Источники финансирования социального обеспечения

Механизмы финансирования социального обеспечения в России

Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).

Замечание 1

Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.

Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.

К источникам данной системы следует отнести:

  1. Средства, выделяемые со стороны системы обязательного социального страхования граждан. Консолидируются они преимущественно в фондах разнообразных видов страхования граждан, которые перераспределяются в соответствии нужд граждан;
  2. Средства, выделяемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы государства. Сюда относятся такие бюджеты, как федеральный, бюджет субъектом Российской Федерации и, конечно же, местные бюджеты;
  3. Средства, выделяемые и определяемые организациями, а также индивидуальными предпринимателями и работодателями. Например, это средства, которые работодатели выделяют на своих работников в соответствии с трудовой сферой, в которой те заняты;
  4. Средства добровольного социального страхования граждан, которые также определяются и регулируются различными бюджетными уровнями, и перераспределяются среди граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно реализовать свои потребности и интересы из-за отсутствия материальной базы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Финансирование социального обеспечения 420 руб.
  • Реферат Финансирование социального обеспечения 250 руб.
  • Контрольная работа Финансирование социального обеспечения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Правовая основа финансирования социальной сферы и, в частности, социального страхования, была сформирована в 1991 году. Именно тогда были созданы некоторые внебюджетные социальные фонды, которые до сих действуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере государства, а также в сфере социального обеспечения:

  • Пенсионный Фонд России,
  • Фонд Социального Страхования Российской Федерации,
  • Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (иными словами, фонды ОМС).

Необходимо также отметить государственный фонд занятости россиян, и некоторые правовые акты, которые регламентируют деятельность данных фондов.

Группы социальных рисков

Финансирование различных фондов, которые были указаны в предыдущей части статьи, отвечает за обеспечение страховых случаев, которые объединены в группы социальных страховых рисков. Группы отличаются друг от друга возрастным составом, социальным положением и состоянием здоровья, которым отличаются граждане. При этом, помощь и уровни финансирования также разняться между собой, поэтому нельзя сказать, что одни и те же меры применимы к различным категориям граждан.

Во-первых, следует выделить такую группу, как граждане по старости, граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи по потере кормильца. За финансирование данной группы отвечает Пенсионный Фонд России. За оказание медицинских услуг и медицинской помощи отвечают фонды Обязательного Медицинского Страхования. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отвечает за тех, кто является временно нетрудоспособным. Сюда же относится сфера материнства и детства, а также необходимость ухода за малолетними детьми по достижению ими совершеннолетия. ГФЗ Российской Федерации отвечает за помощь безработным лицам, которые не имеют возможности осуществлять свою деятельность.

Социальные фонды обеспечения являются автономными и не имеют никакой зависимости от региональных и федеральных бюджетов, а также никак не ориентированы на местные бюджеты. Они осуществляют сбор обязательных страховых взносом, что определяет ответственность фондов за финансовую стабильность и финансовое состояние отраслей, которые относятся к социальному обеспечению и социальному страхованию граждан. Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях.

Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:

  1. Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
  2. Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
  3. Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время;
  4. Денежные средства, которые возмещаются страховым лицам в том случае, когда образуются регрессивные требования к ответственными за вред, который был причинен застрахованным лицам. Таким образом, гражданин получает определенные финансы, если оказывается в ситуации, от которой он застраховал себя, свою жизнь или имущество;
  5. Доходы, которые образуются в связи с размещением временно свободных денежных средств обязательного социального страхования граждан.

Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 71

Основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются: Пенсионный фонд РФ; ФСС; Государственный фонд занятости; Фонд обязательного медицинского страхования.

ФЗ» Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона). Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат. В соответствии со ст. 17 ФЗ » Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: § страховые взносы; § дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; § штрафные санкции и пени; § денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; § доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; § иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан — вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Ежегодно в РФ принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах ЦБРФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Date: 2015-12-13; view: 1639; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Принцип финансирования социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения

Конституция РФ прямо не предусматривает механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение и не содержит указаний на конкретные формы финансирования социального обеспечения. Однако анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие механизмы финансирования — бюджетное финансирование, обязательное социальное и добровольное социальное страхование, благотворительность и дополнительные формы социального обеспечения.

Основной формой финансирования социального обеспечения в настоящее время является обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В настоящее время в России осуществляются четыре вида обязательного социального страхования:

  1. пенсионное страхование;
  2. социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов;
  3. социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  4. медицинское страхование.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью и аккумулируются в Пенсионном Фонде РФ. Фонде социального страхования РФ и фондах обязательного медицинского страхования. Основными доходами фондов являются страховые взносы.

С 2001 г. взносы на социальное страхование уплачиваются в рамках единого социального налога (ЕСН). Обязанность уплаты ЕСН предусмотрена в гл. 24 Налогового кодекса РФ.

М.Ю. Федорова отмечает двойственную природу ЕСН. С одной стороны, его можно рассматривать как форму сбора страховых взносов, а с другой — он приобретает характер целевого налога, за счет которого финансируются не только страховые выплаты, но и выплаты по системе государственного социального обеспечения, не имеющие социального характера1Федорова М.Ю. Единый социальный налог как способ финансирования социального страхования // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 60..

Смысл социальною страхования заключается в распределении социального риска потери или уменьшения заработка по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работников, которые обязаны отчислять страховые взносы в целевые фонды социального страхования, иными словами, социальное страхование призвано обеспечить самофинансирование социального обеспечения.

Государство устанавливает гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для выплаты пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию.

М.Ю. Федорова, характеризуя социальное страхование, справедливо указывает, что одной из его важнейших черт является высокий уровень обеспечения. Если уровень социально-страхового обеспечения будет одинаковым или даже более низким в сравнении с государственным социальным обеспечением, то преимущества страховой модели нивелируются, утрачиваются стимулы для экономической деятельности, которая должна обеспечивать не только стабильные высокие доходы в активный период жизни, но и достойное материальное содержание при наступлении страховых случаев. В противном случае граждане утратят заинтересованность в активной экономической деятельности, участии в социально-страховой системе и перейдут в разряд социальных иждивенцев2Федорова М.Ю. Понятие социального страхования // Журнал российского права. 2001. № 1. С. 39..

Данную позицию подтвердил и Конституционный Суд РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой Т.А. Баныкиной» была признана не соответствующий Конституции РФ правовая норма, устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц. Конституционный Суд РФ отметил, что эта норма неправомерно ущемляет социальные права женщин, чей средний заработок превышает предельный размер данного пособия, ухудшает их материальное положение в период нахождения в отпуске по беременности и родам, в отличие от женщин, чей средний заработок укладывается в данную норму.

Пособие по беременности и родам предоставляется работающим женщинам в рамках системы социального страхования, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, и максимальный размер этого пособия не может определяться без учета природы указанной выплаты, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются платежи, а также без учета ее особого предназначения. Федеральный законодатель не учел, что в данном случае требовалось достижение пропорциональности между платежами, из которых формируются средства Фонда социального страхования РФ, и страховыми выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин.

Конституционное право на социальное обеспечение гарантируется путем создания систем как обязательного, так и добровольного социального страхования. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды добровольного социального страхования:

добровольное медицинское страхование. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» оно осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. При этом виде страхования страхователями могут выступать как отдельные граждане, так и предприятия, представляющие интересы граждан;

добровольное пенсионное страхование. Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предоставляет право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию гражданам Российской Федерации, работающим за пределами территории РФ, и любому физическому лицу при условии уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда РФ за другое физическое лицо, которое не является застрахованным по системе обязательного пенсионного страхования;

добровольное социальное страхование. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» и постановление Правительства РФ от 5 марта 2003 г. № 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регламентируют, что индивидуальные предприниматели, адвокаты вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и только после этого приобретают право на получение пособий.

Думается, название постановления Правительства РФ нуждается в корректировке, поскольку система обязательного социального страхования обеспечивается определенным механизмом принуждения (в рамках налоговой системы) и не может поглощать систему добровольного страхования. На наш взгляд, в данном случае вместо понятия «добровольная уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование» необходимо использовать термин «добровольное социальное страхование».

Часть 3 ст. 39 Конституции РФ указывает, что в Российской Федерации «поощряется добровольное социальное страхованные». Однако в настоящее время можно констатировать, что добровольное социальное страхование в России находится на стадии формирования и лишь дополняет систему обязательного социального страхования.

Бюджетное финансирование предполагает выделение средств на социальное обеспечение не только из федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Финансирование части социального обеспечения за счет бюджетных средств вызвано необходимостью поддержки детей, малообеспеченных семей, граждан, лишившихся трудоспособности вследствие военных конфликтов, природных и техногенных катастроф и др.

Е.Г. Азарова и Т.К. Миронова выделяют в системе социальном обеспечения за счет бюджетных средств несколько подсистем: «1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, не подлежащих в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная поддержка нетрудоспособных лиц, впавших в нужду, безотносительно к их прошлой занятости»3Азарова Е.Г., Миронова Т.К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // В кн.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Ю.Л. Тихомирцева. Ю.П. Орловского. М.: Городец. 2004. С. 594, 595..

Положения ч. 3 ст. 39 Конституции РФ о поощрении благотворительности получили развитие в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Приоритетными целями благотворительной деятельности закон называет социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан.

Часть 3 ст. 39 Конституции РФ закрепила основу для функционирования в России дополнительных негосударственных форм социального обеспечения. Развитие данного положения можно найти в действующем законодательстве.

Трудовой кодекс РФ (ст. 40,41) предоставляет возможность включать в коллективные договоры условие о предоставлении работникам дополнительных (по сравнению с установленными законодательством) льгот, пособий, компенсаций, которые финансируются за счет прибыли организаций.

Статья 22 Федерального закона от 12 января 19% г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет права профсоюзов в области социального обеспечения, устанавливая, что они вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль над соблюдением законодательства в указанной сфере.

Создание благоприятного правового поля для развития благотворительности и дополнительных негосударственных форм социального обеспечения позволит дополнить усилия государства по созданию достойного уровня жизни лиц, нуждающихся в социальном обеспечении.

Введение

Глава 1. Правоотношения в сфере социального обеспечения

1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению, субъекты правоотношений

1.2 Объекты социальных правоотношений, юридические факты

1.3 Классификация и виды социальных отношений

Глава 2. Фонды социального обеспечения

2.1 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства

2.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства

2.3 Пенсионный фонд, его функции и средства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Темой исследования курсовой работы выступает финансирование социального обеспечения.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена, что новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

Целью данной курсовой работы является комплексное правовое исследование механизма управления и финансирования социального обеспечения. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:

— изучение правоотношений в сфере социального обеспечения и основных фондов источников финансирования социального обеспечения:

— фонда социального страхования;

— федерального фонда обязательного медицинского страхования;

— изучение пенсионного фонда;

— негосударственных пенсионных фондов.

Объектом исследования выступают правоотношения в сфере социального обеспечения. Предметом — механизм финансирования социального обеспечения.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Правоотношения в сфере социального обеспечения

1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению, субъекты правоотношений

Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Правоотношение – это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения.

Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.

Правоотношение в сфере социального обеспечения — это урегулированное правовыми нормами общественное отношение, возникающее между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг или льгот.

К элементам правоотношений по социальному обеспечению относятся:

— субъекты правоотношения;

— объекты правоотношения;

— содержание правоотношения

— основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения являются:

— физические лица;

— государственные органы.

В качестве субъектов правоотношений выступают следующие физические лица: граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранцы, беженцы и переселенцы, семья в целом.

Государство выступает субъектом правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетных социальных фондов (социального страхования, пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и т.д.

1.2 Объекты социальных правоотношений, юридические факты

Крупной проблемой в теории являются научное определение объекта правоотношения. При этом «схлестываются» несколько концепций: интересов, поведения, благ и т.д.

Прежде всего, следует различать объект (предмет) права и объект правоотношения. Объект права — это общественные отношения, которые и регулируются системой норм (правил).

Объект правоотношения — это различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных субъектов и т.д. Словом, теория на современном этапе утверждает о многоаспектности объектного содержания правоотношений. Это и предметы материального мира, в том числе и такие значимые, как средства производства, и объекты духовной жизни (например, личные неимущественные права, в том числе на объекты интеллектуальной собственности). Сюда же относятся и требуемое поведение субъектов, и результат этого поведения.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются, как правило, конкретные блага, по поводу которых они возникают. В качестве основных объектов правоотношений можно выделить пенсии, пособия, компенсации и др.

Пенсия — денежное обеспечение, ежемесячно выплачиваемое за счет средств Пенсионного фонда РФ в качестве основного источника средств к существованию лицам, достигшим определенного возраста, потерявшим кормильца, за выслугу лет, при потере трудоспособности.

Государственные пособия представляют собой безвозмездные единовременные или периодические денежные выплаты, назначаемые гражданам за счет средств федерального и иных бюджетов Российской Федерации либо внебюджетных фондов в целях предоставления им содержания или оказания материальной помощи в случаях, установленных законом.

Компенсация — денежная выплата, предоставляемая гражданам в качестве дополнительной материальной поддержки с целью возмещения расходов, связанных с реализацией ими права на социальное обслуживание.

Юридические факты представляют собой объективные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения, в том числе правоотношения в сфере социального обеспечения.

1.3 Классификация и виды социальных отношений

Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям — социальное обеспечение и социальная помощь.

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:

— пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

— пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

— содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):

— профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения.

Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные.

Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования;

— Государственный фонд занятости;

— Фонд обязательного медицинского страхования.

Так, Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

Согласно ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

— страховые взносы;

— дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— штрафные санкции и пени;

— денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

— доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

— иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст.17 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.

Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан — вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2017 год установлены следующие размеры страховых тарифов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

— на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%,

— свыше предельной величины базы – 10%;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%;

— в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;

— на обязательное медицинское страхование – 5,1% (ст. 425, 426 НК РФ).

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ.

Так, ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.

Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Добавить комментарий