Политика и право в их позитивном соотношении и взаимосвязи предполагают и высокий уровень действия законности и правопорядка во всех ведущих сферах общественной жизни.

4. Идеологические гарантии. Оно состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как к социальной ценности. Под воздействием идеологических гарантий поощряются все процессы, содействующие позитивному совершенствованию и развитию правосознания и правовой культуры на индивидуальном и общественном уровнях, внедряются духовно-нравственные начала в характер взаимоотношений между людьми. Идеологические гарантии поощряют свободу мысли и слова, свободу средств массовой информации, обстоятельную информированность населения по ключевым проблемам общественной жизни, включая проблемы правовой действительности.

Все вышеперечисленные гарантии преследуют главную цель — обеспечить реальные условия для становления и функционирования гражданского общества и правового государства.

5. Юридические гарантии. Они выступают как предусмотренная законом система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений, создание качественных законов их соблюдение и исполнение

К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.

Юридические гарантии воплощаются в конкретных, детализированных, целенаправленных мерах, призванных поддерживать определенный уровень законности. Н.В. Витрук по этому поводу пишет: «Правовые гарантии как вид специальных законности включают:

— меры выявления нарушений законности;

— меры защиты;

— меры ответственности;

— меры надзора и контроля за состоянием законности;

— меры профилактики нарушений законности.

Гарантом обеспечения законности и правопорядка являются правоохранительные органы. Они пресекают нарушение законности и правопорядка, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодательства органы дознания (прокурор, следователь), суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Её деятельность осуществляется в специфических формах: привлечение к уголовной ответственности; поддержание государственного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан; проверка состояния законности в учреждениях и организациях.

Важной гарантией является судебная контроль и вся система правосудия. Высокий уровень правового развития достигается в обществе, где суд, опираясь на Конституцию, не закон, на общепризнанные права человека, тоже творит право. Поэтому придание решениям высших судебных инстанций функции судебного прецедента представляется вполне оправданным.

Деятельность судебных органов на основе гласности должно создавать условия для укрепления законности и правопорядка, включая и конституционный контроль.

В современных условиях особую важность имеет нормативное закрепление обязанностей президента быть гарантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идеи законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

4. Укрепление законности и правопорядка. Факторы, влияющие на поведение личности

Обеспечение законности и правопорядка не происходит стихийно, это управляемый процесс. Для успешного влияния на этот процесс надо знать механизм реализации правовых норм, средства, с помощью которых можно управлять поведением людей.

Укрепление законности и правопорядка требует знания и учета всего многообразия факторов, действующих на поведение людей, механизма их действия. Эти факторы экономические, социальные, политические, психологические и т.п. Их влияние может быть как положительное, так и отрицательное.

Эти факторы, во-первых, формируют личность с её сознанием, во-вторых, определяют конкретную жизненную ситуацию.

Влияние различных факторов на поведение может быть прямым по типу: сознание ® поведение, или же косвенными через другие факторы по типу: фактор 1 ® фактор 2 ® сознание ® поведение. При этом прямое воздействие на характер поведения оказывают, прежде всего, идеологические и психологические факторы.

Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние и укрепление законности и правопорядка, следует выделить:

1. Факторы, относящиеся к личности, прежде всего уровень правового сознания. Огромную роль играет так же нравственное сознание, уровень общей культуры и другие качества личности.

2. Факторы внешней среды. Это экономика страны в целом и данного района, это деятельность государственных органов по созданию законов и других нормативных актов, их организованная деятельность по обеспечению законности и правопорядка. Особая роль принадлежит правоохранительным органам, тому как принимаются законы.

Задача укрепления законности и правопорядка лежит на правоохранительной системе.

Правоохранительная система — это совокупность государственных правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений.

В отличие от правовых органов она включает как правовые, так и государственные структуры. Она состоит из двух основных подсистем: охранительных и правоохранительных норм и правоохранительных органов, организаций.

Правоохранительная система выступает как подсистема по отношению к правовой системы — охрана прав, свобод и интересов граждан. Оно включает три инстанции:

— цели и объекты правоохраны;

— субъекты правоохраны;

— правоохранительную деятельность;

Соотношение и взаимообусловленность законности и правопорядка — это не только проявление высшего качества отношений между людьми в условиях формирования и функционирования гражданского общества и правового государства, но и естественно складывающаяся устойчивая норма (модель) повседневной жизнедеятельности членов общества.

Список используемой литературы

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов: М.: Новый юрист

4. Коваленко А.И. Теория государства и права.

Размещено на Allbest.ru

Законность и правопорядок

  1. Понятие и сущность законности

  2. Понятие правового порядка

  3. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Понятие и сущность законности

Законность — понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;

  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок — это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок — это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок — составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок — понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов — суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель — не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ — то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие

Добавить комментарий