Значение охраны труда

Труд и здоровье людей в РФ охраняются государством. Это провозглашено в ст. 7 Конституции РФ. Охрана труда — одна из наиболее острых проблем современного общества, имеющая глобальный характер. Это обусловлено в первую очередь тем, что в XX веке резко возросли масштабы промышленного производства, связанные с появлением новых технологий и соответствующих видов трудовой деятельности, увеличением числа предприятий и т. д. В результате значительно возросло количество опасных производственных объектов. Крупные промышленные аварии на таких объектах не только приводят к их разрушению, прекращению производственной деятельности и гибели работников, но и превращают огромные территории в зоны не пригодные или мало пригодные для проживания.

В силу этого вопросы безопасности труда и его охраны приобрели международный характер.

Раздел Х Трудового кодекса РФ, принятого в декабре 2001 года и введенного в действие с 1 февраля 2002 года, включает нормы института охраны труда. Это один из важнейших институтов трудового права, обеспечивающий безопасные и здоровые условия работы.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Это широкое понятие охраны труда как обеспечение безопасных и здоровых условий труда всеми средствами, т.е. правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 года.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

— сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;

— направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

— способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;

— способствует гуманизации труда, его облегчению.

Правовое значение охраны труда в том, что:

— она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;

— правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

— вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;

— она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

В Конституции РФ провозглашено: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37). В развитие этого конституционного положения, в ст. 220 нового Трудового кодекса РФ указано, что «государство гарантирует работникам защиту на права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда».

Основные направления государственной политики в области охраны труда являются:

· Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; Государственное управление охраной труда;

· Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда и т. д.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

-нормы — принципы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда, поскольку охраной труда управляет государство.

— нормы, касающиеся права работников на охрану труда и его гарантий.

— нормы по организации и обеспечению охраны труда работодателем, его администрацией.

— требования по охране труда, которые обязаны обеспечить работодатель и его администрация.

— правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда.

— правила особой охраны труда женщин и работников с семейными обязанностями.

— правила особой охраны труда несовершеннолетних до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью.

Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение в ТК РФ выделены в самостоятельную гл. 57 в разд. ХIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства».

Все группы норм института охраны труда тесно связаны между собой.

В этих актах предусматривается также необходимость взаимодействия и сотрудничества государственных органов с работодателями, профсоюзными и иными уполномоченными работниками представительными органами.

Вопросы улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков), обычно включаются в коллективные договоры (соглашения).

Остальные понятия, определяемые ст. 209 ТК РФ, раскрывают содержание следующих факторов и условий, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности:

— условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

— безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

— вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

— опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Обычно принято рассматривать понятие охраны труда в широком и узком смысле.

В узком смысле под охраной труда понимается создание и развитие нормативной базы правового регулирования отношений в этой области, а также применение норм и правил охраны труда в процессе трудовой деятельности, в том числе предусматривающие ответственность за их нарушение.

В любом случае охрана труда является одним из важнейших элементов трудового отношения между работником и работодателем. Она заключается в обязанности работодателя обеспечить на рабочем месте работника безопасные условия труда, предоставить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, а также в обязанности работника соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

В статье разберем, что такое охрана труда, определение охраны труда, кто такой специалист по охране труда и как получить образование по этому направлению.

Охрана труда — это комплекс мероприятий, направленный на сохранение жизни и здоровья россиян в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей.

Определение охраны труда (ОТ) приведена в ст. 209 ТК. Учитывая важность задачи, управлением ОТ государство занимается самостоятельно (ст. 210, 216 ТК).

В ст. 210 ТК РФ приводится перечень основных направлений трудоохранной госполитики. Всего этих направлений 20. На первое место вынесены мероприятия по обеспечению сохранения жизни и здоровья сотрудников.

Все перечисленные в 210 статье принципы ОТ можно разделить на 3 группы:

  1. Принципы, по которым формируется единый правовой механизм взаимоотношений трудящихся, работодателей и государства в области ОТ. К ним относятся принятие нормативных актов, в которых даются определения охраны труда, производственного травматизма, профзаболеваемости, принципы координации деятельности всех участников трудовых отношений в сфере ОТ, порядок осуществления госнадзора.
  2. Принципы, на основании которых государство осуществляет управление ОТ. Это ситуации, в которых государство финансирует некоторые мероприятия по ОТ. Приводится список мероприятий, которые должен выполнять работодатель: обеспечение трудящихся СИЗ, безопасные условия труда, компенсации и т.д. (например, выдача молока, повышенные минимум на 4% тарифные ставки по сравнению с такими же работами, которые выполняется вне действия вредных факторов).
  3. Принципы, на которых понятие охраны труда воплощается в жизнь на конкретных предприятиях. К ним относятся подготовка специалистов по ОТ, обмен опытом, другие направления безопасной организации работ. Например, в соглашении, заключенном между профсоюзами, работодателями и Правительством РФ обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан во время работы включено в перечень национальных приоритетов.

Кто такой специалист по охране труда

Специалист по охране туда — это наемный работник, который занимается охраной труда в организации.

В небольших компаниях достаточно одного специалиста по охране труда. Если работодатель не хочет нанимать специалиста по ОТ, ему следует заниматься охраной труда самому или поручить ее сотруднику (ст. 217 ТК). Есть вариант передать эту работу на аутсорсинг.

На больших предприятиях при штате более 50 человек создается служба охраны труда. Подробнее читайте здесь: Организация охраны труда на предприятии.

Как стать специалистом по охране труда

Чтобы стать специалистом по охране труда, надо пройти соответствующее обучение.

Специалистом по ОТ можно стать:

  • в ВУЗе. Выбирайте направление «Техносферная безопасность», получайте дипломы бакалавра через 5 лет обучения. За время обучения студенты могут побывать на разных предприятиях в рамках производственной практики, подготовить и написать научные работы. Это хороший шанс посмотреть, как определение охраны труда реализуется на практике в конкретных организациях.
  • в лицензированном учебном центре, на курсах профессиональной переподготовки. Пройти профессиональную переподготовку в соответствии с требованиями профстандарта специалиста по охране труда могут все граждане РФ, которые получили высшее или среднее образование любого направления. Такое обучение можно пройти за 3-6 месяцев.

Для руководителей организаций, вынужденных разбираться, что это такое – охрана труда, в связи с тем, что они сами планируют заниматься этой работой, существуют специальные 40-часовые курсы обучения и проверки знаний требований охраны труда. Их можно проходить дистанционно.

Не реже 1 раза в 5 лет специалисты по ОТ должны проходить повышение квалификации. Это необходимо, чтобы занятые повседневной рутиной специалисты помнили не только определение охрана труда и связанные с особенностями их деятельности НПА, а расширяли кругозор, вовремя получали информацию о новых НПА, делились опытом, могли задать волнующие их вопросы профильным специалистам. Это обучение длится 72 часа, его можно проходить очно или дистанционно.

Когда специалист по ОТ приходит к руководству утверждать план мероприятий, проведения которых требует понятие охрана труда, ему задают вопрос: «А что нам будет, если мы этого не будем делать?». Поэтому специалисту по ОТ следует быть компетентным и в этом вопросе. Все виды ответственности по этому пункту приведены в 419 ТК.

Разные аспекты админответственности приведены в ст. 5.27.1 КоАП, а уголовной – в ст. 143 и ст. 215–219 УК РФ. Уголовная ответственность может быть возложена только на физлиц – работника компании, ее руководителя. На этот вопрос может ответить также юрист, но чаще всего его задают именно специалисту по ОТ. Чтобы быть компетентным в как можно большем количестве направлений (или обоснованно отказываться от «не вашей» работы), нужно своевременно обучаться, расширять профессиональный кругозор и повышать квалификацию.

Что такое охрана труда – границы определения

Поскольку трудоохранная деятельность курируется государством, под действие определения, что такое охрана труда как система, включаются лишь:

  • работа, которая выполняется на основании заключенного ТД;
  • рабочее место, которое контролирует работодатель;
  • нормы права (нормативы ОТ, установленные государственными НПА, ТК РФ, локальные нормы);
  • деятельность, подконтрольная Минтруда РФ. Именно через Минтруда государство реализует большинство своих полномочий в области ОТ.

На остальные сферы деятельности, приносящие работодателю прибыль, понятие охраны труда не распространяется:

  • промсанитария;
  • пожарная безопасность;
  • промбезопасность опасных объектов производства, объектов, которые могут стать опасными в определенных обстоятельствах;
  • техника безопасности. Многим трудящимся до сих пор трудно принять, что ТБ и охрана труда – это абсолютно разные определения, но по законодательству РФ это именно так;
  • безопасность продукции, услуг общепита, медобслуживания;
  • технологическая безопасность (например, эксплуатация машин, энергоустановок, которая проводится по ЭТД изготовителя);
  • безопасность построек любого назначения (жилого, промышленного);
  • безопасность процесса обучения в учреждениях образования, дорожного движения;
  • выполнение работ вне трудовых отношений: ИП, кооперативные организации, трудящиеся по ГПД, «люди в погонах» (военные, правоохранители);
  • «особые» виды безопасности – защита от химических веществ, радиации, террористов, стихийных бедствий.

Полезные определения для создания системы управления охраной труда

Несмотря на то, что определение, что же такое охрана труда, закреплено на государственном уровне, многие компании (особенно с иностранным участием) стремятся переделать отечественные понятия охраны труда под иностранные стандарты. В некоторых случаях это возможно, в других это недопустимо. Определение охраны труда должно оставаться именно таким, как прописано в законодательстве РФ. Например:

  • поскольку ОТ в России управляет государство, в этой области осуществляется именно управление, а не менеджмент. Если в документах по СУОТ заменить слово «управление» на «менеджмент», они будут противоречить ст. 210 ТК;
  • субъект управления – государство, объект управления – система мероприятий по ОТ;
  • управляющие воздействия – это установленные государством нормативные требования ОТ. Они содержатся в НПА;
  • участники системы – работодатели и работники.

Как именно работодателю организовывать мероприятия, которые включает понятие охраны труда, рассказано в 212 ст. ТК. В ней приведены 23 пункта, требования которых должен выполнить работодатель, чтобы у него было «все в порядке с ОТ».

Знать определение охраны труда и как такие требования реализуются в ежедневных производственных процессах, должен и работник. Ему следует:

  • не уклоняться от заботы о состоянии своего здоровья (использовать СИЗ, требовать хороших условий труда, отказываться от работы, если она подвергает его риску травмироваться, своевременно и в полном объеме проходить медосмотры);
  • соблюдать требования инструкций, НПА по ОТ;
  • обучаться безопасным приемам выполнения работ (инструктажи, обучение по ОТ, самоподготовка);
  • немедленно сообщать об опасности или НС, которые он выявил.

В мировом масштабе, что такое охрана труда и другие связанные с охраной труда определения, устанавливает МОТ – международная организация труда, входящая в состав ООН. Эта организация разрабатывает международные нормы, которые способствуют защите трудовых прав, повышают соцзащищенность трудящихся, устраняют гендерную дискриминацию в области профессиональной деятельности, выполняют другие задачи.

Итак, из этой статьи вы узнали, что это такое – охрана труда, определение ОТ, кто управляет ОТ в России, что входит в это понятие, а что – нет, как правильно прописать систему управления ОТ, где и как обучиться на специалиста по ОТ, где узнать об ответственности за несоблюдение требований ОТ.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Страница 1 из 4

Тема 19. Охрана труда

19.1. Понятие, содержание и значение охраны труда
19.2. Требования охраны труда
19.3. Специальные правила по охране труда женщин, несовершеннолетних, лиц с семейными обязанностями, лиц с пониженной трудоспособностью
19.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

19.1. Понятие, содержание и значение охраны труда

В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 290 ТК РФ).
В узком смысле охрана труда — это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Содержание охраны труда. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:
1) нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;
2) правила государственного управления охраной труда;
3) право работника на охрану труда и его гарантии;
4) нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
5) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);
6) специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.
Значение охраны труда. Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.
Социальное значение охраны труда в том, что она:
— охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей;
— направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;
— способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать свою личность;
— способствует гуманизации труда, его облегчению.
Экономическое значение охраны труда в том, что она способствует:
— росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики;
— экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, так как при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а, следовательно, меньше больничных листков и возмещение ущерба за вред, причиненный здоровью работника.
Правовое значение охраны труда в том, что:
— она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов;
— правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты;
— вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях;
— она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а работник — соблюдать инструкции по охране труда.

Контрольная работа

Тема: Охрана труда: понятие и содержание

1 Понятие, содержание и значение охраны труда

Труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством. Это провозглашено в ст.7 Конституции РФ. В современных экономических условиях проблема безопасности условий труда работников приобрела первостепенное значение. За последние десять лет в России принято множество нормативных правовых актов в области охраны труды.

Основополагающим среди них является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК), который после отмены в 2005г. Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ воспринял многие его положения.

Определяя сферу применения законодательства России об охране труда, ТК предусматривает его распространение на всех работодателей и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, военнослужащих, направляемых на работы в различные организации, учащихся образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и других граждан в период их работы.

Законодательство об охране труда действует также в отношении иностранных граждан, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором России.

Закрепление в Трудовом кодексе РФ в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере охраны труда, принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, следует рассматривать, как утверждение метода правового регулирования охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: юридическими способами обеспечения интересов субъектов права, придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т.п.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 Трудового Кодекса РФ).

Охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах трудящихся.)

В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст.37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой институт «охрана труда» включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

— правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;

— специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

— нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

— нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда;

— правила расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда.

Эти нормы, объединённые одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Формирование правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в названной сфере. В Трудовом Кодексе закреплены такие принципиально важные положения, определяющие содержание и направление развития законодательства об охране труда и практики его применений, как:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями, представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.

Значительная роль в формировании государственной политики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственным органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др.

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России).

Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств,профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другие вопросы.

2 Государственные нормативные требования охраны труда

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда — правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Добавить комментарий