Административное взыскание, что это?

Административные взыскания

Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

  • унижение человеческого достоинства физического лица;
  • причинение ему физических страданий;
  • нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф — это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой — воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц — до 50 МРОТ, а на юридических лиц — 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация — это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное взыскание – меры государ­ственного принуждения в отношении лица, совершив­шего административный проступок, которое применяется с целью воспитания лиц, а также предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами.

Взыскания характеризуются тем, что обычно их применение создаёт для нарушителей состояние наказанности, которое сохраняется в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы).

Виды и порядок применения административных взы­сканий определяются КУоАП.

Закон подразделяет административные взыскания на основные идополнительные. Возмездное изъятие, административное выдворение и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных. Административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены.

Виды административных взысканий:

1) Предупреждение – взыскание морального характера, письменное или в другой форме (например, в виде записи в талоне к свидетельству водителя) официальное предостережение уполномоченным должностным лицом о недопустимости совершения правонарушений. Предупреждение влечёт за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным с вытекающими из этого последствиями. Устное предупреждение не является административным взысканием.

2) Штраф – имущественное взыскание или изъятие у нарушителя определенной денежной суммы в пользу государства. Является наиболее распространённым взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Размер административного штрафа, как правило, исчисляется в соотношении с необлагаемым налогом минимумом дохода граждан в месяц, сумма которого изменяется и на сегодняшний день составляет 17 гривень. По отношению к должностным и юридическим лицам в сравнении с гражданами законодательством установлены более высокие размеры штрафа.

3) Возмездное изъятие предмета – состоит в принудительном изъятии (реквизиции) только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Изъятые предметы на основании постановления о возмездном изъятии сдаются компетентным органом (должностным лицом) в магазин по месту нахождения имущества для реализации в порядке комиссионной торговли. Вырученная от продажи сумма передаётся бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

4) Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в частной собственности физического лица-правонарушителя, если иное не предусмотрено законодательством. Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту меру административной ответственности от аналогичной меры уголовного наказания.

5) Лишение специального права предоставленного гражданину, относится только к праву управления транспортными средствами и праву охоты за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Максимальный срок, предусмотренный законом равен 3 годам.

6) Исправительные работы – мера административного взыскания, которая объединяет в себе аспекты материально-ограничительного воздействия. Применяется на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с отчислением до 20% заработка в доход государства. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней. Разумеется, данное взыскание не может применяться к правонарушителям, не имеющим постоянного места работы.

7) Административный арест наиболее суровая мера административного взыскания – устанавливается только за отдельные виды административных правонарушений близких к преступлениям и применяется в исключительных случаях. Применяется только в судебном порядке на срок до 15 суток.

Административное выдворениеиз пределов Украины применяется по решению органов внутренних дел или СБУ к иностранцам, лицам без гражданства, если:

– их действия противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка;

– они грубо нарушили законодательство о правовом статусе иностранцев.

Иностранец обязан покинуть территорию Украины в срок, определенный в решении о выдворении. Иностранцы, которые уклоняются от выезда, подлежат задержанию и выдворению в принудительном порядке.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

а) административные комиссии при органах государственной исполнительной власти или исполнительных комитетах органов местного самоуправления;

б) исполнительные комитеты поселковых и сельских советов;

в) районные суды (судьи единолично);

г) должностные лица органов внутренних дел, государственных инспекций, других уполномоченных органов.

Административное взыскание является предусмотренной КоАП санкцией за совершение административных проступков. В Кодексе перечислено восемь видов подобных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация вышеуказанного предмета; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину; 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного физического лица.

Наложение административного взыскания представляет собой превентивную меру, предупреждающую совершение общественно опасных правонарушений — проступков или преступлений.

Административные взыскания устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым субъекты Федерации принимают собственные нормативные акты (ч.

1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест представляют собой основные административные взыскания и не могут налагаться в дополнение к другим. Дополнительные административные взыскания не назначаются самостоятельно, они могут налагаться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок могут быть основное взыскание либо основное и дополнительное.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В отличие от предупреждения устное замечание правонарушителю, предусмотренное ст. 22 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является взысканием.

Административный штраф устанавливается в размере от ‘/ю до 100 минимальных размеров оплаты труда, а также величиной до десятикратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, — при применении этого критерия исчисления штрафа он может превышать сумму в 100 минимальных размеров оплаты труда.

Большинство штрафных санкций, установленных КоАП, предусматривают фиксированный размер штрафа, при этом денежные суммы исчисляются в особом порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.

«О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях». Размер административного штрафа может быть увеличен законами

Российской Федерации, и в этом случае он может значительно превышать предельный размер штрафа в 100 минимальных размеров оплаты труда.

Фактически максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет 3000 минимальных размеров оплаты труда, он предусмотрен ст. 845 КоАП «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации».

Второй критерий исчисления размера штрафа используется крайне редко: он применяется только в двух составах административных проступков, причем максимальные размеры санкций — исчисление административного штрафа в размере до десятикратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества — КоАП не предусмотрены и в этих случаях. Так, согласно ст. 49 КоАП мелкое хищение чужого имущества может повлечь за собой взыскание в виде штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного. Статья 4012 предусматривает, что незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком) влечет наложение административного штрафа в сумме, равной трехкратному размеру пожертвования.

Возмездное изъятие, а также конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, представляют особую разновидность административных санкций, предусматривающих применение мер физического принуждения. В обоих случаях предмет подлежит принудительному изъятию, т.е. независимо от волеизъявления собственника. При этом правонарушитель утрачивает право собственности на изъятый или конфискованный предмет.

Административным взысканием в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, является лишение права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Наличие у гражданина или юридического лица специального права подтверждается разрешительными документами органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных муниципальных органов (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию). К таким документам относятся: водительское удостоверение; сертификат соответствия, подтверждающий соответствие товаров и услуг установленным стандартам; разрешение на право пользования радиоэлектронными средствами или высокочастотными устройствами; лицензия; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; доку-

мент, удостоверяющий государственную регистрацию движимого объекта (например, автомобиля — см. ст. 114 КоАП), охотничий билет и др.

Административным взысканиям в виде лишения специального права свойственны следующие особенности:

1) эти санкции ограничены временным лимитом в три года, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 3 ст. 298 КоАП). В этом случае правонарушителю возвращаются изъятые у него документы. Таким образом, это административное взыскание представляет собой временное приостановление правомочий лица. Срок лишения специального права может быть сокращен органом или должностным лицом, наложившим взыскание, по истечении не менее половины его временного предела (ст. 297 КоАП);

2) временное приостановление прав граждан на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств может предусматривать и изъятие специальных разрешительных документов — лицензий, поскольку любые виды деятельности юридических и физических лиц в сфере связи подлежат лицензированию;

3) в качестве административных взысканий КоАП предусмотрены только три разновидности лишения граждан специальных прав. Административные ограничения прав граждан на осуществление лицензируемых видов деятельности урегулированы не КоЛП, а отдельными федеральными законами — Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также федеральными законами, принятыми до вступления в силу вышеназванного Закона.

Однако в редких случаях КоАП также предусматривает меры административного пресечения в виде приостановления действия лицензий, а также их аннулирования (см. ст. 1573 КоАП «Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии»). При применении санкции в сфере лицензирования административное взыскание рассматривается в соответствии с п. 5 ст. 24 КоАП как «лишение специального права». Поскольку действие Федерального закона от 25 сентября 1998 г. не распространяется на лицензионные правоотношения, установленные федеральными законами, принятыми до его принятия, порядок приостановления и аннулирования лицензий регламентируется КоАП. В этом случае аннулирование лицензии осуществляется лицензирующим органом, а не судом, как это предусмотрено Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При истолковании статей КоАП, регламентирующих лицензионные правоотношения, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

1. КоАП обладает статусом закона РСФСР, хотя изменения и дополнения в него вносились законами Российской Федерации, федеральными законами и постановлением Конституционного Суда РФ. В частности, упомянутая выше ст. 1573 КоАП введена Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. Таким образом, санкция ст. 1573 может быть оспорена, поскольку статус федерального закона отличается от правового положения законов Российской Федерации и законов РСФСР. В соответствии с § 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу нынешней Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Однако противоречие можно усмотреть хотя бы в том, что правовое положение законов РСФСР и законов Российской Федерации Конституцией не урегулировано.

2. Оспоримость лицензионных санкций, установленных ст. 1573 КоАП, подтверждается также различием правовых категорий «лишение специального права», «приостановление» и «аннулирование» действия лицензии. В ст. 294 — 298 КоАП, определяющих производство по исполнению постановления о лишении специального права, не урегулирован статус лицензии как особой разновидности разрешительного документа.

Административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста могут налагаться только по решению суда или судьи. В этом их отличительная особенность по сравнению с другими видами взысканий. Оба взыскания предусматривают ограничение прав и свобод граждан— имущественных прав в случае исправительных работ, предусматривающих удержание до 20% заработка в доход государства, прав на свободу и личную неприкосновенность и других конституционных прав при назначении наиболее сурового из административных взысканий — административного ареста. В обоих случаях применение взысканий предусматривает временные ограничения прав граждан (от 15 суток до двух месяцев при исправительных работах и до 15 суток при назначении взыскания в виде административного ареста), несоизмеримые с подобными ограничениями, применяемыми в случае преступлений.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных физических лиц применяется лишь в случаях, предусмотренных ст. 1831 и 1833 КоАП, и приводится в исполнение Пограничными войсками Российской Федерации.

Таким образом, административные взыскания, предусмотренные ст. 24 КоАП, осуществляются на основе следующих методов:

а) превентивных взысканий, применяемых к лицам, виновным в совершении незначительных административных проступков (предупреждения);

б) административных взысканий, предусматривающих принудительные имущественные санкции (штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета и исправительные работы);

в) взысканий, предусматривающих временное ограничение прав граждан (п. 5 ст. 24 КоАП — лишение специального права);

г) взысканий, применение которых сопряжено с временной изоляцией правонарушителя от общества (административный арест);

д) административных взысканий, предусматривающих применение насильственных методов физического принуждения (административное выдворение иностранных физических лиц).

Какие виды административных наказаний могут применить к правонарушителю? Этот вопрос волнует многих граждан и организаций в первую очередь. И уже потом многие начинают задумываться о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности и др. вопросах административного права. С целью обжаловать вынесенное постановление. Или проверит законность выбора административного наказания.

Какой акт устанавливает виды административных наказаний

Применение административного наказания имеет свои цели и задачи. Это не только мера ответственности за совершенный проступок. Но и пресечение совершения правонарушений в дальнейшем. Поэтому законодатель закрепляет виды административных наказаний только в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Однако некоторые составы административных правонарушений, а, значит, и административные наказания, могут содержать законы субъекта РФ. И их виды ограничил КоАП РФ. Это только штраф или предупреждение. Все остальные наказания как ответственность устанавливает только КоАП РФ.

Виды административных наказаний, которые применяются для граждан и организаций

Следующие виды административных наказаний может устанавливать законодатель как меру ответственности:

  • предупреждение
  • штраф
  • конфискация, но только предмета правонарушения или орудия совершения его
  • лишение специального права
  • административный арест
  • выдворение за пределы РФ (только для иностранных граждан и лиц без гражданства)
  • дисквалификация
  • приостановление деятельности
  • обязательные работы
  • запрет посещения мест проведения официальных спортивных соревнований (в дни их проведения)

Все эти виды наказаний применяются к физическим лицам. Гражданам, должностным лицам, руководителям организаций. В отношении юридического лица устанавливают такие виды, как: предупреждение, штраф, конфискация, приостановление деятельности. Размеры штрафов, к примеру, для граждан, должностных лиц и организаций значительно разнятся.

Особенности имеют виды наказания для индивидуального предпринимателя. Этот субъект ответственности часто несет такую же ответственность как и юридическое лицо. К примеру, при совершении правонарушений по гл. 18 КоАП РФ и гл. 14 КоАП РФ. Иногда – он самостоятельный специальный субъект (ст. 14.1. КоАП РФ). А иногда для него предусматривают вид наказания, как для должностного лица. Здесь внимательно следует читать примечания к статье (главе).

Как выбирается наказание

Назначение административных наказаний имеет свои особенности. И выбор осуществляет должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело или суд (глава 23 КоАП РФ). Выбор вида наказания он оформит постановлением. Протокол об административном правонарушении не содержит указания на наказание. Поскольку он только фиксирует каждый элемент состава нарушения.

Нарушение общих правил назначения станет веским поводом для подачи жалобы. И обратим внимание, административное задержание, доставление, досмотр, направление на освидетельствование и т.п. не являются наказанием. Это меры обеспечения. Гражданин вправе обжаловать их применение. На их применение указывают либо специальные протоколы (протокол об административном задержании). Либо специальная пометка включается в текст протокола об административном правонарушении.

Конкретные виды административных наказаний устанавливает статья Особенной части Кодекса. Сначала в ней идет описание правонарушения (какие действия и бездействия), а затем ответственность. Есть наказания дополнительные и основные. Об этом мы разместили информацию в статье «административное наказание». Как и об остальных общих принципах выбора ответственности.

Отдельные виды административных наказаний

Большинство граждан удивляются разнообразию видов наказаний. Ведь наиболее часто сотрудник применяет административный штраф. И гражданин видит квитанцию и оплачивает. Иные виды наказаний представляют собой:

  • предупреждение. Орган власти назначит его при совершении правонарушения впервые. При условии отсутствия вреда или угрозы причинения вреда. Также проступок не должен влечь имущественный ущерб.
  • конфискация состоит в изъятии из собственности. Применяет ее только суд, т.е. должно быть постановление. Вещи передается в государственную собственность. Но распространяется она только на вещи, не исключенные из оборота.
  • лишение специального права: управления транспортным средством, право осуществлять охоту и т.д. Грубое или систематическое нарушение порядка пользования специальным правом может повлечь применение такого вида наказания. Срок ограничения т 1 месяца до 3 лет. Не более. Не применимо: если водитель пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за искл. ряда статей). Если охота является основным источником средств к существованию.
  • административный арест, дисквалификацию, приостановление деятельности на сайте мы осветили отдельно.
  • административное выдворение состоит в принудительном перемещении лиц за пределы границы РФ. В сопровождении уполномоченных сотрудников иностранные граждане выдворяются из страны. Назначает только суд.
  • обязательные работы назначает только суд. Такие работы гражданин выполняет в свободное от основной работы, учебы или службы время. Работы выполняются, разумеется, бесплатно. И они носят общественно-полезный характер. Срок – от 20 до 200 часов, но не более 4 (иногда 6) часов в день.
  • административный запрет назначают за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 г. № 1156.

Таким образом, виды административных наказаний устанавливает КоАП РФ, санкции отдельных статей, а назначает орган, рассматривающий дело.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения — мер пресечения и административно-предупредительных мер — способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

1. Предупреждение — взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

2. Штраф — самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц — пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.

3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях — свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

7. Исправительные работы — длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

Добавить комментарий