Административная правосубъектность несовершеннолетних

Положение гражданина как субъекта административного права определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. В Международном пакте о гражданских и политических правах записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Под административной правоспособностью гражданина понимается «признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера». Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В ней обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста.

В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Например, субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.8 КоАП РФ) нести ответственность за совершение проступка.

Вменяемость является самостоятельной категорией права и имеет специфические черты. Следует отметить, что проблемы вменяемости-невменяемости больше разработаны применительно к уголовному праву, однако выработанные теорией положения применимы и для иных отраслей права, в том числе административного.Вменяемость — прежде всего признак человека, обладающего психическим здоровьем. Однако подчас вменяемыми могут быть не только лица, не имеющие каких-либо недостатков психического характера, но и лица, страдающие психическими заболеваниями и недостатками умственного развития. К последним при выяснении влияния психического здоровья на вменяемость необходим дифференцированный подход. Вменяемость имеет социально-психологическую характеристику, которая выражается в уровне интеллектуального развития, в обладании лицом определенными волевыми качествами, в эмоциональных чертах характера.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.

На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.

Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.

Итак, административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, образуемой административной правоспособностью и административной дееспособностью.

В настоящее время правоотношения и ответственность в области административного права затрагивает различные слои граждан, в том числе и несовершеннолетних. Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних имеет ряд особенностей, которые определены административно-правовым статусом несовершеннолетних.

Исходя из этого в российской правовой науке одной из проблем, является выявление и изучения правового статуса несовершеннолетних. Поэтому следует отметить то, что в теории государства и права выделяют несколько видов правового статуса, выделяют специальный и индивидуальный правовой статус, так под специальным статусом подразумевается статус лица принадлежащего к определенной категории граждан. Несовершеннолетние, обладают именно таким специальным статусом, то есть за ними закреплены особые права и ограничения.

Следует, обозначит то, что сам правовой статус несовершеннолетних имеет отличительную особенность от правового статуса других граждан, которая выражается в возрасте субъекта правовых отношений.

Анализируя правовой статус несовершеннолетних, стоит отметить то, что он закреплён как в российском законодательстве, так и в международно – правовых актов, поэтому необходимо более подробно рассмотреть некоторые из них.

Из международно-правовых актов нам широко известна главный нормативно-правовой документ, в котором зафиксированы права ребёнка на международном уровне, данным документом является Конвенция о правах ребёнка принятая в 1989 году. Обратимся к преамбуле Конвенции, в которой устанавливается то, что ребёнок, ввиду своей физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, а также включая надлежащую правовую защиту. Из статьи 1 Конвенции мы видим, что ребёнком принято считать лицо, не достигшее восемнадцати летнего возраста.

Так же в российском законодательстве правовой статус несовершеннолетних определяется возрастными особенностями, данное обстоятельство зафиксировано в статье 54 Семейного кодекса РФ, в которой ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет .

Но не смотря на это сам «правовой статус несовершеннолетнего» законодателем в полной мере ещё не определен, поэтому данное обстоятельство позволяет учённым различным образом раскрывать его содержание, а также классифицировать по определённым критериям, таким как: отраслевому (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и т.д.), возрастному (особые статусы малолетнего и несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет), данные критерии зависят от объёма дееспособности .

Помимо административно-правового составляющего статуса несовершеннолетнего, следует рассмотреть гражданско – правовое и семейно-правовое составляющее.

Так в Гражданском кодексе РФ, выделяются 2 группы несовершеннолетних таких как, малолетний — это несовершеннолетний, не достигшие 14 летнего возраста; и несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.

В юридической литературе высказана точка зрения, что за несовершеннолетними от 14 до 18 лет, необходимо закрепить термин «подросток».

В связи с этим обстоятельством, необходимо обратить внимание на статью 21 часть 1 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о том, что «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.».

Так же наряду со статьёй 21 частью 1 ГК РФ, следует отметить статью 1048 ГК РФ, а именно пункт 2 указанной статьи, в котором обозначены обстоятельства дающие права привлечь к ответственности несовершеннолетнее лицо совершившее вред или проступок, к таким обстоятельствам относятся нахождение несовершеннолетнего в алкогольном или наркотическом опьянении.

Следует отметить, что нормы российского законодательства, которые посвящены непосредственно правам несовершеннолетних, закреплены в СК РФ.

Что касается административно-правового статуса несовершеннолетних, то его следует раскрыть через его составляющие элементы. Многие исследователи, которые занимались изучением административно-правового статуса несовершеннолетних и его элементов, подходят к пониманию данного вопроса не однозначно. Так ряд исследователей определяют такие элементы как: права и свободы, дилектоспособность несовершеннолетнего.

Рассмотрев и проанализировав некоторые работы исследователей, можно выделить одну общую черту, которой являются административные права и свободы несовершеннолетних, данная черта является центральным компонентом административно-правового статуса несовершеннолетнего лица. Ещё одним немало важным элементом являются гарантии обеспечения административных прав и свобод несовершеннолетних.

Необходимо отметить статью 2.3 КоАП РФ, в которой утверждено то, что административной ответственности подлежит лицо, которое на момент совершения административного правонарушения достигло шестнадцатилетнего возраста.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст.2.3. п. 2. КоАП РФ).

Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод, правовой статус несовершеннолетнего определяется не отдельной отраслью законодательства, а определяется межотраслевым институтом, включающим систему норм, как российского законодательства, так и международно-правовых норм, которые регламентируют права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста.

С рождения ребенок имеет право:

— на жизнь, индивидуальность (ст. 6,8 Конвенции ООН о правах ребенка);

— на всестороннее развитие и на уважение человеческого достоинства (ст. 27-31 Конвенции ООН о правах ребенка);

— на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ), на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

— на заботу и воспитание родителями (ст. 7 ч.1 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.38 ч.2 Конституции РФ);

— на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Обязанности и ответственность:

С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители (родители или опекуны), которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

С 6 лет добавляются:

Права:

— совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности:

— слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

— получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

— перед родителями (законными представителями), воспитателями,

учителями, администрацией учебного заведения.

с 8 лет добавляются:

Права:

— быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 ч.4 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обязанности:

— соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:

— содержание, воспитание и обучение в специальном учебно -воспитательном учреждении открытого типа (ч.2 ст.15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

с 10 лет добавляются:

Права:

ст.143 СК РФ);

— быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.57 СК РФ);

— давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

— помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ч.4 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

С 12 лет добавляются:

Право:

— ездить на переднем сиденье легкового автомобиля (п.22.9 Правил дорожного движения РФ).

С 14 лет добавляются:

Права:

— получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

— самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ч.2 ст. 56 СК РФ);

— требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

— давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

— с согласия законных представителей быть принятым на работу для выполнения легкого труда (ч.3 ст. 63 ТК РФ);

— на сокращенную продолжительность рабочего времени (ч.1 ст.92 ТК РФ);

— на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

— на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст.267 ТК РФ);

— права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

— без согласия родителей распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады, совершать мелкие бытовые сделки (ст. 26 ГК РФ);

— на вступление в профсоюзы (ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

— быть членом и участником молодежных общественных объединений (ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обязанности:

— иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

— работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21ТК РФ);

— выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

— соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

— исключение из школы за совершение правонарушений, в том числегрубые и неоднократные нарушения устава школы;

— самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ);

— самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам (ч.3 ст.26 ГК РФ);

— возмещение причиненного вреда;

— материальная ответственность перед работодателем (ст. 232 ТК РФ);

— дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

— уголовная ответственность за наиболее тяжкие виды преступлений (ч.2,3 ст. 20, ст.87 УК РФ).

С 15 лет добавляются:

Права:

— на прекращение получения общего образования с согласия родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.61 Закона «Об образовании в РФ»);

— быть принятым на работу (ч.2 ст.63 ТК РФ).

Ответственность:

— возможность быть исключенным из образовательной организации при совершении преступления или за грубое неоднократное нарушение устава

образовательной организации (ст.43 ч.8, ч.3, ч.10 Закона «Об образовании в РФ»).

С 16 лет добавляются:

Права:

— вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ч.2 ст. 13 СК РФ);

— самостоятельно осуществлять родительские права (ч.2 ст.62 СК РФ);

— работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ч.1 ст. 92 ТК РФ);

— быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

— на управление мототранспортными средствами, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ред. 28.12.13 г., п.24.1 Правил дорожного движения);

— быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18 летнего) по решению органа опеки и попечительст ва (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Обязанности:

— юношей – пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Ответственность:

— ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

— полная уголовная ответственность (ч.1 ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Право:

— быть допущенным к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и «С» (п.1 ст.25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Обязанность:

— юношей встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской

обязанности и военной службе»);

— юношей пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним

— т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и

обязанности, а также нести ответственность, являясь полностью

дееспособным.

Юридическая ответственность

Теперь рассмотрим – регламентацию юридической ответственности в отношении несовершеннолетних, ее виды, содержание, основания и пределы.

Виды ответственности:

Административная

Административная ответственность наступает с 16 лет.

Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей.

Гражданско-правовая

Гражданско-правовая ответственность наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а такжеимуществу юридического лица и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине).

Уголовная

Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за все преступления). С 14 лет уголовная ответственность наступает за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, убийство, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (при отягчающих обстоятельствах), хулиганство (при отягчающих обстоятельствах) и вандализм.

Важно знать! Подростки, совершающие правонарушения, за которые они в связи с не достижением возраста не могут нести уголовную ответственность, а также подростки, которых исключили из школы за асоциальное поведение, могут быть направлены в специальные учебные заведения закрытого типа. М

Ю.А. ЧЕРЕМУХИНА,
кандидат юридических наук, доцент
С 15 сентября 1990 г. Российская Федерация является участником Конвенции ООН от 20.11.1989 «О правах ребенка» (далее — Конвенция). Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Семейный кодекс РФ последовательно закрепил данный подход в соответствии с положениями Конвенции и принятыми Российской Федерацией обязательствами обеспечивать всемерную защиту прав и интересов ребенка.
Соответственно в конце 1990-х годов нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в России начала претерпевать значительные изменения прогрессивного характера, отвечающие нормам международного права и позволяющие установить определенный как семейно-правовой, так и административно-правовой статус несовершеннолетних граждан. Это требует пересмотра сформировавшихся концепций и анализа понимания современных субъектов административного права.
Сегодня в административном праве принято классифицировать субъекты права на индивидуальные и коллективные. Понятие «гражданин» предполагает известную совокупность прав и обязанностей, составляющих содержание конституционного статуса человека, поэтому был предложен термин «индивидуальные субъекты права».
Специфические права и обязанности, закрепляемые административно-правовыми нормами и оказывающие колоссальное влияние на фактическое правовое положение физического лица, не охватываются данной категорией. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей (например, объединения, организации, трудовые коллективы, предприятия и их подразделения (цех, отделение связи, факультет), управленческие органы). Они наделены правом вступать в отношения с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования.
За границами этой классификации остается определенная группа физических лиц, которая в отечественной юриспруденции не рассматривается в качестве самостоятельного субъекта права. Являясь публично-правовым образованием, «семья» представляет интересы как своих членов, так и государства в целом, поскольку на данном особом субъекте, в первую очередь административного права, отражается успешность социальной политики государства по отношению к своим гражданам. Административное право аккумулирует правовые нормы, регламентирующие административно-правовой статус членов семьи, определяет те или иные категории семей, закрепляя их административную правосубъектность, позволяющую воспользоваться совокупностью мер административной опеки, не только разрабатываемых с помощью средств юридической техники, но и реализуемых в рамках системы материально-технических гарантий.
В ответ на просьбу семьи, обратившейся за помощью, перед органами исполнительной власти ставится задача установления специального административного статуса этого субъекта: факта бедственного положения, подтвержденного документами (низкий уровень доходов); образа жизни семьи. Конкретный вид помощи определяется исходя из того, что низкие доходы — это либо причина, либо следствие семейного неблагополучия.
Семья как субъект административного права может быть классифицирована следующим образом: 1) многодетная семья; 2) нуждающаяся семья; 3) неполная семья; 4) молодая семья; 5) семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации (болезнь детей, болезнь родителей, стихийное бедствие); 6) семья социального риска (неблагополучная) — асоциальная; 7) приемная семья; 8) опекунская семья, воспитывающая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 9) семья, воспитывающая ребенка-инвалида; 10) социально незащищенная семья.
Каков бы ни был состав семьи, исходя из приведенной классификации, реализуемая семейная политика направлена в первую очередь на обеспечение широкого круга прав и интересов несовершеннолетних детей, выступающих стержнеобразующим компонентом любой семейной группы. Следовательно, закономерно несовершеннолетние граждане как физические лица являются субъектами административного права, а также объектами особой охраны их социальной безопасности (административной опеки).
Выбранная тема связана с исследованием совокупности административно-правовых норм, регулирующих управленческие отношения в целях обеспечения охраны прав и законных интересов несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации.
Объективная сложность при определении предмета исследования возникает в связи с интеграцией норм конституционного, административного, семейного, жилищного, социального и гражданского права вокруг особого субъекта права — ребенка, рассматриваемого в отечественной юриспруденции исключительно как участника семейно-правовых отношений во взаимодействии с субъектами, имеющими определенный социальный статус, — родителями (лицами их заменяющими) и другими членами семьи.
Выделение несовершеннолетнего гражданина как субъекта административного права позволяет использовать классические критерии отрасли права — предмет и метод правового регулирования, нормативно-правовую базу.
Прежде всего перед нами стоит задача определения границ правового регулирования — предмета семейного права, включающего в себя условия, порядок возникновения прав и обязанностей, предусмотренных ст. 2 СК РФ: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи — супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными; личные неимущественные отношения между другими родственниками и иными лицами в случаях, предусмотренных семейным законодательством; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, ввиду того что круг вопросов, подлежащих семейно-правовому регулированию, является исчерпывающим и может быть расширен лишь в случаях, специально предусмотренных законом, регламентации с использованием семейно-правовых средств подлежат лишь отношения, существующие в семье или иной заменяющей ее форме.
Соответственно, «семейное право как самостоятельная отрасль права состоит из совокупности государственных предписаний, адресованных лицам, намеревающимся создать семью или установить семейные отношения».
Органам исполнительной власти делегирована обязанность последовательно претворять в жизнь нормы семейного законодательства и формирующегося в соответствии с ним в процессе обеспечения охраны прав и законных интересов несовершеннолетних детей административного законодательства на основании принципа, закрепленного в п. 1 ст. 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК РФ, — «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
Имеющее важное значение для защиты прав ребенка принятие Семейного, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, федеральных законов «Об образовании», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», других нормативных правовых актов в конечном итоге замыкается на соответствующей правоприменительной деятельности органов исполнительной власти (административной опеке).
С точки зрения выделения несовершеннолетних как объекта охраны, ввиду их особой уязвимости в правовом, материальном и социальном смыслах, мы будем говорить о патронажной роли государства в отношении детей (социальной опеке). Социальная опека российского государства состоит в формировании оптимальной модели законодательства, которая могла бы обеспечить благоприятные условия для жизни и развития будущих граждан, защиты их прав.
Таким образом, субъект права обладает двумя характеристиками. Во-первых, он выступает в общественных отношениях в качестве обособленного, способного формировать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта социального общения. Во-вторых, право признает за ним способность быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. В связи с этим общепринятым определением «субъект права» в дальнейшем встает задача проведения разграничения в обозначении выделенных возможностей человека как участника правового общения в сфере административных правоотношений: административной правоспособности, административной дееспособности, административной деликтоспособности и административной правосубъектности.
Употребляемый в юридической литературе по административному праву термин «гражданин» как субъект права в широком смысле обозначает в социальном плане физическое лицо, человека как биосоциальное существо вне зависимости от принадлежности к гражданству какой-либо определенной страны; а в узком смысле лицо, состоящее в правовой связи с конкретным государством, которая характеризуется совокупностью встречных прав и обязанностей. Данная трактовка на первый взгляд является неоспоримой. Однако возникают некоторые противоречия при обращении к следующему вопросу.
За границами данного понимания остается упускаемое вольно или невольно положение, что субъектами права могут быть не только живые действительные люди. Юридическая личность человека (определение его в качестве субъекта права) возникает в соответствии с объективными закономерностями человеческого существования, во-первых, задолго до рождения, поскольку закон признает и охраняет права зародыша; во-вторых, предполагается в случае его безвестного отсутствия и, в-третьих, переживает человека как лицо физически существующее, т. е. наследодателя, реализуя и гарантируя права, свободы и обязанности.
Таким образом, утверждение, что субъект права выступает в общественных отношениях в качестве обособленного, способного формировать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта социального общения, необходимо рассматривать с учетом сделанных выше уточнений, т. е. специфики общественных отношений, составляющих предмет соответствующей отрасли права.
Наука административного права оперирует практически как синонимами терминами «человек», «личность», «индивид», «гражданин». Такой подход обусловлен тем, что данные понятия рассматриваются исключительно в философском плане. Однако при их соотнесении с категорией «субъект права» строго с юридической точки зрения они несут разную смысловую нагрузку.
Исходным юридическим понятием выступает «человек». Его закрепление в Основном законе приводит в соответствие Конституцию Российской Федерации с такими международными документами, как Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, международные пакты о правах и свободах человека, принятые ООН в 1966 году, свободными от принципа политической принадлежности человека к определенному государству. Употребление данной категории обеспечивает признание за каждым законно находящимся на территории России физическим лицом, независимо от его гражданства, прав и свобод человека, декларируемых международным сообществом, и предопределяет отношение мировой общественности к политике государства.
В юридической литературе гражданство часто представляется как особая правовая связь личности с государством с закреплением в праве их взаимных прав и обязанностей, т. е. правовая связь по принадлежности лица конкретному государству. Она имеет иной характер, чем правоотношения между лицом и государством, выражающиеся в их взаимных правах и обязанностях. Признавая принадлежность лица государству, последнее берет на себя обязанность защиты этой правовой связи по принадлежности. Здесь просматривается прямая внутренняя связь двух сторон в деятельности одного субъекта — государства — признание принадлежности и охрана этого признания. Это отношение не должно быть подменено связью разных субъектов. Именно так осуществляют подмену те исследователи, которые рассматривают гражданство в качестве правоотношения, т. е. как связь разных субъектов.
По мнению В.И. Новоселова, принадлежность к гражданству является фактором, влияющим на объем правоспособности в государственном управлении, но отнюдь не элементом, непосредственно входящим в правовой статус, поскольку она может меняться. В то же время в современных научных публикациях институт гражданства, как правовая связь человека с конкретным государством, фиксирующая определенные обоюдоответственные отношения, служит важным основанием для рассмотрения любых вопросов государственного управления. Вне зависимости от этой корреляционной связи находится такое направление деятельности российского государства, как административная опека, призванная создать максимальные условия социальной безопасности для каждого ребенка, находящегося в пределах его юрисдикции. Государства—участники Конвенции должны уважать и обеспечивать все права, предусмотренные этим документом, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст. 2 Конвенции).
Россия принимает все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, и реализации провозглашенной социальной (семейной) политики.
Первостепенной является регламентация гражданства детей в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон), предусматривающая основные принципы этого института:
1. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.
2. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
3. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
Таким образом, признание принадлежности Российской Федерации и ее охрана приобретают особое значение в отношении несовершеннолетних детей, которые, исходя из фактических обстоятельств, могут приобрести статус лица без гражданства.
Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство (ст. 12 Закона).
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения (ст. 12 Закона).
Таким образом, в российском административном праве термины «гражданин», «лицо», «личность» обозначают в социальном плане ребенка вне зависимости от принадлежности к гражданству Российской Федерации, поскольку Конституция РФ и Закон наделяют человека, легально находящегося на российской территории и подпадающего под политико-юридическое верховенство России, правоспособностью: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ), что делает вполне уместным употребление словосочетания «правовое положение личности» в отношении всех физических лиц.
Иностранные граждане и лица без гражданства (совершеннолетние) характеризуются существенными особенностями их правосубъектности. Особенности обусловлены отсутствием правовой связи с российским государством. Этот факт неминуемо сказывается на содержании административной правосубъектности несовершеннолетних детей иностранных граждан и лиц без гражданства в части режима регистрации и пребывания на территории Российской Федерации. В правовых актах, как правило, не отождествляется правовое положение личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам.
Библиография
1 Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.07.1990 // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
2 См.: Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1958. С. 10; Мицкевич А.В. Субъекты советского права. — М., 1962. С. 35; Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // СГП. 1986. № 2. С. 42—43.
3 См.: Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб. — М., 1996. С. 21—23.
4 См.: Пузынина Т. Ради семейного блага // Социономия. Приложение к журналу «Социальная защита». 2002. № 8. С. 10—13.
5 Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. — М., 1998. С. 13.
6 См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. — М., 1982. С. 138—139; Мицкевич А.В. Указ. соч. С. 5.
7 См. подробнее: Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права: Сб. статей. Вып. 12. — М., 1976. С. 16; Дюрягин И.Я. Гражданин и закон. — М., 1991. С. 50.
8 См.: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. — Саратов, 1976. С. 49.
9 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М., 1997. С. 41.

Добавить комментарий