Анализ русской правды кратко

Русская правда (древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ, или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней — это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались нормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него».

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести. Но уже введены первые юридические понятия: муж — свободный мужчина; русин — младший княжеский дружинник: гридин — представитель боевой дружины; купчина — дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом; мечник — сборщик штрафов; изгой — человек, потерявший связь с общиной; словенин — житель словенской, т.е. новгородской земли, в данном контексте — рядовой житель.

Кровная месть появилась ещё в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования. Оно отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью — соответствующей материальной компенсацией, за убийство — изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

С момента основания древнерусской государственности в VIII-IX вв. и до монгольского нашествия торговля на Руси имела большое значение. Особенно выделялась внешняя торговля, она была важной составляющей экономики древнерусских княжеств, вероятно она была даже скорее основой экономики того времени (торговля рабынями, мехами и ремесленными изделиями). Прокладываются торговые пути: Волжский торговый путь, торговый путь в Заволочье и торговый путь «из Варяг в Греки». Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы также происходит на рубеже VIII-IX вв., когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро. На фоне разного тяготения северного и южного регионов Руси к международным рынкам появились две территориальные системы — в Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) главным средством обращения стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси (Новгород, Псков), однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное — денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). А «Правда Ярославичей» (ок. 1072-73 гг.) совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. Также, нужно отметить, что князь в любой момент может вмешаться в обычай применения кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания — виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».

Действие Русской Правды, несмотря на её древность и некоторую архаичность, была очень долгой и даже в период экспансии Великого княжества Литовского на русские земли (XIII-XIV вв.) важнейшим правовым принципом был — «СТАРИНЫ НЕ РУШАЕМ, НОВИНЫ НЕ ВВОДИМ».

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV — XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов, в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.

РУССКАЯ ПРАВДА (КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ)

(Краткая редакция)

РУССКАЯ ПРАВДА

1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словении, то назначить за него 40 гривен.

2. Или кто будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетеля; если на нем не будет никакого признака ударов, то пусть придет на суд свидетель; если же не сможет прийти, то тому делу конец; если кто за себя не может мстить, то взять за него князю за обиду 3 гривны и оплату врачу.

3. Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен; если этого виновного не настигнут для немедленного отмщения, то ему платить, а тому делу конец.

4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.

6. Если после удара по ноге будет нога цела или ударенный начнет хромать, тогда детей удерживать от мщения.

7. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.

8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.

9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

10. Если человек толкнет человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведет на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянется.

11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду.

12. Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.

13. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.

14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Мое», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдет, то пусть предъявит поручителя, что пойдет на свод в течение пяти дней.

15. Если где-нибудь взыскивают на другом долг, а он начнет отказываться, то идти ему на извод перед 12 человеками; и если окажется, что он несправедливо не отдал ему, то истец должен получить свои деньги, а за обиду 3 гривны штрафа.

16. Если кто хочет забрать челядина, опознав его как своего, то при своде вести к тому, у кого этот последний по времени господин купил, а тот отведется к следующему, пока не дойдут до третьего; тогда пусть скажет третьему: «Отдай мне своего челядина, а свои деньги ты взыщи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен, а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его.

18. А если кто сломает копье, или щит, или повредит одежду и захочет, чтобы он <хозяин> оставил у себя, то взять с него <виновного> деньги; но если тот, кто сломал, захочет приобрести, то пусть заплатит деньгами столько, сколько господин заплатил за это.

Правда, установленная Русской земле, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чюдин, Микула.

19. Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен.

20. А если убьют огнищанина в разбое, а убийцу люди не ищут, то виру платить той верви, где лежит убитый.

21. Если убьют огнищанина у клети, или у коня, или у быка, или во время кражи коровы, то убить убийцу как собаку. И тот же закон в отношении тиуна.

22. А за княжеского тиуна 80 гривен.

23. А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.

24. А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.

25. А за княжеского рядовича 5 гривен.

26. А за смерда и за холопа 5 гривен.

27. Если роба-кормилица или кормилец, 12 гривен.

28. А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

29. А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.

30. Если придет человек окровавленный или с синяками, то не искать ему свидетелей.

31. А если кто крадет или коня, или волов, или обкрадывает клеть, то, если один крал, то заплатить ему гривну и тридцать резан; если их будет 18, то платить каждому человеку по три гривны и 30 резан.

32. А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.

33. Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

34. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.

35. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

36. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него.

39. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 человек украли одну овцу, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.

41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 вирниц, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава.

43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же.

Русская Правда среди источников истории государства и права России является основным документом.

Выделяются три ее редакции:

1) краткая редакция состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют одна за другой в логической системе; состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Урока мостников;

2) пространная редакция состоит из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха (121 статья, содержит реформы государственного аппарата и судебной системы). Нормы права изложены без четкой системы, открыто определены привилегии господствующего класса и зависимое положение от него низшего сословия;

3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция XV в.) появилась из переработанной пространной редакции.

Пространная редакция просуществовала до XIV—XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды исключила ставшие неактуальными нормы права.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

  • высший (земская аристократия и огнищане — рабовладельцы и землевладельцы);
  • средний (люди, соединенные в общины, верви);
  • духовенство;
  • холопы или челядь (рабы полные и обельные).

Затем добавились дружина и люди:

  • сельчане (смерды и закупы);
  • горожане (купцы, ремесленники).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Содержала ряд норм, определяющих правовое положение отдельных слоев населения.

Виды договоров по Русской Правде:

  • купля-продажа. Закон здесь больше всего интересует договор купли-продажи холопов;
  • заем. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами; заем с самозакладом (закуп);
  • хранение имущества (поклажи). Поклажа рассматривается как дружеская услуга, безвозмездна и не требует никаких формальностей;
  • подряд (Урок мостников). Здесь регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Имеются в виду не только мосты, но и городские мостовые;
  • личный наем. Наем в тиуны (слуги) или ключники.

Можно, очевидно, говорить и о существовании в древне­русском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему для перевозки или продажи. Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья или связывания рук и т.п.).

По Русской Правде, выделялось наследование по закону и по завещанию.

Схема: Основные редакции Русской Правды.

Традиционные правовые нормы восточных славян, сложившиеся в языческую эпоху и бытовавшие в устной форме до начала XI в., когда они впервые были записаны и кодифицированы и в составе единого кодекса объединены с княжескими установлениями. Старейший из дошедших до нас юридических памятников Древней Руси.

Закон Русский – древнейший комплекс правовых норм, который, по мнению М.Б. Свердлова, являлся унификацией устного обычного права различных славянских племен в эпоху возникновения Древнерусского государства, был частично зафиксирован в договорах Олега и Игоря с Византией в 911 году и 944 году, и стал впоследствии одним из источников для создания Русской правды.

«Русская правда» использовалась в том или ином виде до конца XV века и стала основой всего русского законодательства: была одним из источников Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебников 1497 года и 1550 г.ода, некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.

Впервые была обнаружена В.Н. Татищевым во второй половине 1730-х годов и с тех пор является одним из важнейших источников по истории Древней Руси. Сохранилась в многочисленных списках, которые традиционно подразделяют на три редакции, имеющие между собой существенные различия. Все они находятся в составе сборников (как правило, летописного или юридического характера), в связи с чем «Русскую правду» принято анализировать в контексте ее связи с другими памятниками, содержащимися в кодексе.

Краткая редакция

По всей видимости, она стала правовым оформлением сложившегося Древнерусского государства. Вопрос о датировке Краткой редакции Русской Правды дискуссионен. В ее составе выделяют несколько частей:

Правда Ярослава

Первая кодификация традиционных правовых норм, согласно наиболее распространенной точке зрения, была проведена Ярославом Владимировичем (1016-1018, 1019-1054) после утверждения на киевском престоле. По его имени ее принято называть «Правдой Ярослава». В ней устанавливались нормы наказания за достаточно узкий круг уголовных преступлений — убийство, членовредительство, побои, кражу личного имущества. Наказанием в большинстве случаев служил денежный штраф – вира. Право кровной мести, характерное для архаичного общества, ограничивается в источнике кругом ближайших родственников.

Правда Ярославичей

По инициативе сыновей Ярослава – Изяслава, Святослава и Всеволода во второй половине XI в. (иногда датируется 1072 годом) была проведена новая кодификация, в которой отразилось складывание княжеской частной земельной собственности. Большинство статей памятника посвящено защите княжеского имущества и княжеских людей. Отменяется право кровной мести.

Впоследствии «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» были объединены в единый судебник, который известен по двум спискам XV века, сохранившимся в составе Новгородской I летописи. Состоит в совокупности из 43 статей.

Третью и четвертую часть Краткой редакции составляют «Покон вирный», регламентировавший ту часть доходов, которая оставалась вирнику за его работу по сбору штрафов в пользу князя, и «Урок мостникам», устанавливающий правила для тех, кто мостит дороги в городе.

Пространная редакция

Сохранилось около 100 ее списков, древнейший из которых относится к XIII веку. Традиционно считается, что новая переработка старых правовых норм была проведена при Владимире Мономахе(1053-1125) в начале XII века, хотя некоторые исследователи склоняются в пользу более поздней датировки и относят время ее создания к началу XIII столетия (М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, Я.Н. Щапов и др.). Источниками Пространной Правды стали Правда Ярославичей, домениальный устав, Устав о холопах, законы Владимира Мономаха, а также обычное право.

Пространная редакция отражает складывание боярской земельной собственности и усложнение социальной структуры древнерусского общества (возникновение закупов – новой категории зависимого населения, к которой относили потерявших свободу из-за долга – купы, отраженное в «Уставе о закупах»; повышение статуса верхушки военно-служилого слоя – «княжих мужей», за убийство которых назначается двойная вира в 80 гривен при штрафе в 40 гривен за простого свободного и 5 гривен – за зависимого; усиление ростовщиков в обществе, против которых направлен «Устав о резах» – ссудах – Владимира Мономаха). «Устав» Владимира Мономаха, являющийся составной частью памятника, был принят вскоре после 1113 года, когда произошло народное восстание в Киеве. Новая кодификация законов была нацелена на нормализацию социальной обстановки на Руси: ограничение ростовщичества, регламентацию перехода свободных людей в рабство и т.д.

Именно в этом виде «Русская Правда» в качестве главного правового кодекса сохранялась на Руси долгое время, вплоть до конца XV века.

Сокращенная редакция

Известна по двум рукописям XVII века из Кормчей книги особого состава, большинством ученых не признается в качестве самостоятельного памятника. Время ее создания обычно относят к XIV-XVII векам. (М.Н. Тихомиров говорит о XII веке). Как правило, считается, что она является урезанной версией Пространной редакции, хотя есть мнения о том, что она была основана на другом, неизвестном нам памятнике древнерусского законодательства.

Добавить комментарий