Негативные факторы техносферы

Тема 1.5. Негативные факторы техносферы

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Цели изучения темы:

• ознакомиться с негативными факторами техносферы, воздействующими на человека и среду обитания.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

• классификацию негативных факторов техносферы;

• негативное воздействие на человека и среду обитания взрывов, пожаров, ударной волны.

Студент должен уметь сопоставлять уровни негативных факторов с критериями безопасности.

Ключевой термин

Ключевой термин: негативные факторы техносферы.

Негативные факторы техносферы — факторы, приводящие к нарушению нормального состояния человека, причиняющие вред его здоровью, а также наносящие ущерб окружающей среде.

Второстепенные термины

• пожары;

• взрывы;

• ударная волна.

Структурная схема терминов данной темы

Классификация опасных и вредных факторов производственной среды

Многовековая человеческая практика даёт основание утверждать, что любая деятельность человека потенциально опасна. Это утверждение легло в основу главной аксиомы БЖД, «Любая деятельность потенциально опасна».

Выводы:

• невозможно разработать абсолютно безопасный вид деятельности;

• ни в одном виде деятельности человека не может быть нулевого риска.

Нормальное состояние человека – здоровье.

Опасность может привести к нарушению нормального состояния человека, причинить вред его здоровью.

Под опасностью следует понимать, явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Условия труда на рабочих местах складываются под воздействием большого числа факторов, различных по своей природе. Согласно ГОСТ12.0.003-74 Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические (рис. 1.4.1).

Химически опасные и вредные производственные факторы по характеру воздействия на организм человека подразделяются на общетоксичные (вызывают расстройство функциональной деятельности всего организма), раздражающие (воздействуют на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей), сенсибилизирующие (вызывают различного рода аллергии), канцерогенные (способствуют появлению раковых заболеваний), мутагенные (влияющие на репродуктивную функцию).

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше.

Рисунок 1.4.1. Опасные и вредные производственные факторы

 

Следует иметь в виду, что одни опасности влияют только на человека (вращающиеся части машин, отлетающие частицы металла), а другие – как на человека, так и на среду, окружающую рабочие места (шум, пыль).

Опасности носят природный характер или порождаются деятельностью человека, следовательно, опасности можно разделить на природные и антропогенные.

Антропогенные опасности связаны с определённым видом деятельности человека. Называя профессию, мы сужаем перечень опасностей, грозящих человеку. Например, шахтёр подвергается одним опасностям, а оператор ПЭВМ – другим.

Опасности бывают:

1. Непосредственные (повышенная температура, влажность, электромагнитные поля, шум, вибрация, ионизирующее излучение). Воздействуя на живой организм, эти опасности вызывают те или иные ощущения. В определённых случаях эти воздействия могут быть не безопасны.

2. Косвенные опасности воздействуют на человека не сразу. Например, коррозия металлов непосредственной угрозы для человека не представляет. Но в результате её снижается прочность деталей, конструкций, машин, сооружений. При отсутствии мер защиты они приводят к авариям, порождая непосредственную опасность.

Свойство опасности проявляется только в определённых условиях, называемых потенциальностью. Уберечь человека от скрытых потенциальных опасностей удается не всегда, так как, во-первых, некоторые опасности носят скрытый характер, обнаруживаются не сразу, возникают неожиданно, непредвиденно; во-вторых, человек не всегда подчиняется сигналам, не выполняет правил безопасности, которые ему хорошо известны.

В результате опасности из потенциальных превращаются в действительные, принося большой ущерб, как отдельным людям, так и обществу в целом.

Среди различных работ выделяют работы (и целые профессии) повышенной опасности. К ним относятся все работы, связанные с подъёмными кранами, баллонами высокого давления, электросетью высокого напряжения и пр.

Общество, используя различные средства, обеспечивает определённый уровень безопасности производства, но абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Для характеристики опасности используют понятие риска.

Риск — количественная оценка опасности, т.е. отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определённый период (обычно год). Знание уровня риска позволяет сделать определённое заключение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейших усилий для повышения безопасности того или иного рода деятельности с учётом экономических, технических и гуманитарных соображений.

Полная безопасность не может быть гарантирована никому, не зависимо от образа жизни. Поэтому современный мир пришел к понятию приемлемого (допустимого) риска, суть которого в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Во всём мире за приемлемый риск принята величина 10-6 степени. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Затрачивая большие средства на повышение безопасности, человек наносит ущерб другим сферам экономики, при этом технический риск снижается, но увеличивается социальный.

В некоторых странах (Голландия) приемлемый риск устанавливается законодательно. Пренебрежительно малым считается риск гибели 10-8 в год.

Риск

Поэтому безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасности, т.е. деятельность человека возможна только в условиях возникновения опасности с определенным риском.
Значит риск — это частота реализации опасности.

Например, риск заболевания, риск получения травмы, риск проживания в сейсмически опасной зоне и т.д.
Наиболее общим определением риска признается такое: риск — это количественная опенка опасности. Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период:
R = n/N,
где n — число возникших неблагоприятных последствий;
N — общее число возможных неблагоприятных последствий.

 

Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы.

Приведем виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.
По масштабам распространения различают риски, приходящиеся на отдельного человека, группу людей, население региона, нацию, все человечество.

Поэтому различают индивидуальный и социальный риск (групповой). Социальный риск — это риск для группы людей. Это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

С позиций целесообразности риск бывает обоснованным и необоснованным (безрассудным).

По волеизъявлению подразделяют вынужденный и добровольный риски.
По отношению к сферам человеческой деятельности выделяют экономический, социально-бытовой, политический, технологический риски и риск в природопользовании.
По степени допустимости риск бывает пренебрежимый, приемлемый, предельно допустимый, чрезмерный.

Пренебрежимый риск имеет настолько малый уровень, то он находится в пределах допустимых отклонений естественного (фонового) уровня.
Приемлемый риск допускает такой уровень риска, с которым мирятся, учитывая технико-экономические и социальные возможности общества на данном этапе развития.

Предельно допустимый риск представляет собой максимальный риск, который не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды.

Чрезмерный риск характеризуется исключительно высоким его уровнем, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям.

В виду того, что любая деятельность человека потенциально опасна, то современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности. На практике нулевого уровня риска достичь невозможно. Пренебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические и экономические предпосылки для этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности исходит из приемлемого риска. Его суть состоит в стремлении к такой безопасности, которую общество может в данный период принять.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.
Величину приемлемого риска можно определить используя затратный механизм, который позволяет распределять расходы общества на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами.

Как повысить уровень безопасности?
Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:
1. Совершенствование технических систем и объектов.
2. Подготовка персонала.
3. Ликвидация последствий возникновения опасностей.


⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 728 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека с окружающей средой

 

 

Целью развития системы «общество — природа» является обеспечение качества природной среды, т.е. такое состояние экологических систем, при котором постоянно и неизменно осуществляется обмен веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком и воспроизводится жизнь.

 

Существует 3 принципа обеспечения безопасности взаимодействия человека с окружающей средой:

· обеспечение приоритета экологии над экономикой. Однако такое решение вопроса может ущемлять экономические интересы человека, т.к. не всегда предполагает необходимое качество жизни;

· обеспечение качества природной среды путем приоритета экономики над экологией, но с учетом адаптации человека и саморегуляции природы. Подобный путь, как показывает опыт, ведет к деградации природной среды, причиняет непоправимый вред здоровью и генетической программе человека, ведет к вымиранию общества;

· сочетание экологических и экономических интересов является единственным путем, эффективность которого подтверждает история.

 

Принципы взаимодействия человека с окружающей средой сформулированы в ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Это:

· приоритет охраны жизни и здоровья;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

· рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

· законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;

· гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

· международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

 

 

Негативные воздействия техносферы на человека и природную среду возникают вследствие ряда причин, главными из которых являются:

 

· непрерывное поступление в техносферу отходов промышленности, энергетики, средств транспорта, с\х производства, сферы быта и т.п.;

· эксплуатация в жизненном пространстве промышленных объектов и технических систем, обладающих повышенными энергетическими характеристиками;

· проведение работ в особых условиях (работы на высоте, в шахтах, перемещение грузов, работы в замкнутых объемах);

· спонтанно возникающие техногенные аварии на транспорте, на объектах энергетики, в промышленности, а также при хранении взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ;

· несанкционированные и ошибочные действия операторов технических систем и населения;

· воздействие стихийных явлений на элементы техносферы

 

3.

Негативные факторы в техносфере.

Отходы – источник негативных факторов техносферы

 

Круговорот вещества, захваченного техногенным процессом из ОС, совершается по двум системам, действующим в настоящее время на земном шаре:

 

· образование, перемещение и накопление продукции;

· образование, перемещение и накопление отходов

 

Система «среда — производство — среда» имеет сложную структуру, состоящую из отдельных звеньев. Первое — начальное звено — связано с образованием отходов в процессе производственной или бытовой деятельности.

 

Функционирование производства любого вида — промышленного, с\х, строительного — возможно лишь при наличии главных условий: сырья, энергии, трудовых ресурсов и соответствующих производственных средств — земли, заводских или строительных объектов. На современном этапе развития техники всякое производство, осуществляемое в сфере народного хозяйства, сопровождается образованием определенного вида продукции и некоторого количества отходов. Кроме того, бывшие в употреблении орудия и предметы труда по истечении некоторого времени приходят в негодность или устаревают морально и дальше переходят в категорию отходов.

 

От вида производства образующаяся масса отходов делится на промышленные, с\х и строительный мусор.

Отходы поступают в ОС в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов мусора на поверхность и в недра Земли. Кроме этого, загрязнение поступает в виде потоков энергии: шум, вибрация, тепловая и электромагнитная энергия.

 

Отходы поступают во все элементы техносферы и негативно воздействуют на нее.

 


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет бизнеса

Кафедра безопасности труда

Реферат

Биосфера – Техносфера — Ноосфера

Выполнила студентка СТ-03

Ким Ю. А.

Преподаватель

Леган М. В.

Новосибирск 2010

Оглавление

Введение. 3

1. Характеристика и состав биосферы.. 4

2. В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе». 6

3. Переход от биосферы к ноосфере. 8

4. Влияние человека на биосферу. Техносфера. 12

Список литературы.. 14

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это — учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были Аристотель, Абу Али Ибн Сина, известный на средневековом Западе под именем Авиценны, Леонардо да Винчи. В XVIII в. В России выделилась могучая фигура М.В.

Тема 1.5. Негативные факторы техносферы

Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии, физики, химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом, мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений.

В XX веке такой же по значению величиной в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. Он принадлежал к тем немногим людям в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В.И. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.

Одно из величайших достижений естествознания XX в. — учение Вернадского о биосфере — области жизни, объединяющей в едином взаимодействии живые организмы (живое вещество) и косное вещество, и превращении ее в ноосферу.

1. Характеристика и состав биосферы

В буквальном переводе термин «биосфера» обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 — 1914). Однако, задолго до этого под другими названиями, в частности «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли» и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами, но при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической природы.

Факты и положения о биосфере накапливались постепенно, в связи с развитием ботаники, почвоведения, географии растений и других преимущественно биологических наук, а также геологических дисциплин. Те элементы знания, которые стали необходимыми для понимания биосферы в целом, оказались связанными с возникновением экологии — науки, которая изучает взаимоотношения организмов и окружающей среды. Биосфера является определенной природной системой, а ее существование в первую очередь выражается в круговороте энергии и веществ при участии живых организмов.

Биосфера в современном понимании — это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Этому способствовали и перемены, произошедшие в общем подходе естествоиспытателей к изучению природы. Они все больше убеждались в том, что обособленное исследование явлений и процессов природы с позиций отдельных научных дисциплин оказывается неадекватным. Перед естествоиспытателями возникла задача — конкретно исследовать, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Только подобный подход может дать ясное и глубокое представление о концепции биосферы. Такую задачу как раз и поставил перед собой выдающийся российский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945).

2. В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе»

Центральным в концепции В.И. Вернадского о биосфере является понятие о живом веществе, которое он определял как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени и тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

Это воздействие сказывается, прежде всего, в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

По мнению В.И. Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности: открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с дисимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенности живых тел; явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит не только живое вещество, но и разнообразные неживые тела, которые В.И. Вернадский называл косными (атмосфера, горные породы, минералы и т. д.), а также и биокосные тела, образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды и т. п.). Хотя живое вещество по объему и весу составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Поэтому В.И. Вернадский считал, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.

Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь — жизненные циклы всех существующих на ней организмов.

Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т.д. Это подтверждается тем, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи.

Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.

Учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

3. Переход от биосферы к ноосфере

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждал, что наблюдается переход биосферы в новое состояние — в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в нее), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.


Негативные факторы техносферы, их влияние на человека и среду обитания.

Негативные факторы техносферы, влияние их на атмосферу и окружающую среду.

Выполнила: Василенко Анна Евгеньевна,

Курс Биолого-почвенного факультета.

Содержание

1) Введение

2) Определение техносферы, процесс ее формирования, воздействие на человека и среду обитания

3) Негативные факторы техносферы, их влияние на человека и среду обитания

3.1) Понятие негативного фактора техносферы

3.2) Основные негативные факторы техносферы и их влияние

4) Загрязнение атмосферы

5) Загрязнение гидросферы

6) Энергетические загрязнения техносферы

7) Антропогенные опасности

8) Виды, источники негативных факторов производственной среды

9) Заключение

 

 

Введение

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. — начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. в результате масштабной антропогенной деятельности во многих регионах мира произошло глобальное загрязнение среды обитания и жизненно необходимых источников опасными и вредными для здоровья человека веществами. На Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к ее частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.

Определение техносферы, процесс ее формирования, воздействие на человека и среду обитания

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

Биосфера — природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий , в повышении своей коммуникативности , непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу.

Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера — регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями.

К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими, так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Негативные факторы техносферы, их влияние на человека и среду обитания.

 

Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера — область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12–15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2–3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15–20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания — техносферы.

Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

Техносфера пришла на смену биосфере, и в результате на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах — Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы подвержены сильному техносферному давлению.

Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями.

Негативные факторы техносферы

Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой — были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания.

12

Негативные факторы техносферы

Загрязнение техносферы токсичными веществами. Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями.

Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия:

– превышение ПДК многих токсичных веществ в населенных пунктах;

– образование смога;

– выпадение кислотных дождей;

– появление парникового эффекта, что способствует повышению средней температуры Земли;

– разрушение озонового слоя что создает опасность УФ-облучения.

Загрязнение гидросферы. При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы. Внутренние водоемы загрязняются сточными водами различных отраслей промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностными стоками. Основными источниками загрязнений являются промышленность и сельское хозяйство. Загрязнители делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Антропогенное воздействие на гидросферу приводит к следующим негативным последствиям:

– снижаются запасы питьевой воды;

– изменяется состояние и развитие фауны и флоры водоемов;

– нарушается круговорот многих веществ в биосфере;

– снижается биомасса планеты и воспроизводство кислорода.

Загрязнение земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при: добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли – при внесении удобрений и применении пестицидов.

Антропогенное воздействие на земную кору сопровождается:

– отторжением пахотных земель или уменьшением их плодородия;

– чрезмерным насыщением токсичными веществами растений, что неизбежно приводит к загрязнению продуктов питания;

– загрязнением грунтовых вод, особенно в зоне свалок и сброса сточных вод.

Энергетические загрязнения техносферы. Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. К энергетическим загрязнениям относят вибрационное и акустическое воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействия радионуклидов и ионизирующих излучений.

Вибрации в городской среде и жилых зданиях, источником которых является технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины и тяжелый автотранспорт, распространяются по грунту

Шум в городской среде и жилых зданиях создается транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно-техническими установками и устройствами и др.

Основными источниками электромагнитных полей являются высоковольтные линии электропередач, радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи.

Воздействие ионизирующего излучения на человека может происходить в результате внешнего и внутреннего облучения. Внешнее облучение вызывают источники рентгеновского и γ-излучения, потоки протонов и нейтронов. Внутреннее облучение вызывают α и β-частицы, которые попадают в организм человека через органы дыхания и пищеварительный тракт.

Негативные факторы производственной среды. Производственная среда –это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламонтированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. Воздействие негативных факторов производственной среды приводит к травмированию и профессиональным заболеваниям работающих.

Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях.Чрезвычайные ситуации возникают при стихийных явлениях (землетрясениях, наводнениях, оползнях и т.п.) и при техногенных авариях. В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту.

Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

– отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

– ошибочные действия операторов технических систем;

– концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

– высокий энергетический уровень технических систем;

– внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта.

Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т.п.

Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.


Похожие страницы:

  1. Негативныефакторытехносферы (2)

    Реферат >> История

    … из комбинации поражающих факторов) очаги поражения. ФакторФакторФакторНегативныефакторытехносферы. Основными поражающими факторами при извержении вулканов …

  2. Негативныефакторы в системе человек-среда обитания

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    … 2010г. Содержание 1. Понятие негативныхфакторов 3 Воздействие негативныхфакторов на человека и среду … негативныхфакторов производственной среды. Производственная среда — это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативныхфакторов

  3. Понятие негативныхфакторов, воздействующих на окружающую среду

    Реферат >> Экология

    … -5р НЕГАТИВНЫЕФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ. Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативныхфакторов

  4. Техносфера (2)

    Реферат >> Экология

    4.Негативные факторы техносферы

    и созданию нового типа среды обитания — техносферы.

    Техносфера — объект планетарной экологии, состоящий из … повышенным влиянием на человека техногенных негативныхфакторов. Соответственно изменяется соотношение между природными …

  5. Техногенные факторы неблагоприятного воздействия на человека

    Контрольная работа >> Экология

    … одновременно, как правило, несколько негативныхфакторов. Комплекс негативныхфакторов, действующих в конкретный момент времени … среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативныхфакторов. Основными носителями травмирующих и …

Хочу больше похожих работ…

Этим изменениям во многом способствовали: высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта; рост затрат на военные цели и ряд других процессов. В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др.

В настоящее время возникла новая область знаний – «Экология техносферы», включающая в себя (как минимум): основы техносферостроения и регионоведения, социологию и организацию жизнедеятельности в техносфере, сервис, безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и защиту природной среды от негативного влияния техносферы, где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Её основная цель – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний – экологии техносферы.

Важнейшими понятиями в научной теории БЖД являются: среда обитания, деятельность, опасность, безопасность и риск.

Среда обитания – окружающая в данный момент человека среда, определяемая (обусловленная) совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство (прямое или косвенное, немедленное или отдаленное). Производственная среда (зона) – состоит из элементов: предметов и средств труда, продуктов труда и др.

Деятельность – сознательное (активное) взаимодействие человека со средой обитания. Результатом деятельности должна быть ее полезность для существования человека в этой среде. Содержание деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны. Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Опасность (центральное понятие в безопасности жизнедеятельности) – это явления, процессы, предметы, оказывающие отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека (негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям).

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Риск – количественная характеристика действия опасностей, отнесенных на определенное количество работников (жителей) за конкретный период времени. Здесь подразумевается, что данные опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями как на человека, так и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

1. комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; обеспечивают предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

2. допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. При этом соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует, что у человека и в среде обитания невозможны возникновения необратимых негативных процессов, а также их развития;

3. опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и приводят к деградации природной среды;

4. чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности (например, ГОСТ 12.1.005 – 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»). Условия комфортности достигаются также соблюдением нормативных требований к естественному и искусственному освещению помещений и территорий (например, СНиП 23–05–95 «Естественное и искусственное освещение»). При этом нормируются значения освещенности и ряд других показателей систем освещения.

Выводы

Процессы в техносфере носят автокаталитический характер: совершая небольшое воздействие на систему, мы можем породить цепную реакцию следствий, эффект которых будет совершенно несоизмерим с первоначальным воздействием. Кроме того, общий результат в техносфере не сводится к сумме отдельных эффектов (явление синэргизма).

Другими словами, мир техники, встраиваемый в биосферу, целенаправленно создававшийся человечеством в непосредственной практически – преобразовательной деятельности, стал проявлять себя как феномен, подчиняющийся объективным, т.е. не зависящим от воли людей законам. Люди, ставящие определенные практические цели и достигающие их за счет создания искусственного мира техники, не могут предвидеть всех последствий: деятельность шире знания, а жизнь (природа) – деятельности.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и как следствие недостаточно эффективными. Ярким примером вышеизложенного является начавшийся в 70-е годы с тридцатилетним опозданием экологический бум, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.

В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы. Возникновение философии техники отражает запоздалое признание важности техники в создании и разрушении нашей цивилизации.

Растущее осознание того, что западная цивилизация может быть разрушена, заставляет нас искать прежде игнорируемые причины и взаимосвязи. Пути, сходящиеся в технике, включают такие понятия, как «прогресс», «природа», «открытие», «рациональность», «эффективность». Философия техники является, другими словами, философией нашей культуры. Это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожают излишняя специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой. Философия техники, понимаемая как философия человека, настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому. Она настаивает на том, чтобы человек относился с уважением к хрупкому равновесию в природе и давал разрешение лишь на такую инструментализацию мира, которая укрепляет это равновесие, не разрушая его.

Понятие «техносфера» отражает свойство техники не оставаться в виде локальных управляемых объектов, а формировать целостную среду, а также -фактически наблюдаемую тенденцию развития техногенной среды (достижение глобальной целостности и самоорганизацию). Философский смысл использования понятия техносфера» состоит в раскрытии с его помощью всеобщей сущности технической деятельности и универсального значения ее результатов для жизни людей.

Современная техника информационных процессов явилась результатом опредмечивания кибернетики и теории информации. Лазер, электроника, нанотехнологии, биохимия и биотехнология, генная инженерия, компьютерные сети – все это стороны современной техногенной цивилизации, в которой человек на каждом шагу зависит от техники и погружен в техносферу.

Рисунок – Соотношение биосферы и техносферы.

Литература

1. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст]: учебник / С. В. Белов. – М.: Юрайт, 2010.

2. Голицын, А. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / А.

05.Негативные факторы техносферы

Н. Голицын. – М.: Мир и образование, 2008.

3. Дарьин, П. В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / П. В. Дарьин. – М.: Юриспруденция, 2008.

4. Иванюков, М. И. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие / М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. – М.: Дашков и К°, 2010.

5. Калыгин, В. Н. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. Н. Калыгин, В. А. Бондарь, Р. Я. Дедеян. – М.: КолосС, 2008.

6. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – М.: КноРус, 2010.

7. Крюков, Р. В. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций [Текст] / Р. В. Крюков. – М.: Приор, 2011.

8. Крючек, Н. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Крючек, А. Т. Смирнов, М. А. Шахраманьян. – М.: Дрофа, 2010.

9. Кукин, П. П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) [Текст] / П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2009.

10. Мирюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст + CD-ROM] / В. Ю. Мирюков. – М.: КноРус, 2010.

11. Павлов, В. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / В. Н. Павлов, В. А. Буканин, А. Е. Зенков. – М.: Академия (Academia), 2008.

12. Почекаева, Е. И. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст] / Е. И. Почекаева. – М.: Феникс, 2010.

13. Сергеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс дисциплины [Текст] / В. С. Сергеев. – М.: Академический проект, 2010.

14. Сычев, Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Ю. Н. Сычев. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Добавить комментарий