Закономерности развития государства и права

Стр 1 из 4

Закономерности происхождения государства и права.

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

· — разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

· — политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

· — психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

· — идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.

Закономерности появления государства:

· 1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

· 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

· 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

· 4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

· — Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

· — Население прикрепляется к определенной территории;

· — Наличие территории;

· — Налоги, на которые существовало государство.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют два способа возникновения государства:

· — Европейский путь происхождения;

· — Восточный путь.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества (или определенной его части) и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Правовые нормы.Понятие виды

Норма права (правовая норма) — формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря — по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

  1. По социальному назначению и функциям — на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).
  2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) — на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
  3. По источнику — на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..
  4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Системы права

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права — это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Юридическая ответственность — одна из форм социальной ответственности. Ее особенности:

· всегда оценивает прошлое (действие или бездействие)

· устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.

Гражданское общество.

Гражданское общество — это союз людей, проживающих на определенной территории, объединенных системой общественных отношений, которые служат реализации их общих и частных интересов, охраняемых и защищаемых государством.

Типология государств.

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

• системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Уголовный закон.

Уголовный закон —это правовой акт, принятый Федеральным Собранием России и подписанный Президентом, определяющий общие положения об уголовной ответственности, виды конкретных преступлений и устанавливающий вид и размер наказания за совершение преступлений.

В настоящее время основным уголовным законом является Уголовный кодекс. Уголовный кодекс — это отличающийся внутренним единством законодательный акт, который содержит систему взаимосвязанных уголовно-правовых норм, определяет принципы, основания и условия уголовной ответственности, признаки конкретных видов преступлений и устанавливает вид и размер наказания за их совершение.

Закономерности происхождения государства и права.

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

· — разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

· — политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

· — психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

· — идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.

Закономерности появления государства:

· 1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

· 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

· 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

· 4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

· — Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

· — Население прикрепляется к определенной территории;

· — Наличие территории;

· — Налоги, на которые существовало государство.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют два способа возникновения государства:

· — Европейский путь происхождения;

· — Восточный путь.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества (или определенной его части) и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Закономерности развития государства — это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства, обеспечивая равновесие социальных и политических сил, устойчивое развитие социума.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где по нарастающей реализуются народовластие, экономическая и политическая свободы личности.

Основная закономерность предопределяет и другие тенденции функционирования и развития государства.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, такое общество стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его социальной роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда и социального обеспечения, культуры, образования, по делам молодежи и др.

Все большее значение в жизни государства и общества приобретает право. Данная закономерность проявляется в реальном развитии конституционно-правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные законные рамки, в становлении независимого правосудия, повышении роли закона и ограничении ведомственного нормотворчества.

По мере своего развития государство все более становится «государством человека», в котором человек, его прирожденные, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место.

Последовательное развитие получают институты либеральной демократии — федерализм, парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, независимые средства массовой информации.

Возникающие глобальные проблемы как позитивного характера (мировой рынок, информационная революция и т.д.), так и негативного плана (энергетический кризис, наличие ядерного оружия, терроризм и др.) обусловливают новую тенденцию — все более тесного сотрудничества различных государств при решении этих проблем, а также сближения, взаимодействия культур и народов.

При рассмотрении вопроса о тенденциях развития государства следует иметь в виду следующее. Во-первых, здесь названы лишь общие закономерности эволюции государств,

Рис. 6. Возникновение, сущность и основные признаки государства

и перечень их не является исчерпывающим и данным навсегда, так как некоторые из них могут видоизменяться, нейтрализовать друг друга, другие — оставаться невыявленными. Во-вторых, закономерности в качестве устойчивых связей могут существовать лишь па протяжении определенного исторического периода, потом они исчезают или перерастают в другие связи и отношения. В истории того или иного государства нередко наблюдаются долгие периоды «застоя», стагнации, подчас «зигзаги», повороты назад, особенно тогда, когда власть используется в групповых, классовых, клановых, личных интересах, подчиняется идеологическим партийным установкам.

Этапы возникновения, сущность и признаки государства графически представлены на рис. 6.

Теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности и тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.

Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.

Предмет науки – это та область познания, на которую данная дисциплина направлена.

Определить предмет ТГП – значит установить круг тех общественных явлений, институтов, которые она изучает.

Предмет изучения ТГП – наиболее общие и существенные закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Предмет ТГП в юридической науке определяется единообразно.

Предмет ТГП не является застывшим, он изменяется и развивается с течением времени. Так, проф. Венгеров предложил относить к предмету ТГП не только закономерное, но случайное. Это справедливо, т.к. на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайного (стечение обстоятельств, появление на полит. арене отдельных лидеров).

Говоря о ТГП надо различать её как науку (это система знаний о гос-ве и праве, о их свойствах и о соотношении с другими социальными явлениями и дисциплинами) и как учебную дисциплину (это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений).

ТГП – это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исследует весь комплекс и систему государственно-правовых явлений и процессов, разрабатывает систему научных понятий и категорий, разрабатывает методы познания государственно-правовых явлений и процессов

Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права.

Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.

Наука – это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний.

ТГП – это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП – юридическая наука ТГП – изучает ГП в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;

ТГП – учебная дисциплина ТГП – содержит сведения о науке.

Объект ТГП – ГП, государственно-правовые явления.

Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты предмета ТГП:

• общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));

• основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);

• общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);

• единство науки (ТГП – единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предмет ТГП:

• закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;

• сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;

• основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.

Методология – это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Метод ТГП– совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Методы разделяются на:

1.общефилософские (мировоззренческие) методы – охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):

1. метафизический – исходит из неизменности начал всего существующего в мире;

2. диалектический материализм – противоположен метафизике – все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);

3. агностицизм – отвергает саму возможность познания всего сущего;

4. идеализм – связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):

0. Прагматизм – понятие научной истины неуловимо, истина всё то, что приносит успех.

1. Интуитивизм – исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

0. общенаучные (общие) методы – распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

• Исторический метод – требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;

• Логический метод – позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;

• Анализ – мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;

• Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.

• Системный метод – рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;

• Функциональный метод – выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).

1. частнонаучные (частные, специальные) методы – используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

• Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);

• Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;

• Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);

• Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;

• Сравнительный метод – сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними;

• математический метод

• кибернетический метод

• синергетический метод

• собственно — правовые методы (сравнительно-правовой и формально-правовой методы):

4. специальные юридические методы:

• формально-логический (догматический) метод – изучение, систематизация и толкование норм действующего права;

• сравнительный – сопоставление сходных объектов познания;

• исторический – закономерности становления и развития ГП.

Добавить комментарий