1 законность

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

УДК 340.132 ББК 67.0

© 2018 г. С. Н. Болдырев,

начальник кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8 (928) 127-32-22.

Г. С. Працко,

профессор кафедр коммерческого и предпринимательского права, теории и истории права и государства Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор. E-mail: nashum82@mail.ru

ПРАВО, ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ И ПРАВОПОРЯДОК

В статье обосновывается положение о том, что только в реальном гражданском обществе проявляется ценностный потенциал права и правовых законов, который отражается в режиме законности и содержании правового порядка. А именно эти категории лежат в основе надежного общественного порядка, реализации прав и свобод личности.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, право, правовые законы, ценности права, режим законности, правовой порядок, общественный порядок.

S. N. Boldyrev — Head of the Department of the Theory of State and Law of the Rostov Law Institute of the Ministry

of Internal Affairs of Russia PhD in Law, associate professor.

G. S. Pratsko — Professor at the Department of the Commercial and Entrepreneurial Law at the Rostov Branch of the

Russian State University of Justice Doctor of Philosophy, Doctor of Law, professor.

LAW, LEGAL LAWAND ORDER

Keywords: civil society, rule of law, law, legal values, law, rule of law, legal order, public order.

В условиях становления, функционирования и развития действительного гражданского общества и надежной правовой государственности непременным компонентом системы общественных отношений должно быть наличие устойчивого, соответствующего интересам каждой личности общественного порядка, сочетающегося по важнейшим параметрам с должным правовым порядком. На такой практической основе призваны более эффективно функционировать все те общественно-государственные механизмы, которые должны реально обеспечивать реализацию и охрану естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Поэтому и анализ проблем, касающихся соотношения эффективных правовых законов и должного правового порядка, как важнейшей составной части общественного порядка, сохраняет свой актуальный характер и

имеет особое теоретическое и практическое значение.

Особенностью состояния современного российского общества является то обстоятельство, что, несмотря на четкие конституционно-правовые параметры и цели, действительные основы ни гражданского общества, ни правового государства пока не сформировались. В связи с этим не сложился и тот стабильный порядок в системе общественных отношений, который бы удовлетворял в полной степени жизненные притязания и интересы большинства членов общества, обеспечивал достойное существование для каждой заинтересованной личности.

В свете сказанного актуальным становится понимание вопроса о том, что представляет собой общественный порядок, каким должен быть правовой порядок в процессе формирования и функционирования основ

гражданского общества и правового государства. Несомненным становится теоретический и практический вывод, что общественный порядок непосредственно соотносится с гражданским обществом, а правовой порядок — с правовым государством. Следовательно, речь идет о параллельных и тесно взаимосвязанных процессах, обеспечивающих должный порядок во всей системе многогранных и сложных общественных отношений.

Как основополагающая составная часть общественного порядка, правовой порядок представляет собой стержневой ценностный компонент, который придает позитивную целенаправленность функционированию институтов гражданского общества и структур государственной власти. Истинное значение правового порядка может быть реально оценено только на фоне действующего общественного порядка.

Будучи весомым критерием определения степени регулятивной упорядоченности системы общественных отношений, общественный порядок рассматривается, как практический результат воздействия различных видов социальных норм на соответствующие разновидности общественных отношений. Именно совокупный системный характер воздействия социальных норм, востребованных институтами и учреждениями гражданского общества, обеспечивает становление должного общественного порядка, обеспечивающего комфортность жизнедеятельности значительной части членов общества.

Общественный порядок обретает, в конечном счете, необходимый уровень стабильности и эффективности только при опоре на надежный правовой порядок, который утверждается в обществе по мере успехов в процессе формирования правовой государственности. Гражданское общество, функционирующее и развивающееся на основополагающих принципах самоуправления и саморегулирования, в то же время не может достигать своих жизненно значимых целей в изоляции от государственных структур. Его соответствующим институтам объективно необходимы различные формы взаимосвязи и взаимодействия с определенными государственными органами и учреждениями. В этом контексте особое значение имеет правовая регламентация определенных видов общественных отношений, выходящих за рамки рег-

ламентирования неюридическими видами социальных норм. Следовательно, гражданское общество испытывает практическую потребность в компонентах надежного правового порядка в наиболее сложных сферах жизни членов общества.

Как весомая составная часть общественного порядка, правовой порядок рассматривается в качестве специфического режима правовой действительности. Правовой порядок есть такая форма упорядоченности соответствующих общественных отношений, которая формируется на базе действия принципа законности, исповедующего точное и полное осуществление всеми субъектами права предписаний соответствующих правовых норм.

Из вышесказанного следует, что правовой порядок есть следствие реализации принципа законности. Но если принцип законности — это в значительной степени категория абстрактная, то правовой порядок -это реальность, практическое состояние определенных общественных отношений. Требования принципа законности находятся в дежурном состоянии всегда, но реализуют свой потенциал только тогда, когда складывается действительный правовой порядок. Такое соотношение принципа законности и необходимого правового порядка становится закономерностью, свойством жизнедеятельности и гражданского общества, и правового государства.

Правовой порядок есть такое состояние практической упорядоченности общественных отношений, которое выражает неукоснительное осуществление требований объективно значимой законности. Правопорядок, как естественный результат законности, характеризует собой «степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок — это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности» . Такая оценка соотношения принципа законности и реального правопорядка приобретает принципиальное значение в условиях функционирования гражданского общества и структур правовой государственности.

Реальный правовой порядок является результатом и конечным итогом осуществления тех правовых принципов, которые естественно вплетаются в жизнедеятельность гражданского общества и правового государства и определяют социальный и правовой статус каждой личности. В гражданском обществе и правовом государстве требуемый правовой порядок становится их естественной закономерностью. Неразрывность принципа законности (иных принципов права) и должного (требуемого) правового порядка обстоятельно подчеркивается в юридической литературе .

Правопорядок представляет собой «порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, обеспечиваются их правомерное поведение, осуществление законности» . Правопорядок «неотделим от понятия права и можно утверждать, что там, где есть право, есть и правопорядок, и наоборот» . Рассмотрение потенциала правового порядка с позиций права, как ценностного общественного явления, имеет принципиальное значение.

Необходимый государству и его властным структурам правопорядок может быть установлен и при отсутствии основ гражданского общества и правового государства, при игнорировании прав и свобод человека. Для этого достаточно иметь систему права, исходящую от органов и служб антидемократического государственно-правового политического режима. Такой правопорядок может удовлетворять лишь интересы правящего меньшинства и противостоять правам и свободам большинства членов общества. Любая система права, отвергающая ценности права, инициирует только такой правопорядок, который учреждается в строгом соответствии с действующим законодательством, исходящим от властных структур и отражающим исключительно волю и интересы правящей элиты. Такого рода правопорядок лишен элементов законности, по своей сущности он является сугубо антинародным явлением, поскольку основывается на нагнетании страха среди населения, интенсивном применении карательных мер, введении широкого круга правовых запретов, ограничении при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оритетных прав и свобод личности. Негативные особенности указанного правопорядка подтверждаются исторической и современ-

и и и тт и

ной юридической практикой. Ни о какой истинной законности в таких условиях не может быть и речи, поскольку практическое действие подобного правопорядка никоим образом не сочетается с проявлением ценностных особенностей права.

Реальное функционирование истинного правового порядка может иметь место только в жизнедеятельности гражданского общества и его членов, что, естественно, сочетается с наличием действительной правовой государственности и признанием личности, ее прав и свобод в качестве высшей социальной ценности. Из сказанного следует вывод, что истинный правовой порядок может базироваться лишь на ценностной правовой основе. В свою очередь, режим законности опосредуется наличием и проявлением ценностных компонентов соответствующих законов, характеризуемых в качестве правовых законов. Наличием или отсутствием ценностных начал в содержании соответствующих действующих законов и обусловлен реальный режим законности и, соответственно — характер складывающихся общественного и правового порядка.

Принимаемые и действующие в обществе правовые законы — та кардинальная регулятивная основа, которая непосредственно отражает и содержит в себе ценностное содержание права. Речь идет о праве, как специфическом общественном явлении, которое адресовано каждой личности, затрагивает и отстаивает ее приоритетные жизненные интересы и потребности, укрепляет и развивает социальный и правовой статус большинства членов общества, обретающего параметры общества гражданского.

Право, как ценностное явление, в полной степени признает и отражает идеи, принципы и требования естественного права, обнаруживающего свою природу в факте существования человека и адресованного естественным и неотчуждаемым правам и свободам каждой личности. Право в его ценностном понимании обращено, в первую очередь, к жизненным притязаниям человека, стремящегося обрести достойное существование.

Истинная ценность права обретает свои

практические начала лишь тогда, когда принимаемые государством законы должным образом отражают объективные потребности складывающегося гражданского общества и в приоритетном порядке учитывают реальные интересы и потребности человека и гражданина, отстаивают права и свободы каждой личности. Интересы самого государства и его властных структур носят производный, зависимый характер от приоритетов большинства членов гражданского общества.

Правовое государство акцентирует внимание на реализации тех законов, которые отражают первостепенные жизненные интересы человека как члена подлинного гражданского общества. В этом смысле правовое государство находится в услужении потребностям гражданского общества и поэтому кровно заинтересовано в насыщении системы действующего законодательства именно правовыми законами. Ценности права трансформируются в юридическую практику, правовую действительность посредством законов особого качества — правовых законов. Поэтому и основанный на правовых законах правовой порядок обретает ценностный характер, и тем самым приближается к наиболее значимым жизненным притязаниям каждого человека.

Верховенство правовых законов обретает силу и практическое предназначение только в тех общественно-государственных условиях, когда властвующие структуры не декларативно, не демагогически, а реально, с полной ответственностью, в соответствии с положениями действующей демократической Конституции стремятся приблизить такого рода законы к жизненным потребностям каждого члена общества. Для этого необходимы политическая воля, целенаправленные усилия соответствующих институтов и учреждений, должностных лиц. Итогом этого становится воспроизведение тех благоприятных жизненных условий, которые бы позволяли каждой заинтересованной личности добиваться реализации соответствующих прав и свобод, обретать достойный уровень своего существования.

Реально действующие правовые законы призваны соответствовать определенным социальным, политическим, духовно-нравственным и иным ожиданиям членов складывающегося гражданского общества. Поэтому

только правовые законы становятся потенциальной основой становления и укрепления того совершенного правового порядка, который становится практически значимым ядром общественного порядка в целом. В таком правовом порядке концентрируются и проявляют себя ценности и сущность естественного права, правовых законов. Тем самым формируется надежный и эффективный механизм целенаправленного и предсказуемого регулирования соответствующих общественных отношений, участниками которых становится большинство членов общества. Практическим итогом такого упорядочения общественных отношений становятся реализация прав и свобод личности, достижение ее приоритетных жизненных интересов и потребностей.

Соответствующий интересам членов гражданского общества правовой порядок проявляет свою истинную сущность, свою целевую направленность лишь тогда, когда личность, ее права и свободы признаются высшей ценностью не декларативно, не формально юридически, а практически, постоянно, во всех значимых жизненных обстоятельствах. Только с учетом этого можно констатировать наличие в области регламентирования многогранных общественных отношений достаточно высокого уровня общественного и правового порядка, как следствия и основы полноценного функционирования и развития гражданского общества и правового государства. Такой надежный и эффективный уровень требуемого порядка во всей системе общественных отношений становится важной социальной и юридической гарантией того, что каждая личность в состоянии достичь тех позитивных жизненных рубежей, которые обеспечивают ее качественное и достойное существование.

В реальных условиях функционирования гражданского общества и правового государства «право возвышается над властью (политикой), ставит в центр общественной жизни человека, его достоинство, высший статус и неотъемлемые права» . Эти качественно-сущностные ценностные правовые начала самым непосредственным образом обусловливают содержание и регулятивную направленность правовых законов, и тем самым инициируют соответствующий правовой порядок, адекватный потребностям жиз-

недеятельности гражданского общества и его членов.

Надежная правовая основа гражданского общества и правового государства аккумулируется потенциалом правовых законов, отражающих истинные ценности права. Поэтому правовые законы призваны занимать господствующее положение в действующей системе права и тем самым аккумулировать наличие того правового порядка, который приемлем для большинства членов развивающегося гражданского общества. Законы, не обладающие критериями правовых, носят вспомогательный, дополнительный характер и направлены на регулирование тех общественных отношений, которые непосредственно не связаны с правами и свободами личности, кардинально не затрагивают ее социальный и юридический статус.

Становится очевидным, что верховенство именно правовых законов является одним из стержневых признаков действительного правового государства и признается гражданским обществом в качестве весомой ценностной категории. Внедряемый в общественные отношения стабильный порядок обретает истинно правовой характер и преподносит общественный порядок в его завершенном ценностном выражении. На надежной основе общественного и правового порядка и гражданское общество, и правовое государство развиваются в должном направлении и достигают своих сущностных целей. При этом достойному положению человека в социуме должна отводиться первостепенная роль.

Принципы и сущность гражданского общества и правового государства ориентируют правовую действительность на достижение высших уровней законности, общественного и правового порядка. Именно в рамках таких правовых параметров и требований личность, как высшая социальная ценность, реализует свои права, свободы, жизненные интересы в рамках свободно проявляемой воли. Достижение личностью таких жизненных целей возможно лишь посредством правовых законов, которые обращены к личности и служат исключительно интересам подавляющей части членов гражданского общества.

Не может быть должного общественного и правового порядка вне интересов лично-

сти, вне правовых законов. Любые изъятия в этом плане — свидетельство недостаточной развитости институтов и структур гражданского общества и правового государства. При этом следует особо подчеркнуть, что правовые законы, в первую очередь, призваны наполнять ценностным потенциалом содержание режима законности, правовой и общественный порядок.

Ценностный характер правовых законов проявляется в том, что их предписания адресуются личности, каждому члену гражданского общества. Указанные законы исходят из приоритетных предпочтений — служить интересам гражданского общества, учитывать жизненные потребности и притязания большинства членов общества, ограничивать вмешательство государственных структур и должностных лиц в сугубо частные стороны жизнедеятельности людей и их общественных объединений, что и является практическим проявлением должного общественного и правового порядка.

Наличие демократической Конституции страны, аккумулирование действующей системы права преимущественно правовыми законами предстает в качестве надежной юридической гарантии относительно наличия необходимого общественного и правового порядка, благодаря которому каждая личность в состоянии обеспечить себе необходимое качество жизни и достойное существование. Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду именно правовой закон и правовая законность .

В условиях признания приоритета правовых ценностей удельный вес правовых законов в действующей системе права должен постоянно увеличиваться. При этом необходимо учитывать, что и в «демократическом правовом государстве могут приниматься отдельные неудачные и даже «плохие» законы, но они составляют исключение, а не правило» . Оперирование в регулятивной сфере преимущественно правовыми законами отражает истинную природу гражданского общества и правового государства, исповедующих правовую законность и правовой порядок в системе многогранных общественных отношений.

Литература

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Учебник. 2-е издание. М., 2008.

2. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

3. Байтин М. И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2005.

5. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. М., 1999.

6. Поляков А. В. Общая теория права. Курс лекций. Спб., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Alekseev S. S. General theory of law. Tutorial. 2-nd Edition. M., 2008.

2. Alexeev S. S. Climbing to the right. Search and solutions. M., 2001.

3. Bajtin M. I. The essence of the right. Modern normative: legal thinking on the verge of two centuries. M., 2005.

Тема 23.

Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений.

Законность провозглашается и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания. Но вместе с тем законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов власти и управления, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они со­ответствуют законности, то выступают не элементами ее со­держания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической право­мерности последней.

Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообраз­ность», пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реали­зацией права (Л. С. Явич).

Понятие «режим законности» обозначает определенное со­стояние соответствия общественных отношений законам и дру­гим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность. Таким образом, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения.

Суть законности заключается в добросовестном, от­ветственном соблюдении, исполнении, использовании и приме­нении правовых норм, оно предусматривает прежде всего ак­тивное участие в управлении государственными и обществен­ными делами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие пуб­личной власти.

Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое как центральными, так и местными органами власти. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.

В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нор­мами.

Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные органи­зации и их органы.

Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполне­ния, использования и применения юридических норм в общест­венной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных от­ношений.

Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные принципы.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. К ним относятся:

1. Принцип всеобщности. Всеобщность законности заключена в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все долж­ны ему подчиняться, в противном случае предполагается неот­вратимость ответственности.

2. Принцип единства. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию данного государства — Республики Казахстан. В.И.Ленин в свое время справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единой для всего государства. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества — противозаконное явление. Мест­ные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

3. Принцип верховенства закона. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РК. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации долж­ностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъ­ектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде все­го закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произ­вольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

4. Принцип неотвратимости реализации законности. Неотвратимость реализации законности обозначает пре­сечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое пра­вонарушение есть одновременно и нарушение законности. Пра­ву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только про­возглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего ин­струмента регуляции общественных отношений.

5. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диа­лектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требования­ми народа», — «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового ни­гилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон» («Dura lex, sed lex»).

В то же время законность предполагает учет целесообраз­ности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.

Но в любых случаях соображения целесообразности учитыва­ются на основании и в рамках закона.

6. Принцип неразрывной связи законности и культурности. Без куль­турности не может быть и речи о законности; чем выше уро­вень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.

Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не прив­носит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законно­сти. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказан­ное выше.

Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законо­сообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законно­сти, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным инте­ресам.

Законность включает равенство всех перед законом, ра­венство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реа­лизация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способству­ет активному участию граждан в делах общества и государст­ва, прежде всего в демократической процедуре принятия зако­нов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заин­тересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления за­конов и иных нормативно-правовых актов, т. е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.

С законностью связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности.

Законность — это идеальное, правопорядок — это сущее. Первое — это требование, второе — практика выполнения этих требований. Цель правового регулирования — правопорядок, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Порядок — это форма упрочения отно­шений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразны­ми социальными нормами (морали, обычаев, общественных ор­ганизаций, права и др.).

Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившей­ся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, право­порядок — это часть системы общественных отношений, урегу­лированных нормами права. Это такая же реальность, как вся­кие фактические отношения, существующие в обществе. По­этому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве гос­подствующего и тем самым «воспроизводится».

Правопорядок существует в результате того, что участни­ки юридически регулируемых общественных отношений реа­лизуют свои субъективные права и обязанности, следуют ре­жиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

Правопорядок — это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений.

Важная для юридической науки задача — правильно оп­ределить соотношение правопорядка и законности. Эти явле­ния нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Законность — это в большей степени требование государ­ства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским язы­ком, законность есть область долженствования.

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отно­шений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашать­ся, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая за­висимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопо­рядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно рег­ламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять толь­ко законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.

Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя раз­нообразные рычаги и средства.

Для существования законности и правопорядка необходима система гарантий и условий их обеспечения.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, поль­зоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Под гарантиями понимаются как объективные условия су­ществования общества, так и специально выработанные госу­дарством и общественностью средства, обеспечивающие точ­ную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются прежде всего материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройст­во общества, существующие формы собственности, их многооб­разие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс обществен­ных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности Это профилактическая деятельность по предупре­ждению правонарушений, контрольная функция общественно­сти, использование возможностей учета общественного мнения. Например, к социальным гарантиям можно отнести институт понятых в уголовном процессе.

Политические гарантии — это демократизм государствен­ного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическо­му обществу политическим плюрализмом, реальным разделе­нием властей, наличие правового государства (или хотя бы тен­денции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идей­ное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают как система специаль­ных средств укрепления законности и правопорядка, деятель­ность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К специальным юридическим средствам следует отнести прежде всего все нормы права, в которых выражено требова­ние законности. Правовая регламентация общественных отно­шений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интере­сов целесообразности.

Юридическое требование законности состоит в следующем: 1) справедливое наказание за неисполнение норм права; 2) за­конодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресе­кать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка; 4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РК, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушения закон­ности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодатель­ству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны вы­явить причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее дея­тельность осуществляется в специфических формах: привле­чение к уголовной ответственности; поддержание государствен­ного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ор­деров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государствен­ных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организаци­ях; надзор за деятельность органов следствия и дознания; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Важной гарантией является судебный контроль, так как «третьей властью» является вся система правосудия.

Деятельность судебных органов на основе гласности долж­на создавать условия для укрепления законности и правопорядка.

В современных условиях особую важность имеет норма­тивное закрепление обязанностей Президента РК быть га­рантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую ра­боту. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопо­рядка.

Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-право­вых механизмов, призванных защищать конституционные пра­ва и законные интересы граждан, пре­дотвращать злоупотребления своими правами со стороны госу­дарственных органов, обеспечивать единство правовой сис­темы.

№ 9/2020

  • Приёмка товаров, работ или услуг при исполнении контракта

  • Привлечение представителей госорганов

  • Правозащитная функция

ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (специальность 12.00.11)

С. Литвиненко
Прокурор новой формации
Аннотация

В. Кузьмин, Т. Набиуллин
Контроль за соответствием расходов должностных лиц их доходам
Аннотация

Ю. Крапивина
Административные исковые заявления прокурора о прекращении действия права гражданина на управление транспортными средствами
Аннотация

Обмен опытом

Д. Суховеева
Надзор за исполнением градостроительного и земельного законодательства
Аннотация

Исследования, полемика, предложения

С. Губин
Противодействие распространению криминальной идеологии в местах лишения свободы
Аннотация

А. Гулик
Разграничение составов правонарушений, предусмотренных ст. 5.39 и 5.59 КоАП, при осуществлении прокурорского надзора
Аннотация

М. Шульженко
Участие прокурора в рассмотрении дел конституционными, уставными судами субъектов Федерации
Аннотация

Ю. Карпышева
Привлечение прокурором к проведению проверки исполнения законов представителей иных государственных органов
Аннотация

Наука и практика

Г. Куликова, М. Какителашвили
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в органах и организациях прокуратуры России: история и современность
Аннотация

УГОЛОВНОЕ ПРАВО (специальность 12.00.08)

П. Яни
Незаконная добыча общераспространённых полезных ископаемых — не хищение
Аннотация

В. Борков
Квалификация получения незаконного вознаграждения за приёмку товаров, работ или услуг при исполнении контракта
Аннотация

О. Гузеева
Конституционализация уголовного права Конституционным Судом РФ
Аннотация

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (специальность 12.00.09)

А. Малов
Эволюция правозащитной функции института экстрадиции
Аннотация

Понятие и принципы законности

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.

Структурно законность состоит из двух юридических процессов-действий – правотворчества и реализации права. Хотя ряд ученых не считают правотворчество (законотворчество) элементом законности, полагая законотворчество в качестве предпосылки законности. Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права. Законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности. Деятельность субъектов права при этом должна соответствовать норме права (закону).

Законность – это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права.

Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, по кругу лиц в соответствии с их юридической силой. Законность является «общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц».Термином «законность» также обозначается «позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни людей».

Условия законности образует определенная социальная среда, ее качественное состояние, обусловленное правовой культурой. В силу объективного действия права в обществе и отношения к реализации права субъектов права сознательное и положительное отношение к правовой действительности называется правозаконностью.

Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость). Режим законности связан с реальным обеспечением прежде всего основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной реализацией права. Термин «законность» происходит от понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств. Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.

Законность – означает, прежде всего, соответствие поведения субъектов права законам (правомерная реализация), за нарушение которых предусматривается юридическая ответственность (негативная реализация права по применению государством санкций негативного характера – штрафных, карательных, правовосстановительных). Необходимо разграничивать принципы и требования законности (правовые предписания), реализация которых делает поведение правозаконным. Требования законности показывают идеологическую направленность содержания правовых норм, эти требования конкретно связаны с деятельностью субъектов в определенных сферах (отраслях права). Каждый из принципов законности может быть представлен как совокупность требований (например, законы должны соответствовать Конституции, подзаконные акты должны соответствовать законам и т.д.).

Принципы законности:

1. Принцип верховенства законности – означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности – правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению;

2. Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает не только одинаковое (единообразное) действие закона по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний – задача государства, его правореализационной функции. Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права;

3. Целесообразность законности – означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действуют до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества;

4. Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. Содержание законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы. Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности – юридические, экономические, политические и др.;

5. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом;

6. Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в тоже время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права;

7. Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

Содержание законности включает в себя: систему действующего права, субъектов законности, гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.

Субъектами законности в принципе являются все правоспособные лица, т.е. все субъекты права. Однако в процессе реализации законности учитывается действие законов по кругу лиц, учитывается общий или специальный статус субъекта, общая или специальная правоспособность юридического лица. Материальное и процессуальное законодательство детализируют процесс привлечения к юридической ответственности специального субъекта (должностного лица, лица определенной профессии, возрастные и иные особенности).

С другой стороны именно должностные лица, особенно в сфере законотворческого процесса, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности призваны поддерживать реализацию законности, обеспечивать и восстанавливать нарушенные права. Для этих лиц предусмотрена повышенная степень ответственности (например, ответственность должностного лица в уголовном праве). Законность в тоже время как состояние должна учитывать необходимость защиты этих лиц, например, должностных лиц в процессе осуществления ими своих функций, наделяя их особыми правами и обязанностями.

Законность как система действующего права включает в себя наличие правового законодательства. Осуществление (реализация) законности предполагает, что все субъекты права потенциально должны обеспечивать не только соблюдение права, но и надлежащее исполнение, использование и применение права. Эффективное действие законов предполагает выстраивание стабильной, хорошо продуманной, основанной на законе системы правовой защиты граждан и объединений, системы государственного контроля и надзора за действием законов и т.д.

Охрана законности в основном связана с тем, чтобы не допускать ее нарушений, пресекать эти нарушения, наказывать за правонарушения, а обеспечение законности связано с превентивными мерами (профилактикой правонарушений) и наличием системы действующих гарантий. Нарушение законности означает причинение вреда охраняемым интересам личности, общества, государства. Нарушениями законности не являются малозначительные правонарушения. Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, которые способствуют правонарушениям.

Упрочение законности связано, прежде всего, с развитием системы ее гарантий, под которыми понимаются положительно действующие условия, факторы и средства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав субъектов права и надлежащую реализацию законов. Выделяют следующие виды гарантий законности: социально-экономические, политические, организационные, общественные, идеологические, специально-юридические гарантии. Специально-юридические гарантии включают в себя средства и способы, основанные на законе, позволяющие эффективно предупреждать, устранять и пресекать нарушения законности. Это – комплекс норм, принципов, институтов действующего права, а также – правореализационный и правоприменительный механизм, включая процессуальные формы деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц (средства предупреждения и пресечения правонарушений, меры восстановления и защиты нарушенных прав, способы ликвидации негативных последствий правонарушений). Специальные юридические гарантии включают в себя организационно-правовые средства, закрепленные в законодательстве, которые направлены на обеспечение законности.

Таким образом, правовые гарантии включают в себя: меры по совершенствованию законодательства, меры защиты, меры выявления правонарушений, меры юридической ответственности, меры профилактики, меры надзора и контроля за состоянием законности. Большое значение имеет внешний контроль за осуществлением законности со стороны специально уполномоченных государственных органов. В современных условиях возрастает роль и значение конституционных судов в системе органов, поддерживающих защиту и обеспечение законности.

Законность как специальный (правовой) режим означает единство требований законности и способов ее осуществления, включая надлежащее соответствие материального и процессуального законодательства как основного принципа и режима законности. Необходимо постоянное изучение законности как особого состояния в сравнении с другими общественными процессами, четкое разграничение законности и способов (форм) ее реализации, создание реальных условий реализации законности на всех уровнях общества и государства, необходимо ее конституирование и детализация в структурных элементах законодательства, необходим анализ практики осуществления законности для успешного предотвращения деформаций законности в обществе и государстве.

Законность предполагает выполнение следующих требований: обеспечения верховенства закона над всеми иными правовыми актами, необходимость их единообразного применения всеми участниками правоотношений, недопустимость противопоставления требований норм законов и целесообразности их применения, открытость форм и методов реализации государственными органами и их должностными лицами своих задач и функции и наличие возможности обжалования их решений и действий.

Пределы действия законности определяются границами правового регулирования общественных отношений. Эти границы состоят в возможности вмешательства государства в те или иные процессы и целесообразности, необходимости подобного вмешательства. Во всех случаях вмешательства государства в дела личности и общества необходимо, чтобы оно осуществлялось на основе закона, формально-юридических процедур при соблюдении общего условия неотъемлемости системы основных прав и свобод человека. Правовому регулированию подлежат не все сферы человеческой жизни, а, поэтому, необходимо предусматривать для общества и личности сферы саморегуляции на основе социальных норм. Таким образом, режим законности действует в условиях соблюдения верхней и нижней границ государственного вмешательства в общественные отношения. В тоже время пределы законности связаны с самим содержанием правовых норм, с их характером (обязывающие, запрещающие, предписывающие нормы). Их содержание определяет порядки или типы правового регулирования (общедозволительный или разрешительный).

Деформации законности связаны в основном с нарушением ее пределов, необходимо обеспечение единства законности и демократии, так как законность может быть не правовой при отсутствии демократии, или при фиктивной демократии. Необходимо указать, что демократия сочетается с основными существующими формами правления (конституционными монархиями и республиками, классическими или смешанного типа). Законность в свою очередь служит предпосылкой, принципом и режимом демократии. Единство законности и демократии достигается лишь в развитом гражданском обществе, поэтому необходимо совершенствовать процедуры и институты гражданского общества, тем самым осуществлять совершенствование законности как самостоятельного общественно-политического режима. Демократические права становятся реальностью через реализацию права, т.е. через законность. Необходимо постоянное совершенствование и накопление элементов законности, необходима устойчивость и постоянное обновление режима законности, как особого режима общественной жизни, выраженного в нормативных началах и условиях. Поддержание режима законности связано с утверждением особой социальной среды, находящейся в состоянии юридической правомерности, реальности и эффективности правового регулирования.

Понятие, признаки, структура правопорядка

Правопорядок есть система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате реализации правовых норм. Это состояние урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. «Правопорядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права».В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования. Нормативной основой правопорядка являются нормы права. Содержанием правопорядка является правомерное поведение субъектов права, т.е. достигающее целей правового регулирования. Особенности правопорядка как системы общественных отношений состоят в том, что он поддерживается на основе постоянной реализации правовых норм, обеспечивается и защищается государством, является итогом законности, создает условия для организации и самоорганизации общества.

Правопорядок является сложной социально-правовой структурой, где переплетены элементы правового и не правового характера. Правопорядок нельзя отожествлять с совокупностью общественных отношений, с правом и законностью, с государственным порядком. Он во многом является результатом итогового действия права и всей системы отношений, основанных на праве. Основными признаками правопорядка являются следующие: он основан на нормах права, в нем отражаются социально-экономические, культурные и другие отношения и нормы, он является формой реализации социальной нормативности и упорядоченности, он формируется при активном участии всех субъектов права, основан на законах, от которых приобретает соответствующие юридические качества и свойства, является завершающей формой всех юридических процессов, он формирует образцы правомерного поведения и оказывает обратное воздействие на законодательство.

Структура правопорядка – это единство и упорядоченность элементов системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с целями правового регулирования. Правопорядок структурно обозначает реализованную систему права и включает в себя различные виды общественных отношений (конституционные, административные, семейные и др.), урегулированные нормами права. В структуре правопорядка в соответствии с элементами системы права выделяют определенные группы общественных отношений, урегулированных институтами, подотраслями и отраслями права.

В структуру (систему) правопорядка включаются также участники правопорядка, акты реализации права, взаимодействие составляющих правопорядок элементов. Сложный состав правопорядка связан с единством его структуры, содержания и функций. В структуру правопорядка включают также правовую структуру общества (государственные и негосударственные образования), которая закрепляет фактическую конституцию (устройство) общества, где каждый элемент структуры выполняет свою определенную функцию, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка (методы, процедуры, формы регулирования и т.д.).

Структурные отношения – это отношения между элементами правопорядка (в статическом и динамическом выражениях) на всех уровнях. Правопорядок – это не застывшая в своем развитии система отношений и связей, а постоянно изменяющаяся система, в том числе система изменяющихся по содержанию и форме элементов. Правопорядок в динамике основывается прежде всего на системе процессуальных норм, т.е. задача правопорядка упорядочивать юридические процедуры, действия субъектов и юридических форм. Правопорядок может быть общим, отраслевым, специальным, сложным, элементарным и т.д. Совокупность классификационных признаков в итоге образуют единый правопорядок.

Содержание, форма, функции и принципы правопорядка

Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.

Выделяют прежде всего материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).

Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, его функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.

Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции: функция упорядочения и стабилизации общественных отношений, функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка), функция защиты и совершенствования правопорядка.

Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам правопорядка принято относить следующие:

  • принцип демократизма правопорядка;
  • принцип конституционности;
  • принцип правовой нормативности;
  • принцип законности;
  • принцип структурной целостности;
  • принцип соподчиненности связей и отношений правопорядка;
  • принцип упорядоченности и взаимозависимости уровней правопорядка;
  • принцип справедливости и гарантированности;
  • принцип простоты и универсальности;
  • принцип подконтрольности отношений правопорядка и др.

Данные принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности

Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.

Правопорядок складывается в отличие от общественного порядка в сфере функционирования правовых норм. Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка.

Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Режим законности на уровне правопорядка материализуется в системе существующих правовых отношений. Правопорядок в этом смысле представляет собой основную цель правового регулирования. Нельзя обеспечить правопорядок без обеспечения законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.

Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия гарантий законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, выделяются факторы, относящиеся к личности (правовые знания, навыки, стереотипы поведения) и факторы, относящиеся к внешней среде (законодательство, экономика, политика, культура и др.).

В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

УДК 340.114.5 ББК 67

Працко Геннадий Святославович Pratsko Gennadiy Svyatoslavovich

профессор кафедры коммерческого и предпринимательского права Донского государственного технического университета доктор философский наук, доктор юридических наук, профессор.

ПРАВО И ЗАКОННОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВОПОРЯДКА Law and legality as the basis of law

В статье анализируются некоторые аспекты соотношения права, принципа законности и правового порядка как ценностных явлений, присущих демократической политической, социальной и правовой действительности. Автор подчеркивает особую роль правовых законов, аккумулирующих принцип законности и обеспечивающих основу жизнедеятельности гражданского общества и его членов.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, институты демократии, право, правовые законы, принцип законности, режим законности, правовой порядок, права и свободы личности.

Право и законность рассматриваются в качестве тех явлений правовой жизни гражданского общества, которые преломляются в правовой порядок, адекватный жизнедеятельности личности в условиях зрелой демократии. Изучение соотношения указанных категорий представляет теоретическое и практическое значение для современной юридической науки.

Право как ценностное общественное явление определяет параметры законности, ее место и уровень в условиях становления и функционирования гражданского общества. Право как фундаментальная основа достойного существования большинства членов гражданского общества моделирует соответствующее состояние законности, которое призвано внедряться во все ведущие сферы правовой действительности.

В любом нормально функционирующем обществе действующие законы проявляют свое практическое предназначение только тогда, когда должным образом исполняются, плодотворно влияют на поведение людей. Неразрывная связь права с процессом реализации закона конструирует понятие законности .

Взаимосвязь права, законности и правопорядка одновременно выполняет такую сущностную миссию, как влияние на процесс совершенствования и развития системы права и системы действующего законодательства как надежной основы становления и функционирования институтов гражданского общества и структур правовой государственности.

В гражданском обществе каждый действующий закон приобретает ценностное значение только тогда, когда он позитивно воспринимается значительной частью членов данного общества, касается поведения любого потенциального субъекта права, мотивирует его правовое поведение как правомерное, активно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры членов общества. Право, отражающее идеи и требования естественного права, инициирует внедрение в систему права и систему действующего законодательства только тех законов, которые эффективно и действенно влияют на упорядочение общественных отношений и вводят их в состояние, соответствующее требованиям принципа законности как непременного условия становления должного правопорядка.

В соотношении право — законность — правопорядок заметное место занимает понимание законности как особого состояния, режима правовой действительности, отражающей демократические компоненты общественной жизни. Состояние законности позволяет судить о том, каков характер осуществления права — происходит ли это на основе сознательности, высокого уровня правосознания и правовой культуры или же превалируют начала запретов, санкций, государственного принуждения. Господство законности означает одновременно и приоритет права, и верховенство закона. Декларация же о наличии законности — констатация проблем в сфере внедрения ценностей права.

Разумеется, законность не может отождествляться с пониманием реализации права, которая может быть весьма успешной исключительно на основе государственного принуждения, в условиях антидемократического режима, при котором ни о какой действительной законности не может быть и речи. Внедрение правовых норм в систему общественных отношений, достижение массового правомерного поведения и правовой результативности могут происходить и вне законности, что подтверждается практикой тоталитарных режимов.

При отсутствии институтов демократии вопрос о наличии законности утрачивает свои реальные очертания. В условиях советского тоталитаризма высокопарно твердилось о роли социалистической законности, а в действительности на первых ролях оказывалось нагнетание страха, применение карательных мер, вынесение неправосудных приговоров. Поэтому рассуждения о социалистической законности являлись важной составной частью общезначимой государственной идеологии.

Истинная законность отражает такую упорядоченность общественных отношений, при которой проявляются ценностные аспекты права, законов, юридических норм, а отношение членов общества к праву и его проявленным ценностным началам рассматривается в качестве позитивного, уважительного. Соотношение законности и ценностных начал права, системы права, системы действующего законодательства может иметь реальное проявление лишь в условиях подлинной демократии, реального граж-

данского общества и при наличии основ правовой государственности.

Декларативное провозглашение законности — не есть истинная законность, это довольно сложное правовое явление, характеризующееся целым рядом особенностей.

Законность является одним из ведущих принципов права в целом, принципом правосудия, гражданского, уголовного и иных процессов при рассмотрении различных юридических дел. Это означает, что принцип законности затрагивает все ведущие сферы правовой действительности, жизнедеятельности гражданского общества. Содержание данного принципа составляют те правовые требования, которые предъявляются к соответствующим субъектам права .

Будучи отражением ценностей права, принцип законности самым непосредственным образом соотносится с наличием правовых законов в системе действующего законодательства. Отражая идеи естественного права как права, признающего личность, ее права и свободы в качестве высшей социальной ценности, правовые законы образуют фундаментальную основу становления принципа законности как условия и режима функционирования гражданского общества.

В практическом плане принцип законности находит свое проявление в том, что им руководствуются субъекты права, находясь в тех жизненных ситуациях, которые регламентируются соответствующими юридическими нормами. Рассматриваемый принцип инициирует точное и неуклонное соблюдение юридических требований и предписаний и мотивирует выбор соответствующим субъектом права именно правомерного поведения.

В связи с этим необходимо отметить, что в юридической литературе имеет место мнение, что носителями принципа законности могут быть только должностные лица, которые обладают правовыми и служебными рычагами внедрения законности в общественные отношения, но не граждане, необладающие правомочиями обеспечения принципа законности в конкретных жизненных ситуациях. Вопрос, безусловно, спорный. Однако соблюдение всеми субъектами права и духа, и буквы закона не может не влиять на внедрение принципа законности во все ведущие аспекты правовой действительности. Целенаправленное обеспе-

чение законности, видимо, зависит от усилий компетентных государственно-властных структур и должностных лиц.

Особое предназначение принципа законности сказывается на функционировании государственных органов, деятельности аппарата государства и его должностных лиц. Пик законности проявляет себя именно тогда, когда все полномочные и компетентные структуры государства и ответственные должностные лица независимо от их служебного ранга действуют только на основе правовых законов. При этом государственные служащие неукоснительно привержены конституционному принципу равенства перед законом и судом. Проявление принципа законности в сугубо государственной сфере плодотворно сказывается на всех других областях жизнедеятельности гражданского общества и его членов.

В целях повышения роли и эффективности принципа законности государство и его компетентные органы призваны проявлять инициативу относительно внедрения в действующую систему права именно правовых законов, отражающих интересы, права и свободы подавляющей части членов общества и поэтому изначально предрасположенных к их реализации всеми потенциальными субъектами права. Принцип законности, аккумулируемый правовыми законами, становится общей основой функционирования общества и государства, жизнедеятельности человека и гражданина.

Принцип законности должен зримо проявлять себя в сферах правотворческой деятельности, в процессах применения юридических норм, в иерархии соотношения законов и подзаконных актов и в требовании верховенства демократической конституции, соответствия ей системы действующего законодательства. При отсутствии истинно демократических принципов и норм конституции как основного закона вопрос о подлинной законности утрачивает свой практический смысл, становится лишь идеологической декларацией. Действительность принципа законности может формироваться не только наличием демократической конституции страны, но и неукоснительным соблюдением ее сущностных положений. Таким образом, ценности действующей конституции — основа становления и действия принципа законности как ведущего в праве. Сконструированный на такой правовой осно-

ве принцип законности становится гарантией внедрения в приоритетные общественные отношения должного правового порядка.

В качестве особого режима правовой действительности рассматриваемый принцип исходит из требования верховенства права, действующей конституции и правовых законов, обеспечивающих и гарантирующих права и свободы человека и гражданина и тем самым обеспечивающих наличие должного правопорядка в жизнедеятельности членов гражданского общества. В итоге правовая действительность характеризуется отражением начал политической целесообразности, нравственности и справедливости в системе складывающихся общественных отношений. В таких жизненных условиях государство находится на страже требований принципа законности, что гарантирует защиту общества и личности от произвольного вмешательства властных структур в их жизнедеятельность, сводит к минимуму акты беззакония и нелегитимного принуждения.

Принцип законности, отстаивающий наличие в обществе, в ведущих сферах правовой действительности должного правопорядка, проявляет свою практическую сущность. Такая сторона проявления идей и требований принципа законности укрепляет процессы становления и развития правовой государственности, повышает уровень приоритета права как ценностного явления, укрепляющего основы функционирования гражданского общества. Следовательно, право, принцип законности, устойчивый правопорядок — та стержневая линия, которая обусловливает взаимосвязь развивающегося гражданского общества и правового государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будучи ведущим принципом права, законность исходит из требований функционирования государства и общества на ценностных началах права, мотивации и осуществления массового правомерного поведения, признания всеми государственно-властными структурами и субъектами права верховенства правовых законов, что моделирует тот правовой микроклимат, который позволяет большинству членов развивающегося гражданского общества достигать реализации своих приоритетных жизненных интересов, прав и свобод.

Система современного действующего законодательства призвана создавать необходимые

условия для полноценной жизни каждого члена общества. К этому должен стремиться законодатель .

Стержневым компонентом принципа законности является его приоритетное и сущностное соотношение с наличием и действием системы правовых законов. Ставка принципа законности на законодательство позитивной системы права, отражающей преимущественно волю и интересы государства и его структур, обесценивает значение данного принципа, умаляет его практическое назначение, отдаляет от жизненных потребностей каждой конкретной личности. Вне связи с правовыми законами принцип законности утрачивает свое ведущее свойство — быть условием и важным инструментом формирования должного правопорядка в системе регулируемых правом общественных отношений.

Принцип законности становится полноценным только при опоре на сущность и содержание правовых законов, которые обладают особой силой воздействия на сознание и психологию членов общества потому, что адресованы каждой личности, ее ведущим жизненным притязаниям, соответствующим правам и сводам. Такая направленность правовых законов носит приоритетный характер, поэтому и воспринимается большинством членов именно складывающегося гражданского общества, при отсутствии основ которого любые ожидания правовых законов приобретают иллюзорный характер.

Только в условиях развивающегося гражданского общества правовые законы не просто обретают всеобщую и общеобязательную силу, а занимают позиции истинного верховенства в системе действующего законодательства. Такая сущность правовых законов наполняет позитивно-истинным содержанием и сам принцип законности. В сочетании с правовыми законами он поощряет, инициирует, внедряет в жизнь общества тот правовой порядок, который соответствует воле и интересам большинства членов общества, содействует обеспечению достойного существования каждой личности. Тем самым утверждаются принципы гуманизма, социальной и правовой справедливости, устоев нравственности во всех ведущих сферах правовой жизни общества.

Трансформация ценностей права как особого общественного явления в содержание правовых законов предъявляет повышенные требования к функционированию государства, определяет властные параметры должностных лиц всех рангов, сужает сферу проявления актов произвола и беззакония, проникновения структур государства в сугубо общественную деятельность институтов и учреждений гражданского общества.

В итоге принцип законности обретает ценностное содержание, обращенное к реализации жизненно важных интересов и потребностей каждого конкретного члена общества. А базой их действительной реализации служит должный правовой порядок, не имеющий никаких отклонений от сущностных требований принципа законности. Общество становится гражданским, а государство правовым при условии признания и внедрения в систему права правовых законов как приоритетных нормативных правовых актов.

Если в действующей системе права преобладают законы, отдаленные от истинных интересов, прав и свобод человека и гражданина, то нет оснований констатировать наличие гражданского общества и правового государства. Тем самым исключается и действие полноценного и значимого принципа законности. Законы, лишенные сущности и целевой направленности правовых законов, не в состоянии моделировать содержание истинной законности как ведущего фактора внедрения правового порядка, служащего интересам и жизненным потребностям большинства членов общества.

Социалистическая законность в свое время рассматривалась как требование соблюдения любых законов, в том числе весьма далеких от жизненных притязаний большинства населения. На практике речь шла о неукоснительном исполнении юридических требований исключительно гражданами как субъектами права. Принцип законности в целом не распространялся на деятельность государственных органов и компетентных должностных лиц. А ведь состояние законности в первую очередь проявляется в том, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно внутри него. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан .

Таким образом, только в условиях демократии, наличия реальных процессов формирования гражданского общества и правовой государственности ценности права, отражая идеи естественного права, инициируют внедрение в систему действующего права правовых законов, которые в свою очередь аккумулируют подлинное содержание принципа законности, предопределяющего становление такого правового порядка, который нормализует жизнедеятельность общества и его членов, содействует обретению каждой личностью достойного существования и в конечном счете вносит элементы гармонии во всю систему общественных отношений. Учитывая негативные уроки прошлого, современная социальная, политическая и правовая действительность должна во все большей мере воспринимать и внедрять в ведущие сферы своей жизнедеятельности качества и формы подлинной демократии.

Современный подход к пониманию права как ценностного явления, подразделение действующих законов на правовые и неправовые, внедрение принципа законности в качестве ведущего обусловливают тот правовой порядок, который укрепляет и развивает правовой статус личности, гарантирует обеспечение ее жизненно важных прав и свобод.

Наличие демократического режима законности как комплексного политического, общественного и правового явления, характеризующего функционирование гражданского общества, подчеркивает потребность в такой единой фундаментальной основе, как правовой порядок. Именно правовой порядок, инициируемый интересами и потребностями гражданского общества и каждой личности, может являться практическим свидетельством действия принципа законности как одного из ценностных принципов системы права.

Будучи общеправовым, принцип законно-

сти строится на своих исходных началах, в которых заключены основные требования, предъявляемые и привносимые в правовую действительность принципом законности.

Речь идет в первую очередь о всеобщности рассматриваемого принципа. В условиях гражданского общества и правовой государственности не может быть таких субъектов права, которые бы уклонялись от требований принципа законности, уходили из зоны его действия и тем самым игнорировали прямо или косвенно действие правовых законов.

Принцип законности — это олицетворение начал справедливости во всех ведущих областях правовой действительности. В сферах законотворчества, применения правовых законов, обеспечения прав и свобод человека и гражданина справедливость должна иметь реальные очертания. Установленный правовой порядок непременно должен быть ориентирован на начала справедливости.

Особое свойство анализируемого принципа состоит в единстве режима законности, то есть распространении его требований на всю территорию государства без каких бы то ни было исключений. Единство режима законности обеспечивает равные возможности всех регионов и проживающего на их территории населения пользоваться всеми легитимными жизненными благами.

Принцип законности должен быть целесообразным в соответствующих жизненных обстоятельствах. Это означает, что режиму законности необходимо реально проявлять себя в первую очередь в области правового упорядочения наиболее важных общественных отношений, где удовлетворяются приоритетные интересы и потребности личности, реализуются права и свободы человека и гражданина, отстаивается достоинство человеческого существования.

Литература

1. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

2. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М., 1999.

3. Алексеев С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. и др. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000.

1. Kerimov D. A. Culture and technique of lawmaking. Moscow, 1991.

2. Nersesyants V. S. Problems of general theory of law and state. Moscow, 1999.

3. Alekseev S. S., Arkhipov S. I., Ignatenko G. V., etc. Theory of state and law / ed. V. M. Korelsky and V. D. Perevalova. Moscow, 2000.

4. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 2001.

5. Працко Г. С. Порядок общества: теоретико-правовые основания: монография. Ростов н/Д, 2006.

6. Працко Г. С. Политический плюрализм: правовое измерение и субъекты порядка: монография. Ростов н/Д, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шумилина А. Б., Тутинас Е. В. Законность как системное образование // Юристъ-правоведъ. 2015. № 1.

Добавить комментарий