Артефакт это в культурологии

начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Содержание

Культура справочник — словарь. «А»

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
АБСТРАКЦИОНИЗМ 
АВАНГАРДИЗМ 
АВТОПОРТРЕТ 
АГИОГРАФИЯ 
АГОНИСТИКА 
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АДЛЕР, Альфред 
АДОРНО, Теодор 
АКАДЕМИЗМ 
АКВЕДУК 
АКМЕИЗМ 
АКРОПОЛЬ 
АКСЕССУАР 
АКЦИОНИЗМ 
АЛЕАТОРИКА 
АЛЛЕГОРИЯ 
АЛМОНД, Габриэль Абрахам 
АЛТАРЬ 
АЛЬТАМИРА 
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД 
АМПИР 
АНДЕГРАУНД 
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович 
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНСАМБЛЬ 
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
АНТИЧНОСТЬ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКРИФ 
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ» 
АПОФЕОЗ 
«АР НУВО» 
АРГО 
АРИСТОТЕЛЬ 
АРОН(Агоп), Рэймон 
АРТ-РОК 
АРТЕФАКТ 
АРХАИКА 
АРХЕТИП 
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
АРХИТЕКТУРА 
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АУРА 

 

АРТЕФАКТ  (лат. arte factum — искусственно сделанное) —

любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, жилище и дороги, созданные людьми.

К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, в том числе — научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т. е. всё то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества.

Артефакты культуры выступают как элементарные единицы при изучении динамики культуры, связи артефактов культуры с активностью людей, их оммуникативного значения в культурной жизни конкретного общества.

Артефакт — термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в эстетике в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие художественных произведений как результата человеческой деятельности от объектов природы.

В культурологии это — весь искусственный мир, созданный человеком, мир вещей, рождённых им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий, обеспечивающих им статус артефакта в системе соответствующих культурно-функциональных связей.

 

Артефакт

(лат.artefactumarte – искусственно + factus – сделанный)

в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

…………

☼ в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12.

21. Понятие культурной формы и артефакта культуры

Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me

Предмет, сооружение или вещество, иногда даже местность, обладающая определенными магическими свойствами.

Возникновение этих свойств обусловлено, как правило, целенаправленными действиями магов, но иногда бывает побочным эффектом от творимого рядом сильного чародейства.

Сила артефактов может варьироваться в очень значительных пределах. От совсем слабой силы оберегов, изготовленных самоучками в рядовых мирах, которые способны защитить разве что от заклятий таких же самоучек, до сверхсильных артефактов, изготовленных опытными магами при содействии Надмировых Сущностей. Наиболее мощные артефакты порой способны разрушить группу миров или противостоять заклятиям других Сущностей или существ, способных к высшей магии.

Наиболее простые и слабые артефакты – это кусочки веществ, животных или растений, обладающих природной способностью накапливать магическую силу. Они позволяют магу использовать скопленную силу во время волшбы. Такие артефакты чаще всего используются в качестве ингредиентов в ритуальной магии. Как правило, они кладутся в узлах магических фигур, или используются при обрядах.

Более сложные артефакты — это изготовленные из тех же материалов предметы, магические свойства которых усилены либо путем придания им определенной формы. Эти два типа артефактов изготавливаются и применяются колдунами-самоучками и жрецами примитивных племен.

Профессиональные артефакты как правило изготовлены специально обученными магами, либо также путем придания первичному материалу определенной формы, либо путем соединения нескольких специально подготовленных материалов (например посохи, полученные путем соединения дерева и камня). На такие артефакты, как правило, наложены заклятия, или руны, усиливающие и закрепляющие их свойства.

Обычно создатель наделяет артефакт свойством, или рядом свойств, для выполнения определенной задачи или ряда сходных задач. Классификация артефактов по назначению совпадает с соответствующей классификацией заклятий, поскольку оно в основном и определяется ими. Артефакты могут быть   боевыми, коммуникационными, исцеляющими, скрывающими и т.д. Большой класс артефактов предназначен для накопления, хранения перенаправления магической энергии или фокусировки ее потоков. Особый подвид составляют негаторы магии.

От умения создателя зависит, будет ли действие артефакта простым или же обусловленным внешними факторами, либо управляемым.

Достаточно мощные артефакты как правило защищены от постороннего наблюдения. Даже у сильного и опытного мага, как правило, возникают неприятные ощущения (головная боль, резь в глазах и т.п.) при попытки наблюдать за тем, у кого находится такой артефакт.

Самыми сложными являются высшие артефакты изготовленные без применения косной материи. Они представляют из себя сгусток заклятий, хотя внешне выглядят обычно как кристаллы. Таковы Кристаллы Магии, Искажающие камни, Амулеты богов.

Культурный артефакт

Такие артефакты при сравнительно небольшом объеме мощны, многофункциональны, но наиболее сложны в обращении. При неумелом обращении силы заключенные в них могут быть внезапно высвобождены, что приводит к взрыву и чаще всего к гибели незадачливого мага. Это помимо всего прочего является защитой таких артефактов от взлома, или несанкционированного использования врагами или же невеждами.

Артефактная магия — один из самых древних видов магии. Известны артефакты, изготовленные еще в первую эпоху Упорядоченного Древними Богами или их извечными противниками – Дальними. Большинство этих артефактов является боевыми. Боевые артефакты чаще всего имеют вид оружия, таковы Голубой Меч, Веточка Омелы, Засапожный нож и другие.

Большинство артефактов устроено так, что ими могут пользоваться даже лица совершенно не обученные магии, при наличии в них самих минимальных магический способностей. Артефакты, позволяют своим владельцам или хранителям творить заклятия, которые без артефакта мог бы сотворить только гораздо более умелый и сильный маг. Сила творимых заклятий зависит от способностей пользователя, но в большей степени — от силы самого артефакта.

Сверхмощные артефакты часто имеют что-то вроде собственного характера, потому владеющий такой вещью должен иметь достаточно силы воли, чтобы противостоять программе, которая могла быть заложена в артефакт его создателями. Такие артефакты создаются либо Сущностями, либо богами, реже Истинными Магами для определенных целей. Маг, завладевший таким артефактом, может стать его рабом, бездумно исполняя волю сотворивших его. Так случилось например с первыми владельцами Алмазного и Деревянного мечей Сидри Дромаронгом и Сеамни Оэктаканн. Однако, те же мечи так и не смогли поработить волю Фесса, а другой, не менее сильный артефакт, Белая Перчатка так и не поработила волю Императора.

Маги миров часто создают артефакты обычной силы, однако иногда из их рук выходят поистине небывалые творения. Те, кто творит такой артефакт, чаще всего даже не догадываются о том, что к их творению приложили руку могущественные силы, и не подозревают о том, для чего на самом деле предназначена созданная ими вещь, ошибочно полагая, что она не содержит ничего помимо заложенного ими самими.

Так создатели Алмазного и Деревянного мечей, маги гномов и дану, полагали, что те должны способствовать победе их рас над противником, и даже не подозревали, что мечи пробуждают в ведомых ими войсках ненависть и копят её мощь для совсем иной битвы.

Наиболее мощные артефакты, часто бывают одноразовыми, выполнив предназначенное, они растрачивают свою мощь, и либо распадаются, либо просто  теряют свою силу. Кроме этого, особенностью сложных и мощных артефактов является то, что они обычно признают одного хозяина. Хозяин может вызвать артефакт из любого места мира в котором тот находится. А порой призрак артефакта, обладающий всеми свойствами оригинала может появиться в руке, признанной им рукой хозяина, в критический момент.

Порой артефакты изготавливались составными, то есть состоящими из независимо действующих частей, как правило двух (парные артефакты). Таковы, например, Белые перчатки, и Аркинский ключ.

Особый класс артефактов составляют крупные сооружения. Созданы они, как правило, либо Истинным магом, либо группой смертных магов. Таковы например Чёрная башня, относящаяся к разряду высших артефактов, созданных без применения косной материи. Подобен ей и Храм Океанов. К артефактам относятся Крипты Спасителя на Утонувшем Крабе или Великая Пирамида, созданная трудом многих поколений магов на том же острове. Внутри таких сооружений могут находится маги и более мелкие артефакты, однако это не меняет сути сооружения, которое само по себе обладает свойствами артефакта.

Поскольку некоторые жидкие вещества также обладают магическими свойствами и в этом смысле ничем не отличаются от вещей выполненных из твердых материалов, то с некоторыми допущениями можно отнести эликсиры к разряду жидких артефактов.

Среди них попадаются псеводовещества, подобные высшим артефактам. Такова например Кровь Гнева.

Особо стоит остановиться на артефактах появившихся спонтанно, а не в результате целенаправленных усилий магов.

Иногда местность обретает магические свойства после сотворенного в ней мощного колдовства. Такова, например, Салладорская пустыня, возникшая после магических битв Титанов и Пятиногов. В случае если бог или сущность, воплощенные в аватару долго обитают в одной местности, эта местность преображается ими. Так Живые Скалы – жилище Хрофта — стали его домом. Там он имел те способности, которых был лишен вовне.

Фактически артефактами становились Центры Силы, места где хранились Кристаллы магии.

Полуартефактом-полусуществом является Лес, ему присуща особая магия.

Артефакты во все времена были удобным товаром и ценными трофеями. Маги всех времен и рас изготавливали артефакты на продажу, а в магических войнах охотились за артефактами противника. Высоколиквидные артефакты как правило составляли основную часть накоплений боевых магов Долины. Во многих Магических Академиях обучали студентов обращению с артефактами, их изготовлению и взлому вражеских артефактов.

Впрочем, самые опытные и грамотные маги, имея и собирая ценные артефакты, как правило, не делали на них ставку, стараясь действовать так, чтобы артефакты не решали исход операции, а лишь облегчали ее исполнение, поскольку артефактная магия  не обеспечивают необходимой гибкости в ходе исполнения плана.

Артефактная магияАртефактыМагические объектыМагия

У этого термина существуют и другие значения, см. Артефакт.

Культурный артефакт — что-либо, созданное людьми и передающее информацию о культуре своих создателей и пользователей; любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание. Термин используется в социальных науках, в частности в антропологии,[1]этнология,[2] и социологии.

Культурный артефакт — это более общий термин к понятиям социальный артефакт и археологический артефакт. Культурные артефакты могут включать в себя объекты, полученные из археологических раскопок (археологические артефакты), а также могут включать в себя объекты современного общества или недавнего прошлого (социальные артефакты). Например, для антропологии токарный станок XVII-го века, кусок фаянса или телевизор являются богатыми источниками информации о времени, в котором они были произведены и использованы.

Культурные артефакты, будь то древние или нынешние, имеют значение, поскольку помимо прочего они дают представление о технологических процессах, экономическом развитии и социальной структуре. По словам Маркса Вартофского, «артефакт является для эволюции культуры тем же, чем ген является для биологической эволюции»[3].

Артефакт культуры

Согласно Кеннету Боулдингу, экономическое развитие представляет собой эволюцию человеческих артефактов[4].

Вартофский классифицирует артефакты следующим образом[3]:

  • первичные артефакты: используемые в производстве (например, молоток, вилка, лампа или камера);
  • вторичные артефакты: артефакты, производные от первичных (например, пользовательская инструкция для камеры);
  • третичные артефакты: представления вторичных артефактов (такие, как скульптура пользовательской инструкции для камеры).

Социальные артефакты, в отличие от археологических артефактов, не обязательно имеют физическую форму (см., например, виртуальный артефакт[en]), также они не обязательно имеют историческую ценность (предметы, созданные несколько секунд назад, могут быть классифицированы как социальные артефакты).

См. также

Ссылки

Дальнейшее чтение

  • Habib, Laurence, and Line Wittek (2007). The portfolio as artifact and actor. Mind, Culture and Activity, Vol. 14, No. 4, ISSN 1074-9039.

Ссылки

Наши партнеры

Lactofermeco.ru — На www.lactofermeco.ru ферменты для сыра купить в Москве.

АРТЕФАКТ (от лат. — искусственно сделанный)

— в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства.

В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поел. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А.любое искусств, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специали-зир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазое

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV

Добавить комментарий