Основная форма организации учебного процесса в школе

Домой

лекция 12. Урок основная форма организации учебного процесса в школе


ТЕМА 12
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
• Понятие о формах организации процесса обучения. Развитие форм организации обучения в дидактике. • Урок: сущность, типология, структура. • Современные требования к уроку.
Основные понятия: форма, форма обучения, урок, структура урока.
§ 1. Понятие о формах организации процесса обучения
Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание.

Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Форма обученияэто целенаправленное, четко организованное, содержательно насыщенное и методически оснащенное общение и взаимодействие учителя и учащихся. Она реализуется как органическое единство содержания, дидактических средств, методов и результатов обучения.

Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия активного взаимодействия и сотрудничества учителя и учащимися по решению педагогических задач. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в большем количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому. Содержание обучения было строго индивидуально и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся постепенно комплектовалась группа из учеников более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли бы одновременно работать со всеми детьми.

Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Широкое распространение классно-урочная система получила в братских школах германских и славянских земель. Свое окончательное оформление она нашла в описании чешского педагога Я.А. Коменского. В своей книге «Великая дидактика» Я.А. Коменский обосновал целесообразность проведения занятий в классах с постоянным составом детей одного уровня подготовки по твердому расписанию и определенной программе под руководством учителя.

Совершенствование классно-урочной системы повлекло за собой внедрение в педагогику таких понятий, как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, каникулы.

В конце ХVIII века в Англии возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, когда старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем, получив от учителя соответствующие инструкции, передавали свои знания младшим. Так осуществлялось массовое обучение детей при малом количестве учителей.

На рубеже ХIХ-ХХ веков появились формы избирательного обучения: батавская система в США и мангеймская в Европе. Возникновение этих систем было связано с необходимостью индивидуализации обучения.

Батавская система предполагала деление времени работы учителя на две части: первая – предназначалась на коллективную работу с классом, вторая – на индивидуальные занятия с учащимися с учетом их возможностей и интересов.

Суть мангеймской системы состояла в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтон и получила название Далтон-плана. Вместо традиционных классов в рамках данной системы создавались лаборатории и предметные мастерские, где ученики занимались индивидуально, получая задания от учителя и пользуясь его помощью. Общего расписания не было, коллективная работа проводилась один час в день. Далтон-план порождал у учащихся спешку, снижал роль учителя и не обеспечивал прочного усвоения знаний.

В первой четверти ХХ в. в США была создана проектная система обучения, в основу которой положена практическая организация деятельности, выработка простейших трудовых умений и навыков.

На современном этапе развития школы как в нашей стране, так и за рубежом наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в ХVII веке.

Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:


    постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

    каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

    учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

    каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

    постоянное чередование уроков (расписание);

    руководящая роль учителя (педагогическое управление);

    применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная система обучения имеет несомненные достоинства: отличается строгой организационной структурой: регламентированным режимом учебной работы; экономической выгодностью, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся и создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, развития и воспитания обучающихся. Вместе с тем эта система организации обучения не лишена недостатков, главные среди которых – ориентация на «среднего» ученика, невозможность систематического разноуровневого обучения и усвоения знаний.

В настоящее время обучение в рамках классно-урочной системы совершенствуется за счет применения наряду с уроком различных форм организации учебных занятий (факультативов, консультаций, экскурсий, практикумов, лабораторных занятий, олимпиад и т.д.), дифференцированного подхода к учащимся на уроке при выполнении домашних задний, использования современных технологий обучения и т.д.
§ 2. Урок как основная форма организации обучения. Типология и структура уроков
Урокэто форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый).

Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять собой логическую единицу темы, раздела, курса.

По образному выражению Н. М. Верзилина, «урок – это солнце, вокруг которого как планеты вращаются все другие формы учебных занятий». Это – консультации, семинары, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и т.д.. Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:


    постоянная группа учащихся;

    четкое время проведения по расписанию;

    обязательность посещения;

    определенный учебной программой объем усваиваемого материала;

    руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

    последовательность различных видов заданий;

    оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике существуют различные классификации уроков.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:


    уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;

    уроки объяснения и закрепления нового материала;

    уроки устных упражнений;

    уроки письменных упражнений;

    уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):


    урок изучения нового учебного материала – основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;

    урок совершенствования знаний, умений и навыков – основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;

    урок обобщения и систематизации изученного – сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;

    урок проверки и контроля знаний – уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;

    комбинированный урок – это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, его структуру.

Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. На данном уроке ставятся разнообразные дидактические задачи, для решения которых требуется создание различных учебных ситуаций.

Комбинированный урок может состоять из следующих этапов:


    Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т.д.).

    Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача – проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).

    Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.

    Изучение материала – дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.

    Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование , анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.

    Закрепление и систематизация знаний – дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.

    Информация о домашнем задании – дидактическая задача – нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования.

    Итог урока – дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.

С целью повышения результативности решения отдельных дидактических задач практикуются и другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Такие типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура таких уроков обычно представлена тремя частями:


    вводная часть (организация работы классы);

    главная часть (например, работа по усвоению новых знаний, их закреплению и систематизации);

    заключительная часть (подведение итогов урока и информация о задании на дом.

§ 3. Современные требования к уроку
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие (И. П. Подласый):


    использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

    реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;

    обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

    установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;

    связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;

    мотивация и активизация развития всех сфер личности;

    логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

    эффективное использование педагогических средств;

    связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

    формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

    формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;

    тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого, общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:


      четкое определение образовательных задач каждого урока;

      рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

      внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

      рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов обучения;

      творческий подход к формированию структуры урока;

      сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

      обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

      мастерство проведения урока.

    Воспитательные требования к уроку включают:


      определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

      постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы;

      воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;

      внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

    К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:


      формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

      изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

      проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

      прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

    Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.


    Понятие о формах обучения. Общие формы организации учебной деятельности

    ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 27Следующая ⇒

    Форма обучения — это способ и характер взаимодей­ствия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формирова­лись в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исто­рически сложившимися, были коллективные и индивиду­альные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально — на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы мас­сового образования, которые под воздействием становя­щегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в раз­ных странах Европы. В новой Европе в условиях форми­рования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появ­лению новой формы обучения — классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и оста­ется основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.

    Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.

    • Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготов­ленности.

    • Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40—45 мин).

    3. Все содержание образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения — на учебные годы, четверти и дни. включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.

    Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравни­мую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.

    До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теорети­ков, и практиков образования.

    Педагогические средства и формы организации учебного процесса в школе и Вузе

    Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.

     

     

    Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предме­том критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе раз­вития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организаци­онной формы обучения — групповой — существенно увели­чили достоинства классно-урочной системы за счет разре­шения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала воз­можность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом пер­вом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организа­ции разновозрастных групп.

    Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой — конец XIX — начало XX в. Ее отли­чительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных спо­собностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой раз­вития тех детей, которые не попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в совре­менной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направле­ний, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специ­ального образования.

    В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Паркхест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения — индивидуально-груп­повую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуа­лизированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить темп обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индиви­дуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:

    • метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);

    • бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);

    • метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального пли совместного проекта);

    • метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).

    Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.

    3.6.2. Классификация форм обучения

    Организованное обучение и воспитание всегда осущест­вляется в рамках той или иной методической системы, получающей определенное организационное оформление. 11а основе анализа существующих организационных форм обучения к настоящему времени в дидактике выделены три основные системы организационного оформления педагоги­ческого процесса (рис. 3.15), которые имеют четыре корен­ных отличия одна от другой по следующим параметрам:

    а) количественный состав обучающихся;

    б) соотношение коллективных и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся;

    в) степень самостоятельности учащихся в процессе реа­лизации учебной деятельности;

    г) специфика руководства учебно-воспитательным про­цессом со стороны педагога.

    Как видно из приведенного рисунка, на этой основе выде­ляют три основные организационные формы обучения:

    4. индивидуальная;

    5. индивидуально-групповая;

    6. коллективная.

    Очевидно, что третья организационная форма обуче­ния — коллективная — есть такая форма, которая объ-

    единяет все предыдущие и позволяет многовариантным образом трансформировать форму организации обучения в соответствии с особенностью той или иной методической системы. Именно в этой форме обучения возможно созда­ние таких ситуаций, при которых коллектив обучает и вос­питывает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной деятельности.

    Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися есть общие формы организации учебно-вос­питательной работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика.

    Ее результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллектив­ной работы, поддерживать внимание и активность школь­ников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на сред­него ученика, должна дополняться групповыми и индиви­дуальными формами.

    До 1990-х гг. в образовательной практике очень редко использовались групповая и парная работы, а работа в сло­жившихся формах организации педагогического процесса не становилась коллективной в настоящем смысле этого слова. Такая ситуация обусловливалась преобладанием н образовательной практике в качестве методически разра­ботанных и обоснованных объяснительно-иллюстративных методов работы. Это практически исключало в процессе организации учебной деятельности на уроке сотрудниче­ство и товарищескую взаимопомощь учеников, распре­деление обязанностей и функций на различных этапах выполнения учебной деятельности. При господстве воспро­изводящего типа обучения все ученики делают одно и то же в каждый конкретный промежуток времени и не привлека­ются к управлению учебным процессом, которым руково­дит один учитель, чему и отвечает фронтальная организа­ция работы.

    ⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

    Читайте также:


    Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работти.

    фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в ворюваты атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиесянів.

    Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех ученикив.

    Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, т темп работы.

    Формы организации учебного процесса в школе

    Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то ц е негативно скажется на сильных учащихся последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной роботоботи.

    . Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, раз. Связываниеє

    задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под. Широко практикуется индивидуальная работа в о ограмованому ученийні.

    Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классі.

    Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности т.

    Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащиесяв.

    Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи. Ж-Ж. Руссо,. ЙГПесталоищи,. Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. ЙГ. ГПесталоищи считал, что умелое сочетание индивидуальной и групповую учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению с. Нанн, умениями и навыкамнавичками.

    В начале XX века групповое обучение как специфическая форма его организации появилось в области. Дальтон-плана (США). В 20-30 годы оно использовалось в советской школе под названием»бригадно-ла пахотный метод»Слово»бригадный»подчеркивало коллективность в работе, а»лабораторный»- совместимость в выполнении учебных задаь у виконанні навчальних завдань.

    Согласно учебных программ, утвержденных. Наркоматом в 1930 году, в. СССР происходила ликвидация классов, их замена звеньями и бригадами, а материал различных учебных предметов группировался вокруг ко. Комплекс-проектов. В результате знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и под) учащиеся должны были усваивать в процессе выполнение комплексных тем и проектов (напр»борьба за промфинплан»,»борьба за коллективизацию села»и т.п.). Применение новых форм обучения быстро привело к существенных недостатков: отсутствие в. УЧН ей достаточного объема систематизированных знаний, снижение роли учителя, неэкономно затраты времени. Эти недостатки определялись в постановлении. ЦК. ВКП (б)»Об учебных программах и режиме в начальной и средней шко ли»(1931), где бригадно-лабораторный метод и метод проектов был осужденетод і метод проектів було засуджено.

    протяжении многих лет никакие формы обучения, альтернативные урока, не использовались и не разрабатывались.

    А рациональные зерна, которые включали в себя групповые формы, были забыты

    В. Западной. Европе и. США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. Значительный вклад в развитие теории групповой учебной деятельности сделать французские педагоги. К. К. Гарсиа,. С. Френе,. Р. Галь,. РКузине, польские -. ВОконь,. Р. Петриковский,. ЧКуписевич. Групповые формы получили распространение в практике американской школы, где их используют при преподавании различных пред метив. Исследования, проведенные. Национальным тренинговым центром (США, штат. Мэриленд) в 80-х гг XX в, показывают, что благодаря групповом обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку е дбуваеться влияние не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практикуї, практику).

    Только в 60-е годы в связи с изучением проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике снова появился интерес к групповой формы обучения (МОДагашов,. БПЕсипов,. ИМЧередо овредов).

    Переориентация процесса обучения на личность ученика значительно активизировала исследования групповых форм учебной деятельности школьников. Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения сделали пр раке. ВКДьяченка. ВВКотова. ХЙЛиЙметса,. ЮШальованого,. ИСФ. Нор,. ОЯ. Савченко,. ОГЯрошенко и друошенко та інших.

    . Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

    1. Парная форма учебной работы — два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

    Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждения онуваты и вести дискуссиию.

    2Кооперативно-групповая учебная деятельность — это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он спря ямовуе деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятияхтті.

    3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству

    4Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей

    5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

    Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными

    Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной счи ажають группу из 3-5 человек, так как в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей — сложно определить, какую работу проделал каждый ученикь.

    Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору

    Группы могут быть гомогенными (однородными), т.е. объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями. Для этого предоставляется достаточно ча асу для выражения различных взглядов, подробного обсуждения проблемы, для рассмотрения вопроса из разных. Бокийів.

    Учитель руководит работой каждого ученика косвенно, через задачи, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учащихся

    Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за д помощью к учителю.

    Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания время задачи в группе выполняют ся таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группыпи.

    Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников — членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению инд дивидуального опыт.

    В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д.. Важную роль она видграе в реализации воспитательно й функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалоггу.

    Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

    Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока

    Таблица 7

    Этап урока

    Форма групповой деятельности

    повторительно-учебная работа

    Парная, звеньевая

    Восприятие, осмысление и запоминание нового материала

    Дифференцированное-групповая

    Закрепление, обобщение и систематизация

    звеньевой, парная, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая

    Применение знаний

    Парная, звеньевая, кооперативно-групповая

    Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в й их успеха, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношений.

    Сущность образования и мировые образовательные тенденции

    ⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

    В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры.

    Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

    Основные функции образования.

    1. оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.

    2. среда общения.

    3. средство развития и становления человека как личности и профессионала.

    4. способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.

    5. это средство обеспечения преемственности поколений.

    6. это фактор социального прогресса.

    7. это ускоритель культурных перемен и преобразований.

    В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство всего общественного опыта, культуры новыми поколениями и развитие личности человека, и общества в целом.

    Основные модели образования:

    1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.

    2. Модель развивающего образования. Эта модель предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.

    3. Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

    4. Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача – усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.

    5. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой

    6. Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и др.

    Элементы образования: цели образования; содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; субъекты и объекты образовательного процесса; образовательная среда; результат образования.

    Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательныецели – это ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.

    Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность: системы знаний о природе, обществе, человеке; опыта осуществления различных способов деятельности; опыта творческой деятельности по решению новых проблем; опыта ценностного отношения к миру.

    К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся:

    n дневная и вечерняя форма обучения, которая предусматривает успешное обучение в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;

    n экстернат.

    лекция 12. Урок основная форма организации учебного процесса в школе

    Предполагает самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении.

    n дистантное или дистанционное (от англ. distanse – расстояние) обучение осуществляется с помощью обучающих программ на компьютере.

    n заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей.

    Формы организации образовательного процесса:

    — урок (35 или 45 мин) – основная форма обучения в школе;

    — лекция (90 или 120 мин, с перерывом или без) – основная форма обучения в вузе;

    — семинар – практическое занятие всей учебной группы;

    — лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;

    — учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку;

    — групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся;

    Современная система образования – открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерны ряд тенденций: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

    Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

    Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общаение с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка, истории и культуры; свободное владение иностранными языками; экономическую и юридическую грамотность человека.

    Дифференциация – может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонении в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

    Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

    Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

    Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей.

    Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

    Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности.

    Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

    Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

    Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течении всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

     


    ⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒


    Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


    Похожая информация:



    Поиск на сайте:





      Сегодня система российского образования переживает изменения, обусловленные объективными процессами в обществе начала ХХI века. Эти изменения носят инновационный характер и выражаются в гуманизации, информатизации и открытости образования.
      Одним из направлений инноваций выступает воплощение в жизнь идеи открытого обучения, которая требует пересмотра взглядов на функции, сущность, характеристики, элементы и взаимосвязи между элементами процесса обучения, учета условий, в которых он осуществляется. При этом происходит перерастание процесса обучения в образовательный процесс, для которого характерна открытость.
      Открытость предполагает постоянную связь образовательного процесса с информационной средой, учет в нем актуальных изменений среды для адекватного комплексного и динамичного приобщения личности учащегося к культуре.
      Сегодня возможности информационной среды позволяют осуществлять выход образовательного процесса за рамки классно-урочной системы, что в свою очередь приводит к внедрению новых форм организации образовательного процесса. Среди них дистанционное, виртуально — распределенное обучение, модульная организация процесса обучения, проектная деятельность школьников, бесклассная курсовая подготовка, проектирование и реализация индивидуальных учебных планов учащихся, обучение в открытых студиях и другие.
      Дадим краткую характеристику перечисленных выше форм организации образовательного процесса.
      Дистанционная и виртуально-распределенная форма обучения реализуется с помощью глобальной сети Интернет и опирается на применение учениками телекоммуникационных методов конструирования знаний, приобретения опыта общения «со всем миром». При этом акцент переносится на деятельность ученика, технологию, с помощью которой он создает свою образовательную продукцию.
      Это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удаленность, участвуют в учебном процессе, который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования. Учет современных возможностей информационной образовательной среды позволяет осуществлять очную и заочную формы обучения сочетанием различных форм организации образовательного процесса. Очная форма обучения осуществляется «погружениями» в предмет с педагогическими десантами, позволяющего осуществлять бесклассную курсовую и модульную подготовку учащихся. Дидактическое взаимодействие обучаемых с преподавателями и со средствами обучения осуществляется посредством E-mail, Usenet, IRC, Iphone.
      Данные формы обучения позволяют организовать занятия в форме собеседования с учащимися, выстраивая учебный процесс на использовании case – технологии, CD ROM технологии, E – learning технологии с использованием видеолекций преподавателей и электронных учебников. Становится реальным осуществление обучения в форме экстерната и сокращение посещения учебного заведения до одного раза в год для очной аттестации за счет использования сетевых технологий.
      Особенностью данного вида обучения выступает отсутствие непосредственного контакта между обучающимся и педагогом.
      Модульная организация процесса обучения позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения.
      При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем в течение одного года. Изучение модулей предполагает определение последовательности прохождения модулей как в рамках одного предмета, так и модулей по разным предметам, если изучение одного модуля опирается на результаты изучения другого. Кроме того, возможно одновременное прохождение модулей по разным предметам.
      Организация проектной деятельности школьников.
      Проектная организация школы задает условия для интеграции предметного содержания; использования информационных технологий; технологий формирования коммуникаций. Проектная деятельность организуется как в рамках одного предмета, так и нескольких, осуществляется на учебном и внеучебном материале.
      Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения предполагает блочно-модульное построение курсов, за счет рационального использования учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, «погружение» в предмет). При обучении по бесклассному принципу учащиеся вправе самостоятельно или по согласованию с родителями и педагогом куратором избрать тот или иной уровень изучения предмета: базовый или повышенный, общеобразовательный или гимназический.
      Учебная нагрузка определяется на каждую группу учащихся по всем уровням обучения, с учетом индивидуальных образовательных маршрутов. Учебный план составляется на то количество групп учащихся, которые выделились в результате утверждения образовательных маршрутов. Таким образом, не изменяя обязательной минимальной нагрузки учащихся, происходит варьирование факультативных, групповых и индивидуальных занятий.
      Бесклассно-курсовая подготовка состоит из двух частей, которые могут работать как самостоятельно, так и в комплексе.
      Курсовая подготовка предполагает изменение организации процесса обучения:
      — путем переструктурирования учебного времени;
      — более интенсивного изучения программного материала (блочного).
      Бесклассное обучение направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся.

      Особенность организации бесклассного обучения состоит в том, что расписание составляется так, чтобы каждый ученик независимо от конкретного класса, в который он зачислен, мог изучать то, что он выбирает. Занятия ведутся в общем для всех потоке. Бесклассное обучение выполняет задачу индивидуализации образовательного маршрута, обеспечивает право ребенка на выбор образования, осуществляет педагогическую поддержку ученика.
      Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
      Данная форма организации способствует реализации идеи профильного обучения в старшей школе. Разработка индивидуального учебного плана школьниками сопровождается консультациями, рекламой учителями своих специальных и основных учебных курсов, информированием родителей при обязательном согласовании и коррекции учебных планов в течение установленного времени. Анализ индивидуальных учебных планов, созданных учащимися, дает возможность сформировать профили обучения на старшей ступени обучения.
      Реализация индивидуальных учебных планов приводит к тому, что в школе нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых “виртуальных” групп, где занимаются учащиеся разных классов.
      Проектирование индивидуальных учебных планов учащихся обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, позволяет учитывать их познавательные запросы.
      Организация образовательного процесса через создание открытых студий
      предполагает осуществление образовательного процесса в двух режимах: закрытый режим (обязательные занятия) и открытый режим (занятия на основе свободного выбора).
      Приходя в школу, ученик самостоятельно решает, в каких студиях и в каком объеме он будет работать. Профили студий могут быть традиционными и включать физико-математическую студию, химико-биологическую студию, студию обществознания и политологии, студию литературы и искусства, студию информационных технологий, студию лингвистики (русского и иностранных языков). В то же время возможны школы-парки, например, со студиями автовождения, кройки и шитья или кулинарии, студии спорта.
      В студиях осуществляется фрактальное обучение, которое организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя. Целью фрактального обучения является увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Парк-школа представляет собой специально организованное пространство для такого обмена. Мониторинг учебных достижений учащихся производится в различных формах, основная из которых — резюме, выдаваемые руководителями студий.
      Анализ и обобщение возможностей, характеристик и результативности новых форм, используемых в настоящее время в ряде учебных заведений в России и Санкт- Петербурге, позволяет сделать вывод о том, что модификация форм организации образовательного процесса предоставляет следующие возможности образованию:
      — высвобождаются резервы снижения перегрузки учащихся, вызванной ориентацией на повышенный уровень подготовки выпускников за счет измене­ния организации учебного процесса путем переструктурирования учебного времени и более интенсивного изучения программного материала (блоч­ного);
      — появляется реальная возможность получения дополнительных знаний, не предусмотренных учебным планом и учебными программами данной конкретной обра­зовательной программы;
      — обеспечивается право ребенка на выбор обра­зования;
      — сокращается время обучения в 3-5 раз;
      — появляются новые положительные свойства у учебных материалов, представленных в электронном виде за счет анимации, звука, иллюстративного материала, компактности хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе;

        — обеспечивается реализация проблемного метода обучения;
        — обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения;
        — осуществляется контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
        — формируются умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
        — появляется возможность формирования культуры познавательной деятельности;

      — используются «методы активного обучения», к которым можно отнести различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий;
      — становится реальным развитие творческих способностей учащихся;
      — осуществляется знакомство с современными компьютерными «технологиями» познания окружающего мира;
      — устанавливается контакт с живой, развивающейся наукой;
      — становится реальной подготовка к продолжению образования;
      — появляется возможность осуществления непрерывного образования на протяжении всей жизни;
      — изменяется учебный статус любого ученика от слушателя к ассистенту преподавателя;
      — увеличивается членораздельность индивидуальной картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы;
      — становится реальным образование альтернативное массовому образованию
      Общими характеристиками новых форм организации выступают:
      — открытость, которая предполагает использование возможностей открытой информационной образовательной среды, реализацию принципов открытого обучения и другие;
      — расширение и усложнение связей между учителем, открытой информационной образовательной средой и учеником, которая предполагает использование возможностей территориальных образовательных округов, включающих учреждения дополнительного образования, информационные центры и т.п.;
      — изменение взаимоотношений «учитель-ученик», которые выстраиваются на основе взаимопонимания, сотрудничества, сотворчества, направления на самостоятельную работу, в основе которой лежит педагогическая поддержка;
      — изменение характера взаимоотношений между учителем и содержанием образования, выражающегося в создании новых программ и курсов, направленных на овладение учащимися надпредметными навыками.

      Реализация новых форм организации образовательного процесса приводит к следующим результатам:
      — развивается самостоятельность учащихся в процессе учения, позволяющая сознательно осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута, способы и формы получения образования, наиболее соответствующие личностным особенностям и индивидуальным возможностям обучаемых;
      — достигается овладение учащимися информационной компетенции за счет владения новыми технологиями, в том числе компьютерными, телекоммуникационными, Интернет — технологиями, понимания способов их применения;
      — усиливается мотивация обучения;
      — усиливается практико — ориентированность образовательного процесса;
      — систематизируются уг­лубленные знания, повышается образованность учащихся, способствующая овладению школьниками поликультурной и предметно-деятельностной компетенции;
      — приобретаются реальные умения осуществления исследовательской деятельности, необходимые при продолжении образования;
      — обеспечивается преемственность между средней и высшей школой, облегчающая период адаптации выпускников при поступлении в высшие учебные заведения;
      — развиваются коммуникативные умения: способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые мнения, точки зрения, правильно распределять и организовывать работу; преодоление сопротивление окружающих, предупреждение столкновения и разногласия; анализ и оценка своих действий и прочее, тем самым достигается овладение учащимися социальной компетенции
      — развивается определенный вид мышления (например, наглядно-образное, теоретическое);
      — творчество становится признаком любой деятельности учащихся;
      — высвобождаются ресурсы здоровья обучающегося; обеспечивается здоровьесбережение в образовательном процессе, позволяющее не выходить за предельно допустимую нагрузку ученика и выполнить требуемую норму часов по каждому предмету, поскольку для каждой группы учащихся составляется свой образовательный мар­шрут с точным указанием количества часов в неделю и объема кон­кретного курса: уменьшается количество предметов, изучаемое в течение не­дели (соответственно в течение учебного дня), а, следо­вательно, уменьшается количество подготовок домашних заданий;происходит интенсификация изучения предмета, «погруже­ние» в предмет, высвобождается время для достижения повышенного уровня без перегрузки учащихся;результаты обучения «становятся ближе», так как аттестация идет по периодам, а не по полугодиям;появляется возможность приглашения внешнего преподавателя на опре­деленный период времени;
      — делает реальной взаимозаменяемость предметов учебного плана в случае форс-мажорных обстоятельств.
      В настоящее время в ряде учебных заведений России и Санкт-Петербурга имеется практический опыт использования новых форм организации образовательного процесса.
      В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге созданы школы, которые выстраивает свою деятельность как совокупность открытых студий, при этом организация учебного процесса предполагает комплексное использование указанных выше новых форм организации.

      В этих школах имеется опыт работы открытых студий, объединяющих школьников разного спектра возрастов и имеющих разные возможности и ожидания, по различным направлениям.
      Например, в открытой студии «Любителей словесности» творческая группа учащихся под руководством педагога занимается литературным творчеством (создание, чтение и коллективное обсуждение работ, их совершенствование и публикация). Результатом деятельности являются выпущенные сборники стихов, лингвистических сказок, рассказов, детективов.
      Интегративную деятельность осуществляет студия «Юные исследователи», работа которой основана на реализации программы пропедевтического курса развития личности и творческих способностей. Целью курса является подготовка школьников к самостоятельной исследовательской работе. На занятиях учащиеся в соответствии со своими интересами и склонностями выполняют задания, носящие интегрирующий и развивающий характер, работают с библиотечным фондом, подбирают или сами создают иллюстрации и действующие модели, готовят и делают сообщения, приобретая навык публичного выступления и ведения дискуссии. Практическим выходом творческой деятельности для ребят является участие и неоднократные победы в интеллектуальных играх «Тонус», проводимых в пределах территориальных округов.
      Используя возможности учреждений дополнительного образования, входящих в территориальный образовательный округ, работает студия «Дельфийские игры». Занятия в этой студии позволяет учащимся углубить знания в области мировой художественной культуры и способствует расширению их кругозора. Совместная подготовка творческих заданий (театрализация, сочинение стихов и прозы) предполагает предварительную исследовательскую деятельность по заданной теме, её осознание, проживание, обобщение. Результатами творческой деятельности участников студии являлись неоднократные призовые места, которые занимала команда участников студии в межшкольных «Дельфийских играх».
      Работа студий предполагает внедрение новых образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская деятельность, технология развития критического мышления и другие.

      Формы организации учебного процесса

      Развивают интеллектуальные умения, такие как работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение, классификация и.т.д.
      Принимая участие в работе студий, учащиеся приобретают учебно-исследовательские и проектировочные умения.
      Группы учащихся основной школы создают проекты в предметной области «Технология». Под руководством опытного педагога выполнен проект «Изготовление картин, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, в технике ручной вышивки», структурными частями которого стали:
      Ø Дизайн – спецификация;
      Ø Возможный алгоритм выполнения работы: а) выбор картины (вида города) для изображения – мосты, памятники архитектуры, исторические места и т.д. б) Создание схемы выбранного вида. в) Подбор материалов для выполнения работы; г) Изготовление изделия;
      Ø Экономический расчёт;
      Ø Оценка изделия;
      Ø Краткая формулировка задачи. (Разработать и изготовить сувенир, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга);
      Ø Анализ условий выполнения работы:
      · необходимых навыков работы,
      · наличие материалов и инструментов, их доступность,
      Выполнение проекта позволило учащимся в новых условиях применить знания по экономике, истории СПб, материаловедению, изобразительному искусству, обрести опыт группового принятия решения и коллективной деятельности.
      Ø Ступенью в подготовке учащихся к переходу в высшую школу является обучение написанию реферативных и учебно-исследовательских работ, которые предполагают применение целого комплекса знаний, умений и навыков, элементов научного подхода, повышающих качество интеллектуального труда.
      В методическом плане все эти виды работ соответствуют требованиям, предъявляемым к данному виду работы и структурированы на постановку проблемы, собственно материал, выводы. Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы.

      При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой.
      Результаты работы над проектами и учебными исследованиями выносятся на итоговую школьную научно-практическую конференцию. Участники конференции показывают высокий уровень владения материалом при защите работ, глубокое знание проблемы, четкость и логичность представляемых аргументов при защите своей точки зрения, умелое проведение дискуссии, хорошее владение нормами русского литературного языка и научной терминологией, использование информационных технологий, в том числе авторских компьютерных программ и презентаций.
      Участие в конференциях способствует формированию научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры, стимулирует познавательную активность учащихся и способствует развитию умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, ориентации подростков на позитивные социальнозначимые образцы, позволяет выйти на качественно новый уровень рефлексии собственной деятельности всем участникам конференции.
      Таким образом, можно утверждать, что сегодня существуют и успешно реализуются новые формы организации образовательного процесса в отдельных образовательных учреждениях. Но остается ещё много проблем, связанных с инновационными преобразованиями в образовательном процессе, переходом на новые формы организации, привлечением к этой работе все большего числа педагогов, оказанию необходимой поддержки учителям для освоения новых форм, технологий, методов и приемов педагогической деятельности.

      Литература.

      1. Аспекты модернизации российской школы. Научно – методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001 г.
      2. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей ред. Проф. В.В.Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной., С-П., ООО « Береста» 2002 г.
      3. .Модернизация образования: хрестоматия. С-Пб., 2002 г., ч. I,II,III.
      4. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 г.

    Формы (виды) учебной деятельности учащегося – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимодействия ученика с другими участниками учебного процесса. Важнейшей характеристикой учебного взаимодействия является вид общения. Поэтому, можно определить обучение как общение обучающих и обучаемых. Анализ образовательной практики показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. Выделяют следующие формы и соответствующие им способы обучения:

    1. Парную форму учебной деятельности, когда работа учащегося с педагогом (или сверстником) организуется один на один. Такой способ обучения принято называть индивидуальным. В школах он применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя и широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

    2. Групповую форму обучения, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем и оценкой результатов. Эту форму обучения еще называют общеклассной или фронтальной и она соответствует групповомуспособу обучения.

    3. Коллективную форму, при которой все учащиеся активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективногоспособа учебной работы – работа учащихся в парах сменного состава.

    4. Индивидуально-обособленную форму обучения, которую часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение учеником домашней работы, контрольные и самостоятельные работы на уроках, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока относятся к этой форме.

    Групповой способ организации учебной работы может быть представлен тремя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия; занятия в малых группах на принципах дифференциации; межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

    На общеклассных занятиях и занятиях в малых группах одного говорящего слушает группа, при этом число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) заключается в количестве одновременно слушающих. В этой связи общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия по сути являются одной и той же групповой формой организации учебной деятельности.

    Сущность группового способа обучения в самом общем виде можно выразить в формуле: один человек обучает одновременно многих – целую группу. Количество учащихся в группе может быть разным; предельное число учащихся установить трудно, но минимальное – два человека.

    Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

    — класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    — каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством консультанта группы или учителя;

    — задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    — состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

    Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, обеспечивает порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

    Групповая форма работы на уроке может применяться для решения таких основных дидактических задач, как освоение новых знаний, их закрепление, формирование у учащихся умений и навыков, контроля и коррекции хода и результатов учебного процесса.

    Общеклассная или фронтальная работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной.

    Формы организации учебного процесса в школе и вузе

    Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими участниками образовательного процесса.

    Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в ХХ в. в России (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко). Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.

    Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей или совместной.

    Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, учений и навыков группа учеников (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

    При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

    Выделяют следующие признаки коллективной работы:

    — наличие у всех ее участников общей, совместной цели;

    — разделение труда, функций и обязанностей;

    — участие всех в контроле, учете и управлении учебной работой;

    — общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности;

    — объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом или частью коллектива.

    Формы организации текущей учебной работы класса.
    В школах используются такие традиционные формы учебной работы: урок, экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, форма внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

    В результате реформирования системы среднего образования в школе появляются и новые формы учебной работы. Так, в старших классах учебных комплексов «школа – вуз» практикуется использование вузовских форм учебной работы. Это в первую очередь лекционные и семинарские занятия, система зачетов, проектная форма обучения.

    В связи с разработкой инновационных технологий обучения в школах учителя стали применять новые формы учебной работы. Используя игровые формы и методы обучения на уроке, они вместо обычных учебных занятий проводят игры в виде соревнования, конкурса, путешествия. Применяются и уроки творчества, на которых нет освоения нового материала в традиционном понимании этого слова.


    Читайте также:


    Добавить комментарий