Основные принципы и приемы организации памяти

Продолжение. Начало в №№ 17, 18.

Содержание

Возрастные и индивидуальные особенности памяти

В развитии ребенка, в познании окружающего мира, формировании знаний, умений, навыков огромное значение имеют возрастные и индивидуальные особенности памяти.

Об особенностях памяти дошкольников красноречиво свидетельствуют опыты З.М. Истоминой, показавшие, что единственным способом выполнить задачу произвольного запоминания словесного материала для них является повторение: многократное произнесение слов шепотом про себя вплоть до того момента, когда их необходимо воспроизвести. Сохранить список слов в памяти помогала ребятам речевая активность.

Другая отличительная особенность запоминания у дошкольников состоит в том, что они запоминали и затем воспроизводили материал только в том случае, если он имел внешне обязательный характер (например, был представлен в форме поручения в игровой ситуации). Дошкольники младшего и среднего возраста не способны сами выполнить задачу произвольного запоминания. В дальнейших исследованиях был выявлен важный факт, который свидетельствует о незначительных различиях между непроизвольным и произвольным запоминанием у детей данного возраста. Самые большие различия между результатами в этих двух видах памяти наблюдались у 3–4-летних, с возрастом они уменьшаются.

Обучающие эксперименты доказали, что у дошкольников (особенно пяти- и шестилеток) есть определенные возможности для самоконтроля в процессе запоминания: уже на четвертом году жизни они способны контролировать себя при заучивании. Однако если этот самоконтроль осуществлялся простым повторением слов вслух, то давал небольшие результаты запоминания. Но когда исследователь обучал 5–6-летних детей с помощью игрового приема (смысл каждого слова подтверждался картинками), эффективность запоминания существенно возрастала.

Сегодня не вызывает сомнений то, что в механизмах памяти большее значение принадлежит природным факторам, органическим предпосылкам. У младших дошкольников – особенно трехлеток и четырехлеток – запоминание протекает преимущественно в виде непосредственного запечатления, воспринятого без применения каких-либо специальных приемов, содействующих запоминанию, где в качестве одного из основных факторов выступает органическая основа памяти. Об этом свидетельствует и тот факт, что при однообразии путей запоминания между детьми существуют большие различия в продуктивности памяти.

Следовательно, основной чертой памяти дошкольников (при имеющихся «резервах» ее развития) остается непосредственность, опирающаяся на чувства детей, их сопереживание, на наглядные образы действительности.

Школа ставит перед ребенком новые требования, связанные с необходимостью систематического усвоения знаний. В процессе обучения память, вооружаясь новыми способами, претерпевает качественные изменения – от импульсного запоминания дошкольника до смыслового запоминания старшего школьника.

Психологические наблюдения показывают, что память далеко не сразу и не у всех меняет свой непосредственный характер. На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

В.И. Самохвалова исследовала, как ученики 2-го класса (8–9 лет) использовали прием смысловой группировки текста. Выяснилось, что значительная часть детей не применяла приемы логического запоминания, потому что эти приемы не были у них достаточно сформированы. Не использовали их и часть детей 4-го класса (10–11 лет). Запоминание у этих детей опиралось в основном на повторение «про себя».

Аналогичные факты получены и К.П. Мальцевой, исследовавшей готовность школьников применять другой прием – смысловой разбивки связных текстов, позволяющий вычленить главное в содержании текста.

Основной способ запоминания младших школьников – многократное повторение материала, который они стараются заучить дословно. У них так же, как у дошкольников, плохой самоконтроль в процессе заучивания.

К концу младшей школы дети начинают постепенно осваивать управление своей памятью. Младшие школьники, чтобы облегчить запоминание, начинают применять различные приемы смысловой группировки.

Одиннадцатилетние дети уже вполне адекватно могут выделять характерные черты предметов и строить их полноценную классификацию. Но сознательно использовать их в качестве приемов запоминания они начинают позже. Например, пользоваться классификацией в качестве приема запоминания дети начинают только с 6-го класса, с 12–13 лет. С этого же возраста они начинают использовать приемы смысловой памяти по собственной инициативе.

В среднем школьном возрасте сдвиги в развитии памяти наиболее существенны. Именно подростковый возраст вносит качественные изменения в структуру памяти. «Средняя производительность» памяти увеличивается до 14 лет (для запоминания использовались буквы, бессмысленные слоги, отдельные конкретные слова и изображения предметов). В 15 лет начинается спад в развитии памяти: в этом возрасте она ниже, чем у 14-летних (и даже 11-летних); в 17 лет ниже, чем в 16; в 18 – чем у 17-летних.

Однако по другим исследованиям продуктивность механического запоминания в 14–15 лет оказывается выше, чем в 11–12.

Многие ученые сходятся в том, что после 12 лет значительно увеличивается продуктивность осмысленного запоминания. В этом возрасте существенно изменяется сам характер запоминания. Увеличивается разнообразие средств, способствующих запоминанию, повышается уровень овладения ими. Дети пытаются осознать структуру материала. В подростковом возрасте уже можно говорить о хорошей сформированности произвольного запоминания.

Школьники старших классов уже намеренно используют смысловые приемы, вполне сознательно облегчая себе запоминание. Они начинают активно применять наиболее сложные способы переработки информации. Возрастает продуктивность запоминания абстрактного материала. Память становится высоко произвольной и хорошо управляемой.

Наверное, вы обратили внимание, что речь шла о средних тенденциях, о некой общей картине возрастных особенностей развития памяти. Вместе с тем накопленный экспериментальный и жизненный материал свидетельствует о том, что у детей любого возраста существуют достаточно выраженные индивидуальные различия. Среди школьников среднего возраста могут встречаться ученики с таким высоким уровнем развития памяти, что она по своим особенностям приближается к памяти старшеклассников. И, напротив, порой мы наблюдаем случаи совершенно неразвитой смысловой памяти у учащихся старшего школьного возраста, мало использующих или почти не использующих приемы смысловой обработки материала, предпочитающих буквальное запоминание, характерное для школьников младших классов. Преобладание непосредственных (чувственных) форм запоминания нередко может сохраняться и у взрослых людей. У таких лиц, как правило, хорошо развит один из типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный и др., на который они стараются опираться при запоминании, а при воспроизведении – восстановить этот образ из памяти. Диапазон индивидуальных различий здесь очень велик.

Вот интересный пример развития памяти у одного испытуемого. Этот человек изумлял окружающих совершенно необъяснимой по своим возможностям зрительной памятью, которая, казалось, не имела границ: он мог сохранять в памяти огромные таблицы чисел, опираясь на их наглядное представление. В качестве противоположного типа приводится пример ученика из математического класса. Благодаря умению найти смысловую структуру материала, оптимально организовать его для запоминания, этот подросток добивался гораздо более высоких результатов, чем дети с лучшей природной памятью.

Подростки художественного склада, которым необходимо было выполнить задание – сложить целую букву из отдельных элементов, разбросанных хаотически на разных карточках, быстро схватывали образ фигуры. Легко обнаруживали ее на фоне других линий, тратили мало времени на выполнение задания. Школьники мыслительного типа, напротив, старательно и долго анализировали отдельные элементы, постепенно приближаясь к нужному рисунку. У них был явно аналитический стиль работы.

Отличия между людьми художественного и мыслительного склада заключаются в глубине разделения явлений внешнего и внутреннего мира. Ведущее место в этом процессе принадлежит слову. Обобщение на первосигнальном уровне основано на целостном отражении воспринятой действительности. С помощью же слов происходит дробление, расчленение целостного, чувственного отражения действительности. Поэтому обобщению на второсигнальном уровне всегда предшествует более глубокий анализ воспринимаемого материала.

Подросткам с яркими способностями к зрительному запечатлеванию свойственны более непосредственная связь с реальным миром, предпочтение конкретных образов. Воспроизведение по памяти у этих школьников отличается большим приближением к оригиналу, наполнено конкретными деталями, верным цветовым оформлением. Это чаще воспроизведение по представлению. Очевидно, что с помощью наглядных представлений они могут успешнее решать задачи, требующие пространственного мышления.

К «мыслителям» относятся школьники с хорошими способностями к переработке информации. Этим ученикам свойствен, в отличие от первых, более опосредованный характер освоения действительности. Любую информацию они склонны переводить в вербальную форму, а в мире слов чувствуют себя лучше, чем в реальном мире конкретных предметов, которые не способны отражать целостно. Такой опосредованный стиль восприятия у «мыслителей» распространяется на все познавательные процессы. При запоминании такие подростки прежде всего стараются выделить структурные элементы в материале, установить отношения между ними. И, лишь осмыслив его, пытаются запомнить. Поэтому они хорошо воспроизводят смысловые виды материала, и в этом они особенно отличаются от детей художественного склада. Выраженность способностей к переработке информации у представителей «мыслительного» типа опирается на сформированное словесно-логическое мышление, прекрасную способность к обобщению, высокое развитие в целом вербальной системы.

Характер ошибок при запоминании соответствует типу мышления: в тестах на определение способностей к запечатлению ошибок меньше у лиц с художественным складом; в тестах на способности к переработке – у «мыслителей».

Виды нарушения памяти

Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере.

Рacстройства памяти у больных с различными повреждениями мозга делятся на амнезию, агнозию, апраксию.

Амнезия – нарушение памяти на события.

Посттравматическая ретроградная амнезия – невозможность вспомнить события, предшествующие травме. При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом нарушении может распространяться как на недавние события, так и на отдаленные. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия, для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Обе эти амнезии со временем проходят.

Корсаковский синдром – больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы – потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий.

Прогрессирующая амнезия – вызвана сосудистыми болезнями мозга. К ней относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а потом, по мере развития заболевания, распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти на предшествующие события и к невозможности запоминания новой информации.

Агнозия – нарушения восприятия.

Агнозия приводит к избирательному нарушению какой-либо специфической памяти – зрительной, слуховой, тактильной. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может его узнать. При слуховой не узнаются известные ранее мелодии и различные звуки. Тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определить хорошо знакомые предметы.

Конфабуляция – ложные воспоминания. Часто ими замещается пробел, возникший в результате амнестических расстройств. Содержанием ложных воспоминаний могут быть разнообразные события или истории, как бы повышающие престиж повествующего о них. Это может относиться, например, к его мнимому знакомству с известными людьми, невероятным приключениям, часто любовного характера и т. д.

Апраксия – нарушения программирования движений.

Невозможность выполнить привычные движения, такие, как одевание, приготовление пищи, умывание и т. д., хотя способность к движению и мышечная сила сохраняются.

>

Основные принципы организации памяти

  1. Пауза. Она даст вам время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом заставляя нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и разного рода помехам и является необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из дома, сделайте паузу и оглядитесь по сторонам – тогда вы ничего не забудете взять с собой.
  2. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Это оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Вы запишете информацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытайтесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходимо сделать.
  3. Осознание – это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Без него нельзя гарантировать последующего извлечения информации. Первое и самое главное – сознательно вовлекайте как можно больше чувств в процесс записи информации. Постарайтесь воспринимать окружающую действительность, как это делают дети, и вы поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, вы не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и сможете лучше оценивать свое окружение. Придерживайтесь золотого правила обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.
  4. Образные ассоциации – это существенный принцип, используемый всеми, кто не помнит местонахождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке. Прибегая к образной ассоциации, вы значительно увеличиваете количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Представьте свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
  5. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. Делайте комментарии по поводу всех интересующих вас вещей, и вы будете запоминать значительно больше.
  6. Классифицируйте все, что хотите запомнить. Например, любой предмет можно классифицировать по нескольким параметрам: материал, цвет, размер, декоративность, цена. Если вы заносите подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти.
  7. Просмотр и использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще вы будете пользоваться информацией, тем легче извлечь ее из памяти.

Усвоив эти принципы хорошей работы памяти, вы больше никогда не будете жаловаться на забывчивость.

Рис. Е. Медведева

Продолжение следует

 

Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Наше сегодняшнее занятие – это иллюстрация того, что я Вам только что сообщила.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:

· Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

· Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

· План — совокупность опорных пунктов.

· Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

· Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

· Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

· Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

· Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами».

Ведущий раздает памятки к лекции каждой группе учащихся.

Некоторые закономерности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Дискуссия по теме лекции.

Упражнение «Снежный ком»

Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово.

23. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В МЕХАНИЗМЕ ПАМЯТИ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ

Следующий по кругу участник произносит предыдущее, а затем любое другое. Следующий произносит предыдущие два и добавляет одно свое и т.д.

Подведение итогов занятия

ЗАНЯТИЕ 5

ПАМЯТЬ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (часть2 )

Задачи:

1. Знакомство с характеристиками памяти человека.

2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Приветствие.

Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю.

Разминка

«Живые скульптуры»

Вся группа делится на две подгруппы. Первая – выходит за дверь. В это время вторая участники второй подгруппы делают какую-нибудь «живую скульптуру». Затем первая подгруппа входит и смотрит. После этого еще раз выходит за дверь и, когда возвращается, должна воспроизвести групповую фигуру, показанную первой группой. Затем группы меняются местами.

Мини-лекция: Методы активного запоминания

Учащимся раздаются памятки о каждом методе с инструкцией попробовать их применить самостоятельно в домашних условиях при подготовке к текущим урокам.

Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас. Вы получите памятки для организации своей работы, которые сможете использовать дома при подготовке к занятиям в школе и к экзаменам.

Метод ключевых слов.

Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить: — как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день —2 повторения;

2-й день — 1 повторение;

3-й день — без повторений;

4-й день — 1 повторение;

5-й день — без повторений;

6-й день — без повторений;

7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз, через 24 часа.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повто­рений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.

При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

«Зубрежка»

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке.

Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура «зазубривания»?

· повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить;

· повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды;

· повтори, выждав 10 минут (для запечатления);

· для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа;

· повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

123456

Техники запоминания информации

С того момента, как хомосапиэнс спустился с дерева, взял палку и начал обустраивать ареал своего обитания, перед ним возникла потребность в накоплении опыта и передаче его подрастающему поколению.

До появления письменности, информация передавалась в устной форме от отца к сыну. В связи с этим возникала необходимость в использовании техник, которые помогали бы запоминать большие объемы информации.

За это время, человечество придумало огромное количество техник запоминания, начиная от рифмования новой информации, заканчивая продвинутыми мнемоническими приемами и методами.

В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах некоторых из них. А также порассуждаем о том, какой должна быть эффективная система запоминания.

ВАЖНО: Суть любой техники запоминания сводиться к созданию связей между запоминаемой информацией.
Почему так? Читаем статью «Как устроена наша память?».

Итак, начинаем.

Техника запоминания №1. Рифмование

Исходя из названия я думаю вам понятно о чем идет речь. Суть метода сводится к составлению стихов из запоминаемой информации. В данном методе есть несколько существенных недостатков.

Во-первых, у вас должен быть талант А.С. Пушкина для того чтобы зарифмовать, например, последовательность из нескольких десятков цифр. Во-вторых, данный метод не предназначен для скоростного запоминания большого объема информации.

Из плюсов… . Пожалуй, только развитие поэтических навыков.

Пример:
а) Нужно запомнить последовательность цифр 8,9,3,4,6,7,2,4,5.
Для этого составляем рифму.
Восемь, девять, три, четыре
Я один в своей квартире
Шесть, семь, два, четыре, пять
Я иду тебя искать

Техника запоминания №2. Составление истории или рассказа

Данный метод прост в применении и не требует специальных навыков. Суть его сводиться к составлению рассказа в котором в качестве действующих лиц будут зрительные образы, связанные с запоминаемой информацией.

Например, вам нужно запомнить тот же самый список покупок — молоко, сыр, батон, яблоки, мыло. Для этого мы составляем рассказ в котором главными героями будут продукты из нашего списка.

Пример:
Представьте…
Вы открываете дверь в магазин и … тут, вас подхватывает волна молочной реки, которая вытекает из открытых дверей. Вам чудом удается ухватиться за кусок сыра, проплывающий мимо. Держась за спасительный сыр, вы доплываете до необычного острова, на котором, вместо листьев на деревьях, растут батоны. Вы чувствуете что голодны, подбираете с земли камень, чтобы попробовать сбить батон, и тут, камень превращается сочное красное яблоко. Вы удивлены. Подносите яблоко ко рту и хотите попробовать его на вкус. Кусаете и понимаете, что у вас во рту кусок мыла. Морщитесь. Отбрасываете его в сторону.

Вот такая история у нас получилась. Немного бредовая, но свою задачу она выполняет. Список покупок мы запомнили.

У этого метода есть особенность — чем необычнее будет история, тем лучше вы ее запомните. Теперь о достоинствах и недостатках этого метода.

Плюсы:
— прост в применении;
— не требует специальной подготовки;
— достаточно универсален.

Минусы:
— большие временные затраты;
— ограничение в объеме запоминаемых данных (например, список из 20 или 30 элементов будет сложно запомнить).

Техника запоминания № 3. Составление фраз по первым буквам

С этой техникой запоминания информации вы знакомы со школьной скамьи. Для запоминания цветов радуги вам предлагали выучить такую фразу: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По сути, в этой фразе закодирована последовательность цветов — Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Данная техника имеет ограниченное применение. В основном она применяется для запоминания последовательности абстрактных понятий, которые невозможно представить в виде зрительных образов. Например, список состоящий из слов: любовь, счастье, мир, благодарность, уважение, лучше запоминать при помощи данной техники. Так как, эти слова не имеют зрительных образов. Во всех остальных случаях, целесообразно использовать другие техники.

Техника запоминания № 4. Метод Цицерона

Данная техника имеет много названий «Метод Цицерона», «Метод мест», «Дорога Цицерона», «Метод локации» и т.

д. Этот метод имеет давнюю историю и является одной из самых древних техник запоминания информации.

Суть данной техники сводится к следующему.

Ответы на экзаменационные билеты

Вы выбираете хорошо знакомое помещение. Выделяете предметы, которые находятся в помещении. Причем в определенной последовательности по часовой или против часовой стрелки. Например, в помещении по часовой стрелке находится стол, книжный шкаф, кровать, телевизор, тумбочка.

В последствии, при запоминании списка, мы мысленно накладываем образы запоминаемых вещей на выделенные предметы интерьера.

Молоко мы размещаем на столе. На полке книжного шкафа у нас будет лежать сыр. На кровати укрытый одеялом:) лежит батон. Из экрана телевизора свисает ветвь с яблоком, а на тумбочке лежит кусок мыла.

Соединяя образ с предметом интерьера, мы мысленно фиксируем связь на 5 секунд. После этого переходим к следующему образу.

В последствии, для того чтобы вспомнить список продуктов, мы мысленно перемещаемся по комнате по заранее определенному маршруту от одного предмета к другому.

В отличии от предыдущих техник, данный метод имеет много достоинств и эффективно используется во многих современных системах запоминания информации.

Во-первых, это высокая скорость запоминания информации. При условии, что вы заранее сформировали систему вспомогательных образов на которые в последствии будет фиксироваться новая информация.

Во-вторых, объем запоминаемой информации ограничен только количеством предметов интерьера — вспомогательных образов. А их количество безгранично, т. к. вы можете постоянно расширять объем вашей пространственной памяти.

Итак, в данной статье представлены некоторые из техник запоминания информации. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, универсальная система запоминания информации включает в себя лучшее из каждой техники.

Поэтому, если вы хотите освоить универсальную ЭФФЕКТИВНУЮ систему запоминания информации рекомендую обратить внимание на раздел «Система запоминания «SAVE»».

Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 31Следующая ⇒

Память— псих. отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей дея­тельности; это совокупность псих. моделей действительности, по­строенных в результате опыта данного индивидуума.

Память -это интегративный псих. процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память — в ней хранятся раз­личные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры. Здесь же хранятся все исторически сформированные пра­вила логики умственных действий и построения языка.

Нейрофизиологические основы памяти Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепле­ние, возбуждение и торможение нервных связей. Им соответствуют процессы памяти: запечатление, сохране­ние, воспроизведение и забывание.

Установлено, что необходимо определенное время (от 15 с до 30 мин) для того, чтобы вновь образуемые следы консолидировались. Свежие следы, которые возникли в результате непосредственных впе­чатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного вре­мени, которое необходимо для биохимических процессов.

Воздействие на нервную клетку вызывает соответствующее изме­нение рибонуклеиновой кислоты (РНК). Указанное изменение созда­ет возможность отвечать на тот раздражитель, который в свое время вызывал это изменение. Эта способность РНК резони­ровать на данные воздействия, не отвечая на другие, и составляет биохимич. механизм памяти.

Классификация явлений памяти и их краткая характеристика

I.В завис-ти от целенаправленности процессы памяти (запомина­ние, сохранение и воспроизведение) делятся на 2 формы:

-непроиз­вольную (непреднамеренную)

-произвольную (преднамеренную).

II.В завис-ти от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга различ. виды памяти:

1) об­разную; 2) логическую и 3) эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная).

III.Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти, но различные уровни деятельности связаны с функционированием механизмов — систем памяти.

Различаются 4-е взаимосвязанные системы памя­ти: 1. Иконическая память — непосредственный отпечаток сенсор­ного воздействия. 2. Кратковременная память. 3. Оперативная память. 4.

10.2. Принципы организации памяти

Долговременная.

Иконическая память — это сохранение наглядных образов в виде четкого, пол­ного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Она обеспечивает непрерывность, целостность воспри­ятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Кратковременная память-это фик­сация объектов, попавших в поле восприятия. Время ее функционирования непродолжи­тельно (от нескольких_секунд до нескольких-минут). Объем кратков­ременной памяти ограничен 5-7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковр.памяти из них может извлекаться дополнит. информация.

Оперативная память-избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ее ог­раничивается временем соответствующей деятельности. (по­мним условие задачи, которую решаем).

Долговременная память-запоминание на длительный срок содер­жания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан .с вероятностной оценкой его будущей применимости.

Объем памяти зависит от релевантности инфор­мации, т.е. от того, какой смысл она имеет для данного индивида.

В зависимости от индив.-типол-х особеннос­тей различаются типы памяти. Они определяются последующим каче­ствам, встречающимся в различных комбинациях: 1) объем и точность запоминания; 2) скорость; 3) прочность; 4) ведущая роль анализатора (зрительной, слуховой или двигательной памяти); 5) осо­бенности взаимодействия первой и второй сигн-х систем (об­разный, логический и средний типы).

Существенной индивидуальной особенностью памяти является направленность на запоминание определенного материала. (плохая память на имена людей, но очень точная на эконом. материал)

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие все­гда стремятся использовать логические средства.

В зависимости от способа запоминания и воспроизведения:

-непосредственную (прямую)

-опосредствованную_(косвенную) память.

Косвенное — это запоминание и воспроизведение путем по ассоциациям. Различаются 3 вида ассоциаций:

1.Ассоциация по_смежности. Это вид связи без переработки информации (встреча с человеком, с которым познакомились в другом городе может вызвать воспоминания об этом городе).

2.Ассоциации по контрасту. Это связь двух противоположных яввлений (например, встретив низкорослого человека, можно вспомнить очень высокого человека и_т.д.).

3.Ассоциации по сходству (например, слушая игру одного музыканта, можно вспомнить другого ис­полнителя).

Закономерности процессов памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и вос­произведения) связаны с формами памяти.

1. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

-сильные и значимые физические раздражители (выстрел, яркий свет);

-то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необыч­ность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

-раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

-раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

— то, что более всего связано с потребностями данного человека;

-то, что является объектом активной деятельности.

(условия задачи, которую мы долго решаем, непроиз­вольно и прочно запоминаются).

2.Условиями успешного произвольного запоминания являются:

-уяснение значимости и смысла воспринимаемого;

-уста­новление логической взаимосвязи междуего элементами;

-составле­ние плана текста, выделение опорных слов;

схематизация ма­териала.

Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности, подвергается логичес­кой переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегча­ют запоминание схемы, таблицы.

Когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы — создаются искусственные ассоциации (прием для запоминания последо­вательности цветов спектра- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны).

Произвольное запоминание может быть и механическим, но по своему объему оно довольно ограниченно. (3-4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии)). Если испытуемому дается ряд и 10 слогов, то первые и последние запоминаются легче, а средние хуже, так как первые не испытывают проактивное торможение, а последние ретроактивное. Средние испытывают и то и другое. Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется «фактором края».

Проактивным торможени­ем —тор­можение со стороны предшествующих элементов. Ретроактивное-последующих.

При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать пере­рывы (минимум на 15 мин), кото­рые предотвращают отрицатель­ную индукцию ретроактивного торможения.

Для расширения объема механической произвольной памяти важно придавать воспринимаемому материалу определенную струк­туру, группировать его. Ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011 легче запомнить если сгруппировать его в виде двузначных чисел: 10 01 11 …В виде четырехзначных чисел еще легче: 1001 1101 0111 ООП. Укруп­нение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, ко­торые вызывают про- и ретроактивное торможение.

Осмысленнаяпроизвольная па­мять, основанная на установлении смысловых связей.(топор-дрова, право-преступность)

Запоминание большого по объему логического материала сопро­вождается следующими действиями:

1)материал разделяет­ся на смысловые части;

2)устанавливается структу­ра каждой части, отношения между ее элементами, кратко формули­руется содержание;

3)устанавлива­ется логическая последовательность всех частей. Эта последователь­ность формулируется в виде системы опорных слов. (текст доклада: введение, значимость проблемы, два факта, вывод).

Основной критерий запоминания- воспроизведение.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, назы­вается припоминанием.

Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий, называется воспоминанием.

Воспроизводимые образы пред­метов, явлений наз. представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Так, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов — слуховые, а у танцоров — двигательные.

Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процес­сом памяти является и забывание. Физиологич. основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но они только угасают, а не исчезают полностью).

Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсив­но забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, наз.кривой Эббингауза).

Забывание — целесообразный процесс, если оно касается того ма­териала, который не имеет существенного значения.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Читайте также:


Психология внимания и памяти

Память — запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта: теории памяти, виды, процессы и механизмы; индивидуальные особенности. Этапы логического запоминания, его зависимость от характера материала; фактор края.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Память. Ее значение и виды

    Память как форма психического отражения прошлого опыта, ее основные процессы и значение. Характеристика основных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их взаимосвязь с особенностями личности. Основные принципы запоминания новой информации.

    реферат [29,7 K], добавлен 27.05.2009

  • Память и законы памяти

    Память — психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат [27,2 K], добавлен 23.10.2008

  • Память и ее виды

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа [51,1 K], добавлен 16.12.2006

  • Индивидуальные различия памяти

    Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

    курсовая работа [166,7 K], добавлен 19.08.2012

  • Память

    Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания. Долговременная память. Формирование специальных мнемических действий.

    курсовая работа [33,3 K], добавлен 22.06.2003

  • Память как психический процесс. Особенности памяти дошкольника

    Память как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Психологические уровни изучения механизмов памяти. Основные типы ассоциаций. Особенности развития произвольной памяти в различных видах детской дошкольной деятельности.

    курсовая работа [351,9 K], добавлен 14.04.2012

  • Физиологические основы памяти

    Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение как одно из удивительных свойств мозга. Механизм действия памяти человека. Основные виды памяти, отклонения в ее функционировании и патологии. Методики улучшения запоминания информации.

    курсовая работа [78,1 K], добавлен 06.07.2015

  • Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

    реферат [28,0 K], добавлен 25.11.2014

  • Основные виды памяти и их характеристика

    Память как одна из психических функций и видов умственной деятельности, ее характеристика и основные процессы. Теории памяти, эффект реминисценции и механизм ассоциации. Виды памяти, формы сохранения информации. Процесс запоминания и воспроизведения.

    курсовая работа [47,3 K], добавлен 28.07.2012

  • Память человека

    Характеристики памяти — процесса запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Индивидуальные особенности памяти, ее виды, прочность и скорость запоминания.

    контрольная работа [43,4 K], добавлен 15.02.2017

  • Отто Эренберг

    Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них.

    К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит». В этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы». Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, потому что они считают, что запоминание материала должно базироваться на его понимании.

    Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

    Рифма и ритм

    Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

    Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

    Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

    Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

    Шесть шесть три один пять один четыре
    Я все помню в целом мире.

    А если мы несколько изменим этот телефонный номер: например, 663-14-15, то можем зарифмовать его по-другому:

    Шесть шесть три один четыре один пять
    Я не буду забывать.

    Теперь попробуем зарифмовать номер 151-46-63:

    Один пять один четыре шесть шесть три
    Никому не говори.

    И так далее. Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать вам запоминать не имеющую логических связей информацию, которая является для нас весьма важной.

    Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала

    Как вы, наверное, уже убедились, зарифмованную информацию значительно легче запоминать.

    Аббревиатура (акроним)

    Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию.

    Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

    Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

    Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

    Вы можете использовать принцип аббревиатуры для запоминания самой разной информации. Для этого вам необходимо придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые вам нужно запомнить. Для того чтобы вы потренировались в придумывании таких предложений, мы предлагаем вашему вниманию следующее упражнение.

    Упражнение: Придумайте предложение для запоминания следующего списка необходимых покупок яблоки, яйца, мороженое, кофе, орехи, изюм, сыр, анчоусы, лимоны. Продукты вы можете расположить в произвольном порядке. Желаем удачи.

    Метод расположения предметов

    Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то безусловно без труда сосчитаете все окна.

    Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. Первое, что вам необходимо сделать, — это установить некоторую последовательность в перечислении мест.

    Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д. Если же вы представляете свой путь от дома до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, похоронное бюро, автобусная остановка и т.д.

    Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, гробы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное.

    Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от дома до работы. Надежность этого метода объясняется тем, что вы не можете забыть часто встречающиеся последовательности объектов.

    Попробуйте использовать этот метод для запоминания самых различных предметов, а не только списка необходимых покупок. Древние греки, например, с помощью этого метода запоминали основные моменты своих длинных речей. До нас эта привычка дошла в лингвистических оборотах типа «во-первых, во-вторых» и т.д.

    Слова, способствующие запоминанию

    Применение слов, способствующих запоминанию, является разновидностью метода расположения предметов. Но в данном случае вы используете для запоминания не последовательность объектов, а конкретные образы, названия которых рифмуются с цифрами. Попробуйте для начала запомнить следующий список предметов.
    Один — господин.
    Два — трава.
    Три — богатыри.
    Четыре — дверь.
    Пять — кровать.
    Шесть — жесть.
    Семь — ремень.
    Восемь — лось.
    Девять — лебедь.
    Десять — лестница.

    Итак, вы можете запомнить либо этот список, либо другой, написанный вами подобно этому. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов». Надеемся, что это задание будет для вас не слишком сложным.

    Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с господином, и вам следует представить какого-нибудь господина, обмотанного туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированный тунец. Его вы должны связать с богатырями, поэтому вы можете представить себе богатырей, уплетающих консервированного тунца. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует двери, и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом дверь. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

    Методы расположения предметов и подбора слов, способствующих запоминанию, имеют различный круг применения. Первый метод лучше использовать для запоминания относительно коротких списков предметов, а второй — тогда, когда очередность объектов не имеет особого значения.

    Нахождение связи между цифрами и буквами

    Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова. В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры.

    Цифры и соответствующие им согласные:

    1 = т (одна вертикальная черточка)
    2 = ц (две вертикальные черточки)
    3 = ш (три вертикальные черточки)
    4 = ч (начальная буква названия цифры)
    5 = п (начальная буква названия цифры)
    6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)
    7 = с (начальная буква названия цифры)
    8 = в (начальная буква названия цифры)
    9 = д (начальная буква названия цифры)
    О= о (начертание буквы похоже на начертание цифры)

    После того как вы запомните, какие буквы каким цифрам соответствуют, вы будете готовы к использованию этого метода. Старайтесь запоминать связи между буквами и цифрами осмысленно, а не механически. После того как вы запомните все пары, попробуйте любое число перевести в слово или фразу путем использования этих пар и подстановки гласных. Гласные вы можете использовать любые, но согласные должны быть только те, что есть в списке.

    Если вам нужно запомнить какой-то важный телефонный номер, то сначала замените цифры согласными, а затем между ними вставьте любые гласные так, чтобы получилось какое-нибудь слово или фраза. Тогда вам останется запомнить только лишь это слово (или фразу), и вы в любой момент сможете перевести его (ее) в номер телефона. Это слово (или фраза) может не иметь особого смысла, но должно легко запоминаться.

    А для того, чтобы вы попрактиковались в использовании согласных, соответствующих цифрам, список которых приводился ранее, вашему вниманию предлагается следующее упражнение.

    Упражнение: В этом упражнении вам даются различные числа, которые обозначают высоты, расстояния и телефонные номера. Ваша задача — перевести их в слова или простые фразы, которые можно легко запомнить. Желаем успеха.

    10
    646
    248
    1492
    814-52-60 243-21-42

    Использование картинок

    Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания. Этот метод особенно полезен для запоминания фамилий людей и их профессий.

    Часто случается, что мы сталкиваемся с трудностями при запоминании имен собственных и названий. Для того, чтобы облегчить этот процесс, мы можем использовать различные картинки. Мы должны представить, какие ассоциации возникают у нас, когда мы думаем о каком-то городе, произносим его название или фамилию человека.

    Некоторые слова и фамилии вызывают у нас яркие ассоциации, и если мы хорошо запомним эти образы, то нам будет легко вспомнить сами названия.

    Если вам трудно запомнить фамилию человека или название какого-нибудь города, то запомните ассоциации, связанные у вас с этой фамилией или городом. Затем, когда вам нужно будет вспомнить фамилию человека или название города, просто вспомните свои ассоциации. Особенно полезен этот метод при запоминании новых фамилий и названий, с которыми вы раньше не сталкивались.

    Этот метод может с тем же успехом применяться и для запоминания иностранных слов. Представьте, что вы учите какой-нибудь иностранный язык и вам трудно запоминать некоторые слова. Тогда подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова. Чем ярче будет возникающий при произнесении слова образ, тем лучше. Яркие образы легче запоминаются, а следовательно, легче запоминаются и слова, с которыми они связаны. При постоянном его использовании вы заметите, что вам стало значительно легче запоминать незнакомые слова.

    Использование цепочек

    Использование цепочек чрезвычайно полезно для фиксирования в памяти списка имен собственных или просто каких-либо предметов. При запоминании любого списка вам нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций. Это может быть сделано двумя способами: с помощью создания рассказа или с помощью простой цепочки.

    Возвращаясь к нашему списку необходимых покупок, который вы, наверное, уже выучили наизусть, мы видим следующую последовательность: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца, майонез. Для создания цепочки нам нужно сначала связать туалетную бумагу с моющим средством. Для этого мы можем представить мачту, на которой вместо парусов развевается туалетная бумага, а сама мачта закреплена при помощи банок с моющим средством. После этого нам нужно связать моющее средство с консервированным тунцом. Для этого представьте себе тунца, плавающего в моющем средстве. Затем нам требуется связать тунца с яйцами. Для этого попробуем представить тунца, изо рта которого вылетают яйца. И наконец, для связи яиц с майонезом можно представить, как яйца падают в огромное блюдо с майонезом.

    Добавить комментарий