Представителем антропологического материализма в русской философии является

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   22

Античные представления о человеке.

Античная философская антропология.
В древнегреческой философии, как и древневосточной, еще сохраняются сильные мифологические традиции. Этим во многом можно объяснить гилозоизм многих философов Древней Греции. При всем многообразии существовавших в античности точек зрения общими вопросами для философско-антропологической проблематики были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека.

В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции. Так, Фалес считал, что люди произошли от рыб. Анаксимандр полагал, что человек произошел от животного, а животные возникли из влаги. Представитель римской философии Лукреций Кар утверждал, что человек не сотворен Богом, а появился под воздействием солнечного тепла.

В вопросе о сущности человека в античной философии доминировала космоцентрическая концепция, ее сущность была выражена Демокритом.

Демокрит:Человек есть микрокосм(малый мир), подобный макрокосму (Вселенной). Следовательно, познав человека, можно, тем самым, познать всю Вселенную в целом.

Протагор:Человек есть мера всех вещей. Тем самым он подчеркивал, что человек — главное действующее лицо бытия, что любые знания, любые ценности, законы и обычаи относительны и должны быть соизмеримы с человеком конкретного времени с его субъективными взглядами и ценностями.

Платон: сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. В этом Платон видел родовое (общее) отличие человека от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека, определив человека как существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и людей. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело смертно, человек дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм человеческого бытия — тело тянет его в животный мир, а душа — в божественный (в мир идей). Не случайно Платон определяет тело как «темницу души».

Аристотель: впервые определил сущность человека через его социальные качества. Он полагает, что человек по своей природе существо общественное, «политическое животное». Подобная точка зрения оказывает существенное влияние и на современные подходы к определению сущности человека.

В античной философии предпринимались попытки обнаружить главное человеческое качество, отличающее человека от других живых существ. В решении этого вопроса среди мыслителей античности наблюдается относительное единодушие — большинство из них такое качество усматривали в разуме, способности мыслить. Некоторые философы к этому общему свойству добавляли и другие: Демокрит — подражание, коллективизм, взаимопомощь и развитую речь; Сократ – наличие у человека добродетелей, среди которых умеренность (знание, как обуздать страсть); храбрость (знание, как преодолевать опасности); справедливость (знание, как соблюдать божественные и человеческие законы). Платон главными качествами человека считал мужество и целомудрие ума, синтез разума и веры, Аристотель — речь, ибо только она позволяет воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Итак, человек, согласно представлениям античных философов, есть разумное, мыслящее и говорящее существо. Оно отлично от животного, соответственно и предназначение этого существа иное. В этой связи Демокрит считал главным для человека достичь хорошего расположения духа, так называемой эвфимии. Примерно на этой же точке зрения стоял Эпикур, который полагал, что главная цель человека — наслаждение, понимаемое как отсутствие страданий души и тела, как достижение спокойствия духа. В целом же Эпикур в качестве цели человека выдвинул свое кредо «проживи незаметно». Сократ предложил другой лозунг – «познай самого себя» и считал самопознание основной целью человеческого существования. Он полагал, что если человек знает, что есть добро, то не будет делать зло, поступать безнравственно, совершать беззаконие. Наконец, стоики полагали, что главная жизненная цель человека не наслаждение, а самосохранение, призывали жить сообразно с природой, покорно переносить невзгоды, ибо в мире все фатально предопределено.

Таким образом, в античности были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик — природность, разумность, социальность. Они рассматривались с разных позиций — натуралистической (Фалес), космоцентристской (Демокрит), логоцентристской (Сократ), социоцентристской (Аристотель), что обеспечило полноту и комплексность в дальнейшем развитии знаний о человеке.


  1. Специфика восточной культурной традиции в понимании человека.

Древневосточные представления о человеке.
Индия

Древнеиндийская философия человека представлена, прежде всего, в памятнике древнеиндийской литературы — Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку проявляется и в примыкающих к Ведам текстах — Упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее, в свою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане). Упанишады полны таких вопросов, как: «откуда мы произошли?», «где мы живем?», «куда мы движемся?» и т.д

Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом главный философский смысл Упанишад. Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Это влияние сказалось и на взглядах известного индийского философа М.К.Ганди.

Китай

В первых письменных источниках Древнего Китая, в частности, в «Книге перемен» (III-II вв. до н.э.), в учении Конфуция осмысливаются характеристики человека. Быть человеком, считал Конфуций, означает любить людей. Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ Поднебесной.

Конфуций: центр философии – человек, его земная жизнь и существование. Конфуций разработал концепцию «неба», которое обозначает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека.

Последователь Конфуция Мэн-цзы полагал, что человек от природы добр, а проявление зла — утрата им врожденных добрых качеств. Подчеркивая важность саморефлексии, Мэн-цзы утверждал, что лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо.

Наряду с учением Конфуция и его последователей, в древнекитайской философии следует отметить и другое направление — даосизм.

Основателем его считается Лсю-цзы.

Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.

Тот же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. Вселенную, так же как и индивида, нельзя привести к порядку и гармонии искусственным образом, для этого нужно дать свободу и спонтанность развития их прирожденным внутренним качествам. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего (соблюдает принцип недеяния), чтобы управлять страной; тогда она и ее члены процветают и находятся в состоянии спокойствия и гармонии. В дао все вещи равны между собой и все объединяется в единое целое: Вселенная и индивид, свободный и раб, урод и красавец. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность.

Характеризуя древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей частью ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой


  1. Представления о человеке в философии средневековья и эпохи Возрождения.

Представления о человеке в эпоху Средневековья.

В основе средневековых представлений о человеке лежали религиозные (теоцентристские) в своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним и самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупаться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение. Вследствие этого жизнь воспринимается средневековым сознанием как путь искупления, средство восстановления утраченной гармонии с Богом. Идеалом человека выступает монах-аскет, презревший все земное и полностью посвятивший себя служению Богу.

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного.

Августин Аврелий: Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

Вершиной средневековой схоластики был Фома Аквинский, философско-антропологические взгляды которого в известной мере были развитием идей Августина Блаженного.

Фома Аквинский:Человек – это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела (дуализм), но именно душа определяет сущность человека. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии (проблема психофизического параллелизма).

Образ человека в эпоху Возрождения.

Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при земной жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Пико делла Мирандоле (1463—1494): человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения — флорентийский дипломат и ученый Николо Макиавелли (1469 — 1527) — считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления — все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагает абсолютный приоритет общественных потребностей над личными. В последующие столетия такой подход — игнорирование потребностей граждан под предлогом заботы о государстве в целом — часто использовался репрессивными политическими режимами.

Происходит реабилитация телесной природы человека, восстановление античного идеала калокагатии. Широкое распространение получает идея о всесторонне развитой гармоничной личности. Небывалого расцвета достигает развитие искусства. Именно языком искусства, в форме художественных образов, были выражены все основные антропологические идеи эпохи Возрождения, которые самым существенным образом отличались от соответствующих идей Средневековья. На полотнах Мазаччо, Боттичелли, Леонардо, в новеллах Боккаччо и Сакетти человеческая жизнь изображается во всей ее полноте, в гармоничном единстве чувственных и духовных удовольствий.

В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Валла (1406—1457) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины.


  1. Проблема человека в новоевропейской философии. Марксистская концепция человека.

Тип мышления – логоцентризм.

Влияние господства частного интереса на представления о человеке, мотивы его поведения и жизненные установки со всей очевидностью выражены в концепции Т. Гоббса (1588—1679). В противоположность Аристотелю он утверждает, что человек по природе своей — существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк» (homo homini lupus est), а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Его методологический индивидуализм и номинализм тесно связаны с социологическим и этическим индивидуализмом. Глубинной же основой такого состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений.

Влияние развития науки на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм ярко обнаруживается в философских взглядах Б. Паскаля (1623—1662), который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить».

Однако основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма, в частности, по праву считается Р. Декарт: мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из основополагающего тезиса французского философа: «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Кроме того, в учении Декарта наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, что имело большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в тот период. Наиболее показательным в этом отношении может служить название работы Ж. Ламетри — «Человек-машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма на человека. Согласно этой концепции, существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеций, Дидро). Другая отличительная черта их философской антропологии — рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами. Стоя на принципах последовательного механистического детерминизма, они, конечно, не могли ни в какой мере признать свободу воли человека. Еще одна характерная черта этих мыслителей состояла в том, что, критикуя христианскую догму об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен.

Значительный вклад в новоевропейское учение о человеке внесли представители немецкой классической философии.

И. Кант полагал, что предметом философии является не просто мудрость, а знание, обращенное к человеку.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   22

Материализм – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) представлял будущее развитие человечества в революционном «снятии» антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание, неразрывно связанное с действительностью. Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. Центральной творческой силой «всемирного реалистического биения пульса жизни», «вечного движения» выступает, по Герцену, человек как «всеобщий разум» этого универсального процесса.

Эти идеи получили развитие в основном сочинении Герцена философского характера – «Письмах об изучении природы» (1845- 1846). В этой работе Герцен вполне в духе гегельянства обосновывал последовательный историоцентризм, а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма. Однако в дальнейшем его оптимистическая вера в неизбежность и разумность природного и социального прогресса оказалась существенным образом поколебленной.

Оценки европейской действительности, данные поздним Герценом, были в целом пессимистическими. В первую очередь это относитсяк его анализу процесса формирования нового типа массового сознания, исключительно потребительского, основанного на глубочайшем и вполне материалистическом индивидуализме (эгоизме). Такой процесс, по Герцену, ведет к тотальной массофикации общественной жизни и соответственно к ее своеобразной энтропии, к утрате всякого индивидуального и личностного своеобразия. Разочарование в европейском прогрессе, по признанию Герцена, привело его «на край нравственной гибели», от которой спасла лишь «вера в Россию». Он не стал славянофилом и не отказался от надежд на возможность установления социалистических отношений в России. Перспективы развития социализма поздний Герцен связывал, прежде всего, с крестьянской общиной. Эти его идеи стали одним из источников народнической идеологии.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) — один из лидеров народничества. В его философских сочинениях («Механическая теория мира», 1859; «Практическая философия Гегеля», 1859; «Очерки вопросов практической философии», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861) царит дух позитивной философии: обосновывается решающее значение научного знания, решительно критикуются различные формы метафизики.

Кто из русских философов разрабатывал материалистическую философию

Критиковал Лавров и вульгарный материализм немецких естествоиспытателей (Л. Бюхнера, К. Фохта и других), видя в нем не столько вульгаризацию материалистической философии, сколько одно из ее наиболее последовательных исторических проявлений. Материализм с его учением о единой, независимой от сознания субстанции был для Лаврова своеобразным вариантом метафизической веры. По убеждению мыслителя, предметом философии должен быть прежде всего «цельный человек», и потому философский опыт не может быть ничем иным, как «философским антропологизмом». Только через человека, через осмысление его исторического и индивидуального опыта можно прийти к подлинно научному, философскому пониманию внешней действительности, в объективном существовании которой Лавров нисколько не сомневался. «…Мы имеем реальную причину полагать, — писал он, — что внешность существует независимо от нашей мысли, что, напротив, наше сознание есть продукт внешних процессов, что внешность существовала задолго до начала процесса нашего сознания и будет существовать долго после его прекращения».[5] В то же время, во избежание метафизических иллюзий, он основывает гносеологию на «принципе скептицизма» («Процесс сознания не дает возможности решить, есть ли он сам результат реального бытия, или реальное бытие есть его продукт»).

В социологической концепции истории Лаврова («Исторические письма», 1870) подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» — прогрессивные и, в сущности, всегда революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. По Лаврову, в социологии и философии истории действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы. Русский социалист-революционер, обосновывая исключительную роль «критически мыслящих личностей» (по сути — интеллигенции) в истории, создавал, конечно, не теорию элиты. Лавров, мечтая о социалистических преобразованиях в России, возлагал, как и другие вожди народничества, надежды на крестьянскую общину, на проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в народные массы, верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в народную инициативу.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — признанный лидер радикальной российской интеллигенции 60-х годов — также испытал влияние позитивистской философии. Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики — непримиримой и радикальной. К основным философским трудам Чернышевского относятся: «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855); «Антропологический принцип в философии» (1860); «Характер человеческого знания» (1885).

Чернышевский в своей теории «разумного эгоизма» дал своеобразную, революционную интерпретацию основного принципа бентамовской этики: достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. У Чернышевского концепция «разумного эгоизма» оказывается своего рода рационалистическим фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его знаменитом романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую большую жертву воспринимать как удовольствие.

В своей эстетике Чернышевский оставался верен тем же общим принципам. «Искусство для искусства», — утверждал он, — мысль такая же странная в наше время, как «богатство для богатства», «наука для науки» и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку… искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие»

27. Философское учение о бытии: содержание его основных видов и форм.

Понятие «бытие» и его трактовка в основных философских учениях. Бытие и существование.

Бытие — это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть»

Итак, попытаемся проследить генезис представлений о сущности бытия.

Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармениду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С другой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность окружающего нас мира.

Бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие рассматривается как объект воздействия, противостоящий субъекту — механистический подход).

Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (бытие ограничивается природой, а духовный мир статусом бытия не обладает) Эту парадигму развивал Н. И. Бердяев.

Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (противоположная предыдущей позиция, нашедшая отражение в метафизике Р. Декарта и Лейбница). Логическое завершение эта парадигма получила в немецкой классической философии. Для Канта бытие не есть свойство вещей, это общий способ связи наших понятий и суждений.

Бытие есть деятельность абсолютного «Я» (эгоцентризм, субъективный идеализм Фихте).

Завершает комплекс идеалистических парадигм о сущности бытия трактовка Гегеля: «Бытие есть восхождение духа к самому себе. Познание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к христианскому богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и вечного духа со всем и самим собой».

И наконец, бытие есть существование реальности вне сознания человека и независимо от него.

Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм — бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.

Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени.

Бытие человека выражается через реальный процесс развития сложного диалектического единства тела и духа.

Причем бытие тела с необходимостью доминирует над бытием духа, т. к. , чтобы мыслить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение (самосохранение), и, наконец, преемственность (продолжение рода) хотя бы для того, чтобы возродить второе «Я» в своем потомстве, передав ему накопленное духовное богатство.

Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли.

Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга.


⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 284 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Фотограф Andrea Effulge

Материалистическая философия

Материалистическая философия — это комплекс идей и концепций в науке, которые в основе своей содержат материализм. Сам материализм — широкий термин, одно из двух крупнейших направлений в философии, в который разные исследователи и мыслители включают:

  • Заявление о единственности материи реальности и всего существующего.

    То есть, только материя существует и является реальной, она же изначальна, единственна и лежит в основе всех процессов. У этого заявления существует два слабо устойчивых к критике нюанса: в-первых, в этом заявлении ничто умственное не существует, в-вторых, ничто трансцендентное не существует;

  • Заявление о причинности материи, которое приводит материалистическую философию к выводу о том, что все исторические процессы в существовании человечества имеют сугубо экономические основы, то есть детерминированы товарно-производственными отношениями. Несложно понять проблему этого заявления в том, что девальвируются все социально-психологические детерминанты и связи;
  • Следующее заявление материалистического направления в философии, разделяемое некоторыми исследователями, заключается в том, что познание материи, как единственно существующей и реальной, полностью возможно материальными же методами, а также все явления объяснимы языком, критериями и категориями материи. Последнее требует, например, чувственное познание, объективность как доступность для всякого, естественность и управляемость процессов и так далее;
  • Оценочное отношение к материи и её формам как единственно ценным, то есть, например, чувственные ощущения, здоровье организма и другое телесное, материальные вещи — это единственные блага.

Материалистическое направление в философии, происходящее от латинского materialis – вещественный, помимо вышеназванных заявлений утверждает о первичности, либо вообще единственности материи (как в первом утверждении из списка).

К особенностям такого подхода относится множество интересных следствий, например, время также должно рассматриваться не как относительная умозрительная величина, отражающая движение материи, а как объективное явление или функция материи наряду с ранее упомянутым движением и пространством.

Введение в российскую философию государства и права *

А также основы и единство мира заключается в материи, материя в силу своей первичности или вообще единственности исключает разумное начало.

Представители материалистической философии могут быть условно разделены на домарксистский период, охвативший все материалистические взгляды до диалектического материализма (диамат), и сам марксистский, который сформулировал диалектико-материалистическую философию, но о второй я расскажу позже. Существуют также формы упрощённого материализма, где допускаются существенные ошибки, равно как можно разделить материализм на научный и вульгарный, обывательский материализм, основная ошибка последнего, это смешение явлений материи и сознания, в то время как научный материализм чётко разделяет психическое и материальное. К упрощённым формам материализма можно отнести: географический, антропологический, натуралистический и другие.

Материалистическая философия Маркса не только значительно расширила и дополнила направление материализма в науке, но и наделила его новой ролью – изменение мира; то есть если раньше материалистическая философия изучала и созерцала мир, то диалектико-материалистическая философия стремилась его изменить к лучшему, разумеется, в рамках своего мировоззрения.

Зачатки диалектического материализма прослеживались ещё у Гераклита и Демокрита, последний был негласным оппонентом Платона и его идеализма. Саму же диалектико-материалистическую философию часто называют марксистской философией с предметом отношения сознания к объективному миру, то есть предмет этой философии, по сути, само материалистическое мировоззрение и его прикладные возможности. Недаром одним из критериев истинности в этой материалистической философии является общественно-историческая практика, то есть если в истории стран и народов какой-то подход или знание находили практическую пользу, то, по мнению диамата, можно говорить о их достоверности. Можно легко понять сугубо практический подход в определении истинности знания или метода; говоря проще: «То, что действенно на практике – истинно».

Так как в таком материализме не последнюю роль занимала диалектика, как утверждение равенства и борьбы противоположностей, внутреннюю тождественность и противоречивость всего сущего, а также вышеперечисленное как причины явлений, то она же, диалектика, оказывала влияние как на мировоззрение, так и на методологию диалектико-материалистической философии.

Кратко диамат можно выразить — как внутренне противоречивая и тождественная сама себе суть всякого явления в материальном мире сущего (вещественного) является причинами и источником влияния всех исторических и природных событий, которые человек как участник может понять, обобщить и управлять ими. Да, диамат включал в себя исторический материализм и представители материалистической философии диалектики, например, Ф.Энгельс и К.Маркс, открыто о этом писали. Всё-таки обобщённо и кратко невозможно написать о целом направлении в философии в рамках одной статьи, и поэтому рекомендую обратиться к расширенной информации с более детальным обзором, либо к самим источникам. Но я надеюсь, что эта статья способна дать общие знания о материалистической философии кратко.

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Основные направления русской философии XX века.

Основными направлениями русской философии конца XIXXX вв.были:

• философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

• естественно-научная философия;

• советская философия;

• философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

• сильное влияние советской традиции (материализм, формационный подход к истории);

• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зару­бежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой фило­софии.

«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов XX в. На это время пришелся новый расцвет (ренес­санс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направлениятого периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

С.Н. Булгаков(1871 — 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквейв единую христианскую «экуменическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.

В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духов­ную сферы и разобщенность внутри них.

В религии — разобщенность христианских церквей (православие, като­личество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был фило­соф и священник П.А. Флоренский(1882 — дата смерти спорна — 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Фло­ренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, напри­мер, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т, д.). Знание открывается разуму непосредственно.

Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техни­ческими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области кван­товой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-ма­тематическим открытиям.

Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо ука­занных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

Космизм— направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное це­лое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевскяй.

В.И. Вернадский(1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятель­ность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума,жиз­ни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера посто­янно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и пе­реместится в космос.

К.Э. Циолковский(1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, не-сотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолков­ский видел мельчайшие частицы — атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути жи­вой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселен­ной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека поко­рить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

Н.В.

Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад.Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаи­модействию космических монад возможна как земная, так и вселенс­кая цивилизация.

А.Л. Чижевский(1897 — 1964) создал уникальную фи­лософскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внут­ренних причин, но и находится под сильнейшим-влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце.

Всплески активности Солн­ца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные ка­таклизмы — войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву.

В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвер­гался гонениям.

Естественно-научная философия была представлена в творчестве уче­ных-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Кова­левского, К.А. Тимирязева и других. Основными направлениями естественно-научной философии были:

• материалистическое;

• социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависи­мости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (напри­мер, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возмож­ность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, главным об­разом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рас­сматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географи­ческие, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная рус­ская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

Советская философия имела ярко выраженный материалисти­ческий характери развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма).

Большое влияние на советскую философию оказало философское твор­чество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материа­листическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии:

· 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

· 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

· 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям советской филосо­фии 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:

• проблема ценностей;

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма;

• проблема гносеологии;

• проблема сознания;

• проблема идеальности;

• проблема культуры;

• проблема философских методов.

Наиболее известные советские философы:

• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

• А.

Билеты на экзамен по социальной философии. Вопросы к экзамену по курсу социальная философия

Богданов (теория систем — «тектология»);

• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);

• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

• В. Асмус (широкий круг исследований);

• Ю. Лотман (общество, философия, история).

Не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления совет­ской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название

«фи­лософия русского зарубежья».Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, НА. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П.С. Мережковский(1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотно­
шений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

• языческий;

• приобщения к христианству;

полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармонич­ная и добродетельная личность, живущая с такими же другими лично­стями в религиозном безгосударствеином объединении.

Философия Л.

Шестова(1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева(1874 — 1948) носит многоаспектный харак­тер, однако вней преобладает экзистенциональная и религиозная на­правленность. Можно выделить следующие основные положения фило­софии Бердяева:

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

• свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу су­ществования человека;

• свобода человека подвергается угрозе извне;

• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство; общество и государство стремятся подчинить че­ловека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться, заменить Бога са­мим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значитель­ную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся вСССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стрем­ление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредни­ком между ними и выполнить свою историческую миссию. Истори­ческая миссии России — построить «Царство Божие»(то есть общество, основанное на взаимнойлюбви и милосердии) па Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосно­вывает «конец света» в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма— учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин(1889 — 1968) — русский философ, живший и работав­ший в США, сделал главной темой своей философии проблемы чело­века и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации; социальной мобильности.

Стратификацияразделение общества на многочисленные, социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильностьнаселения — возможность перехода из одной стра­ты в другую.

История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

 

 

В российской философии XX века господствуют идеи марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития Росси на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856 – 1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.

Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин (1870 – 1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., даёт определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внёс серьёзный вклад в развитие исторического материализма (направление марксизма, которое исходит из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства), исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет также его теория государства.

Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг.

тесты по философии

XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

Философия этого периода имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало её несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В. И. Ленина, который пытался развить марксистское философское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Основные направления, которыми занималась советская философия 60-80-х гг.:

§ проблема ценностей;

§ проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;

§ проблема гносеологии;

§ проблема сознания;

§ проблема культуры;

§ проблема философских методов

Представители: Н. И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Ф. Лосев (человек, история); Л. Гумилёв (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); Ю. Лотман (общество, философия истории)

Особое философское направление, возникшее в эмиграции, в различных иностранных государствах – философия «русского зарубежья».

Философия П. С. Мережковского (1864 – 1941). Мережковский разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщение к христианству; полная внутренняя гармония человека, его слияние с христианством.

Философия Л. Шестова (1866 – 1938). Была близка экзистенциализму, и её главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны. Жизнь человека независима от внешних обстоятельств. Человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов.

Философия Н. А. Бердяева (1874 – 1948). Философия Бердяева носит многоаспектный характер, однако в ней преобладают экзистенциальная и религиозная направленность. Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму).

Высшей ценностью в окружающем мире, согласно Бердяеву, является свобода. Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека. Но свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несёт общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления. Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. Задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя.

Ключевую роль в жизни человека играет также религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных». Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба. Человек со свей стороны должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

Философия есть уникальный элемент культуры. Философия же определенного народа, развернутая в его истории, — еще и документ, свидетельство не только развития его мысли, но и отражения реальных процессов его существования. Нельзя забывать тот факт, что культура любого народа не может питаться только своими традициями и новациями. Она либо включается в общецивилизационный поток, либо угасает, превращаясь в ритуальное действие.

Русская философия — организм несомненно живой и динамичный. Ее сравнительно недолгая история позволяет выделить ряд особенностей.

Во-первых, любое философское направление или даже отдельная идея, выработанные на отечественной российской почве или воспринятые извне, пропитывались национальным духом, приспосабливались к национальной среде. Именно поэтому история русской философии несет на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировосприятия. Русская философия — один из ракурсов ретроспективного портрета народа.

Во-вторых, для философии на Руси одним из основных условий существования была и осталась необходимость определиться в отношении религии, а конкретнее — православного христианства. Религиозное направление в русской философии было всегда ведущим, определяющим, наиболее плодотворным в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.

В-третьих, особое географическое положение и политический статус России выдвинули как постоянный фон всех философских вопросов проблему отношения к Востоку и Западу. С учетом ее усваивались те или иные философские учения Европы, распространялись научные труды, принимались или отвергались иные подходы и методы исследования.

В-четвертых, распространение западных философских теорий (французский материализм XVIII в., шеллингианство, гегельянство и др.) никогда не представляло собой «голое» копирование. Русских мыслителей сложно называть даже последователями таких учений. Они как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения,

В-пятых, русская философия всегда развивалась в условиях острых экономических, политических и идеологических процессов. Именно поэтому ей не было свойственно примитивное схоластическое теоретизирование, даже в рамках идеалистических и религиозных учений. Ее философские концепции связаны с конкретными социально-политическими обстоятельствами в стране.

В-шестых, строжайшая цензура власти, прежде всего Церкви, заставляла философию облекаться в одежду публицистики, искусства, художественного творчества, литературной критики. Таким образом, появлялась возможность не только выражать позицию автора, но и учесть общественно-психологическую атмосферу общества. Как ни в какой другой стране, философскими идеями в России было пропитано творчество художественной и научной интеллигенции. В России лишь в конце XIX в. появились профессиональные философы, а до этого времени данным видом творчества занимались в основном общественные деятели, писатели и публицисты.

В-седьмых, для русской философии характерно наличие проблем, не теряющих своей актуальности на протяжении всей русской истории и отразившихся в науке и мировоззрении. Таковыми являются: проблемы естественного права, природных источников власти; антропологизм — подход к человеку как высшему произведению природы; рассмотрение космоса как единого организма, обладающего «жизненной силой»; теории общественного прогресса; создание моделей идеального социального устройства; разработка диалектического подхода в его идеалистических и материалистических вариантах.

В-восьмых, философское мировоззрение было широко распространено во всех слоях российского общества, в том числе и в простонародных. Формы выражения взглядов такого рода были крайне разнообразны и не ограничивались привычным вариантом теоретического трактата. Именно поэтому внедрение новых философских течений происходило быстрее, а закрепление было более прочным, чем в Европе.

В-девятых, обязательным элементом любых философских теорий в России был нравственный аспект. Иногда он был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.
В-десятых, одной из важнейших особенностей русской философии является феномен целостности, системности, всеобщности. Почти каждый русский философ стремился создать
всеобъемлющую систему бытия, охваченного цельным познанием. Истинность этого бытия давалась лишь гармоничному цельному человеку, который воплощал в себе весь мир.

Основные понятия и термины:

Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

Исторический материализм —направление марксизма, которое исходит из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства.

Космизм— совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.

Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Секуляризация — (от позднелат.

saecularis — мирской, светский), ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.

Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.


⇐ Предыдущая62636465666768697071Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 4323 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Поиск Лекций


Общая характеристика материалистической философии 17-18вв.

Европейскую философию Нового времени XVII-XVIII веков классики нередко называют эпохой ранних буржуазных революций. Этот этап связан с именами выдающихся философов XVII века – Бэкона, Гоббса, Локка, учение которых составляет золотой фонд мировой философской мысли. Для передовых буржуазных идеологов новым мировоззрением, наиболее отвечающим интересам науки о природе, были материалистическая философия и материализм естествоиспытателей. На первом этапе оба эти вида материализма выступают совместно. В этот же период меняется и понимание задач науки и философии. Девиз материалистов — философов и естествоиспытателей того времени – не «наука для науки», а увеличение власти человека над природой, совершенствование, рост силы, здоровья, красоты человека. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства. Изобретение и применение машин дало великим математикам практические опорные пункты и стимулы для создания современной механики. Механика стала лидером естествознания в этом веке, превратившаяся из искусства в науку о движении тел, наблюдаемом непосредственно или с помощью инструментов.

Огромная роль этой науки, без которой невозможно понять многие первостепенные проблемы философии, в особенности механический материализм. Важнейшей формой опытного исследования, сыгравшей громадную роль в обосновании нового вида материализма – метафизического материализма XVII-XVIII веков был эксперимент.

V3: Русская философия

Развитие эксперимента сделало возможным теоретическое обоснование учения о причинности, разработка которого была выдающейся заслугой материализма XVII-XVIII веков. Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы, был Френсис Бэкон. В согласии с передовыми умами своего века Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Но это – практическое назначение науки не может, по Бекону, означать, будто всякое научное исследование должно быть ограничено соображениями о его возможной непосредственной пользе. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два пути исследования: догматический и эмпирический, а так же существуют три основные, возможные пути познания – паука, муравья и пчелы, и надо избрать Бэкон характеризует явления, в которых эти начала проявляют себя. Эти чувственные качества, воспринимаемые и переживаемые людьми как ощущения, однородные и простые, далее на части не делимые. Таковы качества желтое, твердое, и т.д., которые Бэкон и называет совокупно природами. В вещах, окружающих нас по всюду, природы находятся в самых различных сочетаниях и комбинациях, они как бы перепутаны, и в этом состоянии они изучаются физикой конкретов. Но для того чтобы углубить познание в область изначальных сущностей, необходимо природы расчленить, и изучить их в индивидуальном виде. Этим должна заняться физика абстрактов. У Бэкона индукция становится главным средством познания природы. Бэконовская индукция основывалась на признание материального единства природы, единообразия ее действий и всеобщности причинных связей. Опираясь на эти положения, Бэкон вводит в построение индукции две посылки: у каждой наличной природы непременно имеется вызывающая ее форма, а при реальном наличии данной формы непременно появляется свойственная ей природа. Так же Бэкон считает, что тождественных природ от разных форм нет.

 

Теория истины.

Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть.

Виды истины

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении одиалектике.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.

Случайная истина и Необходимая истина.

Разновидностью относительной истины является правда.

Теории истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель)

Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер)

Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)

Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм)

Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)

Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат)

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий:

Редундантная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей)

Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон)

Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий