Закономерности возникновения права

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 66

Факторы происхождения права. Факторы, определившие появление права, многообразны. Обобщенно к таковым можно отнести следующие.

1. Возникновение несовпадающих интересов как следствие сегментации общества. До тех пор, пока интересы соплеменников совпадали, эти механизмы были достаточными. Общность интересов, обусловила сходство представлений о должном и допустимом, правильном и ошибочном поведении. Отсюда вполне достаточны были и простейшие механизмы, обеспечивающие действие таких норм, как сила привычки, авторитет институтов власти, а также и принудительные меры – порицание, остракизм (изгнание из рода) и др. Особых органов для применения такого рода мер первоначально не существовало.

Изменившиеся условия жизни, обособление специфических интересов, несовпадающих с общими интересами, которые уже не могли быть урегулированы обычаями, конфликтные ситуации, ранее не известные родовому укладу, требовали новых регуляторов, основывающихся на иных механизмах действия. Возникшие в силу этой исторической необходимости правовые системы, историки стали именовать примирительными. Первоначально они были направлены на воспрепятствование разжиганию борьбы между сородичами, которая очень часто заканчивалась кровной местью. При слабости человеческих объединений перед силами природы, перед лицом враждебных племен подобные акции были опасны для самого существования человеческих сообществ. В этом смысле, можно сказать, что право, как и государство, возникает из необходимости возвыситься над борьбой частных интересов.

2. Мощным правообразующим фактором явился переход общества от присваивающей к производящей экономике. Становление новых типов производственной деятельности, увеличение числа связей в сфере потребления материальных благ, их присвоение и распределение объективно потребовали нормирования и учета трудового вклада каждого участника производства. Обусловленная этими обстоятельствами необходимость урегулировать повторяющиеся изо дня в день акты производства, обмена и распределения продукта с помощью общих правил поведения и обеспечить подчинение поведения отдельного человека этим условиям производства, оградив тем самым общество от частностного случая и произвола, явилась той причиной, которая вызвала к жизни появление нового типа нормативного регулирования. Прежние социальные регуляторы уже не отвечали новым условиям производства и общения людей.

Первоначально мерой поведения участников производства выступала деятельность, являвшаяся своего рода типичной (правильной, нормальной для данных условий), наиболее рациональной формой человеческой активности в сфере общественного производства. На ее основе складывался «фактический порядок вещей”, которому подчинялись товаропроизводители. Осуществление такого рода деятельности предъявляло к участникам производства определенные требования, неоднократное воспроизведение которых становилось обычным поведением – эталоном, образцом. Таким образом, из деятельности, активности людей «вырастали” обычные (фактические) нормы, имевшие общий, обязательный и типичный, т.е. правовой характер.

Из фактически складывающихся отношений возникает право – принципиально новая система нормативного регулирования, которая требовала государственной власти. Появляется обычное право, а затем – законодательство, формируется правовая система. Вслед за этим должно было возникнуть государство, которое всей своей мощью и ресурсами было призвано создать условия для действия новой системы нормативного регулирования. Выдающийся немецкий юрист XIX в. Рудольф Иеринг по этому поводу отмечал, что у государства «есть одна цель, превосходящая все иные цели, первоначально государству указанная и даже вызвавшая его к жизни и постоянно ему присущая, именно правовая цель – развитие и обеспечение права…” (Иеринг Р. Дух Римского права на разных ступенях его развития. СПб., 1845. С. 217; Борьба за право. СПб., 1907. С. 111). Забота о праве, т.е. управление социальной принудительной властью, составляет важнейшую жизненную функцию возникшего государства.

Хотя первоначально право в значительной мере было приспособлено к защите интересов собственников, тем не менее полностью к этому его назначение не сводилось. Главное достоинство права заключалось в установлении и поддержании единого для всей страны правового порядка с целью создания единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархального семейного уклада сельской общины, а также, что немаловажно, для обеспечения единой власти в государстве. С ростом и укреплением таких связей между различными народами шло одновременно становление и развитие международного права, вытесняя тем самым агрессию и силу как средство решения междуэтнических (межплеменных) проблем.

3. Эволюция сознания человека. Правовое осознание действительности. Право обязано своим появлением изменившемуся сознанию человека, формированию у него способности осознавать регулятивные свойства социальных регуляторов, правовую действительность и отражать ее в специфических правовых понятиях. Появление таких универсальных нормативных систем, как мораль и право, исследователи с полными основанием связывают с тем периодом, когда человек стал осознавать внешний характер обращенных к нему норм, а также понимать, как он должен поступать. Речь идет о том этапе социализации, когда синкретичность сознания устраняется, человек начал «узнавать” мораль и право и выделять их (вначале неявно, неосознанно) среди других регуляторов. С этим была связана сформировавшаяся способность человека различать и понимать операторы модальности «можно”, «нельзя”, «разрешено”, «запрещено”.

4. Па правообразование существенно влиял политогенез, или завершение процесса образования государства. Возникшие и окрепшие политические структуры государства поставили под свой контроль процессы правообразования и активно занялись правотворчеством. Все древние кодексы (Законы Хаммурапи, так называемые варварские правды) представляют плохо скрытую перепись существовавших до этого обычаев и уже действовавших в качестве юридических регуляторов.

5. Распространение влияния мировых религий на Западе и Востоке. Не без их сильного влияния происходило формирование соответствующей образу религии правовой системы. Так, известно, какое сильное влияние на становление права в странах Западной Европы оказал фактор Папства. Можно сказать, что в той мере как Папская революция породила западное государство Нового времени, точно так же она породила и западные правовые системы Нового времени, первой из которых стала система канонического права.

6. Существенную роль на правообразование оказало появление и развитие письменности. Без нее не могли бы возникнуть правовые акты, среди которых выделялись нормативные и индивидуальные. Письменность способствовала развитию нормативного договора как источника права, появлению публичного правового договора. Заключаемые между правителями и народом публичные договоры (определявшие обязанности народа перед царской властью, формы вознаграждений и пределы наказаний, обязательные для царя) содержали часть права всей страны. Считается, что по типу договора был составлен библейский Ветхий Завет – договор Бога с народом Израиля. Письменность способствовала утверждению в качестве источника права судебного прецедента и т.д.

На возникновении и развитии права, безусловно, сказался фактор правовой аккультурации – привития элементов правовой цивилизации традиционным обществам или обществам, уступающим в правовом развитии. Правовая аккультурация предполагает передачу права принудительно или без принуждения одним обществом другому (Крупнейший антрополог права Н. Рулан определяет правовую аккультурацию как «глобальную трансформацию, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой правовой системой, этот процесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения…” (Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 2000. С. 185.)). Если рассматривать правовое развитие во всемирном масштабе, то этот процесс характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы, более развитой, на другие, менее развитые. Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии, и как следствие этого – ее реинтеграция. Так, колонизация крупными европейскими державами, прежде всего Англией и Францией, неевропейского ареала обусловила навязывание (экспансию) права метрополии местному сообществу. Покоренные Халифатом, а позднее Османской империей, народы в результате исламизации постигали законы шариата. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение, правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в его планетарном масштабе.

Общая закономерность происхождения права. Это, можно сказать, общая, не зависимая от времени и пространства, социальных условий первопричина происхождения права у разных народов. Для различных стран и народов, безусловно, существуют «свои” причины правогенеза. Однако есть то общее, что свойственно всем странам и континентам. Антропологи, историки, правоведы, занимаясь проблемами правогенеза и исходя из той посылки, что общий взгляд на историю права остается эволюционистским (древние и последующие правовые системы представляют право как единое явление истории и культуры), отмечают одну и ту же закономерность: история права есть разновременное, параллельное развитие правовых систем согласно общим закономерностям социальной эволюции, проявляющимся вследствие единообразия человеческой природы и схожести проблем, решаемых на одинаковых стадиях общественного развития. Наличие указанной общей закономерности (первопричины) возникновения права обусловлено тем, что экономическая и социальная жизнь всякого общества нуждается в определенном упорядочении и организации действий людей, участвующих в производстве, обмене и распределении материальных благ, а также в урегулировании брачно-семейных, трудовых, межличностных отношений. Такая урегулированность достигается с помощью различных социальных норм, представляющих собой «сплетение” обычаев, ритуалов, традиций родового строя, религиозных и моральных требований.

Изменившиеся социальные условия, возникший новый материальный и духовно-культурный базис и последовавшая за этим дифференциация общества на обособленные по интересам группы людей, требовали принципиально новой формы регулирования формирующихся отношений. Возникла потребность в таких нормах, которые распространяли бы свое действие на всех членов общества, обладали гораздо более высокой степенью обязательности и регулятивными возможностями и тем самым оказывались бы способными в новых условиях придать производственным, политическим, управленческим, трудовым

Теории происхождения права

Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий.

Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права. Часто теории происхождения права созвучны с теориями происхождения государства (например теологическая, психологическая и т. д.).

1. Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: «Не убий», «Не укради». Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.

Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное:

• естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;

• позитивное {писаное) право — совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Признание естественных неотъемлемых прав человека — величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

3. Историческая теория происхождения права (Савиньи, Г.Гуго). Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права

с течением времени, а не законам.

Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.

4. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен).

«При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон». Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция. Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право — только от государства).

Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:

• связь права и государства;

• его обязательное исполнение всеми субъектами;

• иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.

Недостатки теории в том, что:

• отрицаются естественные права человека;

• теория может служить обоснованием всевластия государства.

5. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория близка к жизненным реалиям (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества).

Недостатками теории являются:

• восприятие права как отжившего явления;

• обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура).

6. Социологическая теория происхождения права (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Теорию оценивают с точки зрения ее пользы.

Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике.

Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.

7. Психологическая теория происхождения права (И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека Петражицкий назвал императивно-атрибутивными. Комплекс этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом.

Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются:

• психологические факторы;

• правосознание общества;

• правовая культура;

• социальная психология.

Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

Право, 10 класс

Урок №2. Особенности и закономерности возникновения права

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие процессы регулировали поведение людей в жизни общества?

2. Каковы причины возникновения права?

3. Каковы исторические особенности зарождения права в различных регионах?

Глоссарий по теме:

Присваивающая экономика – способ хозяйственной деятельностью, в условиях которого человек присваивает то, что создано природой; охотиться на животных, собирает плоды растений, ловит рыбу.

Неолитическая революция – процесс перехода от присваивающей экономики к производящей в эпоху неолита – новокаменного века.

Производящая экономика – способ хозяйственной деятельности, при котором люди сами производили необходимые для жизни продукты питания, предметы первой необходимости и пр.

Ритуал — священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

Обряды — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение; правила поведения, которые выполняли воспитательную функцию.

Обычаи — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Табу — система запретов на совершение определенных действий.

Мононормы — правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

Агрокалендарь — документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности.

Правопонимание — совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание.

Естественное право — совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой.

Позитивное право — система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Основная норма — главное правило поведения, находящиеся на вершине пирамиды юридических норм.

Право — система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. Экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. Политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. Культурно-историческая функция — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. Воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. Функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

Ключевые слова: Нормы; присваивающая экономика; производящая экономика; ритуал; обряд; табу; мононормы.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, как возникло право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний об особенностях и закономерностях возникновения права.

Сможем выявлять закономерности возникновения права.

Основное содержание урока.

Особый интерес представляет вопрос о том, как именно зародилось и возникло государство. Во взаимоотношениях между людьми всегда существовали противоречия, которые приводили к столкновениям. С точки зрения ряда учёных, человек использует право не только для решения конфликта.

В XIII в. в трудах известного философа Фомы Аквинского получила обоснование теологическая теория происхождения права. Согласно этой теории, право создано Богом для того, чтобы урегулировать взаимоотношение людей.

Теория естественного права разработана в трудах Конфуция, Аристотеля, Цицерона и др. Естественное право, согласно данной теории, присуще человеку от рождения, а потому нельзя пренебрегать правами, которые дарованы людям природой. Сторонники этого подхода считали, что все люди были равны и свободны.

Представители исторической теории (немецкие юристы Г. Гуго, К. Савиньи) считали, что действующее в государстве право не является совокупностью законов. Порождаемое народным сознанием, оно возникает неожиданно.

Основателями классовой теории считают известных немецких учёных К. Маркса и Ф. Энгельса. Они доказывали, что история человечества — это история классовой борьбы. Господствующий класс, захватив власть, возводит свою волю в закон. Право необходимо ему, чтобы подавить выступления недовольных, угнетённых.

Ученые пришли к выводу то право существовало не всегда. 10-12 тыс. лет назад началась неолитическая революция — процесс перехода от присваивающей экономики к производящей. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, обрядовыми и религиозными нормами. Социальными нормами первобытности являлись мораль, обряды, табу, традиции, обычаи, ритуалы. Правила поведения первобытного общества называются также мононормами — правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

Говоря о закономерностях происхождения права, необходимо выделить характерные причины:

1. Переход к такому способу хозяйствования, который позволял не только обеспечивать себя продуктами питания, но и получать излишки.

2. Расслоение общества

3. Создание государства как особой политической организации

На рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннеземледельческие общества. В них зарождаются государства.

Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения людей. На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться государством. Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок.

В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Органы родового управления постепенно превращались в институты государства.

В Европе становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Основным источником права был обычай. Обычаи фиксировались в так называемых варварских правдах: Салической, Ринуарской, Бургундской и др.

Правопонимание — совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание. Защитники естественно-правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право. Однако окончательно данная теория оформилась в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроиия, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескьё. Начиная с периода Нового времени под естественным правом стали понимать прирождённые неотчуждаемые права человека: на свободу, равенство, собственность, жизнь.

Основоположником психологической теории являлся известный российский учёный Л.И. Петражицкий. Он доказывал, что право находится не в области разума, а в сфере чувств, эмоций и связано с психикой человека.

Среди теорий, связывающих право с системой норм, необходимо выделить нормативистскую теорию Г. Кельзена. Под правом Кельзен понимал систему иерархических норм, содержащихся в индивидуальных актах, договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязательность права не привносится, с точки зрения Кельзена, извне — государством, моралью, иными социальными условиями, а содержится в самом праве. Она выводится из так называемой основной нормы. Основная норма — главное правило поведения, находящееся на вершине пирамиды юридических норм.

Представители социологической школы права (австрийский правовед Е. Эрлих, американский учёный Р. Паунд и др.) доказывали, что право формируется в обществе и должно представлять собой совокупность правил, которые удобны для людей, ибо не навязываются извне.

Право выполняет в обществе определённые функции: регулятивную, охранительную, оценочную.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Правильный ответ

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовых терминов

Разбор типового контрольного задания

Разместите предложенные варианты ответов в пропуски

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1) юриспруденции 2) функций 3) социального 4) потребности 5) воздействие 6) отношения

А-1, Б -2, В-3, Г -4, Д- 5, Е – 6, Ж -7

Традиционно теория государства и права при изучении происхождения права акцентировала внимание на том, что право возникает там и тогда, когда возникают классы, появляется государство, когда возникает необходимость осуществлять государственное принуждение. В возможности принуждения видели основной способ регулирования поведения членов классового общества, защиты частной собственности, классового господства, эксплуатации. Ценность права как системы поддержания нового состояния общества считалась второстепенной. Государственное принуждение в выполнении установленных правил считалось точкой отсчёта, водоразделом между доправовой и правовой организацией общества. Новые исторические данные не позволяют ограничиваться только такими сторонами правообразования. Данные свидетельствуют о более глубоком, качественном отличии регулирования поведения людей в раннеклассовом обществе от регуляции в первобытном обществе, причём не только по содержанию, но и по способам регулирования.

Появление законов, защищающих интересы не только богатых, уже на самых первых этапах правового развития объясняется тем, что борьба народных масс временами тормозила процесс правообразования, направленный на усиление эксплуатации. Такая борьба и находила отражение в древнейших юридических актах (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы XII таблиц). Именно в этой связи в некоторых западных политико-антропологических работах и делается вывод о понимании раннего права как системы регулирования, одной из функций которой было установление справедливости и социального мира. Однако, только такой подход был также идеалистический и преувеличением некоторых реальных процессов правообразования, поскольку право уже на самых первых этапах своего возникновения наряду с выполнением общесоциальных функций выступало и в роли нормативно-классового регулятора, т.е. регулирования общественных отношений с позиций господствующего класса.

Процедуры как формы обеспечения и осуществления правил поведения в раннеклассовых обществах также приобретают качественно новый характер. Для разрешения споров создаётся специальный государственный орган – суд. Он же используется для поддержания законов, наказания их нарушителей. Появляются и люди, профессией которых становится удостоверение тех или иных соглашений, доверенностей и иных процедурных документов. Отныне государство вмешивается в экономический оборот, договорные отношения. В то же время в раннеклассовых обществах действуют и обычаи, перерастая затем в обычное право – если эти обычаи начинает признавать и защищать аппарат государства, в том числе суды. Обычное право имеет свою специфическую процедурную сторону. Здесь ещё весьма сильны пережиточные формы – этнически окрашенные ритуалы, символы, сценарии судопроизводства, не полностью отслоившиеся от религиозных представлений, нравственных начал и даже фольклора (нормы-рассказы о казусах, пословицы). С перерастанием раннеклассовых обществ в собственно классовые (становление государств азиатского способа производства, рабовладельческих, феодальных государств европейского типа) обычное право всё больше уступает место прецеденту и законодательству.

Основные отличия права как регулятора общественных отношений от родовых обычаев заключается в следующем:

1) право выражает волю и интересы не всего общества (как обычай) а волю господствующего класса, или сил стоящих у власти;

2) нормы права санкционируются либо создаются государством и охраняются государством, а обычаи поддерживались всем родом, общественным мнением, традициями, авторитетом;

3) право существует уже не в сознании людей, а имеет свои формы выражения: писаные законы, указы, а обычаи передавались из поколения в поколение по памяти, они были в сознании каждого члена рода. Подобный регулятор отношений стал непригоден в классовом обществе, его заменило право – более эффективный регулятор и более надёжный инструмент охраны интересов господствующего класса;

4) санкции правовых норм теперь существенно отличаются от тех, которые применялись на предыдущем этапе. В раннеклассовом праве они уже обеспечивают возникающее имущественное и социальное неравенство. Проявляется это в резком ужесточении санкций, защищавших собственность социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности – в зависимости от статуса личности (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации привилегий. В Библии, например, утверждалось: «Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти… А если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукой его, то он должен быть наказан…».

Подобная дифференциация наказаний была широко распространена во всех раннеклассовых обществах. Санкции избавляются от религиозных элементов. При этом санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не жрецами и другими служителями культов.

Таким образом, право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов. В длительном диалектическом процессе становления государств, классов право становится способом осуществления функций государства. С расслоением общества, развитием классов, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т.е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это осуществляется, прежде всего, ужесточением санкций, защищающих собственность).

Выводы по главе

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название «мононормы».

Потестарная власть (от лат. potestas – мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существова­ние присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу – запреты совершать определенные действия, тотемы – обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты – определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование права в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

В процессе этого развития произошли три крупных разделения труда:

скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, и, наконец, от производства отделилась торговля; рост произво­дительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе – к эксплуатации. В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества. На смену им приходит государство – публичная власть, стоящая над населением, и право – инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. По Ленину, государство – это орган подавления одного класса другим, а право – средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А.Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право фор­мировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетие до н.э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей — аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство — общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования права. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса (институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право уступает место прецедентному праву, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения – законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

Эти нормативные акты, в отличие от нормативной системы перво­бытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.

Проблема происхождения государства и права в науке является дис­куссионной. Существует множество концепций происхождения государства и права: договорная (естественно-правовая) теория, теологическая концепция, психологическая теория, исторической школы права, теория насилия.

Глава 8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРАВА

1. Закономерности в праве. Их основные виды.

2. Общие закономерности возникновения и развития права.

3. Общие структурно-функциональные закономерности права.

4. Специальные закономерности возникновения и развития права.

5. Специальные структурно-функциональные закономерности права.

6. Специальные правовые закономерности и социально-политическое содержание права.

7. Право и социальный прогресс.

1. Закономерности в праве. Их основные виды.

Право как особая форма социальной жизни имеет свои специфические закономерности, характеризующие его возникновение, развитие, функционирование, структурное построение. Во всем многообразии и богатстве своих проявлений основные из этих закономерностей и составляют предмет общей теории права.

Закономерности права, как всякие закономерности окружающей нас действительности, носят объективный характер. Нельзя ни отменить, ни навязать закономерности права вопреки его внутренней логике. Как и во всех иных случаях, когда речь идет об объективных закономерностях, главное, что характеризует субъективное отношение к ним людей, — это их познание, учет, активное использование в правотворческой и в правоприменительной деятельности. Пренебрежение законодателя и правоприменителей к объективным закономерностям, деятельность, осуществляемая вопреки им, могут приводить к социальным издержкам и потерям.

По своей природе закономерности права относятся к числу социальных (социологических), да причем таких, которым подвластны надстроечные явления, имеющие характер институционных образований, социально-классовую сущность. Отсюда следующие две особенности закономерностей права.

Во-первых, в связи с тем, что право отличается высоким уровнем институционности и, следовательно, устойчивостью присущих ему свойств, структуры других его черт, закономерности права характеризуются весьма значительной четкостью, подчас математически точным выражением.

Во-вторых, в связи с тем, что право является своеобразным социально-классовым регулятором, содержание которого имеет социально-политическую и специально-юридическую стороны, правовые закономерности строятся сообразно сторонам этого содержания. Специфика правовой материи, следовательно, — один из решающих отправных пунктов, который предопределяет особый поворот при освещении закономерностей, выражающих внутреннюю логику правовой действительности.

Со всей наглядностью необходимость особого подхода к закономерностям права, учитывающего указанные особенности, обнаруживается при рассмотрении их видов. Конечно, общая классификация социальных закономерностей распространима на данную область социальной жизни, и ее прямое «наложение» на связи и соотношения, свойственные правовой действительности, дает, как показал П.М. Рабинович, немалый позитивный познавательный эффект. В соответствии с общей классификацией отправным пунктом при рассмотрении правовых закономерностей может быть деление присущих праву связей и соотношений на: 1) закономерности возникновения и развития, т. е. связи генезиса, 2) закономерности функционирования, бытия, т. е. связи структурно-функционального характера.

На основе же общих классификационных рубрик в праве обособляются специфические разновидности закономерностей, отражающих особенности содержания права. Закономерности права весьма определенно, хотя и не абсолютно, не зеркально, да и к тому же взаимопроникая, частично перекрещиваясь, разветвляются в зависимости от принадлежности их либо к содержанию социально-политическому (общие закономерности), либо к содержанию специфически правовому, в частности технико-юридическому (специальные закономерности).

Таким образом, с учетом всего сказанного классификация правовых закономерностей предстает в таком виде:

общие закономерности возникновения и развития права;

общие структурно-функциональные закономерности права;

специальные закономерности возникновения и развития права;

специальные структурно-функциональные закономерности права.

2. Общие закономерности возникновения и развития права.

Это выраженные в социально-политическом содержании права связи, характеризующие его социально-политический генезис.

По своей сущности они таковы, что представляют собой специфическое проявление общих закономерностей развития классового общества, которые распространяются на все социально-политические явления — государство, демократию, законность (хотя в рамках каждого из них проявляются по-своему и в таком особом проявлении имеют черты специфических закономерностей).

Данные закономерности, следовательно, как бы вписываются в контекст общесоциальных закономерностей на том или ином этапе развития классового общества и в принципе не выходят за пределы общей истории социально-политических отношений. Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс говорили о том, что право, как и религия, не имеет своей собственной истории.

Среди закономерностей, характеризующих социально-политический генезис права, могут быть выделены: закономерности возникновения права; закономерности развития права в целом закономерности развития тех или иных исторических типов права; закономерности развития конкретных национальных правовых систем и их структурных сущностей (семей). Не повторяя всего сказанного ранее в отношении этих закономерностей, необходимо в качестве наиболее общих положений отметить следующие.

Главной закономерностью генезиса права в целом является такое его развитие, которое неизбежно завершается переходом от эксплуататорских типов права к праву социалистическому, становящемуся элементом политической системы социалистических стран.

По отношению к правовым системам эксплуататорских типов социально-политический генезис характеризуется усилением реакционности права и в связи с этим по мере разложения эксплуататорских социальных систем, установления реакционных политических режимов — девальвацией права, падением его престижа, ценности.

Наоборот, для правовых систем социалистических стран, как будет отмечено дальше, определяющим является закономерное упрочение законности, усиление правовых начал, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни (1.9.6.).

3. Общие структурно-функциональные закономерности права.

Эти закономерности, относящиеся к социально-политическому содержанию права, характеризуют его бытие, его функционирование и структурные характеристики в общей системе социально-политических отношений классового общества.

Среди закономерностей данной группы должны быть выделены связи, выражающие значение права в качестве элемента данной общественной системы, составной части надстройки, политической системы общества, системы нормативного регулирования (1.11.1–8.). Значение ключевой функциональной закономерности после связей права с экономическим базисом принадлежит взаимной обусловленности в процессе закономерного взаимодействия права с государством, а также с моралью.

Специального внимания требуют те тонкие и в то же время весьма значимые закономерности, которые выражают соотношение непосредственно-социальных притязаний и права как особого юридического феномена.

Общие структурно-функциональные закономерности, как и общие генетические, включаются в предмет юридической науки в той мере, в какой они раскрываются в сфере права в виде специфических, имеющих своеобразное проявление, соответствующее особенностям его природы, содержания, свойств.

Здесь, следовательно, должно быть принято во внимание и специально-юридическое, в частности технико-юридическое, содержание права, от которого во многом зависят упомянутые особенности.

Подробное освещение этой, как и предшествующей, группы общих закономерностей является содержанием глав данного тома курса.

4. Специальные закономерности возникновения и развития права.

Если со стороны своего социально-политического содержания право не имеет собственной истории, то рассматриваемое со стороны специфически правового содержания оно такую историю имеет.

Для права характерны относительно самостоятельные, «не равные» по отношению к производственным отношениям направления возникновения и развития, которые образуют его специально-юридический генезис. Последний по сравнению с социально-политическим развитием правовой действительности носит вторичный, производный характер. Его специфика, особые повороты собственно правового развития юридических форм обусловлены своеобразными обстоятельствами социально-классовой, исторической, национальной обстановки той или иной страны и рядом других факторов, которые проявляются на основе того общего, что свойственно классово определенному историческому типу права.

Несмотря на свой вторичный характер, специально-юридический генезис права достоин пристального внимания. Выраженный в специфически правовом содержании права, он в то же время относится к его интеллектуальной стороне, характеризует его возникновение и развитие как явления духовной жизни, становление и накопление правовых ценностей, достижений нормативно-регулятивной культуры, образующих позитивный потенциал общей человеческой культуры.

Обратимся к некоторым закономерным процессам специально-юридического генезиса права, которые, выражая достижения юридической культуры, имеют существенное значение для понимания правового прогресса.

Под рассматриваемым углом зрения наиболее существенной, надо полагать, закономерностью развития права, прослеживаемой в качестве тенденции на протяжении всей многовековой ею истории, является повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых построено на доминирующем значении субъективных прав. Конечно, и об этом нужно сказать вновь с предельной четкостью, данная закономерность — не более чем тенденция. В эксплуататорских формациях она к тому же неизменно приобретает узкоклассовую ориентацию, оборачивается такой расстановкой обязанностей и прав, при которой последние сосредоточиваются в руках эксплуататоров. И все же особенности права, его собственно специально-юридического содержания, сопряженного с выражением и обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений, необходимость демократизации социальной жизни — эти и некоторые другие факторы обусловливают такое развитие правовой надстройки, при котором право «все более становится правом», — процесс, в полную меру развернувшийся в социалистических странах.

Специальные закономерности, характеризующие специально-юридический генезис права со стороны его технико-юридического содержания, выражаются в многообразном усовершенствовании юридического инструментария, всего комплекса регулятивных и охранительных средств и приемов, свидетельствующих о неуклонном усилении действенности (с технико-юридической стороны) правовых механизмов опосредствования общественных отношений. Это, в частности:

а) повышение в праве уровня нормативных обобщений и, прежде всего развитие системных обобщений (все большее значение абстрактного способа изложения норм по сравнению с казуистическим, насыщение материи права нормами-дефинициями, нормами-принципами и т. д). Отсюда — возрастание не только духовной, интеллектуальной силы права, но и его регулятивной энергии — такого его регулятивного качества, как всеобщность, т. е. способность права охватить своим воздействием максимально широкий круг отношений, случаев, ситуаций;

б) все большее развитие в праве, причем в связи с отмеченным повышением уровня системных нормативных обобщений, качества органичной системы, развертывание свойства системности. И хотя последнее, как было отмечено Ф. Энгельсом, постоянно нарушается ходом экономического развития, для национальных правовых систем характерна тенденция накапливания особенностей целостного образования, отличающегося технико-юридическим, конструктивным единством;

в) усиление специализации права. Для права наряду с процессом интеграции характерны конкретизация и дифференциация, т. е. специализация правового регулирования, все более возрастающее «разделение труда» между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права, позволяющее в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно определенное правовое регулирование (11.23.2.);

г) развитие структуры права. Одним из закономерных результатов рассматриваемых в единстве процессов интеграции, конкретизации и дифференциации в праве (которые, разумеется, происходят главным образом под воздействием внешних факторов — экономических, социально-политических и др.) является усложнение структуры права — формирование в праве разноуровневых подразделений, в том числе вторичных, комплексных;

д) развитие во взаимодействии нормативного и под-нормативного индивидуального регулирования. Происходят, причем в тесной связи с особенностями социально-политических условий, совершенствование и взаимная «притирка» юридических средств, норм, институтов, через которые осуществляются нормативное и поднормативное, включая «автономное», индивидуальное регулирование (в том числе развитие ситуационных и диспозитивных норм, норм с оценочными понятиями и др. — всего того, что призвано юридически упорядочить, придать правовой характер индивидуальному регулированию);

е) совершенствование, упрочение обеспечительных юридических механизмов. Развивается система юридических санкций — штрафных, правовосстановительных, а также приемов юридического регулирования, нацеленных на то, чтобы не допустить невыполнения юридических обязанностей, обеспечить «автоматическое» действие юридических норм. В связи с этим дает о себе знать и тенденция закономерного совершенствования, упрочения процессуальных форм (а также иных юридических процедур), призванных гарантировать правовой характер государственного принуждения.

Все эти, как и некоторые другие, специальные правовые закономерности (главные из них подробнее, на конкретном материале, будут рассмотрены дальше) в конечном итоге выражают обусловленный экономическим базисом, всеми потребностями общественного развития закономерный процесс постепенного развертывания, раскрытия тех свойств и регулятивных качеств, которые в виде потенции заложены в праве как специфическом социальном феномене. В этом главное, что характерно для правового прогресса, развития правовой культуры. Право во все большей мере проявляет себя как эффективный общесоциальный классовый регулятор, способный с юридической стороны дать эффект «гарантированного результата», выступить в качестве формы социальной активности.

Вместе с тем уже здесь нужно подчеркнуть: отмеченные закономерности, выражающие правовой прогресс, проявляются на основе общих закономерностей и находятся в тесной зависимости от них, от социально-политического содержания права. Их действие и формы проявления в эксплуататорских формациях имеют противоречивый характер, раскрываются в таком виде, в котором выражается их нацеленность на обслуживание узкоклассовых, эксплуататорских целей. И все же, несмотря на исторически долгие «перерывы», «шаги назад», в правовых системах постепенно накапливаются правовые ценности, относящиеся главным образом к технико-юридическому содержанию права.

В социалистическом обществе впервые в истории специально-юридический генезис права целеустремленно используется в правотворческой деятельности государства трудящихся, а социалистическое право, в особенности право развитого социалистического общества, выступает в качестве исторического преемника всех позитивных правовых ценностей, достижений юридической культуры — всего того, что может обеспечить высокосовершенный развитой характер социального регулирования в социалистическом обществе

5. Специальные структурно-функциональные закономерности права.

Благодаря своему в основном технико-юридическому характеру большинство закономерностей данной группы имеет черты предельно четких, математически точных и притом неумолимо жестких связей и соотношений, близких с рассматриваемой стороны к особенностям тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные и технические науки.

Рассматриваемые закономерности подразделяются на ряд разновидностей Наряду с разграничением на преимущественно структурные и преимущественно функциональные они довольно четко, хотя, как везде, не абсолютно, дифференцируются в зависимости от глубины специально-юридического содержания права.

Определяющее значение среди закономерностей данной группы принадлежит таким связям и соотношениям, которые выражают глубинные пласты специально-юридического содержания права. Это такие закономерности, как, например, «мера» юридического регулирования в данной системе социально-классовых отношений, объективно обусловленная степень интенсивности юридического регулирования.

Математически точный характер имеют закономерные связи между общими дозволениями и запрещающими нормами, общими запретами и управомочивающими нормами в двух основных типах правового регулирования — общедозволительном и разрешительном.

Существуют в праве и специфические закономерности, которые находят преимущественное выражение в технико-юридическом содержании права.

Это, например, связи между субъективными правами и обязанностями в правоотношении, причем и здесь можно встретить зависимости, так сказать, математического профиля, обусловленные к тому же особенностями регулятивных функций права: в правоотношениях пассивного типа правомочиям на позитивное поведение корреспондирует обязанность пассивного содержания и, наоборот, в правоотношениях активного типа иная модель — позитивное поведение образует содержание юридической обязанности, которой корреспондирует одно лишь правомочие требовать данного поведения от обязанного лица. Есть подобные же закономерные зависимости между конкретными правомочиями, в обусловленности наступления правовых последствий от наличия юридических фактов, фактических составов или их части и т. д.

Словом, в научный оборот при обозначении субстанции права недаром вошел термин «правовая материя». Все более углубляющийся специально-юридический анализ, проводимый с широких философских позиций, свидетельствует: в самой материи права, образующих ее элементах, в их соотношении, а также в соотношении всех иных компонентов правовой системы существуют объективные закономерности, которые подобны закономерностям в любой иной материи, имеют характер жестких, четких связей и зависимостей. При всем их своеобразии, обусловленном тем, что право относится к сфере общественного сознания, к надстройке, они раскрывают важнейшие особенности права как институционного феномена. Знание о структурно-функциональных закономерностях, как и о всех иных закономерностях права, — высший итог познания правовой действительности с указанных выше методологических позиций.

6. Специальные правовые закономерности и социально-политическое содержание права.

Отметив существование в праве четких, математического типа закономерностей, необходимо в то же время еще раз указать на их прямую обусловленность социально-политическим содержанием данной правовой системы.

И не только на обусловленность. Зависимость здесь (перед нами тоже своего рода объективная закономерность) носит более глубокий, сущностный, органический характер. Ведь юридическая сфера рассматривается господствующим классом — и вполне основательно — в качестве такой, которая, несмотря ни на что, призвана служить, пусть с издержками, его классово-господствующим интересам. И она действительно служит. Служит как раз потому, что главное в праве — это его социально-политическое содержание.

Как же рассматривать «недоучет» законодателем или правоприменительными органами специфических закономерностей? Допустим, таких фактов, характерных для эксплуататорского общества, когда провозглашаются права, которым не корреспондируют юридические обязанности; или вопреки юридической логике общие дозволения не сопровождаются конкретными запрещающими нормами и т. д.?

Конечно, специфические закономерности, как и любые объективные закономерности, в какой-то мере «мстят за себя»: соответствующие юридические механизмы в полной мере не раскрывают своих потенций (в том числе и для обслуживания интересов данного господствующего класса), и социальная жизнь не получает всего того, что, казалось бы, она могла получить от правовых форм. В то же время существенно и другое.

Коль скоро речь идет об эксплуататорских обществах, нельзя не учитывать, что полное развертывание соответствующих юридических механизмов, по самой своей природе связанных с позитивными процессами социального развития, в том числе расширением социальной свободы, далеко не всегда отвечает объективным условиям и целям классового господства. Значит, если рассматривать специфические правовые закономерности под углом зрения социально-политического содержания права, то оказывается, что перед нами не «недоучет» закономерностей, а нечто другое — закономерное подчинение правовой материи социально-политическому содержанию.

Отсюда такой вывод: применительно к данным социально-классовым условиям в качестве специфических закономерностей могут выступать такие особые связи и соотношения, которые не совпадают с общими специфическими закономерностями. То, что с точки зрения внутренней логики права, общих тенденций специально-юридического генезиса права представляется, казалось бы, «нарушением» закономерностей, в действительности, в соответствии с особенностями социально-политического содержания данной правовой системы, является для нее вполне закономерным. В последующем такая метаморфоза в характере специальных закономерностей будет рассмотрена на конкретном фактическом материале (1.17.6.).

Все это свидетельствует о том, что специальные закономерности права относятся главным образом к особенностям права как общесоциального регулятора и, следовательно, проявляются в более или менее «чистом», неискаженном виде главным образом в условиях, когда эта сторона сущности права получает преимущественное развитие. Отсюда должно быть понятным, почему именно в зрелом социалистическом обществе, как будет показано в последующем, правовые ценности, выражающие специальные закономерности права, получили для своего развития наиболее благоприятные возможности, перспективу.

7. Право и социальный прогресс.

Право не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным, восходящим движением, а является инструментом и, более того, прямым выражением социального прогресса.

Ведь основные характеристики социального прогресса (организованность общественной жизни; глубина свободы в обществе) и особенности права — инструмента обеспечения организованности и социальной свободы, активности, ответственности — таковы, что данные явления в условиях классового общества как бы созданы друг для друга, и потому социальный прогресс раскрывается через право, находит в праве самое непосредственное, естественное проявление. Уже из изложенного ранее о сущности права, его содержании и ценности нетрудно заметить, какая прямая, закономерная цепочка тянется от важнейшего компонента социального прогресса — социальной свободы — к непосредственно-социальным (фактическим) правам, а от них — к праву как юридическому феномену. Здесь социальная свобода и ответственность преломляются сквозь призму классово-организованных, государственных интересов, оснащаются свойствами, необходимыми для выражения другого компонента социального прогресса- организованности социальной жизни, — и реально выражаются затем в субъективных юридических правах и обязанностях.

Понятно, и при рассмотрении отношения права к социальному прогрессу нужен строго классовый подход.

Право в эксплуататорских формациях по отношению к прогрессу — явление противоречивое. Его доминирующая черта, в особенности в условиях упадка данной общественной системы, — все более возрастающая реакционность, несовместимость с социальным прогрессом. В то же время и в эксплуататорских формациях право — пусть маленький, но все же некоторый социальный плюс по сравнению с прямым произволом, неконтролируемым субъективизмом, т. е. с просто случаем и просто произволом. При всей своей реакционности оно способно вносить в стихию, в игру жестких социальных сил какие-то правила, ограничения, некоторые, хотя и узкие, гарантии.

Что же касается социалистического общества, в особенности после полной и окончательной победы социализма, то свойственная ему правовая система предстает в качестве социального явления, главными своими чертами соответствующего социальному прогрессу. При этом она не только по своей антиэксплуататорской, антиугнетательской сущности, но и по своей цели, устремленности непосредственно связана с наиболее прогрессивными рубежами развития человеческого общества — с построением высшей фазы коммунизма.

Теперь несколько соображений о правовом прогрессе.

С социально-политической стороны правовой прогресс выражается в таком развитии права, которое завершается формированием социалистического права — права нового, высшего исторического типа.

Со стороны специально-юридического, в частности технико-юридического, содержания права это главным образом утверждение в качестве ведущего компонента правовой действительности субъективных юридических прав, а также развитие и наращивание технико-юридических правовых ценностей, достижений правовой, нормативно-регулятивной культуры — существенного компонента общечеловеческой культуры. И хотя ценности специально-юридического порядка в контексте различного социально-политического содержания права могут иметь далеко неоднозначное отношение к социальному прогрессу в целом, они в условиях социалистического строя-явления, имеющие последовательное социально позитивное значение. В последующем, при рассмотрении активной роли права, значение правовых ценностей. В их соотношении с социальным прогрессом будет еще затронуто.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий