Природные условия и ресурсы японии

Япония — гористая страна (3/4 ее площади составляют горы и возвышенности). Это молодые горы, много вулканов (200, из них 40 действующих). Вулкан Фудзияма (3776 м) — высшая вершина Японии. Низменности расположены вдоль побережья островов, наибольшая из них — Канто, она находится в восточной части о. Хонсю. На островах Рюкю преобладают низкогорья и плато.

Реки Японии — короткие, горные, полноводные (Синано, Тоне, Китанами). После прохождения тайфунов бывают наводнения. В Японии много озер, крупнейшее — Бива (716 км2). Реки — источник гидроэнергии и орошения полей. Страна богата минеральными и термальными источниками.

На севере Японии распространены подзолистые и лугово-болотные почвы, на юге умеренного пояса преобладают бурые лесные; в субтропической и тропической части — желто- и красноземные. По речным долинам аллювиальные почвы. Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год.

2/3 территории страны занято лесами и кустарниками. 37% площади лесов состоят из хвойных пород. На севере Хоккайдо елово-пихтовая тайга с присутствием бамбука, зарослей рододендрона и кедрового стланика. На юге Хонсю -широколиственные леса (дуб, клен, бук, каштан, ольха, липа). Сикоку и Кюсю покрыты субтропическими лесами из магнолии, камфорного дерева, японского кипариса, бамбука, вечнозеленого дуба, японской сосны, туи. На Окинаве растут тропические леса (сахарная и саговая пальмы, банан, фикус, древовидные папоротники, лиана-ротанг, многочисленные эпифиты).

Лесные ресурсы страны очень ограничены, только 27% лесов дают промышленную древесину. Это результат вырубок, неудовлетворительного ведения лесного хозяйства, длительной хищнической эксплуатации, эрозии почв. Леса сильно истощены.

Животный мир разных частей очень различный. Так, на Хоккайдо обитают бурый медведь, горностай, соболь, ласка, енотовидные собаки. На Хонсю — японский макак, черный медведь, саламандра. Для южных островов характерна тропическая фауна: обезьяны, летучие мыши, шерстокрыл, японский олень, черный заяц, синяя птица. Разнообразные ресурсы моря — рыба, моллюски, крабы, водоросли.

Полезные ископаемые Японии очень разнообразны, но крупных месторождений промышленного значения почти нет. Достаточные запасы только серы, известняка, очень мало угля, марганца, свинцово-цинковых, медных руд, золота, серебра, ртути и хромитов. В стране значительные рекреационные ресурсы.



Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Природно-ресурсный потенциал Японии википедия
Поиск по сайту:

Япония – архипелаг Восточной Азии, который составляют более 6800 островов разного размера. Среди них выделяются крупнейшие Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. 

Острова

Острова связаны друг с другом паромным сообщением, туннелями и мостами. Со всех сторон территория государства омывается морями: с западе – Восточно-Китайским и Японским, с севера – Охотским, с востока и юга – Тихим океаном. Столицей страны является Токио, самыми большими городами – Осака, Иокогама. 

Природа страны

Необыкновенно красива и разнообразна природа страны. Здесь есть водопады, ущелья, горячие источники и горные вершины, покрытые снегом. Они гармонично сочетаются с небоскребами и множественными высокоскоростными магистралями и древнейшими храмами и средневековыми дворцами. 

Рельеф, преимущественно, гористый, высочайшие вершины находятся на северных островах. Горные массивы Японии имеют сходство с европейскими Альпами. Равнинные ландшафты можно увидеть только вдоль побережья. В Японии немало потухших и действующих вулканов. Одним из действующих является знаменитая священная гора Фудзияма. Это – один из главных символов Японии. Высота Фудзи – 3776 метров. Она расположена на острове Хонсю. 

Горные, в основном, реки многоводны и коротки. На многих из них построены электростанции. Крупнейшим озером страны является Бива. 

Расположение

С севера Страна Восходящего Солнца граничит с Россией.

Глава 2 Природные условия и ресурсы Японии

Южная граница проходит с Филиппинами, и северо-запад и запад рубежей – граница с Южной Кореей и Китаем. 

Сложно назвать расположение Японии выгодным.

С нем особенно ярко заметно преобладание ярко выраженных неблагоприятных, порой катастрофичных факторов. 

Сильно изрезанная береговая линия протяженность превышает длину всей береговой линии Африки. Япония имеет выход к мировым торговым путям, оставаясь вместе с тем островным государством, довольно обособленным и закрытым. 
Созданию крупных портов способствовало наличие немалого числа глубоководных, вдающихся в сушу заливов и бухт. Страна имеет три порта, которые входят в группу самых больших сооружений мира. 

Страна расположена в зоне Тихоокеанского сейсмического пояса. В течение года она испытывает более 2000 землетрясений. В большинстве случаев они почти неощутимы, но случаются и весьма сильные, с катастрофическими последствиями. В результате подводных землетрясений возможно образование цунами Япония расположена на трассе тропических тайфунов. Часто они становятся причиной сильных наводнений.

Географическое положение страны является одним из важных факторов, которые влияют на ее экономическое развитие, историю, культуру и менталитет народа этой страны.

Географическое положение Японии  само по себе довольно специфично, что не в последнюю очередь определило и специфичность ее культуры.

Япония, расположенная на островах Японского Архипелага (всего их 6852) в северо-западной части Тихого Океана, у восточной оконечности Евразии, изолирована от континента морями. На юге и востоке это Тихий Океан (часть Тихого Океана к западу от островов Огасавара также называют Филиппинским морем), на северо-западе – Японское море, которое отделяет Японию от Корейского полуострова, на западе – Восточно-Китайское море, отделяющее архипелаг от Китая  и Тайвани, на северо-востоке – Охотское море.

Природные условия Японии. Природные ресурсы Японии (таблица)

Через негоЯпония граничит с Россией. Таким образом, у Японии нет сухопутных границ с другими странами. Самая ближайшая морская граница  — с Россией.

Море между островами Кюсю и Сикоку также называют  Внутренним Японским морем ( или Сэто-найкай), и в нем расположено большое количество мелких островов.

Береговая линия островов сильно изрезана, особенно в юго-западной ее части, и составляет 29 751 км.

Если говорить о морских течениях, то с южной стороны Японских островов проходит теплое течение Куросио, течение Японского моря, а с севера –холодное течение Оясио.

Сам Японский архипелаг представляет собой узкую и длинную цепь островов, по форме напоминающих лук. Среди них 4 крупных  острова, составляющих основную территорию (с севера на юг):

-Хоккайдо,

-Хонсю,

-Сикоку,

-Кюсю,

а также 6848 мелких. Они состоят из

-островов Идзуи

— островов Огасавара , расположенных на юге от основной территории,

-островов Нансэй, или Рюкю,на юго-западе. Самым крупным из них является остров Окинава

Кроме того, в японских справочниках в территорию Японии включают четыре острова южных Курил (называемые  «северные острова» или «северные территории»),которые фактически находятся под контролем Российской Федерации.

Площадь территории Японии составляет 378 000кв. км, из них 374 744 кв. км занимает суша, а остальное — вода. По площади страна на 61 месте в мире. 70%  ее территории занимают горы, 67% покрыто лесами, то есть львиную долю территории Японии составляет лесистый горный ландшафт.

Японию считают маленькой страной. Однако по площади она больше Англии, Германии,Новой Зеландии, Малайзии, Италии или Кореи. Но из-за того, что большую часть ее территории занимают горы, для расселения пригодны лишь  узкое побережье и немногочисленные равнины (самая большая из них  — Канто, равная 13 тыс. кв. км). Это определяет высокую плотность населения страны.

Реки здесь короткие, опять же, из-за обилия гор. Ни  одна из них не является сквозной артерией, которая соединяла бы запад и восток страны, поэтому японские реки никогда не играли роли важных транспортных путей, которую играют реки в континентальных странах. При этом они располагаются  в дождливых районах, поэтому их течение очень мощное и быстрое, и они образуют долины в горных районах и наносы в устье.

Большая протяженность страны с севера на юг определила разнообразие ее климата в различных районах: от холодного климата Хоккайдо до тропического на южных островах.

Климат восточной части Японии, обращенной к Тихому океану,  сильно отличается от климата западной части, обращенной к Японскому морю, так как страна разделена вдоль горными массивами в центральной части архипелага.

Зимой в северо-западной части Японии, где дуют холодные сезонные ветра, выпадает много снега, тогда как для восточной части характерна ясная и сухая погода. Разница температур постепенно повышается к северу. Для климата Японии характерна четко выраженная смена времен года.В начале лета бывает затяжной период дождей, после которого  наступает жаркая и влажная погода. Во второй половине августа жара спадает, и приходит сухая осень. Осенью часто бывают тайфуны, представляющие большую опасность.

Еще одной опасной особенностью является высокая сейсмичность Японского архипелага. Здесь много вулканов (самая высокая точка страны и «национальный символ» Японии – гора Фудзи – также является вулканом), часты землетрясения, которые могут вызывать разрушительные цунами.

Япония бедна минеральными ресурсами, что определяет интенсивный, ресурсосберегающий характер экономического развития страны. Животный мир из-за островного положения Японии также беден. Особенности ландшафта не дают возможности для разведения  и выпаса скота. Вместе с тем, морские течения создают благоприятные условия для обитания огромного количества видов рыб.Это повлияло на  традиционный рацион питания обитателей Японского архипелага, большую долю которого составляют морепродукты.

Сайт yuki-onna.ru

« Налоговая система ЯпонииПричины русско-японской войны »

Площадь –372 тыс. км2.

Население – 125 млн человек.

Столица – Токио.

Подобно Великобритании, в Японии сложилась форма правления, называемая конституционной монархией. Верующие исповедуют буддизм и синтоизм.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Япония – островное государство на крайнем востоке Азии.

Государственный строй Японии. Природные условия и ресурсы. Население

Не случайно японцы называют свою родину «Страной восходящего Солнца». Япония занимает цепь островов (их около 4 тысяч), самые крупные из них Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

Япония – горная страна, где ощущается острая нехватка земельных ресурсов. Плодородные низменности занимают лишь треть островов. В стране практически отсутствуют главные виды минерального сырья. Поэтому значение приобрели другие природные ресурсы: например, климат, который на южных островах дает возможность стабильно получать два урожая в год. Особую ценность имеют горные леса, о чем говорит даже японская пословица: «Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты лесом». Очень интенсивно используются разнообразные ресурсы океана, в этом Япония является признанным лидером.

Много поколений японцев существенно изменяли природу островов. Особенно это заметно на побережьях, где промышленность и сельское хозяйство, развитая транспортная сеть нарушили природные комплексы. Однако в многочисленных национальных парках природа сохранилась в полной неприкосновенности.

Население

Япония – однонациональная страна, 99 % ее населения составляют японцы. К национальным меньшинствам относятся прежде всего айны – потомки коренных жителей Хоккайдо.

Для населения страны характерен низкий естественный прирост. По продолжительности жизни (почти 80 лет) Япония занимает первое место в мире, поэтому здесь немало пожилых людей.

Япония – густонаселенная (300 чел. на 1 км2) и высокоурбанизированная страна (86 % населения – горожане). Три четверти горожан сконцентрировано в агломерациях, образующих гигантский мегалополис Токайдо, простирающийся от Токио до Кобе.

Успехи Японии на международной арене связаны отчасти с тем, что население, принимающее активное участие в производстве, составляет половину нации. Это очень высокий показатель.

Транспорт. Внутренние различия. Международные связи

Во внутренних перевозках около 90 % грузов в Японии осуществляет автомобильный транспорт. Средняя скорость пассажирских железнодорожных экспрессов достигает 120 км в час. В Японии построен самый большой в мире туннель «Сейкан» между островами Хонсю и Хоккайдо, который только под водой протянулся на 23 км. Морской транспорт обеспечивает почти все внешнеторговые связи. Именно он, если не считать флот стран «дешевых флагов», является мировым лидером по грузоподъемности.

Внутренние различия в размещении хозяйства определяются тем, что государство состоит как бы из двух «стран» – столицы и остальной территории Японии.

Главный политический, финансовый (крупнейший в мире), промышленный и научный центр Японии – столица Токио. Вместе с Иокогамой он образует огромную городскую агломерацию.

Местная пословица гласит: «Япония начинается с Токио». Город, который в 1923 г. был полностью уничтожен землетрясением и пожарами, насчитывает сейчас 8,5 млн человек населения и 6 млн автомобилей. Только ресторанов в городе 70 тыс. В Токийской агломерации сосредоточено 2/3 населения страны и 85 % обрабатывающей промышленности.

Япония вкладывает крупные средства в создание производств в других странах, где японская технология и дешевая рабочая сила значительно снижают себестоимость продукции. Главные торговые партнеры Японии – США и страны Западной Европы.

Выводы:

Япония – островная страна с ограниченными природными ресурсами.

Япония – высокоразвитое индустриальное государство, один из мировых лидеров в машиностроении.

Высокоинтенсивное сельское хозяйство удовлетворяет большую часть потребностей в продуктах питания.

Высокотехнологический транспорт обеспечивает интенсивные внутренние и международные связи.

Читайте в разделе

Быстрый рост промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности населения – все это предъявляло и предъявляет повышенные требования к транспортной системе Японии. По характеру транспортной системы она напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и пассажиров намного превосходит любую из них. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.

Во внутренних перевозках грузов ведущую роль играет каботажный флот, заметно возросло и значение автомобильного транспорта. А вот по железным дорогам грузы почти совсем не перевозят. Изменилась и структура внутреннего пассажиро-оборота, в котором на первое место вышел автомобильный, на втором остался железнодорожный, а третье занял воздушный транспорт. Внешние грузоперевозки обеспечиваются почти исключительно морским транспортом.

Характеристику транспортной системы Японии логичнее всего начать с железнодорожного транспорта.Прежде всего потому, что именно железные дороги по-прежнему формируют ее костяк.

Главные магистрали проходят вдоль северного и особенно южного побережья о. Хонсю. Более короткие поперечные дороги пересекают центральную часть гористого острова, связывая между собой береговые магистрали. Дополнением к этой системе служат дороги на островах Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Со временем почти все они были продублированы автомобильными магистралями.

Общая длина железных дорог Японии за последние десятилетия заметно сократилась, составив в 2005 г. 20 тыс. км (18-е место в мире). По грузообороту железных дорог она тоже занимает только 10-е место. Но по их пассажиро-обороту (380 млрд пасс. км) Япония долгое время соревновалась за первое место с огромным Советским Союзом и лишь недавно уступила лидерство Китаю и Индии – странам с миллиардным населением. Не менее наглядны и такие цифры: каждый японец за год в среднем проезжает по железной дороге 1900 км, тогда как француз – 1235 км, немец – 1170, русский – 1060, а англичанин – 670 км.

Железные дороги Японии имеют очень высокий технический уровень. Все основные магистрали электрифицированы. Широкое распространение получили монорельсовые дороги, дороги для движения поездов на магнитной подвеске. Благодаря этому Япония наряду с Францией занимает лидирующее положение в мире по развитию высокоскоростных железных дорог, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью 200–300 км/ч.

Экспериментальный вагон на электромагнито-динамической подвеске еще в 1979 г. преодолел «барьер мечты» – скорость 500 км/ч. А в 1999 г. уже пятивагонный поезд с пассажирами, тоже на магнитной подвеске, развил скорость 552 км/ч, а в 2008 г. – 581 км/ч.

Успехи Японии в области создания высокоскоростных железных дорог нагляднее всего можно продемонстрировать на примере магистрали «Синкансен» («линия новой колеи»), которая была открыта в 1964 г., накануне Токийской олимпиады. Эта линия соединила между собой «большую тройку» городских агломераций Японии, т. е. Токио, Нагою и Осаку, образующие вместе мегалополис Токайдо.

Длина магистрали «Синкансен» составляла поначалу 515 км. По ней стал курсировать бело-голубой экспресс «Хикари» («свет»), вмещающий от 1200 до 2000 пассажиров. Расстояние между Токио и Осакой он покрывает за 2,5 ч. И это несмотря на сложнейшую трассу с 300 мостами и 66 туннелями. В 1996 г. по этой магистрали стал курсировать суперэкспресс «Нодзоми» («надежда»), скорость которого достигает 300 км/ч. Для «Синкансен» характерна также исключительная густота движения, достигающая 285 поездов в сутки. Подсчитано, что за 35 лет существования этой линии по ней было перевезено 3,5 млрд пассажиров, причем за все это время ни один из них не пострадал по причине каких-либо происшествий на железной дороге. А среднее опоздание за год составляет всего 0,4 мин, включая и задержки из-за таких причин, как тайфуны, землетрясения, снегопады, лавины и другие стихийные бедствия.

С течением времени, однако, понятие «Синкансен» вышло далеко за пределы мегалополиса Токайдо. Сначала эту магистраль продлили до г. Фукуока, расположенного на севере о. Кюсю, при этом ее протяженность увеличилась до 1100 км. Затем была построена целая сеть высокоскоростных (до 270 км/ч) железнодорожных магистралей, которые связали между собой разные части о. Хонсю (рис. 119). К 2025 г. их общую длину намечено довести до 14 тыс. км.

Более молодой автомобильный транспортуже давно успешно конкурирует с железнодорожным. По протяженности автодорог Япония занимает пятое место в мире, уступая только таким странам-гигангам, как США, Индия, Бразилия и Китай. Зато по густоте автодорожной сети (3130 км на 1000 км2 территории) она уступает только Бельгии и Сингапуру, а по грузообороту автомобильных дорог и по размерам автомобильного парка (75 млн машин) – только США.

Большие, эффективные грузовые автомобили приняли на себя перевозку генеральных грузов, став основным конкурентом железных дорог. А по размерам пассажиро-оборота автомобильный транспорт Японии уже вдвое опережает железнодорожный.

Автомобильные трассы обычно проходят параллельно железным дорогам, образуя так называемые полимагистрали. Шоссейные дороги (хайвэи) Японии обеспечивают двухрядное, а то и многорядное движение в обоих направлениях. Через каждые 15–20 км в наиболее живописных местах на них располагаются площадки отдыха – с кафе, столовыми, телефонами междугородной и аварийной связи, заправочными станциями, киосками сувениров. А через каждые 40–60 км оборудованы станции техобслуживания, работающие круглосуточно.

Исключительно велика в Японии роль морского транспорта,который берет на себя каботажные и почти все внешнеторговые перевозки. Морской флот Японии занимает второе место после Панамы по количеству судов (более 2,5 тыс.). Правда, по его тоннажу страна теперь уступает двенадцати другим государствам, но если учесть японские суда, плавающие под «дешевыми флагами», то его тоннаж составит не 11, а почти 90 млн бр. – рег. т.

Рис. 119. Сеть высокоскоростных железных дорог «Синкансен»

Очень важное место в транспортной системе Японии занимают ее морские порты, обеспечивающие как каботажные, так и международные перевозки. Всего в стране насчитывается более тысячи портов, 19 из них имеют международное значение, в том числе 9 принадлежат к категории мировых портов, т. е. имеют грузооборот более 50 млн т в год (см. таблицу 150 в книге I). Они образуют три портовых комплекса.

Главный из них – Кейхин, расположенный на побережье Токийского залива и включающий в себя четыре крупнейших порта. Центральное место в этом комплексе занимает Токио, где построен крупный контейнерный терминал и расположены причалы для генеральных грузов. Более 2/3 всего грузооборота порта Токио приходятся на каботажные перевозки, но он участвует и в международных перевозках. Токийский порт доступен для судов с осадкой до 12 м. Аванпортом Токио служит Иокогама, расположенная в 30 км от столицы и связанная с ней судоходным каналом. В ее грузообороте преобладают массовые грузы – нефть, железная руда, химические продукты, продовольствие, но важное место занимают и готовые изделия. В прошлом Иокогама была и главным пассажирским портом страны, но теперь эта ее функция почти совсем отмерла. Между Токио и Иокогамой расположен порт Кавасаки, к причалам которого примыкают предприятия тяжелой промышленности, а на противоположном берегу Токийского залива – порт Тиба, специализирующийся в основном на нефтегрузах.

Второе место занимает портовый комплекс Ханшин, находящийся на берегу пролива Акаси, который соединяет Внутреннее Японское море с Осакским заливом. В этот комплекс входят порты Осака и Кобе. Первый из них выполняет примерно такие же функции, как порт Токио, а второй– как порт Иокогама в комплексе Кейхин. Большая часть территории порта Кобе создана искусственно, путем отсыпки грунта, и глубина здесь достигает 12–15 м. Как и Иокогама, Кобе раньше был одним из главных в Азии центров регулярного пассажирского судоходства, но в наши дни основу его деятельности составляют каботажные и международные грузовые перевозки.

Третий портовый комплекс – Токай – сложился на берегах залива Исе. В нем выделяется Нагоя, причалы которой имеют глубину 5—15 м и приспособлены для приема наливных, насыпных и генеральных грузов.

Природно-ресурсный потенциал Японии

А вывозят через этот порт автомобили, минеральные удобрения, металлы, различное оборудование.

По уровню развития воздушного транспортаЯпония также находится на одном из первых мест в мире. По размерам его пассажиро-оборота она уступает, хотя и с большим отрывом, только США. Воздушный транспорт обеспечивает и внутренние, и международные перевозки. А самые крупные в стране аэропорты находятся в Токио (Ханеда, Нарита) и в Осаке.

В Японии, как гористой стране, особенно актуальна проблема преодоления разного рода природных преград.Достаточно сказать, что на ее железных дорогах насчитывается 3,5 тыс. туннелей общей длиной 1500 км. Из десяти самых длинных железнодорожных туннелей мира половина находится в Японии. Едва ли не наибольшую трудность для этой страны-архипелага представляет обеспечение надежных морских и сухопутных связей между четырьмя главными ее островами.

Для этой цели очень широко используется Внутреннее Японское море (Сэто), протягивающееся на 450 км и являющееся одной из самых оживленных судоходных акваторий Мирового океана. Кроме того, острова соединены друг с другом мостами и транспортными туннелями. Еще в 1942 г. был открыт подводный туннель «Канмон» под узким Симоносекским проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю. Этот туннель трехъярусный и приспособлен для железнодорожного, автомобильного и пешеходного движения. В послевоенное время, когда пропускная способность его стала недостаточной, был построен второй туннель – «Синканмон» – длиной почти 19 км. В конце 1980-х гг. было завершено сооружение системы мостов Сэто – Охаси, соединившей острова Хонсю и Сикоку. Движение по ним происходит на двух уровнях – нижнем (железнодорожное) и верхнем (автомобильное). Это самые большие двухъярусные мосты в мире.[67]

Но, естественно, еще более сложным делом было соединение островов Хонсю и Хоккайдо, разделяемых проливом Цугару, который протягивается почти на 100 км при наименьшей ширине около 20 км. В течение длительного времени железнодорожные и автомобильные перевозки через пролив Цугару обслуживало специальное судно-паром. Однако в 1954 г. оно перевернулось, и при этом погибло более тысячи пассажиров. Тогда и возникла идея сооружения туннеля «Сэйкан». Строительство его продолжалось более 20 лет. После начала мирового энергетического кризиса возникали даже сомнения в его рентабельности и предлагались другие варианты его использования: для прокладки линий электропередачи, для устройства туристических аттракционов, гигантского подземного нефтехранилища и даже… плантации для выращивания шампиньонов. Но в 1980-х гг. он все же был достроен. Самый длинный в мире туннель «Сэйкан» имеет длину 54 км, из которых 23 км проходят на глубине 100 м под водой. Благодаря этому туннелю скорый поезд теперь проходит от Токио до Саппоро не за 16, а за 6 ч.


⇐ Предыдущая73747576777879808182Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 876 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

2.4         Непроизводственная сфера

2.4.1 География путей сообщения и транспорт

Япония славится хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Её совершенствование, основанное на последних достижениях науки и техники, давно стало одной из важнейших государственных задач. Наибольшая плотность объектов транспортной системы отличается Тихоокеанское побережье острова Хонсю, где находятся главные промышленные центры и сосредоточена большая часть населения страны. В начале нового столетия пассажиропотоки значительно выросли за счёт автомобильного и воздушного транспорта. Автомобильный транспорт также лидирует и в грузоперевозках. Протяжённость автомобильных дорог – 1203777 км [3, с.642].

Протяжённость железных дорог составляет 26435 км, из них 15895 км электрофицированы. На скоростных линиях «синкасэн» поезда развивают скорость до 300 км/ч.

Большая часть морских перевозок приходится на зарубежные линии. На каботажных маршрутах выполняется примерно 40% внутренних грузовых перевозок. В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов. Крупнейшие и важнейшие из них: Иокогама (средний товарооборот 9 трлн йен), Осака (4 трлн йен), Токио (8,9 трлн йен), Кобе (6,1 трлн йен), Нагоя (8,9 трлн йен), Симидзу (2,2 трлн йен), Нагасаки (182 млрд), Модзи (767 млрд) [8, с. 601].

На долю воздушного транспорта приходится до 80% международных пассажирских перевозок, а также срочных грузов. 176 аэропорта (2010 г.) разбиваются на три класса. В первый входят два международных аэропорта в Токио – Нарита и Ханэда и один в Осака – Кансайский. Во второй – крупные аэропорты для внутренних перевозок, а в третий – малые аэропорты для внутренних перевозок.

2.4.2       Туризм

Ежегодно страну посещают более 5 млн туристов. Япония славится высоким уровнем сервиса. В Японии насчитывается 3,5 тыс. гостиниц европейского типа,  а  также  большое  количество национальных гостиниц Рёкан.

Япония привлекает туристов своеобразными и неповторимыми традициями своего народа, живописной и уникальной природой.

В  Японии  созданы  Совет  по  туристической  политике  и   Межведомственный координационный совет по туризму, координирующие политику  правительственных органов по вопросам туризма, а также  Департамент  по  туризму  Министерства транспорта  Японии,  пропагандирующий  туризм  и  регулирующий  деятельность туристических организаций.

Наиболее влиятельными туристическими компаниями в Японии являются  «Японская ассоциация туристических агентств» и  «Японская  национальная  туристическая организация». Всего же  в  Японии  существует  более  500  турфирм,  имеющих лицензию  Министерства  транспорта,  и  более  2000  организаций,   ведающих внутренним туризмом.

2.4.3       Торговля и финансы

Денежная единица Японии – йена (¥). Инфляция – -0,9% (2010 год).

Финансовый год в стране начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В доходной части государства бюджет формируется в основном из налоговых поступлений (57%), другие поступления составляют незначительный процент. Крупнейшие статьи расходной части государственного бюджета: расходы на социальное обеспечение, обслуживание государственного долга, нужды префектур, общественные работы, образование и науку.

Главную роль в кредитно-денежной системе играют центральный банк, десятка городских банков, несколько десятков региональных банков первого и второго разряда, траст-банки, банки досрочного кредита. Центральный банк – единственный в стране эмитент валюты, он осуществляет денежную политику [8, с. 602].

Япония является развитой постиндустриальной страной, несмотря на скудность запасов минерального сырья. Во многих отраслях обрабатывающей промышленности Япония занимает лидирующие позиции в мире. В стране хорошо развита сфера услуг, транспортная инфраструктура одна из лучших в мире. Страна привлекает множество туристов ежегодно, своей загадочностью и своеобразием. В последние годы значительно увеличены расходы на НИОКР. Также по масштабам использования наиболее прогрессивных видов промышленного оборудования Япония значительно опережает все страны мира. Можно сказать, что Япония является примером того, как не имея достаточно территорий, сырья и благоприятных условий, можно стать одной из самых передовых стран мира.

2.5         Внешнеэкономические связи страны

2.5.1 Торговля товарами, услугами и финансами

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав.

Импорт: $ 636 800 000 000 (2010 год). Партнеры: Китай 22,2%, США 10,96%, Австралия 6,29%, Саудовская Аравия 5,29%, ОАЭ 4,12%, Южная Корея 3,98%, Индонезия 3,95% (2009). В импорте преобладает топливо и промышленное сырьё. В последнее время возрастает импорт готовых товаров из НИС Азии. Наиболее важные статьи японского импорта – продукция машиностроения – 23%, промышленное сырьё и топливо – 14%, продовольствие – 7%, одежда – 5%.

Экспорт: $ 735 800 000 000 (2010 год). Партнеры: Китай 18,88%, США 16,42%, Южная Корея 8,13%, Тайвань 6,27%, Гонконг 5,49% (2009). В экспорте готовых промышленных изделий 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств [13].

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала. По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из мировых лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитые страны. Япония вкладывает свои капиталы в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Япония по-прежнему остаётся главным кредитором в мировой экономике и у неё самые большие в мире зарубежные активы [3, с. 644].

3.2             Сотрудничество Беларуси и Японии

Сотрудничество Беларуси и Японии развито по следующим направлениям:

1.Сотрудничества в пограничной сфере.

В Минске 11 декабря 2010г. состоялась рабочая встреча первого заместителя председателя Государственного пограничного комитета генерал-майора Андрея Горулько и временного поверенного в делах Японии в Беларуси Киёси Мацудзаки. Стороны рассмотрели вопросы реализации проекта международной технической помощи «Модернизация системы противодействия незаконному обороту ядерных и радиоактивных материалов на Государственной границе Беларуси» (РАДБЕЛ), а также наметили направления дальнейшего развития сотрудничества двух стран по пограничным вопросам.

В соответствии с проектом планируется создание мобильных лабораторий оперативного и оперативно-стратегического реагирования на факты незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов на границе. Кроме того, предполагается создание ведомственного центра и региональных пунктов реагирования на радиационные инциденты на границе Беларуси [21].

2.Гуманитарное сотрудничество. Государственные и общественные структуры Республики Беларусь и Японии активно взаимодействуют в вопросах преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС [25].

3.Финнсовые отношения. В Токио 9 — 10 ноября 2010 года состоялась конференция «ОАО «АСБ Беларусбанк» открывает инвестиционные и деловые возможности Республики Беларусь».

Выступающими была отмечена важность подписанного в декабре 2009 года Меморандума о сотрудничестве межу NEXI и ОАО «АСБ Беларусбанк» для развития торговли между Беларусью и Японией, а также хорошие предпосылки для развития белорусско-японских деловых отношений в таких областях, как нефтехимия, легкая, пищевая промышленность и машиностроение [20].

Таким образом, можно сделать вывод, что Япония занимает лидирующие позиции по торговле товарами и услугами, занимает важное положение в международных финансовых отношениях. Япония развивает свои международные контакты, как политические, так и экономические. Также прослеживается многовекторное развитие отношений Беларуси и Японии.

ГЛАВА 4

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ

     4.1 Наука и образование

Научными разработками занимаются в Японии специализированные научно-исследовательские учреждения, частные компании, а также университеты и другие высшие учебные заведения.

Япония — одна из лидирующих стран в области научных исследований, в особенности в высоких технологиях, биомедицине и роботехнике. Национальный бюджет НИОКР составляет 130 млрд долларов США и в исследованиях задействовано почти 700 тыс. учёных. Япония занимает третье место по средствам, затрачиваемым на науку. Она лидирует в фундаментальной науке: среди японцев 13 нобелевских лауреатов по физике, химии или медицине, три лауреата Филдовской премии и лауреат премии Гаусса. Япония занимает первое место по производству и использованию роботов. В этой стране придумали таких роботов как QRIO, ASIMO и AIBO.

Основные научные центры Японии: Цукуба, Номура, Мицубиси, Торэй, Токийский, Осакский и Нагойский университеты [8, с. 605].

В стране действует закон 1947 года об обязательном бесплатном 9-летнем образовании. Он был введён американскими оккупационными властями и внёс неоценимый вклад в экономические успехи страны.

Нынешняя система образования включает начальные школы (6 лет), средние школы первой ступени (3 года), средние школы второй ступени (3 года), университеты (4 года). Также имеются сады, технические колледжи (5 лет) для выпускников средних школ и школ для инвалидов. Образование до уровня средней школы первой ступени – обязательное. 95% начальных и средних школ первой ступени – государственные.

Природные ресурсы Японии: описание и оценка

На частные учебные заведения приходится 24% средних школ второй ступени и 73% университетов.

97,8% выпускников начальных школ продолжают учиться в средних школах обеих ступеней. 40% выпускников средней школы поступают в университеты, 10% в другие учебные заведения.

Крупнейшие государственные университеты: Токийский, Киотский, Осакский, Хоккайдский, Тохоку. Среди частных наиболее известны Нихон, Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи, Токай, Канасайский [8, с. 604].

4.2 Культура

Япония – страна древней и непрерывно обновляющейся культуры, которая всегда впитывала зарубежные веяния, приспосабливаясь к ним и не лишаясь своей уникальности. Культура Японии  таит в себе массу загадочных понятий для человека, выросшего в лоне европейской или так называемой западной культуры. Утонченная чайная церемония, хрупкая и изящная, оригинальное и своеобразное, непохожее больше ни на что в мире театральное искусство, традиционная, характерная лишь для Японии поэзия и литература, живопись. Все это весьма таинственно, но вместе с тем и очень маняще для европейского человека [24].

Сумо считается национальным видом спорта в Японии и является третьим по популярности видом профессионального спорта. Некоторые виды боевого искусства, такие как дзюдо, кэндо и карате также собирает большое количество зрителей. Бейсбол — самый популярный профессиональный вид спорта. В современной Японии развит и футбол. Другими популярными видами спорта являются гольф, бокс, моторные виды спорта и реслинг.

В стране насчитывается 15 государственных праздников, называемых сюкудзицу. Эти дни официально являются выходными, их перечень устанавливается законом о государственных праздниках. Помимо государственных, в Японии существуют неофициальные праздники, называемые мацури. Другим широко известным праздничным событием является цветение сакуры [22].

4.4 Здравоохранение

По уровню здравоохранения Япония занимает одно из первых мест в мире. В расчёте на 10 тыс. жителей Япония располагает самым высоким показателем числа койко-мест в больницах (128) среди всех других развитых стран мира.

Медицинские услуги в Японии предоставляются государственным и местными правительствами. Оплата за личные медицинские услуги производится через универсальную систему медицинского страхования, которая обеспечивает относительное равенство доступа, сборов, установленных правительственным комитетом. Люди, не имеющие страховку, через работодателя могут участвовать в национальной программе медицинского страхования в ведении местных органов власти. С 1973 года финансируемое правительством страхование распространяется на всех пожилых людей. Пациенты имеют право выбирать врача, а также средства обслуживания.

Мы видим, что Япония является прогрессивной страной, в сфере социальных отношений и социальной политики. Государство ежегодно старается всё больше развивать так называемый «социальный пакет» для граждан страны. Несмотря на самобытную и древнюю культуру, японцы хорошо уживаются с достижениями европейской цивилизации. Нельзя не отдать должное тому, что их культура от этого не страдает, а лишь всё больше развивается, при этом не копирую стандарты западных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы были сделаны следующие выводы:

Во-первых, территория Японии имеет не очень благоприятное географическое положение. Практически отсутствуют полезные ископаемые, основное минеральное сырьё импортируется. В общем, страна не вполне приспособлена для ведения сельского хозяйства, вследствие малых размеров страны. Однако следует отметить благоприятный климат, который импонирует развитию сельского хозяйства и туризма.

Во-вторых, следует отметить относительную однородность населения страны. Основу составляют японцы, это связано и с тем, что Япония всё ещё относительно закрыта для иностранцев. В последние годы действует политика по сокращению рождаемости, для уменьшения численности населения. Следует отметить, что данная политика приносит результаты.

В-третьих, Япония является развитой постиндустриальной страной. Обрабатывающая отрасль является основой всей промышленной структуры. Основные отрасли промышленности: машиностроение, производство оборудования. В настоящее время взят курс на приоритетное развитие наукоёмких отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В-четвёртых, Япония – один из лидеров внешнеэкономических отношений. У Японии очень разнообразные внешнеэкономические связи, страна имеет множество партнёров. По показателям импорта и экспорта страна занимает лидирующие позиции. Япония по-прежнему остаётся главным кредитором в мировой экономике, у неё самые большие в мире зарубежные активы. Следует отметить и самобытность культуры Японии. Также хорошее социальное развитие страны, что благоприятно сказывается и на её экономическом развитии.

Страницы:← предыдущая1234следующая →

Добавить комментарий