Русская культура 17 века

Культура России XVII века

⇐ Предыдущая12


Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

· Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.

· Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).

· В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.

· При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

· В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.

· Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.

· Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

· При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская — фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.

· Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».

· В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

_______________________

Тема: Культура России XVIII века.


Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

− 1701 — Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее — Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.

− Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы».

− Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.

− Появились новые учебники. «Арифметика, сиречь наука числительная» Магницкого.

− 1700 году — летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.

− 1702 — первая печатная газета «Ведомости» (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета «Куранты» для нужд двора), редактором которой был Петр I.

− 1708 — переход на гражданский шрифт.

− 1755 — по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.

− Екатерина II — создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.

− 1764 — Смольный институт благородных девиц.

− Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

− 1741 — экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.

− Известный изобретатель петровского времени — Андрей Константинович Нартов.

− 1718 — Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.

− Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом».

− В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. «История Российская» в 5 томах.

− Знаменитый изобретатель-самоучка — Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, «самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.

− Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

− Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».

− Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин «Бедная Лиза».

− Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы «Трутень», Живописец».

− Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность». Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его «бунтовщиком хуже Пугачева».

_______________________


⇐ Предыдущая12


Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 8502 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Серебряная позолоченная с чернью чаша 1699 года.

В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др.

В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких шеях, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в.

Культура России XVII века

Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством.

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший иногда неправильное название «русского барокко». Храмы имели крестовидную форму, и главы их стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффективных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви такой архитектуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных. Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой. Постройки такого рода воздвигались не только в России, но и на Украине. Необыкновенно стройные и в то же время богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля восхищают своей красотой. Этот стиль по территории его распространения можно было бы назвать украинско-русским.

Архитектура и живопись в XVII веке

Лучший мастер-живописец той эпохи Симон Ушаков стремился писать не отвлеченные, а реалистические образы. Иконы и роспись такого «фряжского письма» показывают стремление русских художников приблизиться к жизни, покинув отвлеченные схемы. Новые веяния в искусстве вызывали глубокое возмущение ревнителей старины. Так, протопоп Аввакум ядовито отзывался о новых иконах, говоря, что на них «спас милостивый» изображен наподобие пьяного иноземца с румянцем на щеках.

Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.

Во всех областях культурной жизни России ощущались новые веяния, вызванные глубокими хозяйственными и общественными сдвигами. Эти сдвиги, а также ожесточенная классовая борьба и мощные крестьянские восстания, потрясавшие феодально-крепостническое государство, нашли свое отражение в народной поэзии. Вокруг величественной фигуры Степана Разина сложился цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», — воспевает народная песня подвиги Разина и его сподвижников, зовет к борьбе против помещиков, крепостничества, социального угнетения.

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в.

Русская культура XVII века

во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям.
 В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России.

Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.

Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.

Общая характеристика культуры 17 века

ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

  1. Общая характеристика культуры
  2. Общая характеристика искусства 17 века. Стиль барокко
  3. Внестилевая линия в искусстве
  4. Стиль классицизм

Общая характеристика культуры 17 века

Основы нового типа культуры закладываются в 16 веке, развиваются в 17, поэтому 17 век считается переходным от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени. Новая эпоха – Новое время. В культуре 17 века воплотилась вся сложность того времени. Рассматривается как отдельный этап в истории культуры, потому что к 17 веку произошло формирование национальных культур и их содержание принципиально отлично от предшествующего времени.

Называется буржуазным типом культуры, преобладает материальная составляющая (капиталистические отношения, то есть отношения по поводу выгоды). Происходит развитие мануфактурного производства, которое порождало потребность в научных разработках. Завершаются буржуазные революции: в Нидерландах, Англии. Складывается европейский и мировой капиталистического рынка.

В политической сфере происходит трансформация абсолютизма, который всё больше начинает зависеть от интересов дворянства и буржуазии.

1645-53 – Тридентский собор – контрреформация, усиление католицизма, борьба со свободомыслием.

Социальный носитель культуры – буржуазия, поэтому и система ценностей буржуазная. Происходит окончательная ликвидация «мы-сознания», то есть закрепляется приоритет индивидуализма.

В основе мировоззрения – рационализм, основа миропонимания – наука (в средние века – богословие, то есть то, что объясняло людям мироустройство. Но это благодаря Возрождению и гуманистам, которые расшатали средневековые устои. Главный источник знаний о природе не Священное Писание, а опыт (Ф. Бэкон Новый Арганон). Бэкон: главная задача науки – увеличение власти человека над природой. Метод индукции.

Р.

Русская культура в XVII веке

Декарт «Рассуждение о методе»: разум человека – главное орудие познания мира. «Мыслю, следовательно существую». Цель науки – практическая польза. Дедукция.

Новое понимание места человека в мире, он уже не центр мироздания, а малая частичка в огромной вселенной, и человек, и мир воспринимаются как сложные и противоречивые. Новое мировоззрение пронизано и другим, не менее острым вопросом: как отдельному, конкретному человеку найти свое место в исторический период перемен, когда рушатся старые общественные отношения и складываются новые? Если максима общественного сознания в XV -XVI вв. гласила, что «человек свободен и равен Богу», то в XVII в. она выглядит более земной — «человек лишь маленькое звено в величественном механизме природы, поэтому он должен жить по законам последней».

Спиноза: «Человек, думающий, что он свободен, подобен камню, считающему, что он летит».

В средние века – суверенитет веры, основанной на разуме, в Новое время – суверенитет разума, основанного на вере.

По отношению ко 2 половине 16 – н. 17 века – термин «трагический гуманизм» — разочарование в пафосе гуманистов, нет восторга перед человеком, теперь в центре внимания не Бог, не человек, а мир, природа.

Несмотря на это, распространяется и иррационализм, поэтому в культуре Нового времени осуществляется борьба двух начал – рационального и иррационального.

Отсутствие единого стиля в искусстве, два стиля – барокко (иррационализм) и классицизм (рационализм), то есть, нет единой мировоззренческой концепции. Распространение антиномий как жизненного принципа – одинаково хорошо обоснованные, но взаимоисключающие суждения.

17 век – наиболее противоречивое время, время формирования основ культуры нового типа, нового взгляда на мир, трагичного осознания человека, человек как песчинка.

Противоречие во всём: классицизм и барокко, реформаторские буржуазные революции и усиление власти церкви, сохранение позиций дворянства и развитие буржуазии, феодализм и капитализм, рационализм (новое) и иррационализм (старое).



17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является  Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

 

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон.

Русская культура в 17 веке

К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Церковь Покрова в Филях

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как  внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец  в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре  вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других.

Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

Крутицкий теремок

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.

Культура 17 века

 

Общее и в 16 и в 17 веке:
– существование канонов в культовом искусстве (живопись, архитектура);
– религиозный характер образования;
– общественно-публицистические произведения стремились обосновать идею
правомерности и необходимости самодержавия.

 

ОБРАЗОВАНИЕ
В XVII веке возрастает количество грамотных людей. Обычно грамоте обучали в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие.
Проблема организации обучения становится актуальна, поэтому уже в 40 –гг по инициативе видного гос. деятеля Ртищева была организована школа при Андреевском монастыре.
В 1687 г была открыта Славяно-греко-латинская академия.!!!!!! Первое высшее учебное заведение ( открыта при Софье Алексеевне)
Во главе встали греки Иоанниким и Софроний Лихуды!!!!!!!!!!!. Академия обучала « грамматики, пиитике, риторике, диалектике, философии и богословию» Обучение рассчитано на церковников и чиновников.
Книгопечптание позволяет массовое создание пособий по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, иллюстрированный букварь Истомина, печатная таблица умножения.

Многие стремились изучить иностранные языки. Основные
1) польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно-политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.);
2) латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России).

НАУКА
Чисто практическая сторона, почти не затрагивалась теория.
Практические знания по геометрии, механике, физике и химии давал « Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки»
Медицина основывалась на народных травяных рецептах. В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, готовящие рецепты.
В середине XVII в в Россию проникает гелиоцентрическая система Коперника. В первой половине века составляются первые географические карты –«Книга Большому чертежу», « Чертёж городам русским и шведским до Варяжкого моря».

 

ЛИТЕРАТУРА
Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений.). Неизвестные литераторы того времени обращались и к изображению героев смуты — положительных и отрицательных. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина», а Лжедмитрию I — «Сказание… о Гришке Отрепьеве и о похождении его».

Выдающимся памятником русской литературы стало «Житие
протопопа Аввакума, им самим написанное». «Житие» — остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны.

 

Своеобразным литературным памятником является сочинение
бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа
Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государственного аппарата.

В 1621 году стала издаваться первая рукописная газета «Куранты», читателями которой стали царская семья и наиболее близкие им придворные.
ТОЧНЕЕ
«Куранты» — первая русская рукописная газета. Составлялась Посольским приказом для информирования царя Годунова Б.Ф. и его ближайшего окружения о зарубежных событиях. Известна с 1600. В 1621 при Михаиле Фёдоровиче Посольский приказ приступил к изданию первой рукописной газеты «Вести-Куранты».

НОВОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ!!!!!
1.Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая
повесть.

В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о «предопределенной» свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда — создание чисто
литературных образов.
Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных
социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.
Наиболее значительными произведениями являются «Повесть о
Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии»

2.Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них — «Сказание о куре и лисице», «Калязинская челобитная», «Повесть о Карпе Сутулове»,
«Повесть о бражнике» — своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов.
Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о
Ерше Ершовиче».

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического
стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль
барокко»: стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление.

В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени которого складываются легенды,
песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина

 

АРХИТЕКТУРА
В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

Огромное влияние оказала церковная реформа!!!!!!!!!

под влиянием Никона в середине — второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда
монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви.
Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над «гробом господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни

 

 

НОВОЕ!!!

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль — нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»; использованием только красного и белого цветов.

 

 

Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях
появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место
торжественному ансамблю.
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство
Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636).

 

Живопись
В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича

Симон Ушаков
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера.

В течение 30 лет
живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686).
Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица
СРАВНИТЕ.
1. Спас 12 века и 2. Спас Симона Ушакова

НОВОЕ!!!
ПАРСУНА

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение «парсунного» письма — портретных изображений
Парсуна
(искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо)Парсуна появляется как переходный период от иконописи к светской портретной живописи

По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
1.Парсуна Скопина-Шуйского
2.Парсуна. Иоанн IV (Иван Грозный)

 

 

 

Театр.
В 1672 был создан придворный театр в Москве

ГЛАВНОЕ!!! Изменения в культуре в 17 веке…в культуру проникают светские элементы

В начале темы я назвала общие черты в культуре 16и 17 века. Теперь особенности:
– возникновение шатрового стиля в XVI в.;
– появление стилей «дивное узорочье» и нарышкинское барокко» в XVII в.;
– появление книгопечатания в XVI в;
– появление первой высшей школы Славяно-греко-латинской академии в XVII в.;
– в XVII в. появился первый придворный театр;
– в XVII в. зародился жанр портретной живописи– парсуна.

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
В 1648 г из устья Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Попова и казака Семёна Дежнёва. Много невзгод пережили они: бури в море, неприязнь местного населения. Они обогнули самую восточную оконечность нашей страны и нашли пролив, отделяющий Евразию и Америку. В память самую восточную точку называют мыс Семёна Дежнева.
В 1643-1646 русские появляются на Амуре. Владимир Поярков вышел в Охотское море, а Ерофей Хабаров присоединил приамурские земли к России.
Владимир Атласов в 1697-1699 годах совершил походы по Камчатке. Дал первые сведения о Камчатке и Курильских островах.


Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 960;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий