Чувственное познание и его формы философия

Содержание

37.Многообразие форм познания (обыденное, художественное, религиозное, философское). Субъект и объект познания.

Гносеология — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании».

Гносеология изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

П. – это духовная деятельность людей. Использование, имеющихся в данный момент знаний для производства нового. П. – это процесс целостного отражения действительности в сознании человека с целью дальнейшего его преобразования.

Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.

Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут быть:

— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;— группа (коллектив), — общество в целом.

Обычно выделяют следующие формы познания: обыденное, художественное, религиозное, философское.

Каждая из них имеет свою специфику, но в то же время они объединены общими гносеологическими категориями: истины, знания, веры и пр. Каждая из форм незаменима и необходима для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать его и жить в нем.

Обыденное П. сопутствует Ч. на протяжении всей его жизни, в которую часто включают и перинатальный период. Однако, несмотря на относительную простоту обыденного познания, существует несколько различных его трактовок.

Художественное П. — искусству доступно то, что не доступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Наука способна описать эти явления в общем. Есть конкретные переживания конкретного человека. Художник отличается от обычного человека тем, что он способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому произведение искусства становится понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации, переживания.

Религиозное П. — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)». Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится мир «дольний». Отличается тем, что основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.

Философское П. предполагает духовную ориентацию человека в мире.

П.: (1) Чувственное (ощущения, восприятие, представление).

(2) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

38.Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление.

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную.

Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Чувственное П. осуществляется с помощью органов чувств.

Чувственное познание дает непосредственное знание о предметах и их свойствах.

Субъективный образ объективного мира.

Ощущение – отражение сознанием человека отдельных сторон, свойств предметов. Оно разделяется на: (1) зрительные (наиболее важны для человека – 80% чувственной информации), вкусовые, осязательные, обонятельные, слуховые. И на: (2) температурные, болевые, равновесия, невесомости, вибрации.

Восприятие – целостное отражение сознанием человека предметов, явлений, ситуаций, событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Восприятие основывается на ощущениях.

То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки»- ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Представление возникает на основе памяти, определенного опыта, который когда-либо был в нашей памяти.

Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

39.Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.

На этапе рационального познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание иногда называют еще абстрактным или логическим мышлением. Это опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Мышление – это активный процесс обобщенного и опосредованного отношения к действительности, который выражается в системе абстракций.

Понятие – это элементарная форма мышления (какие-либо слова, которые несут смысловые нагрузки).

Суждение – это форма мышления, которая отражает процессы, свойства, явления, связи и их отношения.

Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении — субъект и предикат.

Умозаключение – есть новое, выводное знание, которое формируется из двух или нескольких суждений. Главное условие получения нового умозаключения – это его истинность, которая выявляется из нескольких посылок, и правильного использования имеющегося знания.

У. бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Индукция бывает полной и неполной. Полная — когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению. Неполная — когда такой полноты нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя.

В дедуктивном У. мысль движется от общего к частному.

Интуиция – способность достичь результата, опуская различные ступени познавания.

Аналогия — это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении.

40.Абсолютная, относительная истины. Основные концепции истины.

Истина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. И. также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом И. есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и Ф., так и в рамках научного познания. Противоположными И. являются понятия лжи и заблуждения.

Абсолютная И. — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

Относительная И. — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной И., и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

Теории, утверждающие существование абсолютной И., часто называют метафизикой, относительной И. — релятивизмом. Понятие относительной И. используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной И. является правда.

Объективная И. — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому И. субъективна по форме). Признания объективности И. и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической Ф.

Основные концепции истины.

1. Традиционная классическая: истина есть соответствие вещи, мысли и слова, как адекватное знание о вещах и событиях.

2. Корреспондентная: истина как верное суждение.

3. Когерентная: истина как согласование, системность знания.

4. Конвенциальная: истина как соглашение (результат всеобщего признания, имеющий теоретическую форму).

5. Прагматистская: И. как практическая полезность знания.

6. Диалектико-материалистическая: И. — внутренне противоречивый процесс утверждения объективной истины через диалектику абсолютной И. и И. относительной.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

…4567891011121314151617181920Смотреть все


Похожие страницы:

  1. ШпаргалкапоФилософии (12)

    Шпаргалка >> Философия

    на экзаменационные вопросы поФИЛОСОФИИпо книге А.В. Барковской и Е.В. Хомич«Философия. Ответы на … развития (традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное). Философияпо Конту может быть сохранена только …

  2. ШпаргалкапоФилософии (10)

    Шпаргалка >> Философия

    … и должны учитываться как в исследованиях пофилософии, так и при ее изучении. … -ненаука») иногда грубо проводится по основным функциям философии — методологической и мировоззренческой, … . Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, …

  3. ШпаргалкапоФилософии (26)

    Шпаргалка >> Философия

    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в … работ ни по богословию, ни пофилософии. Их произведения — по крайней мере … следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром …

  4. ШпаргалкапоФилософии (29)

    Шпаргалка >> Философия

    … рассматриваться в качестве человекообразующего фактора. По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек … беседы о современном значении философии»). Философия в России – достаточно позднее явление. По времени ее возникновения …

  5. ШпаргалкапоФилософии (18)

    Шпаргалка >> Философия

    … вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия … истории, анализе всех социальных связей по линии базис — надстройка, игнорировании человеческого …

  6. ШпаргалкапоФилософии (8)

    Шпаргалка >> Философия

    … «субфилософий» внутри «общей» философии. Так, по месту возникновения философских учений … и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из … прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета …

Хочу больше похожих работ…

И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. Философия для аспирантов

Рациональный уровень познания

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 |

Чувственное восприятие объекта и его представление в качестве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо общие закономерные связи объекта не схватываются на чувственном уровне. Это прерогатива мышления как рационального познания.

Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних характеристик единичного объекта к рациональному (логическому) познанию внутренних, общих характеристик определенности, обусловленности и целостности объекта, исследованию закономерностей его развития.

Мышление — это функция мозга, обеспечивающая отвлеченное и обобщенное освоение бытия в мире на уровне вскрытия его существенных сторон, свойств, связей и отношений.

Мышление является отвлеченным познанием, ибо ориентировано на познание существенных признаков объекта, отвлекаясь от несущественных.

Мышление является обобщенным познанием, ибо знание общих признаков (свойств, связей) позволяет обобщать множество родственных явлений в единый логический класс. Например, книга, ручка, стол и т.д.

Мышление является опосредованным познанием, ибо между мыслью и объектом в качестве посредника и источника познания выступает чувственный образ.

Мышление является активным познанием, ибо направлено на проблемы, решение которых выходит за границы чувственного опыта.

Рассматривая мышление как процесс познания, следует выделять объект мысли, содержание мысли и форму мысли. Объект мысли — это реальность, существующая независимо от сознания субъекта. Содержание мысли — это мысленное отражение объекта. И наконец, форма мысли — это форма этого отражения.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — есть мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.

Объект в понятии характеризуется обобщенно. Эта обобщенность достигается средствами абстракции, идеализации, сравнения, определения и т.д.

В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия — это определенная общность предметов с родственными признаками.

Так, в объем понятия «преступление» входит множество, состоящее из различного рода больших и малых отдельных преступлений против личности и имущества. Между содержанием и объемом понятия существует определенная связь. Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, Так, понятие «преступление» имеет один объем, а понятие «преступление против личности» имеет уже меньший объем, ибо содержание исходного понятия увеличилось за счет уточнения — «против личности».

По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности человеческого понятия. Но отдельными понятиями люди не мыслят.

Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уровне — значит судить о чем-либо конкретно.

Суждение — это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Язык является средством общения между людьми. Логически это высказывание типа «S» суть «Р». Иванов — судья. В этом суждении заложена конкретизирующая информация об Иванове. Как решение определенной познавательной ситуации, суждение есть акт мысли в форме логической операции.

Если содержащаяся в суждении связь понятий соответствует действительности, то суждение является истинным. Если не соответствует — ложным.

Суждение имеет свою структуру. В нем в той или иной форме отражается отношение между единичным и общим. В суждении: «Иванов есть судья» — единичное (Иванов) относится к общему (судья).

Познание осуществляется в процессе перехода от единичного к общему, с возвратом к единичному, чтобы установить (определить) особенное. И формой осуществления этого перехода является суждение.

Третьей формой логического мышления является умозаключение. Оно позволяет из исходного знания логическим путем получать новое знание.

Умозаключение — это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение).

Заключение логически вытекает из посылок, но не по желанию субъекта познания, а в соответствии с реальностью. Например, шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля в период лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара.

Благодаря этой форме рационального познания нет необходимости каждое суждение получать из чувственного опыта, обращаться к эмпирическим фактам. Нужно лишь соблюдать определенные логические правила.

Чтобы новое суждение (заключение) было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными, и эта истина должна иметь социокультурное подтверждение. Во-вторых, форма умозаключения должна соблюдать правила связи суждений (посылок).

Истинные умозаключения являются инструментом обоснования идей субъекта. Все его гипотезы и теории относительно объекта познания в сущности являются умозаключениями.

Чувственное и рациональное познание вместе обеспечивают единство человеческого познания. Люди формируют задачи познания, интерпретируют его результаты на рациональном уровне, а получают необходимую рабочую информацию на чувственном уровне. Проникнув на уровни реальности, недоступной чувственному познанию, абстрактное мышление создает образы — проекты, которые после их опредмечивания приумножают поле чувственного опыта.

Чувственное и рациональное познание выступают необходимыми моментами целостного процесса познания, где чувственное обеспечивает эмпирический этап познания, а рациональное — теоретический. Первый служит предпосылкой второго, ибо на эмпирическом этапе осуществляется познание объекта как явления, а на теоретическом — объясняется его сущность.

И все же во взаимосвязи чувственного и рационального есть свои проблемы. Чувственное познание представляет собой совокупность ощущений отраженной реальности, но эти ощущения сугубо индивидуальны. Они зависят от устройства сенсорного аппарата конкретного субъекта. Кроме того, чувственные данные исключают возможность разграничить в образе объективную реальность и субъективную иллюзию, что заведомо ставит под сомнение чувственный образ как образ познания.

Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру — 37. Чувственное познание и его формы.

Данные чувственного уровня — это всего лишь материал, в которой субъект получает информацию для последующей переработки, включая способы неотражательного характера: категоризацию, фактуализацию, построение гипотезы, ее интерпретацию.

Что касается рационального познания, то оно оперирует понятиями, имеющими всеобщий характер. А логические правила мышления одинаковы для всех людей и не зависят от особенностей индивидуального восприятия. Но и на уровне рационального познания есть свои проблемы. И одна из них состоит в отрыве мысли от реального объекта. Сила абстракции обретает свою противоположность, когда общее теряет свою онтологическую укорененность, и попадает в сети необоснованных экстраполяций.

На уровне рационального познания возможны свои логические, гносеологические и психологические трудности, особенно когда в качестве объекта познания выступают феномен смысла жизни, счастья, любви или другой человек. При рассмотрении этих явлений всегда существует тенденция недооценивать объект и переоценивать представление субъекта, обильно сдобренное его воображением. Когда субъект оценивает свое поведение, он склонен объяснять его объективными обстоятельствами. И наоборот, когда он рассматривает чужое поведение, то проявляет склонность объяснить его не объективными, а личными качествами рассматриваемого человека.

Несколько особняком от чувственного и рационального уровней познания стоит интуиция как способность субъекта прямо и непосредственно постигать истину.

Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное.

Это особый тип мышления, сохраняющий в скрытом виде как сам процесс мышления, так и его подготовительный период.

Феномен интуиции рассматривается уже в античности. Свои соображения по вопросу об интуиции оставили Платон, Декарт, Спиноза, Гегель, Фейербах, Бергсон, Фрейд и др. Все они понимали интуицию субъективно, соглашаясь с тем, что ее механизм остается загадкой.

Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее не всегда бывает достаточно, чтобы убедить в этой истине других и даже себя. Для этого необходимы доказательства, практика.

Таким образом, познание не является простым актом «фотографирования», копирования действительности, а предстает как сложнейший многофазовый процесс, где взаимосвязь чувственного и логического (рационального) существенно дополняется субъективными предположениями. Последнее находится в зависимости от личностных и социокультурных предпосылок, а также психологических установок и ценностных ориентаций субъекта.

Вывод о том, что познание в системе «субъект-объект» представляет собой сложный многоступенчатый процесс, где реализуется взаимосвязь субъективного и объективного, опредмечивания и распредмечивания, не исключает, а предполагает выход на практику. Практика выступает и источником чувственных данных, и условием формирования рационального мышления.

дальше

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека.

Чувственное познание — что это такое в философии?

Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»?

Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой.

Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Интуитивизм

Направление в философии, постулирующее, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция понимается как особая способность сознания, не сводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению.

В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни Бергсона, феноменология Гуссерля, экзистенциализм Хайдеггера, интуитивизм Лосского). Однако если Бергсон и Гуссерль все же противопоставляли интеллект и интуицию, то Лосский соединял их, доказывая, что при интуиции происходит не просто отчетливое восприятие сути вещи, но восприятие ее самой. Отрицая границы между субъектом и объектом, Лосский преодолевает, таким образом, и изолированность людей. Так как и чужая одушевленность, и чужое психическое состояние, мысли и переживания людей постигаются интуитивно, то возможно представить чужую душу не как идею, но как психическую целостность.

Наиболее полно психологическое содержание интуитивизма приобретает в концепции Франка, который делает объектом интуиции не мистический опыт, но реальность самого бытия, выходя к душе субъекта. В его концепции интуиция, познавая иррациональность и смутность душевной жизни, рационализирует ее и делает возможным ее осознание в виде психических состояний.

Вопрос 44.


Читайте также:


Формы чувственного познания

В наши дни известно, что именно три формы чувственного познания стали первым шагом на пути познания. Именно оно – самое простое и доступное, полагающее основой контакт человека с окружающим миром.

Специфика и формы чувственного познания

Чувственное познание предполагает познавать мир с помощью органов чувств: слуха, обоняния, осязания, зрения, вкуса. Именно такое познание представляет собой первоисточник любых знаний. Не стоит забывать и о том, что между прототипом и чувственным образом всегда сохраняется разница, которую нельзя не брать в расчет.

Объект познания всегда богаче, чем отражающее его понятие, поскольку каким бы широким оно ни было, оно не в силах охватить всех сторон.

54.Чувственное познание и его формы

Известны три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Основные формы чувственного познания: ощущения Ощущение – это первая форма. Как правило, она отражает лишь одно свойство, которое можно определить органами чувств (свет, цвет, запах и т.д.). Ощущение позволяет получить лишь частичное, но никак не полное знание (например, по цвету яблока нельзя судить о его запахе, вкусе, температуре и т.д.).

Однако через ощущение устанавливается связь между познающим субъектом и познаваемым объектом. Благодаря активной деятельности сознания любое ощущение, попадающее в мозг, преобразуется в образ восприятия.

Восприятие — форма чувственного познания

Восприятие представляет собой полный конкретно–чувственный образ предмета или явления. В современном мире возможно не только восприятие посредством органов чувств, но и восприятие при помощи приборов (изучение через микроскоп, телескоп и т.д.). Благодаря достижениям науки и техники восприятие как понятие стало шире.

Восприятие имеет активный характер и выражает устойчивый интерес к объектам действительности, который выражается в желании осмыслить их. Активность субъекта в данном случае проявляется в организации условий, в которых изучить объект можно максимально полно. Именно восприятие ложится в основу накопления материала, благодаря которому в дальнейшем появляется возможность сформировать концепцию или теория бытового уровня.

Форма чувственного познания мира: представление

Считается, что именно из чувственных образов, которые накапливает человек, и состоит его память. Она позволяет сохранять и воспроизводить цепь образов даже без наглядного примера. Так мы подобрались к понятию представления.

Представление являет собой третью форму чувственного познания и проявляется в том, что воспроизводит образ предмета на основе опыта взаимодействия с ним. Важно, что это происходит в отсутствии самого предмета. Представление – это целостный образ действительности, который человек всегда может воспроизвести с помощью памяти. То есть зная, как выглядит яблоко, человек без труда вспомнит его цвет, вес, вкус, запах, тактильное ощущение, которое оно дарит, если держать его в руке.

Стоит учитывать, что память человека весьма избирательна, поэтому из нее исчезают те грани и свойства, на которых человек не заострил свое внимание, либо которые он счел маловажными. Память субъективна, и один человек опишет яблоко как красное и сладкое, а другой – как спелое и крупное.

Уже на этом этапе несложно уследить появление абстрактных элементов. Именно поэтому на данном этапе чувственное познание заканчивается и появляется его более сложная ступень – рациональное познание. Однако не стоит умалять значение первых, чувственных ступеней – именно они лежат в основе любого знания, с них начинается познание вообще.

 

Статьи по теме:

Синдром гиперактивности и дефицита внимания

Синдрому гиперактивности и дефицита внимания подвержено около 3-5% детей и подростков. Симптомы такого заболевания яркие, поэтому диагностировать данный синдром не сложно.

Сила мысли или магнетизм личности

В этой статье речь пойдет о магнетизме личности, которым обладают, как правило успешные и уверенные в себе люди и о силе мысли, от которой во многом зависит наличие или отсутствие магнетизма.

Рациональное мышление

В этой статье мы расскажем о рациональном мышлении, о его разновидностях и сочетании с другими, не менее значимыми для личностного роста, видами мышления.

Стратегическое мышление

В этой статье мы подробно расскажем о том, что из себя представляет стратегическое мышление, его развитии, механизмах и роли в развитии личности.

Как осущ-ся процесс познания?

53. Чувственное познание и его формы.

Из каких этапов он состоит? Какова их структура? Большинство фил-х систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Их роль в значении познания определялась разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рац-му познанию, не отрицая и значения чувств-го познания в качестве механизма связи разума с внутренним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

Чувств-е познание явл-ся начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физич-го и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности — сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деят-ть является начальной в том смысле, что на ее основе осущ-ся контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут сущ-ть.

Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие мат-х объектов. Такая форма деятельности наз. чувственной деятельностью или чувственным познанием.

Ощущения могут рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания. Установлено, что с точки зрения “информативной способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл-ся субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает предмет через призму чел-кого сознания. В ощущении начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром, с которым практически взаимодействует субъект. Ощущение т. о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в кот реально вступает и реально включен человек. Также действует чувственная способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т. е. в виде объективной, независимой от сознания целостности.

Восприятие – целостный образ матер-го предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие не есть механич. сумма ощущений. Восприятие сущ-ет как форма такого активного синтеза разнообр-х проявлений предмета, к-рая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествующих данному конкр-му наблюдению.

Например, хоть мы можем непосредственно ощутить только часть дома, но наше восприятие синтезирует целостный образ дома и те части, которые в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств-го познания — представление.

В чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видел собственными глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний. Т. е. индивидуальный опыт чел м. б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием СМИ эта способность человека пользоваться чувственным опытом других людей стала почти неограниченной. Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой — социального развития. Практика обуславливает расширение сферы чувственного отражения действительности. У человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности (приборы, улавливающие больший диапазон частот; мыслительная деятельность человека, обладающая неограниченными возможностями). Т. е. физическая ограниченность органов чувств не является сколь-нибудь серьезным препятствием на пути познания объективной реальности.

Но мы не можем найти чувственное познание в обособленном, чистом виде. Чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии.

Чувственное восприятие ч-ком конкретных явлений, событий зависит от содержания понятий и от того, как полно содержание понятий освоено данным ч-ком. Т.е. идет речь о зависимости чувственного познания от языка, от понятийного аппарата, используемого ч-ком в практической деят-ти. Усвоение людьми понятий, роль этих понятий в сознании людей зависят от непосредственного контакта людей с объективной действительностью. Более того, реально значимыми понятия явл-ся тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования.

Т.о. в реальном познании чувственное и рациональное нах-ся во взаимодействии. 2 типа взаимод-я:

· практическая деят-ть в самом широком смысле слова

· деят-ть, специально направленная на создание знаний (теоретическая)


⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 134 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Проблема познания в философии Чувственное рациональное познание, их х-ка.

Познаниемназывается усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания – специальное исследование познания, которое делится:

– на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

– на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.

Проблемы, которые изучает теория познания:

– природа познания;

– возможности и границы познания;

– отношение знания и реальности;

– соотношение субъекта и объекта познания;

– предпосылки познавательного процесса;

– условия достоверности знания;

– критерии истинности знания;

– формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

– одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

– одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.

Теория познаниятакже называется гносеологией,или эпистемологией.Эти термины происходят из греческого языка:– gnosis – познавание, узнавание (познание, знание);– episteme –умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

– знание как данность, добытый факт;

– процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

– обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

– объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

– исследует природу человеческого познания;

– исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

– рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

– исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Гносеология – учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества.

Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:

1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?

Структура познавательного процесса – система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание характеризуется:

— непосредственным отражением (феномены);

— индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

— внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

— постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

— отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

— опосредованностью языком и культурной традицией.

Его элементы:

понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия – слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

суждение – форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки).

Суждение – соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

умозаключение – форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция – механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства – в искусстве, интуиция – в религии и т.п.).

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 30 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Структура познавательного процесса, основные формы чувственного и рационального познания».

Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.

Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания.

В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:

– соотношение чувственного и рационального в познании;

– субординация мышления и языка.

В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:

– чувственный;

– рациональный;

– мистический.

Два первых метода – чувственный и рациональный – предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто».

В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.

Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели.

Основные мысли древневосточной философии:

– мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;

– большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;

– познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;

– познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;

– включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;

– логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;

– движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.

Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д.

Формы и методы познания.

Общенаучные методы познания и их значение. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер.

Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

– в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

– в достоверном обобщении фактов;

– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления).

Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным.

Суждение – это связь понятий.

Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Методом(от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — ϶ᴛᴏ система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект.

Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

  • совокупность применяемых в какой-либо науке методов;
  • общее учение о методе.

Все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Предыдущая12345678910Следующая

Добавить комментарий