Демографическая политика это политика в области

Демографическая политика —это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно – это составная часть политики народонаселения.

Необходимость проведения демографической политики — воздействие государства на процессы рождаемости — признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики : направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Термин «контроль рожд-ти» используется для описания воздействия государства на процесс рож-ти, главный образом с целью снижения ее уровня и сохранение темпов роста населения в стране

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях и т.п. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Объектами дем. политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, соц-демогр. группы, кагорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

экономических(оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.);

административно-правовых(законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин–

матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.);

воспитательных и пропагандистскихмер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.


⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4124 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Демография — это исторически сложившаяся наука, посредством определенных методов изучающая естественное воспроизводство населения, численность, структуру и миграцию населения, изменения в них, причины и последствия этих изменений.

Объект исследований демографии — население (народонаселение), то есть сообщество людей, проживающих на данной территории. Это сообщество рассматривается как статистическая совокупность, единицей которой является человек со всеми своими признаками: пол, возраст, национальность, статус и т.д. Термин «демография» впервые появился в 1855 году в названии книги французского ученого А.Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Официальное признание термин получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882 году и первоначально употреблялся как синоним статистики населения. В дальнейшем демографией стали называть вид деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений численности, составе и воспроизводстве населения. К середине XX века пришло понимание, что предметом изучения демографии является определенная область действительности — возобновление поколений людей, т.е. процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности, прекращения брака и воспроизводство населения в целом. Целью демографии является раскрытие закономерностей воспроизводства населения и его групп под влиянием социально-экономических и других причин. Перед демографией стоят следующие основные задачи:

· разработка методов изучения взаимосвязей демографических явлений и процессов;

· изучение экономических факторов, влияющих на темпы роста населения;

· изучение социологических и психологических факторов, влияющих на поведение людей и приводящих к изменению демографической ситуации в стране;

· изучение этнических особенностей воспроизводства населения, а именно, бытового уклада, традиций, влияющих на уровень рождаемости, смертности и продолжительности жизни.

Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографический политика. Виды, методы и примеры проведения

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности или структуры. Демографическая политика — это система целей и средств их достижения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, согласованная с другими сферами, такими, как регулирование занятости населения, образования, здравоохранения и т.п.

Цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сокращению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, т.е. достижения демографического оптимума. Развитие человеческого потенциала страны является необходимым условием полномасштабного социально-экономического развития страны. Демографическая политика воздействует на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, сфере занятости, места жительства и др.

Основные направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и

смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшения качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.д. Важной частью демографической политики является семейная политика. Ее целью является создание оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, социальная защита семьи, оказание адресной поддержки семьям различных типов, повышения качества жизни семьи. Семейная политика является составной частью социальной политики, обеспечивая функционирование семьи как одного из общественных институтов. Достижение целей формируется посредством определенных мер:

1. Экономические меры: оплачиваемые отпуска, пособия при рождении детей, пособия на детей, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.п.;

2. Административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, условия занятости труда, работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

3. Воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Цели и меры определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.

Цели и задачи политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительства и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах.

При формировании демографической политики необходимо учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных. В обществе должны быть реализованы приоритетные права и интересы личности. Социальное и экономическое развитие страны должно быть нацелено на удовлетворение максимально широких материальных возможностей для удовлетворения базовых потребностей человека в получении качественного образования и услуг здравоохранения, а также обеспечении безопасности человека в самом широком понимании этого термина.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.


Читайте также:


Демографическая политика государства — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.

Существует два направления демографической политики – направленная на повышение численности и направленная на снижение численности.

Предметом демографической политики является режим воспроизводства населения, не смешивать с социальной и семейной политикой. Акцент именно на естественных процессах, а не на миграционных.

Демографическая политика

Но так как демографическая политика тесно связана с семьей, некоторые авторы предлагают называть ее «семейно-демографическая политика».

Условия эффективной демографической политики

  • политическая воля;
  • научное обоснование;
  • адекватное финансирование;
  • информационная сопровождение;
  • субъектность: наличие системы органов власти (управленческой структуры), отвечающей за реализацию данной политики на федеральном и региональном уровнях.

Элементы политики народонаселения:

  • влияние на условия труда;
  • улучшение жизненных условий всех слоев населения;
  • воздействие на воспроизводство населения

Меры демографической политики это опосредованное влияние на поведение людей

экономические

  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для многодетных семей — для повышения рождаемости

административно-правовые

  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

воспитательные, пропагандистские

  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование молодёжи

Расходы государства на демографическую политику

Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП.

В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4%, вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2%.

В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8–10 раз меньше, чем в европейских странах.

В ряде скандинавских стран (Дании, Финляндии, Швеции), добившихся во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. существенного повышения показателей рождаемости, доля расходов на семейную политику была самой высокой в Европейском Союзе и превышала 4% ВВП.

При этом расходы на семейную и демографическую политику не должны ограничиваться указанными объемами финансирования материального стимулирования рождаемости и должны включать обеспечение целого ряда мер в области информационного сопровождения, образования, жилищной и градостроительной политики, организационного и научно-исследовательского обеспечения, а также иных сегментов указанной политики.

Демографическая политика в мире

В современное время в развивающихся странах проводится политика мальтузианской идеологии «планирования семьи» (Томас Мальтус – продуктов производится меньше, чем ростет население) — попытка контрацептивного ограничения рождаемости, аргументируя это перенаселением планеты.

В арсенал экономических мер входят денежные дотации — ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Демографическая политика в России

В 2010 году Медведев в послании Федеральному Собранию высказался относительно мер демографической политики:

  • Доступность и качество медицинской, социальной помощи матерям и детям, лечение бесплодия, поддержка детей с низкой массой тела и тд
  • Технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников (100 млрд.руб на два года)
  • Проведение углубленной диспансеризации, вакцинопрофилактики детей и подростков
  • Поддержка молодых семей
  • Увеличение семей с тремя и более детьми (выделение земли, дополнительные деньги за третьего и последующих детей)
  • Поддержка благотворительности
  • Увеличение количества детских садов, поддержка негосударственного дошкольного образования, дошкольные группы при школах

Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целью демографического развития России на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет.

Демографическая политика в регионах:

Политика регионов зачастую просто дублирует распоряжения «сверху». Мало какой регион обладает собственными административными ресурсами для решения демографических проблем. Тем не менее, существуют некоторые региональные меры – выплата за 3-го ребенка, льготное получение земли, получение квартиры – хотя эти меры в целом продиктованы администрацией президента.

Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён.

Демографическая политика

В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.[1]

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В постсоветской России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал. Хотя демографы признают, что экономические меры стимуляции рождаемости не отличаются высокой эффективностью[2].

Цели демографической политики

Демографическая политика может иметь разные цели в зависимости от ситуации в стране.

  1. В развивающихся странах, где наблюдается взрыв — снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

Меры демографической политики

  • экономические
    • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
    • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
    • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
    • преимущества для многодетных семей — для повышения рождаемости
  • административно-правовые
    • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
  • воспитательные, пропагандистские
    • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
    • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
    • политика планирования семьи
    • половое образование молодёжи

Примечания

Ссылки

См. также

План:

Тема 29. Демократический  политический режим.

    1. Сущность  демократии конкретизируется в  определенной совокупности ценностей,  институтов и процедур.

2.Основные  формы демократии

    3.Теоретические  модели демократии

Тема 76. Политическое поведение.

1. Сущность политического поведения.

2. Типы политического поведения.

3. Основные элементы политического поведения: мотивы, потребности, ценностные ориентации

Список литературы.

Тема 29. Демократический  политический режим.

Понятие «демократия» возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos — «народ» и kratos — «власть») в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных.

Однако  массовое использование термина  не оставило за ним определенного  однозначного содержания. До сих пор  в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные  авторы акцентируют внимание на отдельных  составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении  и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций и т. д.

Соответственно  демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как  общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма  государства, при которой все  граждане обладают равными правами  на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это  античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного  устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных  партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически  все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает  отдельных авторитетных ученых сделать  вывод, что демократия — это «понятие, решительно не поддающееся определению».

Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через  своих представителей, а власть несет  ответственность перед гражданами за свои действия.

1. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур.

Рассмотрим  основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого  принципа означает, что народ  является источником власти, именно  он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных  органов власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный  срок.

3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных  кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин  — один голос» раскрывает смысл  политического равенства.

4.

Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода — это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода.

5.

1.10. Демографическая политика

Гражданские права. Этими правами  люди пользуются как частные  лица, и они защищают граждан  от произвола власти. К ним  можно отнести равенство всех  граждан перед законом, право на частную жизнь и др.

6. Политические права дают гражданину  возможность участвовать в процессе  управления и влиять на принятие  решений законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав — необходимое  условие обеспечения политического  равенства. Связано это с тем,  что провозглашение политического  равенства не устраняет сложившейся  практики, когда отдельные граждане  в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками,  дружеские связи. Реализация социально-экономических  прав призвана сгладить имеющееся  социальное неравенство и повысить  тем самым активность рядовых  граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют  условия жизни, которые выступают  своеобразным иммунитетом против  страха нужды, например страха  перед безработицей, нищетой. Они  включают в себя право на  достойный жизненный уровень,  гарантии социальной защиты, право  на образование и участие в  культурной жизни, доступ к  здравоохранению.

Реализация  этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам  пола, религии, расы или языка. Обеспечение  социальных и экономических прав предполагает активность государства  в разработке и осуществлении  социальных программ.

Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются  демократической общественностью  как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют  гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения  каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

2.Основные  формы демократии

На  протяжении веков опыт становления и развития демократических порядков в различных странах анализировался в философско-теоретическом плане, кроме того, исследователи давали эмпирическое описание ее разнообразных практик. При этом нередко отображение практического опыта тех или иных государств превращалось в создание нормативных моделей демократического устройства. Сегодня в политической мысли сложился не один десяток авторитетных теоретических представлений об этой форме организации власти. Однако, несмотря на разнообразие имеющихся теоретических трактовок демократии, все они в конечном счете могут быть сведены к двум наиболее общим интерпретациям природы.

Так, сторонники, условно говоря, «ценностного»  подхода, при всех их идеологических разногласиях, рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность совершенно определенных идеалов и принципов, т.е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К этой группе прежде всего относятся авторы трактовки демократии как системы народовластия, что вполне соответствует ее этимологии (греч. demos – народ, cratos – власть). Наиболее емко и кратко суть такого понимания демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа». Исходя из идеи народного суверенитета, приверженцы такого подхода расценивали демократию как форму власти народа над самими собой, т.е. по сути дела сближали ее с понятием общественного самоуправления.

Еще в Древней Греции в качестве ценностных предустановок, обусловливающих понимание  демократии, выступали идеи, отождествлявшие государство с обществом, отрицавшие понятие свободного индивида и признававшие равенство по отношению к власти только за частью общества («гражданами»). Иначе говоря, демократия рассматривалась в то время как форма правления неимущего большинства ради собственного блага. Такое понимание вызывало резко критическое отношение к демократической форме правления, проявившееся, впрочем, и на более поздних этапах истории политической мысли.

К сторонникам ценностного подхода  относятся и приверженцы философии  Ж.Ж. Руссо, понимавшие демократию как  форму выражения всевластия суверенного народа, который как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предполагает исключительно прямые формы народного волеизъявления, так как любое представительство интересов и граждан уничтожает народный суверенитет. Марксисты также исповедовали ценности коллективистской демократии (идентиарной*); они опирались на идею отчуждения прав индивида в пользу коллектива, но при этом делали упор на классовых ценностях пролетариата, которые, по их мнению, выражали интересы всех трудящихся и обусловливали построение «социалистической» демократии.

Характерно, что такого рода идеи, приведшие  на практике к установлению коллективистских диктатур, по своей природе не отличаются от образцов либеральной мысли, для которой главным условием формирования здания демократии также являются определенные ценности, но ценности, отражающие приоритет не народа (коллектива), а человека. Так, Д. Локк, Т. Гоббс, Т. Джеферсон и другие основоположники либерального учения, исходя из способности народа к рационально-нравственному «самоопределению и волеоб-разованию» (Кант), положили в основу интерпретации демократии идею индивида, обладающего внутренним миром, изначальным правом на свободу и защищенность своих прав. Таким образом, равенство на участие во власти они распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рассматривалось как нейтральный институт, основные функции и полномочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.

Сторонникам такого предзаданного ценностями понимания  демократии оппонируют приверженцы так называемого «рационально-процедурного» подхода. Философская база такой позиции основана на том, что демократия возможна лишь в условиях, когда распространение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию.

В таком случае наиболее рациональным выходом из ситуации является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий, обусловливающих чередование групп у власти. Эти-то процедуры и технологии установления подобного порядка и выражают существо демократической организации политики.

Одним из первых такое понимание демократии закрепил М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской  теории демократии. По его мнению, демократия представляет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия  «народного суверенитета», общей «воли  народа» и т.п. Немецкий ученый полагал, что характерные для нее прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах (например, в древнегреческих городах-государствах). Любая же организация представительства интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Имея такой независимый от бюрократии источник легитимной власти, люди и будут иметь возможность реализовывать свои интересы. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

Акцентируя  процедурные и процессуальные аспекты  демократии, Вебер практически полностью  снимал идею участия масс в управлении. По сути дела, подобное устройство власти невольно оправдывало ослабление контроля за лидером со стороны общественности, его дистанцированность от населения и их интересов, предполагало утверждение цезаристского стиля управления, установление режима личной власти лидера. Однако Вебер считал такое развитие событий либо необязательным, либо сравнительно небольшой платой за подчинение обществу и власти пагубному влиянию бюрократии.

    3.Теоретические модели демократии

В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.

Страницы:1234следующая →

1.10. Демографическая политика

Демографическая политика —это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно – это составная часть политики народонаселения.

Необходимость проведения демографической политики — воздействие государства на процессы рождаемости — признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики : направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Термин «контроль рожд-ти» используется для описания воздействия государства на процесс рож-ти, главный образом с целью снижения ее уровня и сохранение темпов роста населения в стране

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях и т.п. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Объектами дем. политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, соц-демогр. группы, кагорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

экономических(оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.);

административно-правовых(законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин–

матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.);

воспитательных и пропагандистскихмер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.


⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4123 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Добавить комментарий