Основные типы знаковых систем культуры таблица

Можно выделить основные типы знаков и знаковых систем:

— естественные;

— функциональные;

— иконические;

— конвенциональные;

— вербальные (естественные языки);

— знаковые системы записи.

Типы знаков
Естественные это знаки -признаки ( с информацией о предмете). Например: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Функциональные это знаки-признаки, но указывающие на функцию в деятельности людей. Например: обнаруженное археологом в кургане оружие — функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Иконические (от греч. изображение) это знаки-образы, искусственно созданные, похожие на оригинал. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают. Конвенциональные (условные). (от лат. соглашение) это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенное значение Например: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.
Вида конвенциональных знаков
Символ –это знаки, которые не только указывают на некоторый объект, но кроме того еще несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Знак со скрытым ценностным значением, с добавочным смыслом. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира.
Сигналы- знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства. Например: значение цветов светофора; Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы).
Индексы -условные обозначения каких-то предметов или ситуаций. Их стараются подбирать так, чтобы внешний вид их подсказывал, что они обозначают. Например : показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках.
Типы знаковых систем
Вербальные- естественные знаковые системы (разговорные языки) Знаковые системы записи (письменность, нотная грамота, научные языки) Вторичные моделирующие (знаковые) системы (модели мира или его фрагменты: мифология, религия, философия, Интернет и т.д.
           

В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры:

Типы культуры
дописьменную письменную экранную.
Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический.Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. В мифологии использовались и многие символы, прежде всего, символы природных явлений и стихий, символы мироздания. Одним из главных символов дописьменной культуры стал круг. Он обозначал космос. Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство.     Жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:   — каменная скульптура; — наскальная живопись; — глиняная посуда. Появление письменности было связано с усложнением социальной жизни, возникновением первых государств, развитием разделения труда, появлением разных социальных групп. Главными носителями письменного кода становятся священные книги. Это «Книга мертвых» древних египтян, «Ветхий завет» древних иудеев, «Авеста» древних иранцев, «Веды» древних индийцев, «Илиада и Одиссея» древних греков. ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ

  1. Предметное письмо:

— вампумы (шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров). — кипу — узелковое письмо (для записи информации использовались не раковины, а узелки на шнурах). 2. Пиктография (с грч.- «рисуночное письмо»). схематические рисунки, которые наглядно изображали предметы и явления действительности. Пиктография — это неязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. 3. Иероглифы условные знаки, в которых сохраняется некоторое, символическое сходство с изображаемым предметом.

  1. Клинопись

шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. В результате возникли слоговые знаки. На основе слоговых знаков возникли слоговые системы письма, например Финикийское письмо. От него произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое дало современному миру латиницу и кириллицу.

  1. Алфавитное письмо

Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма. Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половине 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445г Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Значение письменности: • Увеличение словарного состава языка; • Возникновение языковых норм и правил; • Возрастание объема циркулирующей в обществе информации; • Расширение возможностей передачи информации; • Возможность сохранение оригинальных мыслей – расширение возможностей для творчества; • Начало книгопечатания — демократизация знаний.

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинематографа. Первый киносеанс был устроен изобретателями — братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинематограф называли «великим немым» В конце 20-х — начале 30-х гг. на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина «Певец джаза», вышедшая на экраны в 1928 году. Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма. Во второй половине 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. Положительные моменты: — широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, — расширяет доступ к информации, — способствует быстрому росту компетенции специалиста. — личность получает свободный выход в мир информации: библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. — выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. — создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным. Отрицательные моменты: -может привести к снижению индивидуального начала, — общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, — личные контакты и чтение книг отходят на второй план, — видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации. — может приводить к усилению — с помощью банка данных — манипулированию людьми.

Вывод: Культурные кодызнаковые системы, механизм хранения, отражение, передачи, усвоения культуры, общения людей.

Система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека, включает в себя знаковость вещей, знаковость жилища, знаковость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи. Все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь искусство влияет на языки культуры. М. Каган в своей книге «Философия культуры» делает вывод: «семиозис культуры действительно является системой знаковых систем, охватывающих все возможности, которыми располагает человек для организации духовной связи с себе подобными»

Вопросы для повторения

1. Что такое язык культуры?

2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры — одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни?

3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры?

4. Каким образом можно классифицировать языки культуры?

5. Какими науками изучается язык культуры?

6. Что такое текст?

7. Что такое «знак» и «символ»?

8. Что такое конвенциональные знаки? Каковы его виды?

9. Охарактеризуйте основные типы знаков и знаковых систем.

10. Охарактеризуйте типы культурных кодов.

11. Что такое культурные нормы?

12. Каковы принципы классифицирования ценностей?

13. Ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия?

Государственное высшее учебное заведение

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Лекция № 3

Дисциплина: «Культурология »

Тема лекции: «Культура и цивилизация».

Цель: Проследить становление и историческое развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме; взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем; сформировать представление о механизмах сохранения цивилизации и культуры; показать место и роль культуры Украины в системе мировой цивилизации.

План:

1. Эволюция понятий «культура» и «цивилизация».

2. Типологизация цивилизаций.

3. Современные дихотомии «культура – цивилизация».

Студенты должны знать: этимологию слова «культура» и «цивилизация», понятие «метакультура», проблемы соотношения культуры и цивилизации; логику развития соотношения между цивилизацией и культурой; сущность кризиса техногенной цивилизации.

Литература

Основная литература

1. Культурология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.А.Радугина. – М., 2000

2. Культурология. Теория культуры. Уч. пособие Е.В.Мареева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2002

3. Культурология. История мировой литературы: учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Юнити, 2002

4. Культурология. Учебн.пособие для студент. высш. учебн.завед. – Ростов –на – дону: Феникс, 1995.

5. Культурология в вопросах и ответах. Учеб.пособие. – Ростов – на Дону: Фенікс, 1997.

6. Культурология: уч. Пособие / Под ред. П. С. Гуревич — М.: Гардарики, 1999.

Дополнительная литература

1. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. -1990.- № 5.

2. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособ. для студентов\ гуманитарных вузов. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 317с.

3. Кребер А.Л. Стиль и цивилизации // Антология исследований культуры. Т.I. Интерпретации культуры. – СПб.: Университетская книга, 1994. — С.225 — 270.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей теории). — М.: Наука, 1990. — 207с.

5. Историко-культурные основы европейской цивилизации. — М.:ИНИОН РАН, 1992. — 180с.

6. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия:Уч.пособие для вузов/ Сост. Б.С. Ерасов/ — М: Аспект пресс, 1999.

7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. — 729с.

9. Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: Наука, Сиб. изд.фирма, 1993. — 584с.

ТЕМА 3. «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Эпоха «культура» «цивилизация»
Античность Первоначально означало «обработка, уход, возделывание земли. «Земледелие» (катон – de agri cultura») «cultura » было близким по происхождению и значению к слову «культ» (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религию. С 1 в. до н.э. стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование «Возделывание души» – Цицерон (Тускуланские беседы). Он приблизил смысл слова «культура» к смыслу «понятия пайдейя» (воспитанность, образованность) воспитание в человеке меры, гармонии и порядка Происходит от лат. «civitas» – «цивитас» (гражданство, гражданское общество, государство, город). Производное от него прилагательное «civilis» – гражданский, государственный, политический, учтивый». Во II в. н.э. римский историк К.Тацит выделил три основных признака, отличающих римлян от других народов: а) материальное изобилие; б) государственность; в) письменность
Средневековье «cultura» – как почитание триединого Бога – в христианстве основа духовного развития человека. Духовное совершенствование человека через богослужение Носило юдирический смысл и относилось к судебной практике. «Цивилизованность» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия  
Возрождение Культура – признаки личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу, универсально развитого человека. Это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека Термин «цивилизация» употреблялся в единственном числе и служил антитезой (греч.«противопоставление») термину «варварство».
Просвещение «Культура» – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум. В XVIII – начале XIX вв. слово «культура» вошло в употребление в качестве философского понятия. И.Гердер и Г.Гегель рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии Понятие «цивилизация» широко используется в теории. Оно введено в научный оборот во второй половине XVIII в. Просветители связывали цивилизацию с разумом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека, но не затрагивала духовный мир
XIX век Тайлор в работе «Первобытная культура» дал первое развернутое определение культуры. Родоначальник позитивистского подхода к культуре Под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л.Морган, Ф.Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством (существование разных цивилизаций)
конец XIX начало ХХ в середина ХХ в. Л.Уайт – «отец» культурологи выделил три составляющих в системе культуры: 1. Технологическая подсистема 2. Социальная подсистема 3. Идеологическая подсистема   Мир идей, ценностей, символов Первым разграничил «культуру» и «цивилизацию» нем. философ И.Кант, нем. философ О.Шпенглер в труде «Закат Европы» противопоставил их с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, с культурой – духовный мир человека

ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ:


⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 2451 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

— совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов.

В науках о культуре З.с., как правило, отождествляется с языком культуры, выразит, средством к-рого она является. Но, в отличие от языка культуры, эвристич. смысл понятия З.с. раскрывается в акценте на конкр. предметную форму реализации языка, концентрации исследоват. внимания на формальной, морфологич. и синтаксич. представленности языковых средств.

Классификация З.с. осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные, жестовые, графич., иконич., образные, формализованные); основанием для классификации могут также служить специфич. особенности их синтактики, семантики или прагматики.

З.с., наряду с несистемными знаками, являются предметом изучения в семиотике. Характеристика З.с. является важной составляющей характеристики семиотич. культуры и культуры (субкультуры) в целом.

См. также Язык культуры, Символ.

Лит.: Труды по знаковым системам. В. 1-25, Тарту, 1964-92; Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971; Соломо-ник А. Семиотика и лингвистика., М., 1995; Rey-Debove J. Semiotique., P., 1979; Feleppa R. Convention, Translation and Understanding. N.Y., 1988.

А. Г. Шейнин

Оцените определение:

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Знаковая система

совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов. В науках о культуре З.с., как правило, отождествляется с языком культуры, выразит.

Знаки и знаковые системы в культуре

средством к-рого она является. Но, в отличие от языка культуры, эвристич. смысл понятия З.с. раскрывается в акценте на конкр. предметную форму реализации языка, концентрации исследоват. внимания на формальной, морфологич. и синтаксич. представленности языковых средств. Классификация З.с. осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные, жестовые, графич., конич., образные, формализованные); основанием для классификации могут также служить специфич. особенности их синтактики, семантики или прагматики. З.с., наряду с несистемными знаками, являются предметом изучения в семиотике (см. Семиотика). Характеристика З.с. является важной составляющей характеристики семиотич. культуры и культуры (субкультуры) в целом. См. также Язык культуры, Символ. Лит.: Труды по знаковым системам. В. 1-25, Тарту, 1964-92; Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971; Соломо-ник А. Семиотика и лингвистика., М., 1995; Rey-Debove J. Semiotique., P., 1979; Feleppa R. Convention, Translation and Understanding. N.Y., 1988. А. Г. Шейнин.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Основные типы знаковых систем культуры.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: 1)естественные, 2)функциональные,3)иконические;4)конвенциональные;5)вербальные (естественные языки);6)знаковые системы записи.

1.1 Естественные знаки

Естественные знаки — понимаются вещи и явления природы.

Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. Но это умение, к сожалению, постепенно утрачивается с развитием цивилизации. Деревенская культура сейчас в какой-то степени еще сохраняет его, а в городской оно становится все более редким явлением.

 

1.2 Функциональные знаки

Функциональные знаки — какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие — функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.

1.3 Иконические знаки

Иконические знаки — это принципиально иной класс знаков, по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (от греч. — изображение) знаки — это знаки-образы. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают.

Иконические знаки — знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству» с их основными функциями, то для иконических знаков эта функция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.

 

1.4 Конвенциональные знаки

Конвенциональные знаки — это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенное значение (слово «конвенциональный» происходит от лат соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам (хотя это и не исключено), он служит обозначением предмета «по условию» — потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.

Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует три основных вида конвенциональных знаков — сигналы, индексы и символы.

1.4.1 Сигналы

Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы).

 

1.4.3 Символы

Символы — это знаки, которые не только указывают на некоторый объект, но кроме того еще несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира. Символом является, например, герб города.

2. Вербальные знаковые системы

Вербальные знаковые системы — естественные языки — это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных — например, формализованных — языков. В мире существует несколько тысяч естественных языков — от 2500 до 5000 (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отличия разных языков от разных диалектов одного и того же языка). Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению.

Несомненно, человеческий язык сложился на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека. Устройство мозга, органов слуха, гортани обусловливает количество различаемых звуков речи (фонем), способы их сочетания, длину слов и фраз. Замечено сходство языка с генетическим кодом.

Язык экономичен и удобен для пользования. Произнесение звуков членораздельной речи не требует от человека сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое время достаточно.

Языки искусства.

См. Багдасарьян стр. 254

ЯЗЫК ИСКУССТВА — одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения .

Любое произведение, написанное на одном из языков искусства, можно “переводить” с одного из этих языков на другой. Конечно, при переводе произведение всегда становится ущербным, всегда что-то теряет и никогда не может превзойти или быть равным оригиналу. Поэтому при “переводе” с одного языка искусства на другой самым важным является максимальное приближение к оригиналу. Причем предпочтение, по-моему, должно даваться не форме (так как у каждого вида искусства своя своеобразная форма), а смыслу и душе произведения — его ауре.

 

В переводе с одного языка искусства на другой, как и в переводе с одного языка на другой язык, можно разделить три вида перевода: адекватный перевод, буквальный и вольный. Адекватный перевод – это по возможности полноценное воссоздание произведения на другом языке искусства в его целостности – в органичном единстве его содержания и формы. Он также должен по возможности близко передать эмоционально эстетическое впечатление. Адекватному переводу противопоставляется буквальный перевод.

Буквальный перевод – это требование дословного перевода. Известный теоретик перевода Федоров так отозвался об этом виде перевода: “Буквальный перевод – это воспроизведение формы в отрыве от содержания. Это такие случаи, когда стремясь передать определенные формы сами по себе переводчик не обращает внимания на содержание целого.” Буквализм всегда нарушает либо смысл произведения либо языка.

Вольный перевод – это замена стиля автора стилем переводчика. Примером такого перевода является перевод поэмы “Ануш” Туманяна Вячеславом Ивановым

 

 

№27 Роль искусства в жизни человека и общества.

Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство — прежде всего явление эстетическое. Его сфера — создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность — нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы.

Основные типы знаковых систем культуры

В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире — вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности — способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства — одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно.


⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:



Термин ʼʼзнакʼʼ может употребляться очень широко, без достаточной специализации. При расширенном понимании знака знаками обладают человек и животное, природа и машина. При этом ʼʼзнакиʼʼ природы и знаки людей существенно отличаются друг от друга. По этой причине в семиотике различают два типа знаков: естественные знаки (или знаки-признаки) и искусственные знаки (или знаки-информаторы).

Признаки (их называют также симптомами) собственно знаками не являются. В отличие от знаков, которые существуют отдельно от предметов и явлений, признаки являются частью того предмета или явления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ люди воспринимают изучают. Жаркое солнце — свойство лета͵ снег — свойство северной зимы; эти свойства могут стать признаками, при помощи которых люди представляют в.своем сознании лето и зиму. .

Признаки или их совокупность отличают разные предметы, характеризуют их качества и свойства. Знаковое использование не превращает предмет в знак; семиотическое истолкование признаков не превращает естественные (и общественные) явления в знаковые системы.

Условные знаки (или собственно знаки) специально предназна­чены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлении, понятий и суждении. Знак не является частью (или значительной частью) того, что он представляет, замещает, передаёт. В этом смысле он искусствен и условен. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, в связи с этим их-называют также коммуникативными или информативными знаками (знаками-информаторами).

В случае если естественные знаки называть признаками, то условные (коммуникативные, информативные) знаки можно называть знаками вообще.

Существует много разных информативных знаков и их систем, отличающихся друг от друга назначением, структурой и организацией.

С точки зрения своей материальной природы знаки делятся на следующие виды:

слуховые (сигнал автомобиля, звонок телœефона и т, п.);

зрительные (сигналы светофора, знаки дорожного движения, нотное письмо, математические символы);

осязательные (азбука Брайля- рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых);

обонятельные (в большей степени относятся к поведению животных);

электромагнитные,

В этой связи вполне закономерно возникает вопрос; к какому типу материальных знаков отнести знаки человеческого языка? Отвечая на данный него, следует прежде всœего подчеркнуть, что исконная форма существования любого языка — звуковая. Любой язык мог и может существовать и до создания для него письменности, а владение каким-л.

языком совсœем не обязательно предполагает умение читать и писать на этом языке.

Но главное даже не в данном. Знаки письменности не тождественны знакам естественного человеческого языка: письмо — это совершенно отдельная, изобретённая людьми, искусственная знаковая система, которая предназначена для графической фиксации звуковой речи с целью сохранения её во времени или передачи на значительное расстояние

С функциональной точки рения основными видами информативных знаков являются сигнал, символ, знак языковой и знак-субститут.

Особое место среди информативных знаков занимают языковые знаки, т. е. знаки человеческого языка, они являются основными коммуникативными знаками. Остальные знаки не являются собственно коммуникативными, так как они существуют как подсобные и вспомогательные знаки, необходимые для построения и замещения базовых коммуникативных знаков. Рассмотрим каждый из видов знаков.

Сигнал — ϶ᴛᴏ звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. В отличие от других видов знака, он не мотивирован, не содержит сам по себе информации: информацию содержит знаковая ситуация; значение находится, следовательно, вне знака.

Простейшим видом сигнала является, к примеру, школьный звонок. Школьный звонок ничем не отличается по качеству звука, продолжительности или количеству сигналов от тех звонков, которые можно услышать в другой обстановке. При этом сигналы звонка имеют разное значение: если ученик находится на уроке, то звонок сигнализирует об окончании урока; если ученик находится на перемене, то звонок сигнализирует об окончании перемены; когда мы слышим звонок в квартире, то это сигнал, приглашающий открыть дверь, и т.

Тема 2. Основные понятия культурологии.

д. Содержание сигнала как условного знака, таким образом, варьируется исходя из ситуации, а также количества и порядка сигналов. Особенно разнообразна сигнализация транспортная — желœезнодорожная, морская^ путевая; системой таких сигналов являются дорожные знаки.

Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, образно мотивировано, благодаря чему символ в известной степени свободен от ситуативной обусловленности, для передачи какой-либо информации имеет систему символики. Примером символа может служить герб — изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определœенному государству, городу, роду и т. п. Герб всœегда выражает какую-либо идею, он изображается на печатях, монетах, флагах и т. п. Герб и флаг — это сложные знаки-символы. Более простыми символами являются военные знаки различия, знаки пионерской символики, нагрудные знаки (к примеру, ордена и медали), различные значки и т. п.

В отличие от сигнала и символа, языковой знак — основной вид коммуникативного и информативного знака — двусторонняя единица, способная быть воспринятой и нести закрепленную информацию. Собственно коммуникативным и информативным знаком являются единицы типа предложения или слова. Именно они выполняют номинативную и предикативную функции, связывают язык с мышлением . и обществом. Слова как знаки свойственны всœем языкам, однако понятие, к примеру, ʼʼдомʼʼ, и название самой реалии выражается различно.

Следует подчеркнуть, что язык обладает не только коммуникативными и информативными знаками, но и структурными знаками и сигналами, а сами языковые единицы — признаками.

Знаки ʼʼестественногоʼʼ языка являются первичными.

Наряду с ними существуют вторичные знаки, характерные для вспомогательных и искусственных языков, такие знаки называют субститутами. Знаки-субституты замещают не предмет и понятие, а первичные знаки. Так, к примеру, в случае если фонема есть знак, то буква является ее субститутом; если предложение есть коммуникативный знак, то формула — субститут модели предложения.

Знаки-субституты широко распространены, особенно в информа­тивных системах; наиболее известны математические знаки. Знаки-субституты, возникнув на базе языковых знаков, часто обособляются от них, образуя особые знаковые системы. Так появились искусственные международные языки (к примеру, эсперанто) и научная символика (алгебраическая, химическая, лингвистическая и др.) Знаки подобных ʼʼязыковʼʼ представляют из себязнаки-субституты и знаки-символы, так как они, с одной стороны, возникли на базе реальных алфавитных систем (особенно на базе латинского и греческого алфавитов, к буквам которых были добавлены другие знаки), а с другой стороны,’ они служат для записи математических, химических и т. п. понятий, суждений. Знаки-субституты являются средством выражения метаязыка.


Культура как система знаков, символов, кодов, смыслов

 

Культура рассматривается как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как системы знаков, символов. В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор,

традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры — совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которой передается культурно-значимая информация.

Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с другом, и вообще понимание слов, жестов и других символов облегчает передачу культурного наследия.

Связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной, и поэтому понять знаковые системы можно лишь в соответствии с культурным кодом —системой смыслоразличительных признаков.

Культура— это определенное структурно-упорядоченное, но исторически изменчивое единство основополагающих кодов, которые управляют ее языком, схемами восприятия, ее ценностями, ее практическими видами деятельности и т.п.

Культурный код — это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Знак— материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразию — математическую, статистическую, логическую— обработку.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Культурный код — это то, что позволяет понять преобразование значения в смысл.

Культурные коды находятся внутри всех языков культуры, но найти их непросто — они проявляют себя при переходе с одного уровня смысла на другой.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык.

Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.

Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур прямо зависит от сложности передаваемой в ник информации. Так, например, поэтическая речь — структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование.

Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка. Пересказывание содержание стиха обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объем и качество информации.

Культура — коллективная память. Но «язык — дом бытия» (М. Хайдеггер): чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте.

Среди наук, изучающих проблему раскодирование информации, выделим особо семиотику и герменевтику.

Семиотика(от греч. — знак) — наука о знаковых системах. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики американский философ Чарлз Моррис (1901—1996) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем.

Герменевтика— одна из древних наук, она появилась в я раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Смысл текста всегда более глубок, чемто значение, которое лежит на поверхности, чем то, на что чувственно указывается в культурном тексте.

Еще немецкий логик Готлиб Фреге (1848-1925) в XIX в.различалпонятие «значение» и понятие «смысл». «Значе­нии» слова отражает общепринятое обозначение того или иного объектаили явления, а «смысл» отражает сведения, информацию о рассматриваемом объекте, своеобразное понимание этого объекта. С помощью слова, знака мы обозначаем его значение и выражаем его смысл.

Французский исследователь Ф. Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено.

Культурный смысл — это выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру,постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой смысл, косвенный, переносной смысл, скрытый смысл и т.п. Например, ритуал поведения как культурный символ может:

1)иметь явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый исполнителем;

2)латентный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, но способный быть полностью осознанным;

3)скрытый смысл.

Эти уровнисмыслов связаны с семантическими параметрами культурных символов:

1) экзогенетический параметр — это те истолкования, которые способны дать сами исполнители культурного ритуала;

2) операционный параметр — это тот смысл символа, который раскрывается в практике его применения (через действия, жесты, выражение лица, иконы и т.п.);

3) позиционный параметр выражает тот смысл символа, который вытекает из соотношения этого символа с другими символами и с общим контекстом культуры.

 

Философия культуры

 

Философия культуры (культурфилософия) — философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин «культурфилософия» был использован в начале XIX в. представителем немецкого романтизма А.

Типология знаковых систем культуры..

Мюллером. Как самостоятельная сфера философского умопостижения культуры философия культуры сформировалась в конце XVIII —начале XIX в. Однако отдельные размышления и интуиции, связанные с культурой, можно проследить на всех этапах развития европейского сознания.

Стремительное развитие получила философия культуры в ХХ в. Возникло

много новых истолкований самого феномена. Осмысление культуры продолжалось и в русле творчества различных представителей философии жизни. Так, Бергсон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.

Видный представитель философии жизни Шпенглер отвергает традиционный европоцентризм, где история развивается линейно, по схеме «античность — средневековье — новое время», и которая завершается торжеством европейского разума. С его именем связано возникновение «неклассических концепций» исторического процесса в рамках западноевропейской философии. История распадается на жизнь самостоятельных культурных организмов (египетская, индийская, китайская, греко-римская, западноевропейская, майя культуры ), где ни один культурный организм не имеет превосходства над другим. Шпенглер усматривает закономерное динамическое единство в исторических трансформациях различных культур. Одновременно в каждой культуре наличествуют неповторимые и устойчивые черты, сохраняющиеся на всех этапах, возможность морфологического (поиск универсального) и культурного (выявление уникального) изучения истории.

В конце XIX —начале XX в. философия культуры обращается к философскому осмыслению различных фаз или стадий эволюции человеческой культуры. Возникает идея в обозначении особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфического подхода к изучению ее феноменов. Представители неокантианской философии Виндельбанд и Риккерт радикально различали «науки о культуре» и «науки о природе». На основе культурфилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.

Теорию цивилизации разработал А. Тойнби, он развивает концепцию самозамкнутых единиц — цивилизаций, на которые распадается историческое существование человечества. Периодичность социокультурных изменений пытался объяснить и П.А. Сорокин. Он провел грандиозную систематизацию современных цивилизационных концепций.

В рамках экзистенциализма огромный историко-культурный материал использовал в своих работах Ясперс, выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур осевого времени и т.д. В работах французских экзистенциалистов А. Камю, Ж.-П, Сартра, Г. Марселя разрабатывались проблемы противостояния культуры и человека, контркультурных тенденций. Особую остроту приобрела проблема кризиса современной культуры.

В работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, например, немецкий философ Мартин Хайдеггер (1886-1976) резко выступал против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным, внешним по отношению к нему обстоятельствам. Именно в этом подчинении человека вещам, предметом, расхожим мнениям и заключается, по мысли Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающей личность, ее самобытность.

Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, но мифологизирует свою жизнь.

В борьбе за подлинное бытие, считают представители этого направления экзистенциализма, человек должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы, культуру и вернуться к изначальной структуре человеческой естественной речи, обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и покинутости, обретая тем самым свободу как главное основание своей подлинной сущности.

Развивая идеи экзистенциализма, французский философ и общественный

деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980) считал любая культура ведет человека к разрушению, так как главный тезис экзистенциализма — «человек — это свобо­да» предполагает вечную проблему для человека — проблему выбора своего поступка, своей жизни, своей судьбы. Человек всегда находится в ситуации выбора, он осужден на это и самвыбирает свое бытие.

Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации. Все поступки человека, утверждает Сартр, обусловлены не средой, наследственностью или воспитанием, а определяются самим человеком.Выбирая свои поступки, человек сам создает себя, создает свой мир и становится таким, каким он себя сам создает.

Особое место среди современных концепций культуры занимает философия Франкфуртской школы, которая так же резко отрицательно относится к современной ей западной культуре, считая , что она с ее несомненными достоинствами комфорта, безопасности, удобства бытия, рождает и репрессивную терпимость людей, их «одномерность», их интегрированность буржуазное существование, а значит, и формирует нежелание бороться против существующего, за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности, самореализации. Борьба за свободу человеческого существования по мнению представителя этой школы Г. Маркузе (1898-1979), должна начинаться со всеобщего отрицания, а осуществить эту тактику могут только те люди, которые стоят на обочине современного общества, непроинтегрированные в систему репрессивной терпимости, — в первую очередь молодежь, деклассированные элементы, люди гетто.

 

Культурная семантика

Культурная семантика — проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т. д.) рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации-смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак — коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака).

Любые культурные порядки могут рассматриваться как средства выражения смысла. Таким образом, в рамки предметной области культурной семантики как междисциплинарной области наук о культуре попадают отношения, связывающие смысл (значение) с реальным предметом, событием, явлением, информацией о котором он является в логике и семиотике такой предмет называется денотатом, а соответствующее ему значение — концептом или десигнатом); со знаком, фиксирующим данный смысл, выступающим как его опредмеченный коммуникативный аналог; с пользователем (индивидуальным или коллективным), который в процессе коммуникации осуществляет означение понимание данного смысла — эти отношения рассматриваются на культурном материале.

Семантический уровень исследования культурных объектов можно выделить уже в работах представителей раннего эволюционизма (Спенсер, Морган, Тайлор), в которых динамика смыслопорождающих процессов выступает в качестве одного из основных аспектов эволюционного развития человечества в макроисторическом масштабе.

В исследованиях американских культурных антропологов сформировалась методология отбора и систематизации этноматериала, анализа процессов означения и понимания в различных аспектах культурной организации традиционных обществ (мифологии, верованиях, фольклоре, костюме, прическах и т.д.). Значительный вклад в постановку проблем символической организации культуры был внесен представителями так называемой «философии жизни», которые заострили внимание на уникальности и иррациональном характере появлений жизни, доступных только субъективномупониманию, сопереживанию, вчувствованию (Дильтей), интуиции (Ницше).

Соднойстороны, символ выступает как метафора, упорядочивающая и нормирующая, а следовательно, искажающая хаотически по своей природе поток жизни, ограничивающая человеческую свободу, с другой — символ понимается как основной инструмент культурного развития, а способность к осмыслению, пониманию символических структур — как основной фактор, формирующий культуру. Наиболее четко это прослеживается у Шпенглера (концепция прасимволов, лежащих в основе каждой из локальных культур).

Выявлению факторов, определяющих процессы генезиса смысловых структур и означения, способствовало развитие гештальтпсихологии (Вундт) и особенно психоанализа, показавшего решающее влияние индивидуальных (Фрейд) и коллективных (Юнг, Фромм, Франкл) бессознательных императивов на культурное творчество, смыслопорождение и смысловосприятие. Восприятие культуры как совокупности смыслосодержащих систем (языков культуры) и культурных текстов, построенных на универсальных инвариантных структурах мышления по принципам комбинаторики, предложенное структуралистами, позволило вплотную сосредоточиться на самостоятельном анализе процессов трансформации внешних воздействий в индивидуальные представления (смыслы), а их — в символы, знаковые системы и тексты (культурный материал).

Основные семантические составляющие культуры: процессы порождения, функционирования и интерпретации (понимание )семантических систем (языков культуры) и культурных текстов (смыслосодержащих объектов).

Проблема выявления и классификации дополнительных смысловых характеристик для культурных объектов, очевидно наиболее актуальна (поскольку, например, художественный образ многозначнее математического символа), поэтому проблемаполисемантизма культурного объекта и выделения в нем различных семантических уровней (по ориентации смысла на тот или иной коллектив пользователей, по принципам закрепления информации, по степени ее вербализуемости и т.д.) становится одним из актуальных вопросов культурной семантики. Задача построения специального языка, описывающего семантические структуры естественных языков лингвистике, решена не была. Частным следствием ограниченности любой семантической модели языка явился крах ряда предпринятых в 60-70-е гг. попыток создать на основе ЭВМ универсальный алгоритм построения осмысленного ответа на поставленный вопрос на основе как глубинной синтаксической структуры, так и набора семантических шаблонов-классификаторов. Поиск «золотой середины» между структурным и контекстуальным анализом также стал одной из ключевых проблем культурной семантики, третьей важной проблемой, решаемой в культурной семантике, стало выявление семантических единиц применительно к языкам культуры и культурным текстам. В этих условиях выявление анализируемых единиц и установление единых критериев анализа становится крайне важной и сложной проблемой, актуальной для современного состояниям культурной семантики.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий