Наделение каждого предмета или объекта душой это

Поиск Лекций


Предмет и объект психологии

Каждая наука имеет свойпредмет, свое направление познания и конкретныйобъект исследования. Причем с точки зрения современной наукиобъект — это не то же самое, чтопредмет науки.

Объект — далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуетсясубъектом науки, т.е. ученым. Объект — это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии — этопсихика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии — этозакономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своегообъекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяютсяобщие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, ипсихологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождаетпроблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

o психические процессы — это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;

o психические состояния — бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;

o психические свойства личности — с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

o психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

o История развития психологии

o Чтобы понять науку, надо обратиться к пониманию человека.
С.Н. Булгаков

o Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»).

o Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

o Как и любая система научных знаний, психология имеет свою исто­рию, которую условно можно разделить на четыре этапа

o

o На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В оду­шевленности видели причину развития явлений и движения. Арис­тотель распространил понятие психического на все органические про­цессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по­следней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека.

o На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и

o сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздей­ствия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со­знания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили де­терминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функ­ционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека.

o На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыгра­ли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

o На четвертом (современном) этапе развития психологиче­ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться

o мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.

o Психология – это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).

o Зарубежная психологическая наука использовала различные подхо­ды к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уот­сон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.);когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманисти­ческий (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

o Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XX вв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на трид­цать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузь­мин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Объект изучения психологии

Предыдущая12345678Следующая

У каждого из нас есть собственное представление о таких науках как психология и педагогика. Ни один раз в жизни мы сталкиваемся с представителями этих наук: в школе, в профессиональной деятельности. Однако наши знания – обыденные, житейские. А это означает, что они интуитивны, конкретны (приурочены к реальным, конкретным жизненным ситуациям), субъективны, а иногда и просто не верны. В то же время, ни для кого не секрет, что профессиональная деятельность современного инженера включает в себя несколько относительно самостоятельных, но взаимосвязанных областей.

Различные представления о предмете психологии.

Наряду с реализацией своих специфических, чисто профессиональных функций, он также решает функции организаторские и управленческие, задачи повышения квалификации персонала, формирования у сотрудников профессионально-значимых личностных свойств и качеств, создания в профессиональном подразделении (фирме, отделе, службе, цехе, предприятии) атмосферы корпоративной слаженности, доверия и взаимопонимания. В связи с этим ему весьма важно владеть системой общечеловеческого гуманитарного знания, одним из ведущих компонентов которого являются психология и педагогика.

Для науки должно быть непреложно явное и ясное определение основных понятий, утверждений, объекта и предмета. Это позволяет не отвлекаться и не уходить в сторону при объяснении сложных проблем науки.

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки – научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и направленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Объект науки – область действительности, которую исследует данная наука; предмет науки – способ видения объекта с позиций этой науки (как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяются).

Объектом изучения психологии выступает человек, его особенности и специфика развития. Определим предмет науки.

Термин “психология” (греч. psyche — душа ,logos — знание) — дословно означает «знание о душе». Такое слово впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа [12]. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Рождение психологии как науки связывают с именем В.Вундта, который в 1879г., в г. Лейпциг открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Предмет изучения психологии –психика.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Сознанием называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В психике представлены и упорядочены события прошлого (в памяти), настоящего (в совокупности образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах). У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер.

Психические явления не доступны непосредственному наблюдению и изучению (латентны), они проявляют себя через деятельность, поведение, через те или иные более или менее заметные реакции.

Предыдущая12345678Следующая

Предмет общей психологии

Стр 1 из 92Следующая ⇒

И.Б.Гриншпун. Определение предмета психологии вызывает трудности. Объектом психологии является психика, а предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Другой вариант: объект – человек (основной объект), предметом является психика. Прообразом современного предмета из античности является душа, душа – сущность живого. В 1 – ой трети XX столетия во время кризиса в психологии возникает много разных предметов: бихевиоризм (предмет – поведение, отказ от сознания), психоанализ (предмет – взаимосвязь сознания и бессознательного), Французская социологическая школа (ввела коллективное сознание), отечественная психология (Выготский – сознание, история развития высших психических функций; Леонтьев — деятельность).

Общая психология – раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их совместном состоянии и историческом развитии.

Объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психический процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Предмет психологии – конкретные факты, закономерности, механизмы психики.

В древние времена душа не отделялась от тела. Душа – двойник человека, ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Культовое отношение к душе – первоначальная форма религий. Идея о нематериальной природе души. Демокрит (5-4 век днэ), Эпикур (4-3 в днэ), Лукреций (1в днэ): душа – это орган тела, дух – материальное начало. Аристотель (384-322 до нэ) идея неделимости души и живого тела. Учение о растительной, животной и разумной душе. Высшие способности возникают из низших, на основе них. Теория о формировании характера в реальной деятельности. Труд «О душе». Зарождается понятие о сознании. Человек способен иметь не только восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, знать, что произвольные действия исходят от него.

Интроспекционизм. Плотин (3 век), Августин (4-5 век): знание заложено в душе, которую постигает собственная деятельность. Это знание – внутренний опыт.

Декарт (1596 — 1650) открыл рефлекторную природу поведения. Рефлекс – закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Мышца способна отвечать и без вмешательства души, в силу устройства нервной системы.

17 век – Гоббс (1588 — 1679) изучал душу. Единственная реальность – механическое движение, законы которого являются законами психологии.

Антропоморфизм

Психология стала учением о душевных явлениях.

17 век – Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие о бессознательной психике. Разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию. Идея о непрерывном развитии психического, о сложном соотношении между сознательным и бессознательным.

18 век – Дж.Локк (1632 – 1704) родоначальник эмпирической психологии. Опыт имеет два источника: деятельность внешних органов чувств и внутренняя деятельность ума.

Материалисты – Гартли, Дидро, Радищев выводили внутреннее содержание человека из взаимодействия с окружающим миром. Идеалисты во главе с Беркли считали, что это сознание является «первичным». Главным законом психологии является закон ассоциации (связи) идей. Ассоцианизм становится господствующим направлением в психологии.

18 век – Психология способностей – Вольф (герм.) и Рид (англ) – душе изначально присущи внутренние силы. В этом веке постепенно созревает учение о психике, как функции мозга (французские материалисты). Начало процесса мышления – впечатления, конечный – выражение мысли, а между этими процессами совершаются нервные процессы в мозгу.

Сеченов «Рефлексы головного мозга»(1963). Идея рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Психические явления – ответы мозга на внешние и внутренние воздействия.Павлов (1849-1963) выдвинул учение о двух сигнальных системах.

Психология – наука о фактах, законах и механизмах развития психики, как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе которых осуществляется управление поведением и деятельностью

Сознание – высшая форма психики, результат общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности. СТРУКТУРА: совокупность знаний (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение – познавательные процессы); различение субъекта и объекта – самопознание; целеполагание деятельности; отношения, язык.

Бессознательное – совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных воздействами, во влиянии которых человек не дает себе отчета. К ним относятся: сновидения, ответные реакции на неощущаемые раздражители, побуждение к бесцелевой деятельности, некоторые патологические явления.

1. Первый этап – душа как предмет психологии (VI — XVI вв.).

2. Второй этап – сознание как предмет психологии (XII — до к. XIX вв.).

3. Третий этап – поведение как предмет (нач. ХХ в.)

4. Четвертый этап – то, что имеет ввиду под предметом сейчас… (ХХ в.)

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер. Объектом психологии выступает психика, предмет общей психологии – это конкретные факты, механизмы и закономерности психики. Л.С. Выготский писал, что «предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (ок. сер. XVIII в.) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями в системе знаний и методов «науки о душе».

…первым этапом в становлении предмета психологии – объяснение понятия «душа», в различные исторические эпохи подразумевалось различное содержание; становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии – соотношение материи и сознания, материальной и духовной субстанции;

Милетская школа (поиск материальной, вещественной субстанции), где душа являлась органом тела, под руководством разума;

Фалес (625-547) — в качестве первоосновы воду;

Анаксимандр (610-546) — ученик Фалеса, под первоначалом понимал апейрон, нечто бесконечное, бессмертное и неразрушимое, находящееся в постоянном движении – благодаря чему одни вещи рождаются, другие – умирают;

Анаксимен (585-524) — воздух; разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – превращается в ветер, затем в облако, делается водой, затем землей, камнями, вещами…

Гераклит (520-460) – «все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары суть размен золота, и на золото меняются все вещи»; при этом все в мире из противоположностей, которые находятся в постоянной борьбе между собой;

Эмпедокл (484-421) — существуют смешанные образования из четырех вечных субстанций – воды, воздуха, земли и огня (эти элементы пассивны, не превращаются друг в друга, и являются основой многообразия мира),

линия Демокрита …все в мире состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц: «бесконечных числом тел невидимых по причине их малости»; душа человека состоит из подвижных сферичных огненных атомов (смертна как форма, но бессмертна как материя); основной критерий наличия души – движение, теплота (т.е. каждый предмет обладает душой); душа не самостоятельная субстанция – это телесный материальный орган; основные функции: движение, ощущение (восприятия), мышление;

…ощущение рождается следующим образом: из каждого предмета непрерывно, во все стороны разлетаются копии и притягиваются к остальным (ощущение зависит от состояния органа чувств); НО: при помощи ощущения истину познать нельзя; истина дается только в мышлении («Большой мирострой»)

линия Сократа (объективно-идеалистический подход)

…в центре внимания – человек (познавая человека пытаемся понять целое);

…мир бытия (идей) первичен, душа принадлежит ему; небытие (материя) – вторично;

…основание объективного идеализма – все, что существует в мире – это отражение мира идей; мир идей не познаваем, можем лишь приблизиться в познании, но не познать;

Платон о человеческой судьбе (миф о происхождении души): сутью человеческой души – разум, если подчинит себе страсти и вожделения, то переродится в человека;

12345678910Следующая ⇒

Статья: Объект, субъект и задачи психологии и педагогики

Объект, предмет и задачи психологии и педагогики как науки.

1.Педагогика.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные от­ношения возникают «в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Так же педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать че­ловека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества — воспитание. Поэтому педагогику можно назвать нау­кой о воспитании.

Объектом исследования в педагогике является „человек, развивающийся в результате воспитательных отношений“

Педагогика изучает следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и формирования лично­сти и их влияния на воспитание;

• определение целей восприятия;

• разработка содержания воспитания;

• исследование и разработка методов воспитания.

.Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука — решает несколько важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспита­ния, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образователь­ных учреждениях.

2.Психология.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлении.

Для современной психологии харак­терен процесс дифференциации, порождающий значи­тельную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеки расходятся и существенно отлича­ются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет ис­следования — факты, закономерности, механизмы пси­хики.

Объект и предмет психологии

Дифференциация психологии дополняется встреч­ным процессом интеграции, в результате которой проис­ходит стыковка психологии со всеми науками (через ин­женерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через со­циальную психологию — с общественными и социальны­ми науками.)

Объект психологии – душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

•использовать полученные знания с целью повыше­ния эффективности тех отраслей практики, на пере­сечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; )

• быть теоретической основой практики психологичес­кой службы.

Изучая закономерности психических явлений, психо­логи вскрывают сущность процесса отражения объектив­ного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятель­ность и формируются психические свойства личности. По­скольку психика, сознание человека есть отражение объек­тивной действительности, изучение психологических за­кономерностей означает прежде всего установление зави­симости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая дея­тельность людей всегда закономерно обусловлена не толь­ко объективными условиями жизни и деятельности чело­века, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, на­выках и умениях, необходимых для этой деятельности),, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зави­симости от соотношения объективных условий и субъек­тивных моментов.

Широкий спектр задач, решением которых заняты пси­хологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвую­щими в решении комплексных проблем, а с другой — вы­деление внутри самой психологической науки специаль­ных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Психология становится общей моделью человекознания. Её следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Предмет обеих наук раскрывается через призму педагогической психологии. Ее объект – психологические аспекты педагогической практики. Это особенности субъективной реальности в педагогической практике, в том числе ее место и роль в ней.

Скачать реферат

Лекция 1.

Предмет истории психологии, его развитие и факторы, определяющие развитие психологии.

1. Предмет истории психологии

2. Этапы развития психологии

3. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

 

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то усиливаясь (как в середине XX в.).

Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки, хотя приоритетное значение философии и естествознания оставалось неизменным. Естественно, что изменялись и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, ее содержание. Анализ этих изменений также является предметом исследования истории психологии.

Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки — ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом. Область применения этих методов ограничивается только узким кругом современных (для историка психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками.

Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин — науковедения, истории, социологии.Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры.Так, в истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей.Большое значение имеютбиографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

В последние десятилетия все большее применение находят методы категориального анализа, введенные известным историком науки М.

Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в рамках исторической психологии науки М. Г. Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей.

Источниками для истории психологии служат труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.

123456Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

  1. A. Этап 1. Анализ предметной области
  2. I Социология общественного мнения. Предмет и объект.
  3. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  4. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  5. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. СТРУКТУРА КУРСА, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.
  6. I. Предмет и задачи курса
  7. I. Предмет и история развития.
  8. I.

    Предмет и объект психологии

    Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии

  9. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  10. I.3. Основные принципы психологии.
  11. II. Методы исследования истории медицины.
  12. II. Периоды и этапы развития психологии.

Психология (от греч. psyche — душа и logos — наука)— наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.

Введение в психологию

Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Методы психологии:

1) естественный и лабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследование продуктов деятельности человека; 4) метод тестов и анкетирования.

Экспериментальная психология использует большое разнообразие частных экспериментальных методов: ассоциатив­ного эксперимента, субсенсорных и психосоматических реакций, пси­хосемантические методы.

В совр, психолог. исследованиях широко применя­ется общенаучный метод моделирования – выр. в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некот. аспекты восприятия, памяти, логического мышления, создавать бионические модели психической деятельности.

Широко используется биографический метод ис­следования личности (выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Полученные данные использу­ются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов мето­дами психотренинга и психотерапии).

система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).

Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства — сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность — продукт мозга, активно взаимодейству­ющего с миром на соц.-культ. основе. С переходом от биолог. к общественно-историч. форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историч. опы­том человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработан. человеческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биолог., а соц. обусловленным продуктом. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.


12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1345 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Добавить комментарий