Банковское регулирование

Банковское регулирование — система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого «верблюда”. Английский акроним «CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность.

Существует два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задача пруденциального регулирования — в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования:

  • -защита вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;
  • -защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.

Можно полностью согласится с высказанным в зарубежной литературе утверждением, что пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить крах каждого конкретно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.

Цели пруденциального регулирования определяют его функции, выступающие как оперативная форма реализации целей. Учитывая вышеизложенное и суммируя разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:

  • 1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;
  • 2) защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;
  • 3) обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую Центральным банком как кредитором последней инстанции.

Превентивная функция выступает как ключевая в пруденциальном регулировании банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена данная функция, состоит в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того, чтобы уменьшить потенциальную возможность краха банков. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них заметно регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное регулятивное воздействие неизбежно принимает правовую форму, так как происходит путем принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными органами государства:

  • ? введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться банковским бизнесом, в форме обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат комплекс жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам;
  • ? формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и тем самым сдерживают излишне рискованную активность;
  • ? осуществление надзора за соответствием деятельности банков предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в целом.

Чтобы центральный банк мог хорошо выпол­нять свои функции и задачи, проводить в жизнь выработанную (час­то вместе с правительством) денежную и кредитную политику, ему нужны не только ответственность и полномочия, но также опреде­ленные инструменты (методы, способы, приемы, технологии). К чис­лу таких инструментов принято относить:

  • операции на открытом рынке с ценными бумагами (преиму­щественно с государственными);

  • валютные интервенции;

  • таргетирование (установление целевых ориентиров роста по­казателей денежной массы);

  • ставку рефинансирования и другие процентные ставки, по ко­торым центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам;

  • нормы обязательного резервирования (депонирования) ком­мерческими банками части привлеченных ими средств в централь­ном банке;

  • обязательные экономические нормативы деятельности банков;

  • прямые количественные ограничения (установление пределов процентных ставок и их периодическое «замораживание», прямое ограничение объемов кредитования, регулирование конкретных видов кредита для стимулирования или сдерживания определенных ви­дов производства).

  • Выпуск облигаций от собственного имени

  • Ставка по услугам ЦБ

Различные комбинации перечисленных инструментов позволя­ют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег, имея в виду посредством соответствующей политики понижение или повышение деловой активности участников экономического процесса.

2.Этапы реформирования и особенности формирования банковской системы России.

  1. 750-1860 – активная работа Сберкасс, казённых банков (обслуживание примитивных форм расчётов, держание вкладов, предоставление кредитов (в основном под залог недвижимости)). В крупных городах. Банки: Дворянский банк, Купеческий банк.

  2. 1860-1917 – утверждён Госбанк, который закрыл все казённые банки. Активно работали банкирские дома. 1864 – первый коммерческий банк России (акционерный) – СПб частный банк. Начало развития частных банков. До 1905 года б\с имела следующие уровни:

  • Госбанк

  • Сберкассы (более 3000)

  • Коммерческие банки (50)

  • Общество взаимного кредита, кредитные товарищества, ломбарды.(1108)

Цент б\с – СПб

3. 1917-1985 – все банки были национализированы. Остался Национальный банк, который объединил их капиталы и возможности. Б\с одноуровневая. 1921-1924 – НЭП – разрешено формирование коммерческих банков, но потом всё опять национализируют. 1930 – появление Стройбанка, Банка для внешней торговли, системы сберкасс

4. 1985-2005. 1987 – создаётся 5 госбанков: Промстройбанк, Агропромбанк, Банк ЖКХ и социального развития, Банк трудовых сбережений и накоплений, Банк для внешнеэкономической деятельности. 1988 – ФЗ «о кооперации» — регулирование коммерческой д-ти в России. За год сформировалось 400 банков. 1989 – Ассоциация банков России. 1990 – ФЗ «о ЦБ», ФЗ «о бибд». Определена 2-хуровневая б\с. 1995 – новая редакция ФЗ «о ЦБ». 1996 – новая «обибд». 2002 – 10.07 – новый ФЗ «о ЦБ» — жёсткий, серьёзно ограничил самостоятельность ЦБ.

Этапы банковской реформы в период перехода к рыночным отношениям

Первый этап банковской реформы

1987 г — постановления, в соответствии с ко­торыми Госбанк СССР лишался своих монопольных функций и от­странялся от непосредственной кредитной работы с клиентурой. За ним закреплялась роль руководителя и организатора всей банковской системы, т. е. роль Центрального банка.

Было создано пять государственных специализированных банков: Промстройбанк, Агропромбанк, Банк ЖКХ и социального развития, Банк трудовых сбережений и накоплений, Банк для внешнеэкономической деятельности.

Второй этап банковской реформы

1988 г. — принят закон о кооперации в СССР, который предусматривал создание кооперативных банков. Стали создаваться кооперативные банки, по своему правовому статусу большинство та­ких банков были общества с ограниченной ответственностью на пае­вых началах.

1988-1989 гг. — на­чала формироваться трехъярусная банковская система, состоящая из трех уровней: Госбанк СССР; государственные специализированные банки; коммерческие банки.

Третий этап банковской реформы

1990 г. — законы «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности в СССР» — окончательном формировании новой двухъярусной банковской системе:

на первом ярусе Центральный банк (Госбанк СССР);

на втором ярусе все остальные виды кредитных учреждений, объединенных в законе под названием «коммерческие банки».

Банковское регулирование – совокупность законодательных норм, регулятивных требований и стандартов, разработанных законодательным и надзорным органами, в целях обеспечения стабильности банковской системы в целом и отдельного банка. Главной целью банковского регулирования является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

БР подразделяется на: 1)гос.регулирование – выражается действующим банковским законодательством РК. Гос.регулирование вкл: а)денежно-кредитное регулирование; b)пруденциальное регулирование; с)валютное регулирование; d)регулирование платежей и переводов денег. 2)саморегулирование – включает в себя ведомственный и независимый контроль. Также саморегулирование осуществляется самими банками для принятия внутрибанковских стандартов, правил и кодексов.

Ведомственный контроль – вкл.надзор за дея-тью БВУ со стороны НБРК. Независимый контроль – осуществляется аудиторскими фирмами.

Система банк-го надзора – система мер регул-ния и контроля за движением денежных потоков в банк системе. Основная задача: является формирование фин-устойчивой банк системы, содействующей решению проблем стабилизации и эконом-го роста.

Банковский надзор – разновидность банк гос. регул-ния, включаемого совокупность мер по мониторингу состояния в банк системе в целом и отд. кред. орг-ций, оперативному выявлению проблем в банк. секторе: разработке предложений, направ-ых на повышения эффективности банк. регул-ния.

Сущность банковского надзора – проверка соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам государства. Цель банковского надзора – приведение банковской системы и банковской деятельности каждой кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов государства. Субъекты надзора – орган, осущ-щий надзор и поднадзорного кредитная орг-ция. Объекты: процессы вступления (выхода) кред орг-ций в банк среду; текущая деят-ть банка и банк мен-т, состояния учета и отч-ти КБ.

Органы банковского надзора также должны требовать от всех банков наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка. Эта система должна быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. Важно также, чтобы органы банковского надзора проводили оценку системы в зонах повышенного риска (то есть в сегментах бизнеса, характеризующихся более высокой, чем обычно, рентабельностью, быстрым ростом активов, внедрением новых банковских продуктов или географической удаленностью от головного офиса). Если надзорные органы приходят к выводу, что система оценки и управления рисками неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.

Методы БН: 1)Дистанционный надзор – это регулирование выполнения банками нормативов, установленных правилами о пруденц. нормативах на основе передаваемой банками отчетности в Нацбанк РК т.е. это метод контроля за работой банков, который заключается в периодическом предоставлении банками своей отчетности (баланс, отчет о фин рез-тах, отчет по валютным операциям, отчет о пруденц нормативов). 2)Инспекционный надзор оценивает величину банка по его активам, степень аффилиированности, риски. Производится периодически (не реже 1 раза в год) с выездом инспектора в банк. Инспектирование проводится с целью определения его реализуемой фин и институциональной достоверности фин отчетности и годовых отчетов, соответствия действий сотрудников банков законодательства, определение общего фин состояния часто осуществляется по группе ключевых компонентов. При дистанционном надзоре производится проверка по системе CAMEL, которая оценивает адекватность капитала, качество активов, управление (менеджмент), ликвидность

Одним из методов банковского надзора является выявление наиболее рискованных направлений деятельности банка и фокусирование на них своего внимания для выявления проблем на ранних стадиях. Важным направлением деятельности банковского надзора является работа со слабыми банками.

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России. С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

— обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций;

— нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

— правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— нормативы достаточности собственных средств (капитала);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

— взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала;

— потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

— изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

— ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

— назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

— ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации;

— предложить учредителям увеличить размер собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов.

Высшей мерой наказания для банка, которую может применить ЦБ, является отзыв лицензии, за ним должна последовать ликвидация банка.

Кроме того, в ряде случаев Банк России может направить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя.

Добавить комментарий