Базовые социальные семья государство религия производство культура

Институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, принципов, правил, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Система ценностей и нормативной регуляции. Явные и латентные функции социальных институтов. Институционализация – процесс осознания общественной потребности как общесоциальной. Устойчивость социальных институтов.

Традиционные социальные институты (по М. Веберу) — политические структуры, государство, религиозные сообщества (церковь). Институт семьи как базовый социальный институт общества. Ориентационная и собственная (прокреационная) семья. Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей.

Институт политики.Политическая сфера жизни общества — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ.

Институт экономики как базовый социальный институт. Экономическая сфера — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Институт рынка в современном обществе.

Институт религии. Религия как необходимый составной элемент общественной жизни, духовной культуры общества. Социокультурные функции религии: мировоззренческая, или смыслополагающая (Р. Бэлл), легитимизирующая (узаконивающая) (Т. Парсонс), интегративная и дезинтегративная (Э. Дюркгейм). Классификация религий: доисторические иисторические, политеистические и монотеистические; племенные, национальные и мировые религии.

Институт образования как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования; как процесс изменения общественного сознания; как фактор социализации личности, и её воспитания; как своеобразная феноменология личностного сознания.

Структура системы образования: система дошкольного воспитания, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Признаки института образования: 1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость; 2. символические культурные признаки — эмблема, гимн/песня; 3. утилитарные культурные черты – классы/аудитории, библиотеки, стадионы/спортивные залы, студенческий профсоюз, студенческий клуб; 4. кодекс устный и письменный – правила поведения для учащихся, студентов; 5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.


⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное.

Тема 7. Экономика, политика, семья, религия, образование как социальные институты

«Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе.

Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

 

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

 

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

А.В. Мицкевич (под ред. Нерсесянца)

Понятие «система права» относится к числу доктринальных выводов юридической науки, но это вовсе не снижает его практического значения, влияния на законодательство. С его помощью мы получаем возможность наиболее абстрактно, обобщенно, отвлекаясь от частностей, выявить основные закономерности структуры, присущей действующему позитивному праву. Например, основной (конечный) элемент системы права — понятие правовой нормы — выявляет необходимые для ее практического применения элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но при этом в ряде отраслей права (конституционном, уголовном, процессуальном) названные элементы либо присущи нормам неполностью (например, в учредительных нормах Конституции), либо подразумеваются (диспозиция «запрещено законом» в уголовном праве), либо не свойственны, например, каждой отдельной процессуальной норме. И это находит свое выражение в тексте статей законодательства.

Н.И. Матузов

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность — общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве — авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном — избирательное право; в трудовом — пенсионное; в земельном — горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный» элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Термин «институт» часто употребляется в литературе и печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении — как конкретное нормативное установление государства, закона, т.е. как правовой институт.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей.

Социальное государство и духовная культура

Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную конструкцию.


Читайте также:


Тема 6. Институциональные аспекты государственного регулирования

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

 

Мы не можем обойтись без государства, но и не можем сосуществовать с ним. Как сделать так, чтобы государство выступало в виде бес­пристрастной третьей стороны? Дуглас Норт

Исследования концептуальных основ природы государства и государственного регулирования занимают в неоинституцио­нальной теории особое место. Объясняется это тем, что на современном этапе развития мировой хозяйственной системы обеспечение прав собственности, играющих важнейшую роль в определении пути экономического развития и формировании экономической основы того или иного государства, зависит от существующей политической структуры, наделенной монополи­ей налагать определенные ограничения в сфере собственности, следить за соблюдением этих ограничений и применять насилие в случае нарушения этих ограничений.

Таким образом, государство играет огромную роль в форми­ровании системы формальных правил в обществе и тем самым оказывает решающее воздействие на изменение институцио­нальной среды.

 

Институциональная природа государства

Эволюция человеческого сотрудничества от простых форм соглашений и обмена до сложных форм, отличающих современные процветающие экономики, происходила отнюдь не автоматически.

На протяжении большей части экономической истории господствовал тип обмена, характеризующийся персонифицированными отношениями сторон в процессе мелкого производства и местной торговли. Такой обмен отличается повторяемостью, культурной гомогенностью (то есть наличием общего набора ценностей) и отсутствием контроля и принуждения со сторо­ны третьих лиц (в чем не было особой необходимости, так как трансакционные издержки персонифицированного обмена были невелики). Ограничения, которые испытывали участники такого обмена, возникали из наличия кровных связей, залогов, обмена заложниками и т.д.

С развитием общества обмен становился разнообразнее, больше происходило актов обмена, выходящих за рамки ра­нее установленных ограничений. Такой обмен — неперсонифицированный — позволил расширить рынок и реализовать выгоды более сложного производства и сделок, выходящих за пределы небольших географических или этнических единиц. Более сложные соглашения, заключаемые между сторонами, способствовали формированию дополнительных институтов. Высокие издержки неперсонифицированного обмена, в свою очередь, явились причиной создания более эффективных форм организации, что привело к формированию государств и росту роли специализированных институтов в защите купцов и приня­тии торговых кодексов.

Таким образом, появляется третья форма обмена — неперсо нифицированный обмен с контролем, осуществляемым третьей стороной. Обеспечение третьей стороной условий соглашения никогда не бывает идеальным и совершенным и связано с большими затратами для участников обмена. На начальной стадии развития государства его деятельность можно охарак­теризовать с двух сторон: с одной оно служило источником защиты и обеспечения прав собственности, а с другой — часто осуществляло данные функции с большими трансакционными издержками для участников обмена.

Однако самостоятельное обеспечение соглашений сторонами было связано с еще боль­шими издержками, поскольку в сложных обществах становятся выгодными такие формы поведения, как оппортунизм (обман, мошенничество)1.

Приведенным выше этапам развития государства соответс­твуют следующие виды государственного устройства:

1) сообщество, в котором отсутствуют законодательные, судебные и правоохранительные органы и нет общих правил;

2) общество, в котором имеются общие правила, специфицируюшие исключительные права, законодательный орган, суды, но отсутствует полиция или армия, и тем самым принуждение к соблюдению закона носит частный характер;

3) сообщество, в котором государство устанавливает правила, выполняет функции третейского суда при конфликтах и обес­печивает исключительные права2.

 

Сущность и определение государства

Что же такое государство?

17.Социальные институты: типы, функции.

В соответствии с институциональ­ным подходом раскрыть его основную сущность становится возможно, используя такую категорию, как «трансакционные издержки».

По определению Д. Норта, государство — это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы оп­ределены его способностью облагать налогом подданных3. Чем же определяются эти преимущества?

Действительно, любое гарантирование обмена, в конечном счете, сводится к чисто силовому осуществлению защиты иму­щества либо к угрозе применить насилие. В этом смысле насилие — экономически — не отличается от других видов хозяйственной деятельности.

1.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — С. 54-55.

2.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — М.: ДЕЛО, 2001. — С. 75-76.

3North D. Structure and Change in Economic History. — New York: Norton, 1981. —P. 21.

Помимо того, что трансакиионные издержки влияют на эффективность экономической системы, они являются одним из базовых критериев при сравнении эффективности функ­ционирования различных структур, как экономических, так и политических, и социальных, на основе которого строятся агентские отношения во всех сферах деятельности общества, в том числе и государственного устройства.

Таким образом, выбор и развитие той или иной структуры обусловлены минимальными трансакционными издержками.

Итак, власть суверена (государства) ограничена издержками агентских отношений и сдерживается конкуренцией1. Про­ясним данную ситуацию. Если поддержание общественного порядка и осуществление функций государства происходят по непомерно высоким ценам, то это приведет к появлению конкурирующих структур (как официальных, действующих в рамках закона, так и неформальных) как внутри государства, так и за его пределами.

Возможности облагать налогом также определены рядом ограничений, связанных с издержками агентских отношений и издержками измерения (определение и измерение налогообла­гаемой базы и издержками сбора налогов).

Таким образом, государство — теоретически наиболее эф­фективный орган принуждения, причем его эффективность находится в прямой зависимости от его легитимности, то есть признания «облагаемыми налогом подданными» наличия у государства права осуществлять насилие. Ведь если такое при­знание — соответствующее общественное мнение — имеется, то государство как организация, рационально использующая ограниченные ресурсы для реализации своих функций и целей, может не расходовать свои возможности на преодоление сопро­тивления со стороны населения выполнению этих функций и целей, каковы бы они ни были2.

1.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — М.: ДЕЛО, 2001. -С. 77.

2.Тамбовиев BJ1. Государство и переходная экономика: Пределы управля­емости. — М.: МГУ — ТЕИС, 1997. — С. 34.

 

Функции государства

Потрясения мировой хозяйственной системы 1970-х тт. дали стимул новым дискуссиям о роли государства в экономике и природе самого государства.

Чем определяются границы государственного вмешательства экономические процессы? Не является ли само присутствие государства в экономической сфере причиной кризиса и тор­мозом для экономического развития? Если государственное вмешательство не является достаточно эффективным, каким образом это можно исправить? Поисками ответов на эти, а также многие другие вопросы, касающиеся роли государства, занят целый ряд экономистов различных школ и направлений.

Дискуссионным является вопрос о сферах государственного регулирования, ответ на который мы постараемся найти в этом параграфе.

Еше во второй половине XVIII века Адам Смит очертил круг основных обязанностей государя (государства):

— во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ;

— во-вторых, ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

— в-третьих, создавать и содержать определенные обществен­ные сооружения и общественные учреждения, создание и содер­жание которых не может быть в интересах отдельных лип или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельным липам или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу1.

Несмотря на прошедшие два с лишним века, данная класси­фикация отражает основной смысл ключевых сфер деятельности государства.

Современные представители неоинституциональной шко­лы видят экономическое обоснование государственного ин­тервенционизма в провалах или несостоятельности рынка. В современной интерпретации неоинституционал истов функции государства, с точки зрения минимизации трансакционных издержек экономических субъектов, следующие1:

— спецификация и защита прав собственности: при условии ненулевых трансакционных издержек распределение прав собс­твенности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов:

— создание каналов обмена информацией: равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями;

— разработка стандартов мер и весов: деятельность государ­ства в этом направлении позволяет снизить издержки измере­ния качества обмениваемых товаров и услуг, а в более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организа­ция государством денежного обращения;

— создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами: инфраструктура рынка включает в себя не только ка­налы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг (транспортная сеть, места для торговли и т.д.);

— правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах: возникновение непредвиденных обстоя­тельств при исполнении контрактов требует вмешательства третьей стороны (суда) для создания гарантий от оппортунистического поведения сторон контракта в условиях указанных обстоятельств;

— производство чистых общественных благ порождает про­блему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства (в первую очередь, такого чистого общественного блага, как национальная оборона, в меньшей степени здравоохранения и образования как смешанных общественных благ).

Опираясь на инструментарий неоинституциональной тео­рии и исследовав этапы формирования и развития государства, становится возможным выявить институциональные причины выбора ключевых сфер государственного управления.

1.Олейник А.

Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2000. С. 344-345.

Устанавливая правила и нормы, определяющие взаимоот­ношения между членами общества, влияя на развитие инсти­туциональной, а следовательно, и экономической системы, государство призвано выступить как общественное благо, ми­нимизирующее трансакционные издержки. Влияние государства на развитие институциональной структуры, а также на эконо­мические результаты схематично изображено на рис.

Государство, представленное тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной, — с помощью формальных правил оказывает воздействие на развитие инс­титуциональной системы общества. В свою очередь, развитие институциональной системы во многом зависит от траектории предшествующего развития, то есть культурных и исторических ценностей. Институциональная система формирует побудитель­ные стимулы для членов общества поступать в соответствии с формальными и неформальными правилами. Государство высту­пает третьей силой, контролируя поведение членов общества. В зависимости от степени соблюдения ими существующих норм и правил поведения и суровости системы наказания определяется величина издержек функционирования институциональной системы. В совокупности с уровнем технологического развития общества трансакционные издержки определяют степень со­блюдения и эффективность заключаемых контрактов.

По определению Дж. Бьюкенена, государство — это простой набор приемов, машина, которая делает возможным осущест­вление коллективных действий. (Коллективные действия — дей­ствия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально)1. В рамках данного подхода государство — один из возможных гарантов обмена, достаточ­но часто выступающий базовым, или «конечным», арбитром в системе, используемой для надежной защиты сделок. 1.Бьюкенен Дж.. Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания кон­ституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С. 49.

 

 

Предыдущая234567891011121314151617Следующая



1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.


2.
Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции

Ключевые институты

Сферы общества

Основные роли

Физические черты

Символичес-кие черты

Другие институты данной сферы общества

Забота, воспитание детей

Семья,

Наследование

Социальная (семейно-брачные отношения)

Дом

Обстановка

Кольца

Обручение

Контракт

Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.

Добывание пищи, одежды, жилья

Собственность

Экономичес-кая сфера

  • Работодатель
  • Наемный  работник
  • Покупатель
  • Продавец

Фабрика

Офис

Магазин

Деньги Торговля

Реклама

Деньги, обмен,  хозяйственные отношения и др.

Поддержание законов,  правил и стандартов

Власть

Государство

Политическая сфера

  • Законодатель
  • Субъект права

Общественные здания и места

Флаг

Хартия

Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

Содействие соборным отношениям и установкам,   углубление веры

Религия

Духовная сфера

Собор

Церковь

Крест

 

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Образование

Духовная сфера

Школа

Колледж

Учебник

Диплом

Степень

Общественное мнение, СМИ и др.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты.

Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.


Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


3. Типы функций социальных
институтов:

  • Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом
  • Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).


4.

Основные социальные институты

Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

 

Поиск Лекций


Институциональная структуру общества —

Вопрос

Разные определения

Под институтами понимаются конкретные игроки, действующие в рамках тех правил, которые заданы в обществе.

Джон Коммонс: институты как организационные механизмы достижения коллективных целей = организации.

Институты как правила игры. (Норт, Гурвиц)

В большинстве своем институты существуют отдельно от конкретных индивидов, представляя собой скорее правила игры, нежели конкретных игроков.

Институты как равновесия. (Шоттер)

Институты представляют собой (институциональные) равновесия, реализующиеся в некоторого рода играх (в стандартной повторяющейся координационной игре).

Три основные функции институтов:

1.Рамочное регулирование деятельности агентов посредством ограничения набора доступных альтернатив, минимизирующее количество конфликтных ситуаций, обеспечить механизм компенсации ущерба или достижения взаимовыгодных результатов путем координации действий.

2.Минимизация затрат на осуществление сделок. Институты позволяют людям давать достоверные обязательства по выполнению обещаний и тем самым достигать эффективных результатов.

3.Обучение. Организация процесса передачи информации путем формального или неформального обучения правилам.

Основные черты институтов.

1.Обеспечение предсказуемости экономических отношений. То есть обеспечение предсказуемости результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносит в экономическую деятельность устойчивость. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение.

2.Свойство наследования. Институты наследуются благодаря присущему им процессу обучения.

3.Наличие системы стимулов. Стимулы могут носить как негативный характер (наказание), так и позитивный (вознаграждение). Стереотип поведения, не подкрепленный системой стимулов, представляет собой рутину.

4.Обеспечение свободы и безопасности агентов. Совокупность жестких институтов задает рамки, в пределах которых ты свободен в действиях, и тебя не накажет закон.

Мягкие институты определяют рамки, в пределах которых ты свободен в действиях, и тебя не накажет общественное мнение.

5.Сокращение трансакционных затрат. Посредством влияния на структуру и величину трансакционных издержек институты вместе с технологиями определяют результаты экономической деятельности.

 

Институты следует отличать от организаций. В литературе довольно часто встречается смешение понятий «институт» и «организация», которое, видимо, вызвано тем, что организации, подобно институтам, структурируют отношения между людьми. Но если институты – это «правила игры», то организации – это игроки. Цель команды, играющей по этим правилам, – выиграть игру.

«Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками» . Для организации характерны:

1) совокупность участников;

2) согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное относительно целей и средств организации (контракты, увольнения, забастовки);

3) формальная координация, определяющая структуру с учетом сложности (иерархии) ее правил и процедур (формализации) и степени централизации принятия решений.

Более кратко организацию можно определить как группу людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели, «выиграть игру». Организации могут быть политическими (политические партии, городская дума), экономическими (фирмы, кооперативы, профсоюзы), общественными (клубы, спортивные ассоциации) и образовательными (школы, университеты).

Институциональная структура оказывает решающее воздействие на то, какие организации возникают в обществе, и на то, как эти организации развиваются, но в свою очередь организации также влияют на процесс изменения институциональных ограничений в обществе.

 

Вопрос

Типология институтов

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику.

Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:

1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными нормами поведения;

3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.[14]

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований[15]. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономики основываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер. Это доказано Коулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия и возможных выгод и убытков от надлежащего исполнения или невыполнения условий контракта:

 

,

где — основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; — возможная потеря в случае невыполнения контракта; — возможный выигрыш в случае выполнения контракта[16].

Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).

Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они «устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов»[17].

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов[18]:

1. Внешние– устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

 

Вопрос

Институциональная структуру общества —

это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической

Экономические связи между людьми, способы взаимодействия, становясь повторяющимися, устойчивыми, нормами и правилами поведения, закрепляются в институтах.

Институты – формальные и неформальные нормы поведения, позволяющие индивидам координировать свои действия.

Формальные нормы поведения – нормы поведения, зафиксированные в законе (институт частной собственности, акционерное общество, условия осуществления предпринимательства и т.д.).

Неформальные нормы поведения могут проявляться в включении наиболее выгодных партнеров в рамки семейно-родственных и социальных структур (коррупция, мафия, нелегальная экономическая деятельность).

Появление институтов связано с углублением общественного разделения труда, которое обусловило переход от персонифицированного обмена (когда субъекты друг друга хорошо знали) к обезличенным экономическим связям. Второй причиной появления институтов является усиление неопределенности в экономической среде: т.е возникновение явлений, которые субъекты не могут прогнозировать ( неизвестный потенциальный спрос, покупатель не сориентирован в разнообразном ассортименте товаров и т.д.).

Институциональная структура рынка – это система взаимосвязанных институтов, являющаяся результатом многовековой социально-экономической эволюции.

Различают внешние и внутренние экономические институты.

Внешние экономические институты:

а) формальные институты обеспечивают законность в стране, определяют основные нормы поведения (Конституция, Гражданский кодекс, законы, указы, постановления)

б) создают условия для экономической деятельности (правительственные учреждения, арбитражный суд)

в) обеспечивают ответственность и обязательность выполнения контракта (арбитражный суд)

Внутренние экономические институты обеспечивают возможность эффективного осуществления сделок, снижают неопределенность, способствуют экономической эффективности. К ним можно отнести: договор, право собственности, фирма, домохозяйство, рынок, биржа, товарные знаки и марки, общественные организации (профсоюзы, союзы потребителей, союз предпринимателей и т.д.).

 

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные.

Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей,

взаимодействий, отношений.

 

Формальные институты- способ организованного построения на основе

социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты

обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для

функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные

контакты. Формальные социальные институты регулируются законами,

нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

 

. экономические институты- банки, производственные учреждения;

 

. политические институты- парламент, милиция, правительство;

 

. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др.

учебные заведения, школа, художественные учреждения.

 

Когда же функции, способы социального института не отражены в

формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные

институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий

и норм межличностного и межгруппового общения.

Неформальные институты

возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение

важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе

механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов

организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе

связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные

служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные

институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в

неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.

Неформальные организации создают больше возможностей для творческой

продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

 

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам

— рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные

общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.

Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных

организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся

природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами,

неформальная организация любителей телевизионной драмы.

 

Соотношение институтов различных категорий: зоны совпадение и конфликта

формальные и неформальные институты могут создавать однонаправленные и разнонаправленные стимулы [4]. Оптимальной с точки зрения реализации мотивационной функции является ситуация, когда неформальные институты подкрепляют реализацию формальных, то есть принятые в обществе модели и образцы поведения соответствуют формальным правилам. Обратная ситуация, когда действия формальных и неформальных институтов развития не согласованы, характеризуется институциональным риском инновационной деятельности

  Неформальные институты развития
Развиты Не развиты
Формальные институты развития Развиты Согласованность формальных и неформальных институтов развития Отставание неформальных институтов развития снижает эффективность функционирования формальных институтов
Не развиты Опережающее развитие неформальных институтов не подкрепляется формализованными механизмами стимулирования инновационной деятельности Не развитость формальных и неформальных институтов препятствует инновационной деятельности, приводит к усилению институционального риска инновационной деятельности

Рис. 2. Структурно-логическая модель взаимодействия формальных и неформальных институтов развития.

Модель иллюстрирует четыре типа взаимодействия формальных и неформальных институтов развития:

1. функционирование формальных институтов развития инновационной активности подкрепляется неформальными механизмами мотивации и внутренними стимулами экономических субъектов к инновационной деятельности;

2. действия формальных институтов развития нивелируются отставанием или дефектами неформальных институтов. Результатом такого взаимодействия являются коррупция, неэффективное расходование средств, поддержка псевдоинновационных проектов и другие отрицательные последствия, провоцирующие появление институциональных рисков;

3. отставание развития формальных институтов препятствует инновационной активности экономических субъектов. В отсутствие необходимых условий ведения инновационного бизнеса неформальные мотивы и стимулы к инновационной деятельности угасают, происходит искажение неформальных институтов развития. Возможно возникновение явления массовой «утечки мозгов»;

4. неэффективность формальных и неформальных институтов развития снижает инновационную активность экономических субъектов. Наблюдается преимущественно экстенсивный тип развития, перспективы «технологического пата» в отраслях экономики, высокий уровень институционального риска. Такая ситуация была и продолжает оставаться характерной для ряда стран постсоветского пространства.

Представленная модель помогает понять условия эффективного функционирования институтов развития и в значительной степени объясняет причины низкой эффективности формирующихся в настоящее время формальных институтов. Только однонаправленное действие формальных и неформальных институтов развития определяет их результативность.

 

 

Вопрос

Формальные и неформальные институты.

Неформальные институты – существуют в памяти участников различных социальных групп, гарантом их может выступать любой участник группы, заметивший нарушение.

Формальные институты – существуют в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли их гарантов выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции.

 

Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтамсоответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтамсоответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

Преимущества и недостатки неформальных институтов

К преимуществам неформальных институтов можно отнести:

ü возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям.

ü возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий