Причины появления институтов

Содержание

  1. Понятие социального института, причины возникновения,

основные этапы развития. 3

  1. Экономика как социальный институт. 6

  2. Политика как социальный институт. 12

  3. Образование как социальный институт. 16

  4. Религия как социальный институт. 19

  5. Семья как социальный институт. 21

Список литературы 25

1. Понятие социального института, причины возникновения, основные этапы развития.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф — Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени [2; 213]. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

  • ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

  • организованная система формальных и неформальных структур;

  • совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

  • устойчивый комплекс социальных действий [9; 220].

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов [2; 250]:

  1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

  2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

  3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

  4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

  5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

2. Экономика как социальный институт

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, «первородном» смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом следует иметь в виду, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода подразумевалась не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

За более чем два тысячелетия смысл понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это слово теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ – мыслитель Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира. Ныне, применяя слово «экономика», следует иметь в виду, что оно употребляется в двух, а то и в трех разных значениях.

Прежде всего экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, т.е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей.

Кроме того, экономика означает науку, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика как социальный институт играет огромную роль в жизни общества. Во–первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во – вторых, экономическая сфера жизни общества является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эгрономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Экономика как социальный институт выполняет основную функцию: производство и распределение товаров и услуг.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей [5; 113]. Потребностью называется объективная нужда человека в чем – либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностям) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) – на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средства труда, т.е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

Производительные силы – это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентированно на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.

Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.

Во время первой – неолитической – революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв – темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).

Страницы: следующая →

12Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Основныесоциальныеинститутыобщества. Их роль и функции

    Доклад >> Социология

    Основныесоциальныеинститутыобщества. Их роль и функции Среди огромного … социальныхинститутов многообразны. Однако все их многообразие можно свести к четырем основным? воспроизводство членов общества (основнымсоциальныминститутом

  2. Социальныеинституты (2)

    Реферат >> Социология

    … 1). Таблица 1 – Важнейшие структурные элементы основныхсоциальныхинститутовобщества Специфические функции ИнститутыОсновные роли Физические признаки Символические …

  3. Основныесоциальныеинституты

    Реферат >> Социология

    … выделяли четыре основные функции, выполняемые социальнымиинститутами 1. Воспроизводство членов общества. Семья является главным социальныминститутом, выполняющим …

  4. Социальныйинститут (1)

    Реферат >> Социология

    общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основныхсоциальныхинститутов

  5. Характеристика основныхсоциальныхинститутов

    Реферат >> Социология

    … и организованности. Основныхсоциальныхинститутов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВАОСНОВНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕИНСТИТУТЫ 1. Потребности …

Хочу больше похожих работ…

Тест

Контрольная работа

 

Вариант 1

1. Сущность социальных институтов, их типы, характеристики.

2. Функции социальных институтов.

 

Вариант 2

1. Основные этапы и базы институционализации общества.

2. Типы социальных институтов по функциональным качествам.

 

Вариант 3

1. Основные признаки главных институтов.

2. Социальные организации, их черты, разновидности.

 

 

1. Выделите более объективное объяснение социальных институтов:

— это организованные объединения людей с функциями, целями, нормами;

— это система связей, процедур, норм;

— это форма организации совместной деятельности людей.

2. Что является основой создания социальных институтов?

— возникающие потребности к совместным действиям;

— возникновение общих целей;

— появление норм, правил для совместного действия;

— появление необходимых правил, процедур;

— оформление системы ролей, статусов, охватывающих всех членов организации.

 

3. Расшифруйте признаки главных институтов общества:

— установки и образцы поведения – ____________________________

— символические культурные признаки – __________________________

— утилитарные культурные признаки____________________________

— кодекс устный и письменный – _________________________________

— идеология __________________________________________________

 

4. Объясните содержание основных функций социальных институтов:

— Функция закрепления и воспроизводства отношений – _____________

— Регулятивная функция – ____________________________________

— Интегративная функция – ___________________________________

— Транслирующая функция – __________________________________

— Коммуникативная функция ___________________________________

— Латентная функция – ________________________________________

 

5. Продолжите перечисление основных черт социальных организаций:

— они обладают целевой природой;

— члены распределяются по ролям, статусам;

— …

6. Чего не требуется для возникновения социального института:

а) всенародного голосования;

б) культурной среды;

в) потребности

г) ресурсов?

 

7.

1.2. Причины появления институтов.

Какие функции социальных институтов называются латентными:

а) замедленные;

б) реальные;

в) отсроченные;

г) скрытые?

 

8. Что не является социальным институтом:

а) авторитет;

б) религия;

в) семья;

г) образование?

 

9. Какие отношения в рамках семьи называют «браком»:

а) недружелюбные;

б) связывающие родителей и детей;

в) связывающие супругов правами и обязанностями;

г) объединяющие всех членов семьи?

 

10. Какие функции не должна выполнять семья как социальный институт:

а) экономические;

б) политические;

в) воспитательные;

г) репродуктивные?

Литература

1. Кондрауров В.И. Социология: курс лекций / В.И. Кондрауров, А.С. Страданчеков. – М. ИНФРА-М, 2001.

2. Основы социологии: учеб. пособие / Под общ. ред. М.В. Прокопова. – М., 2001.

3. Кончанин Т.Л. Социология / Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н /Д.: Феникс, 2001.

4. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н /Д.: Феникс, 2002.

5. Кравченко С.А. Социология: учеб. пособие для вузов / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2003.

6. Рысь Ю.И. Социология: учеб. пособие / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Дашков и К°, 2003.

7. Маршак А.Л. Общая социология / А.Л. Маршак. – Ростов н /Д.: Феникс, 2004.

8. Волков Ю. Социология/ Ю. Волков; под общ. ред. докт. филос. наук проф. В.И. Добренькова. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005.

 

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Понятие социальных институтов

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.

Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их систему социальных ролей и статусов.

Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Этапы институционализации:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий

2. Формирование общих идей

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4. Появление процедур, связанных с осуществлением норм и правил

5. Институционализация норм, правил и процедур (принятие, закрепление, практическое применение)

6. Установление систем санкций для поддержания норм и правил; дифференцированность их применения в конкретных случаях

7. Материальное и символическое оформление возникновения институциональных систем.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей:

а) Потребность в производстве продукции и услуг

б) Потребность в распределении благ и привилегий

в) Потребность в безопасности, защите жизни и благополучия

г) Потребность в социальном контроле за поведением человеческого общества

д) Потребность в коммуникации

е) Потребность в коллективизме в коллективных действиях, но в определенной ситуации.

2.

Предмет и причины возникновения институциональной экономики

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.

Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Эти системы состоят из ряда основных элементов, которые видятся в системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает  и  направляет  в  русло  их определенные   стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и  стабильности  в рамках  той  или  иной  социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов  еще  не  обеспечивает  функционирование социального института.

Для того, чтобы он работал, необходимо:

а) Чтобы  эти элементы  стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились  в  форму социальных  ролей и  статусов. 

б) Интернализация   индивидами   всех   социокультурных   элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных  ориентации  и  ожиданий  является вторым  важнейшим  элементом  институционализации.  

3. Организационное   оформление  социального института.

Внешне социальный  институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Каждой общественной сфере соответствует свой социальный институт:

Экономическая сфера – банк, биржа

Политическая сфера – партии, власть

Духовная сфера – культура, религия, образование

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Чем сложнее общество – тем больше развита система социальных институтов.

История социальных институтов, их эволюция подчиняется следующим закономерностям: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на достиженческих целях, на основе компетенции, независимости, личной ответственности, рациональности и относительно независимых от моральных предписаний.

Проблему для современного общества представляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессиональной деятельности, что неизбежно влечет определенную закрытость и недоступность для окружающих, с другими институтами, которые действуют как прямой канал открытого выражения интересов самых разнообразных групп общества.

Проблема взаимодействия социальных институтов возникает, если система норм, свойственная одному институту, начинает вторгаться в другие сферы социальной жизни, в которых раньше функционировали другие институты. Следствием может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение и даже уничтожение какого-либо из институтов.

Изменение социальных институтов может быть вызвано внутренними и внешними причинами.

Внутренние причины чаще всего связаны со сменой культурной ориентации в развитии общества, с изменением духовно-нравственных представлений, что приводит к кризису.

Внешние причины – неэффективность социальных институтов, противоречие между существующими институтами и социальной мотивацией.



Тесты и задания по теме 2. Теория трансакционных издержек

Предыдущая53545556575859606162636465666768Следующая

1. Трансакционные издержки это:

а) издержки, связанные с производством продукции;

б) издержки, связанные с производством товаров и услуг;

в) издержки, не связанные с производством;

г) издержки на покупку сырья и материалов.

2. К трансакционным издержкам не относятся:

а) издержки поиска информации;

б) издержки оппортунистического поведения;

в) издержки обслуживания станков и оборудования;

г) издержки защиты прав собственности.

3. Причиной появления институтов являются:

а) низкие трансакционные издержки;

б) высокие трансакционные издержки;

в) низкие производственные издержки;

г) высокие трансформационные издержки.

4. Издержки оппортунистического поведения являются следствием:

а) недобросовестного поведения одной из сторон;

б) непредумышленных действий одной из сторон;

в) незнанием одной из сторон существующего законодательства;

г) издержек поиска информации.

5. Проблема «отлынивания» рассматривается в работах:

а) Р. Коуза;

б) О. Уильямсона;

в) Д. Норта;

г) Т. Веблена.

6. Попытки измерения трансакционных издержек, проведенные Д. Нортом и Дж. Уоллисом, касались:

а) экономики США;

б) экономики Великобритании;

в) экономики России 1990-х гг.;

г) экономики стран — членов ЕС.

7. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике с точки зрения теории соглашений?

а) поиска информации;

б) мониторинга и предупреждения оппортунизма;

в) измерения;

г) ведения переговоров;
д) заключения контракта.

8. Предположим, некая страна А обладает богатыми месторождениями природных ресурсов, но не имеет достаточно финансовых ресурсов для их самостоятельного освоения, а страна Б заинтересована в получении доступа к месторождениям страны А. Всему множеству вариантов распределения прав собственности на месторождение стороны предпочли создание совместного предприятия на условиях раздела продукции. В ходе переговоров представители сторон будут вынуждены решать вопрос о пропорциях раздела добываемых полезных ископаемых. Обеим сторонам известны результаты лабораторных экспериментов, проведенных в странах А и Б, в ходе которых участникам экспериментов предлагалось разделить между собой определенную сумму денег, скажем 1000 у. е.

Тесты и задания по теме 2. Теория трансакционных издержек

Один из участников предлагает другому свою пропорцию, скажем 200 и 800, а другой — либо соглашается, либо не
соглашается и предлагает свою пропорцию. В итоге стороны получают деньги только в том случае, если им удается достичь соглашения о пропорции раздела искомой суммы. Учитывая результаты лабораторных опытов (таблица), какую пропорцию раздела продукции должны предложить представители страны А, чтобы максимизировать свою ожидаемую полезность уже в первом раунде переговоров?

Таблица

Процент согласившихся
Предлагаемая сумма (из 1000 у. е.) Страна А Страна Б

9. Поселок Правнуково находится вблизи аэропорта, из которого ежедневно выполняется 10 рейсов. В связи с ростом пассажиропотока руководством аэропорта рассматривается вопрос об организации ежедневно дополнительного, 11-го рейса ПравнуковоРио-де-Жанейро. В случае организации этого рейса полные издержки аэропорта составят 1000 у. е., а совокупный доход — 1500 у. е. Однако в силу ограниченных возможностей инфраструктуры аэропорта 11-й рейс может быть организован лишь поздно вечером, после 23.00, что создаст неудобства для жителей поселка. Их сон будет потревожен звуком взлетающего Ту-154, что отразится на их производительности и, следовательно, на их доходах. Совокупные доходы жителей Правнукова сократятся на 600 у. е. ежедневно. Будет ли организован рейс на Рио-де-Жанейро?

а) если право на запрещение вредного использования самолетами принадлежит аэропорту Правнуково;

б) если право на запрещение вредного использования самолетами принадлежит жителям поселка.

10. Во времена Великой французской революции было введено новое летоисчисление (например, месяцы года получили названия «брюмер», «термидор» и т.д., а само летоисчисление начиналось не предполагаемой датой рождения Иисуса Христа, а революционными событиями). К росту какого типа трансакционных издержек это привело?

а) поиска информации;

б) мониторинга и предупреждения оппортунизма;

в) измерения;

г) ведения переговоров;

д) заключения контракта.

11. Означает ли факт быстрого роста трансакционного сектора в странах с развитой рыночной экономикой то, что одним из пределов экономического развития являются запретительно высокие трансакционные издержки (наряду с ограниченностью природных ресурсов, проблемами экологии и т. д.)?
Да. Нет.

 

Ответы к тестам и заданиям по теме 2.

1 — в

2 — в

3 — а

4 — а

5 — б

6 – а

7 – а, б.

Теория соглашений обращает внимание на неоднородность экономической среды как главный фактор роста трансакционных издержек. В российской экономике соотношение соглашений чрезвычайно нестабильно, что мешает экономическим агентам действовать на основе общепринятых «правил игры». В этих условиях особенно высоки издержки поиска информации
(исчерпывающий источник информации отсутствует) и издержки мониторинга, ведь асимметричность информации и отсутствие общепринятых «правил игры» создают предпосылки для оппортунистического поведения.

8 — Страна А должна предложить стране Б делить продукцию в пропорции 1,25:1 (600 у. е. продукции достается стране А, а 400 — стране Б из каждой тысячи у. е. продукции). Предложенная ситуация описывается стандартной моделью торга. Чтобы завершить переговоры уже в первом раунде, представителям страны А следует предложить представителям страны Б такую пропорцию раздела, которая максимизирует их ожидаемую полезность. На
основе табл. 10.3 можно построить график ожидаемого выигрыша
страны А в зависимости от предложенной ею пропорции обмена (по вертикальной оси отложены значения EUa= (1000 — предлагаемая сумма) х (вероятность того, что представители страны Б согласятся.

9 —а, б. 11- й рейс не будет организован, что и подтверждает верность теоремы Коуза. В случае А жители поселка пытаются выкупить право на запрещение вредного использования самолета (шум после 23.00) у аэропорта и предлагают ему любую сумму до 600 у. е. В свою очередь, аэропорт согласится на любую сумму, превышающую 500 у.е, т. е. его чистую прибыль от организации рейса. Стороны сторгуются в пределах 500-600 у. е., и 11-й рейс
не состоится. В случае Б уже аэропорт будет пытаться выкупить
у жителей поселка право на запрещение вредного использования, предлагая им любую сумму до 500 у. е. Жители же смогли бы согласиться только на сумму, превышающую 600 у. е., т. е. предмета для торга нет, и 11-й рейс тоже не состоится.

10 — в. Новое летоисчисление чрезвычайно усложнило оценку событий во времени. В условиях его использования единый стандарт времени фактически перестал существовать.

11 – нет. Важна не сама по себе динамика трансакционного сектора, а динамика трансакционных издержек в расчете на одну трансакцию. Трансакционные издержки в расчете на одну транс-акцию могут уменьшаться при росте трансакционного сектора, если: а) трансакционный сектор растет меньшими темпами, чем ВНП; б) темпы роста государственного трансакционного сектора опережают темпы роста трансакционного сектора в целом.

Предыдущая53545556575859606162636465666768Следующая

Date: 2015-11-13; view: 4220; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов :
— возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
— формирование общих целей;
— появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
— появление процедур, связанных с нормами и правилами;
— институционализация норм и правил, процедур, т.е. их
принятие, практическое применение;
— установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
— создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Общество индустриального типа основывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении. Оно характеризуется во всем той же индивидуальной свободой, которую подразумевает любая коммерческая сделка. Сотрудничество, за счет которого существует многообразная активность общества, становится добровольным сотрудничеством.
И поскольку развитая стабильная система, склоняющаяся к социальному организму индустриального типа, создает себе, как и развитая стабильная система животного, регулирующий аппарат рассеянного и нецентрализованного вида, она стремится также децентрализовать первичный регулирующий аппарат за счет привлечения от различных классов их оспариваемой власти».
Спенсер подчеркивал, что степень сложности общества не зависит от воинственно-индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть «индустриальными», по Спенсеру (не в сегодняшнем понимании «индустриального общества»), а современные сложные общества могут быть военными.
Определяющим общества как воинственное или индустриальное является не уровень сложности, а, скорее, наличие или отсутствие конфликта с окружением. Если классификация общества па возрастанию сложности развития придала системе Спенсера вполне оптимистическое изображение, та воинственно-индустриальная классификация привела его к менее радостным взглядам на будущее человечества .
Спенсер ни в коей мере не был, как он часто отмечал, неизменным последователем идеи непрерывного однолинейного прогресса. Эта становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем его общую схему эволюции.
Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости. «Как между детствам и зрелостью нет коротких путей, дающих возможность избежать утомительного процесса роста и развития па средствам незаметного приращения, так же нет другого пути от низших форм социальной жизни к высшим, кроме как минуя небольшие последовательные изменения. Этот процесс нельзя сократить и его следует пройти с должным терпением».
Спенсер, особенно в ранних своих работах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянно присутствующим. «Изменение от однородности к разнородности проявляется в прогрессе цивилизации в целом, а также в прогрессе каждый нации; она до сих пар продолжается с возрастающей скоростью». Но в своих зрелых произведениях Спенсер возможна, под влиянием разочарований в связи коллективистским» курсам, который приняло английское общества к концу XIX, в., признает, что хотя эволюция человечества в целом остается уверенной, определенные общества могут не только прогрессировать, на и отступать вспять.
Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественные, природное окружение.
Спенсер, подчеркивая отличие своей концепции от концепций сторонников теорий однолинейных этапов, таких, как, например, Конт, писал: «Таким образом, среди других ошибочных концепции возникает еще одна серьезная ошибка, что различные формы общества, представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным, как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, что социальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единого ряда, а, классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам».
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность
Спенсер анализирует социальные институты в связи с общей матрицей, в которую они укладываются по-разному. Он убежден: «… то, что, с точки зрения наших мыслей и чувств, является крайне плохим обустройством, подходит к условиям, при которых лучшее обустройство просто неприемлемо». Он предупреждал против общей ошибки считать обычаи, которые кажутся странными или отталкивающими по современным стандартам, не имеющими никакой ценности: «вместо того, чтобы пройти мимо них как не имеющих значения, считающихся отталкивающими предрассудками примитивного человека-дикаря, мы должны поинтересоваться, какую роль они играют в социальном развитии»
При рассмотрении социальных институтов Спенсер подчеркивает непредвиденность последствий деятельности человека, показывая, что они являются не результатом преднамеренных стремлений и мотиваций субъекта, а возникают вследствие функциональных и структурных потребностей. «Определяют условия, а не намерения…

Причины появления институтов.

Тип политической организации, и не является предметом намеренного выбора». Спенсер призывает рассматривать институты с учетом двойного аспекта их эволюционного этапа и функций, которые они поддерживают на этой стадии.
Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды Спенсера сформировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной свободы и, свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших» .


Скачать реферат «Эволюция социальных институтов»DOC

Константинова О.В.

г. Иркутск

Изменение социальных отношений и институтов

Общество является динамично изменяющейся структурой. Оно не может оставаться неизменным на протяжении длительного времени. Изменяются элементы и структуры общества.  Застой в развитии общества приводит к кризису и хаосу в социальных отношениях. Меняется время – меняются  социальные институты  и социальные отношения.

Социальные институты – (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившееся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом [2, с.204]. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение. Социальные институты определяют и социальные отношения  членов этих институтов между собой.

В зависимости от выполняемых функций, существует множество разных классификаций социальных институтов [1].

1.Экономические – это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

Вспомним, что в 90-е гг. мы наблюдали спад экономики, связанный с переходом от плановой экономики к рыночным отношениям. В наше время мы наблюдаем стабилизацию экономических отношений, которая обусловлена повышением уровня заработной платы, соответственно повышается и уровень жизни населения в целом.  В тоже время изменения в экономике мы можем рассматривать и на примере Сочи. Для подготовки и проведения Олимпиады были затрачены значительные денежные средства. В тоже время происходит отток капитала из других городов, что чревато ухудшением экономического состояния, дефицит бюджета на региональном уровне, ухудшение экономического положения страны в целом.

2. Политические – это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.

Политический институт 90-х и 00-х гг. конечно имеет ряд различий. Сейчас мы наблюдаем нашу страну, которая занимает достаточно прочное положение среди других стран, как в экономическом, так и в политическом плане.  Вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 г. имеет для нашей страны и политическое преимущество: получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов; улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Предмет и причины возникновения институциональной экономики

 Для России это имеет значение не только в политическом, но и в экономическом плане.

Для отечественного товаропроизводителя время покажет, насколько эффективным было решение о вступлении в ВТО.

3. Воспроизводства и родства – это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака). В современном мире этот институт претерпел существенные изменения. Изменился институт семьи и брака. Многие молодые люди делают свой выбор в пользу карьеры, оттягивая  время  вступления в брак. Они объясняют это тем, что для создания семьи должна быть создана прочная материальная база. Кроме того, предъявляются высокие требования к своему партнеру. Рождаемость отодвигается на более позднее время.  Наблюдается тенденция к малодетным семья, одному ребенку.

До середины 1970-х гг. население России увеличивалось исключительно за счёт естественного прироста, превышая число родившихся над числом умерших. Снижению рождаемости в конце 70-х способствовало общее повышение уровня жизни, грамотности и социально-гигиенической культуры населения. Небольшой рост рождаемости произошёл в 1985, но уже через несколько лет начался очередной  демографический кризис. 1990-е гг. характеризуются  так называемой демографической ямой, именно в это время смертность превысила рождаемость в 1,5 раза.  Незначительные изменения в сторону увеличения  рождаемости произошли вначале 2000-х гг., когда началось пересмотрение в социально-экономической сфере.  Так как в 90-х гг. был кризис рождаемости, то  после 2010 г. не стоит ждать большого прироста населения.

Так же, на наш взгляд, стоит отметить, что современное общество переживает такое явление, как однополые браки, которые в нашей стране официально не разрешены. Тем не менее такие пары есть. Они предпринимают попытки отстаивать свои права. Во многих станах, например во Франции, Голландии, Дании регистрация таких браков  официально разрешена на законодательном уровне. В ряде стран даже разрешено усыновление (удочерение) такими парами детей.

Если рассматривать проблемы воспроизводства населения, то необходимо отметить следующее. Малодетные пары объясняют свое нежелание иметь больше одного ребенка тем, что лучше воспитать одного, но «достойно». Дать ему все то, чего возможно, его родители сами были лишены в своем детстве. Наша жизнь диктует нам такие условия, что большую часть времени занимает работа, при этом на семью и детей остается очень мало времени. Поэтому так же в парах практикуется и childfree, так называемая сознательная бездетность.

То есть пары, в силу каких-либо причин не хотят иметь детей. Им комфортно существовать вдвоем со своим партнером.  Каждым сам делает свой выбор в соответствии с приоритетами, которые он расставляет в своей жизни.

4. Социально-культурные и воспитательные – это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

С началом существования новой России, после 2000-х гг., наблюдается рост патриотизма среди населения.  Набирает популярность проведение военно-спортивных игр для молодежи. Для многих молодых людей престижной становиться служба в вооруженных силах. Приобретает значение и работа ДОСААФ, деятельность которого заключается в военно-патриотическом воспитании молодежи, обучение навыкам вождения автомобилей, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, организует активный отдых и походы и ряд других направлений по работе с молодежью. В Иркутске существует региональное отделение Общероссийской общественно-государтсвенной организации ДОСААФ России Иркутской область.  Деятельность подобной организации необходима в наше время для привития патриотических, ценностных установок молодежи.

5. Социально-церемониальные – это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

Изменение в этом институте проявилось и в появлении такого явления, как возникновение добровольческой деятельности. В современном обществе это явление приобретает распространение среди разных слоев населения. Добровольчеством занимается не только молодежь, но и люди старшего возраста. Существуют множества пилотных проектов с участием добровольцев, которые направлены на решение конкретных социальных проблем. Например, в некоторых регионах нашей страны совсем недавно появилась очень интересная инициатива. На добровольных основах женщины пенсионного возраста приходят в семью, в которой есть ребенок-инвалид, или в многодетную семью и присматривают за детьми [3].

В это время мама может отлучиться по делам. На наш взгляд, подобная акция помогает не только благополучателям, которыми являются в данном случае родители, но и сами добровольцы, ведь они чувствуют потребность общества в них, преодолевается проблема одиночества. Развиваются социальные контакты.

Участие в добровольческих акциях способствует личностному росту и развитию граждан.

6. Религиозные – институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.

По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований, особенно заметен рост их последователей после 1990-х гг. – Свидетели Иеговы, Евангельские христиане-баптисты, Союз Христиан Веры Евангельской – Пятидесятников. Так, по приблизительным подсчетам Свидетелей Иеговых насчитывается более 40 тысяч человек.

Религиозных конфессий существует множество.  Каждый вправе сам сделать свой выбор в пользу определенной. Казалось бы, что религиозный институт всегда остается неизменным, его догмы свято чтят и не нарушаются. Однако, это не совсем так. Мы можем наблюдать, что в современном обществе, прикрываясь религиозными убеждениями, совершаются страшные вещи. Растет количество террористических актов, при этом происходит якобы «отстаивание веры». На самом деле, это не война за веру, это только прикрытие, так как ни одна вера не пропагандирует насилие и убийство во имя нее.

Оскверняются и святыни, которые для тысяч прихожан являются символами веры и непогрешимости. Вспомним скандальное выступление панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Эта акция стала свидетельством того, как изменилось отношение многих людей к религии. Если раньше даже сама мысль о том, чтобы как-то осквернить святыню считалась грехом, то сейчас многие позволяют себе подобные акции, что конечно недопустимо. Хотя наше государство и является светским, уважение к религии, к чувствам прихожан должно быть.

Мы считаем, что каким бы прогрессивным не было современное общество, нужно беречь и сохранять те догмы, которые были важны для наших предков. Так или иначе, не все социальные институты будут полностью изменены. Многое останется в том виде, в каком оно было и тысячу лет назад. Общество и социальные отношения должны развиваться с опорой на прошлый опыт.

Социальные отношения меняются под воздействием социальных институтов. В тоже время можно говорить и о том, что социальные институты меняются с развитием и изменением социальных отношений.

Список литературы

  1.  Основы социологии: Курс лекций /  А.И.Антонов, В.Я.Нечаев, Л.В.Пиковский и др. – М.: Об-во “Знание” России, 1993. – 383 с.
  2.  Лавриненко В.Н. Социология/ В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
  3.   Официальный сайт газеты «Городской репортер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cityreporter.ru/article/babushka-na-chas-ili-kto-pomozhet-mame (19 января 2014.).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33020. Проблема бытия в истории философии 35.15 KB
  Проблема бытия в истории философии Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия самого по себе натуралистическая онтология.
33021. Проблемы сознания в истории философии 25.32 KB
  Философское осмысление сознания начинается тогда когда в ходе развития и усложнения материальнопрактической деятельности расширения познания окружающего мира начинается угасание религиозномифологических представлений. Примерами материалистического подхода к объяснению сознания являются общефилософские концепции Фалеса Анаксимандра Анаксимена Демокрита. Идеалистическое объяснение сознания ярче всего отражено в учении Платона о мире идеальных сущностей этих действительных первоосновах материального бытия.
33022. Проблема познания в истории философии 26.33 KB
  Проблема познания в истории философии. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Проблемы познания в философии Стоит начать с того что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания в философии важна также и по той причине что человек может быть не только субъектом но и его объектом.
33023. Проблема истины в философии 25.44 KB
  Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины поскольку оно имеет объективно истинное содержание является необходимым этапом познания включается в последующие этапы.
33024. Специфика философского познания социальной действительности 40.09 KB
  Социальному познанию можно дать следующее определение: Познание людьми законов функционирования общества и самих себя своих целей желаний потребностей называется социальным познанием Очерки социальной философии. Истина это адекватность представлений субъекта действительности о чем подробно говорилось в первой части курса философии. Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии но до сих пор не утихают споры о том что…
33025. Основные подходы к изучению общества 18.61 KB
  Основные подходы к изучению общества Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.Культурноисторический подход к изучению общества характерен для конца XIX начала XX в.
33026. Общество как система. Характеристики общества как системы 33.31 KB
  Пушкарева отмечает что общество представляет собой универсальный способ социальной организации социального взаимодействия и социальных связей обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей самодостаточный саморегулирующийся и самовоспроизводящийся Во всех этих определениях есть рационально зерно так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга не обособлены а напротив тесно…
33027. Социальная структура. Социальные слои 39.64 KB
  Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды занимающие определенные позиции статусы и выполняющие определенные социальные функции роли объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы социальнотерриториальные этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности классы слои группы и т. В зависимости от того какой элемент выделяется в качестве главного структура общества может быть представлена как групповая классовая общностная и т. Таким…
33028. Материальное производство и его структура 17.05 KB
  Теория материального производства разработана марксизмом.Главной особенностью материального производства которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой.Таким образом в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью какихлибо средств труда. Сырье природный материал который в процессе производства…

Добавить комментарий