Законы 12 таблиц

2.1 Понятие вещей, классификация. Способы приобретение вещных прав.

В римском праве отсутствует понятие вещи, но его можно воссоздать в том виде, в каком оно воспринималось самими римлянами. С их точки зрения, вещь-это то, по поводу чего у субъекта возникает право, в самом общем смысле этого социального явления, а так же это определенная часть живой или неживой природы. Римский юрист II века Гай под вещью понимал:

телесные предметы (res corporalеs) – все материальные предметы внешнего мира;

бестелесные вещи (res incorpoles) – вещи нематериальные, т.е. ненаделенные реальным существованием. Это определенные права (например, наследство, обязательство, узуфрукт и т.д.).

Для раннего состояния римского права характерно деление вещей на манципируемые и неманципируемые.

Манципируемые вещи (res mancipi) – главные средства земледелия, наиболее ценное имущество (земля, рабы, крупный домашний скот), отчуждение которого осуществлялось в сложной форме – в виде манципации (древнейшая сделка купли – продажи). Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей являлось достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она уже была исполнена. Неманципируемые вещи (res nec mancipi) – остальные предметы домашнего обихода (мебель, продовольствие, мелкий скот и т.д.), которые могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.1

В сочинениях римских классических юристов было разработано и широко применялось в практике разрешения судебных дел деление на вещи в обороте и вне оборота, вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, определяемые родовыми признаками и индивидуально – определенные. Рассмотрим это деление.

Вещи в обороте (res in commercio) – это объекты купли-продажи, мены, дарения. Они могли принадлежать каждому и свободно отчуждаться третьим лицам. Вещи, изъятые из оборота (res extra commercium), не подлежали отчуждению. Это священное имущество – храмы, предметы религиозного культа; публичные вещи и общие вещи – дороги, площади, гавани, театры, бани, а также море, свободно текущая вода, т.е. то, что нельзя продать, подарить.

Вещи движимые (res mobiles) – пространственно перемещаемые вещи (те вещи, которые приходят в движение собственной силой: рабы, животные, мебель, другая утварь). Вещи недвижимые (res immobiles) – земельные участки и все созданное на них (строения, насаждения), кроме того – недра и пространство над землей.

К неделимым вещам (res indivisibiles) относились те, которые при делении утрачивали свою субстанцию (корабль, шкаф). Делимые вещи (res divisibeles) сохраняли свою субстанцию при деле­нии, их часть – это прежнее целое, но в уменьшенном объеме (масло, вино, песок). В случае невозможности материального разделения вещи она переходила в собственность одного, а другие наследники получали денежную компенсацию.

Вещи потребляемые (res consumptibiles) – те, которые материально уничтожаются при их однократном использовании (продукты, деньги – самые потребляемые в мире вещи). Вещи непотребляемыe (res non consumptibiles) не уничтожаются от употребления (обручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (платье, обувь).

Вещи, наделенные родовыми признаками (genues), определялись весом, ме­рой, числом (зерно, вино, песок и т.д.). Родовая вещь юридически считалась не подверженной гибели, ибо она всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило: «Genera non pereunt» («Род не погибает»).

Вещи индивидуально – определенные (species), в отличие от родовых, могли быть выделены из числа подобных им вещей (например, раб Октавий, имение Аттика и т.д.) и были ценны именно своей индивидуальностью. Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-определенной вещи договор прекращался, т.к. должник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Такие вещи замене не подлежали, а риск случайной гибели вещи нес ее собственник.

В римском праве имелись и другие деления вещей – главные и придаточные, части вещи, принадлежность, плоды, вещи простые и сложные. Такое дробное деление свидетельствует о высоком уровне право­вого регулирования отношений по поводу вещей. Многое из сделанного римскими юристами в этой области сохраняет свое значение и в настоя­щее время. Конструкция вещи, разработанная в Древнем Риме, продол­жает жить в современных правовых системах: подразделения римской классификации видов вещей оказались столь жизнеспособны, что вошли во мно­гие законодательства, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация – воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;

2) традицио – простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;

3) спецификация – создание новой вещи из чужого материала или соединение нескольких вещей в одной – главной;

4) уступка права – фиктивный судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял о своем праве собственности на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;

5) наследование;

6) давность владения.1

На основании вышеопределенного, необходимо отметить, что вещное право закрепляет господство лица над имуществом от своего или чужого имени и состоит из следующих структурных элементов: владение, собственность, права на чужие вещи, залоговое право.

2.2 Право собственности.

Под правом собственности в Древнем Риме, понималось фактическое, ничем неограниченное, ясно, четко и конкретно определенное господство субъекта над вещью. Собственник имел полное право владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

Важной чертой римского права собственности было под подразделе­ние вещей на два типа – res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии во – обще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу отно­сились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей первой категории – продажи, мены, дарения и пр. – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципа – ции. Слово это произошло от «manus» – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобре – тенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: «я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов…». Манципация сообщала приобретателю неос­поримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.1

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходи­ла в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда – нибудь, в будущем времени, воз – никнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью прос­той традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установлен­ных договором купли – продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали – при переходе из рук в руки – манципации. Драгоценная ваза – традиции. Первые две вещи отно – сились к разряду орудий и средств производства; по своему происхожде­нию они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общи­ны, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.1

Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей – в один год.

Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:

1) Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII. 1);

2) Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII. 2);

3) Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а).2

Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле (пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает). Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью. Законами XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка», а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб (если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Законов XII таблиц ты можешь предъявить иск об уборке его).

Таким образом, право собственности являлось и продолжает являться, фактически, основным правовым институтом относительно вещи лица, и предоставляет ему весьма обширный перечень возможностей определения судьбы своего имущества.

2.3 Права на чужие вещи.

Кроме прав владения и собственности, римское право развило ряд прав на вещи с ограниченным содержани­ем полномочий. Объектом этих прав служили, конечно, чужие вещи, почему они назывались iura in re aliena. Возникли они очень рано, и постепенно развиваясь, образовали особую группу полномочий разно­го содержания. В состав этой группы к концу классической эпохи вхо­дили институты сервитутов, суперфиция и эмфитевзиса.1

Право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако не собственник имеет ряд прав в отношении данной вещи. Очевидно, что не собственник не мог иметь таких же широких правомочий по отношению к вещи, как сам собственник, поэтому права на чужие вещи (jura in re aliena) именуют также ограниченными вещными правами. Другими словами, это права с ограниченным содержанием полномо­чий. Объектами этих прав служили чужие вещи.

Сервитуты (servitutes). Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены Законами XII таблиц например: никто не мог сажать деревья ближе 5 – 9 футов от соседнего участка и т.д.

Особой формой ограничения права собственности является сервитут – право на чужую вещь или право пользования чужой вещью. Сервитуты ограничивали наиболее абсолютное право частной собственности и в то же время для всего класса собственников делали это право более полным. Сервитуты, в частности, выражали хозяйственную целесообразность более рационального пользования землей. При мелком землевладении собственники одних (господствующих) участков получали право прохода, проезда, прогона скота к дороге, пастбищу, источнику воды и т.п. через участок (служащий участок) соседа. Не существуют сервитуты ни для людей, ни для имений, если не представляют интереса для соседей. Сервитутное право давало возможность собственнику восполнить недостатки принадлежащего ему участка.

Собственник обремененной вещи не должен был совершать каких-либо активных действий для обеспечения сервитута, но обязывался не препятствовать его использованию. В то же время владеющий сервитутом обязывался пользоваться им бережно, способом, наименее обременительным для собственника служащей вещи. Различались вещные и личные сервитуты.

Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, есть пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника на пользу другого. Среди вещных сервитутов различали:

–сельские (земельные) – право прохода, проезда, прогона скота, устройства водопровода, водопоя скота, черпания воды на соседнем участке;

–городские – право пристроить к стене соседа, опереть балку на стену соседа, перекинуть балкон и другие выступы в чужое пространство, направлять сток дождевой воды или провести клоаку через чужой участок.

Каждая разновидность сельского и городского сервитута имела индивидуальную правовую регламентацию. Но они обладали и общим – бессрочностью, были обременением самой земли и вместе с ней переходили к новому собственнику. Вещный сервитут устанавливался в отношении не конкретного лица, а конкретной вещи, поэтому смена собственника данной вещи не приводила к прекращению действия сервитута.

Личный сервитут – это право пользования вещью определенным лицом, т.е. подобный сервитут, устанавливался в отношении конкретного лица и прекращался с его смертью. Из личных сервитутов можно выделить узуфрукт, узус, право проживания в чужом доме, право пользования чужим рабом или животным.

Узуфрукт (usufructus) – право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением целостности субстанции. Примером узуфрукта мог быть земельный участок, сад или огород. Получивший право узуфрукта (узуфруктарий) мог всесторонне пользоваться вещью, распоряжаться ее плодами, но при условии сохранения самой вещи. Узус (usus) – другой личный сервитут – давал право пользоваться вещью, но без получения плодов. Узуарий не пользуется вещью как источником дохода. Можно еще отметить такие личные сервитуты, как право проживания в чужом доме (habitatio), когда, например, наследодатель предоставлял старой служанке право пожизненного пользования комнатой в доме и право пользования чужим рабом или животным (operae).1

В Риме сохраняли действие сервитуты, признанные еще квиритским правом (право прохода к могилам, соседу разрешалось заходить на чужой участок для сбора плодов, упавших с его дерева).

Устанавливались сервитуты путем заключения договора, судебным решением (например, при разделе общей собственности), а также истечением давностного срока пользования.

Прекращался сервитут гибелью служащей или господствующей вещи, отказом от сервитута, его неиспользованием, истечением срока договора и некоторыми другими юридическими фактами.

Таким образом, сервитуты ограничивали право собственности или владения в пользу других лиц, выражали взаимопомощь, коллективистские начала в праве.

Правом на чужую вещь были также эмфитевзис и суперфиций – особые сделки, регламентирующие отношения наследственной аренды, которая появилась в Риме к середине IV века. Будучи разновидностями аренды, они имели общую основу с сервитутами, но отличались от них широтой прав, предоставленных арендаторам. Иначе говоря, они были «вечной арендой» – особыми вещными правами на чужую вещь, собственник которой был крайне ограничен в своих владельческих правах.

Эмфитевзис (emphyteusis) – вещное наследственное отчуждаемое право пользования чужой землей и плодами с правом изменения участка собственника, но не ухудшения его. По – другому – это аренда земли с исключительно широкими правами арендатора. Эмфитевт владел землей пожизненно, мог ее закладывать, продавать, передавать по наследству.

Применительно к государственным землям правомочия эмфитевта полно охарактеризованы юристом Павлом. Он был убежден в том, что арендованными у государства участками называются те, которые сняты в наем навсегда, т.е. с таким условием, что, пока за них уплачивается арендная плата, до тех пор не разрешается их отбирать ни у тех, кто снял их внаем, ни у тех, кто является преемником этих лиц.

Эмфитевзис защищался интердиктами претора, а также исками, аналогичными виндикации, против всякого нарушителя, в том числе и против собственника. Эмфитевзис прекращался при причинении значительного ущерба арендуемому участку, неуплатой арендной платы в течение трех лет, нарушением правил о продаже эмфитевзиса.

Суперфиций (superficies) – вещное наследственное отчуждаемое право возведения строения на чужом земельном участке, с правом бессрочного (или на длительный срок) пользования этим участком, но не ухудшения его. По общему правилу суперфиций был отчуждаемым и наследуемым владением.1 Также и здесь предусматривалась уплата собственнику поземельной ренты. Суперфиций обладал сходным с эмфитевзисом правовым режимом, и его вполне можно считать городским вариантом эмфитевзиса, только суперфиций устанавливал право длительного пользования чужой землей под здание, а эмфитевзис – под обработку земли.

Я считаю, что для нас небезынтересно проследить прямое влияние римской юриспруденции на учение о вещных правах, содержащееся в Гражданском Кодексе РФ. Римские традиции и институты проявляются уже в первых статьях вещно – правового раздела в установлении правового режима вещей, например, в их делении на вещи телесные и бестелесные (ст. 128), допускаемые к обороту и изъятые из оборота (ст. 129), в клас­сификации вещей на делимые и неделимые (ст. 133), главные и принадлежности (ст. 135). Принципиальным, разумеется, стало возрождение деления вещей на движимые и недвижимые (ст. 130), корни которого также находятся в римском частном праве. В область вещного права введены и такие римские институты, как пожизненное наследуемое владение (близкий аналог эмфитевзиса), право постоянного пользования (аналог узуфрукта), чисто римские институты — ипотека и сервитут (п. 1 ст. 131, ст. 216).

Новый Гражданский Кодекс РФ, возвращаясь к некоторым классическим традициям, закрепил ряд оснований возникновения права собственности, почти текстуально воспро­изводящих положения, признанные в римском частном праве. Так, уже в самом начале второго раздела 1-й части ГК РФ дается определение права собственности, где в частно­сти, говорится: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряже­ния своим имуществом» (п. 1 ст. 209). Учитывая, что пользование в российском праве понимается расширительно, т.е. как пользование и извлечение доходов (ст. 136), можно сказать, что данное определение содержания права собственности аналогично pимскому. Довольно много сходства с институтами рим­ского права и в статьях Гражданского Кодекса РФ о приобретении права собственности. Это – возможность обращения в собственность общедоступных для сбора вещей (occupatio), переработка вещи (specificatio), последствия обнаружения клада для собственника земли или здания, в котором клад обнаружен, и т. д. (ст. 220, 221, 233). Возродился институт приобретательной давности, т.е. возможность получения права собственности по давности фактиче­ского владения (ст. 234). Даже момент возникновения права собственности на вещь у ее приобретателя по договору, как, впрочем, и ранее, регламентирован по системе тра­диции (traditio), или передачи (ст. 223, 224).1

В заключение главы, хотелось бы отметить:

вещное право – субъективное гражданское право, объектом которого является вещь;

вещное право регулировало отношения по поводу вещей – тех или иных предметов окружающей среды, которые находились в индивидуальном владении, пользовании или распоряжении;

в раннем Риме в условиях неразвитой частной собственности особое значение имел институт владения, который исторически предшествовал институту частной собственности. Из владения раннего квиритского права (например, владения общинной землей) в последующем вырастет право собственности;

у римлян право собственности было правом пользования и распоряжения вещами по своему усмотрению и даже произволу;

в римском праве признаны специальные вещные права – права на чужие вещи, которые, подобно праву собственности, отличались правом пользования, своей отчуждаемостью и способностью переходить по наследству;

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить следующее: вещные правоотношения необходимы настолько, что без этого правового института, безусловно, ни одно современное цивилизованное государство не смогло бы создать условия обеспечивающие достойный уровень жизни граждан.

Ни один здравомыслящий человек не скажет, что нет нужды знать законы. На это всегда найдется ответ вроде того, что что «незнание законов не освобождает от ответственности»… Хотя и необязательно знать весь свод законов — нужно лишь знать где их найти или иметь хорошего юриста. Впрочем, так же как и хорошего врача:).

Изучение любой области деятельности человечества начинают, как правило, с истории. Тут я оговорюсь, что данная статья не претендует на полноту исторических фактов, а лишь дает возможность ознакомиться основными писаными законами древности.

В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Далее, с образованием государств, появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.

Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману — все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.

Законы Хаммурапи

Древнейшим источником права принято считать закон Хаммурапи, вернее целый их свод, который регулировал жизнь древнего вавилонского общества. Обнаружили его во время одной из археологических экспедиций на территории Месопотамии, между легендарными реками Тигр и Евфрат. Среди многочисленных предметов материальной культуры был особенный предмет – черный базальтовый столб высотой 2,25 метра. Нижняя его часть была полностью покрыта клинописными знаками. Наверху красовалось изображение бога солнца Шамаша. Он передавал какой-то свиток человеку в царском одеянии.

Исследователи сразу же пришли в восторг, расшифровав таинственные надписи. Это было изумительное творение искусства и одновременно памятка древнего права, получившая название «законы вавилонского царя Хаммурапи».

Как появился этот законник? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует взглянуть на политическую карту региона. В первой половине XVIII в. до н.э. Месопотамия являла собою ряд городов, которые часто соперничали между собой. Хаммурапи объединил эти государства в единое целое, прекратил междоусобицы и выбрал Вавилон своей столицей. Для того чтобы централизовать свою власть, он принимает собственный свод правил и норм. Такова история законов Хаммурапи, а какова их суть?

Закон Хаммурапи утверждал деление общества на полноправных и неполноправных. За одни и те же преступления они отвечали по-разному. Государство использовало рабский труд, и зависимый человек полностью подчинялся воле своего хозяина. Однако невольник мог иметь собственное хозяйство, семью и даже заключать гражданско-правовые сделки. Закон Хаммурапи способствовал формированию института частной собственности, но еще он регулировал гражданские и семейные отношения, наследственность

Интересной была и уголовная политика вавилонского государства. Хаммурапи желал искоренить зло, боролся с преступниками, безбожниками и злодеями. Его законы призывали к возмездию, к наказанию, которое равнялось нанесенному ущербу. Принцип, гласящий «око за око, зуб за зуб», который потом встречается в Библии, произошел отсюда. Кроме того, использовались устрашения, система штрафов и общественный суд как пережиток родоплеменного строя, брались во внимание смягчающие вину обстоятельства.

Хотя законник Хаммурапи применялся довольно непродолжительное время, его влияние на развитие правовой культуры мира неоценимо.

Драконовские законы

В Афинах законы несколько раз менялись и с каждым разом становились все мягче. Самые древние законы в этом городе придумал человек по имени Драконт. Они были очень простыми: за любое преступление он назначал одно и то же наказание — смертную казнь. Когда законодателя спросили, почему он так сделал, Драконт ответил, что, по его мнению, даже за мелкую кражу человека надо казнить, а для более тяжелых преступлений он просто не смог придумать никакого другого наказания. Память о законах Драконта дошла до наших дней. Даже те люди, которые не слышали о жестокости этого правителя, знают название его законов. Правда, с веками люди стали по- другому произносить имя этого человека. Он казался таким жестоким, что суровые законы начали называть драконовскими.

Солон

Главный переворот в афинских законах произвел человек, которого считали одним из самых мудрых людей всей Греции. Его звали Солон. Он впервые дал возможность незнатным гражданам Афин занимать государственные должности. Именно он четко определил, как надо выбирать людей для управления государством, как часто они должны меняться, какую плату им надо платить.

Сам Солон больше всего гордился тем, что отменил тяжелейшие долги, угнетавшие владельцев земли в Афинах, и дал им возможность жить спокойно.

Законы 12 таблиц

Законы 12 таблиц — знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц — документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. Римское право древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций», — учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

Спартанские законы

В другом греческом городе — Спарте — тоже был свой мудрец-законодатель, царь Ли- кург.

В Спарте не происходило таких перемен в управлении, как в Афинах. Здесь знать сохранила свою власть — государством управляли два царя из двух самых древних и уважаемых родов и совет старейшин-аристократов. Поэтому, казалось бы, законодателю тут делать нечего. Но, если верить легенде, Ликург придумал законы, определившие знаменитый спартанский образ жизни.

Если в Афинах жители любили веселую привольную жизнь, то в Спарте все было устроено совсем по-другому. Здесь все существование граждан — от рождения до смерти — было подчинено государству, и только ему. Маленький спартанец едва рождался, а государство уже решало — жить ему или нет. Отец приносил ребенка старейшинам, и они смотрели — достаточно ли он силен и здоров, чтобы стать настоящим воином. Если малыш был слабым и хилым, то его тут же сбрасывали со скалы, и никто не смел переживать по этому поводу.

Когда детям исполнялось семь лет, их начинало воспитывать государство — они вместе жили, учились, ели. От воспитателей они получали задания, которые нам показались бы странными. Например, надо было пойти и украсть что-нибудь у взрослых. Если попадешься — тебя будут больно бить, но не за то, что украл, а за то, что попался. Считалось, что и такое умение может пригодиться на войне.

Спартанцы презирали богатство. У них не было никаких украшений в домах, а основная еда — чечевичный суп — никому, кроме спартанцев, не нравилась. Чтобы никто тайком не лакомился дома изысканными яствами, государство приказывало всем мужчинам обедать вместе и есть одно и то же. Даже деньги Ли- кург ввел не из золота или серебра, а из длинных железных прутьев. Их трудно было копить — и некуда прятать. Да и зачем они были нужны? Кто из иноземных торговцев захочет получить такую плату за свой товар? А спартанские ремесленники делали только необходимое для войны.

Под влиянием таких обычаев сложился суровый и твердый характер спартанцев. Они никогда не отступали в бою. Женщины, провожая своих мужчин на войну, говорили им: «Со щитом или на щите». Это значило, что спартанец мог вернуться домой или победителем, со щитом, или же на щите — мертвым. Древние историки рассказывали о спартанской матери, узнавшей о гибели своих пятерых сыновей и тут же радостно отправившейся в храм праздновать победу своего государства.

Спартанцам не нравились пространные речи на афинский манер. Они говорили всегда очень кратко и четко. Самая короткая и, наверное, самая знаменитая спартанская речь вообще состояла из одного слова. Македонский царь передал спартанцам: «Если я вступлю на ваш полуостров Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы на это ответили одним словом: «Если».

Спартанцы не умели и не хотели развлекаться так, как афиняне. Они не вели длинных бесед за пиршественными столами. Их главным развлечением были гимнастические упражнения, в которых наравне с юношами принимали участие и девушки, причем и те и другие выступали обнаженными — о стеснении не думали.

В Спарте не знали ничего прекраснее сильного тренированного тела.

Иногда здесь устраивали соревнования певцов. Но и песни их отличались от песен других государств. Обычно выступали несколько хоров. Взрослые мужчины пели: «Как мы сильны и отважны», старики: «А мы были сильными и отважными», а молодежь подхватывала: «Когда мы вырастем, то станем такими же, как вы».

Нигде старшие не пользовались таким уважением, как в Спарте. Рассказывают, что однажды на Олимпийских играх какой-то старик искал себе место. Все советовали ему пойти и сесть где-нибудь в стороне. И только спартанцы, едва он к ним приблизился, встали все, как один, и уступили ему место.

Таковы были суровые законы спартанской жизни, придуманные Ликургом. Говорят, что он так был уверен в их пользе для своего государства, что отправился в далекое путешествие и взял со своих подданных слово, что они ничего не изменят во введенных им законах до его возвращения. Спартанцы обещали, и тогда Ликург уехал на чужбину и там уморил себя голодом. Мало того, он так боялся, что кто-нибудь перевезет его тело в Спарту и объявит его вернувшимся, что приказал развеять свой прах по ветру. Поэтому спартанские законы оставались неизменными в течение нескольких сотен лет.

Законы Ману

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, — вот что представляют собой Законы Ману. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую историю Индии. Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.

Двенадцать глав включают в свой состав Законы Ману. Общая характеристика и специфические особенности свода правил таковы, что все его статьи (а их 2685) изложены в форме двустиший (шлок). Такая ритмитизированная подача характерна для многих религиозно-законодательных актов древних государств. Примером тому может служить Библия.

Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав.

В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме (дхарма – это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве) которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений».Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.

Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для судебного разбирательства может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.

Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.

В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.

XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.

В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами. Таковы Законы Ману.

Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.

Законы Конфуция

Китайский мудрец Конфуций не сумел ввести новые законы в том государстве, где он жил: правители не очень любили его. Он был слишком честным для придворной жизни, не любил интриг и сплетен. Но Конфуций создал законы, по которым, по его мнению, должен был жить каждый человек.

Конфуций считал, что жизни человека, его семьи, государства и всего мира очень тесно связаны и подчиняются определенным правилам. Каждый человек должен следовать твердым законам — уважать родителей, заботиться о детях, соблюдать все предписанные древними мудрецами обряды, жить честно и благородно. Семья царя — его государство, и он должен управлять им так же, как справедливый, но строгий отец своей семьей. Государь защищает своих детей-подданных, а они верно служат ему, как своему отцу. Как в семье люди соблюдают древние обычаи, так и правитель должен быть верен законам, введенным до него. Если в семьях и в государстве все идет правильно, в соответствии с законами, тогда и боги не гневаются, и весь мир живет хорошо.

Сам Конфуций всегда очень строго соблюдал все обряды — он знал, как надо кланяться при встрече с государем, как приветствовать старшего, как приносить в храме жертвы душам покойных родителей. Ничто не могло заставить его сделать на один поклон меньше, чем полагалось, или небрежно поздороваться с уважаемым человеком. Он считал, что предписанные правила и установления подобны музыке — строгой, продуманной и гармоничной.

Конфуций и его ученики изучали старинные книги, в которых описывались правила поведения, и во всем им следовали. Для того чтобы точно понять, что хорошо и что плохо, как должен себя вести простой человек и как должен управлять государь, они изучали историю, поэзию, религию, философию. Ученики стекались к Конфуцию со всех концов государства, и главный урок, который они выносили от встречи с учителем, был очень прост.

«Обряды и правила поведения могут казаться нам очень сложными, но надо всегда следовать им. Древние мудрецы не случайно записали свои предписания. Они очень важны и для каждого отдельного человека, и для государя». А главным во всех законах, по мнению Конфуция, было понятие жень — человечность. Ведь все в мире устроено для того, чтобы человек оставался человеком.

Если при жизни Конфуция государи не очень прислушивались к его советам, то после его смерти он стал одним из самых почитаемых людей в Китае, и правители, стремившиеся к справедливости, старались следовать советам, изложенным в книгах великого мудреца. Конфуций много говорил о том, что чиновники, помогающие государю управлять, должны быть образованными людьми. Именно поэтому в Китае ввели правило, гласившее, что место на государственной службе может получить только человек, сдавший сложный экзамен на знание конфуцианских книг. Правило это сохранялось до начала XX века — и китайским чиновникам в течение многих лет приходилось штудировать книги Конфуция и. учиться писать сочинения.

В честь великого мудреца были воздвигнуты храмы по всей стране, к его дому и его могиле до crиx пор приходят паломники, хотя умер Конфуций две с половиной тысячи лет назад.

«Закон Русский»

Становление и эволюция российской правовой системы происходили по общим закономерностям, присущим развитию любой национальной правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.

Русское право представляет собой весьма оригинальное явление на правовой карте мира и имеет тысячелетнюю историю. По мере становления и развития – от древнего права к средневековому и далее к советскому праву – оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. «Имяху обычаи свои, и закон отец своих, – сообщает Повесть временных лет, – и преданья, каждо свой нрав». Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский». Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права – в договорах Руси с Византией (X в.).

Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» – фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» – важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права.

«Русская.Правда» – светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, на пример в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.

В период средневековой раздробленности XIII–XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана – так называемой Кормчей книги.

А с появлением первого Судебника при правлении князя Иоана III в 1497 году нормы «Русской Правды» изжили себя окончательно.

Развитие русского права в XV-XVI вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., – Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.).

Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания Свода законов Российской империи. Соборное уложение 1649 г. было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране.

Спасибо за просмотр!

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие — изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились на движимые и недвижимые, простые и сложные, делимые и неделимые, а также на манципированные и неманципированные. В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда «манципации» (от латинского слова «манус» — рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором — имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Сервитуты — это фиксированное в обычаях или законах ограниченное право пользова-ния чужой вещью. Касались муниципированных вещей (право перехода, проезда, перего-на скота через соседний участок, право на отвод воды с соседнего участка и пр. Напри-мер, в Законах XII таблиц оговаривалось требование обрезать деревья так, чтобы их тень не попадала на соседний участок, право собирать желуди, падающие с соседнего участка и др.).

Обязательства (вытекающие из договоров). Для них характерно: формализм сделки и обязательства только одной из сторон.

  • Нексум — контракт аренды, отчуждения собственности, займа. Аналогично манципации – осуществлялся с помощью торжественного обряда в присутствии 5 свидетелей, прово-дился т.н. ритуал «взвешивания меди» и произнесения словесной формулы кредитором, определявшим обязанности должника. Если должник своевременно не возвращал ссуду, кредитор мог на него «наложить руку» и держать в заточении 60 дней. За этот период его трижды выводили к претору на Форум в базарные дни и объявляли сумму долга в надеж-де получить его от родственников должника. Если долг не возвращали — должник прода-вался в рабство за границу. Должник, не вернувший деньги нескольким кредиторам, мог быть разрублен на соответствующее количество частей (по Законам XII таблиц). Однако, под давлением плебса в 326 г. был принят закон Петелия, запрещавший кредитору пре-вращать должника в раба или убивать его (вероятно применялась отработка долга и т.п.).
  • Стимуляция — заем, ссуда, хранение и т.п. Касалось только немунипированных вещей. Контракт осуществлялся в торжественной форме, когда кредитор задавал вопрос о том, обязуется ли должник совершить какое-то действие, а последний подтверждал свое обязательство клятвой. Выполнение обязательств подтверждалось путем обрат-ной торжественной процедуры.
  • Деликты (преступления) влекли за собой обязательства за совершенные правонаруше-ния. В древних обычаях правонарушение (в большинстве случаев) не являлось наруше-нием общественного интереса, а считалось посягательством на права частного лица (обидчик становился должником потерпевшего).

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг. до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст божий».

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Регулирование имущественных отношений

Первые века Римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей (ager publicus). Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием для переделов земли в интересах справедливого распределения, ограничения количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах. Примером таких ограничений может быть закон Лициния Секстин 367 г. до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров (125 га) государственных (общественных) земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – манципируемых (res mancipi) и неманципируемых (res nec mancipi). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории (продажи, дарения и пр.) требовалось соблюдение формальностей, носивших название «манципации». Слово это произошло от «манус» – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей – совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). Наложив руку, следовало еще сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов…» (т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина). Манцинация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег (без манципации) было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Обряд манципации возник до появления чеканной монеты (асса), но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, так называемые сервитуты, т.е. право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении.

Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и прочим, знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводил должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах XII таблиц уже знакомым нам словом «нексум» – долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц выдя- ляют и обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще: воровства, потравы и пр. Виновный присуждался к выплате штрафа. В случае членовредительства допускался талион. Вор должен был возместить стоимость вещи в кратном размере. Если вор был захвачен с поличным, то он подвергался бичеванию и выдавался потерпевшему. Вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

Семейное право

Римская семья, как ее рисуют законы XII таблиц, была строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный и тем принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Риме существовали три формы заключения брака: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и в результате женщину-невесту отдавали под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня». Второй способ заключения брака состоял в виде покупки невесты (в форме манципации).

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и самих врачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, но в 445 г. до н.э. запрет был отменен законом Канулея.

Типичной формой был брак с властью мужа (cum manu). Однако уже законы XII таблиц знают и брак «sine manu», т.е. «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но эго только предположение. В браке «sine manu» женщина получала значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в «правильном браке». В случае такого развода женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку «sine manu» было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака постепенно отмирали.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали на муже, который распоряжался приданым, принесенным женой и являвшимся его собственностью.

В браке «cum manu» муж или домовладыка имели неограниченную власть над женой, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Однако отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке «sine manu».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники могли, впрочем, нс делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Уголовное право

В древнейший период римского государства преступления рассматривались как публичные деликты (delictum publicum), т.е. правонарушения, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений еще не был широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. По законам XII таблиц предавались смертной казни лица, которые подстрекали «врага римского народа к нападению на Римское государство» или же предавали «врагу римского гражданина». Среди других преступлений выделялись умышленные убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.

Хотя в самих законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась «за небольшое число преступных деяний», последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства («лишением огня и воды»). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.

При определении наказания в древнейшем римском праве еще слабо учитывались такие категории, как вина, степень участия в преступлении и т.д. Лишь в редких случаях различались умышленные и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные наказания. В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время, за кражу с поличным). По общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди.

Судебный процесс

Первой формой судебного процесса в Древнем Риме был легисакционный процесс. Эта древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев закреплялась законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась in iure, вторая – in iudicio. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, которым для данных случаев со временем сделался претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, которое было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

Законы Двенадцати таблиц

Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводствуву, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.

+ + +

В середине V в. до н. э. под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decem viri — десять мужей) для записи судебных постановлений. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров приступила к выработке письменных законов. Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Священную гору (449 г. до н. э. — так называемая вторая сецессия). Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима — форуме. «Законы XII таблиц» оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили.

В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год. Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.

«Законы XII таблиц» определили дальнейшее развитие римского права и способствоали консолидации римского общества, его экономическому и военнуому укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.

В 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона: подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, — право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное — решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н.э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и тем самым заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.

Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью. В течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но и из богатых плебеев. В 443 г. до н. э. была учреждена новая магистратура Цензоров, на которую могли избираться только патриции

Рим 80-60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев, волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н.э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб, но волнения не прекратились. По преданию, 10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 г. до н.э. патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев: если раньше патриции могли занимать (оккупировать) любое количество государственной земли и тем самым сокращали земельный фонд для наделения плебеев, то по закону Лициния — Секстия было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену (кассацию) долгов, но значительно уменьшили задолженность путем следующего перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет. Третий закон упразднил должность воедных трибунов с консульской властью, а вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.

Законодательство 367 г. до н.э. нанесло сильнейший удар по привилегиям патрициев и в последующее время плебеи быстро, добились новых успехов. Для удовлетворения земельного голода, малоземельные римские граждане стали выводиться в колонии, основанные в разных частях Италии. За время с 334 до 287 г. до н. э. римляне основали 18 колоний, т.е. больше, чем за всю предшествующую историю, и аграрная проблема была частично решена.

В 326 г. до н.э. плебеи добились очень важной реформы. По закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.

Большую роль в борьбе патрициев и плебеев сыграли реформы Аппия Клавдия — цензора 312 г. до н. э. Он построил первую, мощеную Дорогу (известная Аппиева дорога, сохранившаяся до сих пор), водопровод, которые положили начало знаменитым римским дорогам и акведукам. Он включил в состав сената тех магистратов, отцы которых были вольноотпущенными. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были рабами. Аппий Клавдий покровительствовал тем плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности, и не особенно нуждались в ней: по его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в сельских, т. е. их политическое влияние возросло.

В 300 г. до н.э. были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий. Наконец, в 287 г. до н.э. вновь было подтверждено, что плебисциты (т.е. решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для всех граждан, в том числе и для патрициев (закон диктатора Гортензия). 287 год до н. э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициямн за свое политическое равноправие.

В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы остатки родового строя и новые общественные отношения получили благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э. начинают формироваться элементы частной земельной собственности как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.

С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает; перед лицом внешнего врага в начале III в. до н. э. Рим предстает сильным и монолитным, что не могло не способствовать его военным успехам. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями н образовала новое сословие — нобилитет (от nobilis — лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты.

Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и коммерцией, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.

Добавить комментарий