Какие субъекты входят в состав рф

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные — полномочиями государственного образования), с другой — на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область ( Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения( Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.( В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета. ) Но республика — это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику — Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно «расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

1. Республика Адыгея (Майкоп) 2. Республика Алтай (Горно-Алтайск) 3. Республика Башкортостан (Уфа) 4. Республика Бурятия (Улан-Удэ) 5. Республика Дагестан (Махачкала) 6. Республика Ингушетия (Магас) 7. Кабардино-Балкарская Республика(Нальчик)   8. Республика Калмыкия (Элиста) 9. Карачаево-Черкесская Республика(Черкесск) 10. Республика Карелия (Петрозаводск) 11. Республика Коми (Сыктывкар) 12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола) 13. Республика Мордовия (Саранск) 14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)   15. Республика Северная Осетия-Алания(Владикавказ) 16. Республика Татарстан (Казань) 17. Республика Тыва (Кызыл) 18. Удмуртская Республика (Ижевск) 19. Республика Хакасия (Абакан) 20. Чеченская Республика (Грозный) 21. Чувашская Республика (Чебоксары)

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии — национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. — национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта — города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта — города; субъекта Федерации — города федерального значения; административного центра другою субъекта — Московской области; столицы Российской Федерации.

Края (9)

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».


12Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 11158 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Национально-территориальные образования

  Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор.

Административно-территориальное деление России

Н.-т.о. образуются в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административно-территориальной единице. В местах традиционного расселения малочисленных народов национальные административно-территориальные единицы могут также образовываться и в тех случаях, когда национальные группы не составляют большинства населения. Н.-т.о. создаются с целью создания благоприятных условий для развития национальной культуры и языка, сохранения среды обитания, традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств. Н.-т.о. могут обладать большими или меньшими административными полномочиями. На территории России иерархия Н.-т.о. представлена национальными республиками, автономными округами, областями.

См. также: Субъекты Российской Федерации

Источник: Словарь социолингвистических терминов


субъекты (регионы) Российской Федерации

Федеративное устройство России

Особенности субъектов РФ

Российскую Федерацию можно разделить на субъекты такие как:

  1. республики
  2. края
  3. города федерального значения
  4. области
  5. автономные округа и автономные области

Каждый тип субъекта имеет свои особенности в конституционно-правовом статусе. Ссылки на статьи Конституции России помечены знаком[*]при наведении мыши вы увидите содержащие соответствующие положения.

Республика

  • в Конституции России охарактеризована как — государство [*]
  • статус Конституцией России определяется и своей конституцией [*][*]
  • наделен вправом устанавливать свои гос. языки [*]
Край, область и город федерального значения
  • статус определяется Конституцией России, а так же своим уставом, принимаемым краевым (городским или областным) законодательным (представительным) органом [*][*]
Автономная область
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области [*][*]
  • может быть принят федеральный закон об автономной области [*]
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа [*][*]
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе [*]
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью [*]

Расположение на карте

Снизу приведены сведения о количестве субъектов РФ и их территориальном расположении на карте.

 

На карте двадцать одна Республика

 

На карте девять Краёв

 

На карте сорок шесть Областей

 

На карте два Города федерального значения

 

На карте одна Автономная область

 

На карте четыре Автономных округа

Данные представлены на 4-ое августа 2013 года.

Список федеральных округов в России

Федеральные округа в Российской Федерации созданы на основании Указа президента РФ В.В.Путина от 13 мая 2000 года под номером 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Ниже представлен список федеральных округов России и их расположение на карте.

№ Ном Название округа Официальный сайт Его площадь в км² Его население за 01.01.2014 [*] Субъектов РФ Административный центр
1 Центральный федеральный округ cfo.gov.ru 652,800 ↗38819874 18 Москва
2 Южный федеральный округ ufo.gov.ru 416,840 ↗13963874 6 Ростов-на-Дону
3 Северо-Западный федеральный округ szfo.gov.ru 1,677,900 ↗13800658 11 Санкт-Петербург
4 Дальневосточный федеральный округ www.dfo.gov.ru 6,215,900 ↘6226640 9 Хабаровск
5 Сибирский федеральный округ www.sibfo.ru 5,114,800 ↗19292740 12 Новосибирск
6 Уральский федеральный округ www.uralfo.ru 1,788,900 ↗12234224 6 Екатеринбург
7 Приволжский федеральный округ www.pfo.ru 1,038,000 ↘29738836 14 Нижний Новгород
8 Северо-Кавказский федеральный округ skfo.gov.ru 172,360 ↗9590085 7 Пятигорск
9 Крымский федеральный округ 27,161 ↗2342411 2 Симферополь

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.

Типы субъектов РФ

.

Центральным элементом федерализма является наличие реальных прав субъектов Федерации, закрепленных в федеральной Конституции, в рамках которых они самостоятельны в определении своей собственной политической структуры.

Как правило, федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу Федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.

Территориальный принцип построения Федерации означает, что субъектами Федерации являются определенные территории, независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип построения Федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности (наряду с другими), которая дает название данной автономии.

До подписания Федеративного договора 1992 г.

Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации признавались республики, автономные области и автономные округа. После заключения Договора в состав Российской Федерации вошли территориальные субъекты – края, области, города федерального значения.

Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Сколько субъектов в РФ?

Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам:

не обладают суверенитетом;

не имеют права на отделение или сецессию;

граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Российская Федерация – это федерация, сочетающая в себе субъектов, организованных как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 83 субъекта. В науке конституционного права существует точка зрения, что российские республики обладают ограниченным суверенитетом.

Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникнет вопрос о переименовании субъекта Российской Федерации, то новое название субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого им в установленном порядке (референдумом, решением законодательного или исполнительного органа).

Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы:

1) республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2) края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и область;

3) автономные округа и автономная область: по их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в двойном подчинении – и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.

Несмотря на статусные различия субъектов Российской Федерации они обладают рядом важных признаков, унифицирующих их как социальные, правовые и светские государственные образования, являющиеся неотъемлемой частью Российской Федерации. К таким признакам относится:

наличие собственной конституции или устава, определяющих их в качестве субъекта федерации;

собственная территория;

собственная система органов государственной власти;

собственная правовая система, включающая в себя как нормативные акты органов государственной власти субъекта Федерации, так и акты органов местного самоуправления;

наличие собственной компетенции;

наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

представительство в федеральном парламенте;

признание права на международные связи и внешнеэкономическую деятельность;

право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

наличие собственной символики.

Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава Российского государства.

Это может происходить путем:

1) принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»;

2) образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и вхождение в ее состав нового субъекта оформляются путем принятия федерального конституционного закона, но не в общем порядке законодательного процесса, а в специальном порядке. Субъекты права законодательной инициативы вносят предложение о конституционной поправке в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень наименований всех субъектов Российской Федерации. Для принятия данной поправки необходимо квалифицированное большинство обеих палат Федерального Собрания, но в отличие от других статей глав 3–8 Конституции не требуется одобрение законодательными органами двух третей субъектов Российской Федерации. Однако вопрос об изменении статуса субъекта не только юридический, но и политический, поэтому должен решаться чрезвычайно осмотрительно.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒



Россия – страна, обладающая обширной территорией. В ней проживает много национальностей, имеющих свои традиции и язык. Чтобы помочь сохранить культурам самобытность, в государстве существует разделение территории на края и республики.

Сегодня в состав России входит 85 субъектов. Количество республик может изменяться с течением времени. Это связано с волеизъявлением народа и изменением количества населения, проживающего на территории субъекта. До марта 2014 года в состав Российской Федерации входило только 83 субъекта. 14 марта к государству присоединились Крым и Севастополь.

Сколько субъектов насчитывается в РФ

Из-за изменения состава страны, количество субъектов увеличилось. На сегодняшний день их число составляет 85.

  1. Республика Адыгея.
  2. Республика Дагестан.
  3. Республика Чечня.
  4. Республика Северная Осетия (Алания).
  5. Республика Карачаево-Черкесия.
  6. Республика Ингушетия.
  7. Республика Кабардино-Балкария.
  8. Республика Алтай.
  9. Республика Чувашия.
  10. Республика Хакасия.
  11. Республика Татарстан.
  12. Республика Саха (Якутия).
  13. Республика Тыва.
  14. Республика Мордовия.
  15. Республика Карелия.
  16. Республика Крым.
  17. Республика Коми.
  18. Республика Удмуртия.
  19. Республика Марий Эл.
  20. Республика Калмыкия.
  21. Республика Бурятия.
  22. Республика Башкортостан.
  23. Хабаровский край.
  24. Камчатский край.
  25. Алтайский край.
  26. Краснодарский край.
  27. Забайкальский край.
  28. Ставропольский край.
  29. Приморский край.
  30. Красноярский край.
  31. Пермский край.
  32. Ивановская область.
  33. Амурская область.
  34. Воронежская область.
  35. Архангельская область.
  36. Вологодская область.
  37. Астраханская область.
  38. Владимирская область.
  39. Белгородская область.
  40. Иркутская область.
  41. Брянская область.
  42. Волгоградская область.
  43. Магаданская область.
  44. Калининградская область.
  45. Липецкая область.
  46. Калужская область.
  47. Ленинградская область.
  48. Кемеровская область.
  49. Курская область.
  50. Кировская область.
  51. Курганская область.
  52. Костромская область.
  53. Московская область.
  54. Псковская область.
  55. Мурманская область.
  56. Пензенская область.
  57. Нижегородская область.
  58. Орловская область.
  59. Новгородская область.
  60. Оренбургская область.
  61. Новосибирская область.
  62. Омская область.
  63. Томская область.
  64. Ростовская область.
  65. Тверская область.
  66. Рязанская область.
  67. Тамбовская область.
  68. Самарская область.
  69. Смоленская область.
  70. Саратовская область.
  71. Свердловская область.
  72. Сахалинская область.
  73. Ярославская область.
  74. Тульская область.
  75. Челябинская область.
  76. Тюменская область.
  77. Ульяновская область.
  78. Город федерального значения Москва.
  79. Санкт-Петербург.
  80. Севастополь.
  81. Еврейская автономная область.
  82. Ненецкий автономный округ (АО).
  83. Чукотский АО.
  84. Ямало-Ненецкий АО.

Ханты-Мансийский АО – Югра.

Субъекты РФ не похожи друг на друга. Они имеют:

  • Разнуючисленностьиплотностьнаселения;
  • Разную величину территории, входящую в их состав;
  • Разныенациональности, преобладающиенатерриторииреспублики.

Размер показателей может увеличиваться или уменьшаться с течением времени. Государство проводит периодический контроль за составом субъектов. Главным инструментом для выполнения действия служит перепись. С ее помощью удается понять динамику движения численности населения.

Видео

Добавить комментарий