3 формы осуществления функций государства

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 27

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменителъная деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

на правотворческую деятельность;

исполнительную (управленческую) деятельность;

судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

правоприменительную деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

24. Проблемы определения понятия и структуры механизма государства.

В науке ТГП неоднозначно подходят к определению понятия «механизм государства», в связи с этим следует иметь в виду несколько определений данного понятия.
Если обобщить все определения, то можно дать следующее определение — механизм государства — это система государственных органов, организаций и учреждений, при помощи которых государство осуществляет свои функции.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как тождественные. Однако существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, полиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Структура механизма государства
Механизм государства состоит только из государственных организаций, негосударственные организации не входят в механизм государства, хотя они могут использоваться при осуществлении государственной власти. Государственные организации, из которых складывается механизм государства, делятся на три вида:
1. Государственные органы.
2. Государственные учреждения и государственные предприятия, которые властными полномочиями не обладают (за исключением их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.
3. Государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением.
4. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного механизма.
Органы государства составляют основу (ядро) механизма государства и в своём единстве образуют государственный аппарат. Следовательно, понятие «механизм государства» и понятие «аппарат государства» не тождественные, хотя в науке долгое время эти понятия отождествляли. Государственные учреждения и государственные предприятия нельзя называть органами государства, т.к. их деятельность и правовой статус различаются. Сам государственный аппарат определяется по-разному. Это понятие принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле под государственным аппаратом понимают систему всех органов государства, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции (все органы государства, взятые в единстве).
В узком смысле под государственным аппаратом понимают только платный аппарат, т.е. органы, в которых служащие работают за заработную плату.
Государственный аппарат — это совокупность (система) органов государства, при помощи которых оно осуществляет свои задачи и функции. Государственный аппарат на примере РФ состоит из:
1. Органов законодательной власти: Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации).
2. Президента РФ.
3. Органов исполнительной власти: Правительство РФ (Председатель, заместители Председателя, министры).
4. Органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
5. Прокуратуры.
Эти основные виды органов в наиболее абстрактной форме составляют структуру государственного аппарата.
Итак, государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность (систему) государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Государственные учреждения и предприятия — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности и целях ее обеспечения либо производства продукции, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государство и органы местного самоуправления
Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления», к системе государственных органов не относятся.
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории.
Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
1) структура и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;
2) обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;
3) в пределах своей компетенции издают правовые акты;
4) являются юридическими лицами;
5) не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, число которых определяется уставом муниципального образования.
К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бухтерева, Мария Алексеевна, 2002 год

1. О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР: Закон РСФСР от 3 июля 1991 г.//ВВС РФ. 1991. № 21. Ст. 927.

2. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19 декабря1991 г.// ВВС РФ. 1992. № 10. Ст.457.

3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г.// ВВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300 (с изм. и доп.).

4. О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 г.// ВВС РФ. 1992. № 16 (с изм. и доп.// СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 141; 2001. № 21. Ст. 2061).

5. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г.// ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г.// ВВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615 (с изм. и доп.).

7. Об основах федеральной жилищной политики: Закон РФ от 24 декабря1992 г.// ВВС РФ. 1993. № 3. Ст. 99.

8. О милиции: Закон РФ с изм. и доп. от 10, 18 февраля, 1 июля 1993 г.; от 15 июня 1996 г.; от 31 марта, 6 декабря 1999 г.

9. Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля1993 г.//ВВС РФ. 1993. №33. Ст. 1318.

10. Основы законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г.// ВВС РФ. 1993. № 35. Ст. 1412.

13. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ //СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

14. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ// СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

15. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33// СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

16. О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г.// СЗ РФ. 1995 г. № 17. Ст. 1455.

17. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 16 ноября 1995 г. № 167// СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

18. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №1б8-ФЗ //СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

19. О животном мир: Федеральный Закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52// СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

20. Об экологической экспертизе: Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174// СЗ РФ. 1995. № 98. Ст. 4556.

22. Семейный кодекс: Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. № 223-ФЗ//СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 16.

23. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-М.: Юрид. лит., 1995.-64 с.

24. Всеобщая декларация прав человека // Международное право в документах. М., 1982. С. 306 — 317.

25. Всеобщая декларация прав человека: Декларация прав свобод человека и гражданина. М.: ТОО «Иван», 1993. — 30 с.

26. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. М., 1966 г.

27. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № Э-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

29. Лесной кодекс Российской Федераци:. Федеральный закон от 29 января 1997 г. № 22// СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

30. Об уничтожении химического оружия: Федеральный закон РФ от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ //СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105.

32. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ //СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

33. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ //СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

34. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ// СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

35. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3// СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

36. О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении: Федеральный закон от 5 ноября 1997 г. № 138-Ф3 //СЗ РФ. 1997. № 37. Ст. 5138.

38. Жилищный кодекс: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 45-ФЗ// СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1467.

39. Бюджетный кодекс: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 382.

42. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ// СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

43. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон РФ от 4 мая1999 г. № 96// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

44. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ// СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

45. Об основах охраны труда в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 18-ФЗ// СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3702.

46. О страховании: Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. № 182-ФЗ// СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3707.

48. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ //СЗ РФ. 2000. №1.4. 2. Ст. 11.

49. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19 июня2000 г. № 82-ФЗ// СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.

50. О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ// СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348.

51. О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом союзе и Едином экономическом пространстве: Федеральный закон от 22 мая 2001 г. № 55-ФЗ//СЗ РФ. 2001. № 22. Ст. 2121.

52. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ// СЗ РФ. 2001. №26. Ст. 2582.

53. Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3//С3 РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

54. Трудовой кодекс: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// СЗ РФ. 2002. № 1.4. 1. Ст. 3.1. Указы Президента РФ:

55. Об основах государственной политики в сфере информации: Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170// САПиП РФ. 1994. № 4. Ст. 305.

56. Об Основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины: Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685// СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2326.

57. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712// СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

58. Положение о Министерстве внутренних дел РФ: Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039// СЗ РФ. 1996.

59. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 //СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.

60. О федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1998-2000 годы»: Указ Президента РФ от 5 декабря 1996 г. № 1641// СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5627.

61. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425// СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2131.

62. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам внутренней политики: Указ Президента РФ от 18 августа 1997 г. № 898// СЗ РФ. 1997. №34. Ст. 3951.

64. О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий: Указ Президента РФ от 22 июня 1998 г. № 863// СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3756.

65. О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране: Указ Президента РФ от 16 июля 1998 г. № 851// СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3540.

66. О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 августа 1998 г. № 988// СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4383.

67. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № И42 // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4886.

68. О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1166// СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 2796.

69. О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 19 июня 1996 г. № 715// СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3375.

71. О федеральной целевой программе «Леса России» на 1997-2000 годы: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1240// СЗ РФ. 1997. №40. Ст. 356.

72. Об утверждении федеральной целевой программы «Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы»: Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. № 35 // СЗ РФ. 1999. № 4. Ст. 554.

73. О формировании федеральных центров науки и высоких технологий: Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 651// СЗ РФ. 1999. №25. Ст. 3127.

74. Федеральная целевая программа «Развития земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694// СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

75. Вопросы государственной поддержки научного потенциала России: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1220// СЗ РФ. 1999. № 45. Ст. 5437.

76. О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы»: Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36// СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 393.

77. О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы: Постановление Правительства от 25 августа 2000 г. № 625// СЗ РФ. 2000 г. № 37. Ст. 3712.

78. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726// СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3971.

80. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2001-2005 годы»: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122// СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 862.2. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ:1. Монографии:

81. ЪЪ.Афанасьев ВТ. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.

82. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. — 302 с.

83. Белкин А.А. Социальное воспроизводство и государственное право. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 111с.

84. Боголепов Р.Д. и др. Природно-ресурсное, сельскохозяйственное право и правовая охрана окружающей среды. М., 1984. — 86 с.

85. Брагинский М.И. Хозяйственный договор: каким ему быть? М.: Экономика, 1990. — 173 с.

86. Брагинский М.И, Витрянский В В. Договорное право: Кн. 1: Общие положения. 2 изд., испр. М.: Статус, 1999. — 841 с.

87. Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2001.- 176 с.

88. Ветрова Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М.: Наука, 1993.- 142 с.

89. Гладков И.А. Охрана природы в первые годы Советской власти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 35 с.

90. Голиченко А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 160 с.

91. Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М.: Госюриздат, 1963. — 167 с.

92. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности государства. М.: Юрид. лит., 1987. — 175 с.

94. Денисов A.M. Сущность и формы государства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. -67 с.

95. Денисов A.M. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 436 с.

96. Дмитриев А.Е. Роль органов внутренних дел в охране окружающей среды. Хабаровск: Хабаровская ВШ МВД СССР, 1984. — 42 с.

97. Дюрягин М.Я. Применение норм советского права. Теоретические вопросы. Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973. — 247 с.

98. Загайнов JJ.M. Экономические функции Советского государства. М.: Юрид. лит., 1968.-263 с.

99. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1984. — 144 с.

100. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития/ Бачило И.Л. М.: Изд. группа «Юристъ», 1998. — 431 с.

102. Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства: Вопросы теории. М.: Юрид. лит., 1977. — 112 с.

103. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы/ АН СССР, Ин-т гос-ва и права. М.: Наука, 1990. — 158 с.

104. Козлов Ю.М. Соотношение государственного и общественного управления в СССР. М.: Юрид. лит., 1966. — 215 с.

105. Колбасов О.С. Экология: политика право: Правовая охрана природы в СССР — М.: Наука, 1976. — 230 с.

106. Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. М.: Юрид. лит., 1968.-215 с.

108. Кронрод Я.А. Законы политической экономии социализма. Очерки методологии и теории. М.: Мысль, 1966.- 581 с.

110. Кузнецов И.Н. Законодательная и исполнительная деятельность высших органов власти. М.: Юрид. лит., 1965. — 192 с.

111. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972.- 200 с.

112. Ленин В.И. Крах П Интернационала//Полн. собр. соч. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1980. Т. 26. 590 с.

113. Ленин В.И. Противоречивая позиция// Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политздат, 1981.Т. 32. — 605 с.

114. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность/ Отв. ред. В.М. Чхиквадзе/ АН СССР, Ин-т государства и права. М,: Наука, 1986. — 262 с.

115. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс

116. Ф. Соч. В 30-ти т. 2-е изд. Т. 1.- М.: Госполитиздат, 1955. 698 с.

119. Мартемьянов С.Ф. Социальный контроль и его роль в предупреждении преступности. М., 1987. — С. 22.

120. Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ В.А Красильщиков, В.П. Гутник, В.Н. Кузнецов и др. М.: «Агенство Инфомарт», 1994. — 115 с.

122. Неновски И. Право и ценности/ Под ред. В.Д. Зорькина. М.: Прогресс, 1987.-246 с.

123. Перевалов В.Д. ВЛКСМ в политической системе развитого социализма: Политико-правовые основы деятельности. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. — 158 с.

124. Правоприменение в Советском государстве/ Под ред. A.C. Пиголкина. М. : Юрид. лит., 1985. — 303 с.

125. Правотворчество в СССР/ Под ред. A.B. Мицкевича. М.: Юрид. лит., 1974. — 319 с.

126. Ромашкин П.С., Покровский С. А. Государство в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госполитиздат, 1959. — 96 с.

127. Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации/ Под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. — 193 с.

128. Самощенко И.С. Общая теория советского права. М., 1966. С. 48.

129. Самощенко КС. Правовые формы осуществления функций Советского государства. Т. 56. О научном единстве проблем общей теории права и трудового права. М, 1978. С. 23.

130. Синтез знания и проблемы управления / Отв. ред. А.Д. Урсун, Г.И. Ру-завин. M.: Наука, 1978. — 199 с.

132. Теория юридического процесса: Монография/ Под общ. ред. В.М. Горшенева. Харьков: Вища школа, 1985. — 192 с.

133. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1971. — 232 с.

134. Тюльпанов Ф.Г. Деятельность органов внутренних дел в области охраны природной среды. Ташкент: Ташк. BLU МВД ССР, 1983. — 48 с.

135. Тютекин Ю.И. Природа, общество, закон: Руководство рациональным природопользованием как функция Советского государства. Кишинев: Штиинца, 1976. — 152 с.

137. Фаткуллин Ф.Ф. Политические нормы социализма. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 120 с.

138. Цивадзе Б.Ю. Развитие экономических функций Советского государства. М.: Юрид. лит., 1970. — 344 с.

139. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. -М.: Юрид. лит., 1970. 215 с.

140. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. М.: Юрид. лит., — 503 с.

142. Энгельс Ф. К смерти Карла Маркса// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. — М.: Госполитиздат, 1961. — 670 с.

143. ЭрхардЛ. Благосостояние для всех. М., 1991. — 332 с.1. Статьи:

144. Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства// Ученые записки Саратовского юридического института. Саратов, 1969. Вып. 18. С. 263.

145. Берекашвши Л.Ш. К вопросу об экономической эффективности деятельности органов внутренних дел// Проблемы теории и социологии управления ОВД: Труды Академии МВД РФ. М., 1992. С. 115.

146. Боголюбов С.А. Общественные объединения на страже природы// Закон 1993. №3. С. 38-39.

147. Везиров Р.З. О взаимодействии общественных инспекций по охране природы с органами внутренних дел// Совершенствование административной деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД РФ. М., 1994. С. 8-18.

148. Голицына Е.Ю. Некоторые аспекты экологической политики России// Соц.-гуманит. знания. 1999. № 3. С. 289-295.

150. Дулъщжов Ю.С. Экономика муниципального хозяйства: сущность, проблемы, перспективы// Муниципальный мир. 1998. № 1. С. 31.

151. Енина В. За экологические правонарушения административная ответственность// Законность. 1994. № 10. С. 39-41.

152. Калашкарян P.A. Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации (Материалы «круглого стола»)// Государство и право. 1998. №6. С. 104-117.

154. Каск Л.И. О значении социальных наук// Правоведение. 1968. № 6. С. 112.

157. Колбасов О.С. Зона экологического бедствия шаг до пропасти// Государство и право. 1992. № 9. С. 30.

158. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность»// Правоведение. 2000. № 1. С. 113-120.

160. Курашвили Б.П. О системе функций государства// Проблемы государства и права (ИГПАН). Вып. 9. М., 1974. С. 27.

162. Левин И.Д. Предмет и система советского государственного права: Рефераты научно-исследовательских работ за 1945 г. Отделение экономики и права.-М., 1946. С. 42.

163. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе// Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1 С. 5-17.

164. Мильнер Б. Управление: пути преодоления кризиса// Вопросы экономики. 1997. №6. С. 45.

165. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993. № 6. С. 98-108.

167. Панкратов И.Ф. Контроль и ответственность за загрязнение атмосферного воздуха// Право и экономика. J995. № 17-18. С. 127.

172. Попков В.Д. Обеспечение благосостояния народа выражение гуманистической роли социалистического государства// Советское государство и право. 1965. №8. С. 23-25.

173. Попков В.Д. Развитие функций социалистического государства в процессе построения коммунизма// Советское государство и право. 1958 г. № 10. С. 9-10.

174. Рахмшович В.А. Экономические основы государства// Право и экономика. 1998. № 1. С. 29.

175. Романов В. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства// Российская юстиция. 1998. № 5. С. 50-52.

176. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства// Советское государство и право. 1956. № 3 С. 82-83.

177. Социальная функция следователя // Информационный бюллетень Следственного Комитета МВД России. № 4 (87). С. 24-27.

179. Тихомиров Ю.А. Теория социалистического управления// Советское государство и право. 1969. № 7. С. 85.

180. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений// Правоведение. 1990. № 5. С. 28.

181. Тюрин В. За загрязнение природы к уголовной ответственности// Законность. 1994. № 10. С. 42.

185. Чхиквадзе В.М., Фарберов Н. В.И. Ленин о социалистическом государстве// Коммунист. 1967. № 5. С. 20.

186. Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду// Государство и право. 1992. № 10. С. 122.

187. Шупыро В. Проблемы эффективности организации управления государственной собственностью// Инвест-курьер специальный выпуск издания МГУ РФ «Панорама приватизации». 1997. № 12. С. 32.

189. Ялтольская Ц.А. О месте административного права в системе социалистического права// Советское государство и право. 1956. № 9. С. 95.

190. Яницкий О.Н. Экологическая политика: роль движений и гражданских инициатив// Социс. 1994. № 10. С. 10-20.

191. УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ЛЕКЦИИ, ДИССЕРТАЦИИ,АВТОРЕФЕРА ТЫ:1. Учебники:

192. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. лит.,1981.-359 с.

193. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. М.: Юрид. лит.,1982. Т. 2.-359 с.

194. Анапов И.Н. Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 22.

195. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Изд. Группа «Юристъ», 1998. — 688 с.

196. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998. — 624 с.

197. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. М.: Логос, 2000.-416 с.

198. Лазарев В,В., Липенъ СВ. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Спарк», 1998. — 448 с.

199. Лепешкин А.И, Ким А.И, Мишкин Н.Г., Романов П.И. Курс советского государственного права. В 2-х т. М.: Госюриздат. 1962. — 559 с.

203. Общая теория советского права/ Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Само-щенко. М.: Юрид. лит., 1966. — 491 с.

204. Общая теория государства и права/ Отв. ред. Д.А. Керимов и B.C. Петров. Т. 1 Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. — 304 с.

206. Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996.- 472 с.

207. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999. — 520 с.

208. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. -М.: БЕК, 1995.- 557 с.

209. Петров В.В. Земельное право России: Учебник для вузов. М., 1998. -300 с.

210. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. 2-е изд., исп. и доп. М.: Спарк, 1997. — 399 с.

211. Советское административное право: Учебник для юрид. фак. и институтов/ Под ред. Ю.М. Козлова. -М.: Госюриздат, 1962. 302 с.

212. Советское государственное право/ Под ред. И.П. Трайнина, И.Д. Левина. М., 1948.-298 с.

213. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М.: Былина, 1998. -512с.

214. Теория государства и права: Учебник для юрид. высш. уч. зав./ Под ред. С.А. Голунского, М.С. Строговича. М.: Юриздат, 1940.- 304 с.

215. Теория государства и права: Учебник для юрид. инт-тов и фак./ Под ред. А.И. Денисова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1967. — 415 с.

216. Теория государства и права: Учебник для студентов юрид. ин-тов и фак./ Отв. ред. Н.Г. Александров. М.: Юрид. лит., 1968. — 640 с.

218. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.- 256 с.

219. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.- 592 с.

220. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юристъ, 1997. — 672 с.

222. Афанасьев B.C. Современные проблемы теории законности: Учебное пособие. М.: Академия МВД РФ , 1993. — 57 с.

223. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд.- М.: Междунар. отношения, 1996.- 398 с.

224. Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства (пособие по спецкурсу «Проблемы теории социалистического государства и права»). Воронеж, 1974. С. 34.

225. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособ.- М.: Юрид. колледж МГУ, 1994. 248 с.

228. Краткий словарь иностранных слов/ Сост. С.М. Локшина. Изд. 9-е. -М.: Рус. яз., 1987.-630 с.

230. Лазарев В.В. Теория государства и права: (Актуальные проблемы): Учебное пособие. М.: Академия МВД России. 1992. — 183 с.

232. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд. М.: Рус. яз., 1988. — 748 с.

233. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ АН СССР. Ин-т рус. яз. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21 изд. перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989.- 922 с.

234. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие для вузов МВД СССР/ Под ред. А.П. Коренева. М.: МВШМ, 1988,- 275 с.

235. Петров Г.И. Советское административное прав: Учебное пособие для юрид. инт-тов и фак. Л.: ЛГУ, 1979. — 344 с.

236. Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник/ Под ред. A.A. Миголатьева. M.: ГИТИС, 1994. — 406 с.

237. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. М.: БЕК, 1996. — 313 с.

239. Советский энциклопедический словарь: Ок. 80000 слов/ Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1983. 1600 с.

240. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. М.: Рус. яз., 1992.-740 с.

241. Степанов O.A. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 72 с.

242. Теоретические основы управления органами внутренних дел (альбом схем): Учебно-методические материалы. М., 1995. С. 65.

243. Тихомиров ЮЛ. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. — 798 с.

244. Философский энциклопедический словарь/ Ред. кол. С.С. Аверинцев и др. 2 изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.

246. ШкреплерХ.А. Международные организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1995. — 32 с.1. Лекции:

247. Александров И.Г. Применение норм советского социалистического права: Лекция. М., 1958. — 40 с.

248. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории государства и права. СПб., 1886.- 313 с.

249. Манохин В.М. Советское административное право. Курс лекций. Вып. 1. Часть общая. — Саратов, 1968. — 249 с.

250. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. H.H. Матузова и A.B. Малько. М.: Юристъ, 1999. — 774 с.

251. Радъко Т.Н. Методологические вопросы познания функций права: Материалы к лекциям. Волгоград, 1974. — 150 с.

252. Спиридонов Л.И. Теория государства и прав: Курс лекций. СПб., 1995. — 301 с.

253. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. H.H. Матузова и A.B. Малько. М., 1997.- 672 с.

254. Туманов Г.А. Орган внутренних дел как система управления: Лекция. -М., 1972. 30 с.1. Диссертации:

256. Архипов A.M. Экологическая функция Российского государства: Дисс. . к.ю.н.( 12.00.01.) Н.-Новгород, 1997. — 185 с.

257. Кадомцева А.Е. Развитие экологической функции современного Российского государства и правовые формы ее осуществления: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1999. — 174 с.

259. Коробов С.Е. Социальная функция государства: Дис. . канд. юрид. наук. -М, 2001.- 181 с.

260. Макуев Р.Х. Правоприменительная деятельность милиции: Дис. . д-ра. юрид. наук. М., 1994. С. 18, 22-23.

261. Мухамеджанов Б. А. Экологическая функция Советского государств:. Дис. . канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1990. — 212 с.

265. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории): Автореф. дис. .д-ра. юрид. наук. М., 1992. — 35 с.

266. Волков H.A. Органы советского государственного управления в современный период: Автореф. дис. . д-ра. юрид. наук. М., 1970. — 45 с.

269. Колотое Н.Г. Принятие решения как стадия процесса применения норм права: Автореф. дис. . к. ю. н. 12.00.01 Свердловск, 1980. — 21 с.

272. Курдюк П.М. Регональное правотворчество: состояние, проблемы, перспективы: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 1997.- 22 с.

273. Нормантас A.A. Общенародное государство: становление, сущность, функции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1982. — 20 с.

274. Пахомов И.Н. Акты советского государственного управления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.- М., 1952. 20 с.

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • на правотворческую деятельность;
  • исполнительную (управленческую) деятельность;
  • судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность — оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность — оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность — повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

Добавить комментарий